Меню

Какие средства использует гоголь для изображения хлестакова

Роль Хлестакова и средства создания его образа в комедии Николая Гоголя “Ревизор”

Хлестаков – центральный персонаж комедии. Писателю удалось изобразить героя, способствующего развитию действия. В этом заключалось новаторство Гоголя, так как, несмотря на то, что Хлестаков не является ни героем-резонером, ни сознательным обманщиком, ни героем любовной интриги, его образ мотивирует развитие сюжета.

Гоголь находит новый импульс, который способствует этому развитию. В его комедии все держится на ситуации самообмана, которая становится возможной именно благодаря такому герою.

Образ Хлестакова – это воплощение

Хлестаков плетет интригу, но мыто видим, что он сам не сознает этого. Он радуется оказываемым ему почестям и даже не пытается узнать причину столь парадного приема; он не подозревает о том, что его приняли за ревизора; он просто делает то, что предлагают ему окружающие, – и своими действиями еще больше утверждается в их глазах в роли чиновника

Хлестаков не столько сознательно или умышленно обманывает героев комедии, сколько вводит их в заблуждение. При первой встрече с городничим он пытается запугать его, чтобы не оказаться в тюрьме, хотя и сам напуган в не меньшей степени. В доме Городничего Хлестаков лжет так же непреднамеренно, он стремится возвыситься в глазах слушателей и поэтому придумывает себе головокружительную карьеру от мелкого чиновника до фельдмаршала. Кроме роли ревизора, главнокомандующего, руководителя департамента, он принимает также облик благодетеля для города, литератора и даже жениха Марьи Антоновны, дочери Городничего.

Он принимает тот или иной облик в соответствии с ситуацией, в которой он оказывается; и поэтому можно говорить, что он практически неуязвим. Его можно сравнить с хамелеоном, который меняет свой окрас не для развлечения, а для выживания.

Подобное определение его сущности находит отражение в сравнении Хлестакова с водой, принимающей форму сосуда, в который ее налили, что было точно подмечено Ю. Манном. Благодаря искренности и чистосердечию, с которыми Хлестаков играет навязанные ему роли, он с легкостью выходит из любого положения, которое могло бы уличить его во лжи. Марья Антоновна вспоминает, что “Юрий Милославский” – сочинение господина Загоскина, в то время как новоиспеченный ревизор утверждает, что это он его автор.

Что же Хлестаков? А он на ходу придумывает оправдание этой неувязке, объясняя это наличием двух произведений с одним названием. Хлестаков еще раз допускает неточность в своей нехитрой лжи, когда, опьяненный вином и своим внезапным успехом, произносит реплику: “Как вбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: “На, Маврушка, шинель”. Но чиновники не замечают эту оплошность, принимают ее за оговорку.

Они поощряют Хлестакова в его лжи, думая, что тем самым узнают его. В их принятии вымышленного ими вздора за правду, а истины за ложь, и заключается самое комическое в произведении.

Портрет Хлестакова создается автором с помощью приведенного им в начале комедии комментария в “Замечаниях для господ актеров”, реплик других героев и его собственных слов. Таким образом, перед читателем предстает следующий образ: молодой человек лет двадцати трех, “несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими…Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст совершенно неожиданно”. Даже слуга его Осип не считает своего барина путным человеком, а видит в нем всего-навсего простого “елистратишку”.

Когда Городничий в первый раз видит перед собой этого невзрачного невысокого человека, которого он “ногтем бы придавил”, у него возникает сомнение, что перед ним стоит настоящий ревизор. Но так как из-за поспешности рассуждений чиновников ими было принято решение, что в городе действительно инкогнито появился ревизор, поскольку Хлестаков пока единственный приезжий, да и ведет себя странно, Городничий и остальные чиновники не обращают внимания на несоответствие внешности и “занимаемой” им должности. Таким образом, образ Хлестакова развернуто показан на фоне городских чиновников, что позволяет рассматривать его личность также и в сравнении с другими характерами.

Его глупость и пустота показана в сопоставлении с глупостью чиновников, и еще неизвестно, кто из них проигрывает в данном сопоставлении.

Созданный Гоголем образ Хлестакова способствует проникновению в комедию миражной интриги, смысл которой заключается в изображении погони чиновников за миражом, в растрачивании ими своих сил впустую. Благодаря миражной интриге выявляется бесовская сущность Хлестакова. Он, подобно черту, принимает облик, предложенный ему просителем, и создает иллюзию выполнения просьбы.

Также что-то мистическое просматривается в неожиданном появлении Хлестакова и в его внезапном отъезде – из ниоткуда в никуда.

Хлестаков – емкий и глубокий образ, в котором заключена большая человеческая правда. Хлестаковы еще не вывелись, и недаром его имя стало нарицательным. Уже много говорилось о том, что Хлестаков, по сути, пустой человек.

Но сколько интересного и поучительного мы выносим из его образа и как глубоко заставляет он нас задуматься над самими собой.

Related posts:

Образы Хлестакова и Осипа в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”Как странно, как непостижимо играет Нами судьба наша! Н. Гоголь. Невский проспект Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”, несомненно, принадлежит к классике мировой драматургии. Гоголю удалось не только посмеяться над взяточничеством, чиноугодничеством, карьеризмом и глупостью чиновников России своего времени, но и создать целую галерею русских типов. Чрезвычайно показательными в комедии являются не только образы чиновников города […].

Сочинение на тему “Образ Хлестакова в комедии Гоголя “Ревизор””Главный герой комедии Гоголя “Ревизор” Иван Александрович Хлестаков, по ошибке принятый руководством города за высокую персону из Петербурга – довольно своеобразная фигура, достойная пристального внимания. Будучи столичным жителем и имея возможность созерцать все удовольствия и шик большого города, сам он, в силу своего скромного положения, не может принимать в них участия. И лишь оказавшись в […].

Средства создания комического эффекта в комедии “Ревизор” ГоголяВ 1836 г. комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” впервые появилась на сцене Александринского театра. Русское общество пришло в замешательство, на лице каждого зрителя после просмотра пьесы отражалось недоумение: все нашли “Ревизор” чем-то неожиданным, не известным ранее. На не только зрители были озадачены: актеры также увидели совершенно новых персонажей и находились в растерянности, не зная, как […].

Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)Главными действующими лицами комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, без сомнения, являются городничий и Хлестаков. В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой. Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть от Хлестакова “следы своей деятельности”, ведь дела в городе идут из вон рук плохо. В […].

Хлестаков и хлестаковщина в комедии Николая Гоголя “Ревизор”Известно, что Николай Васильевич Гоголь, сколь бы важной ни представлялась ему борьба со всякого рода взяточниками, казнокрадами и прочими проходимцами, ослабляющими государство, все же главным лицом своей пьесы считал именно проходимца и плута Хлестакова. Что это? Гениальный ход великого художника? Желание подразнить общество? Может быть, какой-нибудь тонкий намек? Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, […].

Образ Хлестакова (по комедии Н. В Гоголя “Ревизор”)Иван Александрович Хлестаков – один из главных героев комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. Сам автор так характеризует его: “молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький;… несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения”. Мы узнаем, что Хлестаков по […].

Образ антигероя и средства его создания в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”Чему смеетесь? Над собой смеетесь. Н. Гоголь, “Ревизор” Главный герой в произведении Гоголя необычен. Это пустой, ничтожный человек, который помимо своей воли оказался втянут в целую череду событий, возвышен ирреальным стечением обстоятельств. Будто сказочная “золотая рыбка” исполнила желание, но не смогла изменить сущность нашего антигероя: хоть царскую корону надень на неграмотную бабу, она так пустоголовой […].

Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. Хлестаковщина“Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым”, – эта фраза как нельзя лучше раскрывает смысл “Ревизора”, позицию автора и само явление хлестаковщины. Не будь так напуганы чиновники и городничий, вряд ли Хлестакова можно было бы принять за проверяющего. Ветреный, ведущий вечно праздную жизнь на чужие, взятые в долг деньги, […].

Образ Хлестакова в комедии Гоголя “Ревизор”Главный герой комедии Гоголя “Ревизор” Иван Александрович Хлестаков – личность неоднозначная и противоречивая. Об этом не раз упоминал и сам автор. Хлестакова сложно назвать мошенником и авантюристом, ведь он не выдает себя за “значительное лицо” сознательно, а только пользуется обстоятельствами. Но авантюрная жилка и склонность к жульничеству в герое присутствуют. Честный человек сразу бы опроверг […].

Мнимый ревизор (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)Вместе с незадачливыми государственными чиновниками, живущими и служащими в небольшом провинциальном городке, в “Ревизоре” Гоголь представляет нам заезжего хитреца из Петербурга. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в сатирической комедии Гоголя. Хлестаков, волею судьбы оказавшийся в городе N., занимает в Петербурге низший гражданский чин […].

Характеристика Хлестакова. Ревизор ГоголяПо оценке самого Гоголя, Иван Александрович Хлестаков – центральный персонаж комедии. Он направляется из Петербурга, где служит переписчиком бумаг, в Саратовскую губернию, в деревню отца, недовольного карьерными успехами сына. По дороге, в Пензе, он проиграл­ся, теперь не имеет денег на дорогу, голодает. Волей случая он просит денег у местных чиновников, они, приняв его за реви­зора, […].

Анализ сцены вранья Хлестакова в комедии Гоголя “Ревизор”Особенностью гоголевской комедии “Ревизор” является то, что она имеет “миражную интригу”, т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет […].

Образ и характеристика Хлестакова в комедии Гоголя РевизорКомедия Гоголя “Ревизор” была написана очень давно, но она актуальна до сих пор. И этому есть множество причин. Великолепный слог, которым отличается каждое произведение Николая Васильевича, тонкая, почти ювелирная ирония, которая мало у кого не вызовет улыбку, актуальные социальные проблемы, которые заставляют задуматься вот уже не одно поколение читателей, ну и, конечно, герои: яркие, самобытные, […].

Особенности композиции в комедии Николая Гоголя “Ревизор”Свою комедию “Ревизор” Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю. Усердно и долго работая над “Ревизором”, переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель […].

Сочинение на тему: ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” навеки во­шла в сокровищницу русской классической ли­тературы. Произведение будет актуальным во все времена, во всяком случае, пока будет существо­вать русская нация. Мастерство писателя прояви­лось в тонкой наблюдательности, благодаря ко­торой он изобличил нравственные и социаль­ные пороки, охватившие все слои русского обще­ства. Орудием изобличения в руках писателя стал ловкий и пронырливый Хлестаков. […].

Каким мы представляем слугу Хлестакова? По монологу Осипа из комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”Слуга Хлестакова – человек умный, сообразительный. Он объективно оценивает своего хозяина, осуждает стремление молодого господина жить в роскоши, при этом не выполняя даже обязанностей “елистратишки простого”. Осип критикует Хлестакова за страсть к картежной игре, которая приводит барина к безденежью. Хотя слуга и любит деревенскую жизнь, но жизнь в Петербурге для него “лучше всего”. Ему нравится […].

Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков – самый трудный образ в пьесе. Посмотрим, что же представляет собой этот герой. Хлестаков – мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми презираемый. Его не уважает даже собственный слуга Осип, может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен […].

Хлестаков? главный герой комедии “Ревизор” Николая ГоголяКомедия Н. В. Гоголя “Ревизор” имеет своеобразный характер драматургического конфликта. В ней нет ни героя идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его […].

Роль смеха в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”Если смеяться, так уж лучше смеяться Сильно и над тем, что действительно Достойно осмеяния всеобщего. Н. Гоголь Комедия “Ревизор”, написанная Н. В. Гоголем, несомненно, принадлежит не только к классике мировой драматургии, но и к произведениям, которые с первого мгновения захватывают читателя и не отпускают его внимания до последней страницы. Сюжет комедии был подсказан Гоголю А. […].

Приемы комического и их роль в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”Наследие Н. В. Гоголя нельзя представить без комедии “Ревизор”, в которой великий писатель учинил публичную казнь смехом над чиновниками-казнокрадами, взяточниками, подхалимами. Как сатирик Гоголь придает особенно большое значение именно комедии. Ее силой является смех, бичующий многие стороны общественной жизни. Ни у одного писателя не было дара выставлять так ярко пошлость жизни, пошлость каждого человека. Движущей […].

Почему Хлестакова приняли за ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя “Ревизор”)В комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” представлены все стороны российской действительности. Гоголь изображает в пьесе самые разные слои общества города N. Но особого внимания, на мой взгляд, заслуживает Хлестаков. Это мелкий чиновник, ничтожный, которого все презирают, его не уважает даже слуга Осип. Хлестаков очень слабый и бесхарактерный, он не может обеспечить себе сносное существование. Этот […].

О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” приобрела общественно-важное значение. Автор критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской России. Местом действия в произведении Гоголь избирает маленький провинциальный городок, от которого “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Героями пьесы автор комедии делает городских чиновников и Хлестакова, в том числе. Разница между ними и Хлестаковым […].

Сочинение на тему “Что роднит Хлестакова и Городничего в комедии “Ревизор”?”Главные персонажи комедии Гоголя “Ревизор”, городничий Антон Антонович и мнимый “инкогнито из Петербурга”, молодой кутила Хлестаков, с самой первой своей встречи стремились, по сути, к одной и той же цели – представить самих себя в наиболее выгодном свете и обвести вокруг пальца друг друга. И, несмотря на то, что их характеры, манеры и положение в […].

Сочинение: Почему опытный городничий поверил в “значительность” Хлестакова? (По комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)Кульминационным моментом комедии Николая Василь­евича Гоголя “Ревизор” становится эпизод, в котором почт­мейстер Шпекин читает всем чиновникам задержанное им письмо Хлестакова. Именно тогда у городничего и других чи­новников раскрываются глаза и они узнают, что приняли за грозного ревизора “елистратишку простого”, как называет своего хозяина слуга Осип. Ошеломленный городничий пора­жается своей ошибке: “Сосульку, тряпку принял за важного […].

Хлестаков и хлестаковщина в комедии “Ревизор” Николая ГоголяОгромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что “оригиналы” большинства персонажей его комедии “всегда почти находятся перед глазами”. А о Хлестакове писатель говорит, что это “тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту. .. делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер […].

Издевательская сатира Николая Гоголя в комедии “Ревизор”Жизненная и творческая судьба Гоголя была трудной, временами глубоко драматичной. Писатель страдал от враждебного отношения различных групп современников к новаторскому характеру его творчества, к большой и суровой правде, высказанной в них. “Ревизор” по праву считался лучшей социальной комедией своего времени. Высокий реализм тесно слился в “Ревизоре” с сатирой, сатира – с воплощением социальных идей. Сам […].

Сатирическое изображение действительности в комедии Николая Гоголя “Ревизор”В октябре 1835 года Н. В. Гоголь приступил к созданию своей, пожалуй, лучшей комедии – комедии “Ревизор”. Немного раньше в письме к А. С. Пушкину Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет, “чисто русский анекдот”, обещая, что сделает из него комедию, которая получится “смешнее черта”. Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов – анекдотом […].

Сочинение на тему: ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА В САТИРИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР”Пьеса Н. В. Гоголя “Ревизор” принадлежит к жан­ру сатирической комедии. В ней в смешном свете вы­ставлены явления, которые далеко не всегда кажутся смешными, в первую очередь пороки отдельных людей и общества в целом. Часто этот способ привлечь вни­мание людей к какой-либо проблеме является самым действенным или вообще единственным. Каких же тем коснулся автор в своей […].

В чем главная причина временного “воцарения” Хлестакова в уездном городишке N? по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.)“Ревизор” наделал в свое время немало шума в обществе. Правдивая и захватывающая комедия стала одним из самых известных произведений Н. В. Гоголя. В нем великий автор поднимает больную тему – невежество людей, которые боятся наказания за сомнительный труд. Сюжет комедии развивается в небольшом тихом городке, удаленном от остального мира. Однако размеренная жизнь провинциалов оказалась под […].

Сочинение: Какие качества героя проявляются в комедии Гоголя РевизорПеречитайте авторские оценки героя комедии Гоголя “Ревизор” и сцену вранья Хлестакова и скажите, какие качества героя, отмеченные писате­лем, проявляются здесь. Хлестаков артист, поэт того выморочного мира, в котором правит опытный, огрубевший и мрачноватый Сквозник-Дмухановский. Хлестаков готов играть лю­бую роль, навязываемую ему обстоятельствами: реви­зора, любовника, жениха. В сцене вранья он сам рас­ширяет свой репертуар: писатель, приятель […].

Человеческие типы в комедии Николая Гоголя “Ревизор”Когда комедия “Ревизор” вышла в свет, критики с невероятной злостью накинулись на ее автора. Гоголя обвиняли в грязной клевете на Россию, в том, что он создал “ряд смешных карикатур”. Критики старались доказать, что Гоголь превратил частный случай в закономерную для России историю. Они даже писали о том, что города, о котором говорит Гоголь, в России […].

Смысл немой сцены в комедии Николая Гоголя “Ревизор”Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия – страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей […].

Что роднит Хлестакова и городничего (по комедии “Ревизор”)Комедия Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” имела шумный успех у демократически настроенной публики и резкое неприятие тех, кто увидел в персонажах себя. Николаю Васильевичу Гоголю удалось создать правдивые образы почти реально существующих героев. Самыми яркими в галерее образов комедии являются Городничий и Хлестаков. Несмотря на разницу в летах, они очень похожи. Оба мошенники. Но если Сквозник-Духановский […].

Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)Комедия “Ревизор” в 1836 году наделала немало шума в обществе. Весна того года подарила зрителям истинный шедевр. Несмотря на то что прошло почти 170 лет с того времени, комедия не лишилась остроты и актуальности и сегодня. Николай Васильевич Гоголь отмечал, что Хлестаков – самый сложный персонаж пьесы. В замечаниях для актера, игравшего эту роль, Гоголь […].

Сцена вранья” Хлестакова. (Анализ сцены из III действия комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”.)Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до него: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, […].

“Ревизор”, анализ комедии Николая Васильевича ГоголяВ 1835 году Гоголь начал сочинять комедию “Ревизор” , сюжет которой подсказал ему Пушкин. В начале 1936 года состоялась премьера пьесы в Москве и Петербурге. Однако Гоголь продолжал вносить коррективы в текст произведения вплоть до 1842 года, когда была завершена окончательная редакция. “Ревизор” – пьеса совершенно новаторская. Гоголь впервые создал социальную комедию без любовной линии. […].

Сочинение: Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”Третье действие комедии Николая Васильевича Гоголя “Ре­визор” развертывается в доме городничего, куда Хлестакова привозят после завтрака в богоугодном заведении, руководи­мом Артемием Филипповичем Земляникой. Подгулявший Хлестаков находится в прекрасном расположении духа; зна­комство с дамами в лице жены городничего Анны Андреевны и дочери Марьи Антоновны еще больше настраивают его на игривый лад и вызывают желание пустить им […].

Образ Хлестакова главный героя по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.)Недавно я прочитала комедию Н. В. Гоголя “Ревизор”, главным героем которой является Хлестаков. По описанию автора это молодой человек лет двадцати трех, без царя в голове. Из монолога Осипа, слуги Хлестакова, мы узнаем, что хозяин любит пустить “пыль в глаза”.А сам при этом занимает должность коллежского регистратора. Любит играть в карты, ездить на извозчике, посещать […].

Обличающая роль смеха в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”Главным героем комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” стал смех. Работу над своим произведением Гоголь начал в 1835 году. Чуть позже состоялись две премьеры комедии в Москве и Петербурге. А работа над текстом комедии продолжалась вплоть до 1842 года. Создавая комедию “Ревизор”, Гоголь хотел не только обличить чиновничество с помощью смеха. Он мечтал, чтобы “Ревизор” заставил […].

