Меню

Какие выразительные средства использует художник при создании орнамента

2 Способы составления орнамента

§2. Способы составления орнамента. Средства выразительности орнамента.

Вопросы для самопроверки:

  • Какие типы орнаментов (классификация по конструкции) вы знаете?
  • Какие виды орнаментов (классификация по виду изобразительного мотива) вы знаете?

2.1. Способы составления орнаментов.

Последовательность вычерчивания орнамента:

· Выполнить предварительный эскиз от руки (с учётом конструкции и художественного образа;

· Определить границы (габаритные размеры) орнамента на рабочем поле листа;

· Разметить оси симметрии, раппорты (если есть), дополнительные (вспомогательные) линии построения;

· Построить элементы орнамента при помощи чертёжных инструментов;

· Завершить криволинейные контуры от руки или использовать лекала или шаблоны.

· Выполнить проработку цветом, тоном и т.п.

2.2. Средства выразительности орнамента.

Линия – средство выразительности в изобразительном искусстве, в т.ч. и в росписи; способствует передаче и восприятию пластики формы и движения. Может быть: тонкой, широкой, ломаной, спиральной, штриховой, зигзагообразной, «живой» и т.п.

Силуэт – средство художественной выразительности ИЗО, плоское изображение, передающее особенности формы изображаемого объекта. Получил своё название в 18 веке благодаря министру финансов Франции Этьену Силуэту, который занимался вырезыванием из чёрной бумаги портретных силуэтов друзей и знакомых.

Симметрия, асимметрия.

Симметрия и асимметрия, — характеризуется местоположением элементов относительно оси или центра вращения. Благодаря симметрии фиксируются правая и левая части изобразительного целого, акцентируется центр и воображаемая ось.

Симметрия подразумевает равноценность, равновеликость. Благодаря симметрии композиция приобретает устойчивость, равновесие. Симметрия придает изображению статичность. Асимметрия ее нарушает, сохраняя, однако ориентацию относительно оси, хотя при этом и отклоняется от нее. Асимметрия несет динамическое начало.

Нюанс и контраст — указывает на степень различия и на характер различия между частями и элементами произведения. Нюансные отношения, сближенные по форме, по тону, по цвету, по фактуре, объему, размеру и пр., — обогащают форму игрой оттенков, деталей. Контрастные же отношения, противопоставляя основные элементы, характеризующие форму, являются движущим стимулом развития формы. Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга, контраст подчеркивает нюанс, выявляет его игру, нюанс смягчает, дополняет контраст.

Ритм и метричность.

Метричность и ритм — характеризует движение. Метричность — простейшее повторение одного и того же элемента (кирпичная кладка). Ритм — цикличное повторение подобных или контрастных элементов. Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, в отличие от метра, строится на чередовании разных, но повторяющихся элементов. Усложняясь, он порывает с симметрией, сопровождая своевольный рисунок движения, меняя его характер, темп, направление. Ритм может иметь и регулярный характер (например, в орнаменте). Но всегда он вносит организующее начало в хаотическое движение и без него немыслима гармония.

Базовые понятия: Орнамент; Композиция; Мотив; Вид орнамента; Тип орнамента; Раппорт Конструкция орнамента

Новые понятия: Модуль; Шаблон; Ось; Способы составления орнамента; Приёмы составления орнамента

Практическая работа №2.

Подготовьте шаблон модуля. Разработайте все возможные варианты симметричных построений орнамента с использованием растительного мотива по схеме.

Требования к выполнению:

  • лист А3, расположен по вертикали;
  • орнаменты расположить композиционно обоснованно;
  • выполнять зарисовку графитным карандашом и акварелью в хроматическом исполнении.

Рейтинговая оценка практической работы:

Передача условного объёма (плоскостности) в изображении декора предмета ДПИ.

1 уровень – параметр

не проявляется – «0» баллов

2 уровень – параметр проявляется не всегда- «2» балла.

3 уровень – параметр проявляется часто – «3» балла.

4 уровень – параметр проявляется всег да + твор ческий подход – «4» +1 балл

Грамотность композиционного решения

Гармония формы и цвета (при копировании – соответствие стиля).

n 20-25 баллов – «отлично».

n 15-19 баллов – «хорошо».

n 10-14 баллов – «удовлетворительно» — необходимо вернуться к изучению модуля.

n Менее 9 баллов – «неудовлетворительно» необходимо вернуться к изучению темы.

Источник

Основные средства композиции в искусстве

Вот смотришь иногда на книги, картины (да на что угодно!), и глаз радуется – красота. А иногда вроде и красиво, но что-то все-таки не то… Почему так происходит?

Помимо определенных правил композиции, большая часть из которых была выведена еще в древние времена на основе математических представлений о гармонии, художники и дизайнеры также пользуются приемами под общим названием средства композиции . Даже в самых простых вещах с их помощью можно добиться разнообразия и определенного интереса для зрителей.

Что же именно входит в средства композиции?

В дизайне, особенно книжном, формат – это все. Именно от формата зависит то, какую сетку мы сделаем в книге, как расставим внутри нее элементы и пр. – то есть композиция. Потому что книга может вертикальной ориентации (самой привычной нам), причем соотношение ширины и высоты могут быть разными, и тогда книга будет либо узкой и вытянутой, либо приближенной к квадрату. Может быть горизонтальной или, иными словами, альбомной ориентации. А может и вообще быть квадратной. Выбор зависит от того, о чем будет книга, от количества и типа иллюстративного материала и т.д.

В любой картине или иллюстрации обязательно найдется что-то, на что наш глаз посмотрит в первую очередь. Это и есть композиционный центр. И он не обязательно должен быть в центре листа или холста. Иногда его специально смещают в сторону для придания динамики.

Динамика и статика

Ощутить, как на плоском холсте мчится конница, или задуматься над бренностью этого мира с «Мыслителем» Родена нам позволяют динамика (состояние движения) и статика (противоположный динамике процесс). Всего этого художник и дизайнер достигают при помощи определения поз, ритмичности движения и перспективы.

Как и в музыке, в искусстве и дизайне ритм задает тон и динамику композиции. Помимо этого, он позволяет ее упорядочить и сделать приятной взгляду.

Одно из самых новых средств композиции. В том виде, в котором мы ее знаем, она появилась в Эпоху Возрождения (Ренессанса). Именно благодаря ей можно передать ощущение воздуха и пространства, понять, что ближе, а что дальше. В искусстве и дизайне выделяют несколько видов перспектив:

· Прямая линейная – когда предметы в пространстве сходятся в единой точке на линии горизонта (в данном случае она всегда на уровне наших глаз), уменьшаясь по мере их отдаления переднего плана.

· Обратная линейная – явление, прямо противоположное прямой перспективе. В дизайне может стать интересным инструментом для передачи пространства, но в академических живописи и рисунке его избегают (за исключением иконописи, где данный вид перспективы – основной) .

· Тональная – используется в живописи, когда предметы, удаленные от переднего плана, становятся глуше, холоднее и светлее по тону. В рисунке (например, карандашном) тоже можно добиться такого эффекта, только вместо цвета используется более светлый тон штриха и тонкая, светлая линия.

· Воздушная – в ней используются принципы тональной перспективы, к которой добавляются исчезновение четкости, неясность очертания удаленных предметов. При этом, чем ближе к переднему плану предметы, тем более яркими и насыщенными они становятся.

Все вышеперечисленные варианты перспективы крайне редко используются по отдельности. Чаще всего (на примере академической живописи) мы наблюдаем совокупность трех из них: прямой линейной, тональной и воздушной. На самом деле, существует еще большое количество типов перспективы, но в искусстве (кроме панорамной) они используются крайне редко.

Контраст и нюанс

Контраст – соотношение противоположных по тем или иным параметрам элементов: тон, цвет, насыщенность, масштаб и т.д. Например, в изобразительном искусстве есть понятие дополнительных цветов (цветовая модель RYB: R – красный, Y – желтый, B – синий): красный – зеленый, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый.

Нюанс – соотношение элементов, которые близки, но при этом сочетаются между собой, опять же по тону, цвету и пр. Можно сказать, что это контраст, но просто ослабленный. Например, желтый – оранжевый, изумрудный – синий и т.д.

Симметрия и асимметрия

Симметрия – это неизменность, проявляемая при каких-либо изменениях (вращение, дублирование и т.д.). Асимметрией же считается любое нарушение симметрии. Причем, бывают варианты, когда в абсолютно симметричном ряду, вдруг возникает какое-то ее нарушение. Такую возможность называют аритмией.

В изобразительном искусстве асимметрия более распространена, чем симметрия, ввиду своей динамичности.

Даже если вы по всем правилам использовали вы своей композиции все вышеперечисленные средства, то это еще не значит, что она будет хорошей. Потому что самое главное, благодаря чему и создается ощущение гармонии, – это целостность. Ведь так приятно, когда ничего не вываливается, не падает, нет дырок и прочих «прелестей». Основной и самый главный принцип целостности заключается в том, что мы не можем ничего отделить без определенных потерь .

Здесь перечислены основные виды композиционных средств, которыми пользуюсь лично я. На самом деле, назвать их точное количество не может никто, потому что ряд художников и теоретиков выделяют какие-то дополнительные средства, ряд – наоборот по максимуму их объединяют. Но не стоит забывать о том, что дизайн и искусство – это не сухая теория, а в первую очередь наш практический и зрительный опыт, наши ощущения и эмоции. Просто наша творческая жизнь.

Если Вам было интересно, подписывайтесь на канал. Также приветствуются лайки и репосты через социальные сети.

Появились вопросы, предложения или замечания? Пишите их в комментариях!

Источник

Статьи по теме

Выразительные средства в живописи или основы языка изображения

Язык изобразительного искусства является языком выразительной формы. Он имеет свои свойства наглядности и осязательности.

Главные изобразительные средства – это линия, пятно, цвет и тон.

Все элементы этого языка представляют собой средства выразительности.

Линия подсказывает нам характер и смысл изображения.

Самое главное в создании произведения искусства – это формирование верного замысла. То, как ярко будет выражена идея художника, зависит от его мастерства.

Основными выразительными средствами в изобразительном искусстве являются рисунок, композиция и колорит.

Язык изобразительного искусства должен знать не только мастер, но и зритель. Ведь для того, чтобы понять, проанализировать то или иное произведение искусства, необходимо иметь соответствующие знания.

Лукас Кранах Старший Мадонна с младенцем Эрмитаж

И. К. Айвазовский Христос, идущий по воде

К художественно – выразительным средствам живописи относятся цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст,колорит, форма, композиция, фактура.

Леонид Афремов Сирень

Цветовой и световой контраст в живописи, примером может служить резко выделяющие светлые и темные отношения пятен, участков картины.

Колорит — система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства.

Фактура — поверхность красочного слоя произведения живописи: глянцевитая или матовая, слитная или прерывистая, гладкая или неровная.

Композиция – расположение всех предметов, элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для лучшего раскрытия художественного образа.

Здесь же мы рассмотрим форму и конструкцию (строение) предмета, увидим художественно-выразительные средства – тон, штрих, линия.

Форма предметов определяется очертаниями, контуром, силуэтом. В упрощенном виде – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Каждый предмет в упрощенном виде похож на геометрическую фигуру. Например, мяч – круглую форму, телевизор – прямоугольник, карнавальная шапочка клоуна – треугольник.

Силуэт в изобразительном искусстве (графическая техника) – это вид графического изображения предмета. Это однотонное, плоскостное изображение предмета. Обычно силуэты рисуют тушью на светлом фоне, ил на черном фоне белилами, либо вырезают из темной или светлой бумаге фигуру, и приклеивают на лист другого тона.

Композиция в изобразительной графике – расположение всех предметов, элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для лучшего раскрытия художественного образа. Композицию представляют в круге, в квадрате, овале, в прямоугольнике.

Выразительные средства живописи, последовательность выполнения тематической композиции, художник, предварительно делает эскизы, этюды, рисунки, наброски, создает тем самым картину.

Источник



Какие выразительные средства использует художник при создании орнамента

Цветовой и световой контраст в живописи, примером может служить резко выделяющие светлые и темные отношения пятен, участков картины.

Колорит — система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства.

Фактура — поверхность красочного слоя произведения живописи: глянцевитая или матовая, слитная или прерывистая, гладкая или неровная.

Композиция – расположение всех предметов, элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для лучшего раскрытия художественного образа.

Здесь же мы рассмотрим форму и конструкцию (строение) предмета, увидим художественно-выразительные средства – тон, штрих, линия.

Форма предметов определяется очертаниями, контуром, силуэтом. В упрощенном виде – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Каждый предмет в упрощенном виде похож на геометрическую фигуру. Например, мяч – круглую форму, телевизор – прямоугольник, карнавальная шапочка клоуна – треугольник.

Конструкция (строение) предметов – основа форы, каркас строения предметов. Конструкция каждого предмета является то или иное геометрическое тело. Геометрические тела – цилиндр, шар, конус, параллелепипед, куб, пирамида. Очень часто рассматривая предмет, мы видим, что он имеет несколько геометрических тел. В рисовании имеет место метода прорисовки, или его чаще называют «сквозняк», когда рисуешь его строение, конструкцию, которые не видны нашему глазу.

Силуэт в изобразительном искусстве (графическая техника) – это вид графического изображения предмета. Это однотонное, плоскостное изображение предмета. Обычно силуэты рисуют тушью на светлом фоне, ил на черном фоне белилами, либо вырезают из темной или светлой бумаге фигуру, и приклеивают на лист другого тона.

Композиция в изобразительной графике – расположение всех предметов, элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для лучшего раскрытия художественного образа. Композицию представляют в круге, в квадрате, овале, в прямоугольнике.

Выразительные средства живописи, последовательность выполнения тематической композиции, художник, предварительно делает эскизы, этюды, рисунки, наброски, создает тем самым картину.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *