Меню

Экономические ресурсы как средство достижения экономических целей

Ресурсы экономики, экономические цели.

Экономическая стратегия государства определяется господствующим типом собственности на основные ресурсы: землю и другие природные ресурсы, рабочую силу, капитал.

В качестве стратегических экономических целей современных развитых государств можно выделить следующие:

  1. высокие темпы экономического роста и экономическая обеспеченность населения;
  2. обеспечение полной занятости трудоспособных граждан;
  3. преодоление инфляции и поддержание стабильного уровня цен;
  4. достижение экономической эффективности в распределении ресурсов и производстве;
  5. справедливое распределение доходов;
  6. установление и поддержание экономической свободы для фирм и домашних хозяйств;
  7. разумное регулирование платежного баланса и государственного долга.

Это далеко не полный перечень стратегических целей, приоритеты которого могут изменяться в зависимости от данного типа экономической системы. В истории цивилизации существовало множество типов экономических систем, своеобразие которых отражало национальные особенности, природные условия, религиозные устои и др. Обобщая огромное разнообразие этих систем, экономическая теория выделяет три основных типа. Сначала рассмотрим два крайних случая: свободный рынок («чистая» рыночная экономика) и командная (центрально-управляемая) экономика.

МИКРОЭКОНОМИКА- это часть экономики изучающая рынки фирмы и доли хозяйства.

МАКРОЭКОНОМИКА- изучает общую картину хозяйства страны (инфляция, безработица, национальный доход, ВНП, инвестиции, сбережения)

Экономическая теория выводит законы на основе двух уровней анализа: микроэкономического и макроэкономического.

В процессе МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗАисследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, конкретная фирма или экономи­ческие показатели деятельности отдельной фирмы. Микроэкономи­ческий анализ необходим для того, чтобы рассмотреть специфиче­ские компоненты экономической системы.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗиспользуется для исследования либо экономики в целом, либо ее основных составляющих, которые называют агрегированными показателями (например, государствен­ный сектор, национальный продукт, национальный доход). Макро­экономический анализ применяется для характеристики общей картины экономики или связей между отдельными агрегатами. По­этому макроэкономический анализ оперирует такими величинами, как; валовой объем продукции, валовой объем дохода, общий уро­вень цен и т.д.

Хотя в микро- и макро-анализе экономические явления рассмат­риваются под разным углом зрения, методы и инструменты иссле­дования одни и те же.

Основные вопросы изучения экономики

Экономическое производство ограничено ресурсами и каждое общество должно ответить на 3 основных вопроса экономики: (пример: Частное предпринимательство, заводы)

  1. ЧТО? Что производить и в каких количествах? Производить то что необходимо потребителям
  2. КАК? Как производить? С максимальной пользой.
  3. ДЛЯ КОГО? Для кого производить? Для тех кто может оплатить товар.

Экономическая наука рассмат­ривает и проблемы политического характера, решение которых также затрагивает интересы человека: будет ли государство платить безработ­ным, помогать неработающим женщинам, нужно ли голосовать за кон­версию и др.

1 Экономический рост. Желательно обеспечивать производство большого количества и лучшего качества товаров и услуг.

Пример: При производстве или продаже какого либо товара или услуги необходимо учитывать потребности потребителя на тот или иной товар и соответствующее качество которое должно постоянно улучшаться.

2 Полная занятость. Подходящее занятие следует обеспечить всем кто желает и способен работать.

Пример: в экономических целях обеспечивать рабочие места и соответственно их оплату.

3 Экономическая эффективность. Максимальная отдача при минимальных издержках, от имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

Пример: произвести наибольшее количество товара соответствующего качества по минимальным затратам ресурсов на данный товар.

4 Стабильный уровень цен. Следует избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен т.е. инфляции. Пример: придерживается стабильного уровня цен.

5 Экономическая свобода. Управляющие предприятием, рабочие и потребители должны обладать своей деятельностью высокой степени свободы.

6 Справедливое распределения доходов. Не одна группа граждан не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши. Пример: Экономика должна распределять доходы справедливо, по мере объема выполняемых работ граждан.

7 Экономическая обеспеченность. Следует обеспечивать существование нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев.

8 Торговый баланс. Следует поддерживать разумный баланс международной торговли и финансовых сделок.

Экономические ресурсы становятся факторами производства, но только в том случае, когда они уже задействованы в процессе производства.

Экономические ресурсы так же являются товаром, цена которой определяется в момент купли-продажи.

Экономические ресурсы

Источник

3. Экономические ресурсы: их виды и взаимодействие

3. Экономические ресурсы: их виды и взаимодействие

Большое значение в национальной экономике имеют экономические ресурсы, которые определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и масштабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути, это такой вид благ, который может быть использован для производства других благ.

Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг.

Существуют следующие виды экономических ресурсов:

1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;

2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;

3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;

4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;

5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.

В Средневековье большое значение придавалось человеческим ресурсам, труду, который рассматривался как единственный экономический ресурс. В экономической теории физиократизма единственным экономическим ресурсом признавалась земля. А. Смит определил в качестве экономических ресурсов капитал, землю и труд. На основании этого положения Ж. Б. Сеем была сформулирована теория «трех факторов» – экономических ресурсов. Этот перечень А. Маршалл дополнил предпринимательским потенциалом – четвертым фактором, ресурсом. Заслуга введения знаний как одного из экономических ресурсов принадлежит Э. Тофлеру; этот ресурс интерпретируется им как конкретные научные и технические разработки, исследования, научно-технический прогресс, информация и наука.

Природные ресурсы по своему составу достаточно многообразны и включают земельные, энергетические, водные, биологические, лесные, минеральные, рекреационные, климатические ресурсы. Их использование взаимосвязано между собой (например, для использования земельных ресурсов необходма техника, а для ее работы нужны минеральные ресурсы – топливо).

Важным видом природных ресурсов является минеральное сырье – уголь, природный газ, нефть, металлические руды, фосфаты, калийные соли. Распределение этого ресурса неравномерно как внутри национальной экономики, так и на мировом уровне. Природные ресурсы разделяют на:

1) разведанные. Добыча их уже ведется;

2) достоверные. О существовании их достоверное известно, но по различным причинам их добыча не ведется;

3) прогнозные. Это полезные ископаемые, которые гипотетически должны существовать, но это достоверное неизвестно.

По оценкам специалистов при существующих темпах добычи полезных ископаемых их запасы будут исчерпаны примерно через 500 лет. Одновременно потребность в них экономик постоянно увеличивается в среднем на 10% ежегодно. Для повышения эффективности использования этого ресурсов постоянно ведется разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий.

Человеческие ресурсы в нашей стране ограниченны. Несмотря на высокий уровень безработицы, существует нехватка человеческих ресурсов, отличающихся определенными качественными характеристиками – профессиональным и квалификационным уровнем. Ощущается острая нехватка сотрудников определенных квалификаций и профессий, что существенным образом затормаживает развитие национальной экономики.

Основным свойством экономических ресурсов является их ограниченность при безграничности потребности в них для производства благ – товаров и услуг. Из этого свойства вытекает закономерная необходимость эффективного использования экономических ресурсов для максимально полного удовлетворения потребностей населения. В этом случае необходимо постоянно принимать решения о целесообразном распределении ресурсов, т. е. об их применении таким образом, чтобы получить от этого максимальный результат.

Другим свойством экономических ресурсов является их взаимодополняемость. Например, для рационализации использования природных ресурсов используются знания – экономический ресурс, который на основании научно-технических разработок позволяет сделать взаимодополняемость более эффективным и оптимальным образом. В свою очередь, знания составляют основу человеческих ресурсов и заключаются в конкретных знаниях, умениях, профессиональных навыках сотрудников.

Мобильность экономических ресурсов состоит в их способности перемещаться между отраслями, регионами, странами. Применительно к каждому экономическому ресурсу степень мобильности будет различна и будет зависеть от множества как объективных, так и субъективных факторов. Например, минимальная мобильность будет у экономического ресурса – земли, так как невозможно изменить ее географическое положение. Наибольшей мобильностью отличаются человеческие ресурсы, которые способны перемещаться между национальными экономиками.

Важным свойством экономических ресурсов является их взаимозаменяемость, которая состоит в способности заменить один экономический ресурс на другой. Например, для того чтобы увеличить эффективность производства, можно использовать как предпринимательский потенциал – изменить технологию производства, так и знания – обучить сотрудников, чтобы те более эффективно выполняли свои должностные обязанности. Способность к замене у экономических ресурсов ограниченна и не может быть произведена полностью и тотально. Например, капитал не может полностью заменить человеческие ресурсы. Первоначальная замена ресурсов может принести положительный результат, но в дальнейшем хозяйственная деятельность существенным образом усложняется, и может быть снижена ее эффективность.

Главная задача хозяйствующего субъекта заключается в постоянном повышении степени эффективности и рациональности использования экономических ресурсов, для чего привлекаются их свойства – взаимозаменяемость, взаимодополняемость, мобильность.

В рамках национальной экономики обращение экономических ресурсов происходит на соответствующих им рынках (например, рынок капитала, рынок труда). Внутри этих рынков также существует определенная сегментация (например, рынок труда состоит из сегмента менеджеров, экономистов, инженеров).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4.4.2. ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗВРАТНОСТИ КРЕДИТА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РИСКОМ

4.4.2. ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗВРАТНОСТИ КРЕДИТА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РИСКОМ Для снижения кредитного риска, а следовательно, повышения качества кредитов, банку необходимо контролировать качество обеспечения кредита.Обеспечением возвратности кредита называют конкретный

4. Взаимодействие внутреннего аудита с внешним аудитором и другими субъектами системы внутреннего контроля компании Взаимодействие с внешним аудитором

4. Взаимодействие внутреннего аудита с внешним аудитором и другими субъектами системы внутреннего контроля компании Взаимодействие с внешним аудитором Руководитель внутреннего аудита координирует взаимодействие внутреннего аудита с внешним аудитором

28. Взаимодействие банков и предприятий

28. Взаимодействие банков и предприятий Более тесное сотрудничество предприятий с кредитно-финансовыми учреждениями и инвестиционными институтами создает возможный путь к выходу из инвестиционного кризиса.Развитая банковская система России имеет небольшой опыт

51. Взаимодействие ЦБ РФ с кредитными организациями

51. Взаимодействие ЦБ РФ с кредитными организациями ЦБ РФ в банковской системе выступает:•?главным государственным органом по управлению этой системой;•?кредитной организацией;•?субъектом банковского надзора.Вместе с тем ЦБ РФ не вправе требовать от кредитных

Взаимодействие с конкурентами

Взаимодействие с конкурентами Мы с вами уже успели согласиться с тем, что наличие конкурентов совсем не обязательно является злом. Напомню, что сам факт того, что кто-то вообще занимается тем бизнесом, которым решили заняться и вы, говорит о том, что дело непровальное.Но

4.4. Взаимодействие институциональных соглашений

4.4. Взаимодействие институциональных соглашений Вертикалыгая интеграция. В предыдущих разделах были рассмотрены некоторые аспекты замещения рыночных отношений внутрифирменными в связи с принятием индивидами решений о добровольном объ-единения для производства

Глава 2 Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Теория производства

Глава 2 Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Теория производства Назначение данной главы состоит в том, чтобы:– познакомить читателя с естественными и социальными условиями жизни;– рассмотреть условия функционирования производства;– выяснить,

Глава 2 Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Теория производства

Глава 2 Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Теория производства Занятие 3 Естественные и социальные условия жизни. Закон редкости. Граница производственных возможностей Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем,

11. Экономические ресурсы: их виды.

11. Экономические ресурсы: их виды. Большое значение в национальной экономике имеют экономические ресурсы, которые определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и мае-штабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути, это такой вид

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОСТАВЩИКАМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОСТАВЩИКАМИ Осуществляя контакты по первому из указанных направлений, т. е. взаимодействуя с внешней средой, предприниматели, как правило, стремятся, с одной стороны, сформировать положительное впечатление о своей фирме, а с другой – добиться от

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ Во взаимодействиях с потребителями психологические и эмоциональные факторы занимают одно из ведущих мест. Достаточно вспомнить о рекламе. Подавляющее большинство рекламных роликов на телевидении практически ничего не сообщает о

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОНКУРЕНТАМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОНКУРЕНТАМИ Как правило, взаимодействовать с конкурентами напрямую предпринимателям приходится не так уж часто. Скорее, осуществляется отслеживание шагов, предпринимаемых конкурентами, и разрабатывается собственная конкурентная политика с учетом

Взаимодействие

Взаимодействие 8. Изучите мнение собеседника. Хотя в фазе взаимодействия в процессе конфронтации – один-единственный шаг, именно в ней и происходит основная часть разговора. Вы пригласили собеседника высказаться, и теперь вы слушаете его. Именно в это время вы

Крах, взаимодействие или медиачистилище?

Крах, взаимодействие или медиачистилище? Мы в чистилище, и у нас пока нет четких и ясных правил.Специалисты по новым медиа делают большую ошибку, когда ставят на проигрыш телевидения (возможно, вы помните, что, когда интернет начинал приобретать массовую популярность,

Действие и взаимодействие

Действие и взаимодействие Рекламодатели в Интернете продолжают искать способы представления драматического действия на экране ПК для того, чтобы сделать свою рекламу еще более привлекательной. Например, Ford использовала баннер на домашней странице Yahoo! с привычным

Источник



Экономические ресурсы: понятие и виды.

Предмет экономической теории. Ее функции. Методы исследования.

Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производ­ства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины явля­ется достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения ма­териальных потребностей людей.

