Меню

Экскурсия как средство формирования экологических представлений дошкольника

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).
методическая разработка (старшая группа) на тему

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей. Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах: это непосредственно образовательная деятельность, н аблюдения за природными явлениями, специально организованные игровые обучающие ситуации, целевые экскурсии, занятия по физической культуре, праздники в рамках народного творчества.
Учитывая возрастные особенности, наглядный характер мышления дошкольников, их эмоциональность и впечатлительность можно предположить, что одним из оптимальных средств такого образования, детей является активное использование экскурсий, посредством которых решаются многие задачи.

Скачать:

Вложение Размер
Экологическое воспитание дошкольников. 23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Татьяна Анатольевна Климова

воспитатель, 1 квалификационная категория

Татьяна Васильевна Килина

МБДОУ детский сад № 47 г. Асбест

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Экскурсии — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей. Он отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума [1].

В ходе экскурсии одновременно решаются разные задачи:

  • оздоровительные;
  • познавательные;
  • Нравственные;
  • эстетические.

Экскурсии проводятся в средней, старшей и подготовительных группах 1 раз в месяц. Экскурсии делятся на 2 вида:

— природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру;

— экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать дошкольникам сезонные изменения, которые происходят в природе.

Структура экскурсии: вводная беседа; коллективное наблюдение; индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; сбор материала; игры детей с собранным материалом; заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Продолжительность экскурсии 1час 30 мин. Перед экскурсией воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.

Конспект экскурсии в зимний период времени в старшей группе

«У леса на опушке»

Цель: сформировать представление о зиме как времени года, научить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в природе. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

  • закрепить знания детей о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы;
  • закреплять с детьми нормы правильного поведения в природе;
  • побуждать детей к творчеству и фантазии;
  • активизировать внимание, слуховую память, наблюдательность, словесно-логическое мышление;
  • воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе;
  • воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: картинки с изображением зверей и их следами, кормушки, изготовленные дома, корм для птиц.

Сопровождающие – воспитатель, младший воспитатель, родители (законные представители).

1. Предварительная работа в группе. Вспомнить с детьми, каким был лес поздней осенью, какие деревья сбрасывают листья на зиму, а какие – нет? Чтение стихотворения А. Пушкина «…Идёт волшебница зима», рассказа «Деревья зимой» Н.Павловой.

2. По дороге в лес. Ребята, вы знаете, что зима живёт в 3-х месяцах. Давайте вспомним их.

— Какой месяц начинает зиму? (декабрь)

— А какой месяц начинает новый год? (январь)

— И последний месяц зимы — это . (февраль)

Отгадывание загадок: не зверь, а воет (ветер); он всю зиму пролежал, весной в речку побежал (снег); с неба падает зимой, тихо кружит над землей, легкая пушинка белая… (снежинка; без рук рисует, без зубов кусает (мороз).

3. У леса на опушке . Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.

— Какое у вас ощущение от зимнего леса?

Посмотрите, что изменилось по сравнению с осенью: погода, цвет неба, внешний вид леса.

— Какие пословицы, поговорки о зиме вы знаете? Я буду начинать, а вы заканчивайте.
1. Мороз не велик, …да стоять не велит.

2. Дым столбом… — к морозу..

3. Холодная зима –… жаркое лето.

4. Зима снежная – … лето дождливое

Перед тем, как зайти в лес, вспомним правила поведения в нём. Что нельзя делать в лесу, если мы его друзья? (Шуметь, ломать деревья и кустарники…)

— Слышите, как хрустит снег под ногами? Из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок.) Что же с ними происходит, когда мы на них наступаем? (Кристаллики снежинок ломаются, поэтому слышен треск).

— Ребята, подумайте и скажите, где снег быстрей тает, в лесу или в городе? (В городе). Почему? (В городе снег грязный, лучи солнца сильней его нагревают).

Лес-дом для многих зверей и птиц, а мы с вами всего лишь гости. Какой же он, зимний лес? (Красивый, всё покрыто снегом, будто пушистым ковром.)
— Скажите, как можно узнать, кто живет в этом лесу? (По следам, звукам)
— Попробуйте, определить, чьи это следы? (Воспитатель показывает картинки со следами зверей, дети называют животных).

Игра «Кто мог оставить следы?»

Подвижная игра «Мороз — Красный нос».

