Меню

Назовите художественные средства которые использует астафьев в рассказе в чем их роль

Изобразительно — выразительные средства языка в рассказе В.П. Астафьева «Зорькина песня»
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (5 класс) на тему

Разработка содержит подробный анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа В.П. Астафьева и может быть использована при подготовке к ЕГЭ и ГИА, начиная с 5-6 классов. Занятие сопровождается презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
izobrazitelno_-_vyrazitelnye_sredstva_yazyka_rasskaza_v.p._astafeva_zorkina_pesnya.doc 181 КБ
izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_yazyka_rasskaza_v.p.astafeva_zorkina_pesnya.ppt 744.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Иланская СОШ № 1» Красноярского края Савельева В.П.

Материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА в 5-6 классах средней школы

языка рассказа В.П. Астафьева

Есть у нашего земляка Виктора Петровича Астафьева удивительный рассказ, включённый им в сборник «Последний поклон», — «Зорькина песня». События, описанные в нём, просты и понятны: ранним утром мальчик и его бабушка идут за земляникой. Но рассказ этот привлекает читателя не богатством событийной стороны. Своим повествованием автор разворачивает перед нами удивительную картину жизни сибирской деревни, родной природы, её неповторимой красоты, её звуков, её многоголосья.

Когда знакомишься с работой мастера, непременно хочется понять: а как же это сделано? Хочется разглядеть не только мастерски нарисованные картины, но и все краски, «основу» произведения, его составляющие.

Итак, давайте будем читать вместе. « Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли на ближний увал по землянику. Огород наш упирался дальним пряслом в увал. Через жерди переваливались ветви берез, осин, сосен, одна черемушка катнула под городьбу ягоду, и та взошла прутиком, разрослась на меже среди крапивы и конопляника. Черемушку не срубали, и на ней птички вили гнезда».

Каждый неискушённый языковед прежде всего обращает внимание на лексические («увал» (склон), «прясло» (изгородь), и морфологические диалектизмы: «по землянику», «катнула» и такое ласковое слово «черёмушка». Олицетворения, использованные автором, оживляют картину, порождают движение: «ветви перевалились», «черёмушка катнула».

Тишина ещё царит на земле, но воображение автора при помощи эпитетов рисует «неповоротливых коров», «приречный луг»: «Деревня еще тихо спала. Ставни на окнах были закрыты, не топились еще печи, и пастух не выгонял неповоротливых коров за поскотину , на приречный луг.» Мы видим олицетворение «деревня… спала», диалектизм «поскотина»

И снова живое движение в картине: «А по лугу стелился туман » (олицетворение), но оно уже осязаемое: «от него мокра трава», «никли долу цветы куриной слепоты». Авторское слово «приморщили» и развёрнутая метафора делают незабываемым простой цветок: «ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

Мы поднимаем взгляд вверх и видим: «Енисей тоже был в тумане, скалы на другом берегу, будто подкуренные густым дымом снизу, отдаленно проступали вершинами в поднебесье и словно плыли встречь течению реки». Авторский эпитет «подкуренные», метафора «проступали вершинами в поднебесье», Сравнение с диалектизмом «встречь»(«словно плыли встречь течению реки») – словно карандашный рисунок для портрета великой реки.

И вот уже повествование захватывает тебя настолько, что встающая перед глазами картина начинает звучать. «Неслышная днем, вдруг обнаружила себя Фокинская речка, рассекающая село напополам . Тихо пробежавши мимо кладбища, она начинала гуркотать , плескаться и картаво наговаривать на перекатах. И чем дальше, тем смелей и говорливей делалась, измученная скотом, ребятишками и всяким другим народом, речка: из нее брали воду на поливку гряд, в баню, на питье, на варево и парево, бродили по ней, валили в нее всякий хлам, а она как-то умела и резвость, и светлость свою сберечь.

Вот и наговаривает , наговаривает сама с собой, довольная тем, что пока ее не мутят и не баламутят. Но говор ее внезапно оборвался — прибежала речка к Енисею, споткнулась о его большую воду и, как слишком уж расшумевшееся дитя, пристыженно смолкла. Тонкой волосинкой вплеталась речка в крутые, седоватые валы Енисея, и голос ее сливался с тысячами других речных голосов, и, капля по капле накопив силу, грозно гремела река на порогах, пробивая путь к студеному морю, и растягивал Енисей светлую ниточку деревенской незатейливой речки на многие тысячи верст, и как бы живою жилой деревня наша всегда была соединена с огромной землей».

Этот удивительный, трогательный образ создан автором при помощи сравнения «как слишком уж расшумевшееся дитя» и литоты «тонкой волосинкой», «светлую ниточку деревенской незатейливой речки». Здесь несколько олицетворений «обнаружила», «гуркотать», «умела и резвость и светлость свою сберечь», «наговаривать», «споткнулась», «смолкла», «тонкой волосинкой вплелась» и эпитетов «картаво», «смелей», «говорливей». Значение этой речки для деревни подчёркнуто рядом однородных членов: «из нее брали воду на поливку гряд, в баню, на питье, на варево и парево», но всегда верный законам правды жизни художник продолжает этот ряд контекстными антонимами («брали…» — «бродили по ней, валили в нее всякий хлам»)… И несмотря на такое отношение к ней людей великое значение этой «незатейливой», «вилючей» речки подчёркивается сравнением и гиперболой: «на многие тысячи верст, и как бы живою жилой деревня наша всегда была соединена с огромной землей».

Новый образ – звук топора. Его энергия подчёркивается рядом однородных членов: «возникал», «проносился», «ударялся», «рассыпался».

«Кто-то собирался плыть в город и сколачивал салик на Енисее. Звук топора возникал на берегу, проносился поверх, минуя спящее село, ударялся о каменные обрывы увалов и, повторившись под ними, рассыпался многоэхо по распадкам». Просыпается деревня, и звучит её сибирский говорок: «салик», «увалы», обогащается он авторским «многоэхо».

Рядом однородных олицетворений изображена жизнь ручья: «рокотал», «гнал», «утихомирился»,«обозначился».

«Сначала бабушка, а за нею я пролезли меж мокрых от росы жердей и пошли по распадку вверх на увалы. Весной по этому распадку рокотал ручей, гнал талый снег, лесной хлам и камни в наш огород, но летом утихомирился, и бурный его путь обозначился до блеска промытым камешником ».

Эпитеты и олицетворение словно оживляют образ тумана: «В распадке уютно дремал туман , и было так тихо, что мы боялись кашлянуть. Бабушка держала меня за руку и все крепче, крепче сжимала ее, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть, провалиться в эту волокнисто-белую тишину» .

Эпитеты точно передают состояние ребёнка: «боязливо», «живая и тёплая» «А я боязливо прижимался к ней, к моей живой и теплой бабушке».

Произведения Виктора Петровича Астафьева богаты изображением мира растений Сибири. Здесь много названий цветов, трав, деревьев, которые сопровождаются меткими эпитетами: травка «ершистая», сыроежки «рыхлые»

«Под ногами шуршала мелкая ершистая травка. В ней желтели шляпки маслят и краснели рыхлые сыроежки».

Названия деревьев звучат с уменьшительно-ласкательными суффиксами («черёмушка», «сосенка», названия цветов даны в их просторечном варианте: «камнеломки», «повилика» (вьюнок), «дедушкины кудри»(ковыль).

«Местами мы пригибались, чтобы пролезть под наклонившуюся сосенку, по кустам переплетались камнеломки, повилика, дедушкины кудри».

Ряды однородных членов изображают одну из самых сокровенных сцен — общение бабушки и внука: «вздрагивал», «ёжился», «облизывал»; «вытирала», «подбадривала», «уверяла». О мире бабушкиных сказок напоминает эпитет «большие — пребольшие».

«Мы запутывались в нитках цветов, и тогда из белых чашечек выливались мне за воротник и на голову студеные капли. Я вздрагивал, ежился, облизывал горьковатые капли с губ, бабушка вытирала мою стриженую голову ладонью или краешком платка и с улыбкой подбадривала, уверяя, что от росы да от дождя люди растут большие-пребольшие».

И снова образ тумана. Вокруг него, в нем самом столько колдовских тайн, переданных развёрнутыми эпитетами и сравнениями: «волокнистой куделею», «молочной пеною», «непроглядной, шум не пропускающей мякотью», «белые зачёсы».

«Туман все плотнее прижимался к земле, волокнистой куделею затянуло село, огороды и палисадники, оставшиеся внизу. Енисей словно бы набух молочной пеною, берега и сам он заснули, успокоились под непроглядной, шум не пропускающей мякотью. Даже на изгибах Фокинской речки появились белые зачесы, видно сделалось, какая она вилючая».

А колдовское действо продолжается. Автор использует безличное предложение с рядом однородных глаголов, усиливающих таинственность, неотвратимость происходящего: «раскатывало», «скручивало», «загоняло»

«Но светом и теплом все шире разливающегося утра тоньше и тоньше раскатывало туманы, скручивало их валами в распадках, загоняло в потайную дрему тайги».

Новые звуки плывут над Енисеем: «гнусаво запела берёзовая пастушья дуда», «откликнулись коровы», «брякнули боталами», «слышен скрип ворот»

(«Топор на Енисее перестал стучать. И тут же залилась, гнусаво запела на улицах березовая пастушья дуда , откликнулись ей со двора коровы, брякнули боталами, сделался слышен скрип ворот. Коровы брели но улицам села, за поскотину, то появляясь в разрывах тумана, то исчезая в нем»).

Но по-прежнему мистически звучит олицетворение: «Тень Енисея раз-другой обнаружила себя».

Отдельным абзацем автор выделяет из текста очень выразительное предложение: «Тихо умирали над рекой туманы». Благодаря инверсии оно звучит как стихотворная строка, а олицетворение «умирали» делает его просто незабываемым.

Мальчик видит этот мир глазами бабушки, которая рассказывала ему много сказок, деревенских историй и поверий, загадывала загадки. Отсюда пришли на страницы его книг диалектизмы: «снежные беляки», «украдчиво», «предутрие», «обращались». («А в распадках и в тайге они будут стоять до высокого солнца, которое хотя еще и не обозначило себя и было за далью гор, где стойко держались снежные беляки , ночами насылающие холод и эти вот густые туманы, что украдчиво ползли к нашему селу в сонное предутрие , но с первыми звуками, с пробуждением людей убирались в лога, ущелья, провалы речек, обращались студеными каплями и питали собой листья, травы, птах, зверушек и все живое, цветущее на земле»).

Туман «устоявшийся», вода «мягкая, податливая», бредут «медленно и бесшумно» — всё новые и новые краски находит художник для своего полотна. («Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно»).

И вот оно, долгожданное «вдруг» и снова тайна, но уже тайна рождения нового дня. «Вот туман по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу из-за дальних увалов полоснуло ярким светом, празднично заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на камнях, на валежинах, на упругих шляпках молодых маслят, в каждой травинке и былинке». И снова многогранность чуда передаётся рядами однородных членов, выстроенных в последовательном ослаблении метафор: «по грудь нам, по пояс, до колен» (нисходящая градация), и в этом же предложении градация восходящая: «полоснуло», «заискрилось», «заиграло». Диалектизмы «пихтач», «валежины» рисуют образ тайги.

Удивительная красота окружающего мира передана метафорой: «встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок» — «Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым голосом, как будто она и не спала, будто все время

была начеку: «Тить-тить-ти- ти-ррри. «.

Словно боязнь спугнуть птичку, нарушить песню заставляет наших героев использовать односоставные и неполные предложения:

— Это Зорькина песня.

Напевной инверсией зачаровывает нас сказовый говор бабушки: «Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает».

«И правда, на голос зорьки — зорянки, ответило сразу несколько голосов — и пошло, и пошло! С неба, с сосен, с берез — отовсюду сыпались на нас искры и такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса». Безличные глаголы «пошло», «пошло» сменяются вполне определённым эпитетами «яркие», «неуловимые» и субъектом – «единым хором птичьих голосов».

«Их было много, и один звонче другого, и все-таки Зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась яснее других. Зорька улавливала какие-то мгновения, отыскивала почти незаметные щели и вставляла туда свою сыпкую, нехитрую, но такую свежую, каждое утро обновляющуюся песню».

Эпитеты «народившегося» (утра), «сыпкую, нехитрую … свежую,… обновляющуюся» (песню) рисуют образ утра.

Радуются новому дню птицы, спешат «навстречу утру и солнцу» люди:

«- Зорька поет! Зорька поет! — закричал и запрыгал я.

— Зорька поет, значит, утро идет! — пропела благостным голосом бабушка, и мы поспешили навстречу утру и солнцу, медленно поднимающемуся из-за увалов.» Голос бабушки становится «благостным», лексический повтор «зорька поёт» словно связующая нить поколений, свидетельствующая о высокой духовности связи бабушки и внука.

Чудо происходящего на наших глазах единения человека и природы передают развёрнутые эпитеты «обомлевшие от росы», «притихшие от песен» и великое родство с лесом человека, знающего «в лицо» каждое, «кланяющееся» ему дерево «сосенки, ели, рябины, берёзы и боярки»

(«Нас провожали и встречали птичьи голоса; нам низко кланялись, обомлевшие от росы и притихшие от песен, сосенки, ели, рябины, березы и боярки»).

И вот наши путешественники достигли цели. Солнце, творящее чудо, прикасается ко всему, живущему на земле. Неповторимые образы помогают создать эпитеты «шершавая», «опалённая» (ягодка) и метафора «руки запахли … яркой зарёю, разметавшейся по всему небу».

«В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я наклонился, взял пальцами чуть шершавую, еще только с одного бока опаленную ягодку и осторожно опустил ее в туесок . Руки мои запахли лесом, травой и этой яркой зарею, разметавшейся по всему небу».

«А птицы все так же громко и многоголосо славили утро, солнце, и Зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала.

Да и по сей день неумолчно звучит».

И снова метафора и эпитет «птицы громко и многоголосо славили», «песня вливалась в моё сердце».

Лексический повтор «звучала, звучала, звучит» расширяет пространство повествования и многократно повторяется в сердцах читателей и почитателей таланта В.П. Астафьева.

Источник

Назовите художественные средства , которые использует В.П Астафьев в рассказе «Васюткино Озеро» . В чем их роль?

В своём произведении Астафьев использует множество художественных тропов,делая рассказ образнее,пейзаж ярче,характеры людей полнее,передавая эмоциональное состояние героев.
Тайгу автор делает действующим лицом,роль пейзажа в рассказе занимает важное место.автор рисует красоту родного края,
незабываемость и особенность природы,с помощью сочных эпитетов,выразительных сравнений.Природа оживает в произведении с помощью олицетворений,звери ,птицы,рыбы становятся безмолвными участниками диалогов Васютки с тайгой.Метафоры показывают величия края,добавляют образность,,помогают разгадать скрытый смысл произведения.Автор использует и перефраз,заменяя названия на образные выражение,усиливая образные черты и добавляя новый смысл , сухие имена собственные оживают и преображаются.
Диалектными словами,просторечием изобилует речь людей.С их помощью автор показывает местную жизнь,даёт почувствовать читателям особый колорит,характер жителей Заполярья.

Эпитеты:«взлахмаченная ель»,»тихий лес»,»молчаливая тайга»,»неподвижный тума»,»мохнатые тучи»,»редкие облака»,»таинственный шорох»,»сонная тайга»,» тайга равнодушная, глухая, угрюмая»,»чуткий клюв»,»таинственные звёзды»,»кровянистое небо»,»большой ход(рыбы),»велика наша Родина»,»скучное житьё»,»памятное озеро»,»потрясающее открытие»,»трудовое веселье»,»счастливый Васютка».
Сравнения:»белка,будто пушинка»,»веки,будто грузила»,»бесшумно,как сова»,»орехи,как пчёлки»,»сук,как тупой пилой срезанный»,»голос упал кедровой шишкой в мешок»,»тропинки,что морщинки на лбу деда»,»кедровки(кричали) на манер базарных торговок»,»облака спрессованной ватой»,»месяц,как ноготок»,»середина озера-раскалённая сковородка»,»глухарина,как леший»,»тайга как тёмное,зелёное море»,»щёлкнул языком,будто спуск нажал»,»красные листья,будто пластины свёклы»
Олицетворения:»ветер разгладил» (лица людей),»звёзды перемигивались»,»темень прячется»,»разбушуется осень»,»плакала сойка,стонали гагары»,»осинник разделся донага»,»небо прижималось»,»костёр чихнул,зашипел,защёлкал»,»плакала сойка».
Метафоры:«тайга кормилица»,»озеро кляксочка»,»выполз туман»,»табун птиц»,»клейкий туман»,»звук растаял»,»лес в унылой задумчивости»,»рыба тучами(ходила),»шершавая складка коры»,»озеро подёрнулось морщинками»,»начали прорезаться звёзды»,»по-детски заплакала желна».
Перифраз:»глухарь-огромная птица»,»утка-небольшой комочек»,»Васютка-лихорадка болотная»»кедровка-нахальная птица,ведьма проклятая,птица полезная».

Источник

Назовите художественные средства,которые использует В. П. Астафьев в рассказе(Васюткино озеро). …

В своём произведении Астафьев использует множество художественных тропов,делая рассказ образнее,пейзаж ярче,характеры людей полнее,передавая эмоциональное состояние героев.

Тайгу автор делает действующим лицом,роль пейзажа в рассказе занимает важное место.автор рисует красоту родного края, незабываемость и особенность природы,с помощью сочных эпитетов,выразительных сравнений.Природа оживает в произведении с помощью олицетворений,звери ,птицы,рыбы становятся безмолвными участниками диалогов Васютки с тайгой.Метафоры показывают величия края,добавляют образность,,помогают разгадать скрытый смысл произведения.Автор использует и перефраз,заменяя названия на образные выражение,усиливая образные черты и добавляя новый смысл , сухие имена собственные оживают и преображаются.

Диалектными словами,просторечием изобилует речь людей.С их помощью автор показывает местную жизнь,даёт почувствовать читателям особый колорит,характер жителей Заполярья.

Эпитеты:«взлахмаченная ель»,»тихий лес»,»молчаливая тайга»,»неподвижный тума»,»мохнатые тучи»,»редкие облака»,»таинственный шорох»,»сонная тайга»,»тайга равнодушная, глухая, угрюмая»,»чуткий клюв»,»таинственные звёзды»,»кровянистое небо»,»большой ход(рыбы),»велика наша Родина»,»скучное житьё»,»памятное озеро»,»потрясающее открытие»,»трудовое веселье»,»счастливый Васютка».

Сравнения:«белка,будто пушинка»,»веки,будто грузила»,»бесшумно,как сова»,»орехи,как пчёлки»,»сук,как тупой пилой срезанный»,»голос упал кедровой шишкой в мешок»,»тропинки,что морщинки на лбу деда»,»кедровки(кричали) на манер базарных торговок»,»облака спрессованной ватой»,»месяц,как ноготок»,»середина озера-раскалённая сковородка»,»глухарина,как леший»,»тайга как тёмное,зелёное море»,»щёлкнул языком,будто спуск нажал»,»красные листья,будто пластины свёклы»

Олицетворения:«ветер разгладил» (лица людей),»звёзды перемигивались»,»темень прячется»,»разбушуется осень»,»плакала сойка,стонали гагары»,»осинник разделся донага»,»небо прижималось»,»костёр чихнул,зашипел,защёлкал»,»плакала сойка».

Метафоры:«тайга кормилица»,»озеро кляксочка»,»выполз туман»,»табун птиц»,»клейкий туман»,»звук растаял»,»лес в унылой задумчивости»,»рыба тучами(ходила),»шершавая складка коры»,»озеро подёрнулось морщинками»,»начали прорезаться звёзды»,»по-детски заплакала желна».

Перифраз:»глухарь-огромная птица»,»утка-небольшой комочек»,»Васютка-лихорадка болотная»»кедровка-нахальная птица,ведьма проклятая,птица полезная».

Источник



Назовите художественные средства которые использует астафьев в рассказе в чем их роль

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

1. Определите тему рассказа «Васюткино озеро».

Тема рассказа «Васюткино озеро» — в тяжелой критической ситуации, преодолевая трудности, всегда искать выход, использовать все возможности, не опускать руки.

2. Чему учила сына мать, провожая Васютку в тайгу?

Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.

А так же сказала от затесей далеко не отходить, чтобы не потеряться. «Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь» (Затесь — стёс, сделанный на дереве топором.)

3. Охарактеризуйте поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста ключевые слова, передающие состояние Васютки.

Мальчик не растерялся и поборол страх.

“Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”.

Итак, надо “взять себя в руки”.

развести огонь;
собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
запастись на ночь дровами;
хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;
поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.

4. Что помогло Васютке не пропасть в тайге?

Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к простран­ным рассуждениям, как у всякого таежника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя.

5. Какие моменты сюжета являются ключевыми в раскрытии характера героя?

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

— Момент осознания Васюткой того, что он потерялся. Сначала мальчика, как и любого другого человека, охватывает паника. Но затем он собирается с силами и начинает действовать. Он активизирует знания, полученные от отца, и умело ищет себе пищу, готовит ночлег.
— В момент, когда садилось солнце, Васютке было особенно страшно. Однажды он испугался устрашающего силуэта. Но затем, все же, сумел сохранить самообладание.
— В момент, когда мальчик сообщает рыбакам об озере, он проявляет свою искренность и открытость.

6. Назовите художественные средства, которые использует В.П. Астафьев в рассказе. В чём их роль?

Интересен и богат язык произведения. При помощи художественных средств автор показывает красоту природы.

Эпитеты:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный;

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая.

Встречаются в рассказе сравнения:

“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”

“густая, как смоль, темень начала редеть”

“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”

“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”

“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”

“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”

“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”

“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”

“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”

7. Определите значение следующих слов: рассолодели от безделья; нету. фарту; осеннюю путину; привыкли парнишкой помыкать; посадить на мушку. птицу; заполошной стаей закружились листья.

р ассолодели-размякли,обленились;
нету фарту — нет везения;
осенняя путина -осенняя распутица, грязь;
парнишкой помыкать- приказывать что-то сделать;
посадить на мушку- взять на прицел, прицелиться (в охоте);
заполошной стаей закружились. — внезапным сильным порывом ветра поднялось огромное облако листьев.

8. Сформулируйте идею произведения и запишите её. Как с ней связано название произведения?

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Знание законов природы помогает человеку выжить, бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)

Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили взрослые, назвав озеро Васюткиным. Герой понял, что человек должен уметь ценить жизнь, быть настойчивым и в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *