Меню

Какие средства выразительности использует некрасов в своей лирике

25 средств художественной выразительности

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

Источник

Проанализируйте одно из стихотворений Н. Некрасова. ГДЗ, Упр. 268, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Проанализируйте одно из стихотворений Н. Некрасова по выбору («В дороге», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом. », «Плач детей», «Несжатая полоса», «Праздник жизни — молодости годы. », «Сон», «Рус­ские женщины», «Сеятелям», «Молебен», «Тишина» (1-я ч.), «В столицах шум, гремят витии. », «Еду ли ночью по улице тёмной. »). Покажите, какие изобразительно-выразительные средства использовал поэт, какова связь поэтических образов с фольклором.

Анализ стихотворения Н. Некрасова «Праздник жизни — мо­лодости годы»

В стихотворении «Праздник жизни — молодости годы» Н.А. Некрасов поднимает тему собственной жизни и творчества. Он пишет, что моло­ дость он «убил под тяжестью труда». Это автобиографические строки, как и само стихотворение в целом. Далее Некрасов дает оценку собственным стихам
Все ж они не хуже плоской прозы
И волнуют мягкие сердца,
Как внезапно хлынувшие слезы
С огорченного лица.
По мнению поэта, его стихи вряд ли останутся в народной памяти. Ав­тор отмечает это без сожаленья, так как в своей поэзии он был открове­нен. Некрасов также критически отмечает особенность своей лирики — «суровый, неуклюжий стих». В конце стихотворения он пишет, что назначение своего творчества видел в проклинании злодея и глупца и в на­ деление беззащитного «венком терновым».
Как и вся лирика поэта, стихотворение «Праздник жизни — молодости годы» богато изобразительно-выразительными средствами. Некрасов ис­ пользует эпитеты: мягкие сердца, сдержанные муки, суровый стих и др. Стихотворение наполнено яркими метафорами: тяжесть труда, баловень свободы, праздник жизни — молодости годы. Есть и олицетворение: звуки подойдут. Анафора в четвертом и пятом четверостишье: нет в тебе поэзии свободной (. ) нет в тебе творящего искусства; инверсированные оборо­ ты: памяти народной, венком терновым. В целом, в стихотворении преоб­ ладает прямой порядок слов.
Стихотворение «Праздник жизни — молодости годы» являет собой шeдевр некрасовской поэзии. Мне очень запомнилось это стихотворение и я постараюсь выучить его наизусть.

Источник

Пророк Некрасов

Среда, 1 марта 2017 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: основное содержание, выразительные средства
Автор статьи: tati2
Николай Некрасов – певец русской действительности, которого волновала судьба просто народа. Он видел, как сложно приходится крепостному крестьянину, как много он переживает и страдает. Неудивительно, что судьба крестьянина, простой русской женщины и крестьянских детей становятся основной темой его творчества. Николай Некрасов сочувствовал крестьянам, пытался не только понять их горе, трагедию их жизни, но и показать всему обществу, как несчастен народ. Ему было важно не только донести проблему, но и заставить читателя погрузится в раздумья, а может быть, и переживания.

Все некрасовские современники отмечали у поэта замечательную способность не только видеть горе и трагедию простого народа, но и относиться к ней так, словно это была его боль и страдания.

Замысел «Пророка»

Николай Некрасов постоянно говорил о том, что стоит как-то помочь народу, который находился в таком плачевном состоянии и поэтому он старался призвать все общество обратить на это внимание. Но сам поэт считал, что его слово, несущее правду о крестьянской жизни, оказывается лишь маленькой каплей, в сравнении с той революционной борьбой, которая постепенно стала разворачиваться в обществе.

Поэтому с особым чувством он говорит о тех людях, которые были революционно настроены. К таким людям он относил, прежде всего, таких литераторов, как Белинского, Чернышевского, а позднее и Добролюбова.

Известно, что некрасовский «Пророк» вышел в печать впервые в 1977 году. Но сначала оно имело совершенно другое название, которое при выходе в печать каждый раз менялось. Сначала, когда оно впервые появилось в первом номере литературного журнала, то имело название «Из Барбье»», но потом редакторы «Отечественных записок» решили изменить и его, чтобы хоть как-то скрыть сюжет этого стихотворения от цензуры, которая была так строга к нему. Они использовали такие названия, как «Из Ларры» или «Из Байрона».

При жизни поэта стихотворение так и не было издано с его настоящим название. Известно, что в 1882 году оно было напечатано в «Общем деле», где имело подзаголовок — посвящение Н.Чернышевскому. К сожалению, после сочинения своего произведения автор не стал ставить дату, поэтому точная дата его написания неизвестна. Но есть предположение, что он было написано в поддержку Чернышевского, который был арестован с 1862 года по 1864 год. А через время, скорее всего, поэт снова возвратился к нему, чтобы доработать и переработать. Существует версия и о том, что первоначально оно было посвящено совсем другому человеку, тоже революционеру, но затем автор решил изменить, и посвятил его уже Чернышевскому.

Некоторые исследователи приходят к выводу о том, что все-таки сюжет этого некрасовского стихотворения не был посвящен какому-то отдельному лицу, а носил обобщенный характер.

Содержание стихотворения

По сюжету автор говорит о том, что есть в жизни высший идеал, который заключается в том, чтобы служить правде и, конечно же, справедливости. В самом начале своего стихотворения автор немного отступает от своих традиций и начинает свой сюжет совсем не так, как обычно. Это, скорее, похоже на какой-то спор или диалог, но на высоких интонациях. И вот теперь читатели оказываются свидетелями всего этого.

Автор повествует о том, что стоит преклоняться перед людьми, которые находят в себе силы для борьбы с несправедливостью, царящей в обществе. Несмотря на обстоятельства они ведут открытую, бесстрашную борьбу. И этому есть объяснение. Они стараются сделать свой народ свободным, а значит счастливым.

Интересный персонаж — святой подвижник, который защищает свой народ. И этот святой отрекается от всего хорошего, что ему может дать мир, чтобы стать жертвой, которая поможет спасти целый народ. И как бы подведя итог всему, поэт вводит в свой сюжет и Христа, который распят. Такой финал этого некрасовского стихотворения.

Композиция «Пророка»

Композиционный замысел стихотворения — это спор, в виде диалога и отдельных реплик, между невидимыми собеседниками. Главных героев можно представить достаточно ярко, где один настроен достаточно осторожно, а второй вполне решительно. Это стих-рассуждение о благородной миссии, которая не всем доступна.

Автор говорит о том, что таких революционеров в его стране, которые готовы жертвовать собой, не так уж и много, их единицы. Но, с другой стороны, они типичны и даже сам Некрасов может стать таким революционером. Философские раздумья автора приближают сюжет этого стихотворения к элегии. Кажется, что автор беседует с кем-то, но его собеседник невидим. Вскоре становится понятно, что обращается он к революционеру и говорит ему о том, что нужно быть осторожным. Это звучит, как упрек.

Некрасовский герой спорит со своим собеседником, и оказывается, что пророк все знает сам, он понимает какая опасность ждет его впереди, но все равно избирает этот путь. Он рассказывает своему собеседнику о том, что жизнь имеет смысл, если жить не для себя, а жить, и при необходимости умереть, для других.

По композиции и смысловой нагрузке, третья часть немного отделена от остальных. В ней оказывается, что революционер совсем не герой, а человек, который исполняет честно свою миссию. Писатель постоянно желает напомнить своему читателю о том, что смерть героя не может быть напрасной. Он её приносит в жертву ради свободы.

Выразительные средства некрасовского сюжета

Основным образом некрасовского сюжета становится сам поэт и его невидимый собеседник, пророк. Автор изображает его таким смелым и открытым, что он сразу вызывает доверие. Читатель понимает, что именно этот человек готов пожертвовать всем, даже собственной жизнью, когда борется за то чтобы на его земле не было рабов. В своей жертвенности его лирический герой чем-то близок к Христу, к Библии.

Автор использует огромное количество выразительных средств:

Все некрасовское произведение написано двухсложным размером – ямбом, но только пятистопным, традиционным. В тексте встречаются пиррихии, которые делают композицию этого произведения четкой, а рифмовку размеренной и четкой. Перекрестная рифма позволяет писателю создать более колоритный портрет революционера –пророка.

Анализ произведения «Пророк»


Автор непросто дает такое название своему стиху, так как в его сюжете действует положительный образ, на который он желает сам равняться, и призывает это делать других. Такое название напоминает читателю, что поэт старается следовать традициям русской литературы. Все помнят, что в истории поэзии уже были содержательные стихотворения с таким названием и в лирике Александра Пушкина, и в арсенале Михаила Лермонтова. Но, несмотря на то что все они имеют одинаковые названия, темы и вопросы, которые рассматривают разные авторы, различны.

Николай Некрасов поставил в центр всех событий, тот поэтический дар, который нужен поэту не для создания личных материальных благ, а для служения народу. Сам поэт утверждает, что главная задача любой лирики – это служить свободе, добру, справедливости. И это должно быть целью каждого, кто обладает умением доносить людям свои мысли.

Интересно как сам автор стоит свое стихотворение. Прежде всего, зачин, который построен у него в виде спора с революционером, которого читатель не видит, и только может о нем догадываться. Причём читатель попадает сразу в разгар спора, что позволяет пофантазировать о его начале. А сам спор будто затягивает в суть проблемы с первых строк и держит до самого конца.

Пророк на земле – это сложное предназначение человека, требующее лучших качеств: жертвенности, возвышенности, бескорыстия. И автор показывает, что он может пойти двумя путями. Либо выбрать простые земные блага, либо отказаться от них и выбрать путь, во имя свободы. Дорога такого пророка будет трудной и очень сложной, ведь не так просто добиться справедливости в обществе.

И вот уже в финале поэт вставляет голос пророка, который звучит смело и открыто. Он использует местоимение «я». И потому что революционер жертвует собой, писатель решает сравнить его жертвенность, с жертвенностью Христа, который был за свои взгляды и за правду распят. Всё это показывает, что революционеров может ждать трагический финал, если они не найдут поддержку в обществе.

Источник



Анализ стихотворения «Зеленый шум» Некрасова

Стихотворение “Зеленый шум” написано Некрасовым в форме песни – и форма эта выбрана неспроста. Краткий анализ “Зеленый шум” по плану поможет ученикам 7 класса понять авторский замысел. Использовать этот материал можно и как дополнительный, и как основной при объяснении соответствующей темы на уроке литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зеленый Шум.

История создания – Некрасов написал это стихотворение в 1863 году и в том же году оно было опубликовано в журнале “Современник”.

Тема стихотворения – семейная измена и прощение под влиянием положительных чувств, связанных с весенним обновлением природы.

Композиция – произведение делится на четыре части, темы которых чередуются: первая и третья рассказывают о приходе весны, вторая и четвертая – историю крестьянина. Части перебиваются рефреном.

Жанр – ролевая лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихиями и отсутствием рифмовки.

Эпитеты – “весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая “, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.

Олицетворение“ветер играючи расходится”.

Сравнения – “ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком”.

История создания

Идея написания этого произведения пришла к автору после того, как он прочитал текст украинской песни, в которой рассказывалось о Днепре, который заволакивал все зеленой пылью и облаками цветочной пыльцы. Именно эти выразительные образы и были использованы поэтом.

Стихотворение он написал в 1863 году и в том же году опубликовал его в журнале “Современник”. В 1864 году поэт издал сборник своих произведений, куда вошел и “Зеленый шум”.

Произведение посвящено семейной измене и построено на параллелизме человека и природы. Основной его смысл таков: прощение в душе человека побеждает желание отомстить, убить так же, как весна побеждает зиму. Возрождение природы подобно очищению души человека от обиды и всего злого, что ее отягощает.

Композиция

Некрасов переносит прием психологического параллелизма из содержания в формы, разделяя произведение на четыре части, где первая и третья посвящены весне, а вторая и четвертая – истории крестьянина, который приехал с заработков и обнаружил, что с женой “беда приключилася” (так иносказательно он говорит о ее измене).

В данном случае описание природных явлений используется как обрамление для основной части – истории о прощении. Поэт в своем стихотворении показывает колебания главного героя, который замыслил было погубить изменницу, но приход весны все изменил, настроил его на совсем другой лад и заставил думать о том, что любовь – это в том числе терпение и умение прощать. А судьей человеку может быть только Бог – это подчеркивается в последней строфе.

Вторая часть посвящена именно этому: человек как бы впитывает мудрость природы, получает от нее великий дар прощения и понимает божий замысел.

В подражание жанру семейно-бытовых песен, распространенных в народе, автор придает этому стиху форму ролевой лирики. Он описывает типичную ситуацию, рассказывает реалистичную историю.

Поэт использовал для написания произведения четырехстопный ямб, но для того, чтобы приблизить его к песенной форме, перебивал его многочисленными пиррихиями. А чтобы оно приобрело окончательное сходство с народным творчеством, он отказался от рифмовки.

Средства выразительности

Это произведение действительно богато разнообразными тропами, которые Некрасов также использует для того, чтобы показать народные мотивы:

  • Эпитеты – “ весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая”, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.
  • Олицетворение – “ветер играючи расходится”.
  • Сравнения – “ ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком” .

В то же время средства выразительности очень простые – да и откуда в полукрестьянской песне взяться сложным образам и фигурам речи?

Особую роль в произведении играет рефрен. Он отделяет его части одну от другой.

Источник

Здоровый образ жизни © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!