Меню

Что такое функциональное средство труда

Разновидности средств и условий труда.

Средства труда – это любая реальность, дающая возможность человеку взаимодействовать с пердметом труда сообразно его цели.

Разновидность средств труда (по Климову):

Вещественные средства, орудия труда:

1. Средства познания (приема, получения, «добычи», обработки информации).

1) Приборы, машины, дающие изображение (лупа, монитор компьютера, микроскоп).

2) Приборы, машины, дающие условный знак, символ, сигнал (компьютер, вольтметр, термометр, барометр).

3) Приборы, машины, обрабатывающие ин формацию (счетчики, компьютеры, калькуляторы).

2. Средства воздействия на предметную ситуацию.

1) Применяемые в социальных системах (система СМИ, специально построенная информация, обращенная к людям, мегафон, сирена, группы специально подготовленных людей).

2) Применяемые в природных, технических системах:

— ручные (молоток, топор, коловорот);

— механизированные (пневматический молоток, электрическая дрель);

— машины с ручным управлением (экскаватор, подъемный кран, бульдозер);

— автоматизированные и автоматические системы, аппараты для осуществления длительных, непрерывных процессов (ткацкий станок, автоматическая оросительная система и т.д.).

Внешние функциональные средства труда:

1. Выразительные средства поведения, речи человека как субъекта труда (например, в работе руководителя, педагога, актера, диктора – интонации речи, позы, жесты, выражение лица).

2. Организм человека как субъекта труда, его некоторые системы, органы (например, в работе педагога-тренера, артиста балета, акробата).

Внутренние функциональные средства труда:

1. Невербальные (мысленные эталоны, образцы вещественных результатов или их отдельных признаков, наглядные мысленные схемы-планы трудовых процессов).

2. Вербальные (удерживаемые в памяти правила, профессиональные «заповеди», последовательности самоинструкций).

Внутренние средства могут быть и общезначимыми, и индивидуально своеобразными, уникальными, что является одним из важных условий профессионального мастерства.

Разновидности условий труда

Условия труда — это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние организма работающих, их здоровье и работоспособность в процессе труда.

1. Объективные (внешние условия труда): материальные условия работы и быта (оборудование, одежда, предметы питания, обслуживание рабочих мест, состояние производственных помещений, и т.п.)

2. Субъективные (внутренние условия труда): к субъективным условиям труда могут относится: взаимоотношения в трудовом коллективе, эстетические условия труда (озеленение помещения, окраска стен и т.д.); настроение, состояние здоровья субъекта труда; психофизиологическое состояние человека и т.д. От внешних условий труда зависит как успешность (эффективность) работы, так и удовлетворенность трудом человека.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

1. Вещественные средства, орудия труда.

1.1. Средства приема, получения информации (приборы, дающие информацию в виде условных сигналов, в виде изображения).

1.2. Средства обработки информации.

1.3. Средства передачи информации.

1.4. Средства осуществления практических действий в биологичес­ких, технических, знаковых системах и системах художествен­ного отображения действительности (ручные средства труда, машины с ручным управлением, автоматизированные и авто­матические системы).

2. Внешние функциональные средства труда.

2.1. Выразительные средства поведения и речи человека (в работе руководителя, госслужащего, педагога, актера, радио- и телеве­дущего).

2.2. Организм человека (тренер, артист балета, цирка).

2.3. Группа функционирующих людей (в работе руководителя, ди­рижера, режиссера).

3. Внутренние функциональные средства труда.

3.1. Знания, умения, навыки.

3.2. Образы, цели, представления о результатах деятельности.

3.4.Личностные и интеллектуальные особенности, или шире — личностный и профессиональный потенциал.

Е. А. Климов обращает внимание, что соотношение внутренних и вне­шних средств труда, как правило, характеризуется «обратной пропор­цией»: чем менее выражены или представлены внешние средства труда тем более сложны и тонко дифференцированы внутренние средства. Например, легко выделить и однозначно описать средства труда води­теля, бульдозериста, экскаваторщика, оператора прокатного стана, но довольно затруднительно оценить средства труда конструктора средств труда представителеймассовых профессий. Сравнительно легко выде­лить средства труда медицинской операционной сестры или ассистента другого специалиста, но много сложнее — хирурга, проводящего уни­кальную операцию. Можно описать типовой репертуар средств труда ординарного учителя физической культуры, но едва ли возможно исчерпывающе это сделать в отношении выдающегося тренера, работа­ющего с каждым выдающимся спортсменом как с уникальным «матери­алом» и «явлением», нередко интуитивно выбирающего средства под­готовки в конкретных случаях.

Производственная среда. Е. А. Климов отмечает, что производствен­ная среда как часть эргатической системы не сводится к зримой обста­новке на рабочем месте. К основным компонентам этой среды относят следующие.

1. Витальные (жизненные), санитарно-гигиенические условия труда(температура, влажность, давление, разные виды излучения, си­ловые поля, пыль, шумы, вибрация, ультразвуки, наличие ядови­тых и агрессивных веществ, источники инфекции, вероятность травматизма, функциональных перегрузок, появления экстремаль­ных факторов, состояние невесомости и т. п.).

2. Социальные условия труда. Человек как субъект совместной де­ятельности более или менее активно включен в более или менее интенсивные межличностные отношения. Последние могут вы­ступать не только фоном, не только значимыми условиями, но и факторами психических и соматических расстройств. Это боль­шая группа условий, создающих психологический микроклимат, в истории психологии труда со временем становится темой специ­альных исследований, а в последние годы называется как приори­тетная. В середине XX в. они рассматривались какнеформальная структура организации. В наших исследованиях активная организация человеком таких условий в структуре тру­дового поста и рабочего места названа психологическим простран­ством деятельности.

Организация, поддержание и управление оптимальными произ­водственными межличностными отношениями являются важней­шими условиями успешной работы людей, высоких производ­ственных показателей, удовлетворенности людей трудом, низкой текучестью, высокой трудовой дисциплины. Социаль­ные условия труда должны выступать приоритетной сферой рабо­ты руководителей всех уровней. Для руководителей высшего звена эта деятельность может определяться как формирование корпора­тивной культуры. Специальная работа по формирова­нию максимально продуктивных условий для работы людей со­ставляет содержание нового социального феномена — команды.

Система обязанностей субъекта труда, характеризующая трудовой пост, задает требования и предписывает основные формы активности функции) трудящегося. Подтрудовыми функциями понимают любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами труда.

Трудовые функции людей характеризуются исторической изменчивостью. В начальный период своей истории человек использовал физическую силу групп людей и животных для перемещения груза. В настоящее время один человек (водитель, крановщик, оператор автоматизированной линии, машинист локомотива) с помощью механических средств способен перемещать разные грузы. Трудовые функции часто можно своеобразно перераспределять внутри рабочего коллектива (в бригаде, экипаже) — как собственно исполнительские, так и управленческие — в масштабе определенной управленческой структуры.

Трудовые функции могут быть внешне наблюдаемыми или неявными мысленная переработка информации, волевая саморегуляция психического и функционального состояний и др.). Так, например, руководиль коллектива может сохранять внешнее спокойствие, не проявлять свои сомнения, принимая то или иное решение, «ровно» реагировать при возникновении неожиданных препятствий, неадекватной оценки труда коллектива вышестоящими руководителями и пр.; менеджер по продажам — терпеливо разъяснять клиенту преимущества своего това­ра, «мягко» преодолевать его психологические барьеры; шлифовщик алмазов и гравер — долго сидеть неподвижно, не приступая к работе до тех пор, пока не «соберется», не «настроится».

Игнорирование внутренней логики составляющих труда, расплывча­тое представление о трудовых функциях субъектов и, соответственно, их неадекватное отражение в служебных обязанностях крайне отрицательно сказываются на конечных результатах труда. Типичный пример — труд водителей автотранспорта. Неучтенное время на обслуживание техники в автотранспортных предприятиях, нерегламентированность трудовых функций водителей, объективная сложность разделения обязанностей водителя и автослесаря, усугубляемые некоторыми элементами россий­ской национальной культуры, игнорирование и недооценка профилакти­ческих мероприятий, времени эксплуатации техники и многое другое имеют соответствующие следствия: низкую управляемость транспорт­ным предприятием, низкую производственную дисциплину, использова­ние транспорта в личных целях и т. д. Напротив, любая попытка жесткой регламентации труда исполнителей обычно активно саботируется ими. Именно следование четкой регламентации даже может служить мощным средством противодействия администрации со стороны рабочих и служа­щих («забастовка по-английски» и т. и.).

Служебные обязанности. Под служебными обязанностями понима­ютотображение трудовых функций в нормативных документах (ин­струкциях, предписаниях). При всей очевидно объективной необходимости предписания нормативные акты, инструкции не могут отразить всю специфику реальности и таким образом совпадать с вы­полняемыми в действительности трудовыми функциями субъекта, что также может быть источником конфликтов на производстве.

Вероятность конфликтов отчасти снимается посредством уравнове­шивания обязанностей системой прав работника — пространства сво­боды работника в выборе средств и методов решения профессиональ­ных задач, а также степени защиты его личности от действий других лиц (руководителей, партнеров, потребителей).

Права работника, характеризующие определенный рабочий пост, могут быть представлены объективно (в юридических и нормативных документах) и субъективно. Е. А. Климов замечает, что чем более рег­ламентирована деятельность, чем менее выражена «зона самостоятель­ности», тем, как правило, менее субъективно привлекательна она для человека. Последнее является серьезным фактором, влияющим на эф­фективность труда, удовлетворенность результатами своей деятельности, производственный травматизм, появление профессиональных заболе­ваний. Одним из путей решения этой проблемы в зарубежной психо­логии стало движение «обогащения труда», то есть специальное пос­тоянное или эпизодическое изменение производственных заданий, введение новых элементов, расширение возможности принятия решений работниками по отдельным вопросам, делегирование им части прав л т. п. Чем выше уровень образования и профессиональной подготовки работника, тем более острым становится вопрос о правах.

Проблема оценки и регламентации труда всегда будет оставаться крайне актуальной. Поскольку труд есть не только экономическая кате­гория, но и культурное явление, всегда будет сохраняться историческая изменчивость оценок результатов труда и деятельности его субъекта, а также изменчивость баланса разных трудовых функций, служебных обязанностей и прав работника. Динамика и приоритеты этих составля­ющих труда исторически меняются по мере усложнения производства, роста значимости квалификации ра­ботника, по мере того, как он все более выступает не в ограниченной роли индивида и субъекта, а в роли личности и индивидуальности

Эргатическая система и эргатические функции

Для понимания психологической сущности деятельности субъекта труда крайне важным является осмысление феномена эргатических систем. Под эргатической системойпонимается сложная система взаимодействия субъекта и объекта труда. В более развернутом виде – это система «человек – машина – среда – социум – культура – природа».

Эргатическая система — это сложная система управления, составной элемент которой — человек-оператор (или группа операторов), например, система управления самолетом, диспетчерская служба вокзала, аэропорта.

Сложная целеустремленная система, включающая человека (группу людей), техническое устройство (средств деятельности), объект деятельности и среду, в которой находится человек.

Этапы развития эргатической системы:

На первом этапе исследований целью оптимизации эргатической системы считалось приспособление человека к техническому устройству.

На втором этапе идет приспособление технического устройства к человеку, его психологическим, физиологическим, антропометрическим и другим характеристикам.

Для третьего этапа характерно рассмотрение эргатической системы с позиций анализа человеческого фактора как ее совокупного интегрального качества. При этом не человек рассматривается как рядовое звено, включенное в техническую систему, а техническое устройство — как средство, включенное в деятельность человека-оператора. Именно человек порождает и трансформирует цели функционирования эргатической системы, достигает их с помощью технического устройства.

Классификация эргатических систем.

1. В зависимости от числа действующих в них людей различают моноэргатические (один оператор) и полиэргатические (несколько человек) системы.

2. В зависимости от соподчиненности операторов в системе выделяют эргатические системы первого, второго и более высоких порядков. Например, система второго порядка имеет два этажа управления, на первом из которых оператор работает с техническим устройством, а на втором — оператор кроме работы с техническим устройством осуществляет руководство действиями первого оператора.

3. По функциональному критерию эргатические системы разделяют на детерминированные (действующие по жесткому алгоритму) и недетерминированные, в которых появление тех или иных событий, а, следовательно, и осуществление деятельности оператора имеет вероятностный характер.

Имеются и другие критерии классификации эргатических систем, их число и разнообразие постоянно растет, что затрудняет попытки создания единой классификации.

Эргатическая функция — сложная функция управления, составной элемент которой — человек-оператор.

Е.А. Климовым выделены эргатические функции, которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности. Сама эргатическая функция определяется как «любое уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, т.е. — это любая трудовая функция (функция эргатической системы). Например, работник не может найти нужный инструмент (нужный документ) — у него нет порядка (условия не соответствуют работе). Следовательно, надо навести порядок, т.е. привести в соответствие цели труда, средства и условия.

Можно выделить следующие основные группы эргатических функций:

 духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука);

 производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, средства массовой информации — СМИ, планирование — экономика, управление крупными социально-экономическими и политическими системами);

 производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем);

 материальное производство (оперативно-гностическое — обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое — организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда — транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда).

Профессия как система социальных отношений

Профессии (от лат. professio «оглашать», «говорить публично») — ис­торически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные ка­чества.

Феномен профессии Е. А. Климовым представлен в четырех «основ­ных значениях»,основных аспектах социальных отношений, или в че­тырех ее компонентах, которые в целом можно рассматривать как хро­нотоп середины 1980-х гг.

Область приложения сил человека как субъекта труда, ограничен­ный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разде­ления труда).

Общность людей, выполняющих определенные трудовые функции, имеющих общественно полезный характер.

Подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация) че­ловека, благодаря которой он способен выполнять соответствую­щие трудовые функции.

Деятельность профессионала как процесс реализации трудовых функций, выполняемых профессионально.

Два десятилетия спустя профессия представлена этим же автором несколько иначе: здесь уже акцентируется внимание на ее эволюцион­ных аспектах (хронотоп 2004 г.).

1. Область приложения сил человека как субъекта труда.

2. Общность людей.

3. Деятельность и область проявления личности.

4. Исторически развивающаяся система.

5. Реальность, творчески формируемая субъектом.

Следуя Е. А. Климову, Н. С. Пряжников предлагает выделять «основ­ные характеристики» профессии, которые также можно рассматривать какхронотоп-2000.

1. Ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие историчес­кого разделения труда).

2. Общественно полезная деятельность.

3. Деятельность, предполагающая специальную подготовку.

4. Деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение: мо­ральное и материальное, дающее человеку возможность удовле­творять свои насущные потребности, выступающее необходимым условием его всестороннего развития.

5. Деятельность, дающая человеку определенный социальный и обще­ственный статус (дело человека, работа — как главная, самая акту­альная «визитная карточка», во многом формирующая Я-концепцию множеством составляющих профессии: должность, стаж, квалификация, высшие профессиональные достижения, пережи­тые экстремальные ситуации, травмы, «боевые раны» и т. д.).

6. Отношение к данной работе как к своей профессии, как главная психологическая характеристика.

Э. Ф. Зеер выделяет следующие отличительные признаки профес­сии: профессиональная компетентность, профессиональная автономия, групповые нормы и ценности, самоконтроль.

А. К. Маркова, рассматривая феномен профессии, выделяет три аспекта:

профессии как исторически возникшие и социально востребован­ные формы деятельности, для выполнения которых человек дол­жен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности;

профессии «с точки зрения общества» — социально зафиксиро­ванная область осуществления трудовых функций, система про­фессиональных задач, форм и видов деятельности, особенностей личности;

профессия «с точки зрения конкретной личности» — деятельность, посредством которой человек участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к суще­ствованию.

К вышеприведенным характеристикам профессии, выделенным при­знанными специалистами, следует добавить еще несколько:

способ структурирования человеком времени своей жизнедеятель­ности — организацию и периодизацию социальной и биологиче­ской активности человека в микро- и мезофазах (сутки, недели, месяцы) посредством внешних условий;

средство осознанного структурирования жизненного пути — орга­низацию и периодизацию социальной и биологической активно­сти человека в макрофазах (периоды жизни, профессиональная карьера, жизнь в целом) посредством внешних условий;

средство самосозидания человека как личности — привлечение внешних условий для процессов зарождения, становления и сме­ны личностных образований.

Раскрывая сущность феномена «профессия», Н. С. Пряжников раз­личает несколько смежных понятий:

профессия — группа родственных специальностей (профессия — врач, специальность — врач-терапевт, хурург, окулист; профессия — учитель, специальность — учитель географии, истории и т. п.);

квалификация — уровень профессионального мастерства. Разли­чают формальную квалификацию, выраженную в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т. п., и реальную квалификацию — уровень мастерства, который чело­век действительно может проявлять;

должность — «размытое понятие», определение которого затрудне­но, несмотря на то что именно это и есть объективно и документаль­но фиксируемое проявление профессии. Должность может отождест­вляться с квалификацией (например, младший научный сотрудник), временными обязанностями (и. о. заведующего, руководитель про­екта), профессией в целом (психолог в организации).

А. К. Маркова также видит необходимым «оттенить» феномен про­фессии понятиями, отражающими близкие по содержанию феномены: модель специалиста, модель подготовки специалиста, квалификацион­ная характеристика.

Е. А. Климов для этой же цели использует другие понятия: «специаль­ность» —относительно частное подразделение внутри более широкого представления о том, где, чем и как занят человек, что он знает и умеет. Например, профессия — педагог, специальность — учитель математики, географии», «занятие» — «относительно широкое понятие, включающее и профессии, и специальности, и должности», и«должность» — «место, занимаемое трудящимся в организационной, производственной структу­ре. Предполагается, что должность более или менее соответствует уровню профессиональной подготовки человека.

Э. Ф. Зеер обращает внимание, что в англоязычной среде различают понятия«профессия» (profession) — как характеристику небольшого круга высокостатусных видов профессиональной деятельности — и «занятие» — все другие виды работ, занятий, специальностей. Также различаются «профессия» и «специальность» как целое и часть.

Источник



Что такое функциональное средство труда

Название: Введение в психологию труда — Климов Е.А.

Рейтинг:

Средством труда можно считать (в психологии) любую реальность, дающую возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели. Так, например, средством труда педагога может быть и бывает, в частности, интонация речи (подбадривающая, укоряющая, требовательная и т.д.); средством труда наладчика технологического оборудования — мысленная схема «шагов» по поиску причин неисправностей техники в типичных ситуациях (алгоритм поиска — система предписаний, обязательно приводящих к наиболее вероятному месту неисправности), а отнюдь не только ручные инструменты; средством . труда дирижера — музыкальный коллектив, оркестр (а отнюдь не «палочка», которая нужна здесь еще меньше, чем фрак), а также ему, быть может, одному известные критерии и мысленные образцы должного звучания.

В данном случае, как и при рассмотрении предшествующих компонентов трудового поста, мы сталкиваемся опять с двумя рядами явлений: а) объективированными и находящимися вне субъекта и б) свойственными самому субъекту.

И алгоритмы, и речевые интонации, и мысленные схемы, эталоны, как и гаечные ключи или отвертки, могут быть социально фиксированы в виде описаний, образцов, моделей и т.п. Но собственно субъектными средствами деятельностиони становятся тогда, когда они усвоены, интериоризованы работником.

