Меню

История развития представлений здоровом образе жизни

История развития представлений о здоровом образе жизни

Описание презентации по отдельным слайдам:

История развития представлений о здоровом образе жизни Экология человека 8 класс урок 3

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев.

Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями».

История развития здорового образа жизни тесно связана с древнейшей традицией российского общества – заботой о поддержании здоровья организма, тела и духа. Недаром говориться «В здоровом теле, здоровый дух». Устные правила и религиозные нормы в отношении сохранения здоровья прививались с детства в форме бесед, сказок, рассказов. Гигиенические и медицинские правила и представления отмечены в самых первых дошедших до нас источниках. Для лечения болезней и поддержания здоровья использовались травы, минералы, минеральные источники, грязи.

В начале девятнадцатого века в 1800 году в России появилось пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него вредно и что полезно», ориентирующее читателей на изучение собственного организма, состоящее из практических советов и правил сохранения здоровья детей, посещающих школу И. Венцеля.

Дальнейшее развитие здоровый образ жизни получил в работах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Несмотря на деятельность М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.И. Бецкого и других прогрессивно мыслящих педагогов и общественных деятелей, русская официальная педагогика первой половины XIX века оставалась схоластичной, далекой от интересов развития ребенка. Прогрессивные взгляды на воспитание детей, распространившиеся к тому времени в Западной Европе, проникали в Россию крайне медленно. В этом отношении большой интерес представляет «Руководство к педагогике, или науке воспитания» инспектора императорских классов в Санкт-Петербурге А. Ободовского, прошедшее цензуру и изданное в 1835 году.

Номер материала: ДБ-127117

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Развитие исторических представлений о здоровье и здоровом образе жизни

Проблема здорового образа жизни волнует человечество с глубокой древности. О необходимости соблюдения определенных норм говорили ученые и философы античности, однако единого мнения среди них не существовало. Так, Гиппократ в здоровом образе жизни на первое место ставил физическое здоровье человека, считая причиной всех болезней неправильное питание, а Демокрит напротив утверждал, что основой здорового образа жизни является духовное здоровье человека [3].

Несмотря на имеющиеся противоречия, все ученые говорят о здоровье как о важнейшие ценности для человека. Немецкий философ XVIII века Артур Шопенгауэр утверждал, что здоровье составляет 9/10 частей счастья человека. «При нем все является источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствие; даже субъективные блага: качества души, ума, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Поэтому не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу – это поистине главное условие человеческого счастья». Схожая идея и у французского философа Мишеля де Монтеня: «Здоровье – это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть время, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нетерпимой и унизительной».

В современном понимании термин «здоровый образ жизни» впервые употребил советский кардиохирург Николай Михайлович Амосов (1913-2002), им были сформированы основные принципы концепции здорового образа жизни – режим ограничений и нагрузок, как образ жизни, обеспечивающий оптимальное здоровье. В 80-е годы данный термин переняли американцы и европейцы (healthy lifestyle) [6].

Таким образом, для понимания особенностей здорового образа жизни важно определить, что понимается под здоровьем. На сегодняшний день не существует единого определения здоровья. Сам Н. М. Амосов рассматривал здоровье как естественное состояние организма, которое характеризуется его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений [2].

С учетом этих признаков Г.И. Царегородцев отмечает, что «здоровье – это гармоническое течение разных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результат которого – согласованный обмен веществ внутри самого организма». В этом контексте здоровье представляется естественным гармоническим состоянием организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, которые исключают любые болезненные явления.

В медицине под здоровьем понимается способность организма компенсировать патологические процессы, постоянно зарождающиеся в организме человека. При этом уровень здоровья определяет исход патологического процесса (полное либо частичное выздоровление или летальный исход) [8].

В уставе Всемирной организации здравоохранения дано следующее определение: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Условиями полноценного здоровья являются: здоровый образ жизни (физическое здоровье); творчество, любовь, общение, позитивность мышления, чувство юмора, (психическое здоровье); эмоционально-волевое и ценностное отношение к себе, жизни, другим людям, природе, обществу, труду, познанию и другим высшим ценностям (духовно-нравственное здоровье) [17].

Существует 2 различных аспекта понятия «здоровый образ жизни» В узком смысле это совокупность мер по сохранению, укреплению и улучшению физического здоровья. В широком смысле здоровый образ жизни – это комплекс мер по организации всех сторон жизни человека, которые позволяют увеличить продолжительность жизни и улучшить ее качество [10].

Идеи о важности соблюдения норм здорового жизни для школьников не являются новыми. Так известный советский педагог-гуманист Василий Александрович Сухомлинский отмечал, что причиной неуспешности большинства школьников в учебе является плохое состояние здоровья, оно обычно малозаметно, но поддается излечению только при совместных усилиях родителей, врачей и школы [16].

Таким образом, здоровье человека зависит не только от условий среды, качества жизни и наследственных факторов, но и от образа жизни (как человек относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Именно поэтому сейчас возрастает роль обучения и воспитания школьников нормам здорового образа жизни, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей.

Современное образование обычно чаще направлено не на формирование норм здорового образа жизни, а на объяснение того, чего следует избегать, например, рассказывается о необходимости избегать вредных привычек. Однако современными педагогами и психологами установлено, что дети не всегда воспринимают частицу не, поэтому утверждения и обращения к школьнику лучше строить в утвердительном характере.

Формирование у учащихся потребности норм здорового образа жизни в рамках школьной программы также имеет свою историю, однако она не всегда была успешной. Так в 90-е годы довольно широкую популярность получила валеология – общая теория здоровья, которая претендовала на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека. Данный предмет был включен в школьную программу, однако впоследствии она подверглась серьезной критике за использование ненаучных, религиозных и оккультных концепций и нетрадиционной медицины. В результате этого в 2001 году валеология была исключена из школьной программы. На сегодняшний день к основным предметам, решающих задачу повышения уровня здоровья школьников можно отнести основы безопасности жизнедеятельности и физическую культуру. Если физическая культура больше направлена на физическое развитие учащегося, что соответствует пониманию ЗОЖ в узком смысле, то ОБЖ рассматривает его в широком смысле, затрагивая все стороны здоровья человека.

Источник

Откуда появилось понятие – «Здоровый образ жизни»

На сегодняшний день здоровый образ жизни является модной тенденцией современного мира. Люди занимаются физической культурой, потому что это модно? Или потому, что это необходимая составляющая здорового образа жизни?

В Тамбове стартовала программа «Позитивное формирование здорового образа жизни в регионе». Мы встретились с руководителем раздела «Здоровье и красота» информационного портала «Positivcity» Дмитрием Зуйковым, который рассказал нам о значимости ЗОЖ в жизни каждого человека, и вспомнил, откуда же появился такой интерес к здоровому образу жизни.

— Мало кто знает, но зародился ЗОЖ в России. Понятие «здоровый образ жизни» появилось не так давно, в XX веке, автором которого стал профессор-фармаколог Израиль Брехман. В понятие ЗОЖ он заложил самые простые, но действенные методы. Говорил о правильном питании, регулярном закаливании, о вредных привычках и, самое главное, о необходимости физической культуры. В своих трудах он быстро нашел поддержку коллег, и популярность здорового образа жизни в XX веке возрастает многократно. Но, через некоторое время, интерес к ЗОЖ у россиян начинает пропадать, на Западе его популярность только начинает расти.

XXI век, становится веком технологий. Работа в большей степени теперь «сидячая», в рационах питания появляются вредные продукты, экология терпит кардинальные изменения не в лучшую сторону – эти и многие другие факторы послужили возвращению популярности ЗОЖ на родину зарождения».

