Меню

Конкурс чтецов как средство

Конкурс чтецов как средство приобщения старших дошкольников к творчеству С. А. Есенина

Нина Агуреева
Конкурс чтецов как средство приобщения старших дошкольников к творчеству С. А. Есенина

Одной из главных задач в работе с детьми в детском саду, является ознакомление дошкольников с художественной литературой. Поэтические произведения помогают обогащать речь детей, развивать у них нравственные понятия, учат чувствовать ритм и мелодику русского языка, расширяют представления об окружающем, воспитывают любовь к художественному слову. Во время чтения и заучивания стихов дети соприкасаются с мелодичностью, созвучностью речи, тренируются в четкой дикции, овладевают средствами выразительности речи (темп, тембр, тон, интонация, сила голоса). Поэтому одним из методов развития речи и ознакомления дошкольников с поэзией является проведение в нашем дошкольном учреждении конкурса чтецов «Поэтический птенец».

Данный конкурс проходит у нас в детском саду ежегодно и посвящается творчеству одного из известных детям поэтов (А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и др.). В октябре 2015 года наш «Поэтический птенец» был посвящен 120-летию Сергея Александровича Есенина.

Любовь к поэзии у рязанцев связана с именем нашего великого земляка Сергея Есенина. Его произведения способствуют воспитанию в детях любви к истинной поэзии и гармонии языка, развитию художественного вкуса, воспитанию нравственных понятий, чуткости и эмоциональной отзывчивости. Использование стихов С. А. Есенина помогает педагогу обогатить и активизировать словарный запас дошкольников, насытить их речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями, выработать четкую дикцию.

К сожалению, мы столкнулись с такой проблемой, что зачастую родители заучивают с детьми стихотворный текст автоматически, не обращая должного внимания на смысл стихотворения. Многие дошкольники не могут передать его достаточно выразительно и эмоционально. Во время подготовки к конкурсу дети охотно заучивали произведения С. Есенина и при декламации овладевали искусством чтения стихов, учились выразительности и эмоциональности при передаче текста.

Педагоги и родители подбирали стихи к конкурсу чтецов, которые были понятны и интересны детям, а так же соответствовали возможностям детей, имеющим речевые нарушения. Для детей дошкольного возраста мы отобрали в основном ранние произведения поэта, в которых природа описывается наиболее выразительно и понятно для малышей.

По итогам конкурса чтецов учителя-логопеды совместно с музыкальным руководителем провели поэтический праздник для детей «Край березовый, край Есенина», где использовали произведения С. А. Есенина, песни на его стихи, видеоролики о поэте, подборку портретов и картинок из интернета. Победители в номинациях награждались дипломами. Всем участникам конкурса, не получившим диплома, вручались благодарственные письма.

Ребенок в дошкольном детстве знакомится с окружающим миром, учится видеть и слышать прекрасное в нем. Радостные и красочные эпизоды запоминаются детьми на всю жизнь. Конкурс чтецов «Поэтический птенец» по произведениям С. А. Есенина способствует решению задач воспитания у детей любви к поэзии и создания у дошкольников стойкого читательского интереса. После подобных мероприятий дошкольник еще не раз обратится к произведениям Есенина и станет читать и учить понравившиеся стихи наизусть.

Используя данный вид работы с дошкольниками на протяжении нескольких лет, мы можем отметить, что у детей наблюдается улучшение качества чтения поэтических произведений. Наши воспитанники не боятся публичных выступлений, с радостью приглашают взрослых и детей на свои праздники. Данные мероприятия особенно важны для детей, имеющих нарушения речи.

Родители высоко оценивают важность проведения поэтических конкурсов, активно участвуют в их подготовке и с радостью приходят на праздники, чтобы поддержать своего ребенка. Данный вид работы позволил взрослым понять важность не только автоматического заучивания с ребенком стихотворного текста, но и развития выразительности и эмоциональности чтения.

Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями.

Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к историческому и культурному наследию родного края Актуальность опыта Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения.

Конкурс чтецов, посвящённый творчеству писателя С. Я. Маршака для детей старшего возраста Ведущий. -Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня в этом зале, состоится конкурс чтецов, посвященный творчеству.

Конкурс чтецов, посвящённый творчеству Валентина Берестова, в старшей группе МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида» Сценарий конкурса чтецов, посвящённого творчеству В. Берестова Составила.

Фотоотчет «Народные игры, как средство приобщения дошкольников к национальной культуре» В последнее время происходит отрыв подрастающего поколения от национальной культуры. Этому есть разные причины: и современные гаджеты, и.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот’ В цетре круга водящий(‘солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: информационно – познавательный.

Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с № 7 Гущина И. Н. Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум,.

Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге «Достижение у человека в виде тяги к чтению – это лучший подарок, сделанный человеку, ведь он может увидеть всё, что угодно в книге». Элизабет.

Фольклор как средство эмоционального развития старших дошкольников «Фольклор как средство эмоционального развития старших дошкольников» Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста.

Источник

Конкурсы чтецов как форма организации творческой деятельности дошкольников

Галина Ишмухаметова
Конкурсы чтецов как форма организации творческой деятельности дошкольников

В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания»(авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.)о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Требования ФГОС предполагают :

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования ;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и в соответствии с ними я считаю, что проведение конкурсов чтецов и литературных праздников предоставляют большие возможности для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности.

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий.

Стихотворения влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус.

Я считаю, что очень важно не только заучить с детьми стихотворение, но и дать возможность воплотить произведения художественной литературы в действенно звучащее слово.

Часто мы от родителей слышали, что их дети не читали стихи на утренниках. И нам приходится объяснять им, почему. Как правило, возможность выступать на праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушения речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений. В свете требований ФГОС и активизации деятельности каждого ребёнка, в интересах его развития, в нашем саду стали традиционными литературные праздники и конкурсы чтецов. Они дают каждому ребёнку возможность для самореализации, позволяют продемонстрировать свои умения в выразительном чтении наизусть поэтических произведений.

Конкурсы чтецов, литературные праздники у нас были посвящены разным темам- временам года, творчеству одного автора- А. Л. Барто, С. В. Михалкову, Н. Н. Некрасову, К. И. Чуковскому, С. Я. Маршаку, знаменательным датам- 50-летию полёта Ю. Гагарина в космос, 65-летию Победы над фашистами и т. п. Мы стараемся подбирать интересные, высокохудожественные и понятные детям тексты, помня, что дети должны не только выучить стихи, но и услышать их.

Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам мы предлагаем для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже предлагаем ритмичные стихи (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но, пока они только учатся учить стихи, мы можем помочь им в этом именно таким «эмоциональным» подбором. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

Конкурс чтецов проводим в одной группе, между детьми параллельных групп, а также между группами всего детского сада. Обязательно мы учитываем возрастные особенности детей. В составлении сценария включаем различные виды деятельности: подвижные игры, физкультминутки, речевые игры, восприятие музыки, музыкальные игры, исполнение песен, танцев, рассматривание репродукций картин художников, инсценировки, загадывание загадок, чтении пословиц, поговорок.

Произведения к конкурсу подбирают воспитатели, родители, при необходимости оказываем родителям помощь. Также мы учитываем интересы детей.

В состав жюри входят логопед, психолог, независимый представитель родительской общественности с параллельной группы. Заранее составляем положение о конкурсе, где обговариваются условия конкурса, критерии оценок, номинации награждения,приобретение или изготовление грамот, медалей и угощения. В таблицы вносим критерии оценок, фамилии, имена участников, автора и название произведения. Все участники конкурса поощряются -победителям вручаем грамоты или дипломы, а остальным чтецам медальки в разных номинациях.

Ребятам очень нравятся такие мероприятия, они становятся раскрепощёнными, не боятся выступать перед аудиторией, проявляя свои артистические способности. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.

Включение родителей в процесс подготовки и проведения конкурсов чтецов является важнейшим показателем установления доверительного делового контакта между семьёй и детским садом. Родители сами становятся заинтересованными в участии детей в конкурсах, учат стихи, готовят рисунки, принимают участие в оформлении,ждут, когда будет конкурс, приходят поддержать своих детей.

Конкурсы чтецов способствуют социализации детей, расширяют границы общения, а также доставляют радость от участия в общем деле.

Конкурсы чтецов и литературные праздники являются красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

После проведённых мероприятий дети и родители ещё и ещё тянутся к книге, учат новые стихи, открывают для себя новое, ждут новых конкурсов

Герб нашего детского сада Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2». «Грибок в песочнице». Грибок. -Символизирует основной.

Роль сказки в формировании личности ребенка «Роль сказки в формировании личности ребёнка. Психологический аспект.» «Сказка, — писал В. А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребёнка,.

Источник

Для чего мы проводим конкурс чтецов?

В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания»(авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.)о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Требования ФГОС предполагают:

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и в соответствии с ними мы считаем, что проведение конкурсов чтецов и литературных праздников предоставляют большие возможности для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности.

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий.

Стихотворения влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус.

Мы считаем, что очень важно не только заучить с детьми стихотворение, но и дать возможность воплотить произведения художественной литературы в действенно звучащее слово.

Часто мы от родителей слышали, что их дети не читали стихи на утренниках. И нам приходится объяснять им, почему. Как правило, возможность выступать на праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушения речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений. В свете требований ФГОС и активизации деятельности каждого ребёнка, в интересах его развития, мы решили провести конкурс чтецови сделать это традиционным. А впоследствии и проводить литературные викторины. Они дают каждому ребёнку возможность для самореализации, позволяют продемонстрировать свои умения в выразительном чтении наизусть поэтических произведений.

Конкурсы чтецов, литературные викторины будут посвящены разным темам — временам года (с этой темы и начнем), творчеству разных авторов, праздникам,например Дню Победы и т. п.

Победителей конкурса ожидают грамоты, дипломы, подарки, а остальных участников поощрительные призы.

Мы очень надеемся, что и вам, родителям и ребятам очень понравятся такие мероприятия. Потому что в дальнейшем, вы увидите своих детей раскрепощёнными, они не будут боятся выступать перед аудиторией, проявляя свои артистические способности. Такие мероприятия разнообразят впечатления полученные ребенком, утвердят его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.

А включение родителей в процесс подготовки и проведения конкурсов чтецов является важнейшим показателем установления доверительного делового контакта между семьёй и детским садом. Нам бы очень хотелось заинтересовать вас в участии детей в конкурсах, тем, что вы будете помогать детям учить стихи, готовить рисунки к стихам, принимать участие в оформлении конкурса, ждать с нетерпением, когда же будет конкурс, приходить поддержать своих детей.

Ведь конкурсы чтецов способствуют социализации детей, расширяют границы общения, а также доставляют радость от участия в общем деле.

Конкурсы чтецов и литературные праздники являются красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. А главное подготовят детей к школьной жизни, ведь в школе такие мероприятия традиционны. А у наших детей уже будет опыт участия в конкурсах и викторинах. Вот увидите, дети будут тянуться к книге, открывать для себя новое, ждать новых конкурсов.

Источник



Статья «Конкурс чтецов как средство формирования интереса к литературе у студентов».
статья на тему

В статье рассматриваются некоторые типы мотивации к обучению, а так же умения, полученные в ходе проведения конкурсов чтецов.

Скачать:

Вложение Размер
konkurs_chtetsov.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Кемеровский профессионально-технический техникум

Конкурс чтецов как средство формирования интереса к литературе у студентов.

выполнила Ильина Елена Александровна,

преподаватель русского языка и литературы

Кемерово 2015 г.

Проблема утраты интереса учащихся к изучению отдельных предметов, впрочем как и к обучению вообще, является актуальной.

Проблема угасания интереса особенно касается русского языка и литературы. Ярким доказательством служит то, что мало кто из учеников называет русский язык самым любимым предметом. Если говорить о литературе, то интерес к этому предмету если не угас совсем, то угасает с каждым годом.

Бесспорно мнение, что истинное изучение литературы невозможно без одновременного воспитания чувства прекрасного, чувства наслаждения художественным произведением. Познавательная функция литературы неотделима от эстетической. Поэтому одной из удачных форм развития художественно — эстетических способностей может быть конкурсы чтецов. Внеаудиторная работа предоставляет студентам возможность показать своё лицо, свою индивидуальность, раскрыть свои творческие способности. Строгие рамки урока регламентированы временем и программой. Условия проведения внеучебной работы отличаются от регламентации урока. Во внеаудиторной работе главными оказываются раскованность, доверие, доброжелательность, добровольность. Такие условия порождают желание общаться, инициативность в самостоятельной работе, желание углубить свои знания.
З адачами такого конкурса являются: расширение возможностей самовыражения личности студента с учётом его индивидуальных особенностей; привлечение студентов с различным уровнем способностей; формирование профессионально — значимых качеств студента; создание условий для гармоничного развития личности.
Очень важно не только возбудить интерес к литературе, но и выявить и развивать у учащихся способности к таким видам искусства, как театр, музыка, живопись, которые тесно связаны с художественным словом. Кроме того, участие в конкурсах закрепляет такие человеческие качества, как ответственность, любознательность, целеустремлённость, развивает устную речь, то есть повышает общую культуру человека.
можно выделить несколько типов мотивации.
1 тип — познавательный. В неё включаются учащиеся, ориентированные на познавание. Для них главным является возможность проявить свои умения, поделиться ими с другими.
2 тип — коммуникативный. Для участников важно желание общаться с однокурсниками, знакомыми. Для них важно бывать с людьми, связанными общими увлечениями, расширять круг знакомых, встречаться с интересными людьми.
3 тип — рекреативный. Участники этого типа стремятся, прежде всего, отдохнуть, рассеяться, поднять настроение, ощутить приятные переживания, возбуждения.
4 тип — творческий. В него входят участники, ориентированные на эстетическое освоение мира, приобщение к прекрасному. Их привлекает возможность проявить свои творческие способности.
Тем конкурсов огромное множество. Например, тема Великой Отечественной войны занимает особое место. Это своеобразное поэтическое осмысление того, что произошло много лет назад. Лирическими, нежными, задушевными могут быть темы, посвященные любви, дружбе, нравственности.
Обстановка непринуждённости, раскованности, дружелюбия обязательна на таких мероприятиях. Выступление превращаются в настоящий праздник. Каждое такое мероприятие требует усилий, выдумки, энергии, чтобы не повториться, найти изюминку.

В ходе выступлений выделяются умения:
1) Речевые (вербальные): голос, дикция, интонация, темпоритм, словарный запас, выразительность, правильность речи, эмоциональность.

2) Невербальные: мимика, пластика, жестикуляция, движения.

3)Социально-перцептивные: восприятие, внимание, наблюдательность, воображение, понимание, профессионально-педагогическое мышление.
Наблюдая за студентами, можно прийти к следующим выводам:
1. Они внимательны друг к другу и к окружающим людям;
2. У них развито чувство ответственности за порученное дело, на них можно положиться;

3. У них появляется чувство собственной значимости.

Н икогда нельзя забывать преподавателю, особенно словеснику, что он должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеклассной работе. Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности студента, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Источник