— А сейчас прислушайтесь. (Тихо в лесу, никто не щебечет.) А как вы думаете, почему? (Птицы улетели юг, им нечем питаться, холодно) Как называют этих птиц? (Перелётные) Назовите несколько (грач, жаворонок, дрозд и др.)

— А все ли птицы улетают в тёплые края? Какие птицы остаются у нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, синицы, снегири и др.)

— Почему они остаются? (Они могут добывать корм).
— Как их называют? (Зимующие).

— А как мы можем помочь птицам? ( Подкармливать и делать для них кормушки). Дети при помощи взрослых развешивают изготовленные кормушки.

— Чем мы угостим наших друзей? (Пшено клюют только воробьи, синицы любят сало, снегири рябину, воробьи – крошки хлеба). Дети наполняют кормушки. После чего было предложено собрать сломанные ветки, шишки, образовавшиеся мхи для модели зимнего леса.

4. На обратном пути дети обменивались впечатлениями, вспоминали наиболее интересные, запомнившиеся моменты. В группе для закрепления полученных знаний предлагались дидактические игры «Засели лес животными» , «Что за птица», подгруппами составляли рассказы «Что мы видели в лесу».

1. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 53.

2 .Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 2001г.

3. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., 1992г.

4. « Четыре времени года», С.А. Веретенникова, А. А. Клыков. М. Просвещение. 1996 г.

Источник

Экскурсия как средство формирования экологических представлений дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы.
Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию младших школьников.
Раскрыть основное понятие «экологическое воспитание» в учебно воспитательном процессе начальной школы.
Определить наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания дошкольников
1.2 Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания
1.3 Социальная адаптация младших школьников в процессе эколого-эстетического воспитания
1.4 Воспитатель – носитель экологической культуры
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
2.1 Констатирующий эксперимент уровня эколого-эстетических представлений и понятий у детей
2.2 Создание зоны природы в дошкольном учреждении
2.3Игра как средство экологического воспитания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования

Экскурсия как средство формирования экологических представлений дошкольников

Работа выполнена студенткой

1курса очного отделения,

Манохиной Татьяной Павловной

кандидат педагогических наук

ГЛАВА I. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания дошкольников

1.2 Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания

1.3 Социальная адаптация младших школьников в процессе эколого-эстетического воспитания

1.4 Воспитатель – носитель экологической культуры

ГЛАВА 2. ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

2.1 Констатирующий эксперимент уровня эколого-эстетических представлений и понятий у детей

2.2 Создание зоны природы в дошкольном учреждении

2.3Игра как средство экологического воспитания

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Через красивое к человечному — такова закономерность воспитания.

В. А. Сухомлинский.

В ХХI веке давление человека на окружающую среду заметно усиливается. Усложнение среды обитания, ее повышенная техническая и информационная насыщенность влияют на антропологические данные человека и связанный с ним мир живого. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Поэтому воспитание подрастающего поколения в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы. Одним из перспективных в этом смысле представляется такое направление как экологическая эстетика, вычленяющаяся в настоящее время в отдельную ветвь эстетической науки и исследующая глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры.

Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский и др.

На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек. «, «Не ждать милости от природы. » ит.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней.

Актуальность темы. В настоящее время еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно — эстетического отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы.

Цель курсовой работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы.

Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию младших школьников.

Раскрыть основное понятие «экологическое воспитание» в учебно воспитательном процессе начальной школы.

Определить наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

Объект исследования — процесс экологическое воспитание дошкольника.

Предмет исследования — методы и приемы осуществления экологического воспитания в детском саду.

Методы исследования: беседа, дидактические игры, педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, изучение психолого — педагогического опыта; изучение и анализ литературы по рассматриваемой проблеме; практическая работа, включающая в себя анкетирование, тестирование, анализ деятельности детей.

Теоретическая значимость исследования. Изучение проблемы исследования позволит расширить наши представления по вопросам эколого-эстетического воспитания. Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть непосредственно использованы в практике педагогической деятельности. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

В работе говориться о необходимости чувства прекрасного, о формировании здоровых художественных вкусов, об умении правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Все обозначенные аспекты данной работы нацелены на выполнение положений о формировании творческой, всесторонне развитой личности, задач воспитания бережного отношения к природе, к произведениям искусства, воспитания нового человека, достойного и патриота своей земли.

ГЛАВА I. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания ДОшкольников

экологический эстетический воспитание школьник

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее.

Сбываются слова Ф. Энгельса, который ещё в прошлом веке пытался предостеречь: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит».

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, деятельность, опирающаяся на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в её сообществах, осознания того, что человек не властен над природой, он лишь её часть. Иными словами, экологическая проблема – это не просто проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний, деятельности человека на Земле.

Правильное решение экологической проблемы будет осуществляться в том случае, если в каждом человеке будет развит достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.

Экологическая культура рассматривается не как особое явление, а как культура единения человека с природой, как гармоническое слияние социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой – подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природоиспользования, заботиться об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.

Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы – в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира – в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности – в период взросления и зрелости.

Основные направления экологического образования:

воспитание любви и уважения к природе, понимания её самоценности; формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе; формирование чувства эмоциональной близости с природой, умения видеть её красоту;

формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения, элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения;

формирование элементарных представлений о человеке, как биосоциальном существе и среде его жизни;

воспитание осознанию бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;

формирование основ экологической культуры;

приобщение к общественно-полезному труду, помощи другим членам семьи, уходу за домашними животными, растениями;

формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;

привлечение к участию в посильных действиях по сохранению природы и улучшению её состояния.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке, как о части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды.

Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности, охранять всё живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.

1.2 Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания

Характерно, что природа в деятельности дошкольников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой — в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения — в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно — оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение.

В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя.

Как актуальная социально — педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся.

Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде следует назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды.

Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе, влияющее на позиции дошкольников. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно — эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении[19].

Третья предпосылка формирования отношения дошкольников к природе — это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями. Формирование у дошкольников положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом. От воспитателей во многом зависит планирование и организация общественно — полезных действий. Они помогаю дошкольникам овладевать коллективными формами деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней в конкретные дела[31].

Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и обществу.

Источник



Экскурсия как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.
статья на тему

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_kak_sredstvo_formirovaniya_ekologicheskih_predstavleniy_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.

Экскурсии — один из видов образовательной деятельности, и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.);

мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности);

воображения и творческих способностей.

на сельскохозяйственный объект

экскурсия эстетического характера.

накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

освоение представления о труде людей.

развивает красоту природы и культуру чувств.

игры детей с собранным материалом

индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у ивы — зеленовато-желтого, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников интерес,

вызывает удивление. Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, содержательной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.

Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в детском саду, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а посещение теплицы может быть использовано для обобщения представлений о зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений.

Значительное место отводится систематизации материала о сезонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы — лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке — затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетливое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом наблюдений во всех возрастных группах характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе — установление признаков сезона (длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, и т. д). Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных. Уже дети среднего дошкольного возраста могут установить связь между обилием солнечного света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. Старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных связей, не имеющих такого яркого внешнего выражения. Например, осенью они обнаруживают, что отлет пернатых птиц связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые погибают, другие забираются под кору, корни деревьев, опавшую листву, мох, и птицы остаются без корма, что и подталкивает их к переселению в теплые края.

Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в разных природных условиях. Они узнают, например, что луговые, полевые, степные птицы живут в гнездах, устроенных на кочках, в траве, в камнях. По внешнему виду это небольшие ямки, выстланные сухой травой, листьями. Гнезда же лесных птиц очень разнообразны по форме, местоположению. Они часто свиты из тонких прутиков, сухих стеблей, выстланы мхом, листьями, перьями.

Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света — общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах.

Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, некоторые несложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Наблюдения за муравейником убеждают, что насекомые в лесу находят и пищу, и строительный материал для своего жилища. Но, рассмотрев груз, который по многочисленным дорожкам муравьи тащат в свой дом, дети делают заключение о том, что муравьи являются санитарами леса.

Наблюдения за животными также помогают раскрыть некоторые их связи с условиями существования. Результаты исследования С. Н. Николаевой убедительно показали возможность усвоения старшими дошкольниками систематизированных знаний, отражающих такую закономерность, как приспособленность к среде обитания. Несложно познакомить детей и с отдельными приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения).

Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме. Уже дети среднего дошкольного возраста благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и прогулках уясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края. Старшие дошкольники узнают, что с наступлением зимы одни животные впадают в спячку, другие переселяются туда, где находят себе пропитание (кочующие птицы, лоси, олени), третьи запасают корм (грызуны). Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает теплая светлая шерсть (мех).

Итак, последовательное включение в содержание экскурсии наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определенной взаимозависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление о ее единстве и целостности природы.

Источник