Меню

Организация школы здоровья по формированию зож

Организация Школ здоровья по формированию здорового образа жизни как один из аспектов профилактической работы

Одним из важнейших показателей цивилизованности общества всегда считалось состояние здоровья конкретного человека и населения в целом. Состояние здоровья определяет возможность человека вести активную, полноценную жизнь, плодотворно трудиться, качественно проводить свой досуг. В конечном счете, именно уровень здоровья населения оказывает значительное влияние на динамику экономического развития общества, страны, воздействуя на производительность труда. Именно поэтому здоровье населения в целом и каждого члена общества является непреходящей ценностью, общественным достоянием, залогом успешного развития страны.

К сожалению, состояние здоровья населения России в настоящее время находится на неудовлетворительном уровне. Это характерно для всех возрастных групп, практически для всех социальных слоев, но особенную тревогу вызывает состояние здоровья детей — будущего страны. Так, по данным Всероссийской диспансеризации, до 70% детей нашей страны имеют те или иные отклонения от нормы в состоянии здоровья. [23, с. 16]

Одной из причин неудовлетворительного состояния является недостаточное внимание к вопросам профилактической медицины, так как приходится признать, что подготовка среднего медицинского персонала ориентирована в основном на работу с уже заболевшими людьми, что не позволяет уделять достаточного внимания профилактическим вопросам.

Однако в последние годы в этом отношении наметились положительные сдвиги. Так, с октября 2009 года в соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело» предусмотрено модульное обучение. Согласно данному стандарту, один из модулей посвящен профилактической деятельности (ПМ.04). (Приложение 4) Изучение данного модуля должно сформировать у специалиста по лечебному делу умение организовывать и проводить занятия в Школах здоровья как для пациентов с различными заболеваниями, так и для здоровых людей, имеющих факторы риска, с целью обучения их сохранению и поддержанию максимально возможного уровня здоровья, и принципам здорового образа жизни.

Также, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации издало приказ от 19 августа 2009 года №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (с изменениями на 26 сентября 2011 года). (Приложение 3)

Работа в Школе здоровья подразумевает достижение различных целей, основными из которых является ознакомление граждан с наиболее часто встречающимися, социально значимыми заболеваниями, такими как гипертоническая болезнь, сахарный диабет, бронхиальная астма, ожирение, обучение способами первичной и вторичной профилактики заболеваний, формирование представления о здоровом образе жизни и ответственного отношения к своему здоровью.

Так как Школы здоровья будут вести образовательную работу, можно сформулировать следующие педагогические цели:

— обучение кадров медицинских и не медицинских работников и оказание им методической помощи;

— информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;

— групповая и индивидуальная пропаганда здорового образа жизни;

— профилактика возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и другое);

— формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;

— формирование у граждан принципов «ответственного родительства»;

— обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления табака и алкоголя;

— обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей;

— консультирование по сохранению и укреплению здоровья;

— разработка индивидуальной программы по ведению здорового образа жизни;

— осуществление мониторинга реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Занятия в Школе предполагают повышение грамотности населения в вопросах здорового образа жизни, улучшения показателей качества жизни. Известно, что среди неблагоприятных факторов, влияющих на человека, 50% приходятся на неправильный образ жизни. Именно на коррекцию этих факторов будут направлены занятия в Школе здорового образа жизни.

В Школах планируется проводить часовые занятия 1-2 раза в неделю циклами по 6-7 занятий продолжительностью 40-45 минут. Занятия проводятся в группах по 8-10 человек, контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний. Занятия лучше проводить с использованием таких методов обучения, как рассказ-беседа, лекция-обсуждение, дискуссия, обмен опытом, позволяющих вовлечь в активное взаимодействие всех слушателей.

Занятия в школе должны иметь единую структуру:

— вводная часть (знакомство с содержанием занятия);

— информационный раздел (теоретическая часть занятия);

— активные формы обучения (обучение практическим навыкам);

— заключительная часть занятия (подведение итогов).

Информационную часть занятия необходимо предоставить справочным материалом для ведущего занятие. Его основная направленность — довести до слушателей сведения об основных принципах здорового образа жизни и добиться их осознанного участия в процессах лечения и профилактики. [13, с. 36]

Активная часть занятия направлена на обеспечение развития у участников умений и навыков, необходимых для наиболее эффективного контроля своего состояния и сохранения здоровья.

Для лучшего усвоения материала рекомендуется использовать мультимедийную презентацию, а также наглядные пособия в виде таблиц и муляжей. Слушателям предлагается конспектировать необходимые сведения. После каждой встречи им выдаются памятки для закрепления полученных знаний.

При подведении итогов каждого занятия еще раз необходимо подчеркнуть главное, обязательно отметить успехи слушателей и выдать задания по закреплению приобретенных практических умений.

Примерная тематика занятий Школы здоровья по отказу от курения отражена в таблице 1.3.

Источник

Организация Школ Здоровья для пациентов в первичном звене здравоохранения.

Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Школа Здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования, является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения. Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).

Показатели здоровья населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Сложные социально-экономические условия в нашей стране проявились, в частности, в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности населения. Особенно высоки показатели смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин. Серьезной проблемой для общества являются алкоголизм, табакокурение, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, инфекции, передающиеся половым путем. Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и так далее), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни. Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры. Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности, так как хронические неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска поведенческого характера, то и подходы к их профилактике не являются ресурсоемкими, но могут дать ощутимый социально-экономический эффект.

Цели Школ Здоровья:

· Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.

· Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.

· Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.

· Повышение качества жизни пациента и его семьи.

Задачи Школ Здоровья:

I. В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.

II. Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.

III. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.

IV. Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.

V. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.

VI. Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).

VII. Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.

VIII. Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.

План работы Школ Здоровья составляется на текущий год в соответствии со спецификой учреждения.

В лечебно-профилактическом учреждении организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист; проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения. Учет работы и отчетность по работе Школ Здоровья проводятся в соответствии с формами отчетности (приложение № 5 приказа МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г.). Школа Здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:

· ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;

· инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;

· статистические формы регистрации и учета;

· план и график работы;

· закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.

Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении. Занятия проводились с небольшими группами пациентов (максимально 8-10 человек). Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут). Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. В Школе Здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». В ходе проведения занятий должен быть открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента. Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть оснащена техническими средствами, иметь большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала (наличие тематических проспектов, памяток, видеофильмов, слайдов, популярной литературы). Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной

Необходимо поддерживать обратную связь со слушателями Школы Здоровья через анкетирование, книгу отзывов и пр.

Критерии эффективности Школ Здоровья:

Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.

Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.

· Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.

· Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.

3. Уменьшение распространения вредных привычек.

4. Экономический эффект от снижения:

временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний.

Достижения современной медицины могут остаться нереализованными на практике, если между врачом и пациентом не будет сформировано партнерских отношений и истинного сотрудничества. В конечном итоге только сам пациент выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарственных препаратов, изменить ли привычный образ жизни, воспользоваться ли нетрадиционными методами лечения. Одним из путей формирования партнерства врача и пациента является обучение пациентов в Школах здоровья. Цель создания Школ — научить пациента сохранить здоровье, уменьшить проявления уже имеющегося заболевания и снизить риск развития осложнений.

В России накоплен более чем 10-летний опыт работы Школ здоровья для пациентов с различными хроническими заболеваниями. Успешно проводятся занятия с больными артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, ишемической болезнью сердца, сердечной недостаточностью, гастрошколы, тиреошколы, школы активного долголетия и некоторые другие. Профилактические образовательные программы существуют и во многих зарубежных странах: Европейская стратегия «Здоровье для всех к 2010 году», Оттавская хартия улучшения здоровья в Канаде, Американская программа здоровья. Накопленный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности данной стратегии. Проведения образовательных программ среди пациентов позволяет снизить количество больных с тяжелыми формами заболеваний, частоту визитов к врачу и число госпитализаций, сократить потери по временной нетрудоспособности и инвалидности, снизить смертность, улучшить качество жизни пациента и выработать у него правильное отношение к своему заболеванию и лечению.

