Меню

Музыкальная самостоятельная деятельность как средство логопедической ритмики

Средства логопедической ритмики. Упражнения, активизирующие внимание

Борис Елена
Средства логопедической ритмики. Упражнения, активизирующие внимание

1. Общая характеристика средств логопедической ритмики

2. Средство логопедической ритмики. Упражнения, активизирующие

внимание

2.1 Упражнения на развитие свойств внимания

2.2 Упражнения на развитие слухового внимания

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной.

Логопедическая ритмика основана на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Благодаря указанным компонентам, логопедическая ритмика может быть включена ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

Предметом — многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные.

1. Общая характеристика средств логопедической ритмики

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность людей с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы; заключительные упражнения. Логоритмические средства приобретают свои специфические особенности в деле музыкального воспитания, но в основном они рассматриваются как лечебно-педагогический метод в нервно-психиатрических и логопедических учреждениях. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой. Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений.

Следующий принцип использования логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала.Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т. п. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.

2. Средство логопедической ритмики. Упражнения, активизирующие внимание.

Эти упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители,развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Занимающиеся учатся сосредотачиваться и проявляют волевые усилия. Организуя двигательную сферу, педагог формируют у занимающихся готовность действовать определенным образом в определенном направлении. Воспитание такой готовности способствует устойчивости внимания; формирует умение воспроизводить заданный ряд последовательных действии, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений.

Воспитывать внимание помогают слово, музыка, жест. Особенно широко используется музыка. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение, и привлекают внимание занимающихся к изменению музыки, а значит, — и движению.

На логоритмическом занятии проводится обычно одно — два упражнения на активизацию внимания. Педагог продумывает, следует ли выбирать подвижное задание, связанное с бегом или маршировкой, или задание статического характера. Этот выбор зависит от психомоторного напряжения предыдущего и последующего упражнений по схеме занятия[2].

2.1 Упражнения на развитие свойств внимания. Упражнение на переключаемость движений.

Дети становятся в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку Д. Кабалевского «Клоуны» на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга приседает и выпрямляется с подъемом на носки, другая, наоборот, выпрямляется с подъемом на носки и приседает.

Упражнение на устойчивость внимания (импровизация).

Дети идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Остальные продол-жают движение. На следующий акцент идущий впереди встает на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не опустятся на одно колено. На следующий акцент первый встает и ходит между детьми, постепенно (на акценты в музыке) собирая их в цепочку.

Упражнение на распределение внимания

Дети (взрослые) стоят по кругу и рассчитываются на первый, второй, третий. Первые идут под музыку Д. Кабалевского «Веселое путешествие» по кругу в правую сторону, одновременно с ними вторые идут налево по кругу. В это же время третьи стоят на месте и хлопают в ладоши.Затем движения меняются: вторые идут направо, третьи налево, первые хлопают. И наконец, третьи идут направо, первые — налево, вторые хлопают. Перемена движений — после каждых 8 тактов ходить четвертями.

Упражнение с мячом. (С. Майкапар «Полька», отрывок.)

Дети стоят по кругу и рассчитываются по порядку номеров. Перекатывают без музыки мяч от соседа к соседу по номерам и запоминают, кому они катают мяч.Другой вариант:мяч перебрасывается по номерам: первый бросает второму, второй — вверх и перекатывает третьему, третий — вверх и бросает мяч четвертому, четвертый — вверх и перекатывает мяч пятому, пятый — вверх, и все вертятся вокруг себя (10 тактов). Переброска начинается сначала. Можно несколько раз меняться местами.

Упражнение «Жуки».

Дети свободно стоят по всей площадке.По сигналу педагога бегут врассыпную: «Жуки летают». Затем по сигналу останавливаются,быстро ложатся на спину и болтают в воздухе ногами и руками: «Жуки упали на спинки и не могут перевернуться». По сигналу педагога быстро встают[1].

2.2 Упражнения на развитие слухового внимания.

Эти упражнения помогают детям различать мажорное и минорное окончание музыки, слышать и передавать в движении короткие музыкальные фразы с затактовым построением; совершенствуют плавность движений. Чтобы дети различали мажорное и минорное окончание,педагог спрашивает их: «Грустно или весело окончилась музыка?» Позднее, чтобы проверить, действительно ли дети научились различать мажор и минор, следует менять последовательность частей. Например, дать прослушать два раза части с мажорным окончанием и последующей пляской или с минорным окончанием и колыбельной.

«Поспи и попляши». (Т. Ломовова «Игра с куклой».)

Дети стоят в кругу, в руках у одного ребенка кукла.

Первая часть музыки. На затакте каждого такта ребенок плавным движением передает куклу своему соседу справа (слева, который принимает ее на первый счет следующего такта, и так до конца первой части музыки,которая заканчивается в миноре: кукла засыпает, ребенок держит ее на руках.

Вторая часть музыки. «Колыбельная». Ребенок, последним получивший куклу, ходит внутри круга, укачивая ее. После окончания музыки он занимает свое место в кругу. Третья часть музыки. Дети передают спящую куклу дальше по кругу. Музыка оканчивается в мажорной тональности. Кукла просыпается, ребенок поворачивает ее вертикально.

Четвертая часть музыки. «Плясовая». Ребенок, последним получивший куклу, пляшет с нею внутри круга, остальные дети слегка ^лопают в ладоши.

Повторяется громко четвертая часть музыки. Дети пляшут, а кукла «хлопает».

Упражнение «Летний дождь». (Музыка С. Разоренова.)

Кап, кап, кап, кап.

Кап, кап, кап, кап.

Дождь пошел сначала редкий.

Капля — две на весь лесок.

Кап, кап, кап, кап.

А потом по каждой ветке — кап!

На каждый лепесток.

Ливень хлынул проливной

И повис над мокрым лесом.

Словно пряжей водяной.

И поил он все травинки,

Не оставил ни пылинки —

только лужицы воды.

Занимающиеся стоят лицом к педагогу и потряхивают бубнами над головой на счет: «раз и два, раз и два!» Потом все делают поворот направо, останавливаются и снова потряхивают бубном под счет «раз и два», еще поворот вправо, и все оказываются спиной к педагогу, затем следующие два поворота вправо возвращают всех в первоначальное положение.В каждом положении занимающиеся встряхивают бубном над головой и считают: «Раз и два! Раз и два!» При повторении игры поворот делается налево. Во время счетных упражнений дети проговаривают стихи [1].

Музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.

Решение оздоровительных задач обусловлено тем и отклонениям и ил и недостатками в физическом состоянии детей с речевой патологией, которые или являются предрасполагающими факторами в возникновении речевого нарушения, или усугубляются в связи с ним. Особое внимание на логоритмических занятиях следует обратить на оздоровление детей с различными формами ринолалии (дети с симпто-мокомплексом открытой ринолалии, с дизартрией, алалией, заиканием, с функциональной дислалией.

Помимо знаний биологических, медицинских наук, логопедическая ритмикаиспользует данные гуманитарного цикла: психолого-педагогического и музыкального. Она связана с общей теорией физического воспитания, общей и дошкольной педагогикой, общей и детской психологией, дефектологией (коррекционной педагогикой, которые изучают закономерности развития взрослых и детей, влияние двигательных упражнений на психику человека (ребенка, а также законы применения средств, форм и методов педагогического воздействия в норме и при патологии. Знание возрастных и индивидуальных психологических особенностей человека (представлений, памяти, внимания и др.) позволяет правильно подбирать приемы обучения и воспитания и достигать эффективных результатов в процессе логоритмических занятий. При решении задач логоритмического воспитания используются методы и приемы обучения и воспитания, разработанные педагогикой.

В процессе коррекционной работы логопедическая ритмика опирается на закономерности возникновения и развития патологического процесса, на те специфические методы воздействия, которые разрабатываются дефектологией в отношении лиц с психическими и речевыми расстройствами [2].

1. Бабушкина Р. А., Кислянова. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи- Спб. : Каро, 2005

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Учебник для вузов. И. «Детство – Пресс».- Спб, -2010,-349с;

3. Методика музыкального воспитания в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1976

Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми с ЗПР на музыкальных занятиях В настоящее время в стране всё больше и больше расширяется сеть дошкольных образовательных речевых учреждений для детей с нарушением в развитии.

Детско-родительское игровое и развивающее взаимодействие «Внимание! Внимание!» Детско – родительское игровое и развивающее взаимодействие «Внимание. Внимание» Воспитатель: Пшеничникова Т. В. 2016г Детско-родительское.

Интегрированное мероприятие на основе логопедической ритмики «В зимнем лесу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 пос. Красносельского муниципального образования Гулькевичский.

Конспект урока ритмики в 3 классе коррекционной школы 8 вида «Хоровод» Тема урока: «Хоровод» Цели урока: Учить простейшим хороводным движениям. Развивать чувства ритма. Воспитывать чувство эстетики. Уровневые.

Программа «От ритмики к танцу» 1.10 Целевые ориентиры. К концу первого этапа обучения дети должны: 1. Освоить азы ритмики «от простого хлопка – к притопу»: точное «прохлопывание».

Программа «От ритмики к танцу» 1.10 Целевые ориентиры. К концу первого этапа обучения дети должны: 1. Освоить азы ритмики «от простого хлопка – к притопу»: точное «прохлопывание».

Программа по хореографии «От ритмики к танцу»: структура уроков, описание разделов и тем 2.4 Содержание программы первый год обучения Цель первого этапа обучения – создать условия для формирования устойчивого интереса детей.

Значение ритмики в жизни ребёнка Тема моего выступления: «Значение ритмики в жизни дошкольника» Слайд 2 1. Характеристика ритмики, как вида музыкальной исполнительной.

Источник

Методическая разработка на тему: «Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников»
методическая разработка на тему

Методическая разработка на тему:

«Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников»

Введение

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Диагностика показала, что у многих детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях, имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности. Познакомившись с методическими рекомендациями Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп), я убедилась, что они являются наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач. Предложенная в этих методических пособиях тематическая направленность и организационная вариативность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании, целенаправленно формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у дошкольников с речедвигательными нарушениями средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движения.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaja_razrabotka_logoritmika.doc 96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников»

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Диагностика показала, что у многих детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях, имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности. Познакомившись с методическими рекомендациями Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп), я убедилась, что они являются наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач. Предложенная в этих методических пособиях тематическая направленность и организационная вариативность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании, целенаправленно формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у дошкольников с речедвигательными нарушениями средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движения.

Особенности организации и проведения логоритмической деятельности

Цель – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.

— формировать двигательные умения и навыки;

— развивать пространственные представления;

— развивать координацию, переключаемость движений;

— знакомить с метроритмикой;

— воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

— формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

— совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

— развивать речевое дыхание;

— развивать артикуляционный аппарат;

— развивать фонематическое восприятие;

— развивать грамматический строй и связную речь;

— формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.

Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Необходимым условием работы при логоритмической деятельности является создание условий для возникновение удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

Основные требования к построению логоритмической деятельности

Большинство авторов (Е.Кузнецова, А.Е. Воронова, М.Ю.Картушина) придерживается структуры занятия, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной .

Возможно проведение логоритмической деятельности фронтально один раз в две недели во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 15-20 минут, в старшей – 20-25 минут, в подготовительной – 25 – 30 минут. Общее количество часов в год – 31.Диагностика проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

— на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

— на развитие внимания;

— регулирующие мышечный тонус;

— формирующие чувство музыкального размера;

— на развитие чувства темпа и ритма;

— на развитие координации движения;

— на координацию речи с движением;

— на координацию пения с движением;

— на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление

дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы (рисунок 1):

— артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

— чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

— пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

— упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным

особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

— вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

— фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

— песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

— музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

— музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

— коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

— упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальной деятельности. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать в других видах деятельности. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельности необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, методиста. Организатором может выступать музыкальный руководитель или логопед.

Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности

Учитывая, что слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности и вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т.е. по сути является ведущим, в процессе разучивания песни, танца или игры, я делаю акцент на восприятие музыки, так как именно оно определяет характер движения.

Через слушание музыки мы пытаемся обогатить эмоциональную сферу детей, кроме того, беседы после прослушивания музыки расширяют кругозор дошкольников, влияют на развитие связной речи. Слушание музыки я использую в решении коррекционной задачи как развитие внимания и памяти. После прослушивания произведения я провожу беседу о характере и содержании музыки, стараюсь стимулировать высказывания детей о своем отношении к музыке, а также предлагаю детям подвигаться под данную музыку, чтобы они смогли прочувствовать ее характер. Я опираюсь в организации этого вида деятельности на рекомендации О.Радыновой о том, что двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием.

Для развития устойчивого интереса к данному виду деятельности я подбираю разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возрастных особенностей. Практика показала эффективность использования произведений изобразительного характера, таких как «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной, «Детский альбом» П.И.Чайковского, «Картинки с выставки» М.Мусоргского и др. Они помогают развить у детей воображение и память. После прослушивания таких произведений мы с детьми их инсценируем с помощью игры, которую нередко придумывают сами дети.

Наиболее эффективно зарекомендовал себя прием – «нарисуй, о чем рассказала музыка» (т.е. дети выражают свое отношение к музыке не словами, а с помощью красок и узоров на отдельном листе бумаги). Таким образом, развиваем у детей психомоторную функцию, воображение, фантазию, мелкую моторику, а также слухо-зрительно-двигательную координацию.

Мы убедились, что сочетание слов, музыки, зрительного образа и инсценировок углубляют детские впечатления.

Наиболее результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач является пение .

Например, при невнятном произношении, «проглатывании» окончаний слов (особенно согласных), использую прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука и закреплению правильного произношения.

Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что наиболее действенным приемом, направленным на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, являются музыкально-дидактические игры. С их помощью развивается у воспитанников внимание, память, мыслительные процессы, т.е. оказывается комплексное корригирующее воздействие на детей.

Для развития фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.

Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.

В ходе работы над текстом разучиваемой песни, провожу работу по коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В нее включаю упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов . Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования я использую так называемые фонопедические упражнения , которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него). Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого провожу специально подобранные упражнения по системе В.Емельянова. Кроме того, они способствуют снятию стрессовых состояний. Я использую эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).

В работе над дикцией мной используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного, т.к. он активизирует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов.

Для профилактики простудных заболеваний, для оздоровления и повышения защитных свойств организма, для поддержки у детей бодрого настроения и побуждения их к активности, я использую игровой самомассаж биологически активных точек .

Используя вышеперечисленные приемы в пении, я заметила значительные улучшения: исчезла излишняя напряженность дыхательного и речевого аппарата, скованность голосовых связок, появилась выразительность в пении. А систематическое развитие навыков выразительного пения помогло решить многие коррекционные задачи для преодоления речевых нарушений.

В целом, все вышеперечисленные приемы способствовали развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики).

Для развития коммуникативных качеств у детей и выработки умения согласовывать свои действия с движениями других используются коммуникативные танцы и игры , а также ритмические игры . Они помогают дошкольникам преодолеть робость, застенчивость, а также естественно и непринужденно выполнять самые различные танцевально-игровые действия с товарищами.

Наиболее результативной формой музыкально-ритмического воспитания является утренняя музыкально-ритмическая разминка под музыку, целью которой является внесение дисциплинированности и организованности в выполнении движения. Благодаря присутствующему в ней ритму вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость движения, нормализуется двигательное беспокойство и движения выполняются в темпе музыки.

Материал, изучаемый на логоритмических занятиях закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время). Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение. Для этого в каждой группе организована соответствующая развивающая среда. Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.

Таким образом, все перечисленные выше упражнения способствуют развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти, ритмического слуха, нормализации координации движений с речью, пространственной организации движений, выразительности и грации движений, общей и мелкой моторики.

В процессе проводимой работы столкнулись с проблемой недостаточной теоретической подготовки по вопросу логоритмики, методической и дидактической базы. Для решения названной проблемы основной деятельностью стало самообразование педагога.

В целом, работа по данному направлению:

  • стимулировала введение в практику музыкальной деятельности новой авторской методики Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» ;
  • способствовала устранению речедвигательных нарушений дошкольников;
  • способствовала изменению структуры и содержания музыкально-логоритмической деятельности;
  • позволила систематизировать комплексы логоритмических упражнений.

В дальнейшем необходимо осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников.

Данный опыт может быть рекомендован музыкальным руководителям и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, особо логопедической группы.

Важным условием эффективного применения предлагаемой методики по музыкальному воспитанию для коррекции речедвигательных нарушений является:

  • соблюдение в организации работы дидактических принципов: систематичности, последовательности, активности самого ребенка, доступности и постепенности усложнения материала;
  • высокий уровень профессиональной подготовки педагога по проблеме;
  • наличие комплекта методического и дидактического материала;
  • заинтересованность педагога в оказании своевременной помощи детям, имеющим речедвигательные нарушения.

Пожалуй, для большинства деток самым первым стихом с движениями, становится либо потешка про ладушки, либо про мишку косолапого. Не смотря на то, что они достаточно короткие и легко запоминающиеся, трудно переоценить пользу, которую они приносят деткам. Во-первых, вам не нужно музыкальное сопровождение. Петь их не нужно, так что выучить и разыграть их вместе с малышом может любая мама или воспитатель. Во-вторых, детки как бы иллюстрируют стишок движениями, а значит расширяют и уточняют свой словарный запас, особенно это касается глаголов. А в-третьих, у ребенка здорово развивается координация движений, образное мышление и воображение, тренируются внимание и память. Ну и в конце концов, это очень весело. Для ребенка это еще одна форма игры .

Мишка косолапый
По лесу идет,

(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)

(Приседаем — собираем шишки)

Прямо мишке в лоб.

(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)

И ногою — топ! (Топаем ногой)

Зайчик серенький сидит

(Сидим, как зайчик)

И ушами шевелит,

Вот так, вот так!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

(Хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Прыгаем, как зайчик)

По лесной лужайке

Вот какие зайки,

(Поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок,

Роют лапкой корешок.

(Показываем ручкой, как роют зайки)

Вот какие зайки,

(Снова поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Следующий стишок учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается отдельно. Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз, затем ладошками вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно обе ладошки в кулачки. Когда эти движения будут даваться малышу легко, можно выполнять упражнение по логоритмике «Ладошки».

(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)

А теперь их на бочок!

(Ставим ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

(Зажимаем ладони в кулаки).

Ой, лады, лады, лады!

(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды!

(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)

Маме (папе, бабе) улыбаемся!

(Улыбаемся, разводим руки в стороны).

Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком нашинковать капустку, посолить, помять, тогда все движения и строки будут более осмысленные и понятны малышу .

Мы капусту рубим, рубим!

(Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу)

Мы капусту солим, солим!

(Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)

Мы капусту трём, трём!

(Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)

Мы капусту жмём, жмём!

(Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)

– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!

Наши красные цветки

(Согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком)

(Пальцы расставляем в стороны)

Ветерок чуть дышит,

Наши красные цветки

(Снова соединяем пальчики в «бутон»)

(Качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук)

И тихо засыпают.

(оединенные кисти рук подкладываем под голову)

(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)

(Хлопаем в ладоши)

— Едем, едем, едем, едем,

Он так громко говорит.

(Ритмично топаем ногами)

Шины трутся о дорогу.

Быстро крутятся колеса.

(Показываем ручками, как крутятся колесики)

Майский вдруг закапал дождь.

(Ритмично щелкаем пальцами рук)

И по лужам ты идешь.

Ветер шелестит листвой.

(Ритмично потираем ладонь о ладонь)

Спрятал кудри под травой.

(Ритмично потираем ладонями о колени)

Дождь сильнее застучал.

(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)

Скоро дождик ливнем стал.

( Хлопаем в ладоши)

(Ритмично постукиваем ладонями по ногам)

Вода в ботинках.

Мне зонтик нужен.

(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз)

(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)

Ой-ой-ой, кругом вода.

Да-да-да, себя так жалко.

Одевайтесь в дождь всегда!

Если у Вашего ребенка есть веснушки, то следующий стишок должен очень понравится маленькому любимцу солнышка.

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

(Ритмично скрещиваем руки над головой)

И им смело разгоняет

(Плавно покачиваем руками вверху)

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.

А весной на носик ставит

(Постукиваем пальцем по носу)

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

Кукла неваляшка встала, не лежит.

Сильно раскачалась, весело звенит.

(Ритмично покачиваемся из стороны в сторону)

Раздается всюду звон.

Слышен Лены громкий плач.

(Качаем «куклу» на руках)

Неваляшка все не спит,

Не ложится, не сидит.

(Делаем наклоны туловища вперед)

Закрутилась вдруг волчком.

Лена плакать перестала

И сама качаться стала.

(Хлопаем в ладоши)

И напоследок, еще парочка важных моментов касательно упражнений по логоритмике. Для ребенка это не упражнения, а игра, взаимодействие с мамой или другим взрослым. Поэтому дайте ему время усвоить движения, не заставляйте, выполняйте в хорошем настроении и с улыбкой. Совсем не обязательно сопровождать стишок именно описанными движениями. Вы можете и сами придумать или заменить их своими, лишь бы их мог повторить ваш малыш и ему это нравилось. Поначалу ребенок будет выполнять вместе с вами или вовсе протягивать к вам руки, чтобы вы выполнили за него. Позже, когда стишок полюбится и хорошо запомнится, вы сможете просто читать стишок, а ребенок будет его показывать. Удачи!

1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2007

2. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” — М.: Мозаика-Синтез, 2006

3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” — М.: ТЦ Сфера, 2006

4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” — Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.

5. Емельянов В. «Фонопедический метод развития голоса»

6. Журнал «Дошкольное воспитание» (№5, 6, 8, 9 1996г.)

7. Аудиозаписи из серии «Счастливый ребенок» (Колыбельные, Классика для малышей, Волшебство природы и т.д.)

8..Радынова О.П «Музыкальное воспитание детей»

9. Тютюнникова Т.Э. «Детское ансамблевое музицирование», «Программы и технологии» — журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004

10. Алехина Т. «Речевые игры» — журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление речевого нарушения у детей путём развития,воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.

В работе представлена игра, созданная в программе Power Point, предназначенная для использования ао аремя НОД по речевому развитию. Принцип составления программы базируется на приемах мнемотехники, ис.

Описана система применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Консультация для педагогов.

«Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп), являются наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач. Предложенная в этих методических пособиях тематическая.

Консультация для воспитателей.

Проект: «Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников&quot.

Источник



Музыкальная самостоятельная деятельность как средство логопедической ритмики

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность людей с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы; заключительные упражнения. Логоритмические средства приобретают свои специфические особенности в деле музыкального воспитания, но в основном они рассматриваются как лечебно-педагогический метод в нервно-психиатрических и логопедических учреждениях. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой. Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений.

Следующий принцип использования логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т.п. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.

Источник