Меню

Несертифицированных средств связи что это такое

Несертифицированных средств связи что это такое

Статья 13.6. Использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи

Использование на сетях связи несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи, если законом предусмотрена их обязательная сертификация, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Комментарий к статье 13.6

1. Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация средств связи, связанных с обеспечением целостности, устойчивости функционирования единой сети связи РФ и ее безопасности, регулируется Федеральным законом «О связи», сертификация иных средств связи осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» (см. подп. «а» — «в» п. 7 комментария к ст. 13.12).

2. Согласно ст. 41 Федерального закона «О связи» подтверждение соответствия средств связи техническому регламенту, принятому в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, и требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Минсвязи России по вопросам применения средств связи, осуществляется посредством их обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии (см. также п. 4 комментария к данной статье КоАП).

Средства связи, подлежащие обязательной сертификации, предоставляются для проведения сертификации изготовителем или продавцом.

Изготовитель вправе принять декларацию о соответствии тех средств связи, которые не подлежат обязательной сертификации.

Перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи, утверждаемый Правительством РФ, включает в себя:

— средства связи, выполняющие функции систем коммутации, цифровых транспортных систем, систем управления и мониторинга, а также оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи в сетях связи общего пользования;

— оконечное оборудование, которое может привести к нарушению функционирования сети связи общего пользования;

— средства связи технологических сетей связи и сетей связи специального назначения в части их присоединения к сетям связи общего пользования;

— радиоэлектронные средства связи;

— оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

При модификации программного обеспечения, являющегося частью средства связи, изготовитель в установленном порядке может принять декларацию о соответствии данного средства связи требованиям ранее выданного сертификата соответствия или принятой декларации о соответствии.

Сертификация услуг связи и системы управления качеством услуг связи проводится на добровольной основе.

Порядок выдачи и прекращения действия сертификатов соответствия при проведении обязательной сертификации средств связи определен ст. 42 Федерального закона «О связи».

3. Органы государственного надзора за связью осуществляют надзор за соблюдением требований применения на сетях и сооружениях связи только сертифицированного оборудования (см. п. 5 Положения о государственном надзоре за связью и информатизацией в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2000 г. N 380 «О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации»). Отдельными полномочиями в сфере сертификации наделена и Государственная комиссия по электросвязи при Минсвязи России: Комиссия совместно с Госстандартом России участвует в разработке программ комплексной стандартизации взаимоувязанной сети связи РФ, в проведении независимой экспертизы государственных стандартов для взаимоувязанной сети связи РФ, рассматривает результаты сертификационных испытаний средств связи по согласованной номенклатуре и дает оценку их соответствия мировому уровню и пригодности для использования во взаимоувязанной сети связи РФ (см. п. 4 Положения о Государственной комиссии по электросвязи при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. N 346).

4. Обязательной сертификации подлежат технические средства связи, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи или почтовых отправлений, и услуги связи — деятельность по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи. О корреляции правовых режимов сертификации, установленных Федеральным законом «О связи» и Федеральным законом «О техническом регулировании», см. п. 2 комментария к данной статье. О статусе обязательной сертификации, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», см. подп. Б п. 7 комментария к ст. 13.12.

К ведению Минсвязи России отнесено осуществление сертификации технических средств и услуг связи и информатизации, за исключением радиоэлектронных средств, используемых Минобороны, МВД России, ФСБ, ФСО, СВР, а также средств электросвязи внутрипроизводственного и технологического назначения, не имеющих выхода на взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации (см. Положение о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 265).

5. Данное правонарушение считается совершенным в момент применения несертифицированных средств связи или оказания (предоставления) услуг связи, подлежащих сертификации.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

а) должностными лицами органов Минсвязи России, осуществляющими государственный надзор за связью и информатизацией, указанными в ч. 2 ст. 23.44 КоАП (за исключением технических средств связи, указанных в подп. «б» и «в»);

б) в части сертификации технических средств специальной связи — должностными лицами органов ФСБ, указанными в подп. Б п. 6 комментария к ст. 13.5;

в) применительно к работам по сертификации технических средств связи, использующих информацию, содержащую сведения, составляющие государственную или служебную тайну, — председателем Гостехкомиссии России, его заместителями, руководителями региональных центров Гостехкомиссии России, их заместителями (см. п. 2 ч. 2 ст. 23.46 КоАП, а также комментарий к названной статье; о понятии государственной тайны и статусе конфиденциальной информации см. соответственно п. 1 комментария к ст. 13.13 и комментарий к ст. 13.14).

Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о комментируемых правонарушениях на рассмотрение судьям (см. подп. А п. 6 комментария к ст. 13.5).

Источник

Комментарий к КоАП

Статья 13.6. Использование средств связи или несертифицированных средств кодирования (шифрования), не прошедших процедуру подтверждения их соответствия установленным требованиям

1. Использование в сетях связи несертифицированных средств связи или несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если законодательством предусмотрена их обязательная сертификация, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой.

2. Использование в сетях связи средств связи без декларации о соответствии, если законодательством не предусмотрена их обязательная сертификация, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией незадекларированных средств связи либо без таковой; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией незадекларированных средств связи либо без таковой.

В соответствии со ст.41 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-03 «О связи» для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых в:

  1. сети связи общего пользования;
  2. технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования.

Подтверждение соответствия указанных средств связи техническому регламенту, принятому в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, и требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи по вопросам применения средств связи, осуществляется посредством их обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии. Средства связи, подлежащие обязательной сертификации, предоставляются для проведения сертификации изготовителем или продавцом.

Документы о подтверждении соответствия средств связи установленным требованиям, протоколы испытаний средств связи, полученные за пределами территории РФ, признаются в соответствии с международными договорами РФ.

Изготовитель вправе принять декларацию о соответствии тех средств связи, которые не подлежат обязательной сертификации.

Перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи, утверждаемый Правительством РФ, включает в себя:

  • средства связи, выполняющие функции систем коммутации, цифровых транспортных систем, систем управления и мониторинга, а также оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи в сетях связи общего пользования;
  • оконечное оборудование, которое может привести к нарушению функционирования сети связи общего пользования;
  • средства связи технологических сетей связи и сетей связи специального назначения в части их присоединения к сетям связи общего пользования;
  • радиоэлектронные средства связи;
  • оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

При модификации программного обеспечения, являющегося частью средства связи, изготовитель в установленном порядке может принять декларацию о соответствии данного средства связи требованиям ранее выданного сертификата соответствия или принятой декларации о соответствии. Сертификация услуг связи и системы управления качеством услуг связи проводится на добровольной основе.

Правительством РФ определяется порядок организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи, порядок аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), проводящих сертификационные испытания, и утверждаются правила проведения сертификации.

Контроль за соблюдением держателями сертификатов и декларантами обязательств по обеспечению соответствия поставляемых средств связи сертификационным требованиям и условиям и регистрация принятых изготовителями деклараций о соответствии возлагаются на федеральный орган исполнительной власти в области связи.

На федеральный орган исполнительной власти в области связи возлагается также организация системы сертификации в области связи, включающей в себя органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) независимо от организационноправовых форм и форм собственности. Согласно ст.42 Федерального закона «О связи» для проведения обязательной сертификации средства связи заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации и его техническое описание на русском языке, позволяющее идентифицировать средство связи и содержащее технические параметры, посредством которых можно оценить соответствие средства связи установленным требованиям.

Заявитель-продавец также представляет в орган по сертификации документ изготовителя, подтверждающий факт производства им заявляемого для проведения сертификации средства связи.

Срок рассмотрения заявки на проведение сертификации не должен превышать тридцать дней со дня получения органом по сертификации документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Орган по сертификации после получения документально оформленных результатов сертификационных испытаний в срок не более чем тридцать дней принимает решение о выдаче или о мотивированном отказе в выдаче сертификата соответствия. Сертификат соответствия выдается на год или три года в зависимости от схемы сертификации, предусмотренной правилами проведения сертификации.

Отказ в выдаче сертификата соответствия или прекращение его действия осуществляется в случае, если средство связи не соответствует установленным требованиям или заявитель нарушил правила проведения сертификации.

Федеральный орган исполнительной власти в области связи публикует информацию о внесении сертификата соответствия в реестр сертификатов соответствия системы сертификации в области связи или об исключении сертификата соответствия из указанного реестра.

Использование на сетях связи несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи, если законом предусмотрена их обязательная сертификация, образует состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

Источник



Статья 13.6 КоАП РФ. Использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи

Полный текст ст. 13.6 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2021 год. Консультации юристов по статье 13.6 КОАП РФ.

Использование на сетях связи несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи, если законом предусмотрена их обязательная сертификация, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 13.6 КоАП РФ

1. Объектами правонарушений по данной статье являются отношения, связанные с использованием несертифицированных средств связи и предоставлением несертифицированных услуг.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (с изм. и доп.) устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

2. Средства связи — это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечения функционирования сетей связи. Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2009 г. N 532 утвержден Перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации».

Услуга связи — деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений по электросвязи или почтовых отправлений (ст. 2 Федерального закона «О связи»). Федеральный закон о связи определяет понятия «услуги присоединения» и «услуги по пропуску трафика». Правила предоставления телефонной связи регулируются ст. 26 упомянутого Закона «Регулирование ресурса нумерации». Оператор связи действует на основании лицензии. Информация о выделении, изменении и изъятии ресурса нумерации конкретного оператора связи не является коммерческой тайной. Порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи российской связи определяется Правительством РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи» (с изм. и доп.); Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310 (с изм. и доп.), и др.).

3. Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении обязательной сертификации как средств связи, так и услуг, оказываемых предприятиями связи — юридическими лицами, а также физическими лицами, которые независимо от форм собственности предоставляют услуги в области электрической или почтовой связи в качестве основного вида деятельности.

4. Порядок лицензирования в данной области предусматривает получение лицензии на использование радиочастотного спектра, получение решения государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот, а также получение лицензии «на оказание услуг связи для целей телевизионного вещания, радиовещания, вещания дополнительной информации соискателем лицензии (ст. ст. 29 — 39 Федерального закона «О связи»).

Понятие сертификации средств связи в Федеральном законе «О связи» обозначена как «подтверждение соответствия средств связи и услуг связи техническому регламенту, принятому в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

5. При рассмотрении дел об использовании несертифицированных средств связи необходимо учесть Постановление Правительства РФ от 25 января 2000 г. N 59 «О конкурсах на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания» и ст. 31 Федерального закона «О связи», которая устанавливает порядок торгов (аукционов, конкурсов) на получение лицензий.

Кроме того, необходимо ознакомиться и с Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2000 г. N 405 «Об утверждении положения о приоритетном использовании, а также приостановлении деятельности сетей и средств электросвязи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». См. также Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 110 «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи».

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44). Должностное лицо, к которому поступило дело об административном правонарушении, в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 может передать дело на рассмотрение судьи.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 13.6 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 13.6 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник