Меню

Какие есть драматургические средства

ЕГЭ. Литература. Задание № 8. Способы характеристики героев в драматургическом произведении.

В задании № 8 может быть предложен вопрос: «Какие способы характеристики героя использовал автор в данном отрывке из произведения».

Предлагаю материал, который поможет вам, ребята, справиться с данным заданием.

В пьесе автор не может напрямую дать оценку героям, высказать своё отношение к ним, описать их. Однако у автора есть ряд средств и способов, с помощью которых он может полнее и ярче показать образ. Какие же это средства? Рассмотрим их.

Основные способы характеристики героев в драматургическом произведении.

1.Списки действующих лиц, иногда сопровождаемые краткими характеристиками.

Перед началом пьесы автор перечисляет действующих лиц. Иногда это лишь общие характеристики (возраст, семейные связи, должность и пр.) Однако некоторые драматурги описывают некоторые особенности героев.

Пример № 1.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.

Анна Андреевна, жена его.

Марья Антоновна, дочь его.

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.

(Н.В. Гоголь. «Ревизор»).

В данном случае автор лишь перечисляет героев, обозначив их семейное и служебное положение. Но далее автор даёт подробное описание характеров героев, их костюмов.

Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью.

Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Пример № 2.

Савел Прокофьевич Дико́й, купец, значительное лицо в городе .

Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.

Катерина, жена его.

Варвара, сестра Тихона.

Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

(А.Н. Островский. «Гроза»).

Автор даёт небольшую характеристику некоторым героям (Дикому, Борису, Кулигину).

2.Описание обстановки действия.

Большое значение для понимания характеров героев, их судеб имеет место действия, обстановка, в которой оно происходит.

Пример № 1.

Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь; в левой — каменной — стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары.

(А.М. Горький. «На дне»).

Подобная удручающая обстановка словно готовит зрителей к восприятию трудных судеб людей, оказавшихся здесь.

Пример № 2.

Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.

(А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»).

Автор отмечает, что на улице весна, цветут вишнёвые сады. Однако уже в описании обстановки чувствуется какая-то тревога и грусть: окна закрыты, в саду холодно.

3.Речь героев.

Речь человека свидетельствует и о его характере, и о его уровне культуры. По ней можно судить о взглядах героев на жизнь, об их отношении к другим людям и многом другом.

Пример № 1.

  • Г-жа Простакова(Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
  • Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»).

По речи Простаковой можно судить о её жестокости, грубости, вседозволенности, о низком уровне культуры и в то же время о большой любви к сыну.

Пример № 2.

  • Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как на пряжки, на пуговицы.
  • Стародум. Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»).

По речи Стародума можно судить о его интеллигентности, образованности, порядочности, о высоких целях и нравственных жизненных принципах.

4.Авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.

Ремарки помогают автору сделать пояснение по поводу поведения героя, его состояния, выразить эмоции, что позволяет дополнить портрет персонажа.

Пример № 1.

Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом — вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.)

Как легко понять возмущение, злость, недовольство героя произошедшим, как ему горько, что Хлестаков так легко обманул его.

Пример № 2.

Любовь Андреевна (радостно, сквозь слезы). Детская!

Варя. Как холодно, у меня руки закоченели. (Любови Андреевне.) Ваши комнаты, белая и фиолетовая, такими же и остались, мамочка.

Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой… (Плачет.) И теперь я как маленькая… (Целует брата, Варю, потом опять брата.) А Варя по-прежнему все такая же, на монашку похожа. И Дуняшу я узнала… (Целует Дуняшу.)

(А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»).

Ремарки позволяют передать автору взволнованность героини, её радость от возвращения в родное имение.

5.Отзывы других героев.

Отзывы других героев о персонажах пьесы также помогают автору передать их характерные черты.

Пример № 1.

  • «…Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет…» .(Шапкин).
  • «Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, сто не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого не следовало бы».(Борис).
  • «Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его по утру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».(Кулигин).

(А.Н. Островский. «Гроза»).

По высказываниям о Диком других героев можно понять, насколько он груб, необуздан, жесток по отношению к близким, к своим работникам.

Пример № 2.

«…на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…» (Анна).

«…Старик? Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» (Сатин).

(А.М. Горький. «На дне»).

По-разному оценивают образ Луки критики, но понятно, что людям, оказавшимся на дне общества, так не хватает жалости и простого человеческого сочувствия, что и пытался дать им Лука.

6. Монологи.

Монолог в пьесе – это речь героя, в которой он высказывает свои взгляды, мысли по каким-либо проблемам и вопросам, оценивает происходящее вокруг. Это одно из ярких средств характеристики героя в пьесе.

Пример № 1.

За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забыты́х газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

Всегда готовые к журьбе,

Поют всё песнь одну и ту же,

Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.

(Из монолога Чацкого. А.С. Грибоедов. «Горе от ума»).

Чацкий дал резкую характеристику фамусовскому обществу, его нравам и порядкам.
Пример № 2.

«…Да деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки… Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!» Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: «Это вот так, это вот так!» А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только – тр, тр… пошел писать. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу»
(Из монолога Хлестакова. Н.В. Гоголь. «Ревизор»).

По данному монологу можно судить, как мечтает герой о богатстве, славе, высоком чине; обманом он пытается создать о себе хорошее впечатление, понимая, как в обществе судят прежде всего по положению человека.

7.Поступки героев.

Человека прежде всего оценивают по его делам и поступкам. Поведение героя, его действия помогают авторам пьесы дать наиболее полную характеристику персонажу.

Пример № 1.

  • Гаев. Во вторник поеду, еще раз поговорю. (Варе.) Не реви. (А не.) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет… А ты, как отдохнешь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке. Вот так и будем действовать с трех концов — и дело наше в шляпе. Проценты мы заплатим, я убежден… (Кладет в рот леденец.) Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!
  • Гаев. Помолчи, Фирс. Завтра мне нужно в город. Обещали познакомить с одним генералом, который может дать под вексель.

(А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»).

Гаев бездействует, надеется только на чью-то помощь, сам не способен сохранить своё имение.

Пример № 2.

Стародум. «…Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…»
(Стародум сам нажил своё состояние, трудолюбивый человек).

Правдин: «…а деревни мои в здешнем наместничестве…»

(Правдин — помещик. У него есть собственные деревни, но при этом он занимается не только своих хозяйством, но и общественной работой.)

Оба героя вызывают уважение своими делами.
(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»).

Таким образом, авторы драматических произведений имеют достаточно богатый запас средств и способов для изображения характеров своих героев.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев? (ЕГЭ по литературе)

Для характеристики героев в драматическом произведении используются различные художественные средства. К ним относятся авторские ремарки, «говорящие» фамилии, речь героев, их взаимная и само- характеристика.

Александр Николаевич Островский использует «говорящие» фамилии. Савел Прокофьич Дикой — это человек, который руководствуется только личными интересами, он совершенно не способен мириться с потребностями окружающих его людей; следовательно, этого человека можно назвать «диким». Фамилия предприимчивого Кулигина, размышляющего об общей пользе, очень похожа на фамилию известного русского изобретателя Кулибина.

Одним из драматургических средств характеристики героев являются авторские ремарки. В приведённом фрагменте они отражают чрезмерную эмоциональность Дикого («с гневом», «топнув ногой», «сердито»).

Речь Дикого характеризует его как человека крайне неуравновешенного, буйного.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Она изобилует восклицательными предложениями, ругательствами («дурак», «рыло», «разбойник», «червяк», «татарин»).

Важным драматургическим средством является контраст. В данном случае чрезмерная эмоциональность и грубость Дикого контрастируют с рассудительной, вежливой речью Кулигина. На ругательства он отвечает учтиво («ваше степенство»). В рассуждениях Дикого логика отсутствует, для него существует только собственное мнение: «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все». Речь Кулигина, напротив, подчёркнуто логична.

Во время небольшой сцены Кулигин дважды цитирует русских писателей, что характеризует его как человека образованного и начитанного. Напротив, Дикой не понимает ни книг, ни научных достижений: об электричестве он явно слышит впервые, цитаты Кулигина считает бунтарскими. А между тем, Дикой поучает Кулигина: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали». В этих словах отражаются его самоуверенность и, что также очень важно, предрассудки, близкие к средневековым, но характерные для жителей города Калинова.

Таким образом, в приведённом отрывке речь героев является главным драматургическим средством, с помощью которого автор раскрывает их характеры.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id24619

Источник

Какие есть драматургические средства

Форма входа

Главное меню

Изложения (тренинги)

Сейчас на сайте

Сейчас 2150 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Новости сайта

08.03.2021 — На форуме сайта завершена работа над сочинениями по сборнику текстов ЕГЭ 2020 года под редакцией С.Ю.Ивановой. Подробнее >>

01.03.2021 — На сайте завершена работа по написанию сочинений по текстам ОГЭ 2020 с сайта ФИПИ. Подровбнее >>

07.02.2021 — На Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений по сборнику С.Ю.Ивановой «Сдавай ЕГЭ на все 100!» Ссылка >>

27.12.2020 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

31.12.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько». Подробнее >>

10.11.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

8.Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?

Островский, мастерски владея языком драмы, использует следующие драматические средства: ограничение числа действующих лиц, диалог персонажей, ремарки.

Во-первых, в данном фрагменте используется такое драматургическое средство, как ограничение числа действующих лиц. Перед нами всего двое героев: Дикой, богатый купец, страшный ругатель, и Кулигин, человек обходительный и деликатный. Но и эти двое – яркая характеристика многих жителей города Калинова и атмосферы, царящей там.

Во-вторых, ярким средством раскрытия характеров является диалог персонажей. Вот Дикой – ругатель, каких свет не видывал…. «Захочу-помилую, захочу-раздавлю» — вот его жизненное кредо. Речь купца полностью соответствует прозвищу героя. Он использует ругательства: «Поди ты прочь» ,« с рылом-то и лезет» или сравнивает человека с червяком. Из реплик Дикого мы узнаем, что он полный невежда: уверен, что «гроза…нам в наказание посылается». А вот Кулигин – воспитанный, интеллигентный герой, и речь его отличается от ругательств богатого купца. Он обращается к собеседнику всегда на «вы», называя Дикого «ваше степенство» или «сударь». После оскорблений в свой адрес, персонаж говорит, что он «маленький человек». «Меня обидеть недолго»,- жалуется Кулигин. На протяжении всего фрагмента он постоянно цитирует Державина, что говорит о грамотности, начитанности, образованности героя.

Реплики героев в основном обрывисты. Только один раз автор приводит краткий монолог Кулигина, когда тот объясняет Дикому смысл своей идеи.

В-третьих, большую роль в раскрытии характеров героев играют ремарки. Они помогают нам понять чувства персонажей.

Поделись с другом в социальной сети

Источник



Какие есть драматургические средства

Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?

«Гроза» А.Н. Островский

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!

Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней.

Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше, степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.

Дикой. Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин. За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо). Все суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были?

Дикой. Какие-такие там у тебя громовые отводы?

Дикой (с гневом). Ну, еще что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Дикой. А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

Дикой. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу). Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил- таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито). Перестал, что ль, дождик-то?

1-й. Кажется, перестал.

Дикой. Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то — кажется!

1-й (выйдя из-под сводов). Перестал!

Варвара и потом Борис.

Варвара. Кажется, он!

Борис (проходит в глубине сцены). Сс-сс!

Борис (оглядывается). Поди сюда. (Манит рукой.)

Борис (входит). Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!

Варвара. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал.

Борис. Нет, я не знал.

Варвара. Она просто сама не своя сделалась!

Борис. Видно, только я и пожил десяток деньков, пока его не было. Уж теперь не увидишь ее!

В приведенном фрагменте представлено множество различных драматургических средств. Прежде всего это и ремарки («с сердцем», «гордо», «сердясь более и более») , и всевозможные риторические восклицания («Глупый человек!», «Поди ты прочь!», «Нечего делать, надо покориться!»), и обращения («ваше степенство», «дурак») , и монологи героев. Композиция отрывка, построенная на антитезе, противопоставлении добр

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Источник