Ещё в Древней Греции люди особое внимание уделяли гармонии души и тела, физической культуре и интеллекту, которые служат неотъемлемой частью здорового образа жизни. Найти эту гармонию может не каждый, но, соблюдая определённые правила, можно достичь высокого результата. В истории есть много примеров, когда люди жили больше ста лет. В чём их секрет? Какие методы, помогающие вести здоровый образ жизни, являются самыми эффективными и почему?

— Нет ничего сложного в том, чтобы вести здоровый образ жизни, – говорит Дмитрий Зуйков.

— И нет никакой идеальной формулы ЗОЖ, каждый создаёт её сам, подстраивая под свой организм. Зарядка, правильное питание, гигиена, эмоциональная разгрузка, полноценный сон, отказ от вредных привычек, физические упражнения – это то, что требуется делать ежедневно. Чтобы заниматься чем-то, необходима заинтересованность в этом. Не каждый готов встать на 10 минут раньше, чтобы сделать зарядку, а некоторые пренебрегают рационом питания ».

-Как же мотивировать людей вести здоровый образ жизни?

— Необходимо начать с себя. Следует чувствовать личную ответственность за своё здоровье. Не стоит искать крайнего. Состояние нашего здоровья в наших руках. Никто не будет бегать за тобой и упрашивать. Если решил вести здоровый образ жизни, тогда вставай и начинай! Отказ от алкоголя, сахара, мяса, глютена и покупка абонемента в фитнес-клуб не сделают вас бодрым и эффективным. Нет, возможно, что в первое время появится чувство боевого духа и поднятие его, но только дело здесь в эффекте плацебо. С таким пониманием можно ежедневно подходить к зеркалу и говорить: «Я бодр, здоров и красив» — может, и подействует, если верить от всей души. Именно поэтому мы запустили программу — «Позитивное формирование здорового образа жизни в регионе «. Побуждать к действию и формировать полезные привычки у жителей Тамбовской области на сегодняшний день — приоритетная задача!

Автор статьи: Екатерина Тараканова

Редактор раздела «Здоровье и красота»: Дмитрий Зуйков

Источник



История развития здорового образа жизни в России

История развития здорового образа жизни тесно связана с древнейшей традицией российского общества – заботой о поддержании здоровья организма, тела и духа. Недаром говориться «В здоровом теле, здоровый дух». Устные правила и религиозные нормы в отношении сохранения здоровья прививались с детства в форме бесед, сказок, рассказов. Гигиенические и медицинские правила и представления отмечены в самых первых дошедших до нас источниках. Для лечения болезней и поддержания здоровья использовались травы, минералы, минеральные источники, грязи.

В девятом веке стали появляться больницы при монастырях. Уже в древних летописях встречаются примеры приобщения к здоровому образу жизни – определения порядка приема пищи, ранний подъем и ранний отход ко сну, сон после обеда, а с двенадцатого века в летописях появились свидетельства о физическом воспитании молодежи, куда входила гимнастика, борьба, кулачные бои. Характерным в этом плане является сборник «ПЧЕЛА», написанный монахами того времени.

В нашей великой стране, история развития здорового образа жизни отмечена тем, что охрана здоровья приобрела государственное значение. У истоков этого процесса стоял М.В. Ломоносов, который впервые заговорил о необходимости государственных мер по охране здоровья матери и ребенка, о неприемлемости ранних браков, которые приводят к рождению ослабленных детей.

Большое значение придал здоровому и физическому развитию Русский педагог восемнадцатого века Л.И. Бецкой – основоположник закрытых детских учреждений для физического и нравственного воспитания. Именно он руководил созданием Смольного института благородных девиц.

В начале девятнадцатого века в 1800 году в России появилось пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него вредно и что полезно», ориентирующее читателей на изучение собственного организма, состоящее из практических советов и правил сохранения здоровья детей, посещающих школу И. Венцеля.

Дальнейшее развитие здоровый образ жизни получил в работах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Несмотря на деятельность М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.И. Бецкого и других прогрессивно мыслящих педагогов и общественных деятелей, русская официальная педагогика первой половины XIX века оставалась схоластичной, далекой от интересов развития ребенка. Прогрессивные взгляды на воспитание детей, распространившиеся к тому времени в Западной Европе, проникали в Россию крайне медленно. В этом отношении большой интерес представляет «Руководство к педагогике, или науке воспитания» инспектора императорских классов в Санкт-Петербурге А. Ободовского, прошедшее цензуру и изданное в 1835 году.

К середине XIX века общественное увлечение новыми идеями в педагогике, необходимостью воспитания нового человека заметно выросло и привлекло пристальное внимание к педагогическим проблемам А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова.

Основой педагогических взглядов В.Г. Белинского являлась идея о гармоничном развитии человека. Кроме умственного и нравственного он придавал значение и физическому воспитанию, считая необходимым охранять здоровье детей, развивать их физические силы путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Им подчеркивалась также необходимость соблюдения правил гигиены и усвоения естественно-научных знаний о человеке.

Гармоничное развитие человека как цель общественного развития, как цель образования, которое можно рассматривать в качестве «полного здоровья» человека, имеет своими истоками идеи гуманистов эпохи Возрождения. Они во многом определяли развитие педагогической мысли в XVIII-XIX вв. не только в России, но и во всей Западной Европе. Принцип природосообразности, выдвинутый Я.А. Коменским, получил свое развитие в работах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега именно в отношении поиска средств для полноценного, гармоничного развития человека.

А. Дистервег, например, считал, что «при воспитании молодежи часто достаточно только отстранять все противоестественное, потому что тогда здоровая натура человека сама собой вызовет его благоприятное развитие». Педагогическая мудрость, по его мнению, состоит в том, чтобы «исследовать природу человека, природу ребенка и ход развития детской природы вплоть до сформировавшейся природы взрослого человека».

В заключение исторического обозрения становления понятия здорового образа жизни, хочется отметить труды отца отечественной физической культуры П. Ф. Лесгафта. Позиция П.Ф. Лесгафта в отношении физического воспитания в таком понимании трактовалась как осознанный процесс воздействия физических упражнений на человека с целью формирования двигательных умений, навыков и специальных знаний. Конечной целью воспитания П. Ф. Лесгафт видел становление «нормальной» («идеальной») личности, которая может не только мыслить, что получается в результате только умственного развития; не только действовать, что может произойти в результате только физического совершенствования; но человека, самостоятельного в своих действиях; человека, который может творчески мыслить, сообразовывая свои действия с внутренними истинами, и быть при этом деятельным, активным.

На современном этапе становления, развития здорового образа жизни лежит мысль о том, что каждый из нас в значительной степени отвечает за состояние своего здоровья. Только проникшись этой идеей, человек приходит к необходимости вести здоровый образ жизни. Наше здоровье действительно находиться в наших руках и только зависит от нас. В результате научно-технического прогресса и его издержек, ухудшения экологических условий, человечество оказалось частью искусственно созданной биологической экосистемы, существование в которой негативно отражается на состояние здоровья человека, как детей, так и взрослого.

Перед органами здравоохранения и государством возникла новая актуальная проблема – предупреждение отрицательного влияния побочных явлений экономического кризиса, военных конфликтов, технического преобразования среды на здоровья общества, принятия нового стандарта обучения, повышения качества и требований образования, увеличения стрессовых ситуаций. Еще Гелена античный врач писал, что Земля находиться в так называемом «третьем состоянии», лежащим между болезнью и здоровьем.

Все эти проблемы требуют осознания и понимания того, как сохранить здоровья населения, детей, как готовить различных специалистов социальной сферы, прежде всего, учителей и медиков к оказанию профессиональной и эффективной помощи людям на различных этапах жизнедеятельности человека. Приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников.

Источник