Меню

Консультация для родителей устное народное творчество как средство развития речи детей

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx 20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Устное народное творчество является эффективным средством развития речи дошкольников, поскольку его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, обогащают детскую речь».

Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

Для развития речи детей используются разные жанры малого фольклора.

Потешки – песенки и стишки – привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры. Для запоминания потешек, используется подбор различного материала – это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном для детей месте.

Загадки очень близки игровой форме, в них есть юмор и смелые образы, что так близко детскому воображению. Особенно полезны для развития наглядно-образного, ассоциативного мышления. Загадки способствуют формированию образности речи детей, так как в них для создания метафорического образа используются эпитеты, олицетворения, многозначные слова, сравнения.

Скороговорки – малая форма фольклора, которая используется для совершенствования дикции и устранения нарушений в произношении.

Инсценирование, театрализованные игры на основе сюжетов русских народных сказок способствует развитию умений диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста.

С помощью народных песен развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Для формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста существует комплекс упражнений, речевым материалом для которого служат произведения малых форм фольклора. Комплекс включает 5 групп упражнений:

  1. Упражнения на отработку дикции – заучивание скороговорок; использование мнемотехники.
  2. Упражнения, способствующие совершенствованию силы голоса – колыбельные песни, потешки, прибаутки.
  3. Упражнения на совершенствование темпа речи – потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, народные игры, игры-потешки.
  4. Упражнения на совершенствование тембра голоса – прибаутки, пословицы, поговорки, заклички, потешки.
  5. Упражнения на совершенствование мелодики речи, ее интонационной выразительности – пословицы, небылицы.

При проговаривании всех фольклорных произведений необходимо понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи взрослого, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, направленное на развитие звуковой культуры речи.

Педагогическая работа по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества легли следующие дидактические принципы:

  1. интеграции фольклора с различными формами деятельности детей (непосредственно образовательная деятельность, игры, досуг, прогулки, отдельные режимные моменты);
  2. активного включения детей в разнообразные виды деятельности: игровую, двигательную, речевую, художественно-творческую, музыкальную, театрализованную);
  3. принцип индивидуального подхода к детям, учета их предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития речи;
  4. принцип наглядности (использование яркого, занимательного и доступного пониманию детей наглядного материала – иллюстраций и картинок к произведениям устного народного творчества, мнемотаблиц – для их заучивания, атрибутов театрализованных игр).

В работе по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества используются различные методы:

  • наглядные (рассматривание книжек с картинками, иллюстраций, фотографий и т.д.);
  • словесные методы: выразительное чтение (рассказывание), объяснение, беседа, пояснение;
  • игровые методы;
  • игры с пальчиками;
  • ритмические движения под музыку и текст фольклорного произведения;
  • имитационные упражнения (имитация поведения животных, птиц, героев фольклорных произведений);
  • метод ассоциаций при использовании загадок;

Все эти методы позволяют развивать все стороны речи, конструктивные способы и средства свободного общения детей с окружающими людьми.

Таким образом, успешному развитию речи детей дошкольного возраста способствуют следующие условия:

  • подбор произведений устного народного творчества, их жанров в соответствии с возрастными интересами детей;
  • следование дидактическим принципам в педагогической работе по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества;
  • использование комплекса разнообразных методов и специальных упражнений, в которых речевым материалом являются произведения малых форм фольклора.

Устное народное творчество – это эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают живой интерес и привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы по речевому и социально-коммуникативному развитию детей, делает речь детей более правильной, выразительной, яркой, мелодичной.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача.

Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача.

Статья для родителей .

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость.

Раннее детство – это фундамент общего развития ребёнка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребёнка считается овладение р.

Материал адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Источник

Консультация для родителей «Устное народное творчество, как средство формирования речевой активности детей раннего возраста».
консультация (младшая группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
znachenie_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.docx 801.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ООШ № 21 г. Новокуйбышевска Самарской области структурное подразделение «детский сад «Терем-Теремок»

Консультация для родителей

« Устное народное творчество, как средство формирования речевой активности детей раннего возраста».

Выполнил: воспитатель Синотова Татьяна Ивановна

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к русскому народному фольклору. Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и, разворачивается позднее. При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.

Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов.

Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Итак, посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи- их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть занятий по развитию речи – работа над формированием словаря.

Для установления эмоционального контакта,а в дальнейшем и эмоционального общения взрослого с малышом большое значениеимеют потешки, прибаутки, песенки, стихи.

Произведения народного творчества можноиспользовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровойдеятельности. Фольклорные произведения желательно сопровождать действиями или наоборот, действиясопровождать чтением, обыгрывать их. Чтение потешки, в которой, упоминается имя ребенка, вызывает у него радость, желание повторить ее.

При подготовки к обеду, можно читать детям:

Люли, люли, люленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить

Один скажет: «Кашкою»,

Третий скажет: «Молочком

И румяным пирожком».

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ты.собачка, не лай.

Ты.собачка, не лай.

Нашу Машу не пугай.

И в дудочек не гуди.

До утра не разбуди.

А приди к нам ночевать —

Нашу Машеньку качать.

Ты.собачка, не лай.

Белолапа, не скупи.

Нашу Машу не буди.

Ночка темная, не спится

Наша Машенька боится.

Ты.собачка, не лай.

Ты мне Машу не пугай!

Пословицы можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку , напомнить медлительному : «Семеро одного не ждут». Или не аккуратно оделся: «Поспешишь, людей насмешишь».

Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления , события. Например о весне и осени :

Изучая пословицы о труде , завели картотеку пословиц и поговорок. Учим детей понимать ,в каких ситуациях можно применить ту или иную пословицу.

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учим детей отгадывать загадки начинаем так как предлагала Е.И.Тихеева. На стол выставляем несколько игрушек , для каждой подбираем загадку. На прогулке детям предлагаем соответствующие загадки. Например:

А также проводятся различные игры основанные на загадках.

Фольклортакже дает возможность познакомить детей с животными, которых они видели толькона картинках, формирует представления о диких животных, птицах и их повадках.Образный язык фольклора помогает ребенку открыть для себя многое и в чувствахчеловека, его отношение к окружающему миру, поступкам отдельных людей.

Фольклорные произведения учат детейпонимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых,проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки потешки, песенки умалышей складываются более высокие представления о плодотворном труде человека.Так репка, морковка, огурчик в их представлении уже не обычный предмет, аисточник труда человека.

Появление некоторых обобщенных знаний опредметах и явлениях можно считать важной вехой в ознакомлении с окружающиммиром через народные произведения. Постепенно ребенок подводиться к восприятиюболее сложных сюжетов, у него возникает чувство сопереживания к героюпроизведения.

В младшем дошкольном возрастезакладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будетстроится дальнейшее постижение тайн природы и величия духа. И пусть с самогоначала жизненный путь детей будет освещен солнцем народного поэтического творчества.

Е. И. Тихеева «Развитие речи детей (раннего идошкольного возраста)» Пособие для воспитателей детских садов. Издание 4-е.Издательство «Просвещение», Москва, 1972 год.

Р. С. Буре.: Социально-нравственное воспитание дошкольниковАвторы:Буре С. С,.год выпуска: 2011 г.

Елисеева Л.Н. Хрестоматия для маленьких . 4-еизд. М.: Просвещение 1982г.

Бардышева Т.Ю. Пляшут мои ручки Изд. дом «Карапуз» 2008г

Елисеева Л. Н. Хрестоматия для маленьких. Москва. 1998

Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду: Возрастные особенности; Адаптация; Сценарии дня Изд. 2-е/ 3-е

Изд-во Феникс 2008.

Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм /./ Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие — М., Мозаика Синтез, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».Образовательная область: п.

Влияние устного народного творчества на речевую активность детей раннего возраста.

Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая «материнская поэзия»: колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. «Материнская поэзия» развивает и его эмоциональную сферу, и мышление.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы.

Раннее детство – это фундамент общего развития ребёнка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребёнка считается овладение р.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие .

Для развития речевой активности детей раннего возраста очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И в этом нам, педагогам, помогают малые формы фольклора. Многолет.

Источник



Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
консультация на тему

Речь — чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно

пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить

немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в

значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из -за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Произведения устного народного творчества имеют огромное

познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию

образного мышления, обогащают речь детей.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word_2.doc 120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

Речь — чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно

пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить

немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в

значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из -за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Произведения устного народного творчества имеют огромное

познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию

образного мышления, обогащают речь детей.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей

предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова,

восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается

положительное отношение к режимным моментам: умывание,

причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

Утром можно проговорить:

Утро с шутками, прибаутками!

От водички, от водицы

всё улыбками искрится!

От водички, от водицы веселей цветы и птицы!

Таня умывается, Солнцу улыбается!

Во время приёма пищи:

Ешь кашку сладеньку,

Знакомство с явлениями природы:

Уж ты зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьёт,

Вдоль по улице метёт.

Белым снегом замело

Все дороги на село,

Все дороги, все пути,

Ни проехать, не пройти.

Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются поговорки и пословицы. Используя их в своей речи, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Можно предложить детям проговорить и объяснить наиболее распространенные поговорки и народные выражения. Если дети не

могут понять смысл некоторых из них, объясните им сами. После повторения дети обычно хорошо справляются с этим заданием.

Утереть нос.(Сделать что-то лучше всех.)

Сидеть сложа руки.(Лениться.)

Значительное воздействие на разностороннее развитие речи у детей

может оказать отгадывание и придумывание загадок. Загадка учит

анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ. Загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно

малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою

очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения. Как составить загадку.В первую очередь необходимо выбрать предмет или понятие, о котором пойдет речь в загадке. Это может быть животное, предмет быта или природное явление. Далее подумайте вместе с ребенком, чем отличается загаданный предмет, животное или явление от других. Помогут специальные вопросы.

Какой он? На что похож?

Когда это происходит?

Каковы отличительные признаки этого животного?

Для чего это нужно или где используется? и т.д.

Названные ключевые черты и признаки загаданного предмета, явления должны быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не упоминайте. Лучше всего запоминаются рифмованные загадки. Придумывая стишок, учитывайте возраст ребенка. Особой популярностью у детей пользуются загадки, основанные на отрицании. Например, «Не собака, а в дом не пускает». Если не получается придумывать рифмованные загадки, попробуйте вариант с отрицанием, он намного проще для детей любого возраста. На первых порах самостоятельно придуманные загадки могут быть очень простыми, состоять всего из одного предложения. Однако польза такого творчества огромна, ведь загадки учат думать, анализировать и даже развивают чувство юмора.

После того, как ребенок привыкнет к загадкам и научится их

разгадывать, расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и такие головоломки.

Пример: За чем во рту язык? (За зубами.)

За чем вода в бутылке? (За стеклом.)

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина

заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при подготовке по данной теме.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей. Устное народное творчество — это история народа, его духовное богат.

Консультация о развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка.

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Большую роль в развитии речи детей младшего дошкольного возраста играет художественное слово – устное народное творчество. Фольклорные произведения помогают увеличить запа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *