Меню

Моделирование как средство развития конструктивной деятельности дошкольников

Метод моделирования в конструктивной деятельности дошкольников
статья на тему

Метод моделирования в конструктивной деятельности дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
pedsovet._metod_modelirovaniya_v_konstruktivnoy_deyatelnosti_doshkolnikov.docx 19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Брагина Людмила Николаевна

Тема: «Метод моделирования в конструктивной деятельности дошкольников».

Конструирование в общеобразовательных программах дошкольного образования было всегда обязательным компонентом. Данный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей и экспериментированию, нашёл своё увлекательное и современное продолжение в игровом наборе «Стройкайе».

Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод моделирование известно, очень давно.

В. А. Штофф определяет модель как «средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений».

В своих исследованиях Л. А. Венгер указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира.

Для детей младшего дошкольного возраста этапы конструирования выглядят так:

1) знакомство детей с реальным объектом (целиком, потом показывает, из каких частей он состоит, объясняет их практическое назначение. Например, «Домик» — стены, окна, дверь, крыша и т. п., объясняет, какова их форма и пространственное расположение по отношению друг к другу. Далее педагог останавливается на деталях, из которых состоят эти части, и их пространственном расположении. Порядок обследования должен соответствовать последовательности возведения постройки.

2) воспитатель показывает ребенку образец постройки, а затем учит приемам создания простых конструкций из ограниченного количества деталей. Это конструирование включает действия на основе подражания, действиям воспитателя, собственные усилия ребенка в сочетании с действиями самоконтроля, а также прямую помощь со стороны воспитателя.

3) воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.

4) педагог должен вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать. Эта помощь может быть выражена в повторном показе постройки образца, в том, что воспитатель поправляет постройку, достраивает ее сам в случае, если ребенок затрудняется в ее завершении или огорчен неудачей.

5) немаловажно наблюдение педагога за точностью выполнения по образцу, дети должны научиться правильно отбирали материал и правильно его использовать. Если же педагог замечает ошибки, общие для многих детей, то прибегает к повторному объяснению и показу тех или иных способов и приемов.

6) педагог показывает малышам, как использовать данную постройку для обыгрывания, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин) — это является «сюжетным конструированием»

Совместное моделирование по карте-схеме объектов из 2-5 элементов. В данном возрасте можно попробовать применять карты-схемы, для постройки объектов из небольшого количества элементов (домик, машину, гараж, скамейку, стол и др.)

У детей старшего дошкольного возраста можно выделить формы конструирования: по схеме, по условиям, по замыслу. Они уже научены работать по образцу в более младшем возрасте, способны к более сложной конструктивной деятельности.

В процессе конструирования по схемам у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.

В процессе конструирования по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше), но и функциональные свойства.

Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу — они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.

Немаловажно, что дети, более старшего возраста способны самостоятельно обыгрывать сконструированные предметы.

Таким образом, использование наглядного моделирования в конструктивной деятельности влияет на развитие дошкольников памяти, воображения, логического мышления, речи, моторики, а так же развивает у детей способности к моделированию пространственных отношений, социальных, научных и математических навыков. Развивает представление о социальном окружении. Использование схем дает возможность сформировать у детей умение строить чертежи, а это в свою очередь формирует более полноценные модельные способности.

  1. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. – 1982. — № 9.
  2. Краевский В. В. Общие основы педагогики. / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2003.
  3. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. – 1982. — № 9.
  4. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З. А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1985.

Источник

Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника

татьяна сабирова
Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника

Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника»

Актуальность данной темы заключается в том, что Конструктивно-модельная деятельность направлена на творческое развитие ребенка.Выбор данного направления работы обусловлен противоречиями: С одной стороны необходимостью продуктивного развития дошкольников и с другой стороны существующим подходом в работе дошкольных образовательных организаций.

Как разрешить эти противоречия? Каким же должно быть развитие конструктивно-модельной действий у детей старшего дошкольного возраста?

Ответом на эти вопросы является мой опыт работы, цель которого приобщать детей к миру технического и художественного конструирования.

Исходя из поставленной цели,мною определены задачи: 1. Приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства. 2. Упражнять в конструирование по графическим моделям. 3. Развивать наглядно-образное восприятие. 4. Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования ориентирует на реализацию: САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, одним из видов является Конструктивно-модельная деятельность. Что же такое Конструктивно-модельная деятельность? —

— Это практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного результата соответствующего его функциональному назначению.

Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов, из различных видов конструкторов. К художественному конструированию относят — конструирование из природного и бросового материала.

С чего же начинается работа над Конструктивно-модельной деятельностью?. С Изучения дидактики по данному вопросу, это помогает мне как педагогу повысить свой интеллектуальный потенциал, для дальнейшего применения в своей педагогической работе. Для планирования работы на начальном этапе я провожу диагностику способностей детей, и выявляю низкий, средний, высокий уровень способностей.

Одним из этапов развития конструктивно-модельной деятельности, является Создание предметно-пространственной среды в группе и на участке детского сада с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Где не обойтись без техники безопасности, при работе с мелкими, разьедененными, колкими, режущими предметами.

Работая над Созданием предметно-пространственной среды, мною была создана, которая содержит описание 12 разновидностей различных конструкторов, имеющихся в моей группе.Например: «Брикмастер» – это конструктор, состоящий из настоящих маленьких кирпичиков. Элементы конструктора производятся из натуральных экологически чистых материалов. Он развивает мелкую моторику. Способствует развитию воображения и пространственного мышления. Этот конструкторимеет широкий спектр применения в: например в развитии речи Д/И «Отрабатываем предлоги» (Дать детям понятие о значении предлога, в познавательном развитии вводится понятии натуральный и искусственный материал.

Моя методическая копилка содержит картотеку дидактических игр, направленных на приобретение знаний о внешних свойствах предмета, что очень важно, для формирования пространственного мышления. Мелкие игрушки людей, матрешек, животных, машинок, для обыгрывания построек домиков, мостов, заборчиков, машинок мною были собраны и классифицированы.

С целью развития мышления и обогащения двигательной сферы ребенка мною используется метод конструирования по образцу в содержании физминутки. В этой связи были составлены моделирующие картинки со звуковым сопровождением. Так, например, услышав музыку, глядя на картинку, какое движение хочется выполнить?

– вытянуть шею! (как черепашка). Если вы устали …. чем поможет это упражнение, Это упражнение укрепляет мышцы шеи, вырабатывает осанку. Физкультминутки с использованием моделирующих действий животных направлены на развитие воображения, мелкой моторики рук, вырабатывание осанки и укрепление мышц.

Участок детского сада, тоже является средой развития Конструктивно-модельной деятельности с использованием природного и бросового материала, что развивает коллективные и творческие способности. (Конструктивно-модельная деятельность из природного материала развивает изобретательность и смекалку, стремление к творчеству и созиданию)

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Роль родителей в развитии конструктивных способностей детей дошкольного возраста является немаловажной. Включение семей воспитанников в образовательную деятельность детского сада расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей и детей.

Существуют следующие Формы организации детской деятельности по конструированию.

Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагаются образцы построек и показываются способы их воспроизведения, а результат это творчество ребенка. Этот прием важен на начальном этапе образовательной деятельности по конструированию, когда дети еще не знают как сконструировать постройку или когда по результатам диагностики показали низкий уровень развития ребенка.

Конструирование по модели заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, чертеж или макет. В образовательной деятельности с детьми в раннем возрасте используются конструкторы, а в подготовительной группе мы уже моделируем из бумаги. Дети со и высоким уровнем диагностики самостоятельно справляются с таким видом заданий, а детям с низким и средним уровнем при выполнении требуется помощь взрослых.

Конструирование по условиям. Это довольно сложный вид конструирования. Ребенок не получает готового образца поделки или рисунка и не знает способа решения обозначенной проблемы. Дошкольник самостоятельно анализирует условия задания и строит на основе этого свою поделку, проявляя индивидуальность и находчивость.

Конструирование по замыслу позволяет дошкольнику самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Для детей это самый интересный вид конструирования, потому что дети сочиняют такие постройки, что нам с вами педагоги никогда и в голову не придет. Дети сами решают, что и как будут строить. Эта форма конструирования не является средством обучения детей!

Конструирование по теме предполагает общую тематику конструкций, дети сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.Я мотивирую детей: говорю им, давайте постоим город, для того чтобы…. Дети сами выбирают нужный им конструктор. Эта форма организации деятельности по конструированию используется совместной деятельности с детьми.

Каркасное конструирование. Эта форма конструирования используется в образовательной деятельности как вариант более сложного технического конструирования. Дошкольники мысленно придумывают, как можно закончить каркас, добавляя к нему те или иные детали. Дети могут модифицировать постройку, но понимают, что есть определенный каркас, от которого отступать нельзя.

Я придумала все это не сама, знания и опыт приобретены мной на курсах повышения квалификации. Принимала участие во всероссийских конкурсах и мероприятиях. Результат моей деятельности отражен в достижении моих воспитанников. По результатам диагностики уровень творческих способностей самостоятельности, при системном использовании дает положительную динамику.

Так для чего же мы конструируем с детьми? Для чего развиваем творческие способности? Я уверена, если ребенок в детстве не научился сам ничего не научился творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать.

Источник



Опыт работы «Тико-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшей группы»

Лиана Пархоменко
Опыт работы «Тико-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшей группы»

Пархоменко Лиана Сергеевна,

воспитатель МБДОУ д/с № 76 «Везелица» г. Белгорода

ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребёнок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.

Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные конструкции дети используют в сюжетно — ролевых играх, в играх — театрализациях, в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Наиболее универсальными и развивающими является «ТИКО-конструктор», который обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию.

Работая с современными конструкторами, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и так далее. Это повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

Необходимость использования современных конструкторов в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Выготский Л. С., Давыдов В. В., Запорожец А. В. и др.). Исследования Лурия Л. П., Поддьякова Н. Н., Давидчик А. Н., Парамоновой Л. А. показывают, что конструирование – является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Появились инновационные, разнообразные развивающие конструкторы: электронные конструкторы, магнитные конструкторы Bondibon, LaserPegs, MAGFORMERS, Polydron «Знаток»; динамические конструкторы ЛЕГО, Gigo, Bauer, «ТИКО» наборы и многие другие. Процесс конструктивной деятельности непосредственно связан со всеми видами деятельности ребёнка в детском саду, знания и умения, полученные, на занятиях с успехом реализовываются во всех её сферах. Так же конструктивная деятельностьявляется одним из эффективных способов подготовки к школе: развивая необходимые для обучения качества, делает это совершенно ненавязчиво, поскольку привлекательна и интересна для детей. Конструирование является по своей сути деятельностью моделирующей. Любая постройка – это модель, отражающая наиболее существенные структурно-функциональные свойства объекта. Поэтому создание даже элементарного, условного сооружения требует наличия достаточного уровня знаний об объекте, сформированности избирательного восприятия его специфических пространственных характеристик (форма, размер объекта и его частей, пространственное взаиморасположение).

В качестве содержательной базы в технологии «ТИКО-моделирование» предлагается развитие у дошкольников конструктивных способностей и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления дошкольников. С этой целью через практическую деятельность с конструктором ТИКО дети знакомятся с плоскостным и объемным моделированием.

Работа по ознакомлению детей с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование проходит в игровой форме по образцу и по схемам. Основные формы работы с детьми – индивидуальная и групповая.

Работу по ТИКО-моделированию начинаем с блока «Плоскостное моделирование»: знакомимся с геометрическими фигурами и их свойствами, исследуем формы и свойства многоугольников, сравниваем, классифицируем, выявляем закономерности, выполняем задания на пространственное ориентирование, выделяем части и целое. Также работа проводится в рабочих тетрадях разработанными и составленными Логиновой И. В.

Занятия построены на основе практической работы с конструктором ТИКО и ознакомлению детей с такими видами творческого конструирования как:

1) исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель;

2) свободное исследование, в ходе которого дети создают различные простейшие модели.

На занятиях по конструированию и в свободной деятельности дети придумывают, фантазируют, создают оригинальные конструкции из ТИКО конструктора, тем самым развивая творческое и техническое мышление.

Дальнейшая работа продолжается с блоком «Объёмное моделирование». В данном блоке проводится исследование и конструирование сложных многогранников, предметов, имеющих форму призмы, предметов пирамидальной формы. Для данного блока также используем рабочие тетради автора Логиновой И. В.

Для ребёнка важно, чтобы результаты его творческой деятельностиможно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Для этого проводятся родительские собрания и мастер – классы для родителей воспитанников, где дети демонстрировали свои навыки по ТИКО – моделированию. Конструктор «ТИКО» создает для этого самые благоприятные возможности. Используя конструктор «ТИКО» в собственной деятельности, дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, конструируют поделки как плоскостные, так и объёмные, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

В целях расширения образовательного пространства учреждения и активного включения родителей проводятся семейные квест-игры по микрорайону и городу Белгороду (семейная квест – игра с использованием ТИКО – моделирования проведена на базе нашего ДОУ 15 мая 2019 года среди детей младшего дошкольного возраста и их родителей (законных представителей) посвященный Международному Дню Семьи).

Педагоги разработали сценарии квест — игр с набором заданий для родителей. Семьи, принявшие участие в реализации квест-игр, выполняют все задания, итоговым заданием семьям – участникам было предложено сконструировать корабль (яхту, лодку и т. д.) с помощью набора ТИКО- конструктора.

Созданные ТИКО — изобретения дети используют в сюжетно — ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-детали в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром.

Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

«Маленький Мойдодыр» как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников». Под.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Источник