Меню

Интонация как суперсегментное средство языка

11. Суперсегментные единицы звуковой стороны языка. Интонация:

Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

Интонация — различное соотношение изменений высоты тона и других акустических компонентов, служащих для выражения смысловых и эмоционально-стилистических различий высказываний.

По другим источникам интонация — движение тонов.

В интонации следует различать 2 аспеекта:

Интонация представляет собой средство выражения смысловой стороны речи. Оно сообщает, является ли высказывание законченным, что оно содержит (?, !, волеизъявление; какое слово в нем выделяется).

Интонация — средство стилистического выражения эмоций. Основные интонационные средства русского языка, участвующие в выражени смысла высказывания: синтогматическое членение, тип интонационных конструкций (ИК), место интонационного центра (ИЦ).

В потоке речи каждый тип интонационных конструкций представлен рядом интонационных реализаций.

Различаются нейтральные и модальные (эмоциональные) интонационные реализации.

Нейтральные различаются степенью выраженности элемента интонации (например: степенью понижения тона в ИК1 или степеню его повышения в ИК3) и не связаны или связаны минимально с выражением субъективного говорящего к высказываниям.

Модальные реализации характеризуются теми или иными особенностями строения и обязательно связаны добавочных эмоционально-смысловых оттенков. Например модальная реализация ИК3, характеризующаяся перенесением высокого уровня тона на постцентровой слог и увеличением длительности гласных придает вопросу оттенок крайнего удивления.

Наиболее употребительная модальная реализация — ИК2″ (двувершинная).

ИК могут сочетаться:

ИК1 и ИК2 = ИК1 в квдр.

ИК2 и ИК3= ИК2 в кубе

-ИК1: наиболее типичное употребление — при выражении завершенности высказывания в повествовательном предложении. На гласном центра тон спокойно понижается, постцентровая часть произносится на уровень ниже среднего тона.

Ия — студЕнтка. СергЕй тоже учится.

-ИК2: наиболее типичное употребление — в вопросительных предложениях с вопросительным словом. Контур ИК2 близок контуру ИК1, различия в более высоком уровне тона на гласном центра ИК2 и усилении словесного ударения.

-ИК3: наиболее типичное употребление — в вопросительных предложениях без вопросительного слова. На гласном центра ИК3 тон резко повышается, в постцентровой части происходит понижение тона ниже среднего.

Да? Вам приготОвить завтрак?

-ИК4: наиболее типичное употребление — в вопросительных предложениях с сопоставительным союзом «а». На гласном центра ИК4 тон понижается ниже среднего, в постцентровой части тон повышается.

А вЫ? А Он когда придет?

-ИК5: наиболее типичное употребление — со значением высокой степени признака действия. ИК5 имеет 2 центра, на гласном первого цетра тон повышается, на гласном второго — понижается. Постцентровая часть произносится на уровне ниже среднего тона. Центры ИК5 характеризуются усилением словесного ударения и увеличением длительности гласного и согласного.

-ИК6: наиболее типичное употребление — в предложениях со значением высокой степени признака состояния. ИК6, в отличае от ИК5, подчеркивает бытовой характер ситуации. На гласном центра ИК6 тон повышается выше среднего и держится до конца конструкции.

День! ДЕнь сегодня. КАкой сегодня день.

-ИК7: наиболее типичное употребление — в предложениях со значением экспрессивного отрицания признака действия состояния. ИК7 по контуру близка к ИК3, различие смычки голосовых связок, который заканчивается гласным центра ИК7.

-ИК2″ — (двувершинная). Наиболее употребительная модальная реализация. Характеризуется высоким уровнем тона, который начинается на ударном слоге первого или одного из первых центров и держится до слога, выделенного вторым центром. ИК2″ сближается с ИК5. Различие заключается в большей длительности центровв ИК5. ИК2″ часто употребляется в вопросах с вопросительными словами, внося в вопрос различные дополнительные эмоциональные оттенки.

ПочемУ она не приехала?

-ИК1^2 — (в квадрате). Характерно нерезкое понижение тона в центре в сочетании с увеличением инетенсивности гласного. ИК1^2 часто употребляется в повествовательных предложениях диалогической или монологической речи для подчеркивания и акцентирования выражаемой мысли.

Источник

Суперсегментные признаки: ударение и интонация. Функции данных признаков в языке

Суперсегментные единицы – слог, фонетическое слово (такт), синтагма, фраза, − которые строятся из сегментов и в организации которых участвуют.

Просодические признаки – ударение и интонация.

Суперсегментная фонетика

Раздел фонетики, изучающий суперсегментные фонетические единицы и их свойства (от лат. super – «сверх»).

Напомним, что звуковые (или фонетические) средства языка подразделяются на фонетические единицы и фонетические признаки (свойства).
Фонетическими единицами называются линейные объекты (то есть, те объекты, которые могут следовать друг за другом). Суперсегментные единицы – слог, фонетическое слово, синтагма, фраза – состоят из сегментных единиц (к ним относятся фонемы, звукотипы и звуки).
Фонетические признаки тоже делятся на сегментные и суперсегментные. Суперсегментные признаки (ударение и интонация) организуют сегментные единицы в более крупные комплексы − единицы суперсегментные. Важное свойство всех признаков состоит в том, что они не могут существовать сами по себе, без какого-либо носителя; таким носителем как раз и являются фонетические единицы.

Таким образом, среди суперсегментных фонетических сущностей мы будем разграничивать:
• суперсегментные единицы – слог, фонетическое слово (такт), синтагма, фраза, − которые строятся из сегментов и в организации которых участвуют
• просодические признаки – ударение и интонация.
Просодические признаки являются комплексными явлениями, состоящими из суперсегментных параметров, таких, как частота основного тона, интенсивность, длительность, паузы, и других средств (артикуляционных и фонационных), которые могут быть использованы суперсегментно – т.е. реализоваться не на одном сегменте, а на их комплексе – суперсегментной единице.
Термин «просодия» синонимичен термину «суперсегментная (или супрасегментная) фонетика», и употребляется обычно по отношению ко всем суперсегментным единицам, а термин «просодика» используется чаще всего только по отношению к слогу и фонетическому слову.

УДАРЕНИЕ

Раздел лингвистики, изучающий природу и функционирование ударения, называется акцентологией.
Ударение − это выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц при помощи просодических средств. В зависимости от того, с какой единицей оно соотносится, различают ударение:

  • словесное (выделение одного из слогов в слове),
  • фразовое или синтагматическое — выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме): Есть в осени первоначальной / короткая, /нодивная пора //. Внутри такта (реже –– фразы) выделяют две разновидности тактового (фразового) ударения, в зависимости от функций –– логическое и эмфатическое.
  • логическое (смысловое выделение одного из слов во фразе или синтагме). Ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. При помощи логического ударения обычно выделяется в предложении то или иное слово, важное с логической, смысловой стороны, на котором должно концентрироваться все внимание.
  • эмфатическое (греч. emphatikos »выразительный»), эмоциональное. Выделение части слова с помощью фонетических средств для подчеркивания эмоциональной стороны слова: долгое произношение ударных гласных (голу-у-бчик), протяжное произношение согласных (р-р-революционный). Эмфатическое ударение отражает эмоции говорящего, его аффективное состояние. Его разновидностью является контрастивное ударение: У меня (!) этих проблем нет [а у других есть].

В этом разделе речь будет идти о словесном ударении.

Функции ударения

Основные функции ударения:

  • кульминативная, то есть обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины (так же, как слоговое ядро представляет собой вершину слога на более низком уровне иерархии просодических единиц, а фразовый акцент, выделяющий одно из слов в синтагме, – на более высоком);
  • сигнификативная (смыслоразличительная), то есть различение идентичных сегментных последовательностей (сушý – сýшу и т.п.);
  • делимитативная (разграничительная). Ударение может быть показателем границ слóва, особенно в тех языках, где оно всегда приходится на один и тот же слог слóва – например, последний, как во французском, первый, как в чешском, или предпоследний, как в польском. Впрочем, иногда и в русском языке ударение может выполнять эту функцию, поскольку именно оно задает схему редукции гласных в слове: в частности, последовательность САСЪСА33 может быть разделена на словá только как САСЪ#СА, поскольку гласный [ъ] может находиться в заударном слоге, но не бывает в первом предударном).
  • Словоформирующая функция : фонетическое объединение слова. Русские слова имеют только одно главное (акутовое) ударение, но сложные слова могут иметь кроме главного и второстепенное, побочное (грависное) ударение: ср. сельский и сельскохозяйственный. Со словоформирующей связаны и опознавательная функция словесного ударения, позволяющая узнать слово, поскольку слово характеризуется недвуударностью.

ИНТОНАЦИЯ

ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare «громко произносить») в широком смысле –– это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка — звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся, циркумфлексная).

Это совокупность всех суперсегментных средств языка (собственно интонация, ударение и др.):
1) мелодика, т.е. движение тона по фразе,
2) различные типы ударения,
3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.

Интонация в узком смысле –– это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование.

Функции интонации.

Наиболее важная функция интонации связана с выражением цели высказывания: она характеризует его как сообщение, вопрос, возражение, обращение и т.д. (т.е. указывает на его так называемую иллокутивную функцию). Эта функция реализуется в основном с помощью тональных акцентов разных конфигураций. К ней примыкает еще одна функция –– выражение оценок, в том числе экспрессивных (модальная функция). Она выражается различиями в интегральном уровне тона и фонационными средствами.

Важнейшим интонационным показателем является местоположение акцентов в предложении. Наличие акцента на слове указывает на его существенную коммуникативную функцию: акцент маркирует категории ремы, новой темы и фокуса противопоставления.

Кроме семантических, интонация выполняет и структурные функции: она осуществляет членение устного текста на предложения и синтагмы и указывает на положение частей внутри целого (сигналы завершенности/незавершенности).

1) Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания (вопросительное, пуобудительное, повествовательное)

2) Выражение актуального членения предложения (тема и рема)

3) Интонация детализирует смысловые отношения: интонация перечисления (Дома, улицы залиты светом), уточнения (Старшая сестра, Надя, окончила школу), уточнения, вводности (Письмо, должно быть, отправлено), обособления, обращения и т.д.

4) Выражение эмоционально-экспрессивной окраски –– восклицательный не восклицательный. Интонация, например, выступает как средство выражения иронии, авторской оценки.

К сожалению, в последние десятилетия в речи молодежи, в молодежном теле- и радиоэфире наблюдается американизация интонации –– привнесение в русскую речь интонационных элементов, свойственных американскому варианту английского языка, что, безусловно, не способствует повышению культуры русской речи.

Нелитературным (просторечным) типом интонации является протяжный подъем вверх голоса при обращении: –– Ми-и-иш(/)!

Функции интонации можно разделить на:

1) основные
• оформление, то есть превращение слов (назывных единиц) в высказывания (коммуникативные
единицы);
• членение потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности;
• выделение той или иной единицы из числа однородных;
2) вторичные
• модальная (противопоставление высказываний по их цели, например утверждение/вопрос);
• эмоциональная (выражение отношения говорящего к высказыванию).

24.02.2016, 16036 просмотров.

Источник



Ответы ГОС / 17. Суперсегментная фонетика

17. Русская суперсегментная фонетика: ударение и интонация как средства организации речевого потока.

Все фонетические единицы делятся на сегментные и суперсегментные. Сегментные единицы имеют материальную оформленность, протяженность во времени (звук, слог, слово и т.д.). Суперсегментные единицы проявляются только через сегментные (ударение, интонация).

Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

Интонация – комплексная единица — различное соотношение изменений высоты тона и других акустических компонентов, служащих для выражения смысловых и эмоционально-стилистических различий высказываний.

Мелодика – изменение высоты основного тона звука.

Паузирование – система пауз (перерывов в звучании).

Темп – количество звуковой информации в единицу времени.

Тембр – совокупность индивидуальных и обусловленных условиями произношения свойств звука, составляющих его окраску.

1) различать коммуникативные типы высказывания;

2) различать части высказывания в соответствии с их смысловой важностью;

3) оформлять высказывание как целое;

4) выражать эмоции;

5) вскрывать подтекст;

6) характеризовать говорящего и ситуацию общения.

Важнейшее средство формирование интонационной единицы – мелодика. На ее основании выделяются интонационные конструкции: центр + предцентровая часть + постцентровая часть.

Брызгунова выделяет 7 видов интонационных конструкций:

1) средний – вниз — ниже среднего (наиболее типичное употребление — при выражении завершенности высказывания в повествовательном предложении. На гласном центра тон спокойно понижается, постцентровая часть произносится на уровень ниже среднего тона).

# Это / дождь / пошел. (ИК-1);

2) средний – средний – ниже среднего (наиболее типичное употребление — в вопросительных предложениях с вопросительным словом. Контур ИК2 близок контуру ИК1, различия в более высоком уровне тона на гласном центра ИК2 и усилении словесного ударения). # Где твой / дом? (ИК-2);

3) средний – вверх – ниже среднего (наиболее типичное употребление — в вопросительных предложениях без вопросительного слова. На гласном центра ИК3 тон резко повышается, в постцентровой части происходит понижение тона ниже среднего). # Аня получила пя/тер/ку? (ИК-3);

4) средний – вверх/вниз – ниже среднего (наиболее типичное употребление — в вопросительных предложениях с сопоставительным союзом «а». На гласном центра ИК4 тон понижается ниже среднего, в постцентровой части тон повышается). # А / ты / что получил? (ИК-4)

5) средний – вверх — выше среднего – вниз (наиболее типичное употребление — со значением высокой степени признака действия. ИК5 имеет 2 центра, на гласном первого цетра тон повышается, на гласном второго — понижается. Постцентровая часть произносится на уровне ниже среднего тона. Центры ИК5 характеризуются усилением словесного ударения и увеличением длительности гласного и согласного). # Ка/кой / у нее тембр / го/лоса! (ИК-5)

6) средний – вверх – выше среднего (наиболее типичное употребление — в предложениях со значением высокой степени признака состояния. ИК6, в отличае от ИК5, подчеркивает бытовой характер ситуации. На гласном центра ИК6 тон повышается выше среднего и держится до конца конструкции). # Сколько здесь инте/ре/сного! (ИК-6)

7) Гласный центра произносится с гортанной смычкой (наиболее типичное употребление — в предложениях со значением экспрессивного отрицания признака действия состояния. ИК7 по контуру близка к ИК3, различие смычки голосовых связок, который заканчивается гласным центра ИК7). # Не гово/ри!

В потоке речи каждый тип интонационных конструкций представлен рядом интонационных реализаций. Различаются нейтральные и модальные (эмоциональные) интонационные реализации.

Нейтральные различаются степенью выраженности элемента интонации (например: степенью понижения тона в ИК1 или степеню его повышения в ИК3) и не связаны или связаны минимально с выражением субъективного говорящего к высказываниям.

Модальные реализации характеризуются теми или иными особенностями строения и обязательно связаны добавочных эмоционально-смысловых оттенков. Например модальная реализация ИК3, характеризующаяся перенесением высокого уровня тона на постцентровой слог и увеличением длительности гласных придает вопросу оттенок крайнего удивления.

Наиболее употребительная модальная реализация — ИК2″ (двувершинная).

ИК могут сочетаться: ИК1 и ИК2 = ИК1 в квдр.; ИК2 и ИК3= ИК2 в кубе.

-ИК2″ — (двувершинная). Наиболее употребительная модальная реализация. Характеризуется высоким уровнем тона, который начинается на ударном слоге первого или одного из первых центров и держится до слога, выделенного вторым центром. ИК2″ сближается с ИК5. Различие заключается в большей длительности центровв ИК5. ИК2″ часто употребляется в вопросах с вопросительными словами, внося в вопрос различные дополнительные эмоциональные оттенки. # ПочемУ она не приехала?

-ИК1^2 — (в квадрате). Характерно нерезкое понижение тона в центре в сочетании с увеличением инетенсивности гласного. ИК1^2 часто употребляется в повествовательных предложениях диалогической или монологической речи для подчеркивания и акцентирования выражаемой мысли.

Ударение – выделение единицы меньшего порядка в составе единиц большего. В разных языках разные единицы речевого потока. В РЯ – это фонетическое слово, поэтому главное ударение в РЯ – словесное.

Русское ударение разделяется по отличительным признакам ударного звука – 3 фонетических компонента: интенсивность (порог громкости гласных – вне речевого потока самый громкий А; и, ы, у – менее громкие); длительность; качество звучания (ударный гласный произносится более четко – без редукции, с особым тембром).

Специфика русского ударения.

Совокупность указанных признаков образует фонетический тип ударения. Русское ударение – квантитативно-качественное. Выделяются виды ударения по типу вычленяемой единицы: словесное – слог в составе слова; тактовое – слово в составе такта; фразовое – слово в составе фразы.

Виды ударения по основанию вычленения: фонетическое и смысловое. Фонетическое делит поток речи на части. Смысловое делится на логическое (дифференцирует концептуальные смыслы) и эмфатическое (дифференцирует коннотативные смыслы). Логическое осуществляется фонетическими средствами, а эмфатическое – специфическими (растягивание гласных – положительная оценка, растягивание согласных — отрицательная).

Структурные типы ударения:

1) по типу фонологической (слоговой) структуры – русское ударение свободное, выполняет сигнификативную функцию – является дополнительным средством выражения ЛЗ # зАмок — замОк; дополнительное средство выражения стилистических вариантов # кОмпас – компАс.

2) по типу морфологический структуры – подвижное (не фиксированное) – дополнительное средство выражения ГЗ # рУки — рукИ.

Функции русского словесного ударения:

Сигнификативная (т.к. ударение свободное);

Кульминативная (обеспечивает цельность и отдельность слова путем просодической централизации его слово-звуковой струтуры).

Способы выделения ударного слова: более громкое, низкое и долгое произношение — придает речи экспрессивный характер, возможны также оттенки плаксивости, подвывания. При этом существует зависимость силы (интенсивности), длительности ударного слога.

1. Сравнение силы и длительности ударных и безударных слогов наиболее наглядно при сопоставлении гласных, которые составляют слогообразующую часть слога. Гласные узкие — верхнего подъема, обладают меньшей громкостью, чем гласные со средним раствором (о, э) или чем широкий гласный «а» (самый сильный и громкий).

У каждого гласного свой порог. Гласные, произносимые выше порога, обычно воспринимаются как ударные (пилИ — громкость безударной «и» ниже порога).

2. Порог ударности. У каждого гласного этот порог — непостоянная величина. Он меняется в зависимости от места ударения в слове.

Чем ближе ударение к началу слова, тем больше интенсивность гласного и меньше его долгота и наоборот. На силу и долготу гласного влияет и позиция слова во фразе. Так, в частности, перед и после паузы, начало и конец фразы и фонетической синтагмы. Независимо от ударности\безударности выделяется особенно сильно начало — особенно высокой интенсивностью, конец — особенно большой долготой. То есть когда ударный гласный сильнее и длительнее безударного, конкретные ударные гласные в конкретном положении слова и фразы могут быть слабее и короче безударного. Но совокупность рассмотренный нами закономерностей все равно даст понять какой слог ударный.

Но существует и неподвижное ударение, остающееся на одном месте в любой форме конкретного слова (филОлог). Оно может находиться на любой морфеме. В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одной морфемы на другую (кОлос — колОсья).

Источник