Меню

Информация как средство общения в 21 веке

Новые медиа и особенности коммуникации в XXI веке

В октябре я получила предложение от редакции журнала “Пресс-служба” написать статью о новых медиа и особенностях коммуникации XXI века.

Работая над статьей и анализируя собранные данные по теме, я сформулировала для себя вопросы, определившие мои творческие задачи при написании текста. Эти вопросы звучат так:

Жить и работать в эпоху медиа перемен. Что это значит для руководителей и специалистов пресс-служб? Как высокий темп изменений, происходящих в в медиасреде и медиапотреблении влияет на горизонт и методы планирования? Какие новые инструменты используются в работе? Как разобраться с происходящими изменениями и понять, что реально происходит сейчас в медийном мире? Как изменились правила функционирования журналистской информации в новых медиа? Как это может повлиять и уже влияет на систему отношений PR-специалиста, сотрудника пресс-службы и журналистов? Как изменяется традиционная модель коммуникаций под влиянием новых медиа? Что ожидает отрасль и коммуникации в ближайшие пять лет. И вообще, где найти путеводную нить в терминологической путанице “новых СМИ”, “новых медиа”, “новых-старых”, “новых-новых медиа”, медиа цифровых и социальных?

При этом времени, чтобы «лопатить» умножающуюся каждый день научную, исследовательскую, аналитическую информацию по теме новых медиа у сотрудника пресс-службы просто нет.

Чтобы разобраться и найти ответы на эти вопросы, я воспользовалась таким экспериментальным жанром, который назвала аналитический сторителлинг.

Работа над статьей позволила мне не только осмыслить собственный опыт практической работы и структурировать его в виде текста, но и узнать новые интересные детали появления, становления новых медиа, особенности их классификации и терминологии.

Главное же, пожалуй, заключается в том, что работа над статьей позволила мне увидеть новые возможности в текущих проектах и найти два интересных варианта решения PR-задач, стоящих передо мной и моими партнерами. Это к разговору о том, зачем практику тратить драгоценное время для написания статей и где, собственно, это время брать.

Представляю вашему вниманию короткий отрывок из моей статьи, полный текст которой будет опубликован в журнале “Пресс-служба”.

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ТРАДИЦИОННОЙ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ НОВЫХ МЕДИА

Если представить эволюцию системы коммуникации с древних времен до наших дней, то в качестве первой зафиксированной коммуникационной модели принято считать простейшую модель, предложенную Аристотелем:

где S (sourse) — источник, M (message) — сообщение, R (receiver) — получатель.

Появление и развитие средств массовой коммуникации (СМК) привело к созданию и усовершенствованию системы массовой коммуникации. Эта система состоит из источника сообщений и их получателей, которые связаны с источником физическим каналом движения сообщения. Каналом могут являться газеты, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись. В середине 60-х годов прошлого века Г. Лассуэлл предложил модель анализа системы массовой коммуникации , в основе которой ответы на последовательную цепочку вопросов: кто говорит — что сообщает — по какому каналу — кому — с каким эффектом.

Именно эта цепочка вопросов послужила основанием для создания им «коммуникационной формулы»:

Изменения аудитории в результате коммуникации

Как видим, в этой типовой для системы массовых коммуникаций «коммуникационной формуле» отсутствует обратная связь. В этом ее отличие от классического подхода к планированию в области PR, при котором прилагаются сознательные усилия спланировать движение информации в универсальной коммуникационной цепи:

передатчик информации — приемник информации — обратная связь.

О влиянии новых медиа

6 ноября 2017 года Хосе Луис Ориуэла, профессор школы коммуникаций Университета Наварры (Испания) разместил в своем личном блоге пост под названием “10 новых парадигм медиакоммуникации в эпоху цифровых технологий” https://medium.com/@jlori/the-10-new-paradigms-of-communication-in-the-digital-age-7b7cc9cb4bfb

В лид профессор Ориуэла вынес фразу: “Интернет изменил большинство парадигм, которые помогли нам описать и понять общественную коммуникационную экосистему”.

Далее автор решительно использует термин “цифровая революция в СМК”. По его мнению, эта революция бесповоротно изменила коммуникационный ландшафт для старых медийных игроков. Цифровые технологии создали новые вызовы для традиционных медиа. Появились новые форматы общения, новые языки, новая грамматика.

Цифровая революция в СМК снизила порог входа для новых игроков, среди которых предприятия, фан-клубы, профессиональные сообщества и просто люди. Все они стали самостоятельными медиа и, что важно подчеркнуть, публичными критиками традиционных средств массовой информации.

НОВАЯ СИСТЕМА КОММУНИКАЦИЙ

Ориуэла отмечает сдвиг от классической модели СМК к новым медиапарадигмам:

  • пользователь — часть коммуникационного процесса;
  • контент — личность медиа;
  • мультимедиа — новый универсальный язык;
  • здесь и сейчас — единственное доступное время;
  • гипертекст — новая грамматика;
  • знания — новая информация.

С учетом медиапарадигм, указанных профессором Ориуэлой, можем с уверенностью предположить, что они оказали существенное влияние на особенности коммуникации второго десятилетия 21 века.

  1. Коммуникации стали более сложными и необходимыми в ситуации огромного разнообразия и изменений.

В ситуации стремительных технологических, экономических и культурных изменений коммуникаторы встали перед необходимостью найти способы приспособления инновации к традиционным способам коммуникации. Эти условия в целом характеризуют ситуации общения в XXI веке и требуют от коммуникаторов быть более компетентными, более оперативными и более красноречивыми, чем когда-либо. Это утверждение в полной мере относится к руководителям и сотрудникам пресс-служб бизнес-структур и государственных органов, потому что они ежедневно имеют дело как с представителями условно говоря “старых” СМИ с присущими им традиционными способами коммуникации, так и с новыми медиа, задающими коммуникативные форматы в режиме web 2.0.

2. Новые технологии поощряют новые формы коммуникации, которые могут быть неподходящими для решения тех вопросов, которые возникают.

Информационная перегрузка из-за огромного количества источников и массивов данных, экраны планшетов и смартфонов, показывая короткие выжимки текстов, разрывают смысловую цельность и навязывают фрагментарность, гипертексты поощряют пропуски и быстрый просмотр, набирающие популярность мультимедийные «информационно-развлекательные программы» — все эти особенности в дефиците времени могут являться препятствием в деятельности аналитиков, занятых работой по анализу сложных проблем.

Поскольку сложные проблемы требуют тщательного изучения, понимания соответствующей истории и прецедентов, подробный анализ альтернатив, продуманное отражение и аргументированные суждения, для программного и технологического обеспечения современных информационно-аналитических отделов и служб не в полной мере и далеко не всегда подходят популярные интернет-сервисы и программы. Об этом уместно упомянуть, потому что в экспертном сообществе по данному вопросу нет единства мнений, и в настоящее время продолжается дискуссия и поиск оптимальных решений.

Следует отметить, что при анализе особенностей новых моделей коммуникаций важную роль отводят поколенческим особенностям. Так, например, в характеристиках представителей поколения Y неизменно присутствуют потребление информации с нескольких платформ одновременно, активное освоение новых технологий и доверие новым медиа.

Источник

Информация как средство общения в 21 веке

Доклад Линн Шайб, специалиста бюро программ международной информации Государственного Департамента США, на конференции Информация как общественное достояние: обеспечение доступа в библиотеках.

Всем, доброе утро! Меня зовут Линн Шайб, и я являюсь специалистом бюро программ международной информации Государственного Департамента США по предоставлению справочной информации гражданам и организациям иностранных государств.

Мне очень приятно, и для меня большая честь получить возможность выступить перед вами. К тому же, ввиду того, что, будучи студентом университета, я посвятила много времени изучению истории России, мне вдвойне приятно выступать в этом поистине историческом здании, в стенах которого почти 100 лет назад состоялось первое заседание Российской Думы.

В рамках своего выступления я хочу затронуть вопросы значимости и огромного потенциала библиотек в ‘Эпоху Информатизации’. Более того, особое внимание я бы хотела уделить различным аспектам работы американских библиотек и различных институтов федеральной государственной власти (представителем которой, в некоторой степени, я также являюсь) с вопросами открытого доступа к информации, являющейся общественным достоянием, и защитой прав интеллектуальной собственности.

Мы с вами хорошо наслышаны о концепции информационного сообщества. Я полагаю, никто не сможет не согласиться с тем утверждением, что в течение последних 20 лет мы с вами стали невольными свидетелями революции в области информатизации и коммуникаций. При этом, последствия этой революции возможно имеют даже большее значение нежели те, связанные с изобретением телефона и телеграфа в 19 веке. Более того, эти последствия определенным образом трансформировали все аспекты нашей современной жизни — начиная с межличностных и заканчивая международными отношениями.

Порой, мы даже с ностальгией вспоминаем те времена, когда мы могли ехать на автомобили или метро, или наслаждаться своим отпуском на курорте, будучи не побеспокоенными различными электронными средствами связи. Тем не менее, я боюсь, что нам, все же, придется свыкнуться с тем, что темпы прогресса и изменений различных аспектов нашей жизнедеятельности будут расти. И лично я живу завтрашним днем и его новыми техническими усовершенствованиями.

В общем, развитие IT и Интернет-технологий способствует совершенствованию работы библиотек и оптимизации демократических процессов в нашем обществе. Однако, развитие IT и Интернета также создают ряд определенных проблем в вопросах открытого доступа к информации, являющейся общественным достоянием. И эти проблемы имеют прямое отношение к сфере деятельности библиотек, призванных служить интересам местных сообществ, включая социально-незащищенные группы населения, в получении доступа к публичной информации.

Те подходы, которые мы выработаем для решения обозначенных выше проблем во многом будут определять будущее нашей профессии в эпоху «Информационного Сообщества». Отодвинут ли технологии и другие современные тенденции информационного сектора нас [библиотекарей] на второй план, или нам представиться шанс стать истинными проводниками и распорядителями информации в интересах общества?

Я убеждена, что мощный толчок технологического прогресса последнего десятилетия ознаменовал собой формирование огромных потенциальных возможностей для библиотекарей занять лидирующие позиции в движении за общедоступность информации (получившего сильное развитие с появлением Интернет), что, по сути дела, всегда являлось одним из наиболее важнейших аспектов библиотечной традиции. Библиотекари Соединенных Штатов Америки и всего мира активно продвигаются вперед в максимально эффективном использовании возможностей революции в области IT.

Мировой саммит по проблемам информационного сообщества (2003)

В 2003 г. в Женеве проходил мировой саммит по информационному сообществу. Участники саммита определили особую роль библиотек в мировых процессах информатизации. Главной темой саммита являлся вопрос выработки стратегии развития информации открытого доступа как инструмента международного сотрудничества по продвижению практики публичного доступа.

Участники саммита призвали библиотекарей, как профессиональное сообщество, поддержать создание электронных публичных библиотек и архивов, и способствовать развитию сотрудничества библиотек во всем мире. В рамках саммита также были затронуты вопросы проработки национальных стратегий и законодательства, продвижения и распространения знаний в области компьютерной грамотности среди всего населения планеты, использования библиотек как многофункциональных центров широкого публичного и бесплатного доступа к электронным носителям информации.

Особый акцент был сделан на предоставление ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей населения проживающего в сельских районах, социально незащищенных групп, пенсионеров, детей и инвалидов. Более того, участники саммита обратились к мировой общественности с призывом соблюдать нормы права интеллектуальной собственности, и в то же самое время активизироваться в своей деятельности в обмене опытом и знаниями.

Верховный суд Соединенных Штатов Америки

Американские библиотекари взяли на вооружение задачи, сформулированные участниками мирового саммита 2003 г. по проблемам информационного сообщества, основываясь также на нормативных документах наивысшей судебной инстанции государственной власти Соединенных Штатов. На данном слайде вы видите выдержку из решения Верховного Суда США по иску компании Associated Press в отношении правительства Соединенных Штатов Америки (1945 г.): [способствовать] «. максимальному распространению информации из различных и противоположных источников. «.

Библиотеки традиционно играют роль общественных центров публичного доступа и, согласно единому мнению членов саммита, являются центрами обучения навыкам отстаивания демократической гражданской позиции. Публичные библиотеки, в свою очередь, имеют богатый опыт плодотворной работы с представителями неблагополучных и незащищенных социальных групп нашего общества. Профессия библиотекаря в Америке развивалась в соответствии с традицией отстаивания прав граждан на свободу суждений и мнений, и в том числе тех, которые не совпадают с теми, которых придерживаются общественные и государственные институты.

Как и другие демократические страны, Америка чтит приверженность развитию общедоступного образования и открытого доступа к информации.

В конце 18-го века, основатели американской республики полагали, что информированность электората страны является одной из основ демократии. Проводя анализ исторического развития американских библиотек, обратите внимание на идеи, высказанные «отцами-основателями» Америки — американскими общественными и политическими деятелями написавших Конституцию Соединенных Штатов Америки и сформировавших американскую систему государственного устройства.

Основатели Америки подчеркивали важную роль высокой степени информированности граждан страны в процессах развития демократии. «Распространение знания», говорил Джеймс Мэдисон, «является единственно верным стражем защиты свободы».

Томас Джефферсон говорил о «просвещенном обществе» как механизме, «необходимом для должного функционирования республики».

Вышеуказанные исторические фигуры исходили из предположения, что информированность электората создает предпосылки для принятия гражданами страны более обдуманных решений, касающихся их общественной деятельности и голосования на выборах в частности, в очередных из которых нам, кстати, предстоит принимать участие на следующей неделе. «Отцы-основатели» искренне верили в то, что граждане, знающие свои права и свободы, будут в большей степени склонны охранять и защищать эти ценности.

В рамках нового демократического эксперимента «Отцы-основатели» заложили в основу формирующегося государства в качестве основополагающих ценностей принципы общедоступного образования, доступа к информации, и толерантности к различным взглядам и убеждениям.

Краткая справка об истории американских библиотек

Следующий слайд содержит краткий обзор истории развития американских библиотек. Ограничиваясь лишь краткими комментариями, я бы хотела указать на следующий факт: когда Бенджамин Франклин основал Библиотечную Компанию, первую библиотеку в Соединенных Штатах Америки, дающую читателям возможность работать с книгами вне стен библиотеки, сама идея предоставления публичного доступа к информационным ресурсам рассматривалась как поступок весьма радикального характера.

Библиотека Конгресса США, наша национальная библиотека, была основана в 1800 году, а первое федеральное хранилище библиотечных фондов появилось 14 лет спустя.

Из уважения к моим почтенным шотландским коллегам, позвольте мне также отметить значимость вклада Андрю Карнеги, миллионера иммигрировавшего в США из этой прекрасной страны, — человека, потратившего большую часть своего состояния на поддержание и открытие по всей стране библиотек, многие из которых функционируют и по сей день.

Наряду с развитием прессы и расширением зоны ее географического охвата, публичные библиотеки входили в число институтов, динамично развивающихся в условиях бурного развития демократических традиций общества.

Библиотеки как общественное достояние

Когда я говорю о библиотеках как общественном достоянии, я тем самым хочу подчеркнуть инновационную роль библиотек, которые, наряду с такими институтами как государственные школы, колледжи, национальные парки, являются элементами одной единой системы, способствующей развитию гражданской активности.

В 21 веке, как и в прежние времена, библиотеки являются основным гарантом прав граждан на доступ к информации.

Библиотеки пополняют рынок творческих идей, способствуя появлению новых творческих работ через создание условий для ведения интеллектуальной деятельности и исследований теми, кто завтра станет авторами великих книг и разработчиками гениальных идей.

Противоречия идей свободного доступа к информации и прав интеллектуальной собственности

Приверженность библиотек идеям свободного и равноправного доступа к информации не подразумевает враждебности библиотек в отношении института прав интеллектуальной собственности.

Напротив, библиотеки стремятся выстроить баланс интересов в противоречиях позиций общества относительно свободного доступа к информации (на основании положений первой поправки к Конституции США) и творческих деятелей относительно авторских прав на продукты своей интеллектуальной деятельности.

В соответствии с первой поправкой к Конституции Соединенных Штатов Америки, «Конгресс не имеет права принимать законы. налагающие ограничения на свободу слова или прессы».

В ‘открытом доступе’

Каково значение понятия ‘открытый доступ’ в Соединенных Штатах Америки?

Ну, во-первых, права интеллектуальной собственности не распространяются на факты и идеи, и то же самое относится к любым продуктам интеллектуальной деятельности правительства Соединенных Штатов Америки. На основании положений федерального закона «Акт о свободе информации» и в соответствии с прописанными данным законом процедурами, граждане могут получить доступ ко всем правительственным документам, за исключением тех, которые содержат секретные данные.

Также публичным достоянием являются все интеллектуальные труды опубликованные до 1923 года, и те работы, которые были опубликованы до 1964 года без обновления прав интеллектуальной собственности, и те работы, которые были опубликованы до 1989 года без засвидетельствования прав интеллектуальной собственности. Более того, автор, созданных им/ее интеллектуальных продуктов, имеет право посвятить свои творения общественности, и, конечно, в этом случае данные труды будут являться общественным достоянием.

Авторское право, регламентируемое положением об авторском праве в Конституции Соединенных Штатов Америки и 17-ым разделом Законодательного Кодекса США, является правовой основой для защиты прав интеллектуальной собственности в Америке. Акт «Цифрового Тысячелетия» по авторскому праву и другие законодательные акты, принятые относительно недавно с целью решения проблем, вызванных нововведениями новых высоких технологий, значительным образом укрепили законодательную основу для защиты прав интеллектуальной собственности в США.

Положение об авторском праве в Конституции США

Отцы-основатели американского правительства предвидели необходимость создания законодательной основы в области авторского права и включили в Конституцию США предпосылки так называемого «Положения об авторском праве»:

Способствовать развитию научного прогресса и полезных искусств путем предоставления авторам и изобретателям на определенный период времени эксклюзивных прав на свои собственные произведения и открытия

Я выделила фразу ‘определенный период времени’. Изначально авторы конституции имели намерение ограничиться предоставлением авторских прав лишь на определенный период времени. Главный мотив данного намерения заключался в желании способствовать развитию науки и искусств.

«Справедливое использование» авторского права

Для библиотекарей особый интерес представляет положение о справедливом использовании авторских прав, согласно которому разрешается ограниченное использования работ, охраняемых авторским правом, в целях комментирования, критики или пародирования.

Новые проблемы в вопросах открытого доступа

К новым проблемам открытого доступа относятся вопросы цифрового лицензирования и ограничений в обмене электронными файлами, а также (и этот аспект является особо важным для библиотекарей) использовании баз данных, к которым мы обращаемся в нашей ежедневной работе. Лидеры индустрии информационных технологий активно выступают за принятие законов по защите прав интеллектуальной собственности не только авторов и творческих деятелей, но и содержания баз данных, аккумулирующих информацию, которая была изначально взята из источников в открытом доступе. Были попытки закрепить права интеллектуальной собственности на содержание справочных изданий — такие как телефонные справочники. Попытки закрепления прав интеллектуальной собственности на источники, созданные и финансируемые правительством США, были более удачными.

Библиотечная общественность активно выступала в разработке и определении содержания законодательства по защите ‘общественного достояния’.

К примеру, акт 2003-го года «О введении системы администрирования цифровых прав библиотек» обеспечивает законное использование электронных средств массовой информации, а акт «О развитии открытого доступа» позволяет проводить оцифровку изданий, подвергнутых опасности исчезновения, и, через 50 лет защиты, переводить данные издания в статус открытого доступа.

Что плохого и хорошего сулит нам Интернет

Интернет зачинался с открытого обмена исследованиями между учеными и другими исследователями. Изначально, данная информационная среда появилась с той целью, чтобы способствовать практически неограниченному развитию открытого доступа. Конечно, Интернет является движущей силой ‘информационного сообщества’.

Интернет — это среда сотрудничества, где любой может быть издателем; это библиотека без стен; это всемирная паутина, имеющая огромную привлекательность для молодежной публики. Также как и с изобретением телефона и телеграфа, эффективность Интернета в распространении информации повышает ценность информации прямо пропорционально количеству пользователей данной информационной среды. Последнее идет в разрез с традиционным экономическим исчислением, согласно которому нехватка ресурсов увеличивает их ценность.

В то же самое время, мы используем термин ‘цифровое разделение’ для описания ситуации, в которой те люди, у которых отсутствует доступ к компьютерам, лишены той или иной ключевой информации и контактов. В нашей обыденной жизни все больше и больше укрепляется практика ведения дел и взаимодействий посредством гиперпространства. Если гражданам необходим доступ к компьютерам, и это является основным условием для реализации их прав и свобод, то мы обязаны предоставить соответствующие услуги тем, кто не может позволить себе компьютер, а так же пожилым людям, которые могут испытывать затруднения в использовании электронных носителей. Законодательный акт «О деятельности библиотек и технологии предоставляемых ими услуг» позволил около 95% библиотек в Соединенных Штатах предоставлять публичный доступ к использованию компьютеров.

Другими проблемами, с которыми мы сталкиваемся, являются ‘кибер’ преступность и мошенничество, и даже кибер-войны. Каждый, кто использует компьютер, находиться под воздействием ‘чумы’ вирусов, электронного шпионажа, несанкционированной рекламы. Существует даже угроза кибер-терроризма — войны, которая ведется посредством компьютеров, причиняя вред отдельным личностям и обществу в целом.

Федеральная программа библиотечных книгохранилищ

Продолжая тему деятельности федерального правительства США, я бы хотела коротко сказать о «Федеральной программе библиотечных книгохранилищ». Начавшаяся с первого книгохранилища в 1813 году, данная программа разрослась примерно до 1400 библиотек, принявших на себя обязательство по предоставлению бесплатного публичного доступа к информации, производимой федеральными агентствами. Около 50% библиотечных книгохранилищ размещены в стенах академических учреждений.

Библиотека Конгресса, основанная в 1800 году, в данный момент обладает фондом в 119 миллионов изданий. Более половины книжных и периодических изданий данной коллекции написаны на иностранных языках.

Библиотека Конгресса также является колыбелью авторского права. Когда я говорила о противоречии идей свободного доступа к информации и прав интеллектуальной собственности, я не имела в виду, что библиотечная общественность выступает оппозицией в отношении прав интеллектуальной собственности. Библиотека Конгресса представляет собой удачное сочетание защиты открытого доступа и авторского права, являющихся ключевыми и взаимодополняющими аспектами ее деятельности как национальной библиотеки.

Также, в Библиотеке Конгресса получила свое рождение программа «Национальная цифровая библиотека», включающая в себя несколько международных порталов и информационных систем, использующих финансирование и содействие партнерских союзов частных и государственных институтов. Флагманский элемент данной программы, Американская Мемориальная Коллекция, большей частью состоит из материалов открытого доступа.

«Сближение границ» — это мультимедийная двуязычная англо-русская цифровая библиотека, содержащая материалы об освоении и заселении Американского Запада, наряду с параллельно происходившим российским заселением Сибири и Дальнего Востока, и до момента образования Российско-Американской границы на Аляске и Тихоокеанском Северо-Западе.

В 1999 году Библиотека Конгресса заключила соглашения с Российской Государственной Библиотекой в Москве и Российской Национальной Библиотекой в Санкт-Петербурге об изучении и экспозиционировании релевантных данной тематике коллекций. В более недавнем прошлом, в данное партнерство были включен ряд учреждений в Сибири.

Национальная программа цифровой инфраструктуры и электронного хранения

Национальная программа цифровой инфраструктуры и электронного хранения, также находящаяся в стадии реализации, разработана с целью сохранения материалов, созданных цифровыми библиотеками — такими как СОЭБ. Организаторы проекта осознают присущую цифровым информационным носителям нестабильность. Компьютерное оборудование и программное обеспечение быстро устаревают, выходя из употребления намного быстрее, нежели текущие возможности электронного хранения.

Данная программа также осуществляет поиск партнеров, осознающих тот факт, что ни Библиотека Конгресса, ни какая-либо другая отдельно взятая организация не в силах самостоятельно создать электронный доступ к электронным коллекциям всего мира и сохранить материалы этих коллекций.

Инициатива ‘электронного правительства’

Переходя от проектов Библиотеки Конгресса, я бы хотела представить вашему вниманию некоторые подробности относительно проекта «Электронное Правительство», являющегося инициативой федерального правительства США. Основываясь на Постановлении 2002 года «Об ‘электронном’ правительстве», данный проект имел своей целью произвести структурирование правительственной информации в формате, являющимся взаимооперабильным для всего диапазона федеральных структур и позволяющим производить электронный поиск правительственных документов.

В рамках инициативы ‘электронного правительства’, Национальные Архивы играют ключевую роль в регулировании оборота электронных документов, а Правительственная Издательская Служба (Government Printing Office/GPO), — в организации сетевого доступа к данным документам.

Я позволю себе немного похвастаться участием федеральных библиотекарей в инициативе ‘электронного правительства’. В деятельность Межведомственного Комитета Правительственной Информации, ответственного за реализацию проекта «Электронное Правительство», вовлечены: Правительственная Издательская Служба, Административный Отдел Судов США, наряду с федеральными библиотекарями и рабочей группой научных и технических руководящих работников из 11 федеральных агентств.

FirstGov, поисковая система по официальным федеральным правительственным документам в сети Интернет, является отправной точкой в иерархии поисковых систем в рамках инициативы «Электронного Правительства».

Основополагающим принципом инициативы «Электронного Правительства» является идея того, что общественность имеет право на правительственную информацию, и правительство несет обязательства по предоставлению гражданам доступа к этой информации.

«Как американцы связываются с правительством»

Я также хотела бы вскользь упомянуть о проекте Пью «Интернет и американская жизнь», результаты изысканий которого были опубликованы в мае этого года. Опрос [проведенный в рамках данного проекта] дает показательную статистику относительно того, как американцы выходят на связь со своим правительством.

Используя «Электронное Правительство»

Здесь представлены некоторые заключения по проведенному опросу. В общей сложности, результаты говорят о достаточно позитивном опыте использования «электронного правительства». Более высокая вероятность обращения к правительству присутствует у американцев, имеющих доступ к Интернету. 97 миллионов людей связались с правительством посредством сети Интернет, и 63% сообщили о положительном опыте данного общения. Пользователям сети Интернет понадобилось меньше времени для решения своих дел, и, таким образом, Интернет способствовал улучшению их взаимоотношений с правительством.

Однако необходимо отметить, что граждане все же предпочитали использовать личные и телефонные контакты в решении срочных и сложных вопросов. ‘Цифровое разделение’ является злободневным вопросом, так как одна треть взрослого населения Америки не имеет доступа к Интернету. Опрос также указал на то, что пожилые граждане, люди старше 65 лет, наименее удачливы в этом показателе по сравнению с другими возрастными группами. Рассматривая тему «электронного правительства», важно помнить о том, что все граждане должны иметь равный доступ к правительству. Мы не можем забегать так далеко вперед, в то время когда люди не имеют возможности решать важные дела их обыденной жизни.

Библиотечные профессиональные объединения

Возвращаясь к роли американских библиотекарей, я также хотела бы упомянуть о библиотечных профессиональных объединениях и ассоциациях, в которых мы состоим. Американская библиотечная ассоциация является главным профессиональным объединением, хотя существует множество других, включая те, которые перечислены здесь: Ассоциация научных библиотек, Американская ассоциация юридических библиотек и Ассоциация специализированных библиотек. Американские библиотекари вовлечены как в международные, так и в национальные библиотечные ассоциации.

Американские библиотекари выступали с инициативами (и работали с другими профессиональными аудиториями), определяющими законодательство, затрагивающее их профессиональные интересы. Профессиональные объединения и библиотекари часто приглашаются для участия в кратких обзорах «друзей суда» в отношении судебных разбирательств в области прав интеллектуальной собственности, приводя в равновесие интересы владельцев авторских прав [того или иного интеллектуального продукта] и пользователей [данного интеллектуального продукта].

Биль о правах библиотек (АБА)

Я также хотела бы привлечь ваше внимание к Билю о правах библиотек, предложенного Американской библиотечной ассоциацией (АБА) в 1939 году, когда американские библиотекари, наряду с другими гражданами во всем мире, были самоотверженно вовлечены в защиту прав человека — в то время, когда выдвигались гитлеровские армии. Биль о правах формально был принят в 1948 году.

Проекты открытого доступа

Движение за общедоступность информации

Движение за общедоступность информации конечно не ограничивается деятельностью американских библиотекарей. Базовая концепция (во всем мире) основана на осознании того, что доступ к информации и обмен информацией являются необходимыми условиями для развития всех обществ.

Библиотеки являются распорядителями информационного достояния. Мы — хранители человеческой памяти и связующее звено между личностью, обществом и будущим.

Заканчивая разговор об американских библиотекарях и федеральном правительственном секторе, я бы хотела кратко остановиться на реализуемых в данный момент в американском обществе крупномасштабных инициативах по открытому доступу к информации.

Мастерская дизайна демократии — это сеть сообществ людей, объединенных общими интересами в области демократического правления, гражданского участия и «электронного правительства». На вэб-сайте этого общественного объединения представлен Интерактивный Каталог Демократии, являющийся своего рода коллекцией различных практик демократического правления, направленных на развитие демократии путем обмена информацией и сетевого взаимодействия на уровне личностного общения.

Вот здесь представлена главная страничка вэб-сайта мастерской дизайна демократии.

Международная детская цифровая библиотека, созданная в рамках партнерского тандема Интернет Архива и Университета Мэрилэнд, работает с издательскими кругами для создания бесплатной коллекции международной детской литературы, доступной в оперативном режиме в сети Интернет. Цель данного проекта — помочь детям понять глобальные рамки общества, в котором они живут. Специалисты национальных библиотек контролируют подборку литературы, представляющую их страны в данном проекте.

Вот здесь представлена главная страничка вэб-сайта международной детской цифровой библиотеки.

Проект ‘открытого справочника’ — мировое сообщество волонтеров, занимающихся топографией Интернет пространства. Созданный в рамках движения за открытость и доступность источников информации, данный справочник доступен бесплатно любому человеку, при условии согласия с положениями пользовательского соглашения о бесплатном использовании ресурсов справочника.

‘Открытый справочник’ является наиболее распространенной базой данных по содержанию Интернет ресурсов, классифицированной людьми, а не компьютерами. Этот справочник также является основой для наиболее популярных поисковых систем — включая Google, созданный уроженцем Москвы Сергеем Брином.

Вот здесь представлен интерфейс входа на вэб-сайт проекта ‘открытого справочника’.

Мультимедийные архивы Верховного Суда США в рамках проекта OYEZ, реализуемого на базе Северо-Западного Университета, занимаются переводом слушаний Верховного Суда США в MP3 формат, используя технологию соединения равноправных узлов ЛВС. Прослушивание записей предоставляется на бесплатной основе, но при условии некоммерческого использования записей и включения соответствующих ссылок на проект OYEZ как источник полученной информации.

Вот здесь представлена главная страничка вэб-сайта мультимедийных архивов Верховного Суда США в рамках проекта OYEZ.

Проект Гутенберг был создан с целью содействия созданию и распространению электронных книг для свободного публичного пользования. Большое количество произведенной информации может стать недоступной если не предпринять действия по ее сохранению. Принимая во внимание короткий срок устаревания компьютерного оборудования и программного обеспечения, проект ‘Гутенберг’ следует принципу предоставления информации в формате, приемлемом для использования на подавляющем большинстве компьютеров. В рамках данного проекта информация предоставляется в формате «plain vanilla ASCII», и поэтому скорость технологического прогресса не ограничивает использование данной информации в будущем.

Здесь представлена страничка приветствия вэб-сайта проекта ‘Гутенберг’.

Возможно вам будет интересно посмотреть недавнюю статью Мари Леберт о Майкле Харте, являющегося создателем проекта ‘Гутенберг’. Статья «Изменяя мир через электронные книги» доступна для ознакомления на вэб-сайте проекта.

Ну и наконец, я бы хотела сделать объявление о появлении совершенно нового вэб-сайта Публичной Научной Библиотеки (финансируемой на средства частного сектора), который только что, на прошлой неделе (19 октября), был активирован в сети Интернет. Целью проекта Публичной Научной Библиотеки является создание бесплатной электронной библиотеки научных исследований. Пользователям библиотеки не требуется получать разрешение на ознакомление или копирование материалов. Поэтому, Публичная Научная Библиотека дает альтернативную возможность доступа к материалам научных исследований.

Вот здесь представлен интерфейс входа на вэб-сайт проекта Публичной Научной Библиотеки.

Трое выдающихся ученых, включая лауреата Нобелевской Премии Харолда Вармуса, дали начало созданию Публичной Научной Библиотеки. «Биология» Публичной Научной Библиотеки, первый электронный журнал в открытом доступе (создаваемый в рамках данного проекта), начал издаваться в 2003 году.

В рамках движения за общедоступность информации четко прослеживается позиция, согласно которой информация, полученная при поддержке государственного финансирования, должна быть представлена в открытом доступе. Законодательный акт 2613 «О публичном доступе к научным исследованиям» является законодательной инициативой Палаты Представителей Конгресса США. Данная законодательная инициатива предполагает освободить от авторских прав научные работы, основанные на научных исследованиях, проведенных при значительной финансовой поддержке государства. Возможно этот закон будет весьма не просто провести через утверждение членами Конгресса, так как огромное количество научных исследований получают финансирование от правительства. Однако это является хорошим примером текущих инициатив по сохранению и расширению (в тех областях, где это возможно) практики открытого доступа.

Спасибо за внимание!

В заключении, я бы хотела сказать, что искренне верю в то, что библиотечная общественность предпринимает правильные шаги по удерживанию лидирующих позиций в сохранении открытого доступа к информации.

Тем не менее, мы должны продолжать неустанно и активно следовать нашим основным принципам в отстаивании общественных интересов. ‘Большое спасибо’, спасибо за внимание!

1 Пью — фамилия основателей фонда, финансировавшего данный проект.

Источник



ОБ ИНФОРМАЦИИ в 21 веке

Мы живём в век колоссального значения информации. Ещё 50 лет назад это значения предвидели учёные-технари, говоря о том, что информация при её разумном применении человечеством будет основой гармоничного с Природой управления всеми социальными процессами.

Капиталистический Запад в то время тоже понимал великую грядущую роль информации в развитии земной цивилизации, но реагировал по-своему: «Информация – товар 21 века». Западные учёные и вели подготовку к тому, чтобы капиталисты извлекали из этого явления максимальную прибыль.

Из всех же определений информации (а их несколько десятков) нам нравится такое: информация – это те сведения, которые необходимы для управления. Для управления всем: как техническими устройствами, как самоуправления отдельной личностью, так и социальными процессами.

С появлением новых видов связи, электронной обработки данных и чрезвычайно бурным и быстрым развитием цифровых технологий в последние четверть века влияние информации на поведение и сознание огромных масс людей выросло неимоверно! Кроме того, открыты новые способы психолого-информационного воздействия на людей, как на отдельную личность, так и на огромные массы. При этом уже есть технологии (с использованием электромагнитного излучения), когда люди делают то, что противоречит их морально-нравственным ценностям, но… они – понимая это! – продолжают делать.

Разумеется, новейшие технологии такого воздействия засекречены, но всё-таки сведения о них просачиваются для широкого доступа всё быстрее. Это просачивание является частью неумолимого Закона Времени: то, что раньше скрывалось веками и десятилетиями, в век информационных технологий невозможно скрывать длительное время. При этом роль отдельного человека, личности, в раскрытии информационных тайн всему миру неимоверно возрастает. Взять хотя бы «эффект Сноудена». Соответственно, возрастает и ответственность каждой такой личности.

Источник