Меню

Факультатив мы за здоровый образ жизни

Программа факультатива «Основы здорового образа жизни»
рабочая программа по зож (3 класс) на тему

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Скачать:

Вложение Размер
факультатив «Основы здорового образа жизни» 32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия г. Советский

«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Составила: Секисова Н.Г.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: « Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Дополнительная образовательная программа «Основы здорового образа жизни» имеет спортивно-оздоровительную направленность:

  • она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания;

Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %. С нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %. Нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.

Необходимо отметить, что половина детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

  • умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
  • проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
  • честен, самокритичен (нравственное здоровье);
  • коммуникабелен (социальное здоровье);
  • уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи программы:

  • обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
  • расширить представление учащихся о дорожной среде;
  • систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
  • научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.
  • развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
  • развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
  • развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).
  • способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
  • усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
  • воспитывать эстетический вкус и аккуратность;
  • установление положительной психологической атмосферы в классе.

Возраст детей-участников программы — учащиеся третьего класса.

Срок реализации программы — программа краткосрочная, рассчитана на 1 год.

Основная форма работы – групповая.

Формы занятий : лекции, беседы, дискуссии, практические занятия, тренинги, семинары, анкетирование и тестирование, индивидуальные и групповые консультации, игровое моделирование.

Учебная нагрузка — 1час в неделю – 34 часа в год

Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.

Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.

Программа содержит блоки: мировоззренческий, психологический, социальный, правовой, семьеведческий, медицинский.

  1. Валеолого – этический блок: включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной, Космоса. Дает понятия основным философским категориям: забота, ответственность, бережность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
  2. Валеолого – психологический блок: дает понятия о строении и проявлениях психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Включает формирование и развитие умений приводить в гармонию и единство различные стороны своей души, самоценности своей личности.
  3. Валеолого – правовой блок: обеспечивает необходимое знание и понимание своих прав и обязанностей в обществе и семье; формирует навыки правового поведения, что обеспечивает безопасность и сохранение здоровья, правильное понимание свободы и необходимости.
  4. Валеолого – семьеведческий блок: дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье, развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье. Способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
  5. Валеолого – медицинский блок: дает основные знания об анатомии и физиологии организма, гигиене и профилактики болезней. Раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела. Формирует отношение к своему телу как ценности. Развивает навыки ухода за своим телом, правильного питания, режима труда и отдыха и т.д. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью: строение мужской и женской половой системы, гигиена, профилактика венерических заболеваний, контрацепция, вред ранних половых связей и аборта. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Источник

Программа факультатива «Основы здорового образа жизни»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Мантуровского муниципального района

Методический конкурс педагогов образовательных учреждений

«Основы здорового образа жизни»

Автор программы: Смирнова Татьяна Валерьевна,

учитель биологии и географии

1 квалификационной категории

Согласно действующему учебному плану, программа факультатива для 8 класса предусматривает обучение в объёме 0,5 час в неделю (общее количество часов – 17 ч.)

Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни

Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.

Актуальность и практическая значимость. Необходимость введения факультативного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего — это ухудшение здоровья нации: как физического, так и психического. Растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становятся потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и токсических веществ. Увеличивается число подростков, вовлекаемых в потребление наркотических веществ.

Вследствие истощения душевных и физических сил подростков повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, проблемах «отцов и детей», росту взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.

Как проявление душевного нездоровья можно рассматривать рост агрессивности и жестокости. Это убийства, изнасилования, тяжкие телесные повреждения и т.д.

Крайние проявления кризисного состояния личности можно увидеть в росте количества самоубийств.

Одной из наиболее уязвимых категорий населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к обществу. Тем более, что становление личности у подрастающего поколения происходит в рамках деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.

Содержание учебного материала носит надпредметный характер и направлено на формирование компетентностей в вопросах о здоровье и здоровом образе жизни. Курс знакомит учащихся с путями реализации здорового образа жизни человека, с возрастными аспектами обеспечения здоровья, рационального построения режима дня и питания; знакомит учащихся с вопросами психофизиологии, социальной и школьной гигиены. Данный курс способствует профориентации учащихся, помогает ориентироваться во множестве профессий, связанных с биологией. Изучение курса связано с такими дисциплинами, как экология, биология, психология, гигиена.

Главная цель: c охранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

— формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья;

— развитие знаний о гигиене;

— воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью;

— сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе;

Программой курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем.

Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья.

Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие,

При реализации учебной программы предусмотрены разные методы подачи учебного материала, различные формы и методы учебной деятельности учащихся.

словесный (лекция, беседа, дискуссия);

наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц);

частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

практический (выполнение практических работ, доказательство на основе опыта и др.).

коллективные (лекция, беседа, дискуссия и т.п.);

групповые (обсуждение проблемы в группах и т.п.);

индивидуальные (тестирование, анкетирование и др.)

Основные средства обучения:

электронные учебные пособия;

теоретические материалы в электронном и печатном формате;

видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;

Программа курса предусматривает теоретическое и практическое обучение по следующим разделам:

Что изучает валеология. Проблема здорового образа жизни. Понятие здоровья и его критерии. Понятие о здоровом образе жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Мой образ жизни и образ жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль.

Тест «Мой образ жизни». (Приложение I ).

Раздел 1.Факторы здоровья (1 час)

Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, выделение факторов и их воздействия на организм человека. Образ жизни. Генетика, биология человека. Внешняя среда, природно – климатические условия. Здравоохранение.

Тест — анкета «Ориентация учащихся на здоровый образ жизни» (Приложение II )

Раздел 2. Опорно- двигательная система и ЗОЖ (2 часа)

Значение физических упражнений для формирования организма человека. (Приложение III ). Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему. Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий. Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха . Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление и предупреждение.

Лабораторная работа № 1 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия» (Приложение IV )

Раздел 3. Пищеварение и ЗОЖ (2 часа)

Значение пищи и пищеварения. Экологически чистые продукты. Зависимость питания и физической нагрузки. Избыточный вес и «еда на ходу».

Культура питания. Рациональное питание. Вред и польза диет. Голодание. Христианский пост. Биодобавки.

Анкета «Правильно ли вы питаетесь?» (Приложение V )

Раздел 4. Обмен веществ и ЗОЖ (2 часа)

Витамины в нашей жизни. Витамины А, В, С, Д. Переизбыток и недостаток витаминов в организме человека. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.

Лабораторная работа №2 «Обнаружение витаминов» (Приложение VI )

Лабораторная работа № 3 «Расчёт калорийности пищи» (Приложение VII )

Раздел 5. Покровы тела. Теплорегуляция и ЗОЖ (2 часа)

Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Правила личной гигиены.

Стили одежды, осознанность выбора стиля одежды в зависимости от ситуации. Из какого материала выбирать одежду? Виды тканей их свойства и особенности и назначение, гигиена одежды. Одежда для отдыха, учебы, занятия спортом, спец./работ, одежда для дома. Закаливание.

Раздел 6. Органы чувств и ЗОЖ (2 часа)

Зависимость здоровья от состояния органов чувств. Боль как сигнал о нарушении работы организма.

Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму. Практическая работа по определению уровня слуха.

Лабораторная работа №4 «Определение остроты слуха» (Приложение VIII )

Раздел 7. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика и ЗОЖ (2 часа)

Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых состояний. Эмоции положительные и отрицательные.

Внутренний мир – типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента. Общение с друзьями – степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие — верные друзья, социометрия. Способности – память, внимание, мышление и т.д.

Лабораторная работа №5 «Определение типа темперамента учащихся» (Приложение IX )

Раздел 8. Привычки (1 час)

Привычки вредные и полезные. Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек. Разрушающее действие алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм. Личная гигиена. Антибактериальные средства. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми. Влияние вредных привычек на внешний вид и самочувствие человека.

Анкета «Моё отношение к вредным привычкам» (Приложение X )

Раздел 9. Человек и природа (1 часа)

Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем.

Лабораторная работа №6 «Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения» (Приложение XI )

Заключение (1 час)

Итоговое занятие «Круглый стол»

Расскажи мне о своём образе жизни и я скажу кто ты. Обсуждение результатов.

Источник



Факультатив по ЗОЖ
календарно-тематическое планирование на тему

Факультатив по ЗОЖ для учащихся начальной школы

Скачать:

Вложение Размер
fakultativ_po_zozh.docx 23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса «Я и мое здоровье»

для обучающихся 1-4 классов.

Программа факультативного курса «Я и мое здоровье» начинается с первого класса и рассчитана на четыре года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33ч + 1ч резерв. Программа подразделяется на 6 самостоятельных разделов. В каждом классе темы разделов повторяются. Это сделано для того, чтобы по мере развития учеников каждый из разделов рассматривался более полно, что соответствует возрастающему объему знаний.

Данный курс вооружает учащихся знаниями о культуре здоровья, элементарными приемами здорового образа жизни.

Основные цели курса:

  • формирование представлений о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
  • формирование основ ЗОЖ;
  • формирование осознанного стремления выполнять правила личной гигиены и ЗОЖ;
  • углубление представлений о детском организме, ухода за ним, своих личностных качествах и достоинствах;
  • формирование основ поведения в обществе, осознание своих прав и обязанностей перед ним;
  • расширение и систематизация представлений учащихся по организации безопасности жизни.

Цели факультативного курса конкретизируют следующие задачи :

  • ознакомление с основами формирования ЗОЖ;
  • формирование представлений о необходимости бережного отношения к своему здоровью в период роста;
  • формирование навыков оценки своего физического состояния;
  • формирование навыков здоровьесберегающего поведения;
  • обогащение знаниями, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности;
  • формирование основ межличностного общения в детском коллективе;
  • развитие познавательной активности, наблюдательности, умения слушать других, излагать и обосновывать свою точку зрения.

Занятия проводятся в форме факультативного занятия с использованием профилактических методик, применением функциональной музыки, чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью, использованием таких средств учебной деятельности как учебная и ролевая игра, инсценировка, викторины, отработка этикета в движении, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика, танцевальные упражнения, самомассаж (с элементами пальчиковой гимнастики) и т.д.

Программа факультативного курса «Я и мое здоровье»

Введение понятий «настроение», «эмоции», «чувства». Способы проявления эмоций и чувств. «Карта настроений». Элементарные приемы снятия эмоционального напряжения.

Влияние здорового образа жизни на состояние здоровья человека. Общее понятие об организме человека. Осанка. Общее понятие о ротовой полости, уход за зубами. Органы зрения, гимнастика для глаз. Профилактика инфекционных и простудных заболеваний. Дыхательная гимнастика для профилактики простудных заболеваний. Режим труда и отдыха. Подвижные игры.

«Пассивное» курение. Осторожно – спиртное!

Гигиена питания. Культура поведения за столом – сейчас и в прошлом. Режим питания школьников. Значение витаминов для организма человека. Животная и растительная пища. Предупреждение пищевых отравлений.

Взаимоуважение и вежливое отношение между одноклассниками. Общение в форме игры. Этикет движений при общении. Моя семья – дружба, взаимопонимание. Этикет общения с родителями.

  1. Основы безопасности и профилактика детского травматизма. (4ч)

Безопасное поведение на дорогах. Обязанности пассажиров. Причины домашнего травматизма. Ожоги и их предупреждение. Электротравмы. Укусы змей, насекомых, животных.

К концу 2 класса обучающиеся должны знать :

  • что такое «настроение», «эмоции», «чувства»;
  • элементарные приемы, помогающие снять эмоциональное напряжение;
  • что такое «осанка»;
  • правила личной гигиены;
  • о вреде табачного дыма;
  • о значении «живых» витаминов для организма человека;
  • ПДД и поведение в экстремальных ситуациях (ожоги, электротравмы, укусы насекомых, животных);
  • этикет общения с одноклассниками и родителями.

К концу 2 класса обучающиеся должны уметь :

  • общаться с одноклассниками доброжелательно, употребляя вежливые слова;
  • понимать разные эмоциональные состояния людей, проявляющихся в мимике, жестах, интонации;
  • выполнять комплекс физических упражнений по формированию правильной осанки;
  • соблюдать правила гигиенического приема пищи и правила личной гигиены;
  • соблюдать ПДД.

Тематическое планирование факультативного курса «Я и мое здоровье»

Источник