В первую очередь экономическая теория, как и любая другая наука, выполняет познавательную функцию, которая состоит в описании, обобщении и объяснении экономических процессов. Вторая функция — методологическая. Экономическая теория служит базой для ряда экономических наук: отраслевых (например, экономика промышленности, торговли и общественного питания, транспорта), функциональных (финан­сы, маркетинг, рынок ценных бумаг), межотраслевых (экономи­ческая география, демография, статистика). Она разрабатывает методы и средства научного инструментария, необходимого для исследований всем экономическим наукам. Третьей функцией экономической теории является практическая, показывающая, какие конкретные действия желательны или нежелательны для общества сегодня. Дисциплина разрабатывает принципы и мето­ды рационального хозяйствования, служит для научного обосно­вания экономической политики правительства, диктует необхо­димость определенного поведения людей.

Особого внимания заслуживает Идеологическая функция, упоминание о которой с перестроечных времен (вторая половина 80-х годов) исчезло из всех учебных материалов по экономической теории, а само слово «идеология» было изъято из обращения, хотя провозглашение отказа от идеологии – это тоже идеология.

Вэкономической теории используются различные приемы познания хозяйственной деятельности, основными из которых являются:

Метод анализа;

Метод синтеза;

Метод индукции;

Метод дедукции;

Метод аналогии.

Анализ представляет собой метод познания, предполагающий разделение целого на составные части для изучения этих частей по отдельности. Например, исследование закономерностей образования рыночного спроса при помощи исследования его определяющих факторов: доходов, потребительских предпочтений, цен и т. д.

Синтез – это метод познания, который основан на объединении частей явления, исследованных в процессе анализа, в одно целое. К примеру, формулировка рыночного спроса может быть правильной только при совместном рассмотрении его определяющих компонентов. Анализ и синтез являются двумя взаимосвязанными сторонами процесса познания.

Метод индукции – это умозаключение от частного к общему.

Метод дедукции, наоборот, является умозаключением от общего к частному.

Метод аналогии является таким методом познания, который предполагает перенос свойств с известных процессов и явлений на неизвестные. Также могут применяться достижения в различных сферах познания. Например, часто денежное обращение сравнивается с системой кровообращения в человеческом организме, рыночное равновесие аналогично физическому равновесию.

Основные школы экономической теории.

Меркантелизм. Данная школа, сторонниками которой являлись Т. Ман, А. Монкретьен и др., была образована в 16-17 веках. Это первое серьезное становление экономической теории, как науки. Сторонники данной школы говорили о том, что для поддержания экономики страны необходимо накапливать богатства. Под богатством они подразумевали драгоценные металлы: золото и серебро. Их можно было получить в рамках внешней торговли.

Физиократы. Школа физиократов, ярым представителем которой являлся Франсуа Кенэ, была образована в 18 веке. Суть теории состояла в том, что экономику страны можно развивать только путем земледелия, а производство никак не влияет на ситуацию. В состав школы физиократов в основном входили крупные земледельцы того времени.

Школа политэкономии (классическая). Сторонниками школы и ее основателями считались Адам Смит и Давид Рикардо в конце 18 века, начало 19 века. Основа теории в том, чтобы государство имело минимальное вмешательство в рынок, только свободное ценообразование может дать развитую экономику.

Марксизм. Основателем школы по праву считается Карл Маркс, период конца 19 века — начало 20-го века. Суть теории в построении государства, где нет частной собственности, равное распределение труда, полная занятость и принятие решений государством.

Маржинализм. Сторонниками теории стали Менгер, Визер, Вальрас, конец 19 века. Суть теории: предельная стоимость товара в зависимости от предельной пользы этого товара на рынке.

Неоклассическая школа. Представители школы: Альфред Маршал, Артур Пигун, конец 19 века, начало 21 века. Суть в том, что рынок представляет собой совокупность микро агентов, которые хотят получить максимальную прибыль при совершенно минимальных издержках на его производство.

Кейнсианство. Основатель теории Джон Кейнс, 20 век – начало 21 века. Суть теории: государство управляет и регулирует денежную массу на рынке, то есть может снижать или увеличивать спрос на все виды товаров и услуг.

Школа институционализма. Основатель Джон Гелбрейт, конец 20 – начало 21 века. В данной теории основную роль в экономической деятельности приписывают институтам, которые также выступают и на рынке международной торговли.

Школа Неоконсерватизма. Основатель Милтон Фридмен, конец 20 – начало 21 века. Теория сводится к тому, что конкурентный рынок – самая лучшая форма для экономики страны, государство лишь призвано обеспечивать нормальные условия в конкурентной среде, рынок саморегулируемый.

Экономические ресурсы: понятие и виды.

Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг.

Существуют следующие виды экономических ресурсов:

1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;

2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;

3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;

4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;

5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.

Источник