Чтение письма Хлестакова (Анализ сцены из V действия комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)Прежде чем перейти к финальной сцене, в которой происходит чтение письма Хлестакова, вернуть которого не представляется возможным, так как по распоряжению городничего ему отдали лучших лошадей, заглянем в предыдущий текст. Перечитаем еще раз отдельные сцены и эпизоды, повнимательнее всмотримся в жизнь захолустного, забытого богом городишки, от которого “хоть три года скачи, ни до какого государства […].

Источник

При помощи каких средств гоголь характеризует Хлестакова?

Н. В. Гоголь говорил: «Хлестаков — самый трудный образ в пьесе» . Потому, что он все делает без соображения, непреднамеренно. Сделавшись виновником всеобщего обмана, Хлестаков никого не обманывал. Автор выделяет в Хлестакове способность обманывать без сознательно поставленной цели такого рода, универсальность его желания примерять маску другого, более значительного существования и возможность органично выглядеть в этой маске, импровизационную легкость и эмоциональную убедительность его непроизвольного вранья. В конечном итоге речь идет даже о присутствии в поведении Хлестакова вдохновенного, творческого начала.

Гоголь характеризует Хлестакова в одном ряду с другими действующими лицами. Он выделяет при этом непрезентабельную легкость физического облика Ивана Александровича («молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький» ) в противовес солидности и «сурьезности» стати Городничего и подчеркивает такую же интеллектуальную несостоятельность («несколько приглуповат» , «без царя в голове — один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими» , «говорит и действует без всякого соображения» ) . В «Развязке Ревизора» Гоголь делает акцент на символическом толковании своей пьесы и в таком контексте видит в Хлестакове олицетворение «ветреной светской совести» , уточняя, что это «продажная, обманчивая совесть» . И неоправданно настойчиво несколько раз призывает: «С Хлестаковым под руку ни чего не увидишь в душевном городе нашем. . .Не с Хлестаковым, но с настоящим ревизором оглянем себя! . .Все отыщешь в себе, если только опустишься в свою душу не с Хлестаковым»

Источник

Приемы раскрытия авторского отношения к Хлестакову

В известной всем комедии «Ревизор» Николаем Васильевичем Гоголем используются различные приемы раскрытия авторского отношения к Хлестакову, которые позволяют понять образ главного героя в наибольшей мере.

Прямая авторская характеристика

Перед началом повествования Н. В. Гоголь поместил «Замечания для господ актеров», в которых подробно раскрыл образы некоторых героев. Автор объясняет поведение Хлестакова, демонстрирует его внешний облик и раскрывает характер. В таких замечаниях отразилось то, как автор комедии «Ревизор» относится к главному герою.

Хлестаков, по указаниям автора, – это «тоненький, худенький», одетый по моде «молодой человек лет двадцати трех». Он «приглуповат» и даже «без царя в голове», поэтому его называют человеком «пустейшим». В этих характеристиках отмечает глупость главного героя, его душевная пустота.

Писатель, описывая характер Хлестакова, отмечает, что он не может остановиться на какой-то одной мысли, «говорит и действует без всякого соображения», поэтому слова исходят «совершенно неожиданно».

Н. В. Гоголь указывает, что главный герой комедии обладает простотой и чистосердечием. Это говорит о том, что Хлестаков таков, какой он есть на самом деле. Персонаж никогда не притворяется.

Раскрытие отношения через поступки героя

То, как автор относится к Хлестакову, можно увидеть в поступках центрального персонажа. Писатель иронизирует над тем, что Хлестаков постоянно придумывает всякие небылицы. Причем делает он это не специально, чтобы получить лучшее, а из-за своего простого характера. Хлестаков не хитер, наоборот, он глуп и пуст, в чем опять выражается позиция автора комедии «Ревизор».

Речевая характеристика

В речи Хлестакова также выражается авторское отношение. Как отмечалось в «Замечаниях», главный герой не мог мыслить о чем-то конкретном, его рассуждения переходили от одного предмета к другому. Это указывает на то, что автор иронизировал над своим героем, насмехался над ним, подчеркивая неспособность мыслить рационально. Все фразы Хлестакова немногословны и немногозначны. Они повествуют о том, что герой чувствует на данный момент: «Я доволен», «Я люблю поесть», «Мне нравится, что у вас показывают проезжающим все в городе». Н. В. Гоголь подчеркивает неспособность Хлестакова выражаться красиво и сложно.

Речь героя говорит о его барском характере. Хлестаков часто использует глаголы повелительного наклонения, бранные слова, обращенные к людям, которые ниже героя по социальному положению, а также вопросительные предложения, на которые должны дать ответ другие люди. Автор «Ревизора», используя такие приемы речи, демонстрирует свое отрицательное отношение к дворянству.

Источник

Каковы средства создания образа Хоестакова? Как вранье характеризует его воображение?

Самый яркий образ комедии — это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Гоголь сразу же дает понять зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа) . Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своим ревизорским «обязанностям» становятся ясны не сразу.
Хлестаков не переживает по приезде в город никакого процесса ориентации — для этого ему, недостает элементарной наблюдательности. Не строит он никаких планов обмана чиновников — для этого у него нет достаточной хитрости. Не пользуется он сознательно выгодами своего положения, потому что в чем оно состоит, он и не задумывается. Только перед самым отъездом Хлестаков смутно догадывается, что его приняли «за государственного человека», за кого-то другого; но за кого именно, он так и не понял. Все происходящее с ним в пьесе происходит как бы помимо его воли.
Хлестакова сделали вельможей те фантастические, извращенные отношения, в которые люди поставлены друг к другу. Но, конечно, для этого нужны были и некоторые качества самого Хлестакова. Когда человек напуган (а в данном случае напуган не один человек, а весь город) , то самое эффективное — это дать людям возможность и дальше запугивать самих себя, не мешать катастрофическому возрастанию «всеобщего страха». Ничтожный и недалекий Хлестаков с успехом это делает. Он бессознательно и потому наиболее верно ведет ту роль, которой от него требует ситуация.
Субъективно Хлестаков был прекрасно подготовлен к этой «роли». В петербургских канцеляриях он накопил необходимый запас представлений, как должно вести себя начальственное лицо. «Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту», Хлестаков не мог втайне не примеривать к себе полученного опыта, не мечтать лично производить все то, что ежедневно производилось над ним. Делал он это бескорыстно и бессознательно, по-детски мешая быль и мечту, действительное и желаемое.
Положение, в которое Хлестаков попал в городе, вдруг дало простор для его «роли». Нет, он никого не собирался обманывать, он только любезно принимал те почести и подношения, которые — он убежден в этом — полагались ему по праву. «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит», — писал Гоголь.

Пустота, «легкость в мыслях необыкновенная», ложь и позерство никого не коробят. В герое есть светский лоск: он знает три слова по-французски, говорит выспренним, нелепым и смешным языком, недурен собой -этого оказалось достаточно.
Каким же образом такому человеку удается сыграть роль далеко не самую обычную7 Ответ автора прост и глубоко мотивирован с точки зрения законов мира подлецов. Во-первых, страх, сознание собственной вины отнимает разум у чиновников. С другой стороны, «вертопрах» Хлестаков без особого труда вошел в роль, сумел внушить всем страх и уважение потому, что, будучи беспринципен и до крайности легкомыслен, он смело шел там, где остановился бы всякий порядочный человек Отсюда и горькая ирония Гоголя: беспринципность правит миром.
В нелепом с точки зрения здравого смысла поведении Хлестакова
есть своя логика. Он действовал по образу и подобию тех, кого видел вокруг В желании героя играть роль выше той, которая предназначена ему в жизни, заключается сущность характера Хлестакова.
В пронырливости героя отразились черты николаевской эпохи, когда стали процветать выскочки, люди недалекие, но умеющие приспосабливаться к обстоятельствам за счет беспринципности. Сущность Хлестакова и хлестаковщины определена самой природой общества.

Источник



Средства раскрытия характера А.И.Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Шадрин Кирилл
9А класс МОБУ СОШ№6
Средства раскрытия характера
А.И.Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Хлестаков — гениальное открытие Николая Васильевича Гоголя. Писатель считал его самым сложным и трудным персонажем своей пьесы. Кто же этот Иван Александрович Хлестаков из Петербурга? Какие средства использовал писатель для раскрытия характера Хлестакова? В своей работе я попытаюсь ответить на поставленные вопросы.
Первые штрихи к портрету Хлестакова находим в ремарке: «молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой- нибудь мысли».
Безусловно, монолог Осипа в первом явлении второго действия дает совершенно неожиданное и недвусмысленное разъяснение: его барин никакого отношения к ревизии не имеет, едет он в деревенскую усадьбу своего отца, «профинтил» дорогою денежки и поневоле задержался в городе в надежде на лучшие времена. Хлестаков служит, но занимает самую низшую ступеньку на лестнице чинов: он коллежский регистратор («елистратишка простой»), чиновник последнего, четырнадцатого класса. Из раздражённой воркотни голодного Осипа явствует, что его барин живёт, главным образом, на деньги, присылаемые отцом — провинциальным помещиком. К своей службе он не проявляет никакого интереса, «вместо того чтобы в должность, а он идёт гулять по прешпекту, в картишки играет», живёт не по средствам, любит «показать себя», покутить.
Появление самого Хлестакова, голодного и усталого после шатанья по городу (он тщетно пытался взять в лавках что-нибудь в долг), выразительно подтверждает крайне бедственное положение барина. Но это бедственное положение не может заставить Хлестакова всерьёз задуматься над чем бы то ни было.
Более полно характер Хлестакова раскрывается в речевых характе-
ристиках. Я заметил, что его речь сумбурная, отрывистая. В ней много восклицаний и рисовки: «Я, брат, не такого рода! Со мной не советую»;
«А ваши глаза лучше, чем важные дела».
Необходимо отметить, что фамилия тоже является одним из средств раскрытия характера Хлестакова. Интересно, на мой взгляд, об этом писал В.В.Набоков: «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создаёт ощущение лёгкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлёпания об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец. Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать всё, что подкидывает ему счастливый случай».
Основным литературным приёмом, который использует Н.В.Гоголь при комическом изображении своего героя, является гипербола В сцене вранья Хлестакова о его Петербургской жизни гипербола сменяется гротеском. Эта сцена характеризует скудость воображения Хлестакова. Жизнь, которая раскрывается перед ошеломлёнными слушателями хлестаковской болтовни,- идеальная реализация хлестаковского жизненного принципа: « Ведь на то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия». (III,5)
Усилиями окружающих созданы великолепные условия, чтобы раскрылось с полной откровенностью всё, что таилось в душонке этого «пустейшего» человечешки, что рисовалось в его нелепых мечтах, что составляло суть его существования.
Я считаю, что и письмо Тряпичнику раскрывает жалкий образ Хлестакова, легкомысленного, глупого человека, транжиры и хвастуна.
Таким образом, в Хлестакове соединились и умственное ничтожество, и убожество духовной жизни, и отсутствие нравственных убеждений, и наглая развязность, и способность к любой подлости.
В ходе своей работы я пришёл к выводу, что Хлестаковы живут сегодня среди нас и будут жить, ведь пока существует человеческое общество, будут существовать добро и зло, талант и бездарность, бескорыстие и жадность, правда и ложь. « Всякий хоть на минуту делался или делается Хлестаковым И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется иногда Хлестаковым»,- писал Н.В.Гоголь.

Список литературы
1.Н.В.Гоголь «Ревизор» — М., 1971г.
2.П.Боголепов., Н.Верховская «Тропа к Гоголю».- М., 1976 г.
3.Ю.М.Лотман «ОХлестакове».- М., 1988г.
4.Ю.Манн «Комедия Гоголя «Ревизор».- М., 1966 г.
5.А.Мацкин « На темы Гоголя».- М., 1984 г.
6. Э.Л.Войтоловская «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор».- М., 1971г.
7.Г.И.Беленький, О.М.Хренова «Читаем, думаем, спорим». — М.,2000 г.

  • Sredstva raskritiya haraktera Hlestakova v komedii Gogolya Revizor
    Научно-исследовательская работа
    Размер файла: 36 kB Загрузок: 0

Материалы по теме

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник