Меню

Культура как средство социального воспитания

Культура как средство социального воспитания

Марина Викторовна Андрюнина

Омский танковый инженерный институт, г. Омск

ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Ни для кого не секрет, что воспитание является важнейшей функцией любого общества. Социальное воспроизводство в новых поколениях духовных, моральных, материальных ценностей способствует самосохранению любой нации. Воспитание здесь выступает как самое важное условие социального развития и прогресса общества, и призвано служить интересам личности и общества, отвечать целям и задачам его социального развития, соответствовать его историческим, этническим, культурным особенностям и духовным идеалам.

В разные времена ученые по-разному трактовали понятие социального воспитания, вкладывая в него различный смысл. Обозначились следующие подходы к его дефиниции: отождествление социального воспитания с воспитанием вообще (Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, В.Д. Семенов); трактовка социального воспитания через понятие воспитания в аспекте его социальности (В.Г. Бочарова, Н.М. Платонова); определение социального воспитания через понятие помощи детям, имеющим проблемы с включением в общественную жизнь (М.А. Галагузова). Профессор А.В. Мудрик рассматривает социальное воспитание как процесс «относительно социально контролируемой социализации, осуществляемой в специально созданных воспитательных организациях» [3, 111]. В настоящее время ученые сходятся на том, что это понятие «комплексное, интегративное, предполагающее полноценное функционирование всего общественного арсенала воспитательных средств и возможностей в целях нравственного и социального формирования личности» [1, 228].

Другой известный современный ученый, занимающийся вопросами социальной педагогики и социального воспитания, Л.В. Мардахаев дает следующее определение данному понятию: «социальное воспитание – это целенаправленно управляемый процесс социального развития, социального формирования личности человека; помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений; направленное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности» [2, 96] .

Основная цель социального воспитания – формирование способности личности к активному функционированию в конкретной социально-исторической ситуации, социально-экономических условиях жизни общества, обеспечение полноценного развития этой личности как неповторимой индивидуальности.

Говоря об инструментарии социального воспитания, следует уточнить, что ученые классифицировали инструменты социального воспитания как «методы, средства, способы, с помощью которых оно осуществляется и без которых не сможет себя реализовать» [3, 144].

Л.В. Мардахаев обращает внимание на то, что социальное воспитание осуществляется «через общественные движения, секты, отдельных личностей» [2, 101], каждая из которых обладает собственным менталитетом, моральными принципами, мировоззрением, понятием о нормах поведения, характерных для нее и социума, в котором она существует.

По мнению М.П. Гурьяновой, автором пособия для педагогов «Сельская школа и социальная педагогика», отличие современного социального воспитания заключается в том, что в создании гармонично развитой личности основной упор делается на социум, точнее на сотворенную в нем культуру [1, 228]. Социальное воспитание, одной из задач которого является приобщение личности к культурному наследию страны, духовным ценностям нации, социальному опыту предшествующих поколений, осуществляется еще и через СМИ; образовательную, культурную, общественную деятельность государственных и негосударственных учреждений и организаций. Еще здесь целесообразно добавить, что, согласно одному из основных принципов социального воспитания – принципу народности, – многие ученые (С. Пинкер, А. Вежбицка, Ж. Вандриес, В.А. Маслова) говорят о языке как источнике, через который также реализуется процесс формирования личности человека.

Являясь важнейшим средством человеческого общения и потому социальным и национальным по своей природе, язык объединяет людей, регулирует их межличностные и социальные взаимодействия, координирует их практическую деятельность. Язык обеспечивает накопление, хранение и воспроизводство информации, являющейся результатом исторического опыта народа и каждой личности в отдельности, формирует индивидуальное и общественное сознание. Поэтому, согласно одной из вышеназванных задач социального воспитания, можно сказать, что приобщение личности к культурному наследию, духовным и национальным ценностям общества происходит также через язык.

Однако язык – это очень широкое и многомерное понятие, достояние всего общества, и лишь человек, обладающий высокой языковой культурой, сможет передать всю его красоту, многообразие и смысл последующим поколениям.

Большинство ученых, занимающихся вопросами социального воспитания на современном этапе, не упоминают о язык овой культуре личности как инструменте социального воспитания, хотя именно она дает возможность эффективного общения людей с целью передачи положительного социального опыта.

Языковая культура предполагает:

1) владение культурно-речевыми нормами языка;

2) умение грамотно и правильно отбирать языковые средства в зависимости от задач общения;

3) владение устными и письменными жанрами текстов различных стилей;

4) владение всеми жанрами речи, необходимыми для успешного обучения и исследовательской деятельности;

5) навыки речевого поведения в профессионально-ориентированной ситуации общения;

6) наличие навыков публичного выступления, предполагающего владение ораторским искусством;

7) умение вести диалог с максимальным учетом фактора адресата.

Языковая культура в процессе социализации личности формируется на основе присвоения конкретным человеком всего языкового богатства, созданного предшественниками, но не без помощи различных приемов. Работа в группах, проектная деятельность, ролевая или деловая игра, дискуссия, диспут помогают создавать активную коммуникативную среду, которая способствует развитию языковой культуры личности. Эти же формы помогают формировать культурно-ценностные ориентации людей, так как предполагают их активное взаимодействие друг с другом и с воспитателем/педагогом, требуя от общающихся толерантности в общечеловеческом и нравственном плане.

Языковая культура проявляется на вербально-семантическом (инвариантном) уровне, отражающем степень владения языком в целом; прагматическом, который выявляет характеристику, мотивы и цели, движущие развитием языковой культуры; когнитивном, на котором происходит актуализация и идентификация знаний и представлений, присущих определенному социуму.

Структура языковой культуры состоит из четырех модулей: потребностно-мотивационного (потребность и мотивация при изучении государственных языков), эмоционально-ценностного (эмоциональность восприятия языка, ценностная ориентация), познавательного (языковая эрудиция) и деятельностного (этико-коммуникативные качества речи, речетворчество, языковое саморазвитие). На основе анализа функций языка определены девять функций языковой культуры: коммуникативная, аксиологическая, гносеологическая, воспитывающая, развивающая, нормативно-регулятивная, рефлексирующе-коррекционная, оценочно-диагностирующая и прогностическая функции.

Итак, языковая культура понимается нами как сложное интегративное качество личности, предполагающее высокий уровень развития и саморазвития языковых знаний, умений и навыков, творческих способностей, а также потребностно-мотивационной и эмоционально-ценностной сфер.

В содержание языковой культуры обычно включаются следующие компоненты:

1) культурологический компонент – уровень освоения культуры как эффективного средства повышения интереса к языку в целом. Владение правилами речевого и неречевого поведения, способствует формированию навыков адекватного употребления и эффективного воздействия на партнера по коммуникации;

2) ценностно-мировоззренческий компонент содержания воспитания – система ценностей и жизненных смыслов. В данном случае язык обеспечивает первоначальный и глубинный взгляд на мир, образует тот языковой образ мира и иерархию духовных представлений, которые лежат в основе формирования национального сознания и реализуются в ходе языкового диалогового общения;

3) личностный компонент – то индивидуальное, глубинное, что есть в каждом человеке и что проявляется через внутреннее отношение к языку, а также через становление личностных языковых смыслов.

Таким образом, на основе вышесказанного, можно утверждать, что языковая культура выступает инструментом развития и совершенствования «человека культуры», готового и способного к самореализации в современном социокультурном обществе. А это есть основная задача социального воспитания.

1. Гурьянова М.П. «Сельская школа и социальная педагогика». Минск, «Амалфея», 2000.

2. Мардахаев Л.В. «Социальная педагогика». Москва, «Гардарики», 2006.

3. Мудрик А.В. «Социальная педагогика». Москва, «Академия», 2000.

Источник

Реферат: Народная культура как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста

Народная культура как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме приобщения детей к народной культуре как средству формирования патриотических чувств и развития духовности. Процесс воспитания в духе патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста. Существует ряд методических разработок, а также комплексных и парциальных программ которые ориентируются на использование народной культуры как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста. В данной статье автором рассмотрены механизмы, которые используются народной педагогикой с целью социально-личностного, социальнонравственного, и духовно-нравственного воспитания и развития детей.

Современная система образования ставит своей целью приобщение молодого поколения к исторической памяти народа, следовательно, сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу.

Прошлое — это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем, а значит развития в будущем.

Как отметил в своих высказываниях Д. С. Лихачев: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. » [5, с. 68].

Вспоминая слова К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского о проблеме России: «любой другой народ знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, игры, а такая великая нация, как русская — нет!». Народная мудрость, накопленная тысячелетиями, постепенно выработала систему мировоззренческих установок, обуславливая единый облик и национальный дух народа. Родная культура, как часть души ребенка должна стать началом, порождающей личность. Постепенно к детям возвращается национальная память, и ребенок по- новому начинает относиться к народной культуре как средству социально-личностного развития дошкольников.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.

Процесс воспитания в духе патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовнонравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, процесс осознания себя в окружающем мире людей.

В связи с этим современные комплексные и парциальные программы по дошкольному воспитанию ставят определенные задачи по приобщению детей к традиционной народной культуре. Существует ряд парциальных программ, таких как «Наследие», «Мой родной дом», «Я человек», и др. Среди комплексных программ это: «Детство», «Истоки», «Радуга», и др.

Целый ряд методических разработок также ориентируются на использование народной культуры как средства социально-личностного развития детей дошкольного возраста, например, методическое пособие А. Г. Ахтян, Н. В. Микляева, «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет», «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет», методическое пособие Живем в «Ладу», пособие Г. Н. Данилиной «Дошкольнику — об истории и культуре России», «Как научить детей любить родину», сборник «С чего начинается Родина» (под ред. Л. А. Кондрыкин- ской) и др.

Одним из методов формирования социальноличностных качеств у детей дошкольного возраста является их приобщение к народной культуре.

Народная культура — многовековой опыт народа, выражающийся в традициях, обычаях, обрядах и верованиях. Она осуществляет духовную связь с культурными традициями и творческим опытом прошлого поколения.

Рассмотрим механизмы, которые используются народной педагогикой с целью социальноличностного, социально-нравственного и духовно-нравственного воспитания детей.

Давно известен обычай, судить о человеке по происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Воспитанный, благородный человек — от достойных воспитателей — это обычная закономерность, но допускались и парадоксы: достойные люди могут получиться при неблагоприятных общественных и семейных условиях. Необходимо отдать должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение. В народной педагогике ребенок воспитывался в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности:мастера-ремесленника, певцы, сказочники и др. На данном этапе продолжая народные традиции, педагог должен являться транслятором и творцом этнокультурного опыта. Отсутствие этнокультуроло- гической составляющей, мировоззренческой и практической позиции педагога неизбежно приводит к обеднению социокультурного развития дошкольников.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, являются средством воспитания и определяют разнообразие форм и методов в работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому считается, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Высокие результаты социально-нравственного и духовнонравственного воспитания детей в народной среде — один из важнейших предметов анализа педагогической науки.

Как отмечал в своих высказываниях великий ученый Д. С. Лихачев: «в воспитании ребенка особое значение имеет история родного края, этническое прошлое своего народа, «культурная среда», которая создавалась предками, в тесном единстве с фольклором, природой, архитектурой, народно-прикладным творчеством, со всей жизнью и общей культурой «малой Родины». » [5].

Культурно-исторические традиции, заложенные в среде, включают памятники архитектуры, природу, сооружения, памятные места, предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, традиционные ценности и нормы, имеющие культурную значимость, а также совокупность культурных объектов — вещей, образцов деятельности людей, представляющих богатейшие возможности для социально-личностного развития детей.

Сегодня они находят свое отражение в практике. Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Строя свою работу с детьми на основе народного искусства на занятиях по музейной педагогике взрослые должны исходить из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей, что способствует приобретению свободы действия и свободы творчества в условиях культурного и нравственного выбора.

В частности А. Е. Писарева и В. В. Уткина обращают внимание на то, что большое значение в воспитании детей имеет знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей и собирал Русь в единое, могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы —

А.В. Суворов, М. И. Кутузов, все они являются высоким нравственным примером для наших детей [7, с. 29].

Достижения народной культуры

Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л. Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К. Д. Ушинский, развивая взгляды Л. Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания. При этом очень важно сохранить чувства национального достоинства. Как отмечает ученый Д. С. Лихачев «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI

в., если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» [5, с. 68]. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа.

Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров [8].

Теперь определимся с основными средствами социально-личностного развития детей в контексте народной культуры.

Язык и фольклор

Согласно высказываниям К. Д. Ушинского «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. Отнимите у народа все и он все сможет возродить, но отнимите язык, и он никогда уже более не создаст его. » [9].

Многие педагоги и ученые О. Л. Князева, М. Д. Маханева, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, В.И. Водовозова, Г. Н. Волков, указывали на то, что в практике социально-личностного воспитания детей необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В младшем дошкольном возрасте при отборе фольклорного материала необходимо максимально учитывать возрастные возможности детей. Практический опыт показал, для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые малые фольклорные формы — потешки, загадки, считалки, скороговорки, короткие сказки.

В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Дошкольников знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями. Важно знакомить детей с народной росписью с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством [2].

Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседы. Использование в образовательном процессе русских народных былин (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли), благотворно сказываются на воспитании детей, ведь особенное внимание в них уделялось теме любви к Родине и защите Отечества.

Народные игры и игрушки

В младших группах детей приобщают к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом [4, с. 35], способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках — они требуют уже не только любознательности, но и смекалки.

В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.

Хоровод как школа общения, выходящего за пределы семьи, школа пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения. Девушки в праздничных костюмах демонстрировали свое рукодельное мастерство. В игровых формах хороводных песен, чаще веселых, молодежь приобщалась к знанию самых главных сторон жизни, ее уклада. Многие хороводные песни содержали пересказ трудовых земледельческих процессов, например: «А мы просо сеяли», «Уж мы сеяли ленок» [3, с. 45-47]. Другие подготавливали к будущему вступлению в брак — «Отдавали молоду на чужую сторону» [3, с. 60].

Приобщение к труду и культуре досуга

Дети были вовлечены в трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми лет становилась нянькой своих младших братьев и сестер, и вот уже она сама — исполнительница колыбельных, пес- тушек, потешек. Мальчик того же возраста шел в подпаски и усваивал вместе с навыками труда навыки изготовления нехитрых пастушеских музыкальных инструментов и игры на них.

Во многих обрядах участие принимали дети — колядовали, закликали весну. В русских деревнях на свадьбе в ритуале продажи косы невесты участвовал ее брат, как бы молод или мал он ни был. Дети становились преемниками и носителями вековых традиций, и это активизировало их отношение к жизни. Следуя укладу жизни общины, ее многовековым традициям, формировалась личность ребенка; дети приобретали специальные навыки, без которых существование было бы неполноценным и даже невозможным.

С другой стороны, в процессе приобщения детей к труду дети знакомятся со своей будущей профессией и связанной с нею ролью в обществе. В основном это было связано с освоением народных ремесел. Поэтому так важно ознакомить детей с народной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством [6]. Источником творчества народного мастера становится родная природа, окружающий быт, а его произведения — часть окружающей жизни, повседневного быта. Описывая значение народного искусства, известный психолог Б. М. Теплов подчеркивал «его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому художественное воспитание, как и музыкальное, является одним из основных средств, приобщения детей к культуре и гармоничному развитию личности» [6, с. 8]. В связи с этим методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров [8].

Интегрированный подход в ознакомлении детей с народной культурой, включающий сведения об истории и культуре России, народных традициях, во все виды детской деятельности являются наиболее оптимальным.

Описанные выше средства и механизмы социально-личностного развития и воспитания детей в ходе освоения народной культуры крайне важны в совершенствовании современной системы дошкольного образования. Современные исследования (М. И. Богомоловой, А. Г. Гогобе- ридзе, С. А. Козловой, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, Т. В. Поштаревой, Т. Ю. Купач, С.Н. Федоровой, А. Н. Фроловой, Р. М. Чумиче- вой и др.) в области этнокультурного образования дошкольников подчеркивают необходимость задействования потенциала личности ребенка и указывают на различные пути ее становления и развития. Следовательно, одной из основных задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду, то есть этнопедагогическое пространство [1]. Этому посвящены целые разделы в современных федеральных и региональных программах развития образования:Проект социально-личностного развития детей дошкольного возраста — «Это было недавно, это было давно». Цель проекта: создание и внедрение системы комплексного подхода к реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста в рамках программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

Пилотный проект ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», пилотный проект ДОМ-ЮНЕСКО «Воспитание ценностных ориентиров».

Волков, Г. Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики [Текст] в 4-х ч. Ч. 1 / Г. Н. Волков // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. — Чебоксары, 1991. — С. 6-21.

Горская, К. Веселая горница [Текст] / К. Горская // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 10. — С. 9-11.

Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дисс. канд. пед. наук / Т. И. Ерофеева. — М. : 1986. — 18 с.

Жуковская, Р. И. Игра в ее педагогическом значении [Текст] / Р. И. Жуковская. — М. : Педагогика, 1975. — 204 с.

Лихачев, Д. С. Земля родная [Текст] / Д. С. Лихачев. — М. : Просвещение, 1983. — Гл. Экология культуры. — С. 62-142.

Народное искусство в воспитании детей [Текст] / под ред. докт. пед. н., проф. Т. С. Комаровой. — М. : Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.

Писарева, А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие [Текст] / А. Е. Писарева, В. В. Уткина. — М. : ТЦ. Сфера, 2007. — 128 с. — (Растим патриотов России).

Панкеев, И. Русские праздники [Текст] / / И. Панкеев. — М. : ЭКСМО-пресс, 1998. — 252 с.

Ушинский, К. Д. Воспитание человека [Текст] / К. Д. Ушинский. — М. : Издат. Дом «Карапуз», 2000. — 256 с.

Источник



Народная культура как средство воспитания личности

Светлана Куроленко
Народная культура как средство воспитания личности

Последнее время в нашей стране происходит интенсивный рост национального сознания, что, в первую очередь, связано с проблемой осознания собственной этнической принадлежности, утраченной нами в конце ХХ века. Нас окружает большое количество «иностранного» в быту, на телевидении, в музыке и т. п. В связи с этим практически утрачены понятия об истинных ценностях, о чувствах патриотизма и человеколюбия. Исчезают идеалы человека-труженика, воина – защитника Отечества, забываются семейно-бытовые обычаи, традиции, секреты взаимного уважения в семье, почитания старших.

Самыми незащищенными от негативных воздействий окружающего поликультурного мира оказались дети. Дошкольники в данном отношении требуют особого внимания, так как они, с одной стороны, обладают высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а с другой – у них только формируются ценностные приоритеты, определяющие поведение и поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет показывают, что именно под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация картины мира и ценностных ориентиров.

Знакомство с обычаями, традициями россиян, помогает воспитать у детей интерес к истории русского народа, любовь к его культуре, помогает сохранить наследие прошлых веков. Поэтому познание детьми культуры русского народа, его фольклора, находит отклик в детских сердцах, оказывает положительное влияние на эстетическое и эмоциональное развитие детей, позволяет раскрыть творческие способности каждого ребёнка, сформировать общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям и традициям народной культуры необходимо начинать с малых лет. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, то лучше всего знакомить дошкольников с народной культурой посредством народных игр. Ознакомление детей с народными играми совмещает в себе, помимо развития игровой деятельности дошкольников, развитие познавательных способностей, продуктивной, художественно-речевой и музыкальной деятельность деятельности. Кроме того, она позволяет познакомить детей с фольклором.

Отбор игр должен строиться на принципах учета возрастных особенностей детей, культуросообразности, интегративности, системности и последовательности содержательного компонента.

Используя народную игру как эмоционально-образное средство влияния, воспитатель пробуждает детей к активному выполнению игровых действий, творческому преобразованию знакомой игры в новую, развивает интерес к фольклору.

Народные игры являются одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражаются национальные устои, образ жизни людей, их труд, особенности быта,представления о нравственных качествах: о чести, смелости, мужестве. Кроме того, в процессе игры воспитывается желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Самобытность народных игр заключена в том, что они, построены на глубоко нравственной основе. Играя, малыш ощущает гармонию с окружающим миром. У него формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культурному наследию родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию народные игры доступны ребенку, лаконичны и выразительны. Они способствуют активизации работы мысли, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью дошкольника. В ходе игры воспитатель привлекает внимание дошкольников к ее содержанию, следит за точностью выполнения движений, соблюдения правил, приучает оказывать поддержку товарищу, добиваться совместного (командного) достижения общей цели и при этом испытывать радость. В конце игры важно отметить поступки тех детей, которые проявили смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Необходимо помнить, что главная задача деятельности педагога заключается в том, чтобы воспитать у детей желание играть самостоятельно и активно.

Использование народных игр в совокупности с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу важно понять, что впечатления детства неизгладимы и глубоки. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств.

Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.

Богатыри земли русской Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре Актуальность Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не.

Источник

Здоровый образ жизни © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!

Название: Народная культура как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста
Раздел: психология, педагогика
Тип: реферат Добавлен 15:06:10 17 апреля 2014 Похожие работы
Просмотров: 454 Комментариев: 6 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать