Меню

Какие средства выразительности использует поэт фет

Анализ стихотворения «Первый ландыш» Фета

В русской литературе Афанасий Афанасьевич Фет заслужил славу тонкого ценителя природы, в которую вдыхал жизнь и наполнял пленительными образами в своих произведениях. Одним из ярких образчиков его творчества является стихотворение «Первый ландыш» как гимн пробуждения природы после долгого зимнего сна. Предлагаем познакомиться с кратким анализом «Первый ландыш» по плану для 9 класса.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Первый ландыш.

История создания – Стихотворение написано в 1854 году.

Тема стихотворения – Возрождение природы после долгого зимнего сна. Неразрывная связь природы и человека.

Композиция – Стихотворение состоит из трёх строф: в первых двух описывается торжество природы весной, а в третьей строфе поэт сопоставляет ландыш с прекрасной девушкой.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры«вздох благоухает», «нисходят сны».

Эпитеты«солнечный», «душисты», «воспламеняющий», «молодой».

Сравнения – молодая девушка сравнивается с только что появившимся из-под снега ландышем.

Олицетворения«робкий вздох благоухает».

История создания

Своё небольшое, но весьма эмоциональное и образное произведение Афанасий Афанасьевич написал в 1854 году, во время прогулки по весеннему лесу. Писатель, всегда очень тонко чувствовавший и понимавший красоту природы, был поражён прелестью леса, который сбрасывал с себя зимние оковы.

Восхищённый мудростью, щедростью и безграничной силой природы, Фет на одном дыхании написал своё изящное стихотворение, в котором центральным образом стал хрупкий, нежный ландыш.

Главная тема произведения – весеннее возрождение природы. Олицетворением наступающей весны и грядущих радостных перемен служит первый ландыш, тянущийся к тёплым солнечным лучам. Природа стремится навстречу солнцу, даруя новую жизнь.

Однако в своей литературной работе Фет стремился продемонстрировать не только утончённую красоту природы, но и гамму человеческих эмоций. Недаром во все времена у всех народов весна является символом любви, свежести, молодости, красоты.

Именно поэтому поэт сравнивает нежный ландыш с юной прелестницей, испытавшей доселе неведомые ей чувства. В силу своей неопытности она ещё не может в них разобраться, но вздыхает в предчувствии счастливых перемен. В “Первом ландыше” не указан напрямую лирический герой, однако его восторженным настроением пронизано всё произведение.

Афанасий Афанасьевич недаром сравнивает цветок с девушкой. Будучи непревзойдённым мастером пейзажной лирики, он способен проводить необычайно точные параллели между природой и человеком, доказывая их неделимое единство.

В цветении ландыша он видит всю прелесть быстротечной юности. Счастливая пора молодости ускользает очень быстро, и именно потому так важно радоваться каждому мгновению жизни. В своём стихотворении Фет пытается донести читателям простую идею – истинное счастье и полнота жизни возможны только в том случае, если научиться искренне любить окружающий мир. В каждом лепестке, в каждой травинке можно увидеть настоящее чудо, несущее радость и свет.

Композиция

Композиционная структура произведения представлена двумя частями. Первая часть, состоящая из двух строф, описывает весеннее пробуждение природы. Тонкое и изящное изображение ландыша как предвестника весны, восхищение возрождающейся жизнью усиливает эмоциональный накал, который изливается в строке – «Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!».

Во второй части стихотворения, состоящей из одной строфы, автор переходит к философским размышлениям, сравнивая ландыш с юной девушкой.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.

Стихотворение «Первый ландыш» написано в жанре лирического стихотворения. Каждый стих в нём пронизан мыслями и чувствами лирического героя.

Средства выразительности

Для придания большей эмоциональности стихотворению поэтом использована широкая гамма выразительных художественных средств. Проявления весны описаны эпитетами «солнечный», «душистый», «воспламеняющий», «молодой».

Для придания образности и «оживления» природы Фет умело использует метафоры ( «вздох благоухает», «нисходят сны») и сравнения (сопоставление ландыша с девушкой).

Своим произведением Фет обращается не к разуму, а к чувствам. Именно поэтому в стихотворении так много восклицательных предложений, призванных подчеркнуть его эмоциональную составляющую.

Источник

Какие средства художественной выразительности используются в стихотворении А. Фета «Осенняя роза»

Основным приёмом, на котором строится вся образность
стихотворения, является олицетворение.
У поэта оживают и сентябрь, и ветер, и, конечно же, роза.
В стихотворении Фета описана поздняя осень.
«дохнул сентябрь»
«осыпал лес свои вершины», «сад обнажил свое чело».
Использование здесь ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ очень трогательно,
как будто перед нами абсолютно одушевленные персонажи,
которые прощаются со своими зрителями,
как настоящие актеры, сняв перед ними шляпу.

Дальше на сцену вступает новое действующее лицо
//противопоставление и параллелизм//:
«Дохнул сентябрь»— «Георгины дыханьем ночи обожгло».
Словно автор не в силах поверить, будто сентябрь способен
на такую жестокость.

На первый взгляд, неожиданным оказывается противопоставление
во втором четверостишии:
«Но в дуновении мороза…» лишь одна роза «благоуханна и пышна».

А герой, застывший, восхищенный, обращается к
ней почтительно,
как к персоне самых высоких кровей: «Царица роза».

У Фета она действительно заслуживает высокого титула,
ведь роза «между погибшими одна… благоуханна и пышна».
Поэтому герой, потерявший надежду на счастье,
вновь ее обретает.
Он как будто расправляет плечи и вместе с розой
противостоит «жестоким испытаньям и злобе гаснущего дня».

И опять вступает в силу традиционный для поэзии
Фета параллелизм:
для розы «гаснущий день» — осенняя ночь.
Но и для героя гаснущий день — наступление старости.

Параллелизм последних строк тоже очевиден: роза,
которая «очертаньем и дыханьем весною веет», означает,
что герой еще чувствует себя молодым, так как весна –
время молодости и цветения.

Последнее четверостишие вновь построено на параллелизме
героя и розы:
наперекор всем несчастьям («жестоким испытаньям»)
и приближающейся старости («злобе гаснущего дня»)
роза своей красотой («очертаньем») и ароматом («дыханьем»)
напоминает ему о вечной молодости и красоте.
Эпитет: царица-роза.
Метафора: георгины дыханием ночи обожгло,
весною веешь, злоба гаснущего дня.
Ст-е не богато эпитетами, метафорами и прочими средствами.
Вместо вычурности Фет прибегает к использованию
звукописи:
аллитерация встречается почти в каждой строке,
например, в двух последних:
очертаньем, дыханьем, веешь (ч, х, ш)

Благодаря тому, что произведение написано
четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой,
создаётся его особое интонационное звучание,
чуть замедленное и певучее.

Источник

Все средства художественной выразительности в стихотворение Фета учись у них — у дуба у берёзы

Средства художественной выразительности:
метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; отрицательно
эмоционально окрашенные эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия «напрасные на них застыли слезы».
Эпитет — «жестокая пора».
Метафора — «Напрасные на них застыли слёзы» (деревья не умеют плакать); «сердито рвёт: хватает холод лютый» (метель не сердится и у неё нет рук, чтоб хватать); «Они стоят, молчат» (деревья разговаривать не умеют).
Аллегория — дуб и берёза олицетворяют образы людей.
Олицетворение — дуб — символ мужского начала, берёза — женского.

Также сюда можно добавить из средств выразительности использование автором разговорных слов: «хватает за сердце», «лютый холод», «сердито рвёт», «переболит», «ясные дни».
Композиционное построение — 12 строк связаны в единое целое призывом выстоять и стерпеть настоящее во имя лучшего будущего.
В первой части стихотворения используются глагольные формы прошедшего и настоящего времени («треснула», «застыли», «рвёт», «хватает», «стоят», «молчат»), а во второй — будущего («промчится», «переболит»). Глаголы в повелительном наклонении («учись», «молчи») — звучат как просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо верить «Но верь весне»): лихолетье сменится ясными днями созидания, также как зимняя пора — живительным теплом весны.
Это стихотворение о природе, о любви к ней, о человеческих переживаниях.

Эпитет — «жестокая пора».
Метафора — «Напрасные на них застыли слёзы» (деревья не умеют плакать); «сердито рвёт: хватает холод лютый» (метель не сердится и у неё нет рук, чтоб хватать); «Они стоят, молчат» (деревья разговаривать не умеют).
Аллегория — дуб и берёза олицетворяют образы людей.
Олицетворение — дуб — символ мужского начала, берёза — женского.

Также сюда можно добавить из средств выразительности использование автором разговорных слов: «хватает за сердце», «лютый холод», «сердито рвёт», «переболит», «ясные дни».
Композиционное построение — 12 строк связаны в единое целое призывом выстоять и стерпеть настоящее во имя лучшего будущего.
В первой части стихотворения используются глагольные формы прошедшего и настоящего времени («треснула», «застыли», «рвёт», «хватает», «стоят», «молчат»), а во второй — будущего («промчится», «переболит»). Глаголы в повелительном наклонении («учись», «молчи») — звучат как просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо верить «Но верь весне»): лихолетье сменится ясными днями созидания, также как зимняя пора — живительным теплом весны.

Это стихотворение о природе, о любви к ней, о человеческих

Источник

средства художественной выразительности в стихах фета и тютчева

Средства художественной выразительности:
метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; отрицательно
эмоционально окрашенные эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия «напрасные на них застыли слезы».
Эпитет — «жестокая пора».
Метафора — «Напрасные на них застыли слёзы» (деревья не умеют плакать); «сердито рвёт: хватает холод лютый» (метель не сердится и у неё нет рук, чтоб хватать); «Они стоят, молчат» (деревья разговаривать не умеют).
Аллегория — дуб и берёза олицетворяют образы людей.
Олицетворение — дуб — символ мужского начала, берёза — женского.

Также сюда можно добавить из средств выразительности использование автором разговорных слов: «хватает за сердце», «лютый холод», «сердито рвёт», «переболит», «ясные дни».
Композиционное построение — 12 строк связаны в единое целое призывом выстоять и стерпеть настоящее во имя лучшего будущего.
В первой части стихотворения используются глагольные формы прошедшего и настоящего времени («треснула», «застыли», «рвёт», «хватает», «стоят», «молчат»), а во второй — будущего («промчится», «переболит»). Глаголы в повелительном наклонении («учись», «молчи») — звучат как просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо верить «Но верь весне»): лихолетье сменится ясными днями созидания, также как зимняя пора — живительным теплом весны.
Это стихотворение о природе, о любви к ней, о человеческих переживания

Источник



Какие средства выразительности делают стихотворение А. А. Фета музыкальным? В каких произведениях русских поэтов поднимается тема творчества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…»? (ЕГЭ по литературе)

15. Какие средства выразительности делают стихотворение А. А. Фета музыкальным?

В данном стихотворении А.А. Фет использует множество средств выразительности, которые делают его произведение музыкальным.

Например, уже с первых строчек стихотворения виднеется такое средство выразительности как аллитерация: «Одним толчком согнать ладью живую, с наглаженных отливами песков».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Неоднократно повторяются согласные буквы: д, т и н, придавая особое музыкальное звучание строкам.

Также, писатель использует такой синтаксический приём как инверсия: «Чужое вмиг почувствовать своим…», очевидно, что принятый порядок слов в предложении изменён, однако именно это и придаёт стихотворению мелодичность.

Таким образом, А. А. Фет использует множество различных средств выразительности, которые делают его стихотворения музыкальными.

16. В каких произведениях русских поэтов поднимается тема творчества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…»?

Многие русские поэты поднимают тему творчества в своих произведениях.

Также тему творчества поднимает и В. Маяковский в стихотворении «А вы могли бы?». Лирический герой, как и в стихотворении А.А. Фета, познаёт нечто новое: «прочел я зовы новых губ». Но стихотворение Маяковского из-за риторических вопросов больше похоже на обращение к людям, в то время как у Фета это скорее личные рассуждения поэта о творчестве.

Таким образом, многие поэты обращались к теме творчества в своих произведениях.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id54488

Источник