Меню

Эпифора как средство художественной выразительности

Анафора, эпифора и другие стилистические фигуры

Стилистические фигуры – фигуры речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие нового содержания.

АНАФОРА — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.

АНАФОРА (греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие) – стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции.

Например:
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.

(Б. Л. Пастернак, «Определение поэзии»)

Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.

Так, в строфе Блока:
Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…

анафорическое «опять» в первом и третьем стихе строфы оттеняет «вековечность» русской тоски и несмолкаемость голоса, который зовет куда-то поэта.

Другим примером анафоры могут быть:

1) анафорическое «сумрак» в полустишиях тютчевского стиха:

« Сумрак тихий, сумрак сонный», где повторением слова «сумрак» поддерживается определенное мелодическое воздействие стиха или

2) анафорическое «край» или приближающиеся к полной словесной анафоре «эти» и «эта» в знаменитой строфе Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

Расположением в этой строфе анафор в начале каждой пары стихов Тютчев, конечно, подчеркивает, что именно «эти селенья» и «эта природа», родной ему край — Россия.

Разновидности анафоры

1. Анафора звуковая — повторение одних и тех же сочетаний звуков.

Например:
Гр озой снесённые мосты,
Гр оба с размытого кладбища»

(Пушкин А.С.)

2. Анафора морфемная — повторение одних и тех же морфем или частей слов.

Например:
Чёрно глазую девицу,
Чёрно гривого коня.

(Лермонтов М.Ю.)

3. Анафора лексическая — повторение одних и тех же слов:

Например:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.

(Есенин С.А.)

4. Анафора синтаксическая — повторение одних и тех же синтаксических конструкций:

Например:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

(Пушкин А.С.)

5. Анафора строфическая
Земля.
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля.
Она бежит, бежит
На тыщи верст вперед,
Над нею жаворонок дрожит
И про нее поет.
Земля.
Все краше и видней
Она вокруг лежит.
И лучше счастья нет, — на ней
До самой смерти жить.
Земля.
На запад, на восток,
На север и на юг.
Припал бы, обнял Моргунок,
Да нехватает рук.

(Твардовский А.Т.)

6. Строфико-синтаксическая анафора

Например:
Пока не жаждет пулемет
Распотрошить людскую гущу,
Живет и здравствует омет
Средь мельниц, урожай жующих.

Пока не страждет командарм
Рассечь врага одним ударом,
Амбары полнятся недаром
Полей золотоносным даром.

Пока не скажет вражий гром
Свое вступительное слово,
В полях не может быть иного
Ловца пространств, чем агроном.

(Тихонов Н.С.)

Анафора может располагаться в начале полустиший (» Город пышный, город бедный«), строк (» Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат«), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов «Когда волнуется«; Фет «Это утро, радость эта» и т. д.).

Анафорой называют также стихотворение, все слова которого начинаются одним и тем же звуком.

Например:
Л учистый лен любовно лепит
Л азурь ласкающих лесов,
Л юблю лукавых лилий лепет,
Л етящий ладан лепестков.

Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой — градацией.

ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio — постепенное возвышение) — стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи.

Различается два вида градацииклимакс (подъем) и антиклимакс (спуск).

Климакс — одна из популярных фигур русской поэзии, в которой слова и выражения в фразе расположены в порядке их возрастающего значения.

Например:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

(С.А. Есенин)

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
минута – и стихи свободно потекут.

(А.С. Пушкин)

Антиклимакс — фигура, в которой слова и выражения расположены по силе интонации и по смыслу в нисходящем порядке.

Например:
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам;
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.

(О.Г.Бергольц)

Наиболее распространена трехчленная градация.

Например:
Пришел, увидел, победил. (Цезарь);

И где ж Мазепа ? Где злодей ?
Куда бежал Иуда в страхе?
(Пушкин);

В заботе сладостно-туманной
Не час, не день, не год уйдет.
(Боратынский);

Впечатление градации усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто — анафорой (смотрите выше).

Например:
Люблю тебя капризною мечтой ,
Люблю тебя всей силою души ,
юблю тебя всей кровью молодой ,
Люблю тебя, люблю тебя, спеши!

Иногда средние члены градации по своему логическому значению не образуют строгого нарастания, но благодаря мелодии стиха, синтаксическим его особенностям, получается впечатление градации, которое в этом случае более явственно при декламации.

Например , в начале стихотворения Ф.И. Тютчева „Malaria“:
«...Люблю сие, незримо
Во всем разлитое, таинственное зло —
В цветах , в источнике прозрачном, как стекло,
И в радужных лучах , и в самом небе Рима
» —

Сами по себе более или менее равносильные образы цветов, источника, лучей и неба образуют нарастающий ряд, главным образом, благодаря тому, что первый образ выражается одним словом — общим понятием, во втором выделяется существенный признак, а третий и четвертый начинаются с анафорического и, повышающего интонацию, которая достигает кульминации своей в усилительном прилагательном «самый», предваряющем последний образ.

И обратно, смысловое нарастание, не поддержанное ритмико-синтаксически, не дает достаточного ощущения градации.

Например , у Жуковского:
«Были и лето, и осень дождливы,
Были потоплены пажити, нивы,
Хлеб на полях не созрел и пропал ,
Сделался голод, народ умирал
«.

Градация может быть принципом композиции целого стихотворения.

Например строфическая градация с анафорой у Тютчева в стихотворении: «Восток белел . Восток алел . Восток вспылал . » или у Фета стихотворение: «Я пришел к тебе с приветом»:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало ,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся ,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью ,
Как вчера, пришел я снова ,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет ,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.

Подобным же образом мы можем наблюдать градацию в сюжетном строении более крупных литературных жанров, сказок, новелл и пр., например, в народной сказке «Мена» (у Афанасьева, параллели у бр. Гриммов, Андерсена и др.), в «Сказке о рыбаке и рыбке» и др., в повести Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского», в библейской истории Иова и т. п.

ЭПИФОРА (от греч. epiphora — добавление, повторение) — стилистическая фигура — повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи, одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций.

Например:
Я обманывать себя не стану ,
Залегла забота в сердце мглистом .
Отчего прослыл я шарлатаном ,
Отчего прослыл я скандалистом ?
И теперь уж я болеть не стану .
Прояснилась омуть в сердце мглистом .
Оттого прослыл я шарлатаном ,
Оттого прослыл я скандалистом .

(С. Есенин)

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!

(А. Блок)

Ну, а я. Иду дорогой,
Не тяжел привычный труд:
Есть кой-где, что верят в бога.
Нет попа,
А я и тут.
Там жених с невестой ждут, —
Нет попа,
А я и тут.
Там младенца берегут, —
Нет попа,
а я и тут.

(А. Твардовский)

Меня зовут юнцом безусым,
Мне это, право, всё равно.
Зато не величают трусом…
Давным-давно… Давным-давно…

Иной усищи крутит яро,
Бутылкам всем глядится в дно,
Но сам лишь копия гусара…
Давным-давно… Давным-давно…

Иной клянётся страстью пылкой,
Но, коли выпито вино,
Вся страсть его на дне бутылки…
Давным-давно… Давным-давно…

Влюблённым море по колено,
Я с ними в этом заодно,
Но караулит всех измена…
Давным-давно… Давным-давно…

(А. Гладков)

Стилистический приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках можно ярко продемонстрировать простой рифмой. Это – грамматическая эпифора.: Иногда с целью подчеркивания важности какого-то одного слова или словосочетания его повторяют в конце строфы или строк, образуя так называемую тавтологическую рифму.

Эпифора, как и анафора, имеет свои разновидности:

1. Грамматическая эпифора — приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках. Примеры её часто встречаются в детских стихах

Например:
На балконе дружно жили
Мак, нарцисс.
Они дружили .

2. Лексическая эпифора — повторение в конце отрезка речи одного и того же слова.

Например:
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман…

(А.С.Пушкин)

Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики , эполетцы из фестончиков , внизу фестончики , везде фестончики . (Н. В. Гоголь)

3. Семантическая эпифора — повторение в конце синонимичного слова.

Например:
Под трубами повити , под шеломы възлелеяны , конец копия въскръмлени .Слово о полку Игореве«)

4. Риторическая эпифора.

Примеры этого приёма можно встретить в песнях, особенно часто – в русских народных. Детская песенка про двух гусей прекрасно демонстрирует его своими незабвенными строчками: «Один – серый, другой – белый, два весёлых гуся», а также стихи Юлии Друниной «Ты рядом»:
Ты – рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.

Ты – рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить…
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете !

Часто в поэзии употребляют повтор первого четверостишия в заключении. Иногда они слегка отличаются, чаще – повторяются дословно. Это также риторическая эпифора.

Примеры – стихи той же Ю. Друниной «Есть время любить». Начинаются они со слов: «Есть время любить, есть – писать о любви», а в конце эти строки повторяются с небольшим изменением: вместо слова «писать» автор использует глагол «читать».

Есть время любить,
Есть — писать о любви .
Зачем же просить:
«Мои письма порви»?
Мне радостно –
Жив на земле человек,
Который не видит,
Что времени снег
Давно с головой
Ту девчонку занес,
Что вдоволь хлебнула
И счастья, и слез…
Не надо просить:
«Мои письма порви!»
Есть время любить,
Есть — читать о любви .

Часто в прозе авторы хотят подчеркнуть значимость какого-то одного момента, эпизода, предмета. Тогда художник слова использует повтор эпизода или одной какой-то фразы, отрывка.

Вот как использует эпифору бдестящий оратор Цицерон: «Вы скорбите о том, что три войска римского народа истреблены, — истребил их Антоний . Вы не досчитываетесь прославленных граждан — и их отнял у нас Антоний . Авторитет нашего сословия ниспровергнут — ниспроверг его Антоний . Словом, если рассуждать строго, все то, что мы впоследствии увидели (а каких только бедствий не видели мы?), мы отнесем на счет одного только Антония » (Цицерон. Вторая филиппика против Марка Антония).

Эпифора постоянно используется в самых разных стихотворных жанрах.

Например , в стихотворении Ф.Г. Лорки «Пустыня» (перевод М. Цветаевой):
Прорытые временем лабиринты — исчезли .
Пустыня — осталась .
Несмолчное сердце — источник желаний — иссякло .
Пустыня — осталась .
Закатное марево и поцелуи пропали .
Пустыня — осталась .
Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло.
Пустыня — осталась .

Совсем по-другому воспринимается эпифора, содержащаяся в эпиграмме О.Э. Мандельштама на художника Н.И. Альтмана (написавшего портрет поэта):
Это есть художник Альтман,
очень старый человек .
По-немецки значит Альтман —
очень старый человек».

Подлинную трагедию одиночества выражают стихи З.Н. Гиппиус, уже очень немолодой поэтессы, потерявшей мужа Д.С. Мережковского, с которым она не разлучалась ни на один день более 50 лет. Стихи, посвященные их с мужем секретарю и давнему другу В.А. Злобину, являются примером эпифоры, имеющей даже графическое выражение:

Одиночество с Вами. Оно такое,
Что лучше и легче быть ОДНОМУ .

Оно обнимает густою тоскою,
И хочется быть совсем ОДНОМУ .

Тоска эта — нет! — не густая — пустая.
В молчаньи проще быть ОДНОМУ .

Птицы-часы, как безвидная стая,
Не пролетают — один к ОДНОМУ .

Но Ваше молчание — не беззвучно,
Шумы, иль тень, все к ОДНОМУ .

С ними, пожалуй, не тошно, не скучно,
Только желанье — быть ОДНОМУ .

Этом молчаньи ничто не родится,
Легче родить самому — ОДНОМУ .

