Диагностика подростков по здоровому образу жизни
Здоровый образ жизни – это сложное понятие, объединяющее все науки о человеке. Каждая из отдельно взятых научных дисциплин трактует связку «здоровье» и «здоровый образ жизни» в русле своей специфики. Физиология и гигиена делают акцент на человеческом теле и работе организма. Психология включает в себя нормы поведения человека в обществе и его реакцию на различные факторы. Философия и религиоведение обращаются к внутренней сущности человеческой природы – его Разуму и Духу. Определение термина «здоровье» и производного от него понятия «здоровый образ жизни» приобретает в каждом ракурсе различные деференты. Мы будем рассматривать их в педагогическом аспекте, который подразумевает обогащение личностной культуры здоровья обучающихся и передачу им передового витагенного опыта [1].
Обучающийся, по определению, – это «индивид, который является обладателем правоспособности и дееспособности на получение образования» [6]. Отметим, что главное отличие данной социальной группы от прочих – причастность к умственной деятельности, что дает основание приравнивать субъектов образовательного процесса к работникам умственного труда. Следовательно, у них появляется общая мотивация (получить диплом об образовании) и возможность коррекции образа жизни согласно профессиональной специфике (с акцентом на оптимизацию умственной деятельности). Опираясь на изложенное выше, под здоровым образом жизни обучающихся будем понимать такую их деятельность, которая, обеспечивая достижение поставленных целей, а именно – положительное завершение процесса обучения, будет способствовать сохранению индивидуального здоровья.
Учитывая, что в процессе получения образования основы здорового образа жизни формируются, начиная с младшего школьного возраста, но необходимые знания о человеческом организме, как целостной системе, обучающийся получает лишь в старших классах, в аспекте данной работы нам следует сузить возрастные рамки испытуемых в исследовании и говорить о такой социальной группе, как обучающаяся молодежь (14–30 лет).
Уровень развития современной науки и знаний человечества повышается сегодня в геометрической прогрессии и проблема порой возникает не от недостатка, а от переизбытка имеющейся информации. Проблему же данного исследования мы видим в следующем: сегодня разработано множество методик, позволяющих определить уровень здоровья в медицинском, психологическом и даже социальном аспектах, но отмечается дефицит педагогического инструментария, способного оценить уровень становления здорового образа жизни у обучающихся. Для этого недостаточно констатировать качество их знаний в сфере сбережения здоровья, так как без соответствующих мотивов они останутся не востребованы и не применены. Спонтанная же и неорганизованная деятельность по сбережению здоровья также не может говорить о том, что здоровый образ жизни ведется осознанно и целенаправленно, так как это может быть результатом стороннего влияния. Лишь совокупность у субъекта значимых мотивов, научно обоснованных знаний и индивидуально-скорректированной деятельности по сохранению здоровья может обеспечить положительный результат приобщения к здоровому образу жизни. Становление, иначе говоря, присвоение общеизвестных норм здорового образа жизни субъектом – та стадия личностного развития, которая требует на наш взгляд особого внимания в текущем исследовании.
Становление здорового образа жизни у обучающегося представляет собой процесс сознательного изменения прежнего поведения через принятие ценности здоровья, значимости здоровой жизнедеятельности, приводящее к осознанному повышению у субъекта уровня знаний об организме и окружающей среде, позволяющих в свою очередь индивидуализировать принципы здорового образа жизни и ввести их в привычку.
Для того чтобы оценить исходный уровень становления здорового образа жизни у обучающихся, выраженный в таких его компонентах и показателях как:
– ценностно-смысловом (потребности в здоровом образе жизни);
– информационно-содержательном (знания о здоровом образе жизни);
– индивидуально-деятельностном (умения и навыки здоровьесберегающей деятельности) возникает необходимость разработать и научно обосновать диагностический инструментарий.
В данном исследовании это будет авторский опросник – «Сформированность компонентов становления здорового образа жизни у обучающихся». Опросник был разработан на основе информации учебного пособия «Физическая культура и здоровый образ жизни студента» М.Я. Виленского [2] и учебника «Физическая культура студента» В.И. Ильинича [3], содержащих в себе общеизвестные принципы здорового образа жизни.
Учитывая специфику рассматриваемого нами процесса, опросник был разделен на три блока, состоящих из девяти вопросов. Вариант ответа на каждый вопрос может быть «да», «не знаю»/«не уверен», «нет». Каждый вопрос, основываясь на содержании общеизвестных элементов здорового образа жизни, таких как: организация двигательной активности, правильное питание, личная гигиена, закаливание, профилактика вредных привычек, учитывая при этом ценность здоровья, позволяет оценить степень сформированности, того или иного компонента становления здорового образа жизни у обучающихся.
Первый, ценностно-смысловой блок, начинается с вопроса: «Подумайте и ответьте», после которого идут следующие вопросы:
– Является ли ошибочным представленный далее порядок жизненных ценностей: семья, деньги, здоровье, интересная работа?
– Соблюдаете ли Вы принципы здорового образа жизни без напоминания и наставления?
– Можно ли пожертвовать игрой в компьютер и прочими развлечениями ради того, чтобы повысить свою работоспособность и заниматься закаливанием, двигательной активностью?
– Можно ли получать положительные эмоции в творческой самореализации (занятия в театральном кружке, спортивной либо в танцевальной группе, играя на музыкальном инструменте)?
– Нужно ли стремиться прожить до 100 лет и быть при этом счастливым каждый день?
– Откажетесь ли Вы от предложения знакомых, если они на празднике предложат Вам за компанию выпить, покурить, попробовать легкий наркотик?
– Есть ли у Вас пример для подражания в выбранной деятельности, профессии?
– Есть ли в современной жизни что-то дороже денег, успеха в работе, стабильности?
– Любите ли Вы учиться?
Информационно-содержательный блок начинается с вопроса: «Согласны ли Вы с тем, что. » и содержит следующие утверждения:
– Здоровье зависит в основном от образа жизни, а лишь затем от наследственности, медицины и экологии?
– Физически и психически здорового человека нельзя назвать полностью здоровым?
– Регулярный медосмотр необходимо проходить раз в год?
– Здоровый образ жизни – это не только профилактика или отсутствие вредных привычек?
– При частом употреблении алкоголя/табака увеличивается нагрузка на сердце, появляется апатия, боли в мышцах, повышается риск заболеваний?
– Культура общения предполагает открытость, терпимость, нестандартность действий?
– Оптимальный режим движения предусматривает пешую ходьбу (12000 шагов в день) или плавание (6 км в неделю), или занятия в спортзале (6–8 часов в неделю)?
– Для повышения умственной активности утренняя зарядка может заменить чашку кофе?
– Одеваться нужно не по моде, а по погоде?
Индивидуально-деятельностный компонент имеет в заглавии вопрос: «Подумайте и ответьте», с последующими утверждениями:
– Планируете ли Вы заранее свою учебную/трудовую деятельность?
– Имеется ли у Вас список намеченных жизненных целей?
– Успеваете ли Вы соблюдать оптимальный двигательный режим?
– Должен ли человек осознанно подбирать себе рацион питания, не полагаясь на вкусовые привычки и рекламу продуктов?
– Знаете ли Вы свой рост, вес, тип темперамента, группу крови?
– Вы строго/серьезно относитесь к соблюдению принципов здорового образа жизни?
– Преодолевая жизненные трудности, Вы сами решаете, каким способом это сделать, не обращаясь к кому-либо за помощью?
– Является ли посещение интересной Вам экскурсии важнее для Вас игры в компьютер?
– Стоит ли отказываться от чего-либо (например, от развлечений), чтобы быть здоровым и не болеть?
Каждый из перечисленных компонентов становления здорового образа жизни может просчитываться как отдельно, так и в совокупности с остальными.
Оценка общего уровня сформированности компонентов становления здорового образа жизни у обучающихся проводилась подсчетом количества набранных респондентами баллов. Каждый вопрос анкеты давал возможность дифференцированного ответа и оценивался от 0 до 2 баллов, где ответ «да» соответствовал 2 баллам, «не знаю, не уверен» – 1 баллу и «нет» – 0 баллов.
Так как в каждом из блоков максимально возможное количество набранных баллов одинаково и составляет 18 баллов (в сумме по всем компонентам 54), то можно использовать следующую формулу для расчета уровня сформированности одного из компонентов становления здорового образа жизни:
где n % – это искомый процент сформированности компонента, x – полученное количество баллов при сложении, умноженное на 100 %, и разделенное на 18 (максимально возможное количество баллов в блоке). Для упрощения же расчетов, результаты по всем ответам опросника, N (общее) можно посчитать по формуле:
где X – это набранное число баллов по всем блокам анкеты, умноженное на 100 % и разделенное на 54 (максимально возможное количество набранных баллов). В предыдущих работах мы описали три уровня становления здорового образа жизни у обучающихся: объектно-пассивный (низкий), объектно-активный (средний), субъектный (высокий). Градация данных уровней была подробно описана нами в предыдущей работе [4].
Чтобы обосновать распределение количества баллов, необходимых для обозначения уровня становления здорового образа жизни, мы составили гистограмму с пошаговым делением пять баллов (рисунок). Для ее заполнения мы предоставили опросник к заполнению 500 обучающимся, среди которых 250 старшеклассников (10–11 классы) и 250 студентов I курса различных вузов города Саратова.
Количество набранных баллов характеризовало уровни становления здорового образа жизни следующим образом: 0–27 (0–50 %) баллов соответствует объектно-пассивному (низкому) уровню, 28–45 (52–74 %) – объектно-активному (среднему), 45–54 (76–100 %) – субъектному (высокому) уровню.
Отметим, что обозначенные нами границы уровней объясняются еще и тем, что становление здорового образа жизни предполагает активность и заинтересованность индивидуума в этом процессе. Так как в старших классах школы и на первом курсе ВУЗа обучающиеся однозначно знакомы с основами здорового образа жизни, более того, находясь под контролем учебной организации, выполняют ряд требований, чтобы не быть отчисленными, мы можем говорить о некотором смещении «кривой нормального математического распределения» в данном случае.
Гистограмма, отражающая «кривую распределения баллов», определяющих границы уровней становления здорового образа жизни у обучающихся
Объясняется это тем, что формирование основ здорового образа жизни (в школьной программе) – процесс, отражающий, в основном, накопление знаний, которые могут впоследствии потерять актуальность и не применяться, однако в «зачаточном» состоянии они остаются. Данный факт и объясняет отсутствие анкет опросника с результатами, близкими к нулевому показателю, более того, на гистограмме мы видим, что кривая распределения начинается лишь с пятнадцатибалльной отметки.
Количество анкет, с максимальным количеством баллов так же мало, так как становление здорового образа жизни, отражающее стопроцентный (или близкий к нему) набор баллов, предполагает дополнительно сформированную мотивацию и реализуемую индивидуальную деятельность в сфере здоровьесбережения, что у старшеклассников и у первокурсников наблюдается редко.
Следовательно, при недостаточном количестве набранных баллов в опроснике (меньше 27, что составляет 50 %) следует констатировать либо объектно-пассивный уровень по всем трем компонентам, либо критично низкий по одному из них, что говорит либо о пассивном отношении к своему здоровью, либо недостаточной информированности субъекта в сфере здоровьесбережения, либо бездействии в данной сфере. Объектно-активный же уровень становления здорового образа жизни, отражая объектно-активную позицию личности в отношении здоровьесберегающей деятельности, не обеспечивает при этом необходимой включенности обучающегося в данный процесс.
Анализ внутренней согласованности пунктов опросника показал, что все три шкалы (ценностно-смысловой блок, информационно-содержательный блок, индивидуально-деятельностный блок) имеют удовлетворительную надежность. Данный вывод обоснован величиной коэффициентов α – Кронбаха, достигающих минимально необходимого уровня (0,7 и выше) для признания шкалы внутренне устойчивой. Данные отражены в таблице.
Показатели надежности опросника «Сформированность компонентов становления здорового образа жизни» (внутренняя согласованность и воспроизводимость)
Источник
Анкетирование в формировании здорового образа жизни подростка «Насколько правилен ваш образ жизни?»
тест по теме
Здоровье во многом находится в ваших руках и зависит от того, какой образ жизни вы ведёте. Предлагаю пройти тест и узнайть, нужно ли вам что либо поменять, чтобы улучшить своё самочувствие.
Этот тест можно использовать как для подростков, так и для родителей и педагогов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тест зож | 55.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Насколько правилен ваш образ жизни
Здоровье во многом находится в ваших руках и зависит от того, какой образ жизни вы ведёте. Пройдите тест и узнайте, нужно ли вам что либо поменять, чтобы улучшить своё самочувствие. Выберите один из предложенных ответов.
- Умеете ли вы отдыхать и расслабляться?
- Употребляете ли вы алкоголь?
- Вы курите меньше одной пачки в день?
- Если у вас любимый человек?
- Есть ли у вас друг, которому вы полностью доверяете?
- Часто ли вас охватывает беспокойство?
- Вы предпочитаете активный отдых?
- Регулярно ли вы делаете зарядку?
- Довольны ли вы своей учебой?
- Есть ли у вас хобби, развлечение?
- Достаточно ли в вашем рационе витаминов?
- Ограничиваете ли вы себя в употреблении животных жиров?
- Регулярно ли вы едите свежие овощи и фрукты?
- Ограничиваете ли вы себя в употреблении сахара?
- Часто ли вы вынуждены употреблять лекарства?
- Проверяете ли вы хоть иногда свое артериальное давление?
- Страдаете ли вы бессонницей?
- Прибегаете ли вы к помощи снотворного?
- Считаете ли вы себя недостаточно ответственным человеком?
- Вы считаете, что должны брать на себя меньше обязательств?
- Бывают ли у вас болезненные симптомы, но при этом вы не обращаетесь к врачу?
- Занимаетесь ли вы экстремальными видами спорта?
Подсчитайте сумму набранных вами баллов.
50-75 баллов – Вы ведете здоровый образ жизни, следовательно, ваше здоровье опасений пока не вызывает. Не расслабляйтесь, продолжайте поддерживать его.
19-25 баллов. Ваш организм страдает от отсутствия режима, диет и физических упражнений. Обратите на это внимание, ведь от этого зависит ваше здоровье!
0-24 балла. Задумайтесь над тем, какой образ жизни вы ведете. Следите за собой, составьте распорядок дня, откажитесь от вредных привычек и, главное, уделяйте особое внимание рациону питания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: формирование здорового образа жизни.
Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности.
Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе.
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ.
Здоровый образ жизни – комплексное понятие, включающее в себя множество составляющих. Сюда входят все сферы человеческого существования – начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем. Здоровы.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности.
Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся.
Источник
Диагностики и методики для выявления отношения младшего школьника к ЗОЖ
материал по зож по теме
Здравствуйте, дорогие гости! Предлагаю Вашему вниманию диагностика как выявить в детском коллективе преобладание отношения к здоровью как к ценности в качестве ценностного отношения к здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 17.6 КБ |
diagnostika.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Знания о здоровье».
Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ.
Организация: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком «+» те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все).
1. Что такое здоровье?
а) отсутствие болезней;
б) способность работать долгое время без усталости;
в) стремление быть лучше всех;
г) хорошее настроение;
2. Почему важно соблюдать режим дня?
а) чтобы все успевать;
б) чтобы быть здоровым;
в) чтобы меньше уставать;
г) чтобы не ругали родители;
3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены?
а) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой;
б) чистить зубы два раза в день;
в) своевременно подстригать ногти;
г) следить за порядком в доме;
4.Для чего нужно закаляться?
а) чтобы укрепить здоровье;
б) чтобы все завидовали;
в) чтобы не боятся холода и жары;
г) чтобы тренировать силу воли;
5. Что значит «питаться правильно»?
а) есть все, что нравится;
б) есть в одно и то же время;
в) есть не менее 4 раз в день;
г) есть полезную для здоровья пищу;
6. Почему нужно больше двигаться?
а) чтобы быть выносливым, ловким;
б) чтобы быть быстрее всех;
в) чтобы хорошо себя чувствовать;
г) чтобы не болеть;
Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос (кроме вариантов 1в, 2г, 3г, 4б, 5а, 6б) учащиеся получают 1 балл. Сумма набранных баллов характеризует уровень знаний о ЗОЖ.
0-4 балла – низкий уровень. Слабая ориентировка в вопросах сохранения и поддержания здоровья, знания отрывочные и бессистемные.
5-9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.
10-14 баллов – приемлемый уровень. Хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.
15-18 баллов – высокий уровень. Необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.
2. Методика «Мое здоровье».
Цель: определить круг умений и навыков ЗОЖ младших школьников.
Организация: учащимся необходимо из предложенных вариантов ответов подчеркнуть один или несколько, которые для них наиболее верны.
1. Кто может позаботиться о твоем здоровье лучше?
а) я сам; б) родители; в) врачи;
2. Как часто ты заботишься о своем здоровье?
а) ежедневно; б) только, когда напомнят родители; в) никогда;
3. Часто ли ты гуляешь на улице?
а) каждый день; б) иногда; в) не гуляю (гуляю редко);
4. Выполняешь ли ты гигиенические процедуры без напоминания взрослых?
а) чищу зубы; б)мою руки (ноги и т.д.); в)принимаю душ (ванну);
5. Выполняешь ли ты режим дня?
а) всегда; б) изредка; в) не выполняю;
6. Как ты ведешь себя во время болезни кого – ни будь из членов семьи?
а) забочусь о больном, беру на себя некоторые обязанности по дому;
б) сострадаю, но ничем помочь не могу
в) веду себя так же, как всегда.
Оработка данных: проводится качественный анализ результатов. О сформированности умений и навыков ЗОЖ судят по характеру выборов учащихся. Наиболее предпочтительными являются те из них, которые свидетельствуют о высокой здравосозидательной активности ребенка.
3. Методика «Гигиенические навыки».
Цель: выявить степень сформированности у младших школьников навыков гигиенического поведения (мытье рук).
Организация: перед тем, как класс пойдет обедать в школьную столовую, учитель напоминает детям: «Не забудьте вымыть руки».
В течении недели учитель ведет наблюдение за качеством выполнения каждым из детей гигиенической процедуры по следующим показателям: использование мыла, мытье не только ладоней, но и тыльной поверхности кисти, вытирание рук полотенцем (салфеткой) насухо.
Обработка данных: данные фиксируются в таблице произвольной формы. На основе показателей качества деятельности делается вывод о степени сформированности навыков гигиенического поведения у младших школьников.
4. Методика «Ценностные ориентации».
Цель: выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.
Организация: ученикам предлагается проранжировать предложенные варианты ценностей исходя из их личной значимости.
Здоровье (отсутствие болезней, хорошее настроение).
Благополучие в семье (Любовь, взаимопонимание, достаток и др.).
Материальная обеспеченность (много денег, хорошая одежда и др.).
Счастье других (хорошее отношения между людьми, забота о близких, окружающих людях и др.).
Красота природы, искусства (переживание прекрасного).
Обработка данных: проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.
Предварительный просмотр:
Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья учащихся 4-х классов
Инструкция для педагога
Из приведенных далее десяти утверждений о здоровье нужно выбрать (отметить кружком номер) четыре, которые учащийся сочтет наиболее подходящими. Важно объяснить детям, что все утверждения правильные, поэтому проверяется не знание правильного ответа, а отношение к здоровью, как явлению человеческой жизни.
1.Мы здоровы, потому что ведем здоровый образ жизни (двигаемся, правильно питаемся).
2.Мы здоровы, если нам повезло: наш организм сильный от природы и может сам защитить себя.
3.Здровье – это жизнь без вредных привычек (табака, спиртного, наркотиков, переедания и др.).
4.Мы здоровы, потому что умеем отдыхать и расслабляться после учебной и физической нагрузки.
5.Здоровье зависит от врачей и уровня развития медицины.
6.Здоровье зависит, главным образом, от личной гигиены (соблюдения режима дня, привычки чистить зубы и т.п.).
7.Когда человек здоров, он хорошо учиться и работает, не волнуется и не болеет. Учеба и здоровье зависят друг от друга.
8.Чтобы быть здоровым, надо таким родиться. Здоровье зависит от удачи и от здоровья наших родителей, а мы получаем его по наследству.
9.Если есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье.
10.Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, постоянно стремится к лучшему.
Источник
ДИАГНОСТИКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
тест на тему
Предлагаемые тесты помогут определить особенности здоровья подростка и соответствие его нормам здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: формирование здорового образа жизни.
Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности.
Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе.
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это — основное .
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности.
Источник