Меню

Ментальная карта как средство развития

Применение ментальных карт на уроках, как средство развития творческих способностей учащихся.
учебно-методический материал

Цель применения ментальных карт – эффективное управление информацией, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации. Ментальные карты дают большую свободу мысли, это инструмент визуального представления и записи информации.

Скачать:

Вложение Размер
Статья 20.31 КБ
Презентация 886.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»

Применение ментальных карт на уроках,

как средство развития творческих способностей учащихся.

Составитель: учитель истории и обществознания

Использование ментальных карт для активизации мыслительного процесса подробно изложено в книге Тони Бьюзена «Супермышление».

Психолог Тони Бьюзен исследовал мыслительные системы, которые были присущи людям в эпоху античности и Ренессанса. Поскольку в эти времена было создано множество культурных объектов, литературных произведений. Т. Бьюзен заметил, что, создавая свои записи, они использовали фантазию и следовали ассоциативным связям. Возможно, именно поэтому их записи были способны донести информацию не только их создателю, но и любому человеку, даже по истечении нескольких столетий. Также психолог оценил значимость рисунка оформления собственных мыслей.

Ментальная карта – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Она отражает связи (смысловые, причинно – следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области.

Цель применения ментальных карт – эффективное управление информацией, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации. Ментальные карты дают большую свободу мысли, это инструмент визуального представления и записи информации.

Методика «ментальных карт» — это метод целостного мышления. Известно, что за логическое мышление человека отвечает левое полушарие мозга. Значит, при решении какой-либо стандартной проблемы будет активизировано именно оно. В то время как правое, отвечающее за творчество и образное мышление, не будет вовлечено в рабочий процесс.

Метод ментальных карт позволяет одновременно задействовать оба, что и означает целостность мышления.

Основной смысл методики ментальных карт заключается в получение рисунка, где в центре выделено основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Как и основная ветвь ассоциативных связей, мелкие ветки могут делиться еще на несколько более мелких. Таким образом, ментальная карта отображает все ассоциативные связи в мыслительном процессе ее создателя.

Технология ментальной карты направлена на формирование навыков самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности, которую с удовольствием выполняют все ученики на уроках.

При составлении ментальных карт ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, делает обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности пространственного мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.

Методические правила при использовании ментальных карт на учебном занятии:

— охват посредством ментальной карты всего учебного материала, относящегося к данной теме;

— структурно-смысловое единство материала, изучаемого на занятии и выносимого на самостоятельное изучение;

— последовательное развёртывание основной ментальной карты;

— оптимизация размеров и количества изображённых на карте элементов и связей в соответствии с возможностью их восприятия и усвоения;

— детализация ветвей основной ментальной карты посредством дополнительных изображений;

— подведение итогов на основе ментальной карты с детализацией учебного задания.

Ошибки при построении ментальных карт

  • Слишком сложная и многоуровневая ментальная карта.
  • Одинаковые рисунки, цвета и шрифты для различных уровней и ветвей (каждый уровень должен быть соответствующе выделен, чтобы визуально отличаться).
  • Отсутствие рисунков и иконок (именно эти элемента обеспечивают функциональность карты).
  • Двусмысленность и беспорядок (все элементы должны быть логически связаны между собой).

Источник

Мастер-класс «Ментальные карты как метод развития речи дошкольников»

Головченко Татьяна
Мастер-класс «Ментальные карты как метод развития речи дошкольников»

Слайд1 Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Головченко Т. Г. воспитатель I кв. категории «Усть-Кудинский детский сад».Обратите внимание на слайд: перед вами 4 картинки. Как вы думаете, что изображено на них?.

Слайд2 Тема мастер класса- «Мыслительные карты (ментальные карты) как средство речевого развития дошкольников».

Слайд3 Введение ФГОС ДО, потребовало поиска новых форм и методов организации образовательной деятельности.

Изучая литературу и интернет- ресурсы в поиске новых форм и методов интерактивного обучения, я обратила внимание на методику составления мыслительных карт.

Слайд4 Цель мастер-класса: передача опыта использования метода мыслительных карт как средство речевого развития дошкольников. Что такое мыслительные карты? Это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Метод мыслительных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Слайд5 Немного истории

Метод мыслительной карты был создан американским ученым, бизнесменом Тони Бьюзеном, а в мир дошкольный пришел благодаря кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Слайд6 Уникальность этого метода в том, что он одновременно включает в себя работу и правого и левого полушария головного мозга, тем самым, позволяя в полной мере использовать наш потенциал.

Возможно, кто –то возразит: «Схемами пользовались всегда». Да! Но в традиционном обучении мы давали детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составлении ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели. В этом есть суть развивающего обучения – активно – деятельностного подхода.

Слайд7 Каким образом метод ментальных карт можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, а именно в развитии речи детей? Валентина Михайловна Акименко предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. По картам легко запоминать лексику, формировать и обогащать словарь ребёнка, придумывать предложения и рассказы. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. Так же использовать метод в работе с детьми с ЗПР, даёт огромные положительные результаты. Метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Слайд8 Суть ментальных карт заключается в том что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Для этого

можно использовать не только слова, но и рисунки, картинки. Для создания карт используются только цветные карандаши, фломастеры, маркеры.

Каждая главная ветвь (ассоциация) имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

При работе с младшими дошкольниками необходимо использовать рисунки, картинки, достаточно использовать ветви второго порядка. Так как дети не умеют писать и читать вместо названий и понятий используем изображения (картинки).

В старшем дошкольном возрасте можно записывать слова (предпосылки грамотности).

Слайд9 В составлении карт могут участвовать:

— педагог (он может составлять карту по теме занятия. При этом ребёнок в ходе исследования- беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ.

-педагог в совместном взаимодействии с воспитанником (как закрепление материала по определенной теме или в проектной деятельности).

— работа с родителями (составление мини-карт — дети вместе с родителями, пополнение материала к картам)

Слайд10 В своей педагогической практике я использую метод ментальных карт при работе по развитию лексики (расширение объёма и активизации словаря, уточнение значения слов, при формировании грамматических категорий, при работе по развитию связной речи (карта может выступать в качестве вербальной основы высказывания, быть планом пересказа текста).

В условиях реализации ФГОС использование ментальных карт позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Эффективность этого метода в работе с дошкольниками неоспорима, непосредственное участие воспитанников в составлении карт способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей.

В результате применения ментальных карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Слайд11 При использовании метода мыслительных карт — Дети научились самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, стали более активными при разговоре, словарный запас стал точен и разнообразен. С введением шкал экерс-р,в дальнейшем хочу использовать этот метод при планировании образовательной деятельности в режимных моментах в начале дня с детьми.

Слайд12 А теперь я бы хотела пригласить фокус- группу 4-5 человек.

Детям предлагается проблемная ситуация (возраст- подготовительная группа): В детском саду праздник «День мам». Будет много гостей, наши любимые мамы. Гостей принято угощать. Чем же мы будем угощать?

Задание: Выберите, какое блюдо вы хотите приготовить (Салат, торт, компот). А какое полезное?

Уважаемые коллеги мы с вами составим рецепт салата, используя метод мыслительных карт. Отгадайте загадки, которые нам будут нужны для приготовления. (загадки на слайде).

Апельсина брат родной:

С золотистой кожурой,

Дольки в тонкой оболочке

Только меньше фрукт росточком. (мандарин)

Этот сладкий фрукт растет

В жарких странах круглый год.

Очень любят обезьяны

Кушать спелые (бананы)

Румяный шар растет на ветке.

Такое любят взрослые и детки,

И даже это любят бабочки,

Все потому что наливное (яблочко)

Что за фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет? (груша)

Близнецы на тонкой ветке. Все лозы родные детки.

Гостю каждый в доме рад. Это сладкий. (виноград)

Можно придумать название салата.

По завершению расскажите про мыслительную карту (защита: метод применяется в развитии речи детей)

Слайд 13 В заключении мастеркласса предлагаю ответить на вопрос: В условиях реализации ФГОС использование метода ментальной карты позволяет осуществлять интеграцию каких образовательных областей?

Слайд14 Закончить своёвыступление я хочу словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Прикреплённые файлы:

mentalnye-karty_f6jvi.pptx | 1787,08 Кб

Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи «Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи» Автор доклада: Пономарева Екатерина Костантиновна, воспитатель.

Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей» «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста» (мастер-класс для родителей) Цель: укрепление.

Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников» Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями, ищут новые подходы в образовании. Как.

Мастер-класс «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ» Мастер-класс. «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ»Прошу прощения за сокращения в тексте. На сайте есть.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер — класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Мастер-класс «Моделирование как средство развития речи у дошкольников» — Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Моделирование как средство развития речи у дошкольников». Цель: показать приемы.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных приёмов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи» МДОУ № 21 «Ласточка» Мастер-класс на тему «Использование нетрадиционных приёмов и материала для развития мелкой моторики как стимула.

Мастер-класс «Речевой тренинг как метод подготовки дошкольников к обучению грамоте» Цель: познакомить педагогов с понятием речевой тренинг, с его структурными блоками и формой проведения. Демонстрация фрагмента тренинга,.

Ментальные карты Тони Бьюзера в работе с дошкольниками Ментальные карты Бьюзена — ассоциативный метод активизации мышления Всем доброго времени суток! В начале хочу рассказать почему меня заинтересовал.

Ментальные карты в работе с дошкольниками Тенденция современного общества обуславливает необходимость постоянного поиска педагогических инноваций, которые будут способствовать интенсификации.

Источник



Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся

Дата публикации: 25.10.2017 2017-10-25

Статья просмотрена: 434 раза

Библиографическое описание:

Майер, Е. И. Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся / Е. И. Майер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46134/ (дата обращения: 25.04.2021).

В современной психолого-педагогической литературе систематизация и обобщение знаний представляются как одно из средств развития самообразовательной деятельности обучающихся, важной для современного человека. Действующие Федеральные государственные образовательные стандарты рекомендуют проводить отдельные занятия, посвященные систематизации и обобщению знаний по теме. При этом, требуется осуществлять переход от информационно-объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам, а также отойти от привычной схемы постижения знаний «услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике» [2].

Под обобщением мы понимаем мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, переход от единичного к общему. На основе обобщения учащиеся усваивают понятия, законы, идеи, теории, т. е. отдельные знания, их системы и структуры.

Под систематизацией мы понимаем мысленную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Систематизация есть естественное свойство всякой умственной деятельности, без нее невозможно установление взаимосвязи между явлениями действительности, научное познание.

В учебной деятельности школьников процесс систематизации осуществляется в единстве с процессом обобщения знаний. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация. Однако, формирование способности к обобщению и систематизации у учащихся не может формироваться стихийно, это требует определенных действий от учителя. Сделать это можно различными способами. В качестве одного из них может выступить использование ментальных карт в учебном процессе.

Ментальные карты — это рациональный и продуктивный прием представления информации. Этот прием применяют при разработке новых идей или фиксировании уже имеющихся, обработке и систематизации информации и многого другого. Этот метод имеет ряд бесспорных преимуществ перед обычными способами записи [1]. Автором технологии использования ментальных карт является Тони Бьюзен. Им же было создано собственное программное обеспечение для поддержки создания ментальных карт под названием iMindMap в декабре 2006 года.

Ментальная карта изображается в виде «дерева», на каждой ветке которого записаны главные слова, идеи или понятия. Фундаментом этого метода стал принцип «радиантного мышления». Радиальное мышление — это ассоциативное мышление, начальная точка которого есть центральный образ. От центрального понятия во все стороны идут ветви. Над ветвями записывают основные понятия или рисуют конкретный образ. Затем каждая ветка продолжает делиться на более тонкие веточки — так происходит детализация свойств элементов карты. Данная запись дает возможность ментальной карте расти во всех направлениях и при необходимости дополняться.

Ментальная карта существенно отличается от традиционной формы представления информации и имеет ценные для обобщения и систематизации учебного материала черты:

‒ проще выделить главный объект, так как он находится в центре листа в виде некоторого графического образа;

‒ все внимание сосредотачивается на главных вопросах;

‒ четко видна важность каждой идеи. Значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные — на периферии;

‒ быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится большое количество информации;

‒ легко можно дополнить карту новой информацией.

Все это дает широкие возможности использовать ментальные карты, как на этапе введения нового материала, так и на этапе повторения и обобщения; как для обширной визуализации материала по всей теме или разделу, так и для углубленного изучения различных узких аспектов темы.

Использование ментальных карт в рамках обобщения и систематизации учебного материала по теме или разделу имеет ряд преимуществ и позволяет:

  1. Возбудить интерес учащихся.
  2. Сделать учебный процесс «живым», динамичным: благодаря форме записи учебный материал становится более гибким и позволяет вносить изменения в планируемые занятия, идти по пути учащихся.
  3. Контролировать глубину усвоение темы обучающимися.
  4. Демонстрировать не только сами факты, но и взаимосвязи между ними, обеспечивая более глубокое понимание предмета учащимися.
  5. Развивать креативное мышление обучающихся.
  6. Формировать коммуникативную компетентность обучающихся.
  7. Формировать информационную культуру обучающихся, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией различного вида.
  8. Улучшать все виды памяти обучающихся.
  9. Интенсифицировать учебный процесс.

На уроке обобщения и систематизации знаний может быть создана коллективная ментальная карта по теме или разделу. В качестве домашнего задания учителем может быть предложено учащимся составить свою индивидуальную ментальную карту, отражающую свое видение данной темы, раздела, и обсудить их друг другом (в процессе чего могут измениться или дополниться). Составленные учащимися ментальные карты многократно используются и актуализируются ими в процессе в процессе подготовки к итоговой государственной аттестации (Основному государственному экзамену и Единому государственному экзамену).

Ментальные карты могут быть подготовлены учащимся и в электронном виде, что сделает их более наглядными и эстетичными. Соответствующее программное обеспечение позволяет настроить последовательное появление ветвей, демонстрирующее углубление в понятия темы, «выпадение» дополнительной информации при наведении курсора на элемент с символическим изображением текста и др.

Наш педагогический опыт позволяет сделать вывод, что использование ментальных карт является удобным и эффективным способом систематизации знаний, умений и навыков учащихся, позволяет оптимально проводить повторение и обобщение ранее изученного материала, а также способствует актуализации и углублению полученных знаний.

Источник