Меню

Как центральный банк привлекает средства

Управление ликвидностью банковского сектора и процентными ставками денежного рынка

Основным параметром денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка. Ее уровень влияет на уровень процентных ставок в экономике, включая ставки по банковским кредитам и депозитам и доходности финансовых активов. Ставки и доходности по операциям с финансовым сектором, в свою очередь, сказываются на решениях домохозяйств и предприятий о потреблении, инвестировании и сбережении. Таким образом, изменения ключевой ставки влияют на спрос и предложение в экономике и, как следствие, на инфляцию.

Чтобы транслировать свое решение об уровне ключевой ставки в экономику, Банк России регулярно проводит с банками операции, предоставляя или привлекая у них денежные средства. Этот процесс называется управлением банковской ликвидностью, а соответствующие операции Банка России с банками относятся к инструментам денежно-кредитной политики. Применяя их, Банк России влияет на ставки по краткосрочным сделкам кредитования, которые банки заключают друг с другом, добиваясь их сближения с ключевой ставкой.

Ниже представлены ответы на наиболее часто возникающие вопросы об управлении ликвидностью банковского сектора и процентными ставками денежного рынка. Более подробно этот процесс рассматривается в материале.

Управление банковской ликвидностью и ставками денежного рынка представляет собой неотъемлемый этап проведения денежно-кредитной политики. В дополнение к основной цели — поддержанию ценовой стабильности — Банк России устанавливает операционную цель — сближение ставок в сегменте «овернайт» денежного рынка с ключевой ставкой. Управляя банковской ликвидностью и ставками денежного рынка через операции с банками, Банк России достигает операционной цели и таким образом транслирует свои решения об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики в экономику.

В контексте денежно-кредитной политики под ликвидностью понимаются средства на корреспондентских счетах (корсчетах) банков в Банке России. Банки используют эти средства для расчетов друг с другом и с Банком России через его платежную систему. В некоторых случаях расчеты можно провести только через корсчета в центральном банке. Поэтому в определенном смысле можно сказать, что ликвидность — это деньги банков.

Некоторые платежи приводят к перераспределению средств между корсчетами разных банков, при этом общий объем ликвидности банковского сектора не меняется. Но есть и операции, которые приводят к изменению совокупного объема корсчетов — это платежи, одной стороной по которым является банк, а другой — Банк России или его клиент. Такие операции принято называть факторами формирования ликвидности. К ним относятся автономные факторы — те операции, на которые Банк России не может повлиять (по крайней мере в рамках проведения денежно-кредитной политики), и собственно операции Банка России по управлению ликвидностью.

В течение дня банки проводят очень большой объем платежей. Для этого они используют как остатки средств на корсчетах, так и внутридневной кредит Банка России. Банк России устанавливает обязательные резервные требования — требования поддерживать на счетах в Банке России определенные остатки средств. Банки могут поддерживать часть обязательных резервов на корсчетах в Банке России, одновременно используя их для проведения платежей. При этом корсчет банка за каждый день может быть любым, — главное, чтобы средний корсчет за установленный Банком России период усреднения превышал объем обязательных резервов, который нужно поддержать на корсчетах.

В результате перетока средств между корсчетами разных банков, они регулярно сталкиваются с недостатком или избытком ликвидности. Для того, чтобы разместить лишние средства или привлечь необходимую ликвидность, банки заключают друг с другом краткосрочные сделки кредитования. Предпосылкой для активного межбанковского рынка являются обязательные резервные требования, благодаря которым на корсчетах банков всегда есть свободные средства, которые можно разместить на рынке в случае наличия спроса по высоким ставкам. Активности участников рынка также способствуют операции Банка России по управлению ликвидностью, поскольку с их помощью Банк России обеспечивает наличие как спроса, так и предложения практически в любой ситуации. Таким образом, Банк России, сам являясь участником межбанковского денежного рынка, влияет на его ставки и тем самым — на экономику.

Объем ликвидности банковского сектора постоянно изменяется в результате действия автономных факторов. Поэтому, чтобы обеспечивать баланс спроса и предложения средств на межбанковском денежном рынке, Банк России проводит операции по управлению ликвидностью. Для этого Банк России оценивает ожидаемые изменения спроса на ликвидность и ее предложения и на основании этих оценок определяет, какой объем средств необходимо предоставить или привлечь у банков, чтобы компенсировать таким образом дефицит или избыток ликвидности в банковском секторе. При этом Банк России не учитывает ситуацию с ликвидностью у отдельных банков, предполагая, что банки смогут перераспределить средства через операции на денежном рынке. Банк России проводит операции в основном в форме аукционов по ставкам, близким к ключевой. Однако при необходимости банки всегда могут обратиться к операциям постоянного действия Банка России по менее выгодным ставкам.

Система инструментов денежно-кредитной политики и операции Банка России по управлению ликвидностью создают предпосылки для формирования краткосрочных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки. В условиях равенства спроса и предложения ликвидности в банковском секторе, ставки по операциям постоянного действия ограничивают колебания ставок межбанковского рынка и одновременно формируют для кредиторов и заемщиков равные альтернативные издержки от заключения сделок по ключевой ставке. Аукционы Банка России, проводимые по ставкам, близким к ключевой, создают для банков альтернативу операциям на денежном рынке. Наконец, механизм усреднения обязательных резервов позволяет банкам отказаться от операций на невыгодных для них условиях, гибко изменяя предложение или спрос на рынке в зависимости от уровня ставок.

Структурный дефицит или профицит ликвидности — это состояние баланса центрального банка, которое формируется за счет длительного накопленного действия факторов формирования ликвидности. Структурный дефицит или профицит характеризует направление и объем требований центрального банка к банкам (или соответствующих обязательств) по возвратным операциям денежно-кредитной политики. Структура баланса центрального банка определяется как долгосрочными макроэкономическими тенденциями, такими как динамика спроса населения на наличные средства в обращении, так и тактическими решениями центрального банка или его клиентов, такими как покупка активов на внутреннем рынке или использование ранее накопленных средств для финансирования дефицита бюджета. Сам по себе структурный дефицит или профицит не характеризует состояние экономики или финансового сектора и определяет только то, как именно центральный банк управляет ликвидностью и ставками денежного рынка.

Банки выполняют важную функцию в экономике — они создают деньги. Выдавая кредит, банк зачисляет средства на расчетный счет клиента, поэтому корсчета в центральном банке в процессе кредитования не задействуются. Банковское кредитование практически (за исключением некоторых небольших вторичных эффектов) не влияет на ликвидность банковского сектора. Аналогично и ситуация с ликвидностью не влияет на кредитование: структурный дефицит ликвидности не заставит банки отказаться от вложений в доходные активы, а в условиях структурного профицита банки не будут готовы размещать средства на менее выгодных условиях (то есть, по более низким ставкам), чем им готов предложить центральный банк.

Источник

Зачем нужны Центробанки

Какие функции выполняют центральные банки, и нужны ли они вообще в современном мире?

По определению, Центробанк представляет собой структуру, несущую ответственность за кредитную и финансовую политику, функционирование систем платежей, контроль и управление в сфере финансов целого государства или нескольких стран. Как видите, центральный банк можно определить только через функции, которые он выполняет. Институционального определения просто нет. Для большего понимания приведем еще несколько определений.

В экономическом словаре читаем, что Центробанк — это структура, которая должна распоряжаться золотовалютными резервами страны, выполнять функции банкира для государства и подконтрольных банков, управлять кредитно-финансовой системой, эмиссией денежных знаков и их количеством.

Определение из британского словаря банковских терминов гласит, что центральный банк призван регулировать котировки валют, контролировать другие банковские структуры, эмитировать национальную валюту, устанавливать ключевые процентные ставки, распоряжаться финансами государства, являясь при этом главным, подконтрольным правительству страны банковским учреждением.

В издании «Financial Times» считают, что Центробанк — это институт финансовой власти и крупнейший регулятор. В его обязанности входит надзор за эмиссией и обращением национальных валютных единиц, реализация кредитно-финансовой политики государства, надзорные функции относительно действующих финансовых рынков, контроль золотовалютных запасов страны, кредитование в последней инстанции для других банков и выполнение банковских функций для правительства.

Появление термина «Центробанк»

На заре XIX века финансист Томас Джоплин в своих публикациях, критикующих монополию Банка Англии, впервые использует слово «Центробанк», называя так центральные офисы кредитных организаций, имеющих множество филиалов.

Весь XIX век «центральными» называли банки крупных городов с филиальной сетью за его пределами. Смысл слова «Центробанк» заключался в его принадлежности к крупному городскому центру. Позже так стали называть крупнейшее банковское учреждение в границах провинции, региона, штата или целой страны. Примерами могут служить — Центральный банк Ливерпуля, Центральный банк Шотландии и Центральный банк Канады. В столице Российской империи, Санкт-Петербурге, в 1873 году был учрежден «Центральный банк русского поземельного кредита».

Как правило, за центральным банком города закреплялось исключительное право на эмиссию денежных знаков, и он превращался в монопольную эмиссионную структуру данного участка рынка, распространявшегося на близлежащий регион. К примеру, банкноты Банка Англии имели хождение в самом Лондоне и на прилегающих к нему территориях. То есть, Центробанк выполнял все функции обычного банковского учреждения и дополнительно имел право выпускать деньги.

Главные и сопутствующие задачи Центробанка

К сопутствующим задачам центрального банка можно отнести:

  1. Обеспечение стабильности цен.
  2. Достижение сбалансированности роста экономики.
  3. Поддержание устойчивости курсов валют.
  4. Обеспечение финансовой стабильности в стране.

Главная стратегическая задача Центробанка определена конституцией и законодательством. Она должна быть известна общественности. Чаще всего, главная стратегическая цель деятельности редко подлежит пересмотру и может не подвергаться изменениям десятки лет.

Основной функционал центрального банка

Среди базовых функций, выполняемых Центробанком, можно перечислить следующие:

  • эмиссия денег;
  • реализация кредитно-финансовой политики государства — контроль кредитно-финансового предложения, влияние на курс национальной валюты;
  • распоряжение золотовалютным запасом страны;
  • кредитование в последней инстанции;
  • обеспечение работы системы платежей;
  • работа с Международным Валютным Фондом;
  • банковское обслуживание правительства — эмиссия гособлигаций, кредитование с овердрафтом, ведение депозитных счетов и организация государственных платежей.

Обычно, центральный банк страны представляет собой отдельное учреждение. Это юридическое лицо с особым правовым статусом, закрепленным в законодательстве.

Важнейшим аспектом функционирования Центробанка считается независимость от исполнительной власти, означающая возможность проведения самостоятельной кредитно-финансовой политики. Такая независимость имеет ряд разновидностей. Одна из них — наличие независимой цели, не совпадающей с задачами фискальной власти. Другая форма свободы предполагает использование Центробанком своих независимых рычагов для решения поставленных задач.

Различают также политический и экономический аспект независимости центральных государственных банков. В политическом смысле, решения о выборе руководства и кредитно-финансовая политика Центробанка не должны быть продиктованы правительством. Экономическая независимость подразумевает отсутствие ограничений в применении имеющихся средств для реализации принятых решений.

На независимость Центробанка могут повлиять следующие факторы:

  • государственная доля в капитале и участие государства в разделе прибыли;
  • способ назначения банковского руководства;
  • законодательная определенность задач, целей и функционала;
  • наличие у правительства прав вмешиваться в кредитно-финансовую политику;
  • нормы предоставления финансирования государству;
  • сложившаяся система отношений между государством и Центробанком.

Высшее кредитно-финансовое учреждение страны может называться по-разному. Чаще всего, это «Центральный банк» или «Центробанк». Вместо «Центральный» может быть использовано слово «национальный» или «резервный».

Учреждение Центробанка в мини государствах не имеет смысла. Ограничения кредитно-финансовой политики таких стран связаны с отсутствием экспорта, фондового рынка, других коммерческих банковских учреждений, а также полноценного суверенитета. Поэтому эффективность деятельности такого центрального банка сомнительна в сравнении с открытой экономической моделью, традиционно используемой сверхмалыми государствами. В этом случае оптимальны следующие варианты режима финансово-кредитной политики:

  1. Совет по валюте, именуемый Центробанком, но не являющийся финансовой властью.
  2. Официальное применение для внутренних платежей и расчетов иностранной валюты.
  3. Отсутствие собственной валюты с вступлением в имеющийся валютный союз и использованием его денег.

Функции Центробанка в малой открытой экономической формации, такие как денежная эмиссия, способен взять на себя Минфин, как это происходит на островах Джерси, Гернси и Мэн, или государственная банковская структура, как это происходило в Бутане до 80-х годов XX века.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

Это главное банковское учреждение высшего звена, выделенное в обособленный центральный публично-правовой институт, регулирующий эмиссионную, денежную и кредитную систему страны, вместе с Правительством РФ занимающийся разработкой и воплощением в жизнь кредитно-денежной политики государства и пользующийся широкими полномочиями для контроля действий других банковских структур и денежной эмиссии. Центробанк РФ выступает рычагом управления экономикой, координирует и регулирует систему кредитования. Он также контролирует другие банки, дает или изымает у них лицензии. А коммерческие кредитные структуры, в свою очередь, уже обслуживают население и бизнес.

Федеральный закон «О Центральном банке РФ» №86-ФЗ в совокупности с другими нормами действующего законодательства определяет допустимые полномочия, функционал, задачи и действующий статус Центробанка.

ЦБ РФ в юридически-правовом смысле является преемником Государственного банка Союза Советских Социалистических Республик. Согласно главным поставленным задачами он обязан обеспечивать бесперебойную работу платежных систем, развивать и укреплять банковскую систему и обеспечивать стабильность рублевого курса. Статус Центробанка РФ Банк России получил только в 2002 году. Его регистрация, как юрлица с присвоением ИНН 7702235133 состоялась в конце 1990 года. В начале 2003 года был получен ОГРН № 1037700013020.

Какие главные задачи призван решать Центральный банк РФ:

  • поддерживать покупательную способность и стабильность рубля (без корректировки его валютных котировок);
  • развивать и укреплять банковскую систему страны;
  • обеспечивать стабильную деятельность и развитие национальной системы платежей;
  • расширять отечественный фондовый рынок;
  • поддерживать устойчивость рынка финансов.

В законодательстве имеется важная оговорка, что получение дохода не включено в число задач ЦБ РФ. Особый правовой статус Центробанка России закреплен Конституцией РФ. В Статье №75, Часть 1 говорится об исключительном праве Центробанка на денежную эмиссию. В Части 2 — об обязанности защищать и поддерживать позиции национальной валюты независимо от центральных властных структур. По заключению Конституционного суда РФ, решение перечисленных задач входит в компетенцию органов центрального управления государством, так как требует принятия принудительных мер государственного характера.

Федеральный закон №86-ФЗ определяет перечень полномочий, поставленные задачи, функционал, а также статус Центрального банка РФ. Согласно этому документу, Центробанк причислен к юридическим лицам, его собственность и накопления считаются принадлежностью Российской Федерации, но ЦБ РФ самостоятельно распоряжается финансами и имуществом.

В согласии с действующим порядком и поставленными задачами, Центробанк РФ вправе самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться золотовалютными запасами и другой своей собственностью. Если другое не указано в законодательстве, то изымать или подвергать обременению Имущество Центробанка РФ без его согласия на то — недопустимо. Покрывая текущие затраты за счет своей прибыли, ЦБ РФ осуществляет свою финансовую независимость. Защита интересов Центробанка осуществляется в судебном порядке, включая рассмотрение исков в третейских, зарубежных и международных судах.

Если другое не оговорено заранее и не указано в законодательстве, то Центробанк РФ не несет ответственности по государственным обязательствам, а Государство не несет ответственности по обязательствам Центробанка РФ. Аналогично, коммерческие банки не несут ответственности по обязательствам ЦБ РФ, и ЦБ РФ не несет ответственности по обязательствам банков, если другое не оговорено заранее. По своему статусу Центральный банк не должен подчиняться государству, но обязан ежегодно отчислять часть дохода в федеральный бюджет. С каждый годом эта прибыль становится все больше. Федеральный закон №86-ФЗ в Статье №26 предписывал Центральному банку ежегодно отчислять в бюджет страны 50% фактического дохода за вычетом сборов и налогообложения. Другая половина прибыли резервировалась и распределялась по различным фондам. В 2015 году в законодательство были внесены изменения, требующие от Центрального банка РФ отчисления 90% доходов в бюджет государства.

Можно ли обойтись в России без Центробанка?

А нужен ли в России вообще Центральный банк? Сегодня многие в этом сомневаются. Какой бы смелой ни казалась мысль о ликвидации Центробанка в России, вот несколько аргументов в ее поддержку, по каждой из задач, которые решает ЦБ РФ. Формированием и наполнением федерального бюджета сегодня занимается российский Минфин. Если ему по силам эта задача, то с эмиссией денежных знаков он также справится вместо Центрального банка. Аналоги подобной практики за рубежом есть.

В стабильности рублевого курса заинтересованы в основном импортеры. Для экспортеров устойчивость национальной валюты даже нежелательна, так как, чем меньше стоит рубль, тем выше их доходы в иностранной валюте. Поэтому заботиться о покупательной способности рубля должны импортеры, заинтересованные в продаже своей продукции и услуг на внутреннем рынке страны. Поддержание макроэкономической устойчивости и финансовой стабильности для большей части населения, которая беднеет с каждым днем, уже не актуально. Развивать и укреплять банковскую сеть, порождая бесчисленное множество кредитных учреждений, не имеет смысла. Для оказания услуг населению и бизнесу достаточно оставить полтора десятка банков с филиальной сетью.

О совершенствовании и стабильной работе отечественной системы платежей способно позаботиться министерство связи или сами участники рынка, ведь это в их интересах.

Российский фондовый рынок, который Центробанк РФ обязан развивать, не развивается по причине бедности 90% населения страны. Людям просто не хватает денег, чтобы инвестировать их в облигации и акции компаний. Эту задачу регулятор и так не способен решить, потому что начинать надо с поднятия уровня жизни. Обеспечить же устойчивость действующего фондового рынка, игроками которого являются предприниматели из списка «Форбс» и крупные государственные чиновники, вполне может Генпрокуратура, Следственный комитет, ФСБ или МВД.

Как видите, Центробанк РФ сосредоточил в себе функции, которые по отдельности могут выполнять различные министерства и ведомства. Подобное дублирование кредитно-финансового функционала и его централизованное сосредоточение в одних «руках», скорее всего, выгодно прослойке общества, в интересах которой осуществляется сейчас государственное управление. Центробанк РФ — это эффективный инструмент, который позволяет удерживать единое направление, задаваемое экономической политикой государства.

Источник



Депозитные операции Банка России

Основное назначение операций

Депозитные операции центральных банков как инструмент денежно-кредитной политики представляют собой привлечение денежных средств кредитных организаций на открытые им депозитные счета на определенный срок под определенную процентную ставку.

При реализации денежно-кредитной политики центральные банки могут использовать депозитные операции следующим образом. Во-первых, в случае необходимости с их помощью центральные банки могут сокращать объем свободной банковской ликвидности, временно связывая (абсорбируя) по итогам депозитных аукционов имеющиеся избыточные средства. Во-вторых, центральные банки путем предложения депозитов овернайт постоянного действия могут непосредственно управлять процентными ставками по сделкам в сегменте овернайт межбанковского рынка. Банк России использует оба названных варианта.

Для абсорбирования избыточной ликвидности Банк России проводит депозитные аукционы. В условиях структурного профицита регулярные недельные депозитные аукционы являются основным инструментом управления ликвидностью.

Для формирования нижней границы процентного коридора (ограничения колебаний рыночных ставок «снизу») Банк России предоставляет банкам возможность размещения средств в депозиты овернайт постоянного действия.

Основные характеристики операций

Депозитные операции проводятся на основании заключенных Банком России и кредитными организациями Договоров об общих условиях проведения депозитных операций и Условий проведения Банком России депозитных операций. Актуальные редакции типовой формы Договора и указанных Условий размещены на сайте Банка России. Для участия в депозитных операциях кредитная организация должна в установленном порядке обратиться в Операционный департамент Банка России для заключения Договора. Документы, связанные с внесением изменений или расторжением Договоров, также необходимо направлять в Операционный департамент Банка России.

Депозитные операции проводятся только с российскими кредитными организациями в валюте Российской Федерации. Банк России не устанавливает других критериев для допуска российских кредитных организаций к депозитным операциям. При этом Банк России оставляет за собой право принять решение о приостановлении участия кредитной организации в депозитных операциях.

По всем видам депозитных операций Банк России устанавливает следующие условия их проведения:

  • дату заключения сделки,
  • дату привлечения денежных средств,
  • дату возврата депозита и уплаты процентов,
  • срок депозита,
  • процентную ставку.

Проценты на сумму денежных средств, принятых Банком России в депозит, начисляются со дня, следующего за днем приема средств в депозит, по день возврата Банком России депозита включительно, за каждый календарный день по формуле простых процентов.

Банк России в день возврата депозита платежным поручением переводит на корреспондентский счет кредитной организации сумму депозита и уплачивает начисленные проценты.

В том случае, если Банк России не принял денежные средства в депозит, они возвращаются платежным поручением на следующий рабочий день на корреспондентский счет кредитной организации. Проценты при этом не начисляются и не уплачиваются.

Контакты

По вопросам методологических аспектов проведения Банком России депозитных операций: Департамент денежно-кредитной политики

По вопросам заключения, изменения или расторжения договоров об общих условиях проведения депозитных операций: Операционный департамент

По вопросам размещения денежных средств в депозиты овернайт и проведения расчетов по депозитным операциям: Операционный департамент

По вопросам организации и проведения Банком России депозитных аукционов: Департамент операций на финансовых рынках

Источник