В нем только что-то праздно струится.
А ночью так страшно быть ОДНОМУ .

Может быть, это для Вас и обидно,
Вам ведь привычно быть ОДНОМУ .

И Вы не поймете. И разве не видно,
Легче и Вам, без меня — ОДНОМУ .

Эпифора в чистом виде употребляется реже, чем анафора, но в ослабленном варианте (параллелизм синонимов или грамматических форм) — гораздо чаще.

Эпифора как фигура противоположна анафоре, в соединении с которой образует новую фигуру — симплоку.

К этим фигурам близок параллелизм — одинаковое синтаксическое построение отрезков речи.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. — идущий рядом, параллельный) — композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух (обычно) или трех элементов стиля в художественном произведении; связь этих элементов состоит в том, что они располагаются параллельно в двух или трех смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность.

Современной поэтикой установлены следующие типы параллелизма:

1. Синтаксический параллелизм, наиболее распространенный, заключается в том, что в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений.

Например:
В синем море волны плещут,
В синем небе звезды блещут .

(А. Пушкин)


И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог;
Так храм оставленный — все храм,
Кумир поверженный — все бог !

(М. Лермонтов)


Утихает светлый ветер,
Наступает серый вечер ,
Ворон канул на сосну,
Тронул сонную струну.

(А. Блок)

Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.

(В. Хлебников)

Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка!

(А. Ахматова)


Светлою волною всколыхнулись свечи.
Темною волною всколыхнулись думы.
(М.Цветаева.)


Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом.
. Я не знаю, где граница
Между пламенем и дымом,
Я не знаю, где граница
Меж подругой и любимой.

(М. Светлов)


Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой.

(С. Поделков)

Два бессмертия у Волги —
устье и исток.
Две тревоги у солдата —
Запад и Восток!
Две надежды у деревьев —
осень и весна.
Две заботы у солдата —
пушка и война.

(А. Недогонов)

Синтаксический параллелизм способствует ритмизации речи и выполняет в тексте усилительно-выделительную функцию. Он может поддерживаться лексическим повтором, использованием слов одной лексико-семантической или тематической группы.

Например:
Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Далекие скрипят обозы .
И кажется, что нам слышна
Архангельская тишина.
(И.Северянин.)

Синтаксический параллелизм как стилистический прием часто встречается в произведениях устного народного творчества в виде аналогии, сближения явлений ( например , явлений природы и человеческой жизни).
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит.
То мое сердечко стонет ,
Как осенний лист дрожит.

(русская народная песня).

2. Строфический параллелизм состоит в том, что в смежных строфах стихотворения повторяется одинаковое синтаксическое, а иногда и лексическое построение:
Горе несешь — думаешь,
Как бы с плеч сбросить,
Куда бы его покинуть,
Где бы его оставить.
Счастье несешь — думаешь,
Как бы с ним не споткнуться,
Как бы оно не разбилось,
Кто бы его не отнял.

(В. Тушнова)

На внутристрофических контрастных параллелях построено стихотворение М. Лермонтова «Парус»:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой ?
Что кинул он в краю родном ?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит.
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой !

3. Ритмический параллелизм выражается в том, что мотивы стихотворения подчеркиваются соответствующим повтором ритмического рисунка.

Например:
Сад весь в цвету,
Вечер в огне ,
Так освежительно-радостно мне!
Вот я стою,
Вот я иду ,
Словно таинственной речи я жду.
Эта заря,
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!
Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты – благодатная тайна моя.

(А.А. Фет)

4. Помимо прямого параллелизма, в поэзии встречается отрицательный параллелизм, состоящий в том, что первый член параллели дается с отрицательной частицей «не». Такая форма параллелизма особенно употребительна в народной поэзии, нередка она и в авторских стихах.

Например:
Не ветра шумят холодные,
Не пески бегут зыбучие , –
Снова горе подымается,
Словно злая туча черная.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи ,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

(Н. Некрасов)

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПОВТОРЫ – повторение одного и того же слова, словосочетания.

И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. (Е.Шварц)

Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие . Поэтому убирать лексические повторы из речи нужно не всегда.

В одних случаях это невозможно, в других – будет ненужным обеднением, обесцвечиванием речи.

Несколько однокоренных слов в предложении стилистически оправданы и в том случае, если родственные слова являются единственными носителями соответствующих значений и их не удается заменить синонимами.

Лексические повторы могут использоваться и как средство юмора. В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов отражает комизм описываемой ситуации.

1) Самовыражайся, не выражаясь !

2) Казалось , что хотелось , но, оказалось , хотелось , потому что казалось ;

3) Очень важно уметь вести себя в обществе. Если приглашая даму на танец, вы наступили ей на ногу, и она сделала вид, что не заметила этого , как она заметила , но сделала вид, что не заметила .

В художественной речи словесные повторы могут выполнять разные стилистические функции. Это необходимо учитывать, давая стилистическую оценку использованию слова в тексте.

СИМПЛОКА (греч. — сплетение) — фигура синтаксического параллелизма в смежных стихах, у которых а) одинаковые начало и конец при разной середине и б) наоборот, — разные начало и конец при одинаковой середине.

Образцы симплоки первого вида чаще встречаются в народной поэзии.

Например:
Во поле березонька стояла ,
Во поле кудрявая стояла .
(Народная песня)

Было пированье, почестный пир ,
Было столованье, почестный стол .

(Русская былина)

Очень редка симплока первого вида в авторской поэзии.

Например:
Всегда и всюду
Двое так идут
И думают —
Всё мирозданье — тут .
Всё — только руку протяни — все тут .
Всё — только пристальней взгляни — все тут .
Всё — только крепче обними — все тут .
И соловьи поют,
И поцелуй,
И хруст шагов в лесу.

(В. Луговской)

Что же ты , песня моя ,
Молчишь ?
Что же ты , сказка моя ,
Молчишь ?

(П. Васильев)

Примеры симплоки второго вида:
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.

(В. Лебедев-Кумач)

Море люблю с кораблями,
Небо люблю с журавлями.

(В. Боков)

Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!

(В. Маяковский)

Симплоку, на первый взгляд, легко спутать с параллелизмом. Однако это действительно только на первый взгляд, поскольку на самом деле симплока имеет мало общего с параллелизмом. При параллелизме повторяются (причем полностью, точно) сами конструкции, а не слова: слова в параллельных структурах всегда разные. Что же касается симплоки, то с ее помощью воспроизводятся слова и только поэтому, как следствие — конструкции.

Источник

Что такое эпифора? Примеры эпифоры в литературе

Эпифора — это повто­ре­ние конеч­ных зву­ко­вых соче­та­ний, слов, сло­во­со­че­та­ний в кон­це фразы.

Чтобы опре­де­лить, что такое эпи­фо­ра в лите­ра­ту­ре, сно­ва обра­ща­ем­ся к фигу­рам худо­же­ствен­ной речи.

Вначале узна­ем, что такое сти­ли­сти­че­ская фигу­ра в худо­же­ствен­ной речи. Стилистическая фигу­ра — это необыч­ный обо­рот речи, осо­бое её син­так­си­че­ское постро­е­ние, к кото­рым при­бе­га­ет писа­тель для уси­ле­ния воз­дей­ствия худо­же­ствен­но­го сло­ва на чита­те­ля или слушателя.

Одной из сти­ли­сти­че­ских фигур худо­же­ствен­ной речи наря­ду с ана­фо­рой, сим­пло­кой, срав­не­ни­ем, инвер­си­ей явля­ет­ся эпифора.

Этот тер­мин име­ет гре­че­ское про­ис­хож­де­ние: epiphora бук­валь­но зна­чит «повто­ре­ние» .

Эпифора — это повто­ре­ние одних и тех же зву­ко­вых соче­та­ний, слов, сло­во­со­че­та­ний, рече­вых кон­струк­ций в кон­це фра­зы в целях уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти худо­же­ствен­ной речи.

Как видим, эпи­фо­ра про­ти­во­по­лож­на ана­фо­ре. Эта сти­ли­сти­че­ская фигу­ра худо­же­ствен­ной речи широ­ко исполь­зу­ет­ся для уси­ле­ния основ­но­го смыс­ла фра­зы. Экспрессивную роль выпол­ня­ет повто­ре­ние оди­на­ко­вых слов в кон­це фра­зы. Вот как, напри­мер, упо­треб­ля­ет с этой целью ука­зан­ный сти­ли­сти­че­ский при­ём писа­тель Н. В. Гоголь:

Мне бы хоте­лось знать, отче­го я титу­ляр­ный совет­ник? Почему имен­но титу­ляр­ный советник?

Примеры эпифоры в художественной литературе

Стилистический при­ём повто­ра одних и тех же зву­ков в кон­це смеж­ных слов в поэ­ти­че­ских стро­ках (риф­ма) явля­ет­ся по сво­ей сути грам­ма­ти­че­ской эпи­фо­рой:

Чёрная, потом про­пах­шая выть!

Как мне тебя не лас­кать, не любить?

Выйду на озе­ро в синюю гать,

К серд­цу вечер­няя льнет благодать.

Серым вере­тьем сто­ят камыши,

Глухо баю­ка­ют хлюпь камыши.

За годом год, за веком век…

Что ж него­ду­ет человек,

Русская поэтес­са Анна Ахматова исполь­зу­ет эпи­фо­ру как повтор конеч­ных зву­ко­вых созву­чий в стихах:

Пусть голо­са орга­на сно­ва грянут,

Как пер­вая весен­няя гроза;

Из-за пле­ча тво­ей неве­сты глянут

Мои полу­за­кры­тые глаза.

Приведем так­же яркий при­мер упо­треб­ле­ния лек­си­че­ской эпи­фо­ры — повто­ре­ние в кон­це стро­ки одно­го и того же слова:

Силы даны мне судьбой,

Удача дана мне судьбой,

И неуда­ча — судьбой;

Всё в мире вер­шит­ся судьбою.

Укажем эпи­фо­ру в сти­хах поэтес­сы Марины Цветаевой:

О, не мед­ли на соседней

Быть хочу тво­ей последней

Приведем сти­хи извест­но­го рус­ско­го поэта Сергея Острового как при­мер рито­ри­че­ской эпи­фо­ры.

Первое сло­во ребе­нок сказал:

Вырос. Солдатом при­шел на вокзал.

Вот в ата­ке на дым­ную зем­лю упал.

Встал. И пошёл. И губа­ми к жиз­ни припал.

Источник

Эпифора

Эпифора [греч. epiphora – повторение, добавление] – стилистическая фигура, противоположная анафоре: одинаковая концовка нескольких подряд идущих предложений.

Повторение в конце отрезка речи одного и того же слова (лексическая эпифора), формы слова (грамматическая эпифора) или синонимичного слова (семантическая эпифора). Лексическая эпифора употребляется сравнительно редко. («Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики», Н. В. Гоголь); остальные – довольно часто («под трубами повити, под шеломы възлелеяны, конец копия въскръмлени. «, «Слово о полку Игореве»). В стихах грамматическая эпифора дает простую рифму, а лексическая – редкую «тавтологическую рифму»*.

Пример лексической эпифоры из стихотворения А.С.Пушкина «Храни меня, мой талисман»:

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман. >>>

Пример эпифоры в отрывке из поэмы Р.Рождественского «Реквием»:

Самое лучшее
и дорогое –
Родина.
Горе твое –
это наше
горе,
Родина.

Правда твоя –
это наша
правда,
Родина.
Слава твоя –
это наша
слава,
Родина!

* Тавтологическая рифма – повторение в конце стихотворных строк в известном порядке одного и того же слова или нескольких одинаковых слов, заменяющих собой рифмы и тем самым определяющих строфическое строение стиха.
Все мое, сказало злато;
Все мое, сказал булат.
Все куплю, сказало злато;
Все возьму, сказал булат.
(А. Пушкин)

Источник

Эпифора

Что такое Эпифора

Эпифора — в литературе это стилистическая фигура, где автор повторяет конец фразы: одинаковые слова, словосочетания или слоги.

Примеры эпифоры из литературы:

— «На место их фестончики.
— Ах, это нехорошо, фестончики!
Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики
«Мёртвые души», Н. В. Гоголь

«– Ну, сыны?
Что, сыны?
Как, сыны?-»
«Братья», А. Т. Твардовский

«Деточка, все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь«.
«Хорошее отношение к лошадям», В. В. Маяковский

Эпифора в стихах Пушкина

А. С. Пушкин тоже использовал эпифору в своих произведениях:

«Будь подобен полной чаше,
Молодых счастливый дом —
Непонятно счастье ваше,
Но молчите ж обо всем.

Что за диво, что за каша
Для рассудка моего
Чорт возьми! но, воля ваша,
Не скажу я ничего.

То-то праздник мне да Маше,
Другу сердца моего;
Никогда про счастье наше
Мы не скажем ничего«.
«Будь подобен полной чаше…»

«Защитник вольности и прав В сем случае совсем неправ«.
«Евгений Онегин»

Эпифора и анафора — в чём разница?

Эпифора — это противоположность анафоры, где автор повторяет начало. Анафора — единоначатие, а эпифора — «единоконцовка» или «единоконечие».

«Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!»
«Эти бедные селенья. «, Ф. И. Тютчев

«Кличет Див над ним с вершины древа,
Кличет Див, как половец в дозоре.
«Уж не каркнет ворон в поле,
Уж не крикнет галка там».
«Слово о полку Игореве»

Источник



Эпифора — это повторение с особым смыслом

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Повторение – не только мать ученья.

Именно так можно перефразировать известную поговорку, когда речь идет об определенном стилистическом приеме в русском языке. Называется он ЭПИФОРА.

Определение — что это такое

Как и многие термины в русском языке, этот пришел к нам из Древней Греции. Слово «epiphora» в переводе означает « повторение, добавление ». Кстати, правильное произношение с ударением на второй слог, то есть эпИфора.

Определение этого термина будет звучать так:

Эпифора – это повторение звуковых сочетаний, слов, словосочетаний, которое используется в конце речевых конструкций. Служит для усиления выразительности речи и выделения наиболее важных моментов в тексте.

Примеры эпифоры в литературе

Чаще всего эпифору можно встретить в поэзии. Ведь любая рифма, по сути, может считаться повторением звукового ряда.

В полях такая благоДАТЬ,
Что словами и не переДАТЬ!
Прохладцей манит старый лЕС,
Вольный дух во мне воскрЕС. (Миркина)

Заколдован невидимКОЙ,
Дремлет лес под сказкой СНА.
Будто белою косынКОЙ
Подвязалася соСНА. (Есенин)

Но есть примеры более явной эпифоры. Когда в повторении участвуют целые слова .

Милый друг, в этом ТИХОМ ДОМЕ
Лихорадка бьет меня.
Не найти покоя в ТИХОМ ДОМЕ
Возле мирного огня. (Блок)

Иногда можно встретить эпифоры и в прозе. Но там этот прием используется гораздо реже, так как велик риск, что повторение будет выглядеть как тавтология. А это всегда плохо для любого текста. И все-таки некоторые писатели умело пользуются всем литературным арсеналом.

Например, часто эпифоры можно найти в произведениях Николая Васильевича Гоголя .

Мне хотелось бы понять, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник?
Фестончики, кругом фестончики. Пелеринка из фестончиков, фестончики и на рукавах, из фестончиков эполетцы, фестончики внизу, фестончики везде.

Последняя фраза наиболее известна как пример использования эпифоры. В ней слово «фестончики» (разновидность декора в виде цветов и листьев) повторено 7 (. ) раз. И сразу понятен эмоциональный посыл автора. Гоголь не просто говорит, а прямо кричит о том, как сильно его раздражают эти фестончики.

Разновидности эпифор

Все эпифоры можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, как они образованы:

Грамматическая эпифора – это совпадение отдельных звуков в конце строк. То есть те самые рифмы в стихотворениях, о которых мы уже говорили. Кстати, очень часто идеальные повторения можно встретить в произведениях для детей. Это сделано для того, чтобы юные читатели лучше запоминали.

На балконе дружно жили
Нарцисс и мак.
Они дружили.

Птичка невеличка
Меньше, чем спичка
По полю летала,
Комариков глотала.

Лексическая эпифора – это повторение отдельных слов на конце разных строчек. Мы уже приводили подобные примеры. Но иногда в качестве эпифоры используются целиком определенные строчки. Например, как в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Мой талисман»:

Когда поднимет океан,
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН.

В уединении чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
ХРАНИ МЕНЯ МОЙ ТАЛИСМАН.

Кстати, примером лексической эпифоры может быть практически любая песня, в которой есть припев. Ведь он, как правило, повторяется несколько раз.

Риторическая эпифора – повторение некой конструкции в произведении. Некоторые авторы любят начинать и заканчивать стихотворения одними и теми же (или слегка измененными) строчками. Один из таких примеров – стихотворение «Есть время любить», которое написала Юлия Друнина:

ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,
ЕСТЬ — ПИСАТЬ О ЛЮБВИ.
Зачем же просить
«Мои письма порви»?
Мне радостно,
Что жив на земле человек,
Который не видит,
Как времени снег
Давно с головой
Ту девчонку занес,
Что много хлебнула
И счастья, и слез.
Не надо просить
«Мои письма порви».
ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,
ЕСТЬ — ЧИТАТЬ О ЛЮБВИ.

А еще примеры риторических эпифор можно найти в русско-народных песнях . Вспомните хотя бы известную песню про двух гусей. В ней после каждого куплета повторяется «Один серый, другой белый», а уже дальше идет повтор последней строчки.

Эпифора в рекламе

Любой литературный прием повышает выразительность текста и акцентирует внимание на наиболее важных деталях. А потому неудивительно, что их в своих целях используют и акулы рекламного бизнеса. И эпифора тут не исключение.

Вот лишь несколько известных слоганов:

  1. «Не просто чисто – а безупречно чисто» (порошок для стирки «Ариэль»)
  2. «Один раз «Персил», всегда «Персил» (еще одна реклама стирального порошка)
  3. «Майский чай — любимый чай» (собственно чай «Майский»)
  4. Буксировка с места аварии? — Фирма «Гарант».
    Ремонт в дороге? — Фирма «Гарант».
    Доступные цены? — Фирма «Гарант».

Эпифора в повседневной речи

Редко, но и этот литературный прием некоторые из нас используют в повседневной жизни. Приведем только один пример:

Ты сумеешь. Ты обязательно сумеешь всё преодолеть!

Этой фразой тренер может настраивать спортсмена на очередные свершения. Или родители успокаивать ребенка перед важным экзаменом. Или начальник так дает ц/у своему подчиненному.

Но в любом случае, этой короткой фразой с применением эпифоры можно заменить огромный мотивационный текст, типа «Я в тебя верю. У тебя достаточно сил, чтобы преодолеть возникшие сложности. Просто соберись и сделай все то, чему тебя учили. И так далее…»

Отличие от анафоры

По аналогии с эпифорой в русском языке есть еще один стилистический прием – это АНА́ФОРА. Они очень похожи по своей сути, так как речь также идет о повторении определенного звукового ряда или слов. Вот только в эпифоре эти повторы всегда в конце строчки, а в анафоре – в начале.

Источник

Здоровый образ жизни © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!