Меню

Какие крохотны коровки есть право менее булавочной головки средство выразительности

Прецентация по литературе «Выразительные средства языка»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Глухова Марина Владимировна – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская, Ставропольский край

Цели урока: Знать изобразительно-выразительные средства языка. Уметь находить их в тексте, определять их роль.

Эпитет- красочное определение. Постоянные Добрый молодец Красна девица Буйный ветер Слово верное Поле чистое Изобразительные Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы

Прилагательные, выступающие в роли определения. Например: «Белеет парус одинокий» (М.Ю. Лермонтов). «Сколько там было кудрявых берез…» (Н.А. Некрасов)

Существительные, выступающие в качестве приложения или сказуемых, дающих образную характеристику предмета. Например: Волшебница-зима; мать — сыра земля.

Наречия, выступающие в роли обстоятельства. Например: «На севере диком стоит одиноко…» (Лермонтов М.Ю.).

Местоимения, выражающие превосходную степень того или иного состояния человеческой души. Например: «Ведь были схватки боевые, Да, говорят, ещё какие!» (Лермонтов М.Ю.)

1.Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. С.Есенин 2. Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. С.Есенин 3. Вот парк с пустынными опушками, Где сонных трав печальна зыбь, Где поздно вечером с лягушками Перекликаться любит выпь. Н.Гумилев

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. лес проснулся (сравните: ребенок проснулся), камыш шепчет (девушка шепчет), темнота подкралась (разведчик подкрался).

1.Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. С.Есенин 2. Лазурь небесная смеётся, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой. Ф.Тютчев 3. Выхожу один я на дорогу, Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу И звезда с звездою говорит. М. Лермонтов

Гипербола – художественное преувеличение с целью усиления. Например: И больше века длится день.

1.У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. Н.В. Гоголь. 2.Четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили…» . В. Высоцкий. 3. Разливы рек ее, подобные морям. М.Ю. Лермонтов. 4.В сто сорок солнц закат пылал… В.В. Маяковский 5. Ударил Змей Горыныч добра молодца, и ушел Иван по пояс в сыру землю. 6.Проголодался – слона могу съесть!

Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины.. мужичок-с-ноготок, мальчик-с-пальчик, девочка-дюймовочка, избушка на курьих ножках.

1.В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! 2. Мой Лизочек так уж мал, Так уж мал, Что из крыльев комаришки Сделал две себе манишки. 3. Ваш спиц, прелестный шпиц, не более наперстка. 4. Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки!

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. озеро, как зеркало — зеркало озера; руки, как золото — золотые руки; волосы, как серебро — серебряные волосы. Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством: подобие формы: дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос; цветовая близость: янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва; общность функции: дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку); похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы.

1.Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. 2. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. 3. Дул север. Плакала трава И ветви о недавнем зное, И роз, проснувшихся едва, Сжималось сердце молодое.

Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний. Внизу, как зеркало стальное, Синеют озера струи… Ф.Тютчев

1.Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. А потом, как дальнее рыданье, Как прощанье с радостью души, Стал звучать он, полный покаянья, И пропал в неведомой глуши. Н.Заболоцкий 2. На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен. А. Н. Толстой 3. На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии. Они не только вспыхивали, сколько трепетали и подёргивались, как крыло умирающей птицы. И.С. Тургенев

Градация –такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего. Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовой дворянкой; Не хочу быть столбовой дворянкой, А хочу быть вольной царицей; Не хочу быть вольной царицей, А хочу быть владычицей морскою. А.Пушкин

Расположение слов в порядке усиливающего значение Улыбнулся, засмеялся, захохотал Расположение слов в порядке уменьшающего значения Захохотал, засмеялся, улыбнулся

1.Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить. А.Чехов 2. Он волновался, тревожился, сходил с ума…Ручьи, реки, озера, океаны слез… Ф. Достоевский 3. Что-то неуловимо восточное было в его лице,на седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза

Оксюморон -сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого) Прибавить на минус, благородный бандит, честный мошенник, террариум друзей, бесконечный тупик, горячий снег, жареное мороженое, мужественная женщина. горькая радость, звонкая тишина, громкое молчание, горячий лёд, сладкая боль, правдивая ложь.

Часто оксюморон используют в названиях произведений

1.Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. А.Пушкин 2. Беспокойная ласковость взгляда, И поддельная краска ланит, И убогая роскошь наряда — Всё не в пользу её говорит. Н.Некрасов 3.Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. М.Лермонтов 4.Но перед ним туда навек закрыта дверь, Где радость теплится страданья. А.Фет

5.Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной. А.Ахматова. 6.С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? С.Есенин.

Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!». С.Есенин

Какова его тема? Каков характер стихотворения? Какое настроение создает стихотворение Сергея Есенина “С добрым утром”? Какими средствами выразительности языка воспользовался поэт?

Печален степи вид, где без препон, Волнуя лишь серебряный ковыль, Скитается летучий аквилон И пред собой свободно гонит пыль; И где кругом, как зорко ни смотри, Встречает взгляд березы две иль три, Которые под синеватой мглой Чернеют вечером в дали пустой… М. Лермонтов

Препона – преграда Аквилон – у древних римлян северный ветер

Какова его тема? Каков характер стихотворения? Какое настроение создает стихотворение М.Ю.Лермонтова? Какими средствами выразительности языка воспользовался поэт?

Смотри! Полосатая кошка На тумбе сидит, как матрёшка! Но спрыгнет — и ходит, как щука, Рассердится — прямо гадюка! Свернётся — покажется шапкой, Растянется — выглядит тряпкой. Похожа на всех понемножку. А изредка — даже. на кошку! Вероятно, труднее всего Превратиться в себя самого. Новелла Матвеева Она умеет превращаться Найдите выразительные средства языка.

Используя выразительные средства языка, составьте небольшой текст по картине.

Сделать анализ стихотворения по плану Автор и название стихотворения Тема Какое настроение преобладает в стихотворении? Выразительные средства, которые использовал автор. Привести примеры.

Зима недаром злится Зима недаром злится, Прошла её пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит. Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя. Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. Ф.Тютчев

Номер материала: ДБ-515236

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Разработка. Изобразительные средства языка. Подготовка к ОГЭ

Изобразительные средства языка

Цель заданий — выявить представления учащихся об основных изобразительно-выразительных средствах языка, а также умения опознавать средства выразительности в тексте. Находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте — наиболее сложная задача из всего комплекса заданий.

Образность речи создаётся благодаря употреблению слов в переносном значении. Слова и выражения, употреблённые в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами и фигурами речи .

Различают фонетические, лексические, грамматические средства выразительности.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс.

Лексические средства выразительности — поэтические тропы: метафора, метонимия, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, сравнение.

Грамматические средства выразительности (стилистические фигуры): градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, инверсия, парцелляция.

Кусаю ножницами я

Железа жёсткую краюшку,

И ловит подо мной струя

За стружкою другую стружку. (В. Казин)

Повторение слов или оборотов в начале отдельных частей высказывания.

Я уеду из этой деревни.

Будет льдом покрываться река,

Будут ночью поскрипывать двери,

Будет грязь на дворе глубока. (Н. Рубцов)

Резкое противопоставление понятий, образов, явлений, действий.

Любовь и ненависть —

Есть два крыла Той птицы,

Что зовётся Жизнью! (В. Овчинников)

Повторение гласных звуков.

Какая смелая! (К. Бальмонт)

Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н. Гоголь)

Расположение слов с постепенным нарастанием или ослаблением значимости признака, действия и т. д.

Листья на гроздьях посохли, пожухлии свернулись. (А. Яшин)

Обратный порядок слов в предложении.

Зимы студёной сладко мне начало. (М. Кузмин)

Повтор слова в одной или разных грамматических формах.

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке,

Движется, огромна и тягуча,

С фонарём в приподнятой руке. (Н. Заболоцкий)

Какие крохотные коровки! Есть, право,менее булавочной головки!

Перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства их признаков. Метафора — это скрытое сравнение без использования союзов.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей. (И. Бунин)

Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробуждён. (А. Пушкин)

Соединение противоречащих по смыслу слов.

Приобретение неодушевлёнными предметами, явлениями природы, отвлечёнными понятиями человеческих свойств.

Январь, старик в державном сане,

Садится в ветровые сани.

Расчленение единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых речевых единиц.

Больше всего на свете. (Н. Рубцов)

Описательное выражение, которое употребляется вместо названия предмета.

И каждый пернатый певец узнаёт голос себе подобный, как музыкант любую ноту в оркестре. (Г. Никишин)

Вопрос, на который не требуется ответа. Он ставится с целью привлечь внимание.

Кто в детстве не читал сказки Пушкина?

Восклицание, которое усиливает эмоциональность высказывания.

Ананасы в шампанском!

Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, игристо и остро!

Обращение к какому-либо лицу, предмету с целью выразить к нему отношение автора.

О дом чужой! О милый дом!

Прощай! Прошу тебя о малом:

Не будь так добр. Не будь так добр.

Не утешай меня обманом. (Б. Ахмадулина)

Употребление предложений одинаковой структуры.

Бледна приморская страна,

Низка луна, ярка волна,

По гребням позлащенная. (И. Бунин)

Сопоставление явлений, сходных между собой по виду, свойству или смыслу. Может быть выражено:

1) сравнительным оборотом с союзами как, что, словно, точно, будто, как будто и т. д;

В каждом маленьком растеньице,

Словно в колбочкеживой,

Влага солнечная пенится

И кипит сама собой. (Н. Заболоцкий

2) творительным сравнения;

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

3) существительным в дательном падеже со словомподобно;

Слова листве подобны, и где она гycтa, там

вряд ли плод таится под сению листа.

4) существительным в именительном падеже в роли сказуемого;

Её глаза — как два тумана…

5) фразеологическим оборотом;

Полил дождь как из ведра, и всё скрылось.

6) отрицательным оборотом.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Обходит владенья свои. (Н. Некрасов)

Устойчивое словосочетание с переносным значением, оборот речи.

Мы живём на полную катушку! Мы совершим ещё что-то замечательное! (В. Железников)

Художественное определение. В роли эпитетов могут выступать определения и обстоятельства, выраженные качественными наречиями.

На печальные поляны

Льёт печально свет она. (А. Пушкин)

Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или предложений.

Я переписывать не стану

Из книги Тютчева и Фета,

Я даже слушать перестану

Того же Тютчева и Фета.

И я придумывать не стану

Себя особого, Рубцова,

За это верить перестану

В того же самого Рубцова,

Но я у Тютчева и Фета

Проверю искреннее слово,

Чтоб книгу Тютчева и Фета

Продолжить книгою Рубцова. (Н. Рубцов)

Номер материала: ДБ-190340

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Задание по литературе 6 класс
учебно-методический материал по литературе (5, 6 класс) на тему

Задание по литературе 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
zadaniya_po_literature_trehurovnevye.docx 15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.
Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают гипербола и литота

Прочтите примеры гипербол и литот. Подумайте, чем они отличаются друг от друга.

— я тебе уже тысячу раз говорила;

-мы не виделись сто лет; еды на полгода хватит;
-Редкая птица долетит до середины Днепра (Гоголь)
-В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский)
-Я видывал, как она косит — что взмах — то готова копна (Некрасов)

» Я брошу мир к твоим ногам» и «небо упадет на землю».

Какие крохотные коровки!

Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

Прочтите отрывки из произведений, найдите примеры гиперболы и литоты:

1. …И начал он с осью похаживать,

И начал он осью помахивать;

Куда махнет, туда улица,

А повернется — да переулочек…3

(Былина «Василий Буслаев».)

2 . Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю. (Архимед)

3. Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям. (М. Ю. Лермонтов)

4. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. А. Некрасов)

5. И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок! (Н. А. Некрасов)

Для чего используют гиперболы и литоты в речи?

Задание 3. Используя данный материал, составьте статью для словаря литературных терминов о литоте и гиперболе,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собран материал для подготовки школьников с 5 по 11 класс к олимпиаде по литературе. К некоторым заданиям есть ответы.

Конспект «Литература 30-х годов.

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде.

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса.

Данный тестовый материал предлагается для проверки усвоения учащимися изученного учебного материала по теме. Дети должны самостоятельно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. П.

Материал данного задания разработан для лучшего усвоения неслышащими учащимися биографии Л.Н. Толстого. Биография писателя изучается в школе на каждом этапе обучения — при знакомстве с его.

Материалы для зачета по литературе за 1 сессию по теме «Творчество Макисма Горького», включает контрольные вопросы по биографии и творчеству, анализ ранних рассказов, пьесы «На дне», темы сочинений, т.

Источник



Памятка для обучащихся «Средства выразительности»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

В памятке представлены основные средства художественной изобразительности, проиллюстрированне примерами из художественной литературы

Скачать:

Вложение Размер
sredstva_vyrazitelnosti.docx 15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка «Средства выразительности»

для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Содержательное значение средства выразительности и способы его выражения

Художественное определение. В роли эпитетов могут выступать и обстоятельства, выраженные качественными наречиями

«Я помню только сад, сквозной, осенний, нежный. » (А. Ахматова)

«Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально снег она» (А. Пушкин)

Сопоставление явлений, сходных между собой по виду, свойству или смыслу:

• Сравнительный оборот с союзами «как», «словно», «точно», «будто» и т. д.

«Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи» (Ф. Тютчев)

• Существительное в творительном падеже

«Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» (А. Пушкин)

• Существительное в дательном падеже со словом «подобно»

«Слова листве подобны, там, где она густа, там вряд ли плод таится под сению листа» (У. Блейк)

• Существительное в именительном падеже в роли сказуемого

«Ее глаза – как два тумана…» (К. Заболоцкий)

«Бежал как на пожар»

«Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучки синие: то за трапезой сидит во златом венце, сидит грозный царь Иван Васильевич» (М. Лермонтов)

Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства

«В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря» (А. Фет)

Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности

«А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден» (А. Пушкин)

Образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого

«Редкая птица долетит до середины Днепра» (Н. Гоголь)

Обратный порядок слов в предложении

«Обеды он задавал отменные» (И. Тургенев)

«Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки!» (И. Крылов)

Соединение контрастных, противоречащих по смыслу слов

«Тишина стоит из века в век – синяя, громовая густая»

Неодушевленные предметы, явления природы, отвлеченные понятия предстают в человеческом образе

«И темный лес, склоняясь, дремлет под звуки песни соловья» (С. Есенин)

Расчленение единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах

«С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего» (Г. Успенский).

«Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже» (М. Горький)

Вопрос, который ставится не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание

«Знаете ли вы украинскую ночь?» (Н. Гоголь)

Повтор слова в одной или разных грамматических формах

«Сребристый месяц, лед хрустящий, окно в вечерней вышине, и верь душе, и верь звенящей, и верь натянутой струне» (А. Блок)

Использование одноструктурных словосочетаний и фраз

«Утихает светлый ветер, наступает серый вечер» (А. Блок)

Повторение слов или оборотов в начале отдельных частей высказывания

«Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть желтые дожди. » (К. Симонов)

Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или

«Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня» (А. Блок)

Повторение согласных звуков

«Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь» (И. Северянин)

Повторение гласных звуков

«Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою» (Н. Некрасов)

Насмешка или лукавство, иносказание

«Отколе, умная бредешь ты, голова?» (И. Крылов)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная памятка поможет ученикам с нарушениями речи подготовиться к уроку литературы.

Цели:1) повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);2) тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к.

Презентация к уроку русского языку (7класса) по теме «Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования» ( По программе С.И. Львово.

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Памятка. «Изобразительно-выразительные средства языка».

Памятки по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства языка&quot.

Источник