Меню

Что такое государственное регулирование средств измерения

Что такое государственное регулирование средств измерения

Информация о мерах, принимаемых Ростест-Москва по предупреждению распространения коронавирусной инфекции

Информация о мерах, принимаемых Ростест-Москва по предупреждению распространения коронавирусной инфекции

СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Цели государственного регулирования обеспечения единства измерений определены статьей 1 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений»:

  1. установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации
  2. защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений
  3. обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности
  4. содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу

Обеспечение единства измерений – деятельность, направленная на установление и применение научных, правовых, организационных и технических основ, правил, норм и средств, необходимых для достижения состояния измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин или в значениях по установленным шкалам измерений, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы.

Обеспечивая единство измерений,
метрологи создают условия для того, чтобы жизнь стала безопаснее,
продукция – качественной, торговля – честной!

Система обеспечения единства измерений –это совокупность субъектов, норм, средств и видов деятельности, предназначенная для обеспечения единства измерений.

В системе обеспечения единства измерений законодательством РФ определены Сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений — сферы национальной экономики, в которых государство принимает на себя ответственность за обеспечение единства измерений и осуществляет непосредственное регулирование.

Управление субъектами, нормами, средствами и видами деятельности по обеспечению единства измерений осуществляется на основании нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке.

К деятельности в регулируемых сферах (их перечень определен статьей 1 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений») устанавливаются обязательные метрологические требования.

Федеральным законом установлено, что федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющие нормативно-правовое регулирование в указанных сферах деятельности, определяют виды измерений, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования.

К настоящему времени определены и установлены обязательные метрологические требования к более чем 400 измерениям.

Предприятия и организации, осуществляющие измерения в указанных сферах деятельности, должны соблюдать обязательные метрологические требования к таким измерениям.

Защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений обеспечивается государственным регулированием в области обеспечения единства измерений в следующих формах:

  • утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений
  • поверка средств измерений
  • метрологическая экспертиза
  • федеральный государственный метрологический надзор
  • аттестация методик (методов) измерений
  • аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений

Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений определяется Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» (положениями прямого действия и косвенным образом).

1. В соответствии с частью 3 статьи 1 ФЗ «Об обеспечении единства измерений», сфера государственного регулирования распространяется на измерения, к которым установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при осуществлении деятельности в областях, приведенных на схеме «Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений».

2. В части 4 статьи 1 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» устанавливается, что «к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании».

3. В соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ «Об обеспечении единства измерений», «Федеральные органы испол­нительной власти, осуществляющие нормативно-право­вое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1-5, 7-13, 15, 18 части 3 и в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона (по согласованию с Росстандартом) определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.

К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений отнесены:

  • измерения, описанные в пунктах 6, 14,16,17 и 19 части 3 статьи 1 ФЗ «Об обеспечении единства измерений»;
  • измерения, предусмотренные законодательством РФ о техническом регулировании.

Остальные измерения относятся к сфере государственно­го регулирования только в том случае, если они отнесены к ней соответствующим органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, предусмотренных той же частью 3 статьи 1 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и к ним установлены обязательные метроло­гические требования, в том числе показатели точности измерений.

ИЗМЕРЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Начальник Управления метрологии Росстандарта Дмитрий Гоголев:
Почти ежедневно в Росстандарт поступают просьбы от предприятий уточнить, что относится к сфере государственного регулирования. Сейчас мы готовимся максимально точно описать в законе объекты сферы госрегулирования и разработать перечень средств измерений, подлежащих утверждению типа и поверке.

Источник

Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений

Статья 11. Формы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений.

Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений осуществляется в следующих формах:

1) утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений;

2) поверка средств измерений;

3) метрологическая экспертиза;

4) государственный метрологический надзор;

5) аттестация методик (методов) измерений;

6) аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

Статья 12. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений

1. Тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.

2. Решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.

3. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений удостоверяется свидетельством об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений. В течение срока действия свидетельства об утверждении типа средств измерений интервал между поверками средств измерений может быть изменен только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.

4. На каждый экземпляр средств измерений утвержденного типа, сопроводительные документы к указанным средствам измерений и на сопроводительные документы к стандартным образцам утвержденного типа наносится знак утверждения их типа. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения этого знака в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции средства измерений не позволяют нанести этот знак непосредственно на средство измерений, он наносится на сопроводительные документы.

5. Испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа проводятся юридическими лицами, аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений.

6. Сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

7. Порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, порядок выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требования к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядок их нанесения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. Порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа и порядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений устанавливаются с учетом характера производства стандартных образцов и средств измерений (серийное или единичное производство).

8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и использование на территории Российской Федерации не предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов и средств измерений, могут в добровольном порядке представлять их на утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений.

Статья 13. Поверка средств измерений

1. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации — периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

2. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

3. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.

4. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке.

Источник



Законодательная метрология

Государственное регулирование обеспечения единства измерений – это процесс воздействия государства на измерения, единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений к которым установлены обязательные требования.

К сфере государственного регулирования в области обеспечения единства измерений (СГРОЕИ) относятся области национальной экономики, в которых государство взяло на себя ответственность за обеспечение единства измерений и осуществляет непосредственное регулирование, определяя виды измерений и устанавливая к ним метрологические трубования, в целях обеспечения достоверности измерений, а также безопасности высокотехнологичных производств и предоставления услуг.

Сфера государственного регулирования в области обеспечения единства измерений (ОЕИ) регламентируется Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об обеспечении единства измерений», который устанавливает обязательные требования к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, единицам величин, выполнению работ и (или) оказанию услуг по обеспечению единства измерений.

Государственное регулирования в области ОЕИ осуществляется в формах, установленых статьей 11 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об обеспечении единства измерений», а именно:

  1. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений;
  2. Поверка средств измерений;
  3. Метрологическая экспертиза;
  4. Федеральный государственный метрологический надзор;
  5. Аттестация методик (методов) измерений;
  6. Аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

В Постановлении от 6 апреля 2011 г. N 246 «Об осуществлении федерального государственного метрологического надзора» установлен перечень измерений, выполняемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений:

  1. Измерения при осуществлении деятельности в области здравоохранения;
  2. Измерения при осуществлении ветеринарной деятельности;
  3. Измерения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
  4. Измерения при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
  5. Измерения при осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;
  6. Измерения при осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров;
  7. Измерения при выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов (за исключением измерений при выполнении учета количества электрической и (или) тепловой энергии, осуществляемых потребителями электрической и (или) тепловой энергии);
  8. Измерения при выполнении учета количества электрической и (или) тепловой энергии, осуществляемые потребителями электрической и (или) тепловой энергии;
  9. Измерения при оказании услуг почтовой связи;
  10. Измерения при учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечении целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования;
  11. Измерения при осуществлении геодезической и картографической деятельности;
  12. Измерения при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
  13. Измерения при проведении банковских, налоговых, таможенных операций и таможенного контроля;
  14. Измерения при выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
  15. Измерения при проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;
  16. Измерения при выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;
  17. Измерения при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора);
  18. Измерения при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;
  19. Измерения при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона N 102 от 26.06.2008 «Об обеспечении единства измерений», федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1-5, 713, 15, 18 части 3 и в части 4 статьи 1 ФЗ N 102, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.

Таким образом, под сферу государственного контроля попадают не все измерения, осуществляемые в указанных выше областях деятельности, а только те, перечень которых утвержден органом исполнительной власти, ответственным за регулирование данного вида деятельности. Например, в медицине к сфере государственного регулирования, включая метрологический контроль и надзор, отнесены измерения, предусмотренные Приказом Минздрава России от 21 февраля 2014 г. № 81н, в который не включены измерения, выполняемые при лабораторых исследованиях, клинической диагностике, включая измерения объема веществ и материалов, молярной концентрации веществ, измерения при изготовлении лекарственных препаратов и многие другие.

К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Статья 1 пункт 4).

Источник