Меню

Необоснованные помехи для движения транспортных средств что это

Движение во дворах и жилых зонах

Последнее обновление: 22.04.2021
39 комментариев

  • Смотрим на дорогу правильно
  • Начало движения на автомобиле
  • Движение в потоке
  • Маневрирование в дорожном потоке
  • Выполнение разворота. Часть 1
  • Выполнение разворота. Часть 2
  • Когда видимости на дороге почти нет
  • Движение в темное время суток
  • Проезд пешеходных переходов на перекрестках
  • Пешеходные переходы вне перекрестков
  • Движение во дворах и жилых зонах

Движение по дворовым территориям и жилым зонам вызывает в среде автомобилистов немало вопросов. Например, как разъезжаться между собой, кто пользуется преимуществом в проезде пересечений, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и прочие вопросы.

Причем, среди них есть вопросы, которые волнуют пешеходов не меньше, чем водителей. Например, в разделе 17 ПДД «Движение в жилых зонах» есть строки:

«В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств». И возникает вопрос: что считать необоснованными помехами? Об этом чуть позднее.

Начнем с того, что официального определения термину «двор» или «дворовая территория» в ПДД нет. Более-менее внятное значение этих терминов можно найти в документах муниципальных образований. Но их множество, все они отличаются и имеют свои особенности.

Тем не менее, нетрудно сформировать, так сказать, общее определение, которое будет соответствовать представлению об этом «предмете».

Дворовая территория — это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и прочим учреждениям.

Далее, обратимся к еще одному определению, данному в разделе 1.2 ПДД:

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, становится понятно, что дворы (дворовые территории) и жилые массивы относятся к прилегающей территории, и на этой территории действуют Правила дорожного движения.

Отличие жилой зоны от дворовой территории минимально. Жилая зона – это тот же жилой массив, та же самая дворовая (прилегающая) территория, въезды и выезды которой обозначены знаками 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны». Жилая зона может иметь свою сеть улиц местного значения.

Правила движения в жилой зоне установлены разделом 17 ПДД. Требования этого раздела распространяются также и на дворовые территории. Но изучив этот очень небольшой раздел, многие спорные вопросы, возникающие в конфликтных ситуациях, остаются открытыми. Попробуем разобраться.

Скорость движения в жилой зоне

На вопрос, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и во дворах ответ дает пункт 10.2 ПДД:

«В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч».

Скорость в жилой зоне ограничена 20 км/час. С учетом ненаказуемого превышения скорости до 20 км/ч. фактическая скорость движения в жилой зоне не покажется слишком маленькой. Выбирая скоростной режим во дворах, нужно помнить, что пешеходы в этих условиях движения (в жилых зонах и на дворовых территориях) имеют приоритет.

Приоритет пешехода

В соответствии с пунктом 17.1, в жилой зоне пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами. Но при этом пешеходы не должны создавать необоснованные помехи для движения ТС.

В чем заключается приоритет пешеходов во дворах и жилых зонах. Дело в том, что в указанных территориях пешеходам разрешается движение и по тротуарам, и по проезжей части. Естественно, выходить на проезжую часть пешеходы должны только после того, как убедятся в безопасности, но если произойдет наезд, то вина будет полностью лежать на водителе.

Что такое «необоснованные помехи» для движения ТС? Понятно, что водитель не имеет права наехать на человека, когда тот упорно не хочет уйти с дороги в сторону. Пешеход идет по проезжей части двора с убеждением, что имеет на это право, не желая освободить проезд. Ни объехать его, ни проехать. Подобные беспричинные действия со стороны пешехода и являются необоснованными помехами.

Автомобиль — велосипед: приоритет во дворе

Как уже рассмотрено выше во дворе или жилой зоне раздел 17 ПДД отдает преимущество пешеходам. На самом деле это преимущество формальное, но юридически — оно на стороне пешехода.

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, велосипед — это транспортное средство, т.е. велосипедист — не пешеход. Пешеходом велосипедист станет только тогда, когда он «спешится», и будет не ехать, а катить велосипед, т.е. идти рядом с ним.

А поскольку велосипед — это транспортное средство, то во дворе и жилой зоне движение велосипедистов подчиняется общим Правилам, и перед автомобилем во дворе велосипедист НЕ имеет того приоритета, какой есть у пешеходов. Подробнее — в статье Автомобиль — велосипед: у кого приоритет во дворе.

Правила движения для велосипедистов изложены в разделе 24 ПДД: Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов.

Проезд пересечений во дворах

Вне двора порядок проезда на пересекаемых дорогах определяется наличием знаков приоритета перед пересечением. Поскольку дворы и жилые зоны относятся к прилегающим территориям, то знаки приоритета на них не устанавливают.

Все пересекаемые дороги (проезды) в пределах прилегающей территории считаются равнозначными, и на подобных дворовых «перекрестках» действует правило «помеха справа». Преимущество в движении у транспортного средства, которое приближается справа.

В жилых зонах с их разветвленной сетью местных дорог встречаются дороги с довольно широкой проезжей частью. Когда знаки приоритета отсутствуют, ширина широкой дороги НЕ делает ее главной по отношению к узкой пересекаемой или примыкающей дороге.

Реальность такова, что многие автомобилисты по разным причинам игнорируют это правило, ошибочно считая, что ширина дороги имеет значение.

Безопасность проезда подобных участков определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП. Кто может это гарантировать? – только вы сами. Имея преимущество, и уступая дорогу, вы НЕ нарушаете Правила.

Встречный разъезд во дворе

Поскольку во дворах и жилых зонах действуют настоящие Правила, встречный разъезд должен осуществляться в соответствии с пунктом 11.7. В общих случаях уступить дорогу должен автомобиль, на чьей стороне имеется препятствие. В роли «препятствия» во дворе может оказаться что угодно, затрудняющее проезд по своей стороне дороги, в том числе припаркованный у ее края чей-то автомобиль.

Но и в этом случае, также как и на дворовых пересечениях дорог, действуют негласные правила водительской солидарности и рациональный подход к разрешению спорной ситуации.

Остановка и стоянка во дворе

Остановка и стоянка во дворах или жилых зонах обычно вопросов не вызывает, за исключением случаев, когда места под стоянку не хватает (машин много, а мест мало). Но сейчас речь не о частных спорах и претензиях на машино-места, а вопрос о соответствии ПДД стоянки именно во дворе. Автомобиль можно поставить у края дороги, не загораживая проезд (въезд/выезд).

Во дворах и жилых зонах запрещается стоянка с работающим двигателем, а также запрещается стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т вне специально выделенных и обозначенных знаками или разметкой мест. Стоянка для таких ТС обозначается знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)».

Более подробно — в статье Стоянка во дворах.

Выезд из двора (жилой зоны)

Выезжая со двора или с территории жилой зоны на дорогу (конец жилой зоны обозначается знаком 5.22), как и с прилегающей территории, Правила обязывают уступить дорогу всем ТС, которые движутся по этой дороге, а также пешеходам, пересекающим ваш путь (пункт 8.3 ПДД).

Это требование безоговорочное, но мир, как говорится, не без добрых людей. Нередко коллеги по дороге проявляют соучастие, и уступают дорогу (пропускают на выезд), таким образом, облегчая выезд на дорогу нуждающемуся.

В таких случаях, выезжая со двора на дорогу, действовать нужно очень внимательно. Рекомендую ознакомиться с дорожными случаями в статьях Выезд на главную дорогу. Поворот налево и Если бы сначала посмотрел направо.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 22.04.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник

«Неизвестные» пункты ПДД

Вспоминаем правила, которые чаще всего нарушаются «бессознательно»

Есть пункты Правил дорожного движения, которые забывают практически мгновенно после окончания автошколы. Память обычно возвращается лишь после ДТП, в процессе разбора которого нужный пункт вызубривается наизусть, но уже поздно…

Ехал на «стрелку»

Не все помнят: если светофор оснащен дополнительной секцией со стрелкой, но при этом на основном зеленом сигнале нет никаких стрелок, «основной» сигнал разрешает движение во всех направлениях — даже при погашенной допсекции (естественно, если это не запрещено знаками или другими средствами). Но чаще всего на основном зеленом нанесены стрелки, например, прямо и направо. В данном примере это означает, что поворот налево разрешен только при включенной дополнительной секции.

Но есть еще одна тонкость. Поворачивая на стрелку дополнительной секции светофора направо, когда сигнал основных секций запрещающий, вы обязаны пропустить все машины, с которыми пересекаются ваши траектории, даже если они поворачивают со встречной полосы налево.

Цитата из ПДД: «13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений».

Помеха справа

Кстати, в ПДД нет понятия «помехи справа» или «правила правой руки», но есть такая формулировка: «13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа». Ее все помнят и любят.

Но вот беда: на Т-образных перекрестках, двигаясь по прямой вдоль примыкающей справа дороги, многие напрочь забывают про пункт 13.11. Ведь интуитивно кажется, что примыкающая дорога всегда второстепенная.

Это действительно так, если она обозначена знаком «Уступи дорогу» или «Стоп», или если это выезд с прилегающей территории, или грунтовая дорога по отношению к асфальтовой (см. определение «Главная дорога» в ПДД). Но если обе дороги асфальтовые, знаков нет, а примыкающая магистраль не имеет явных признаков заезда на прилегающую территорию, мы имеет дело с перекрестком равнозначных дорог, на котором действует п. 13.11

Кстати, правило «помехи справа» действует и при одновременном перестроении с соседних полос в центральную (п. 8.4 ПДД).

Скорость во дворах

Вспоминаем: «В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч».

Само собой, этот лимит никто не контролирует (автору ни разу не встречались спидганы во дворах), но смысл в нем есть: вероятность появления внезапного препятствия во дворах выше, а возможностей для маневра меньше.

Кроме того, во дворах запрещена стоянка с включенным мотором, а пешеходы имеют преимущество, то есть могут ходить, где угодно. Фактически, если вы едете по проезду, а с крыльца спустился пешеход, необходимо остановиться и пропустить его. Правда, ПДД обязывают пешеходов не создавать необоснованных помех, но поскольку четкого толкования последнего понятие не существует, на практике пешеход во дворах будет прав всегда.

Цитата из ПДД: «17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств. […] Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории».

Про поул-позиции

Есть у некоторых такая привычка — на перекрестке при запрещающем сигнале выкатываться на «поул-позицию» за светофор, огибая стоящие машины. Многие воспринимают подобное как хамство и грубое нарушение ПДД. Самое забавное, что иногда нарушения нет. Читаем ПДД: «При запрещающем сигнале светофора […] водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам».

Заметьте, даже не перед границей перекрестка, которая определяется по краям скруглений, а перед воображаемой линией, которая обозначает край пересекаемой проезжей части.

Еще раз подчеркнем, что если стоп-линия или соответствующий знак (слово «Стоп» на белой табличке) есть, то останавливаться надо перед ними. Но в России они зачастую отсутствуют, и в таких местах можно стоять вплотную к пересекаемой проезжей части.

Правда, имейте в виду: случись на перекрестке «бильярд», в зоне риска окажутся те, кто выехал дальше всех. И не останавливайтесь поперек пешеходного перехода, даже если он обозначен только знаками, а не зеброй. Помимо нарушения ПДД, это просто свинство.

Битва за левую полосу

Есть такие водители-правдорубы: займут левую полосу, включат круиз-контроль на 90 км/час и плевать они хотели на тех, кто моргает сзади. Дескать, еду строго по ПДД, а на остальных чихать хотел.

Само желание соблюдать скоростной режим похвально, но есть нюанс: на любой дороге, где лимит скорости 80 км/час или выше, нужно держаться как можно правее. Этого требуют ПДД, а вовсе не барское право быстрых машин на левую полосу. Естественно, вы можете перестроиться в левую полосу для опережения, разворота или поворота налево, но в описанных случаях продолжительная езда должна осуществлять по наиболее правому из свободных рядов.

В городе занимать левый ряд запрещено на дорогах с тремя и более полосами в одном направлении, кроме случаев, когда остальные полосы заняты или вам нужно повернуть налево или развернуться. Если же в одном направлении только две полосы и лимит скорости ниже 80 км/час, можно ехать по любой.

А вот еще один интересный пункт, о котором забывают «шахматисты» — любители вышивать по рядам: «9.4 […]В населенных пунктах […] при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия».

Неявный запрет обгона

Вроде бы все примитивно и просто: есть знак 3.20 или сплошная разметка — обгон запрещен. Нет оных — разрешен.

Не тут-то было. Многие забывают, что есть несколько мест, где обгон запрещен по умолчанию безотносительно знаков и разметки: они изложены в п. 1.4 ПДД. Скажем, нельзя обгонять на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними, а также в тоннелях. Важно понимать, что те же мосты не имеют каких-то специальных обозначений: иногда может быть табличка с названием пересекаемой реки, а если мост перекинут через овраг, то не будет даже ее. Иногда мосты настолько незаметны, что издалека их можно спутать с обычными ограждениями трассы рельсами безопасности, но бывает, именно в таких местах устраивают засаду бдительные сотрудники ГИБДД.

Не стоит обгонять на пешеходных переходах, хотя обгон на них запрещен, только если по переходу идут пешеходы. Также не совершайте подобный маневр на регулируемых перекрестках или нерегулируемых, когда вы движетесь по равнозначной или второстепенной дороге. Обгон запрещен на железнодорожных путях и за 100 метров перед ними, причем обгоном будет считаться даже объезд стоящей перед переездом «пробки» по встречной полосе. Наконец, ПДД запрещают обгон в конце подъемов и на опасных поворотах: те и другие обозначаются знаками.

Кстати, многие считают, что наказание положено за «пересечение сплошной линии» (или двойной сплошной). Это не совсем так: в КоАП в принципе нет такого правонарушение, как пересечение сплошной линии. Скажем, вы имеет право пересечь сплошную линию, отделяющую проезжую часть от обочины. КоАП наказывает за выезд на полосу встречного движения там, где это запрещено, и наличие осевой разметки (сплошной или двойной сплошной) — один из способов запрета. А нюанс вот в чем: допустим, вы вышли на обгон через прерывистую линию, потом началась сплошная, которую вы проехали по встречной полосе, после чего вернулись в свой ряд опять через прерывистую. Было ли нарушение? Да. Физически вы не пересекали сплошной линии, но находились на встречной полосе, там, где это запрещено. А значит — штраф 5000 рублей или лишение прав на 4−6 месяцев.

Источник



Необоснованные помехи для движения транспортных средств что это

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 04.09.08 N ГКПИ08-1744

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Гудковой Е.Ю.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зуева Сергея Александровича о признании недействующими частично подпункта 17.1 и подпункта 17.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090,

Зуев С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпункта 17.1 в части слов «территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22» и «однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств», пункта 17.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.

Как указывает заявитель, данные положения нормативного правового акта противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации, так как допускают их неоднозначное толкование участниками дорожного движения, что создает угрозу дорожно-транспортного происшествия и нарушает право на охрану здоровья пешеходов, как наименее защищенной категории участников дорожного движения на территории жилой зоны и дворовой территории.

Заявитель извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Правительства Российской Федерации Шакиров Ю.К. возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемые подпункты 17.1, 17.4 Правил законодательству Российской Федерации не противоречат и не нарушают права и свободы граждан.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит заявление Зуева С.А. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 1 данного Закона).

Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Федерального закона).

Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации (далее — Правила). Постановление официально опубликовано в изданиях «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 22.11.1993, N 47, ст. 4531, «Российские вести», N 227, 23.11.1993.

Пунктом 17.1 Правил предусмотрено, что в жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767).

В соответствии с пунктом 17.4 Правил требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Знаки 5.21 и 5.22 относятся к знакам особых предписаний и вводят или отменяют определенные режимы движения.

5.21 «Жилая зона». Территория, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в жилой зоне.

5.22 «Конец жилой зоны».

Пунктом 10.2 Правил установлено ограничение скорости движения транспортных средств в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

За нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 12.28).

Таким образом, оспариваемые положения Правил, устанавливая приоритет пешеходов, как участников дорожного движения, в жилой зоне и на дворовые территории, вместе с тем обязывают пешеходов не создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств, что соответствует пункту 2 статьи 24 Федерального закона, согласно которому реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Доводы заявителя о несоответствии данных норм иным положениям Правил, являющимся общими нормами и определяющими преимущество (приоритет) участников дорожного движения, нельзя признать обоснованными.

Так, Правилами установлено, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда (п. 1.3). Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию (п. 1.5).

Суд не может согласиться с доводом заявителя, что понятие «жилая зона» в редакции оспариваемых Правил противоречит понятию «жилая зона» в редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку законодательство о градостроительной деятельности не регулирует отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения (ст. 4 Градостроительного кодекса РФ), а основные понятия, в т.ч. понятие территориальных зон и их видов, установлены в целях применения данного Кодекса.

Вместе с тем оспариваемые положения полностью соответствуют нормам международного договора, в частности, Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г., которая наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права является составной частью правовой системы Российской Федерации.

Так, названной Конвенцией жилая зона определена как специально обустроенная территория, на которой применяются специальные правила дорожного движения и въезды на которую и выезды с которой обозначены соответствующими знаками (термин введен Европейским соглашением, дополняющим Конвенцию о дорожном движении, открытую для подписания в Вене 08.11.1968).

Статьей 27-бис Европейского соглашения, определяющей правила, применяемые в жилых зонах, обозначенных соответствующими знаками, установлено, что пешеходы могут передвигаться по всей ширине дороги. Разрешены детские игры; водители должны передвигаться с самой низкой скоростью в соответствии с предписаниями национального законодательства, в любом случае они не должны превышать 20 км (12 миль) в час; водители не должны подвергать пешеходов опасности или ограничивать свободу их передвижения. В случае необходимости они должны останавливать транспортные средства; пешеходы не должны создавать необоснованных помех автомобильному движению (подпункты a, b, c, d).

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов участников дорожного движения, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 — 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении заявления Зуева Сергея Александровича — отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Источник