Меню

Лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря»
проект

Проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря»

Скачать:

Вложение Размер
proekt_po_razvitiyu_rechi_1.docx 519.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НЯГАНЬ

«Детский сад№ 10 «ДУБРАВУШКА»

Проект по развитию речи

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря

Проект по развитию речи

«Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря»

1. Анализ ситуации.

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Развитие речи, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Свободная устная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. Всякая задержка в ходе развития речи ребенка (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий и т. п.) затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из занятий и игр.

Поэтому в общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Словарь — один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Своевременное развитие словаря — один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

В ходе своей педагогической деятельности я выяснила, что не каждого ребёнка легко побудить к активной речевой деятельности. У некоторых пропадает интерес во время занятий и игр и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможно в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому ребёнку веру в возможность движения вперёд.

О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука, которая установила, что игра для развития ребёнка-дошкольника имеет решающее значение. Соглашаясь с мнением ведущих педагогов и психологов, что игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников, я пришла к выводу, что моя работа по развитию словаря детей будет эффективна через применение дидактических игр.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (лексические упражнения) . Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях.

Цель : активизация и обогащение словаря детей посредством дидактических игр и лексических упражнений.

Реализация проекта охватывает образовательные области рекомендуемые ФГОС : «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» .

1. Обогащение словаря (усвоение новых, ранее не известных детям слов).

2. Уточнение словаря (словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка употребление синонимов, антонимом, многозначных слов, понимание переносных значений).

3. Активизация словаря (перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания).

1. Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками.

2. Воспитывать интерес к дидактическим и словесным играм.

1. Стимулировать общение детей со сверстниками и взрослыми в деятельности в быту, в совместных играх, на занятиях.

Участники. В рамках реализации проекта осуществлялось взаимодействие воспитателей, специалистов ДОУ и родителей. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации, мастер-классы по проведению игр и лексических упражнений, направленных на развитие словаря. Реализация всех направлений в проекте не была бы эффективной без тесного сотрудничества с родителями.

Работа с родителями предполагает :

— конкурсы семейного словесного творчества

— дни открытых дверей

Формы подведения итогов реализации данного проекта являются: открытый просмотр НОД, родительское собрание, участие в оформлении речевого центра группы.

3. Планируемые результаты

Срок реализации проекта – 1 год (долгосрочный) .

• понимать переносное значение слов.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работы.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуальный подход.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа : подготовительный, основной и заключительный

1этап — подготовительный этап (сентябрь 2018 года)

— изучение психолого-педагогической методической литературы;

— проведение педагогической диагностики;

— разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у детей среднего дошкольного возраста;

— создание речевой среды.

2 этап — основной этап (октябрь2018 года –апрель 2019 года)

Проведение серии занятий и мероприятий, направленных на развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами.

Обогащение предметно – развивающей среды:

— оформление речевого и книжного уголка приобретение нового наглядного материала по разным темам.

— оформление памяток для родителей и педагогов.

Работа с детьми :

— занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика.

2. Коррекционные технологии : технологии музыкального воздействия, сказкотерапия.

С применением ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.

С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания, мастер – классы.

Работа с родителями :

1) Консультации : «Как говорит ваш ребенок» , «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста» , «Игротека в кругу семьи» , «Пальчиковые игры» , «Игровой массаж предметами» .

«Развитие словаря посредством словесных игр» , «Пальчиковая гимнастика» , «Массаж пальцев рук» , «Говорю с ребенком на языке игры» , «Игры с язычком» .

3) Родительское собрания на тему «Обогащение и активизация словаря детей среднего дошкольного возраста»,

«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».

Работа с педагогами:

Консультации: Мастер-класс «Словесные игры для развития речи дошкольников» .

3 этап — заключительный этап (май 2019 год)

Рефлексия деятельности по реализации проекта.

— организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

—презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми – НОД, родителями – родительское собрание, педагогами — презентация);

— анализ проведенного проекта.

4. Все необходимые ресурсы для осуществления данного проекта были в наличии:

• материальные (в группе создан речевой уголок, со всем необходимым для проведения игр на развитие словаря: тематические картинки, игрушки, д/игры, картотеки пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики и т. д.);

• учебно-методические (наличие учебно-методической литературы по развитию речи дошкольников);

• информационные (интернет, книги, журналы) ;

• технические (наличие интерактивной панели, магнитофона, проектора, ноутбука).

5. Список используемых источников :

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 360 с.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. ФГОС. – М.: Мозаика – синтез, 2016.

3. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. Е. С. Крыловой. – М.: Просвещение, 2011. – 300с.

4. Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду : новые подходы. – Р-н-Д.: ТЦ Учитель, 2010. – 32с.

5. Лазаренко О. И. Артикуляционно – пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М.: АЙРИС – пресс, 2015. – 32 с.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2009. — 223 с.

7. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Под ред. М. А. Васильевой. — М.: Просвещение, 2008. — 112c.

8. Шевцова Е. Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства «Лесенка успеха — 2013».

Обощенный опыт работы.

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно .

Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она играет важную роль в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное пере.

Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений.

Источник

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

В связи с этим передо мной встал вопрос создания оптимальных педагогических условий для полноценного речевого развития детей, что предусматривает: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; развитие словаря детей.

Скачать:

Вложение Размер
Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений 19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений.

Результаты проведенного исследования позволили выявить у детей следующие трудности.

Характерные для детей с низким уровнем речевого развития

  1. Недостаточные умения строить словосочетания;
  2. Неумение отбирать слова;
  3. Неумение правильно сочетать слова;
  4. Недостаточные умения точно и полно выражать свои мысли;
  5. Недостаточные умения пользоваться словами, близкими по смыслу (синонимами) и словами, противоположными по смыслу (антонимами);
  6. Недостаточно сформировано внимание к содержательной стороне слова, его семантике.
  7. В малой степени сформирована точность словоупотребления;
  8. Недостаточно сформирован активный словарь.

Характерные для детей со средним уровнем речевого развития

  1. Недостаточное умение правильно сочетать слова;
  2. Недостаточные умения точно и полно выражать свои мысли;
  3. Недостаточные умения пользоваться словами, близкими по смыслу (синонимами) и словами, противоположными по смыслу (антонимами);
  4. В малой степени сформирована точность словоупотребления;
  5. Недостаточно сформирован активный словарь.

Характерные для детей с высоким уровнем речевого развития

Дети умеют правильно сочетать слова, точно и полно выражать свои мысли, пользоваться словами, близкими (синонимами) и противоположными (антонимами) по смыслу; у детей сформировано внимание к содержательной стороне слова, точность словоупотребления.

Исходя из результатов исследования и выявленных трудностей в словаре детей, были подобраны дидактические игры и лексические упражнения, представленные в рамках направлений работы по развитию и коррекции словаря в соответствии с полученными уровнями речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Практический материал позволяет в игровой форме осуществлять работу по следующим направлениям развития словаря:

  1. Расширение объема словаря.
  2. Уточнение значения слова.
  3. Развитие структуры значения слова.
  4. Формирование семантических полей и лексической системности.
  5. Расширение связей между словами в лексиконе.

Дидактические игры и лексические упражнения для детей с низким уровнем лексического развития, направленные на:

  1. Умение правильно сочетать слова.
  2. Умение пользоваться словами, близкими (синонимами) и противоположными (антонимами) по смыслу.
  3. Формирование точности словоупотребления и расширение активного словаря.

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

«Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.

Игра «Два из трех»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Сделай наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Подбери пару»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Дидактические игры и лексические упражнения для детей со средним уровнем лексического развития, направленные на:

  1. Формирование семантических полей .
  2. Умение пользоваться словами, близкими (синонимами) и противоположными (антонимами) по смыслу.
  3. Расширение активного словаря.

«Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.

Игра «Закончи предложение»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Сделай наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Свободные ассоциации»

Цель. Формирование семантических полей.

Игра «Подбери пару»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов, развитие общей моторики, творческих способностей.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.

Игра «Придумай словосочетание»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов, развитие связной речи.

Дидактические игры и лексические упражнения для детей с высоким уровнем лексического развития, направленные на:

  1. Формирование семантических полей.
  2. Расширение словаря синонимов и антонимов.
  3. Развитие связной речи.

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Игра «Придумай предложение»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов, развитие связной речи.

Игра «Придумай предложение»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Закончи предложение»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов, развитие общей моторики, творческих способностей.

Игра «Бывает — не бывает»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Пара к паре»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Два из трех»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Исправь ошибку»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Игра «Подбери пару»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работая с детьми старшей группы , я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о собыиях своей жизни,не могут пересказать литературны.

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства «Лесенка успеха — 2013».

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно .

Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она играет важную роль в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное пере.

Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений.

Проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря&quot.

Источник



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации
методическая разработка по развитию речи по теме

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь на содержание словарной работы с детьми данного возраста, дидактические игры и лексические упражнения разбиты на пять разделов, каждый из которых решает определенные задачи по развитию словаря. Использование дидактических игр и лексических упражнений в процессе развития словаря дошкольников дает возможность проводить системную работу, направленную на развитие всех сторон речи, как лексической, так и фонетической и грамматической.

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskieigry_i_leksicheskie_uprazhneniya_dlya_razvitiya_slovarya_-k_metod._teme_edinyy.docx 2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей.

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства «Лесенка успеха — 2013».

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно .

Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она играет важную роль в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное пере.

Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений.

Проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря&quot.

Источник