Меню

Линия как средство выразительности изобразительного искусства

Конспект урока по изо «Линия и ее выразительные возможности»

Тема урока: Линия и ее выразительные возможности

Предмет : Изобразительное искусство

Цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.

Личностные : — активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

— создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

— продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять

полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

Метапредметные : -развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

-совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности

-формировать коммуникативные компетенции.

Предметные: — сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;

-развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Оснащение урока: Зрительный ряд: Линейные рисунки художников: А Рембрандт, В.Серова, А.Дюрера и др.

Музыкальный ряд: Чайковский «Времена года”, «Сентиментальный вальс”, Шопен «Ноктюрны”.

Литературные произведения :, В .Рождественский. « Деревья»

Компьютер, мультимедийный проектор, экран. альбом, карандаш, резинка, цветные карандаши

Тип урока : урок открытия новых знаний

Цель: Создать условия для эмоционального настроя учащихся.

Приветствие учителя. учащиеся

настраиваются на работу.

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия .

Этап мотивации и актуализации знаний

Цель: Создание условия внешней и внутренней психологической готовности к уроку с помощью высказываний художников о роли линии в изобразительном искусстве.

-Художник Анри Матисс говорил: «Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» (эпиграф записан на доске). Слайд№1

-Как вы понимаете смысл данных слов?

Определение темы и постановка цели урока

Цель: Создание позитивной мотивации работы на уроке и подведению учащихся к определению темы урока

«Открытие» обучающимися нового знания

— Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке ?

— Что вам предстоит узнать о линии?

-Действительно, сегодня мы будем говорить о линии.

Тема нашего урока — «Линия и её выразительные возможности». Слайд№2

На сегодняшнем уроке вы узнаете –

Выразительные свойства линии, виды и характер линии.

Привлечение учащихся к процессу постановки целей и задач урока помогает формировать регулятивные УУД.

Изучение нового учебного материала.

Цель:Сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике.

-Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно)

-Набросок, зарисовка, эскиз

-Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке

-Первая линия проведена быстро у нее тонкий летящий хвостик, она очень ровная — рука на скорости не успевает дрогнуть.

Вторая линия светлее остальных. Это значит, что сила нажима на нее была меньше.

А третья — самая медленная, с нажимом. Это видно и по неровности линии.

-Длинные короткие, прямые, кривые, волнистые

— Отрывистые, тонкие, толстые .

— Линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной, мягкой, жёсткой, нежной, грубой

Источник

План конспект урока по ИЗО «Линия и ее выразительные возможности»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД

Каякентское управление образования

МКОУ «Сагасидейбукская СОШ»

План конспект открытого урока

изобразительного искусства в 6 классе

«Линия и её выразительные возможности»

Урок подготовила учитель изобразительного искусства

МКОУ «Сагасидейбукская СОШ»

Каякентского района РД

Магомедова Зайнаб Гасановна

Тема урока: Линия и её выразительные возможности.

Дидактическая цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.

— активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

— создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

— продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

-развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

-совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию , планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности;

-формировать коммуникативные компетенции.

-сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;

-развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Характеристика видов деятельности учащихся

В ходе урока обучающиеся получат возможность:

рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников;

выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке;

приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника;

овладевать навыками ритмического линейного изображения движения(динамики) и статики(спокойствия)

Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор,

презентация «Линия и её выразительные возможности», стихотворение Всеволода Рождественского «Рисунок Пикассо», альбом, простой карандаш, фломастеры.

Тип урока : урок открытия новых знаний

Эпиграф: «В рисунке художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».

Проверка готовности учащихся к уроку.

Этап мотивации и актуализации знаний

-Художник Анри Матисс говорил: « Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» (эпиграф записан на доске).

-Кто догадался, о чём пойдёт речь? (о линии)

-Кто услышал тему?

умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа)

Постановка учебной задачи

Чтобы точнее сформулировать тему, обратим внимание на эпиграф .

— Кто скажет, о чём ещё мы будем говорить?

— Как вы думаете, что вам предстоит узнать о линии?

Сообщение темы и цели урока.

-Действительно, сегодня мы будем говорить о линии. Тема урока так и называется — «Линия и её выразительные возможности».

— Для какого вида изобразительного искусства линия является основным выразительным средством? (Для графики)

— Что такое графика? (Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно)

— Какие виды рисунка вы знаете? (Набросок, зарисовка, эскиз)

— С чего начинается рисунок? (С линии)

«Открытие» обучающимися нового знания

Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке.

— Какие линии вы знаете? Какими могут быть линии по начертанию? (длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д.).

Известный художник – график В.А.Фаворский говорил: «Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе как остановившуюся и как движущуюся…» .

-Как вы понимаете слова художника? ( Художник относится к линии как к живой – она может двигаться, а может и остановиться).

(Формируемые умения: умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления ) .

— А какими ещё чертами мы можем наделить линию, свойственными и для человека?

— У линии может быть характер?

— А какой характер может быть у линии? Давайте наделим линию теми же чертами характера, что и у человека. Придумаем лирические эпитеты, чтобы обозначить её характер (линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной, мягкой, жёсткой, нежной, грубой и т.д.) Линия может звучать как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая.

— Что мы обозначаем линией?

Линией мы обозначаем контур предмета, его край. Линия – это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать буквы мы стараемся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.

— Зачем художнику столько разных линий? Для чего он их использует?

(линия – это средство создания образа; чтобы образ был выразительнее).

Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.

Магия творческого акта – явления линии – безукоризненно передана в работе А.Матисса и П.Пикассо, выполненных одной линией на белом фоне.

Слайд 1. «Женщина с распущенными волосами» А.Матисс.

— Какие впечатления у вас от этого женского образа? (предполагаемые ответы учащихся: нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина).

Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять от неё».

«Голубь мира» П.Пикассо.

— Что видите вы в рисунке Пикассо? Может быть, что-то необычное? (очень лаконично передан женский образ, плавно переходящий в изображение голубя).

Здесь линия, созданная как бы одним взмахом руки художника.

Поэт Всеволод Рождественский к рисунку «Голубь мира» написал стихотворение, которое так и называется «Рисунок Пикассо» (прочитать отрывок)

«Певучим медленным овалом Пленительно обведена,

Встаёт виденьем небывалым

Белее лилии – она.

Голубки нежной трепетаньем

Её лицо окаймлено,

И вся она – любви сиянье,

Зарёй вошедшее в окно…»

Слайд 2. «Портрет балерины Т.Карсавиной» В.Серов.

Сам процесс рождения линии запечатлён В.Серовым в «Портрете балерины Т.Карсавиной» — линейный рисунок тела переходит в штриховое пятно головы. Такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, или мягко расплылась, раскрывая пластичность прекрасного тела балерины.

Слайд 3. «Танец» П.Пикассо.

— А что вы можете сказать про рисунок П.Пикассо «Танец»?

Множество линий передают экспрессию танца в рисунке П.Пикассо «Танец».

Нарисовать в воздухе руками линии различного характера. Показать, какими линиями можно нарисовать добро, зло. Представить себя тонкой берёзкой; могучим дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой.

Творческая практическая деятельность.

Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева. Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки на эту тему.

Слайды 4 – 7. Учебные рисунки с передачей разных состояний и черт характера через образ дерева.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

— контроль организации рабочего места;

— контроль правильности выполнения рисунка;

— оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Выставка работ учащихся.

Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии).

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

3) Заключительное слово учителя.

Главное выразительное средство рисунка – линия. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.

Вернёмся к эпиграфу: «В рисунке художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что изображая что – либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями и вместе с тем передать (достичь) выразительность образа.

Домашнее задание: подготовить графические материалы, повторить виды рисунка.

Матисс Анри Эмиль Бенуа (1869— 1954), французский живописец, график и скульптор.

Родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като (Пикардия), умер 3 ноября 1954 г. в Симьезе близ Ниццы.

Учился в Париже, в академии Жюлиана (с 1891 г.) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893 г.) и в Школе изящных искусств (1895— 1899 гг.) у Г. Моро.

Как и большинство учеников живописца того времени, копировал произведения старых французских и голландских мастеров.

Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена, искусства Арабского Востока, в известной мере — древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства; в 1911 г. посетил Москву).

В 1905—1907 гг. Матисс становится лидером нового художественного направления — фовизма. Начиная со второй половины 1900-х гг. он находит свой стиль, который характеризуется лаконичным рисунком, контрастным сочетанием немногих цветовых зон (панно «Танец» и «Музыка» для особняка С. И. Щукина в Москве, оба 1910 г.)

Пикассо Пабло (1881—1973), французский художник.

Испанец по происхождению, Пикассо родился 25 октября 1881 г. в Малаге (Испания).

Живописи учился сначала у своего отца X. Руиса, затем в школах изящных искусств: в Ла-Корунье (1894—1895 гг.), Барселоне (1895 г.) и Мадриде (1897— 1898 гг.).

С 1904 г. Пикассо почти постоянно жил в Париже.

В годы Второй мировой войны Пикассо оставался в оккупированной немецко-фашистскими войсками Франции и принимал участие в движении Сопротивления. В 1944 г. художник вступил в ряды Французской коммунистической партии. В работах послевоенного времени преобладают антивоенные сюжеты («Голубь мира», 1947 г.; панно «Мир» и «Война», 1952 г.).

Со второй половины 40-х гг. творчество Пикассо становится наиболее разнообразным. Помимо станковых живописных произведений, в которых художник возвращается к античным мотивам он работает ,как скульптор керамист, график.

В 1950 г. Пикассо был избран во Всемирный совет мира.

Умер 8 апреля 1973 г. в Мужене.

Серов Валентин Александрович (1865— 1911), живописец.

Родился 19 января 1865 г. в Петербурге. Сын композитора Александра Николаевича Серова.

Учился живописи в Германии, брал уроки у И. Е. Репина (в Париже и Москве), затем перешёл в петербургскую Академию художеств (1880—1885 гг.), где его учителем стал П. П. Чистяков.

В ранних картинах («Девочка с персиками», 1887 г.; «Девушка, освещенная солнцем», 1888 г.) Серову удалось передать радостное, светлое ощущение мира, красоту природы. В раскрытии портретных образов он умело использует жест, позу, внешний облик человека, его манеру держаться («Дети», 1889 г.; «Мика Морозов», 1901 г.).

Со временем манера письма становится иной. Художник уделяет меньше внимания деталям, многоцветность его полотен уступает место сдержанным, мягким серовато-коричневым оттенкам.

В 90-х гг. Серов обращается к изображению писателей, учёных, артистов, художников. Им созданы портреты К. А. Коровина, И. И. Левитана, НМ Горького, М. Н. Ермоловой, Т. П. Карсавиной, царя Николая II.

Яркое впечатление оставляет работа «Похищение Европы» (1910 г.).

Источник



Линии в изобразительном искусстве

Линия — самый базовый элемент любого рисунка. Это самое простое, что мы можем нарисовать любым материалом. будь то мел, карандаш или масляные краски. Однако линия далеко не так проста, как кажется, и таит в себе богатые выразительные средства.

Линия как средство передачи формы

Это самая очевидная функция линии. Если взять детские рисунки, то линия там всегда будет очерчивать форму предмета, отделяя его от окружающего пространства или разбивая общий силуэт предмета на более мелкие части.

Так дети рисуют людей, животных или домики. Однако, если мы оглянемся вокруг, разве мы увидим линии, которые очерчивали бы по краям здания или предметы? Конечно же, нет.

И если начать смотреть картины профессиональных художников, быстро станет ясно, что линия в первоначальном своем виде используется в очень узком сегменте графических работ.

Гораздо чаще на рисунке линия возникает в точках соприкосновения

Как это показано на картинке выше.

Два разноцветных пятна на границе друг с другом образуют четко различимую линию. Так же хорошо линия видна и там, где идет переход от насыщенного тона к слабо выраженному.

Линия как оптическая иллюзия

А вот еще более интересный пример.

Мы можем взять красный маркер и нарисовать непрерывную линию, обозначив ею некую форму, а можем создать иллюзию непрерывной линии всего лишь рядом коротких, нигде не соприкасающихся отрезков.

Круг не очерчен по контуру, но мы ясно видим, что это — круг.

Точно так же и полоска внизу. Она не просто явно читается глазом как непрерывная линия, но и, в отличие от плоского круга, выглядит объемной.

Линия как средство выражения эмоций

Теперь, когда мы знаем, что линия не обязательно должна быть непрерывной, чтобы очертить форму, пойдем еще дальше и посмотрим, как разные типы линий могут выразить разное настроение.

Здесь разными линиями нарисована одна и та же картинка.

Почувствуйте сами, насколько разное впечатление она производит слева и справа. Спокойные мягкие обводы, в которых стержень ручки плавно скользит по кругу, создавая чуть дымчатый образ, и резкие, четкие, устремленные вверх линии.

Ощущение движения вверх создается за счет сильного нажатия в начале линии и легкого завершения штриха. Утолщенная снизу, линия как будто летит вверх.

Оба эти подхода можно совместить, получив третий, отличный от предыдущих результат.

По сравнению с этим аккуратные контуры скучны и не выразительны. Они едва ли привлекут внимание зрителя, заставив его остановиться и внимательнее взглянуть на вашу работу.

Дайте волю воображению

Забудьте о «детском» понимании линии. Экспериментируйте. Меняйте силу нажатия, плавность линий, их направление. Рисуйте как непрерывной линией, так и отрезками, короткими или длинными. Можно рисовать даже точками — в конце концов, изображение на экране монитора состоит именно из точек, и целое направление в живописи посвящено такому рисунку.

Пробуйте привнести в рисунок больше динамики и эмоций, выбрав линию одним из мощных выразительных инструментов, и ваши работы сразу же начнут выгодно выделяться из числа прочих.

Источник