Деятельность Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях

Основной целью здравоохранения на современном этапе является повышение доступности и качества медицинской помощи. Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента к решению его собственных проблем. Эти задачи решают «Школы здоровья», созданные для лиц, больных неинфекционными заболеваниями, имеющими социальное значение, и беременных с целью профилактики внутриутробного негативного воздействия различных факторов на плод: физических, психогенных, химических, инфекционных и др., подготовки к родам, а также получения ими навыков правильного вскармливания и ухода за новорожденным ребенком. Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения. Школы здоровья, школы для пациентов и лиц с факторами риска являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья.

Основной целью подобных школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем.

К приоритетным задачам школ здоровья относятся:

· повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;

· формирование ответственности за здоровье и определение степени участия системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья;

· повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства;

· создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;

· формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий;

· привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья и иных заинтересованных организаций и специалистов;

· снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.

Согласно форме №30, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 №175, выделяют 7 основных «Школ здоровья».

· «Школа для беременных»;

· «Школа для больных сердечной недостаточностью»;

· «Школе для больных на хроническом диализе»;

· «Школа для больных артериальной гипертензией»;

· «Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника»;

· «Школа для больных бронхиальной астмой»;

· «Школа для больных сахарным диабетом».

А также функционируют школы по 58 альтернативным направлениям.

В муниципальных учреждениях здравоохранения городов могут функционировать различные Школы здоровья: Школа для больных артериальной гипертонией, Астма школа, Школа для больных сахарным диабетом, Школа для беременных, Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника, Школа для больных ишемической болезнью сердца. Среди прочих школ в МУЗ города могут функционировать: Школа материнства, Школа молодой матери, «Подготовленные роды» (планирование семьи), Школа для родителей при поступлении детей в ДДУ, Школа отцов, гастро-школа, Школа гигиенического ухода, Школа климактерия, Школа анемии, Школа охраны репродуктивного здоровья школьников, Школа эндогенного дыхания, Школа для родителей детей, страдающих эпилепсией, Школа для родителей детей, страдающих ДЦП, Школа активного долголетия, Школа для больных ХОБЛ.

При организации Школы здоровья для пациентов в учреждении здравоохранения формируется следующий пакет документов:

1. Приказы МЗ РФ о мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с различными заболеваниями и состояниями.

2. Приказ главного врача МУЗ об организации работы Школы здоровья в МУЗ.

3. Положение об организации работы Школы здоровья.

4. Критерии оценки эффективности работы Школы здоровья.

5. Анкета для проведения опроса занимающихся до и после цикла обучения.

Принципы организации Школ здоровья:

· в Школу направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.

· занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 6-8 занятий по 90 минут.

· продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1-2 месяца;

· периодичность занятий – 1-2 раза в неделю;

· продолжительность занятий 1-1,5 часа.

20-30% – лекционный материал;

30-50% – практические занятия;

20-30% – ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;

10% – индивидуальное консультирование.

Ежегодно в Школах здоровья проходят обучение огромное количество людей. Работа в Школах ведется в соответствии с планами, положениями об организации Школ здоровья, разработанными программами. В конце года проводится анализ эффективности работы Школ по разработанным критериям. Занятия в Школах проводятся с использованием плакатов, муляжей, спортивного инвентаря и др. Для закрепления информации демонстрируются видео- и DVD-фильмы. Центр медицинской профилактики оказывает методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляет контроль за их деятельностью.

· занятия проводятся в группах по 8-10 человек;

· контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний;

· набранная группа пациентов является «закрытым коллективом», т.е. в процессе проведения занятий к ней не присоединяются новые больные;

· критерии исключения: нарушение когнитивных функций; наличие острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения; наличие хр. заболеваний в стадии декомпенсации.

ПРИМЕЧАНИЕ: В зависимости от профиля Школы здоровья к проведению занятий в Школах активно привлекаются врачи различных специальностей, медицинские сестры, психологи и другие специалисты. В последние годы в проведении занятий в Школах значительное место отводится среднему медицинскому персоналу. Они проводят практические занятия, обучают пациентов правилам тонометрии, приемам доврачебной помощи, правилам ведения дневника самонаблюдения, индивидуально определяют факторы риска, проводят тестирование пациентов. После занятий заполняют листок-вкладыш в амбулаторную карту, журнал учета занятий, фиксируют наличие факторов риска у каждого проучившегося пациента для оценки эффективности проводимых занятий.

Ведение учетно-отчетной документации:

· ведется учетная форма 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденную приказом МЗРФ от 23.09.2003г. № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации»;

· ежегодно заполняются отчетные формы о деятельности Школ здоровья: годовую отчетную форму №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении», утвержденную постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 № 175 (раздел IV, пункт 10. Деятельность отделений (кабинета) медицинской профилактики (4809);

· «Годовой отчет о работе Школ здоровья»;

· «Журнал обучения пациентов в Школе здоровья» по установленной форме.

Высшая школа материнства

Законы природы, которые мы несем в себе, необходимо знать, чтобы жить в согласии с ними, сохранив свое человеческое лицо и предназначение. Сохранение женщины в родных для нее условиях — это сбережение и развитие малого мира для бесконечно великого. Женщина, жена, мать может дать покров — защиту не только мужу — но и целому роду. Исказив сущность женщины, меняется весь смысл жизни и это в первую очередь видно по нашим детям. Не даром говорится, что тайное в родителях явлено в детях. Сегодня мы редко видим большие семьи. Значит, повышается ответственность каждой семьи за одного — двух — трех детей, которые есть у нас. Не может быть крепкого общества там, где нет крепкой семьи, но и не только крепкой, но и в большей степени традиционной. Родители и дети очень схожи во многом, вплоть до формы проявления болезни. Родители действительно оставляют в следующем поколении свою копию. Мужчина закладывает фундамент своего ребенка: дает ему жизненный потенциал и способность. В женском организме все это должно найти свою реализацию и развитие. От того и насколько спокойна и естественна женщина, зависит наше будущее. Настоящая любовь к ребенку именно в том и состоит, чтобы позволить ему проснуться его истинным возможностям. Ребенок открыт к миру и не защищен от него. Но родители и, прежде всего мама призваны обеспечить ему безопасность и спокойствие жизни, чтобы все, что заложено в нем, его душа и тело смогли раскрыться в своей полноте. Такие дети, как правило, вырастают великодушными, по сколько они с младенчества способны обходиться за счет собственных сил. Став взрослым, такой человек в любой ситуации и условиях не утратит своих человеческих достоинств и с честью перенесет все испытания. Именно женщина — мать призвана выполнять эту миссию и никто не может заменить ее. Ибо что может быть выше для любой женщины, чем родить и воспитать человека с большой буквы.

Высшая школа материнства — призвана дать мудрые и грамотные советы будущим родителям и детям.

Она занимается вопросами образования и просвещения молодого населения (школьников, подростков и их родителей; молодоженов и молодых семей, планирующих рождение ребенка) в вопросах подготовки к семейной жизни на принципах любви и уважения друг к другу, глубоких знаний всех аспектов жизненных проблем. Кроме этого работает программа физического, психического и духовного здоровья, которая закладывается задолго до рождения самого ребенка. Современные условия жизни значительно повлияли на уровень здоровья населения. Проведенные исследования показали, что большинство женщин уже в молодом возрасте имеют нарушения органов Ж.К.Т. Что создает предпосылки к нарушениям гормональной, иммунной и нервной регуляции репродуктивной системы. Беременность является физиологическим состоянием, при котором изменяется функционирование органов ЖКТ, дополнительно отягощенная уже имеющимися нарушениями в работе органов и систем.

Образование и просвещение молодого населения в вопросах подготовки к семейной жизни, на принципах любви, уважения друг к другу, глубоких знаний во всем аспекте жизненных проблем. Обучение и просвещение производится по программам наработанным временем жизни. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, дискуссий, тренингов, научно-практических конференций, круглых столов и индивидуального консультирования профессиональными психологами и медицинскими ра-ботниками, имеющими большой опыт научно-практической деятельности в области образования и медицины. В программу обучения включены занятия по темам: «Мужчина и женщина — радость взаимоотношения», «Формирование гармоничной семьи», «Семья — компас в жизни человека», «Любовь и . как много в этом слове», «Дети — творение двух», «Семья — основа культуры общества», «Ценность семьи для человечества» и другие. При Высшей школе материнства планируется создание первого в Москве и Московской области Регионального Учебного центра по обучению медицинского персонала сельских участковых больниц функциональной, электропунктурной экспресс диагностике по программам: а. «Диспансеризация жителей села России» в соответствии с принципиально новым направлением деятельности здравоохранения России — переходе от системы ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на при-оритете здорового образа жизни и направленной на профилактику заболеваний.

«Планирование здоровой семьи на селе» — предусматривает обучение сельских врачей функциональной диагностике: — формирование первичного бесплодия у детей подросткового возраста и профилактика его; — оценка состояния женщин детородного возраста (до, в течение беременности и в послеродовом периоде); — экспресс-оценка гормонального статуса молодоженов.

«Школа пожилого человека»

1. Школа пожилого человека (далее «Школа») — является одним из видов Школы (клуба) для пациентов и лиц с факторами риска (син. Школа здоровья), организационной формой обучения пожилых людей по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья, формой группового профилактического консультирования, не исключающей проведение индивидуального консультирования, профилактического и клинического обследования. Деятельность Школы строится в соответствии с утвержденным общим положением о Школах для пациентов и лиц с факторами риска, основывается на существующих нормативных документах и проводится по утверждённой программе.

2. Школа организуется силами и средствами лечебного учреждения при непосредственном участии Областного Центра медицинской профилактики, Областного Центра гериатрии, территориальных отделений (кабинетов) медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений, а также при организационной и финансовой помощи органа управления здравоохранения территории. Организаторы образуют Совет Школы или определяют ответственных лиц за деятельностью Школы (зам. главного врача по организационно-методической работе, зам. главного врача по профилактической работе, заведующий отделением профилактики или др.). Ответственность за работу Школы может быть возложена также приказом администрации медицинского учреждения.

3. В организации и деятельности Школы могут также принимать участие различные учреждения и организации всех форм собственности, общеобразовательные, высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения.

4. Школа свою деятельность формирует в соответствии с принципами Всемирной организации здравоохранения охраны, а также в соответствии с основныминаправлениями и задачами «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2010 года», согласно нормативным документам и рекомендациям Минздравсоцразвития Российской Федерации.

Основные направления деятельности и задачи «школы пожилого человека»

1. Основные направления деятельности:

· обучение целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья (что вытекает из основной цели создания школы);

· решение региональных вопросов борьбы с преждевременным старением, профилактики заболеваний в пожилом возрасте, профилактики заболеваний и укрепления здоровья в целом у населения региона;

· пропаганда медицинских знаний, обучение навыкам здорового образа жизни;

· обучение немедицинских специалистов с целью расширения деятельности,

· возможности дистанционного обучения и повышения качества необходимых знаний.

2. Основные задачи Школы пожилого человека:

· проведение обучающих мероприятий для пожилых людей в виде планируемых бесед и собеседований, лекций, семинаров, тренинговых и практических занятий;

· обучение «обучающих» — обучение немедицинских специалистов по основным разделам деятельности школы;

· оказание населению профилактической и оздоровительной помощи, через привлечения к работе Школы специалистов различных учреждений и организаций, расширение объёмов деятельности;

· внедрение новых эффективных форм профилактической работы, обучающих методик;

· подготовка и издание наглядных информационных материалов необходимых для деятельности Школы, а также пропаганда медицинских знаний по основному направлению данной Школы (профилактика артериальной гипертонии и заболеваний

· сердечно-сосудистой системы, заболеваний дыхательной системы, сахарного диабета и др.);

· проведение тематических совещаний, семинаров и конференций;

· участие в профилактической деятельности медицинских учреждений.

Организация деятельности школы пожилого человека

1. Структура, оснащение и количество привлекаемых медицинских специалистов (условный штат) Школы здоровья зависит от набора целевой группы пациентов и лиц с факторами риска, от возможности медицинского учреждения или органа управления здравоохранением, которые организуют Школу.

2. Для работы Школы привлекаются высококвалифицированные медицинские специалисты по специальностям, которые отражают проблематику Школы, а также немедицинские специалисты согласно цели и основным задачам Школы. Специалисты привлекаются к работе Школы на функциональной или на договорной основе с оплатой работы в Школе, если это предусмотрено организаторами или есть возможности дополнительного финансирования Школы со стороны помогающих организаций или лиц.

3. Свою деятельность организаторы и привлекаемые специалисты основывают на принятой программе Школы и утверждаемых планах работы (годовых, месячных).

4. Занятия Школы могут проходить в медицинских учреждениях, а также в любом другом учреждении, если это соответствует программе и планам Школы.

5. Режим работы Школы определяется организаторами (Советом Школы) в зависимости от состава и количества пациентов, а также возможностей привлекаемых специалистов. Рекомендуемый режим — два занятия в месяц по 2-3 часа, без учета возможных практических занятий или индивидуального консультирования. Информация о режиме работы Школы доводится до пациентов и всего населения печатными объявлениями, объявлениями по радио и телевидению, рекомендациями специалистов профилактических отделений (кабинетов) и лечащих врачей ЛПУ.

6. Специалистами Школы здоровья разрабатываются необходимые для деятельности Школы наглядные и информационные материалы, инструкции, анкеты, памятки, которые могут быть использованы другими Школами или медицинскими учреждениями при проведении профилактической работы.

7. Организаторами Школы ежеквартально проводится регистрация целевых групп, обучающихся специалистов и анализ проводимых занятий, мероприятий, для чего используютс методики «обратной связи» с обучающимися (собеседование, анкетирование, социологическое исследование и пр.).

Для повышения эффективности и результативности деятельности Школы пожилого человека организаторами при составлении программы и планов необходимо учитывать мнение обучающихся и опыт работы других Школ.

«Школах здоровья» в образовательных учреждениях

Забота о сохранении здоровья детей — задача не только семьи, медицинских учреждений, но и в целом системы образования. Важным шагом в решении задачи охраны здоровья детей в образовательном пространстве стало создание особого вида государственных образовательных учреждений — «Школа здоровья», в которых высокое качество образования не препятствует обучающимся сохранять и даже приумножать ресурсы своего здоровья.

· «Школы здоровья» для всех детей независимо от их принадлежности к медицинской группе, в которых создана безопасная окружающая среда, благоприятная для профилактики заболеваний, психологической и социальной адаптации обучающихся, формирования навыков здорового образа жизни. Психолого-педагогический подход к созданию таких «Школ здоровья» связан с опорой на медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические, здоровьесберегающие технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Для решения задач по здоровьесбережению в этих школах выбраны такие пути: разукрупнение классов, организация 3-разового питания, дополнительное каникулярное время, введение «оздоровительного часа» в расписание учебных занятий, включение в учебный план 3 уроков по физической культуре.

· «Школы здоровья» для всех детей независимо от медицинской группы здоровья ребенка, внедряющие элементы здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Эти школы, используя технологии, продиктованные психолого-педагогическим подходом, взаимодействуя с детскими поликлиниками, использовали достижения современной науки, позволяющие проводить мониторинг здоровья обучающихся в учебном процессе, создали систему школьных мониторингов здоровья, оснащенную компьютеризованными приборными комплексами. При этом, не внедряясь в поле деятельности медицины, такие школы получили возможность, не дожидаясь плановой диспансеризации, скорректировать нарушения в работе организма, которые в большей мере подвергаются воздействию школьных факторов: нарушения осанки, нарушения зрения, нарушения физиологического баланса.

· «Школы здоровья» для хронически болеющих детей, ослабленных неблагоприятными экологическими факторами, и детей-инвалидов. Практика работы такого рода образовательных учреждений показала взаимопроникновение медицинского и психолого-педагогических подходов. Медицинский подход связан с активизацией участия медиков в работе образовательного учреждения. В таких «Школах здоровья» создано собственное медицинское подразделение. Оказание медицинской помощи обучающимся осуществляется в объеме, соответствующем задачам, решаемым педагогическим коллективом.

Немаловажная роль в сохранении здоровья ребенка в период пребывания его в образовательном учреждении отведена организации качественного, безопасного, сбалансированного питания. В «Школах здоровья» оборудованы спортивные залы (118), тренажерные залы (86), школьные стадионы и спортивные площадки (140), бассейны (2), залы ЛФК (65), кабинеты массажа (56). Это позволяет качественно осуществлять физкультурно-оздоровительную работу. Важный показатель деятельности «Школы здоровья» — отсутствие неуспевающих детей, при этом следует учесть, что не снижен уровень требований и каждому обучающемуся обеспечивается образование в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Показательный результат работы в этой области — то, что здоровьесберегающая среда «Школ здоровья» и проводимая профилактическая работа позволяет снизить количество пропущенных учебных дней по болезни на одного ребенка.

В «Школах здоровья» накоплен положительный опыт психологического сопровождения образовательного процесса, обеспечения разноуровневой подготовки обучающихся, созданы различные службы психолого-медико-социального сопровождения (мониторинговая, психолого-педагогическая поддержка, медицинское сопровождение, социальная реабилитация). Большое внимание в таких школах уделяется профилактике вредных привычек, правонарушений среди обучающихся «группы риска». Реализация профилактических программ рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Профилактические программы включают в себя современные методы обучения и строятся с учетом возрастных особенностей обучающихся, направлены на обучение социальным навыкам: коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими, как со сверстниками, так и со взрослыми. Активно расширяется добровольческое движение, которое охватывает детей и подростков, пропагандирующих здоровый образ жизни в среде сверстников. Оценка и контроль деятельности государственных образовательных учреждений «Школа здоровья» в большинстве случаев основываются на результатах мониторинга здоровья обучающихся. Мониторинги природного зрения, осанки и объединяющий их полифункциональный саногенетический мониторинг физиологического состояния организма оснащены приборными комплексами и экспертными системами. В отличие от диспансеризации, которая лишь констатирует наличие тех или иных заболеваний у ребенка, школьным мониторингам свойственно оперативное прогнозирование возможных рисков, в том числе и образовательных, их адресная коррекция.

Многолетний опыт работы «Школ здоровья» позволяет сформировать представление:

· о формах организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, о здоровьесберегающей инфраструктуре и оснащенности школ, о комплексе здоровьесберегающих технологий;

· о системе школьных мониторингов здоровья как способе адекватного отбора здоровьесберегающих технологий, по состоянию здоровья обучающихся, так и по задачам конкретного образовательного учреждения;

· о потребности школ в обеспечении специалистами, способными поддерживать здоровьесберегающие функции школы.

Источник



Работа в школе по формированию здорового образа жизни
статья по зож

Статья «Работа в школе по формированию здорового образа жизни»

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zozh.docx 18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Работа в школе по формированию здорового образа жизни

Абсолютным условием реализации всех заложенных в человеке возможностей является здоровье. Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведет человек, поэтому главные задачи педагогов — обучать детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья. По данным исследований, около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. Таким образом, решение задач охраны здоровья учеников – объективная необходимость.

Основными задачами охраны и укрепления здоровья обучающихся являются:

— воспитание потребности в здоровом образе жизни;

— создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

— выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянно стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

В МБОУ СОШ № 1 города Новый Уренгой (ЯНАО) в целях повышения эффективности оздоровительной и профилактической работы с обучающимися реализуется программа «Здоровье». Ее цель – беречь, укреплять, защищать, развивать здоровье; ее реализация требует каждодневных усилий, личной ответственности и учителя, и ученика. Работа по данной программе опирается на ценностные ориентиры и проявляется в соблюдении здорового образа жизни. Понятие «здоровье» в педагогике связывается с успешностью человека в современном мире, с его участием в улучшении жизни, с активной гражданской позицией и по отношению к общественным проблемам, и сфере личного здоровья.

Практически все учителя школы используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы. Смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять действие корректируемых факторов, действие которых можно регулировать, устранять устранимые факторы.

Широкое распространение получила технология дифференцированного обучения , предполагающая выделение в классах групп обучающихся в соответствии с уровнем их интеллектуального развития. Внутриклассная уровневая дифференциация содействует формированию у учеников положительной «Я-концепции».

Накапливается опыт использования тестов при проверке знаний обучающихся, как правило, применяются тестовые задания разноуровневого характера. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности.

На уроках физкультуры учителя активно используют такие здоровьесберегающие технологии, как Биоритмизация учебного процесса с учетом проживания в условиях Крайнего Севера и Личностно-ориентированные с игровой направленностью.

Очень популярна в нашей школе Педагогика сотрудничества , являющаяся источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства.

Одной из важных задач по реализации здоровьесберегающих технологий является максимально возможное использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у школьников переутомления, способствует более гармоничному развитию личности. Устойчивая работоспособность характерна до середины урока, этот момент учителя учитывают при планировании уроков. Во время уроков обязательно чередуются различные виды деятельности и их последовательность, включаются динамические паузы, разгрузочные игры, физкультминутки.

Также в школе используются технологии активизации учебного процесса на основе последних научно-технических разработок . Данная технология основана на использовании мультимедийных средств предоставления информации, управления ею посредством интерактивных средств. Кроме того, интерактивная доска, являющаяся основной составляющей системы, позволяет работать без меловой доски и тряпки, что снижает запыленность воздуха.

Для контроля за состоянием здоровья обучающихся проводятся углубленные медицинские осмотры, на которых осуществляется выявление детей, страдающих хроническими заболеваниями. Обучающиеся, страдающие хроническими заболеваниями, имеют возможность заниматься физкультурой в специальных группах.

Одно из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения по сохранению здоровья школьников – это обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды. Соблюдение гигиенических норм имеет приоритетное значение. Особое внимание обращается на воздушно-тепловой режим школьных помещений и их освещенности, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников. Ежегодно проводятся смотры учебных кабинетов с учётом контроля соблюдения санитарно-гигиенических норм: освещения, проветривания, озеленения, эстетики оформления.

Важным фактором является учебно–просветительская работа по формированию сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения обучающихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни. Поэтому воспитательная работа построена так, чтобы фокусировать внимание обучающихся на приоритетных факторах риска и условиях образа жизни, влияющих на здоровье. Формы организации могут быть самыми разнообразными: это и уроки, и игры, и конференции, и круглые столы, и занятия школы здоровья, а также все формы активного детского отдыха: экскурсии, встречи, вечера.

Таким образом, в основе деятельности МБОУ СОШ № 1 по формированию здорового образа жизни лежит позитивная концепция здоровья, которая подразумевает развитие у обучающихся способности к общению, самовыражению, творчеству, а также к изменению себя и своего окружения в лучшую сторону. У всех участников образовательного процесса формируется позитивное отношение к жизни, ценностное отношение к своему собственному здоровью.

Источник