Меню

Формирование здорового образа жизни детей с нарушением интеллекта

Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта
статья по физкультуре (старшая группа) по теме

Дети с нарушением интеллекта требуют особого подхода в работе с ними. Для них создаются специальные программы развития. Здоровый образ жизни важен для любого ребенка, будь он воспитанником обычного детского сада или коррекционного учреждения. Главное, сделать обучение интересным и веселым.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detey_s_narusheniem_intellekta.docx 18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта.

Когда мы говорим о здоровье, то первое, о чем многие подумали – это профилактика простудных заболеваний. На самом же деле это многоаспектный вопрос, в котором уделяется большое внимание не только сохранению и укреплению физического здоровья детей, но и их психологическому благополучию.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последние 10 лет состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-ой группы здоровья.

В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательную часть программы введена образовательная область «Здоровье», содержание которой направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей с нарушением интеллекта происходит только в совместной деятельности с педагогом, в режимных моментах, через использование проблемно-игровых ситуаций. Основными методическими приемами обучения детей являются подражание, показ и объяснение, в процессе которых взрослый сопровождает свои практические действия речью. Важно информирование родителей о необходимости в воспитании и приобщении детей к здоровому образу жизни. Все вышеперечисленные действия направлены на воспитание у детей привычки вести здоровый образ жизни.

В укреплении детского организма важно систематическое проведение специальных оздоровительных мероприятий.

Одним из главных является закаливание. Необходимо систематическое и продолжительное пребывание детей на воздухе. Во многих семьях прогулки вечером, особенно зимой, в морозную погоду, не проводятся, а иногда и в выходные дни дети совсем не выходят из дома, хотя это крайне необходимо. Дети радуются не только возможности погулять, но и побыть вдвоем с мамой или папой, поговорить с ними, поиграть. После прогулки у детей появляется хороший аппетит, бодрое настроение, они быстро засыпают и спят более глубоко. К повседневному закаливанию относится мытье рук и умывание прохладной водой, ношение облегченной одежды, водные и воздушные процедуры, соблюдение температурного режима.

Так же очень большое значение для укрепления здоровья имеет ежедневная утренняя гимнастика, и будет иметь оздоровительное значение только в том случае, если она проводится при наличии соответственного комплекса упражнений в надлежащих условиях.

Помните, во всех видах деятельности необходимо следить за осанкой детей.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта является первым и основным звеном воспитания личности. Овладение этими навыками делает ребенка более самостоятельным, менее зависимым от взрослого.

Когда ребенок научится самостоятельно одеваться, умываться, есть, у него появляются первые обязанности. Очень важно воспитать у детей правильное отношение к своим обязанностям и потребностям, научить их преодолевать трудности, быть аккуратными.

Необходимо приучать детей следить за своим внешним видом, учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Очень важно сформировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом, убирать за собой со стола.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни необходимо сформировать у них элементарные знания и представления о своем организме, частях тела и лица, и их функциональном назначении, а так же бережное отношение к своему телу.

Существуют различные здоровьесберегающие технологии.

К традиционным относятся: организация теплового и воздушного режима помещения, рациональная одежда детей, соблюдение режима прогулок, гигиенические процедуры, воздушные и солнечные ванны, босохождение после дневного сна по массажным дорожкам, а также динамические паузы, подвижные игры, релаксация, технологии эстетической направленности.

К нетрадиционным методикам оздоровления относятся: профилактика плоскостопия, сколиоза; бодрящая, корригирующая и пальчиковая гимнастики; массаж и самомассаж; различные виды дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.

Для обеспечения благоприятного психологического климата применяются следующие технологии: проблемно-игровые (игротренинги), коммуникативные игры, технологии музыкального воздействия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, технология организации игр-этюдов.

В многообразии факторов, влияющих на состояние здоровья, физическое развитие растущего организма, здоровый образ жизни играет ведущую роль.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка закономерностям формирования его организма. Одним из самых важных стимуляторов роста и развития ребенка является двигательная активность, которая оказывает влияние на формирование физиологических систем организма в соответствии с природными закономерностями и учитывает индивидуальные и возрастные особенности, а также соответствует его функциональным.

Видеть активного и веселого ребенка – желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее, и главный помощник – это движение. Играйте с ребенком, будьте активны и веселы, познавайте вместе с ребенком радость движения.

Статью подготовили сотрудники ГБДОУ детский сад №35 компенсирующего вида Красносельского р-на г.Санкт-петербурга:

Бочтарева Алла Леонардовна – учитель-дефектолог,

Цветкова Юлия Владимировна – воспитатель;

Некрасова Юлия Александровна – воспитатель.

Источник

Формирование основ здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната (из опыта работы)

Ольга Афанасьева
Формирование основ здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната (из опыта работы)

Ознакомление детей с нарушением интеллекта с основами здорового образа жизни-важная педагогическая задача. Над проблемой формирования ЗОЖ с задержкой психического развития и речевыми нарушениями много занималась исследователь И. М. Новикова.

Проведенные исследования позволили сделать вывод об отсутствии ярко выраженных различий в представлениях о ЗОЖ у детей с нарушением интеллектаи выявить общие для них особенности этих представлений:

Большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку, затрудняются;

Только небольшое число детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта; большинство детей положительно настроены на воспитателя и близкого взрослого (мать);

У детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях детского дома, только самые элементарные сведения об этом.

Недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной деятельности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм, состояния окружающей среды;

Недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов.

Развитие у детей с нарушением интеллекта элементарных представлений о ЗОЖ направленно на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у детей с нарушением интеллекта во многом зависит от целенаправленной систематической коррекционно — воспитательной работы в учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив учреждения.

Технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предполагает работув следующих направлениях:

Работа с детьми

Содержание работы с детьми по формированию представлений детей с нарушением интеллекта о ЗОЖ

Формированиекогнитивного компонента представлений :

-сообщение новых сведений;

-закрепление представлений, умение и навыков

Развивающая работа с детьми:

-развитие способностей к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни.

Воспитательская работа с детьми:

-формирование мотивации и потребности ЗОЖ;

-профилактика негативного поведения.

Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принципы:

Принцип научности и достоверности;

Принцип наглядности и занимательности;

Принцип природосообразности;

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода;

Принцип комплексного и интегративного подхода;

Принцип активности и сознательности.

Условиями эффективной работы с детьми по формированиюэлементарных представлений о ЗОЖ являются:

Доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;

Соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;

Реализация коррекционно- воспитательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность воспитанников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

Использование различных заданий и упражнений с учетом особенностей внимания, памяти, мышления и речи; коррекция этих психических процессов в ходе формирования представлений о здоровом образе жизни;

Определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные со взрослыми действия, подражание, образец, обобщенная словесная инструкция, расчлененная словесная инструкция, игра)

Организация здоровьесберегающего пространства

Большое значение для детского здоровья имеет улучшение качество воздушной среды на территориях и в помещениях детского дома.

В целях оздоровления воздушной среды в помещениях детского дома проводят регулярные односторонние и сквозные проветривания. Снижению риска распространения заболеваний, передающихся воздушным путем, способствует обработка помещений аппаратом «Кварц».

Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой. Закаливание воздухом включает воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года. Закаливание водой предусматривает умывание прохладной водой, контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, а также теплой водой и кубиками льда.

По медицинским показаниям с детьми проводят занятия лечебной физкультурой (ЛФК, сеансы лечебного и оздоровительного массажа, аромо- и фитотерапию.

Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игра, сна и др.

Составной частью здоровьесберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ.

Работа с родителями

Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ, обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ, вовлечение в досуговые и оздоровительные мероприятия детскогосада является реализация специальных мероприятий: изучение представлений родителей о ЗОЖ, консультации, практические занятия, наглядная агитация.

Для обучения родителей способом организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими приемами и особенностями педагогического воздействия на ребенка;организация и проведение специальных консультаций для родителей: «Играем вместе с ребенком», «Читаем детям о здоровье», «Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни». В ходе которых в качестве наглядного материала могут быть использованы видеозаписи-наблюдение за разнообразной деятельностью воспитанников в детском доме.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 1 часть Для детей. • Формировать предпосылки здорового образа жизни. • Продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. •.

Источник



Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни учащихся с интеллектуальными нарушениями»
статья

Формирование здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальными нарушениями необходимо проводить совместными усилиями педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих технологий, а также при активном участии родителей.

Как показывает практика, ребята, имеющие перед глазами пример семьи, ведущей здоровый образ жизни, сами стремятся его вести, что положительно сказывается на их здоровье. Родители должны стремиться быть примером для своих детей в вопросах здорового образа жизни. И стараться соблюдать ряд рекомендаций:

— следить, чтобы ребенок следовал режиму дня;

— соблюдал правила личной гигиены;

— обеспечивать ученику двигательную активность;

— одевался строго по погоде;

— не позволять много времени проводить перед телевизором или

— воспитывать привычку заниматься спортом.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_uchashchihsya_s_intellektualnymi_narusheniyami.docx 16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни учащихся с интеллектуальными нарушениями»

Формирование здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальными нарушениями необходимо проводить совместными усилиями педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих технологий, а также при активном участии родителей.

Как показывает практика, ребята, имеющие перед глазами пример семьи, ведущей здоровый образ жизни, сами стремятся его вести, что положительно сказывается на их здоровье. Родители должны стремиться быть примером для своих детей в вопросах здорового образа жизни. И стараться соблюдать ряд рекомендаций:

— следить, чтобы ребенок следовал режиму дня;

— соблюдал правила личной гигиены;

— обеспечивать ученику двигательную активность;

— одевался строго по погоде;

— не позволять много времени проводить перед телевизором или

— воспитывать привычку заниматься спортом.

Для улучшения процесса формирования навыков и умений по вопросам здорового образа жизни у детей с умственной отсталостью рекомендуется увеличение количества учебных часов в общеобразовательных учреждениях на занятия подвижными играми, физкультурой, спортом. Особое внимание должно уделяться гигиеническому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков в образовательных учреждениях, профилактике курения, алкоголизма и наркомании.

Особенностью формирования здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальными нарушениями является то, что эта работа должна быть непрерывной.

Система работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью предполагает самые различные формы и методы. Основными формами работы являются уроки.

На уроках детям сообщают основные сведения и закрепляют полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому уроки могут строиться как интегрированные.

На уроках по ознакомлению с окружающим миром формируют представления учащихся о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, которое способствует здоровому образу жизни, а также об условиях, которые нужны человеку для жизни.

Уроки по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, развитию психофизических качеств, усвоению и закреплению новых навыков выполнения спортивных упражнений, развитию интереса к различным спортивным и подвижным играм.

Занятия с психологом помогают формированию у учащихся представлений о различных состояниях и чувствах человека, о правилах общения в социуме.

Уроки по изобразительной и трудовой деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности, способствующей выражению представлений о здоровом образе жизни в аппликациях, поделках и рисунках.

Различные фестивали, праздники и эстафеты — это тоже формы работы по формированию представлений о здоровом образе жизни, которые, как правило, проводятся во внеурочное время и могут быть посвящены определенной тематике. Такой досуг способствует созданию комфортных условий эмоционального восприятия детьми сведений о здоровом образе жизни, закреплению и систематизации полученных представлений.

Содержание мероприятий по организации досуга должно быть направлено на формирование понятий о здоровом образе жизни. Следует создавать учебные проблемные ситуации, что будет способствовать самостоятельному выбору школьниками альтернативных решений и планированию деятельности определенного вида. Педагогу необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы совместно с учащимися и давать оценку предложенных решений.

Большой вклад по формированию представлений о здоровом образе жизни вносит детская художественная литература. Можно организовать школьную выставку-ярмарку детской литературы — «Здоровье и здоровый образ жизни». В процессе подготовки к выставке детей знакомят с произведениями, посвященными здоровому образу жизни, обсуждают их содержание, разучивают различные стихотворения. На открытие выставки можно пригласить родителей, а также учеников из других школ.

Для формирования представлений школьников о здоровом образе жизни огромную роль играют словесные и наглядные методы.

Наглядные методы включают: метод иллюстраций и метод демонстраций. Предполагается показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске; демонстрация приборов, опытов, кинофильмов, диафильмов и др. Например, опыт наблюдения за ростом растений в комфортных условиях и без них формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом. Просмотр видеоматериалов, на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оздоровительных процедур, способствует формированию и закреплению правильных представлений о здоровом образе жизни. Одним из важнейших средств воздействия при формировании представлений о здоровом образе жизни — наглядная агитация в виде плакатов по интересующей нас тематике, изготовленных в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

Словесные методы включают в себя: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры. Рассказы и беседы следует использовать для сообщения необходимых сведений о здоровье и о здоровом образе жизни, уточнения и систематизации уже имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями самих учеников или членов их семей. При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы должны быть направлены на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем человека. Объяснения проводятся с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями здорового образа жизни и здоровьем, так как учащиеся, как выяснилось в ходе проведения исследования, затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни.

Для создания позитивного отношения учащихся к формированию представлений о здоровом образе жизни необходимо применять различные способы организации деятельности детей на уроке, привлекать внимание (появление персонажа, другого педагога), использовать средства педагогического мастерства (мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи),

Представленные методические рекомендации по формированию представлений детей о здоровом образе жизни раскрывают целенаправленное использование различных форм, средств и методов представлений о здоровом образе жизни у младших школьников, а также создание необходимых условий для формирования этих представлений.

Источник