Как ясно из изложенного выше, средства труда вовсе не обязательно бывают вещественными, но могут быть и функциональными в том смысле, что представляют собой некоторые упорядоченные процессы, явления поведения или внутреннего мира, собственно психики. Так, строго говоря, средством работы дирижера оркестра является даже не само по себе видимое множество оркестрантов, а эти люди в процессе музыкальной деятельности, «музицирования»; за пределами этого процесса эти же люди уже не входят в систему средств труда дирижера. Еще: алгоритм поиска причин разладки станка в цехе может существовать не только как текст инструкции, но и как субъективная, психическая, модель, образ, а это уже обязательно процесс, функция.

Из сказанного ясно, что некоторые функциональные средства являются внешними (по отношению к сознанию субъекта труда), а некоторые — внутренними, психическими (подробнее об этом в следующем параграфе).

Вопросы а темы для размышления и разработки

1. Возможны ли невещественные результаты труда?

2. Где область существования продуктов труда педагога?

3. Может ли быть продуктом труда душевное состояние?

Тема 1. Продукты труда практикующего психолога.

Тема 2. Продукты труда психолога-исследователя.

Тема 3. Продукты труда организатора производства.

1.7. Средства и условия деятельности как компоненты трудового поста

Рассматривая средства труда как системный компонент трудового поста, обратимся прежде всего к внешним, объективированным средствам, характеризующим как бы вакантный трудовой пост. Они очень разнообразны. Однако не оставим без внимания и внутренние. Общая группировка основных средств такова:

Вещественные средства, орудия труда

1. Средства познания (приема, получения, «добычи», обработки информации).

1) Приборы, машины, дающие изображение (бинокль, микроскоп, телевизионная система).

2) Приборы, машины, дающие условный знак, символ, сигнал (вольтметр, термометр, мнемоническая схема на сигнальном табло диспетчерского пульта управления).

3) Приборы, машины, обрабатывающие информацию (счетчики, электронные вычислительные машины).

2. Средства воздействия на предметную ситуацию.

1) Применяемые в социальных системах (система средств массовой информации, специально построенная информация, обращенная к людям, мегафон, сирена, группы специально подготовленных людей, скажем, боевые подразделения в работе военачальника, специализированные группы, подчиненные руководителю любого рода).

2) Применяемые в природных, технических системах

• ручные (молоток, топор, коловорот);

• механизированные (пневматический молоток, электродрель);

• машины с ручным управлением (экскаватор, подъемный кран, бульдозер);

• автоматизированные и автоматические системы, аппараты для осуществления длительных, непрерывных процессов (ткацкий станок, дрожжерастительный аппарат, робото-технологический комплекс).

Внешние функциональные средства труда

3. Выразительные средства поведения, речи человека как субъекта труда (например, в работе руководителя, педагога, актера, диктора — интонации речи, позы, жесты, выражение лица).

4. Организм человека как субъекта труда, его некоторые системы, органы (например, в работе педагога-тренера, артиста балета, акробата).

Внутренние функциональные средства труда

5. Невербальные (мысленные эталоны, образцы вещественных результатов или их отдельных признаков, наглядные мысленные схемы-планы трудовых процессов).

6. Вербальные (удерживаемые в памяти правила, профессиональные «заповеди», последовательности самоинструкций).

Внутренние средства могут быть и общезначимыми, и индивидуально своеобразными, уникальными, что является одним из важных условий профессионального мастерства.

Поскольку трудовая деятельность не может осуществляться без внутренних средств, наиболее общезначимые из них отображаются в нормативной, инструктивно-методической документации, характеризующей тот или иной трудовой пост. И внутренними средствами, заданными в такого рода документации, нужно и важно овладевать так же, как и средствами внешними. Например, что значит владеть методикой преподавания того или иного предмета? Это значит — владеть сложнейшей системой внутренних средств, выбирать их сообразно ситуациям, целям преподавательской работы и умело использовать; наряду с этим методика может и «лежать на столе» в виде соответствующей книги. Сходным образом дело обстоит в любом труде.

Источник