Меню

Лукьяненко в п зож

Знания, как неотделимый компонент формирования ЗОЖ

Знания, как неотделимый компонент формирования ЗОЖ

В последние время большинство ученых, работающих в области ЗОЖ выделяют в основополагающий компонент формирования ЗОЖ специальные знания, психологические установки и мотивации, корорые являются стержнем личной физической культуры (Решетнева Г.А., Лубышева Л.И., 2002, Дуркин П.К., Лебедева М.П., 2002, Лукьяненко В.П., 2001 и др.).

Личная физическая культура – это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональной использование человеком одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния (Дуркин П.К., Лебедева М.П., 2000, Лубышева Л.И., 1992). То есть личная физическая культура воспитывается и проявляется в физкультурно-спортивной деятельности (Леоньтьев А.М., 1975, Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А., 1997, Лубышева Л.А., 1992).

Естественно когда ребенку задаются просто нормативы, это не является для него деятельностью, потому что ее стержнем служит потребностно-мотивационный компонент. Потребности же в движении, физическом совершенствовании, сохранении и укреплении здоровья основываются на специальных знаниях о положительном влиянии движения на эти составляющие. Знания — вот психологическая основа мотивации занятий физической культурой и спортом (Дуркин К.П., 1995).

Мотивацию следует различать как внутреннюю, так и внешнюю – по отношению к ребенку, школьнику, студенту и человеку вообще (Дуркин П.К., Лебедева М.П., 2002). Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом формируется в результате внутренней мотивации, которая формируется тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям занимающегося, и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию (Бальсевич В.К., 1981, Дуркин П.К., Лебедева М.П., 2000, Лубышева Л.И., 1996). При этом успешная реализация таких целей и мотивов вызывает у школьника желание заниматься, а, следовательно, формирует внутреннюю мотивацию и интерес. Появление этих мотиваций позволяет школьнику включаться в процесс познания и формирования у него индивидуальной философии здоровья (Решетнева Г.А., Лубышева Л.И., 2002). По данным Лукьяненко В.П. (2000), Трещева О.Л. (2001) Абаскалова Н.П. (2000), Соловьев Г.М., Прокопенко Т.И. (2001) в формировании индивидуальной философии здоровья можно выделить следующие основные знания:

о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека;

о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения;

о целенаправленном применении разнообразных форм физической культуры;

о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;

активная пропаганде по внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

Именно этот образовательный компонент, на наш взгляд, и лежит в основе обучения, привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов ЗОЖ.

Источник

Северо-Кавказский
федеральный университет

Виктор Павлович Лукьяненко

Звание:
Степень:
Должность:
  • Профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта

  • Институт / Факультет:
    Кафедра:
    • Теории и методики физической культуры и спорта
  • Общая информация:

    1946 – год рождения;

    1968 – год окончания Ставропольского государственного педагогического института;

    1980 г. – защита кандидатской диссертации;

    1991 г. – присвоение ученого звания доцента.

    2002 г. – защита докторской диссертации

    2004 г. – присвоение учёного звания профессора

    С момента окончания факультета физической культуры в 1968 году по 1980 год работал в качестве преподавателя кафедры физического воспитания Уссурийского государственного педагогического института (УГПИ), а с 1980 по 1985 годы – заведующий этой кафедрой.

    С 1985 по 1987 — заведующий кафедрой физического воспитания Шахтинского технологического института бытового обслуживания (ШТИБО).

    2002 г. – защита докторской диссертации;

    2004 г. – присвоение ученого звание профессора.

    С 1987 по 2012 гг. – работа на факультете физической культуры Ставропольского государственного университета, вначале в качестве старшего преподавателя (до 1990 года), затем доцента (до 1995 года). С 1995 года – заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры Ставропольского государственного университета.

    С 2012 года по 2015 гг. – заведующий кафедрой теории и методики физической культуры Северо-Кавказского федерального университета.

    С 2015 г. – профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта института образования и социальных наук СКФУ.

    С 2013 г. – руководитель магистерской программы «Физкультурно-оздоровительные технологии» направления подготовки 49.04.01 Физическая культура.

    Список основных преподаваемых дисциплин:
    • Теория управления качеством профессионального образования в области физической культуры
    • Современные проблемы наук о физической культуре и спорте (в соответствии с профилем подготовки)
    • Отечественные и зарубежные системы образования в сфере физического воспитания
    • Проектирование траектории профессионального роста и личностного развития
    • Проблемы образования в области физической культуры
    • Авторский курс: «Интеллектуальный компонент в структуре физической культуры личности».
    Почётные звания, награды, дипломы:
    • Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»
    • Нагрудный знак «Отличник физической культуры и спорта Российской Федерации»
    • Почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта»
    • Почётная грамота Минобрнауки РФ.
    • Почётный знак «Заслуженный деятель науки и образования» (РАЕ)
    • Диплом действительного члена (академика) Международной академии наук педагогического образования (МАНПО).
    Научные специальности:
    • 00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования;
    • 00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.
    Сфера научных интересов:
    • Исследование проблемы точности двигательных действий
    • Исследование проблем модернизации системы образования в области физической культуры.
    • Автор «Концепции модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России».
    Членство в редколлегиях:
    • Член редколлегии научно-методического журнала «Физическая культура в школе»
    • Член редакционного совета научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры»;
    • Член редакционного совета научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»;
    • Член редколлегии журнала «Вестник МГТУ, г. Майкоп.
    Список значимых публикаций:

    Основные монографии и учебные пособия:

    1. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: Монография «Советский спорт», 2005. – 256 с.
    2. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: уч. пособие [Текст] Учебное пособие / В.П. Лукьяненко, — М.: «Советский спорт», 2007. – 228 с. (Гриф УМО Минобразования РФ).
    3. Лукьяненко В.П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России: монография [Текст] / В.П. Лукьяненко. – М.: «Советский Спорт», 2007. – 95 с.
    4. Лукьяненко В.П. Терминологическое обеспечение развитие физической культуры в современном обществе [Текст]: монография / В.П. Лукьяненко. — М.: Советский Спорт, 2008. – 158 с.
    5. Лукьяненко В.П. Физическая культура.– Германия. Немецкий издательский дом, LAPLAMBERTAcademicPublishing,2012. – 290 с.
    6. Лукьяненко В.П., Концепция реформирования учебной работы по физической культуре в школе: Монография [Текст] / В.П.Лукьяненко.– Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015.– 128 с.
    7. Лукьяненко В.П., С.А. Егорова, В.Г. Петрякова. Научно-методические основы лечебной гимнастики при плоскостопии у детей: Монография. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 118 с.

    Статьи в журналах по проблемам образования в области физической культуры:

    (иностранных, из перечня ВАК и баз данных СКОПУС)

    1. Лукьяненко В.П. Об одной вековой дискуссии //Физическая культура в школе, 1997. — № 3. – С.42 (ВАК).
    2. Лукьяненко В.П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1999. — № 1-2. – С. 18. (ВАК)
    3. Лукьяненко В.П. На острие проблем школьной физкультуры //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. — №2. – С. 39. (ВАК)
    4. Лукьяненко В.П. Исследование проблемы соотношения двигательного и интеллектуального компонентов содержания общего образования в области физической культуры //Теория и практика физической культуры. – 2002. — №9. С. 40. (ВАК)
    5. Лукьяненко В.П. Общее физкультурное образование и проблема здоровья учащейся молодёжи Статья «Народное образование», 2005. — № 2. – С.132-135. (ВАК)
    6. Лукьяненко В.П. Основные заблуждения в понимании проблем школьной физической культуры. Заблуждения методологического характера // Физическая культура в школе, 2012. — № 2. – С. 46-53; № 3. – С. 13-17. (ВАК)
    7. Lukyanenko V.P. Basic statements of nonprofessional physical education through the conception of modernization system / «Physical education and sport: Challenging the future».- – P. 117-119. (Варшава: Университет физического воспитания им. Юзефа Пилсудского).
    8. Lukyanenko V.P. The substantial essence and the main destination of the subject \»Physical training\». International Journal Of Applied And Fundamental Research. –2014. – № 2 –url:www.science-sd.com/457-24619(15.06.2015).
    9. Lukyanenko V.P. The fatal delusions in understanding of general education challenges in the field of physical culture // European journal of natural history. – 2014. – № 4. – P.12-21.url:www.world-science.ru/euro/505-33313
    10. Лукьяненко В.П. Сущность понятия и основное предназначение учебного предмета «Физическая культура» // Физическая культура в школе, 2014. – № 5. – С. 2-6 (ВАК).
    11. Лукьяненко В.П. На острие проблем реализации компетентностного подхода в системе физкультурного образования России / В.П. Лукьяненко // Теория и практика физ. культуры. — 2016. — № 6. — С. 94-96 (СКОПУС)
    12. Лукьяненко В.П. А воз и ныне там. Парадоксы и противоречия учебного предмета «Физическая культура» // Физическая культура в школе, 2020, — № 1, с. 34-39.
    13. Лукьяненко В.П. Проблема понятийно-терминологического обеспечения разработки Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» // Теория и практика физической культуры, 2020, № 1, с. 101-103. (SCOPUS)
    14. Лукьяненко В.П. Проблемы, противоречия и парадоксы учебного предмета «Физическая культура» // Педагогика, 2020, № 3, с. 10-16. (База данных на платформе Web of Science, Russian Science Citation Index (RSCI
    15. Лукьяненко В.П., Муханова Н.В. О преподавании теоретического материала на уроках физической культуры // Физическая культура в школе, 2020. — № 4. — С. 13-18.
    16. Лукьяненко В.П., Муханова Н.В. Реализация принципа природосообразности в процессе преподавания учебного предмета «Физическая культура» // Физическая культура в школе, 2020. — № 5. – С. 2-13.

    Основные публикации по проблемам точности движений:

    1. Лукьяненко В.П. К вопросу об определении понятия «точность движений» //Теория и практика физической культуры – 1989. — №11. – С. 57 (ВАК)
    2. Лукьяненко В.П. Точность движений: проблемные аспекты теории и их прикладное значение //Теория и практика физической культуры. – 1991. — №4. – С. 2. (ВАК)
    3. Лукьяненко В.П. Исследование проблемы соотношения двигательного и интеллектуального компонентов содержания общего образования в области физической культуры //Теория и практика физической культуры. – 2002. — №9. С. 40. (ВАК)
    4. Лукьяненко В.П., Хежев А.А., Бажев А.Б. Развитие силовых возможностей человека, как базовая основа для реализации его координационных способностей. //Теория и практика физической культуры», 2007.-№6. –С.52-64 (СКОПУС)
    5. Лукьяненко В.П., Р.А. Воликов. Биомеханические особенности ударных движений боксёров // Мир науки, культуры, образования, 2013. № 4 (41). – С. 85-86. (ВАК)
    6. Лукьяненко В.П., Воликов Р.А. Биомеханические особенности ударных движений ногами в спортивных единоборствах // Мир науки, культуры, образования, 2014. — № 6 (49). – С. 137-139. (ВАК).
    7. Лукьяненко В.П., Хежев А,А., Бажев А.З. Специализированная силовая подготовка, как условие повышения точности движений и совершенствования технического мастерства // Теория и практика физической культуры, 2015. — № 8. – С.89-71. (СКОПУС)
    8. Лукьяненко В.П. Точность движений: проблемные аспекты теории // Теория и практика физической культуры, 2018. — № 1. – С. 43-46. (СКОПУС)

    Полемические статьи по актуальным проблемам образования в современной России:

    1. Лукьяненко В.П. Компетентностный подход в системе образования России: на острие проблем // Народное образование, 2015. — № 9. – С. 12-19 (ВАК)..
    2. Лукьяненко В.П. Компетентностный подход: проблемы реализации с позиций методологического анализа // Педагогика, 2016. — № 9. – С. 14-24. .(включен в базу данных для размещения на платформе Web of Science как Russian Science Citation Index (RSCI).
    3. Лукьяненко В.П. Системный кризис образования в России: признаки и их анализ // Педагогика, 2018. — № 1. – С. 22-32. .(включен в базу данных для размещения на платформе Web of Science как Russian Science Citation Index (RSCI).
    4. Лукьяненко В.П. «Крамола» и «ересь» об «Антиплагиате» // Народное образование, 2018. — № 5. – С. 63-76 (ВАК).
    1. Лукьяненко В.П. Патент на изобретение № 2324910. Реверсивный статокинединамометр.- Заявка № 2006132595.- Приоритет изобретения 11 сентября 2006 г. — Зарегистрирован в Государственном реестре изобретений РФ 20 мая 2008 г – Срок действия патента 11 сентября 2026 г.(Патентообладатель ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»).
    2. Лукьяненко В.П. Патент на изобретение № 2385172 Устройство для тренировки спортсменов-армрестлеров. Заявка № 20081397747/12(051367). Приоритет изобретения от 06.10. 2008 г. Зарегистрирован в Государственном реестре изобретений РФ 27 марта 2010 г. (Патентообладатель ГОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова).

    Данные о публикационной активности в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ): Число публикаций 116, Число цитирований 1090, Индекс Хирша 14

    Источник

    

    Формирования у подростков здорового образа жизни средствами физической культуры

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:23, курсовая работа

    Краткое описание

    Цель исследования: теоретически рассмотреть и экспериментально проверить условия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры.
    Гипотеза исследования: процесс формирования у подростков здорового образа жизни будет эффективен, если соблюдаются следующие педагогические условия:
    — информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения);
    — актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни;
    — обогащение опыта здорового образа жизни школьника (с использованием средств физической культуры).

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………….3
    Глава 1. Теоретические основы формирования у подростков здорового образа жизни средствами физической культуры……………………………….8
    1.1. Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………8
    1.2. Особенности формирования здорового образа жизни у подростков………………………………………………………………………..17
    1.3. Средства формирования у подростков здорового образа жизни….23
    Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у подростков здорового образа жизни средствами физической культуры…….30
    2.1. Диагностика уровня сформированности у подростков здорового образа жизни……………………………………………………………………..30
    2.2. Реализация средств физической культуры в формировании у подростков здорового образа жизни……………………………………………38
    Заключение………………………………………………………………..44
    Список литературы……………………………………………………….46
    Приложения……………………………………………………………….49

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    К.р. формирование ЗОЖ у подростков.doc

    Где, К.г. – контрольная группа, Э.г. – экспериментальная группа.

    Уровень сформированности здорового образа жизни у школьников контрольной группы не изменился. Тогда как в экспериментальной группе уровень сформированности здорового образа жизни повысился.

    Таким образом, проведенное нами исследование показало, что использование средств физической культуры повлияло на уровень сформированности здорового образа жизни у подростков.

    Учитывая результаты первичного диагностирования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, а также результаты диагностирования испытуемых после формирующего эксперимента, мы сделали общий вывод:

    1. У испытуемых повысилась мотивация к здоровому образу жизни.

    2. У испытуемых в целом повысилось проявление интереса к проблеме здоровья.

    3. Обследуемые стали активнее заботится о своём здоровье в практической сфере.

    4. Часть испытуемых стала более активно стремиться изменить своё окружение в вопросах здорового образа жизни.

    Отсюда следует, что работа по формированию здорового образа жизни у подростков с использованием средств физической культуры была реализована достаточно успешно.

    В нашем исследовании еще раз подчеркнута мысль, что здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная и ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс его социализации и воспитания, осознавания нового, более высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для создания основ душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

    Образовательное учреждение сегодня может стать важнейшим звеном такой социализации подрастающего поколения, взяв за ведущие принципы реализацию здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса и формирование здорового образа жизни, ориентированные на деятельность, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.

    Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

    Анализ литературы по проблеме исследования позволил предположить, что процесс формирования здорового образа жизни у подростков будет эффективен, при соблюдении следующих педагогических условий: информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни; обогащение опыта здорового образа жизни школьника (средствами физической культуры).

    Нами были разработана программа формирования здорового образа жизни подростков с помощью средств физической культуры.

    Цель исследования, заключавшаяся в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке условий формирования здорового образа жизни у подростков достигнута средствами физической культуры достигнута.

    Таким образом, развитие современной образовательной системы, существующей в условиях нарастания глобальных проблем и предельно обострившейся экологической ситуацией, а также ухудшения состояния здоровья выпускников школы, должно, на наш взгляд, определяться инновационными преобразованиями, в основе которых необходимо использование современных образовательных и воспитательных технологий.

    1. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье. [Текст]/ Н.М. Амос ов. — М.: ФиС, 1987. — 63с.
    2. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов [Текст] / Н.В.Бордовская, А.А.Реан — СПб: Питер, 2000. — 304 с.
    3. Брехман И.И., Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд., доп., пернраб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208 с.
    4. Возвышаева, И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты [Текст] / И.В. Возвышаева // Школа здоровья. – 2001. – №1. – С.48 – 59.
    5. Вульфов, Б.З. К проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников [Текст] / Б.З. Вульфов, Н.Ю Синягина // Мир образования.- 2007.- №3.- С.4-12.
    6. Дрибинский, П. Воспитание ценностного отношения к здоровью / П.Дрибинский // Воспитание школьников.-2008.-№8.-С.28-33.
    7. Дубровский, В.И. Валеология здорового образа жизни [Текст] / В.И. Дубровский. — М.: Флинта, 2006. – 137 с.
    8. Журавлёв И.В. Здоровье подростка; социологический анализ. М.:Изд-во Ин – та социологии РАН, 2002.
    9. Зайцев Г.К. Валеология. Культура здоровья/Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев .-Самара: БАХРАХ, 2003.-272с.
    10. Кириллина, В.И. Критерии сформировнности личностных представлений школьников о здоровом образе жизни / В.И. Кириллина // Современные гуманитарные исследования .-2006.-№5.-С.237-245
    11. Коваленко Т. Г., Смеловская Е. Л, Агафонова Л. В. Основы здорового образа жизни и регулирование работоспособности студентов. В.олгоград; Узд.-во ВолГУ, 2002. С. 7-9.
    12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст]: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
    13. Лукьяненко, В.П. Формирование здорового образа жизни / В.П. Лукьяненко // Физическая культура в школе.-2002.-№1.-С. 22-24
    14. Макеева, А.Г. О формировании основ культуры здоровья у подростков / А.Г.Макеева // Биология в школе.-2008.-№1.-С.3-7.
    15. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / В.В. Марков. — М.: Академия, 2004. — 320с.
    16. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи [Текст] / А.В. Мартыненко. – М.: Медицина, 1988. – 224 с.
    17. Мицан Е.Л. Формирования здорового образа жизни школьника как показатель его здоровья. //Оздоровление средствами о 0447_043d_044b_0439__Char» style=» fon

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *