Меню

Какие есть технические средства обучения в школе

Технические средства обучения

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Технические средства обучения» в других словарях:

Технические средства обучения — устройства, машины и комплексы, используемые при подготовке специалистов в целях повышения эффективности и качества обучения. Различают сложные учебно тренировочные комплексы, предназначенные для использования при обучении по специальности в… … Морской словарь

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — средства, используемые для повышения эффективности и качества обучения специалистов. По функциональному назначению делятся на технические средства передачи информации (информационные), контроля знаний (контролирующие), привития практических… … Юридическая энциклопедия

Технические средства обучения — см. Средства обучения технические. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

технические средства обучения — 3.6.3 технические средства обучения; ТСО: Системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. Примечание По функциональному назначению ТСО… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — (ТСО), средства обучения, состоящие из экранно звуковых носителей уч. информации и аппаратуры, с помощью к рой проявляется эта информация. Экранно звуковые средства (ЭЗС). подразделяют на звуковые (ауди тивные) грамзаписи, магнитные записи уч.… … Российская педагогическая энциклопедия

Технические средства обучения — средства, используемые для повышения эффективности и качества обучения специалистов. По функциональному назначению делятся на технические средства передачи информации (информационные), контроля знаний (контролирующие), привития практических… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Технические средства обучения — устройства, машины и комплексы, используемые при подготовке специалистов в целях повышения эффективности и качества обучения. Делятся на технические средства передачи информации (информационные), контроля знаний (контролирующие), привития… … Словарь военных терминов

технические средства обучения — (ТСО) приборы и устройства, служащие для усовершенствования педагогического процесса, повышения эффективности и качества обучения. В дефектологической практике особое значение имеют приборы, специально созданные для коррекции зрительных и… … Дефектология. Словарь-справочник

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — (ТСО) технические устройства и соответствующие им носители информации, применяемые для повышения эффективности учебного процесса и облегчения обучающей деятельности педагога и учебной деятельности учащихся … Профессиональное образование. Словарь

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) — ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО). Аппаратура и технические устройства, используемые в педагогическом процессе и самообразовании для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формирования и закрепления знаний,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Источник

Технические средства обучения. Их классификация и роль в образовательном процессе
статья на тему

Данная статья посвящена одной из групп средств обучения. В статье приводится классификация средств обучения, а также раскрывается краткая характеристика технических средств обучения. Установлено, что технические средства обучения это аппаратура для проявления информации, заложенной в аудиовизуальных средствах. Технические средства обучения относятся к вспомогательным средствам наряду с лабораторным и экскурсионным оборудованием. То есть, это составная часть средств обучения.

Скачать:

Вложение Размер
statya_v_zhurnal.doc 116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технические средства обучения. Их классификация и роль в образовательном процессе

Завалишина Ольга Михайловна, учитель начальных классов

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат VIII вида» (г. Бутурлиновка, Воронежской обл.)

Аннотация. Данная статья посвящена одной из групп средств обучения. В статье приводится классификация средств обучения, а также раскрывается краткая характеристика технических средств обучения. Установлено, что технические средства обучения это аппаратура для проявления информации, заложенной в аудиовизуальных средствах. Технические средства обучения относятся к вспомогательным средствам наряду с лабораторным и экскурсионным оборудованием. То есть, это составная часть средств обучения.

Ключевые слова: средства обучения, классификация, технические средства обучения, аппаратура, дидактические функции.

В настоящее время учителя и педагоги используют в своей деятельности множество различных средств обучения. Но зачастую нет четкого понимания, что же относится к той или иной группе средств обучения. Ведь единой классификации средств обучения до сих пор нет, во многом это связано с их многообразием и выполняемыми функциями.

Средства обучения — совокупность материальных учебно-методических объектов, которые используются для передачи и овладения знаниями, умениями и навыками общего развития личности учащегося [6,c.8].Это инструментарий педагога.

Время не стоит на месте. Изменяется и развивается общество, а вместе с ним изменяется система образования. Создаются новые средства обучения и устанавливаются требования к уже используемым средствам обучения. И если раньше педагоги понятия не имели о презентации, то сейчас это неотъемлемая составляющая урока.

Проанализировав множество литературы по данной теме исследования, и обобщив полученные знания, постараемся раскрыть сущность технических средств обучения.

Чтобы понять, что же такое технические средства обучения, необходимо разобраться с классификацией средств обучения. А поможет в этом Схема 1.

КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основные Средства информационных технологий

Наглядные (презентации, фотографии,

Вербальные рисунки, таблицы, схемы

(УМК) Натуральные Аудиовизуальные и т.д.)

Экранные Экранно- Вспомогательные

(диапозитивы, звуковые

Живой Неживой диапроекторы, (кинофильмы, Экскурсионное

природы природы эпипроекторы, видеоролики) Лабораторное оборудование

транспаранты, оборудование (компас,

живые фиксированные и т.д.) Звуковые (приборы, папки, пакеты,

организмы объекты (Аудиозаписи) химическая линейка и т.д.)

(комнатные (гербарий, посуда,

растения, влажные Изображения реактивы и т.д.)

живой препараты, и отображения

уголок) микропрепа- предметов и Технические

раты и т.д.) явлений средства обучения

Объемные Плоскостные Технические Звуковые Технические

(модели, (модели-аппликации, устройства (проигрыватель, средства ИКТ

муляжи, таблицы, статисти- магнитофон) (компьютер,

рельефные географические ческой интерактивная

таблицы карты и т.д.) проекции Экранно- доска,

и т.д.) (диапроектор, звуковые мультимедий-

эпипроектор, (кинопроектор, ный проектор

графопроектор видеомагнитофон и т.д.)

Таким образом, из приведенной схемы видно, что технические средства обучения относятся к вспомогательным средствам наряду с лабораторным и экскурсионным оборудованием. То есть, это составная часть средств обучения.

Технические средства обучения – это аппаратура для проявления информации, заложенной в аудиовизуальных средствах.[6,c.10]

В свою очередь технические средства обучения делятся на:

1)Технические устройства статистической проекции.

Диапроектор или слайд-проектор — это разновидность проекционного аппарата, служащего для демонстрации диапозитивов и других прозрачных носителей изображения. Само название оптического прибора означает использование диапроекции с помощью проходящего света [12].

Эпипроектор или эпископ – это оптико-механический прибор, используемый для проецирования на экран непрозрачных оригиналов (например, рисунков). Эпипроекция основана на использовании света, который отражается от непрозрачных оригиналов. Диапроектор был популярен во второй половине XX века [12].

Графопроектор или кодоскоп — это оптический прибор, предназначенный для проекции прозрачных оригиналов с изображением на большой экран [12]. Благодаря своему удобству он широко использовался в учебных заведениях до вытеснения современными цифровыми системами мультимедийных презентаций.

2)Звуковые технические средства.

В различных словарях проигрыватель означает приспособление для проигрывания грампластинок. В настоящее время проигрыватель видоизменен и служит для воспроизведения современных файлов ( MP3,MP4 и т.д.)

Магнитофон – это электромеханическое устройство, которое предназначено как для записи, так и для воспроизведения ранее записанных на магнитные носители сигналов. В качестве носителя могут использоваться материалы с магнитными свойствами: магнитная лента, проволока, манжета, диск, магнитный барабан и т. д.

Выделяют магнитофоны для записи звука и для записи видеосигнала.

3)Экранно-звуковые технические средства.

Кинопроектор или кинопроекционный аппарат — аппарат, который предназначен для воспроизведения движущегося изображения и звука, записанных на киноплёнке. В большинстве кинопроекторов изображение демонстрируется на большом экране диаскопическим методом, то есть при помощи света, проходящего через прозрачную киноплёнку[12].

Видеомагнитофон — это устройство, предназначенное для записи телевизионного изображения и звука на магнитную ленту и их последующего воспроизведения. От магнитофона отличается многократно увеличенной полосой записываемых частот и устройством лентопротяжного механизма.

4)Группа современных средств – технические средства ИКТ.

Компьютер — это устройство (система), способное выполнять заданную, чётко определённую изменяемую последовательность операций.

Интерактивная доска — представляет большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. Таким образом, интерактивная доска – это современное техническое средство обучения, объединяющее в себе функции школьной доски, мультимедиа, интерфейса рабочего стола компьютера.

Мультимедийный проектор (Цифровой проектор) — это устройство, проецирующее изображение на экран. Возможно при этом наличие звукового канала[13].

Очень часто группу технических средств ИКТ путают с самостоятельной группой средств обучения — средств информационных технологий. Отличие в том, что технические средства ИКТ — это аппаратура для проявления информации, залаженной в средствах информационных технологий. Для примера, сама презентация — это средство информационных технологий. Сама по себе она не имеет никакой значимости, ведь только с помощью компьютера, проектора и мультимедийной доски мы можем показать ее детям на уроке.

Несомненно, роль технических средств обучения очень велика.

Необходимость ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. ТСО позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Многие современные технические средства вплоть до персональных компьютеров стали или становятся привычными в повседневном быту многих обучаемых.

Технические средства обучения выполняют основные дидактические функции:

1) Уменьшение затрат времени. Бесспорно, ТСО дают возможность педагогу сократить время объяснения материала. А также помогают наглядно показать объект или явление и при этом не требуется длительная описательная характеристика.

2) передача необходимой для обучения информации. Технические средства обучения помогают расширить и дополнить информацию педагога.

3) рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом. ТСО помогают осуществить принцип наглядности. Выражение «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» как- никак кстати. Ведь иногда лучше показать ученикам фильм, или воспроизвести музыкальное произведение, чем долго рассказывать. Сегодня можно найти огромное количество записей со звуками природы (голосами птиц, зверей, и т.д.), изучить музыкальную культуру других стран, используя записи национальных произведений. Главной особенностью обучающих фильмов является то, что они позволяют изучить явления и процессы, которые невозможно было бы пронаблюдать в реальных условиях. И что немало важно, делать это надо грамотно. Необходимо разбить видео на смысловые части, заранее продумать вопросы, вносить свои пояснения. И делать остановки. Ни в коем случае нельзя сводить урок к просмотру длинного фильма. То же самое касается и презентаций.

4) обеспечение деятельности учащихся и педагога. Технические средства заинтересовывают учащихся, нацеливают их на урок, тем самым обеспечивают плодотворное сотрудничество ученика и педагога. Применение в настоящее время мультимедийных презентаций очень популярно в практике обучения в начальной школе, да и на старших ступенях обучения. Это связано с тем, что подобное техническое средство позволяет решить ряд задач: 1) презентация активизирует познавательные способности учеников, 2) позволяет выстроить структуру урока, 3) использовать максимальное количество наглядности на слайдах, 4) осуществить контроль, посредствам заданий на слайдах.

Следовательно, технические средства обучения (ТСО) – это устройства, помогающие учителю (педагогу) обеспечивать учащихся учебной информацией, а также управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, и контролировать результаты обучения.

Но не стоит забывать, что главным источником получения информации на уроке остается слово педагога. И только при методически грамотном использовании слова педагога и технических средств обучения, возможно успешное усвоение материала. Следует помнить, что чистота применения ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если технические средства обучения используются очень редко, то каждое применение возбуждает бурю эмоций, мешающих восприятию и усвоению учебного материала. И наоборот, чрезмерное использование ТСО приводит к потере интереса у учащихся.

  1. Абышов Н. А. Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера // Химия в школе. — 2011. — N 2. — С. 22-25.
  2. Ажгибкова Т.Н. Научные основы применения структурно-логических схем при преподавании гуманитарных дисциплин в вузах // Инновации в образовании. — 2005. — № 3. – С.13 – 27.
  3. Ажгибкова Т.Н. Технология применения аудиовизуальных средств обучения в вузах // Инновации в образовании. — 2004. — № 2. – С. 111 – 123.
  4. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. — 2010. — N 12. — С. 53-63.
  5. Арбузова Е. Н. Применение интерактивной доски на уроках биологии // Биология в школе. — 2010. — N 9. — С. 33-36.
  6. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. 4-е изд. М.: Просвещение, 1983. — 383 с.
  7. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс , 2010. — 315 с.
  8. Всесвятский Б.В. Общая методика биологии.- М.: Просвещение, 1960.
  9. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы.-Томск: Издательство «ТМЛ- Пресс», 2008.-286с.
  10. Длусский Г. М История и методология биологии: учеб. пособие для биологических факультетов / Под ред. Т. Л. Шестова. — М.: Анабасис, 2006
  11. Использование средств обучения на уроках биологии / А.М. Розенштейн, Н.А. Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина.- М., Просвещение, 1989.- 191 с.
  12. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М., 2001.
  13. Кудрявцева Т. Ю. Использование мультимедийных технологий как средства формирования информационной компетентности / Т. Ю. Кудрявцева // дистанционное и виртуальное обучение. -М.: Изд-во СГУ, 2008. -N 2.- С.63-67.
  14. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И. Н. Кузнецов. – М.: «Современное слово». – 2005. – 544 с.
  15. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. — 2010. — N 4. — С. 14-16.
  16. Махмутов М.И. Современный урок. — М.: Педагогика, 1981.
  17. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: Учебное пособие / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
  18. Мысин М. Н. Интерактивные визуальные средства ИКТ как объект и средство обучения в педагогическом вузе/ М. Н. Мысин // Интегративный характер современного математического образования. -Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2007. -4.2. — С. 192-195.

Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой – М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998. – С.194-220.

  1. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.].– М. : Вентана – Граф, 2005. – 368 с.
  2. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в Сузах / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. — М. : Владос, 2002. – 298 с.
  3. Трухачев Ф.М. и др. Технические средства обучения: Курс лекций. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. –64с.
  4. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии : примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения / Н. Д. Угринович. — М. : Школьная пресса , 2001. — 48 с.
  5. Удалов С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности: монография/ С. Р. Удалов; Ом. гос. пед ун-т. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. -210 с.
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
  7. Цесарский Л.Д. Использование технических средств в преподавании иностранных языков. – М.: 1966 г.
  8. Чепыжова Н. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества обучения // Среднее профессиональное образование. — 2010. — N 6. — С. 13-15.
  9. Швырина Г. В. Интернет-ресурсы как эффективное средство формирования культуры речи учащихся // Образование и общество. — 2010. — N 3. — С. 61-64.
  10. Шишов С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества образования. – М.: НЦСиМО, 2008. – 404 с.
  11. http://koi.tspu.ru/koi_books/semenova/2-2.htm . Технические средства обучения
  12. http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm . Российское образование

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы гимназии, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрас.

Источник



Технические средства обучения (ТСО) – это носители учебной информации (дидактического материала) и устройства, с помощью которых данная информация преобразовывается в удобную для восприятия форму. К ТСО относится практически вся техника, используемая учителем во время урока.

Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых.

Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, графические и мультимедийные проекторы, интерактивные доски, аудиосистемы, телевизоры, видеопроигрыватели, персональные компьютеры и целые классы для изучения определенного предмета. Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов.

По функциональному назначению ТСО обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.

К информационным относятся в основном аудиовизуальные ТСО: радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция, лингафонное оборудование. Эти средства используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Аудиовизуальные ТСО могут быть успешно использованы также и при самостоятельном обучении. Аудиовизуальные средства обеспечивают лишь одну сторону процесса обучения — усиливают восприятие учащимися учебной информации, что в значительной степени определяет качество понимания и усвоения учебного материала. Для глубокого усвоения знаний необходимо формирование понятий и художественных образов в процессе активной мыслительной деятельности. Этого можно достичь лишь при сочетании аудиовизуальных средств со словом учителя. Слово учителя необходимое условие и средство повышения действенности аудиовизуальных пособий, осознанности восприятия и усвоения их содержания учащимися, управления их познавательной деятельностью. В процессе обучения аудиовизуальные пособия могут быть использованы в качестве иллюстрации, как средство дополнительной информации в целях углубления и конкретизации знаний и обогащения представлений учащихся, полученных на основе других источников. Учебные кинофильмы и фонозаписи в этом случае могут служить средством инструктирования. Они знакомят с приемами выполнения работы, показывают последовательность операций либо содержат указания к учебным заданиям, помогают формировать у учащихся практические умения и навыки.

Контролирующие ТСО предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Контролирующая группа ТСО позволяет получать сведения о степени и качестве усвоения учебной информации. Данные устройства могут быть использованы в любом отрезке учебного цикла. Контроль обеспечивает обратную связь между педагогом и учащимися и является неотъемлемой частью образовательного процесса. С помощью ТСО можно проводить текущий контроль усвоенного материала, а также итоговый – по завершению определенного этапа обучения. Контролирующие ТСО различны по сложности: от простейших систем до специальных контролирующих комплексов. Использовать такие средства можно как для индивидуального, так и группового контроля.

  • практическое выполнение учебных заданий. Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться дальше только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.
  • использование ТСО всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения — улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса. Там где технические средства используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения. ТСО могут взять на себя некоторые функции преподавателя; задавать вопросы, рассказывать, диктовать и т.п., т.е. ТСО частично освобождают преподавателя от трудоемкой работы по автоматизации речевых навыков и создают дополнительные информации, передаваемая с помощью СО, должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки, а содержание, объем и глубина заложенной в СО информации должны соответствовать содержанию программы и учебника. СО должно соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся, т.е. должно быть доступно для обучающегося конкретного возраста, соответствовать достигнутому уровню знаний, умений и навыков обучающегося. СО должно быть наглядным, активизировать внимание обучающихся, вызывать интерес и сосредоточение на объекте, явлении, результате. СО должно быть пригодно к применению современных методов и организационных форм обучения. СО должно быть приспособлено к комплексному использованию, т.е. органично сочетаться с другими СО, применяемыми при изучении данного вопроса (темы)программы. Однако ТСО никогда не заменят преподавателя полностью. Преподаватель изучает возможности каждого из существующих ТСО для решений конкретных задач аудиторной и самостоятельной работы учащихся, выявляет экспериментально эффективность отдельных видов ТСО на разных стадиях обучения — при ознакомлении с учебным материалом, при тренировке и при самостоятельной работе.

1. Выготский Л.С. Собр. соч. т.6, М., 1984.

2. Габай Т.Е. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.

3. Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения. – М., 1977.

4. Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. – М., 1979.

5. Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.

6. Каджаспиров Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 298 с.учебное пособие – Москва 2007. – 153 с.

Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: учебное пособие – Москва 2005. – 24с.

Источник