Меню

Какие выразительные средства есть в стихотворении бежит тропинка с бугорка

Анализ стихотворения Цветаевой Бежит тропинка с бугорка

Как меняется интонация в третьей строфе стихотворения «Бежит тропинка с бугорка. »? Почему это происходит? Как ты прочитаешь

отвечает Фролова Екатерина

Третья строфа в стихотворении «Бежит тропинка с бугорка. » содержит восклицание, значит, в ней содержится эмоциональность и риторический, то есть не обращенный к конкретному лицу вопрос, на который не требуется давать ответ, так как ответ в самом вопросе. В стихотворении «Наше царство» тоже интонация меняется, потому что сначала шел разговор о волшебстве, о чем-то таинственном, а в последних
строчках говорится уже о том, что мир детства невозможно передать взрослому поэту.

Похожие вопросы

Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к следующим строкам:
На дворах и домах.

Перечитайте описание воробья Сидора. Каким он был? Как вел себя? За что Сидора осуждали.

Л.Н. Толстой. Ореховая ветка
Прочитайте диалог героев. Подчеркните уговор.
Вдруг.

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане.
Перечитайте описание острова Буяна. Как изменился.

Достоевский Ф. «Преступление и наказание»
У феди есть чувство юмора. Приведи два факта.

«Сказка о царе Салтане А.С Пушкин»
О чем говорили князь Гвидон и корабельщики? Прочитай.

«Радуга» И. Соколов-Микитов
Какие автор рисует картины? Прочитай.

Заполни карточку на книгу, прочитанную летом.
1) Евг. Велтистов Приключения электроника.

«Кто хозяин?» В. Овсеева
О чём спорили мальчики? Прочитай их разговор.

В.В. Маяковский «История Власа — лентяя и лоботряса».
Запиши, кого из писателей ты бы.

Как составить словарь настроений к стихотворению Бежит тропинка с бугорка?

В стихотворении «Бежит тропинка с бугорка. » поэтесса своими образными выражениями помогает увидеть читателю картины, нарисованные ее воображением.

Это сонные луга, ленивое течение реки Оки и сонно-тяжелые, качающиеся на клумбах мальвы.

В словаре настроения я бы написала такие чувства как восхищение прошлыми событиями и тоска по ним.

Настроение Цветаевой меняется по ходу стихотворения «Бежит тропинка с бугорка. «, сначала это веселые воспоминания о детстве, которые сменяются сонной тяжестью настоящего и тоской за ушедшими деньками.

В конце стихотворения такое ощущения, что автор как будто погрузилась в тягучую скуку.

в избранное ссылка отблагодарить

Урок литературное чтение 4 класс. Марина Ивановна Цветаева.» Бежит тропинка с бугорка»

Тема. Марина Ивановна Цветаева. Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

Цели. познакомить с творчеством Марины Цветаевой; раскрыть мир поэзии, учить читать стихи выразительно; развивать память, речь; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.

Оборудование к уроку. компьютер, проектор, интерактивная доска, выставка книг, портрет писателя; аудиоприложение к учебнику..

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

· способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

· умение действовать по плану и планировать свою деятельность

· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

· высказывать свое предложение

· уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

· совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

· уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

· развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

  • умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтения про себя ,увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспинимать текст на слух
  • формировать понятия. что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Биография Марины Цвеиаевой

1 ученик: 26 сентября 1892 года в г. Москве, в самом сердце города – в небольшом по Трёхпрудному переулку уютном доме, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева родилась дочь Марина. Слайд №3-4

Спорили сотни колоколов
День был субботний

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины

3 ученик: Отец, Иван Владимирович Цветаев – был выходец из семейства священников, неимоверным трудом достиг больших успехов в науке став профессором-искусствоведом и филологом.

4 ученик: Мать, Мария Александровна Мейн – талантливая, владевшая 4четырьмя языками, одарённая пианистка, открывшая перед детьми. а их у Цветаевых было трое, чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги. Но её талант распространился только на свою семью

5 ученик: Детство Марины протекало в старинном городке Тарусе на Оке. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А уже будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила на личные деньги свой первый сборник – «Вечерний альбом».

6 ученик :Это было в 1910 году. Стихи никому не известной поэтессы не только не затерялись, но и вызвали положительные отклики великих мастеров и требовательных знатоков стиха. Ее юношеские стихи поражают искренностью, они плавны, напевны, легко запоминаются.

7 ученик: Зимой 1911 гг. Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) приглашают провести лето в восточном Крыму, в Коктебеле, где Марина Ивановна знакомится со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном.

8 ученик У Марины Ивановны родилось трое детей: старшая Ариадна, младшая Ирина, которая умирает в младенческом возрасте от голода и сын — Георгий.

— Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чем бы она ни писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души».

— Вся ее жизнь стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, характера, таланта.

— Она никогда не хотела выглядеть жалкой, напрашиваться на сочувствие. Она гордо считала себя счастливой.

— Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года, оставив значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Настоящее в искусстве не умирает.

— В каждом виде искусства имеются свои средства выражения мыслей, чувств автора.

— Скажите пожалуйста ребята, а с помощью чего выражает свои чувства, красоту художник? (ответы детей )

-А в литературе с помощью чего они выражаются? (эпитеты, метафоры, сравнения ).

— Объясните, что обозначает каждое из этих средств. (дети готовят задание заранее, дома )

Эпитет образное художественное определение, содержащее оценку автора.

Сравнение слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой.

Олицетворение воплощение каких-нибудь черт, свойств живого существа

Урок чтения М. Цветаева » Бежит тропинка с бугорка»

Урок чтения в 4 классе по программе «Школа России»

Тема: М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

Познакомить с творчеством М. Цветаевой, со стихотворением «Бежит тропинка с бугорка»

Развивать внимание к авторскому слову, употреблению образных выражений, умение анализировать стихотворение, понимать замысел поэта, находить авторские приёмы создания образа детства.

Формировать умение осознанно, выразительно читать лирическое стихотворение.

Оборудование: Запись стихотворения «Красною кистью рябина зажглась», мелодия на стихи М. Цветаевой, памятки по средствам выразительности, карточки настроения.

— И так, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Начнём сейчас урок.

Какое сегодня прекрасное утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!

2) Артикуляционная гимнастика (2мин )

-Надуваем щёчки поочереди

-Нюхаем цветок ( на постановку дыхания)

-Задуваем свечи (Все сразу, по одной)

-Упр. на постановку логического ударения:

Скороговорка. Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Обобщение: Все эти упражнения помогут нам прочитать выразительно любые произведения.

Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений о детстве ( Есенин, Суриков, Ахматова) (3мин)

Постановка цели, темы урока. Актуализация знаний .(2мин)

— Ребята, скажите о чём стихи, которые вы сейчас услышали? ( о детстве)

-Сегодня мы очутимся в стране детства ещё одного поэта. Его фамилию вы должны выбрать по принципу «Какая фамилия лишняя?»

В.Ю. Драгунский, Б.С. Житков, П.П. Бажов, М.И. Цветаева,В.А. Осеева.

-На стр. 72 прочтите название стихотворения. Назовите тему урока полностью.

-Зная тему урока, определите задачи урока.

— Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине – поэте. М.И. Цветаева не любила когда её называли поэтессой. Она требовала, чтобы её называли только поэтом. М.И. Цветаева – человек необычайно интересной и трагической судьбы.

Знакомясь с творческой и человеческой душой М. Цветаевой мы не должны пройти мимо, не остаться равнодушным к ней, к её стихам.

Мы попытаемся при чтении стихов Цветаевой быть внимательными к авторскому слову, глубже понять смысл её стихов и переживаний.

6) Сообщение нового материала (2мин)

Рассказ учителя (презентация)

М.И. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1992 года с субботы на воскресенье. В этот день был церковный праздник Иоанн Богослов. Об этом она напишет в своём стихотворении.

-Послушайте его, и скажите с каким чувством Цветаева говорит о своём рождении?

«Красною кистью рябина зажглась…»- слушание стиха в записи

Как и многие поэты, Марина верила знакам судьбы. Она прочитала гороскоп своей судьбы: полночь, листопад, рябина жаркая и горькая на излёте осени. Рябина стала символом её судьбы.

— Марина росла в мире музыки, поэзии и литературы. Стихи она начинает писать в 6 лет. Любимым поэтом её был Пушкин. Детство Марины проходило в Москве, а летние месяцы – в небольшом городке Тарусе на берегу реки Оки. Очень часто образ этой реки встречается в стихах М. Цветаевой. Этот образ связан с её детством. Когда умрёт мама, Марине исполнится всего 14 лет. Вся жизнь М. Цветаевой будет тяжёлой и горькой на вкус, как рябина.

В 3 года умрёт дочь Ирина от голода, в 1941 году расстреляют мужа Сергея Эфрона, дочь Ариадна будет долгое время находиться в тюрьме.

Стихи Марины Цветаевой при жизни были мало кому известны. Свой читатель у неё появился недавно: лет 20 назад. Сборники её стихов были изданы к 100-летию со дня рождения, к 50-летию со дня смерти.

Поразительно, что сама Цветаева ещё будучи совсем юной предугадала свою известность, свою нелёгкую судьбу.

« Моим стихам написанным так рано…

Как драгоценным винам настанет свой черёд»- писала она.

-И она была права: сейчас мы её изучаем в школе, на её стихи написаны песни. Для многих открытие Цветаевой началось с песен на её стихи, которые прозвучали в к/ф «Ирония судьбы или с лёгким паром»

Прослушайте отрывок из песни «Мне нравится» в исполнении А. Пугачёвой.

Знакомство со стихотворением.(3мин)

А теперь обратимся к стихотворению «Бежит тропинка с бугорка»

-Читает выразительно учитель наизусть.

-Какими чувствами наполнено стихотворение?

— О чём вспоминает автор?

-А детство М. Цветаевой было счастливым?

— О каких играх вспоминает автор?

-Ребята, а у вас есть любимые игры? Какие?

— Ребята. а можно взрослому человеку вернуться в детство?

-Ребята, а теперь закройте глаза и представьте, какие бы картины вы нарисовали к стихотворению.

— Какие краски вы бы использовали?

7)Самостоятельное чтение стихотворения уч-ся вполголоса. (3мин)

Ребята, а теперь прочитайте это стихотворение и попробуйте передать те чувства, которые испытывал автор и найдите слова, которые вам непонятны.

— Скажите, какие слова вам были непонятны?

— Как вы понимаете значения этих слов?

1. Рай – место жизни безгрешных людей после смерти. Рай это красивое место на земле.

2. Закаты- заход солнца.

3. Шпаги – острое холодное оружие.

5. Мальва- шток роза. многолетнее растение.

Игра «Запретное движение»

Олицетворения(Бежит тропинка, движется Ока, дни ушли, спешат удары)

Сравнения (лопаты-шпаги, замок –сарай, сонно-тяжело)

Эпитеты (сонными, царственный)

Риторический вопрос(4 четверостишие)

8)Чтение по строфам (5-7мин)

-Ребята, а теперь попытаемся поглубже заглянуть душевный мир нашей героини, попытаемся почувствовать то, что чувствует она. Это пригодится нам для выразительного чтения.

Время и место в котором пребывает лирическая героиня имеет большое значение для М. Цветаевой.

Чтение 1 строфы.

_Что видит героиня? (тропинка, луг, река)

-Какое время суток описывает автор?

— Что является символом времени? В детстве время течёт медленно, вы всё время мечтаете, когда же вы вырастете. Значит как мы прочитаем 1 строфу?

-Какие художественно-выразительные средства использует автор?

_Давайте повторим. какие художественно-выразительные средства мы знаем? (повторяем по памятке)

Чтение 2 строфы.

— Чем заполнено пространство этой строфы? Какие звуки мы можем услышать?

— Какие художественно-выразительные средства помогают нам услышать звон и удары колокола?

-Где звонят колокола? В какой день они звонят? ( В воскресенье, в праздник)

Воскресенье – это праздник. Как мы должны прочитать эту строфу? (радостно, с приподнятым настроением)

Чтение 3 строфы.

-Где играли дети? Что происходит с пространством?

— Каким словом называет она то время?

-Что это за приём? Какие ещё средства выразительности использует автор?

С каким чувством нужно прочитать эту строфу? (С восторгом, радостью, с восхищением)

Чтение 4 строфы.

-Что видит героиня? Ничего, кроме клумб с цветами.

— сравните что она видела в начале стихотворения и в конце?

-Что произошло с пространством?

— А меняется ли настроение героини?

-Как нужно прочитать первые 2 строчки?(С сожалением, с грустью)

-Как качаются Мальвы? Как на душе у героини? Почему?

-Какой знак стоит после слова мальвы?( многоточие)Что он обозначает?

-Как мы должны прочитать последнюю строчку?

— Меняется ли настроение поэта в стихотворении?

Сужение пространства, вызывает изменение настроения героини. Она грустит, печалится.

9)-А теперь давайте вспомним правила выразительного чтения. (1мин)

(Ребята у доски напоминают правила выразительного чтения)

1.Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт.

2. Произносить стихи в 2 раза медленнее, чем говоришь в жизни.

3.Соблюдать знаки препинания.

4.При чтении постараться передать настроение, чувства. Эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации.

10)Самостоятельное чтение детей(2 мин)

Проверка выразительного чтения -2 человека (3 мин)

-Удалось ли ребятам передать настроение лирической героини?

-Что в следующий раз вы прочитали бы по-другому?

— Дайте советы товарищам.

— Давайте подведём итог нашего урока. Все ли задачи мы с вами выполнили?

-Перед вами лицо мальчика, у которого меняется настроение. Если урок вам понравился и прошёл для вас с пользой, то заштрихуйте лицо с весёлым настроением.

— Если вы остались равнодушными к уроку, то заштрихуйте лицо с равнодушным настроением.

— Если урок вам не понравился, вы недовольны собой, то заштрихуйте лицо с грустным выражением.

Домашнее задание: Прочитать самостоятельно стихотворение М.И. Цветаевой «Наши царства» и нарисовать к нему иллюстрацию в тетрадь.

Послушать стихотворение Цветаевой Бежит тропинка с бугорка

Источник

Стихотворение и анализ «Бежит тропинка с бугорка…»

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Всё так же сонными лугами

Лениво движется Ока;

Колокола звонят в тени,

Спешат удары за ударом,

И всё поют о добром, старом,

О детском времени они.

О, дни, где утро было рай

И полдень рай и эсе закаты!

Где были шпагами лопаты

И замком царственным сарай

Куда ушли, в какую даль вы?

Что между нами пролегло?

Всё так же сонно-тяжело

Качаются на клумбах мальвы…

Краткое содержание

С. Дорофеев. Тропинка к храму. 2015

Читая стихотворение, мы видим светлую картинку окружающего мира: словно «под детскими ногами» бежит с бугорка тропинка, меж зелёных лугов лениво течёт река, раздаётся радостный колокольный перезвон. Церковные колокола поют о чём-то добром, давно прошедшем – они поют о безмятежной детской поре. Колокольный звон рождает в воображении лирической героини те славные времена, когда каждый новый день казался раем, когда обыкновенные лопаты превращались в острые шпаги, а покосившийся сарай – в волшебный замок. Лирическая героиня, вспоминая детство, задаётся вопросом: «В какую даль умчались те светлые годы?». Ответа нет, но и сейчас так же сонно, как и в далёком детстве, «качаются на клумбах мальвы».

История создания

Это стихотворение появилось на свет в период между 1906 – 1910 гг. В то время семья тогда ещё юной Марины проживала в Тарусе. В этот небольшой городок, расположенный в Калужской губернии, в 1906 г. жену и дочерей привёз отец поэтессы. Именно в Тарусе случилось самое большое семейное горе – умерла мать Марины, с которой девочка была невероятно близка. Отголоски этой невосполнимой утраты звучат между строк данного произведения.

Стихотворение было впервые напечатано в 1912 г. Оно относится к периоду раннего творчества поэтессы, которой на момент первой публикации, исполнилось двадцать лет. Но, пребывая ещё в столь юном возрасте, Цветаева выражает сожаление об ушедшем детстве, будто бы заранее предчувствуя все будущие взрослые беды и горести, уготованные ей судьбой.

Данное произведение представляет собой часть поэтического цикла «Ока», включающего в себя пять стихотворений. В свою очередь, весь цикл входит в сборник «Волшебный фонарь», впервые изданный в Москве, в феврале 1912 г. На момент первой публикации данного произведения Марина уже была замужем и даже родила дочь Ариадну. До начала Первой Мировой Войны оставалось два года, а до начала революции – пять лет.

Жанр, направление, размер

Перед нами образец жанра лирического стихотворения. Хотя, некоторые литературоведы настаивают на том, что данное произведение относится к жанру пейзажной лирики, так как в нём присутствуют описания окружающих природных красот. Поэтический размер, использованный Цветаевой при написании стихотворения – ямб. Рифмовка кольцевая.

Композиция

Стихотворение с композиционной точки зрения состоит из четырёх четверостиший, связанных между собой единым поэтическим размером и способом рифмы. Исходя из эмоционально-чувственной палитры, испытываемой лирической героиней, в произведении можно выделить две части:

  1. Начало произведения – с первых прочитанных стихотворных строк мы ощущаем такие чувства, как: стремительность жизни, лёгкость бытия, яркость эмоционального детского восприятия.
  2. Окончание произведения эмоционально контрастирует со стихотворным началом. Прочитав заключительные строки, мы ощущаем такие чувства, как: зрелость восприятия окружающего мира, сонность природы, тяжесть неизбежного взросления.

Образы и символы

Цветаева в данном произведении представила своим читателям немало интересных, ярких образов:

  • образ лирической героини – сама поэтесса является лирической героиней. В воображении героини оживает любимая дача в Тарусе, куда её вместе с сестрой Анастасией впервые привезли ещё в раннем детстве. В памяти лирической героини навсегда запечатлелась яркая картинка юности: сбегающая с бугорка тропка, речка Ока, уютный дом, православный храм. Рядом с домом растёт аккуратная ёлочка, заботливо посаженная отцом в честь появления на свет дочери Марины;
  • образ тропинки – стихотворение начинается с конфликтного столкновения двух сил – фонтанирующей детской энергетики и взрослой степенности. Данный конфликт продемонстрирован на примере движения: сначала мы наблюдает тропинку, которую лирическая героиня одушевляет, используя глагол «бежать». Особую живость тропинке придаёт сравнение «как бы под детскими ногами». Этим сравнением героиня показывает, как по-детски, абсолютно непредсказуемо, ведёт себя тропинка: то вьётся, подобно ленте; то прячется в густой траве; то выныривает из-за холма;
  • образ реки – река Ока во многом похожа на тропинку, но её движение абсолютно иное. Речка движется плавно, медленно перекатывая свои воды между берегами. Её движения больше напоминают размеренное течение взрослой жизни, а не беспечный бег детских ног. Даже пейзажи, окружающие Оку, сплошь ровные и аккуратные. Лирическая героиня очеловечивает реку, наделяя её эпитетом «сонная». Образ реки полностью контрастен образу тропинки;
  • образ колокольного перезвона – тональность произведения созвучна мерному колокольному перезвону, о котором говорится во втором четверостишии. Возможно, звон колоколов напоминает лирической героине о потере близкого человека, о прощании с дорогими сердцу днями детства.

Темы и настроение

Главную тему произведения можно обозначит одним ёмким словом – детство. Все строки проникнуты чувством лёгкой ностальгии. Лирическая героиня возвращается памятью в пору своего детства, любуется знакомыми местами, изменёнными силой детского воображения. Героине становится горько от осознания того, что способность к детскому восприятию ею безвозвратно утрачена. Красота окружающего мира осталась всё той же, но она уже не кажется ей чудом.

Настроение лирической героини претерпевает изменение по ходу поэтического повествования. Сначала настроенческий пафос весёлый, затем мы ощущаем сонную тяжесть, а в конце появляется чувство, что героиня с головой погрузилась в болото тягучей скуки.

Основная идея

Основная мысль произведения заключена в следующем – детские годы убегают незаметно, но память о них способна наполнять душу взрослого человека теплом на протяжении всей жизни. Стихотворение учит замечать красоту привычных вещей, окружающих людей ежедневно, учит ценить каждое мгновение промелькнувшего детства и быть счастливыми.

Средства выразительности

Цветаева, с целью создания образности и яркости, использует следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «замком царственным», «сонными лугами», «лениво движется»;
  • метафоры – «лениво движется», «сонными лугами»;
  • сравнения – «утро было рай», «полдень рай», «как детскими ногами»;
  • олицетворения – «бежит тропинка» река «лениво движется», «спешат удары».

Источник

Анализ стихотворения Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка»

Марина Цветаева ( 1892 — 1941 ) — одна из талантливейших поэтесс 20 века, чье творчество относится с периоду Серебряного века в русской литературе. Ее произведения задевают за живое, не оставляют равнодушными.

Стихотворение было опубликовано в 1912 году, написано в период, когда семья Цветаевых жила в Тарусе ( Калужская область ). Оно относится к раннему периоду творчества автора. Поэтессе было всего 20 лет, когда это произведение увидело свет. Но уже в этом юном возрасте Марина Цветаева сожалеет об ушедшем детстве, словно предчувствуя все беды и лишения, которые ждут ее впереди.

Стихотворение написано в лирическом жанре. Некоторые литературоведы относят его к жанру пейзажной лирики.

Основная тема — детство. Можно сказать, что автор воспевает золотую, беззаботную, относительно спокойную детскую пору. С легким сожалением вспоминает поэтесса о времени, когда легко себе было представить, что сарай — это замок, а в роли шпаги могла выступить лопата.

Цветаева отмечает, что старое, доброе детство закончилось для одних, но еще продолжается для кого-то. Поэтому между сонных лугов все так же неторопливо несет свои воды река, звонят колокола, для кого-то утро, день и вечер по-прежнему похожи на беззаботный рай.

Стремительность, легкость, воздушность первой части стихотворения, символизирующие детство, противопоставляются медлительности, сонности зрелой жизни в его конце.

Кажется, что сонное течение Оки отделяет солнечное, быстрое, райское детство от драм и тяжести жизни взрослого человека.

Между строк слышится ностальгия по детским годам.

Стихотворение «Бежит тропинка с бугорка. » написано ямбом, рифмовка кольцевая.

Поэтесса для создания образности, яркости, настроения в этом произведении использует следующие средства художественной выразительности:

Метафоры: лениво движется, сонными лугами.
Эпитеты: сонными лугами, лениво движется, добром, старом, детском времени, замком царственным, сонно-тяжело качаются.

Олицетворения: поют они, бежит тропинка, лениво движется, спешат удары.
Сравнения: как детскими ногами, утро было рай, полдень рай и все закаты.

Источник



Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

29.12.2019

Цветаева М. «Бежит тропинка с бугорка»

Главные герои стихотворения «Бежит тропинка с бугорка» и их характеристика

  1. Автор. Лирический герой. Вспоминает о детстве, ностальгирует.

План пересказа стихотворения «Бежит тропинка с бугорка»

  1. Тропинка
  2. Сонная Ока
  3. Колокола
  4. Рай
  5. Лопаты и сарай
  6. Куда все ушло?
  7. Мальвы

Главная мысль стихотворения «Бежит тропинка с бугорка»
Детство уходит незаметно, но воспоминания о нем наполняют душу человека теплом многие годы.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно прочитать, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение «Бежит тропинка с бугорка»
Стихотворение учит замечать красоту простых вещей, которые нас окружают, учит ценить каждый миг детства, каждый миг своей жизни. Учит быть счастливым.

Отзыв на стихотворение «Бежит тропинка с бугорка»
Это очень доброе и слегка печальное стихотворение. Чувствуется, что автор переживает, ностальгирует о детстве, о том времени, которое безвозвратно осталось в прошлом.

Анализ стихотворения «Бежит тропинка с бугорка»
Стихотворение было написано Мариной Цветаевой в 1912 году.
По жанру это пейзажная лирика.

Тема: детство.
Стихотворение посвящается детству. Оно проникнуто легкой ностальгией, автор возвращается взглядом в свои детские годы, и видит те же самые места, но чудесным образом измененные детским воображением. И поэту становится немого печально от того, что это детское восприятие действительности безвозвратно потеряно, и хотя красота природы осталась, она уже не кажется чудом.
Стихотворный размер ямб, рифмовка кольцевая.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Бежит тропинка с бугорка»
Эпитеты: сонными лугами, лениво движется, добром, старом, детском времени, замком царственным, сонно-тяжело качаются.
Метафоры: сонными лугами, лениво движется.
Сравнения: как детскими ногами, утро было рай, полдень рай.
Олицетворения: бежит тропинка, лениво движется, спешат удары, поют они

Пословицы к стихотворению «Бежит тропинка с бугорка»
Всякая молодость резвости полна.
Где веселая молодость, там и радость.
Два раза молоду не бывать.
Детство — время золотое.
Изба детьми весела.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Бежит тропинка с бугорка»
Словно под детскими ногами бежит тропинка с бугорка. Лугами лениво течет Ока. Колокола звонят, поют о чем-то добром и старом, о детстве.
О том времени, когда весь день был рай, когда лопаты превращались в шпаги, а сарай — в замок.
В какую даль ушли те годы? Но и сейчас так же качаются мальвы на клумбах.

Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока;

Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И всe поют о добром, старом,
О детском времени они.

О, дни, где утро было рай
И полдень рай и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай

Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Всё так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы…

Источник