Меню

Поэзия как средство эстетического воспитания

Роль поэзии в художественно-эстетическом воспитании дошкольников
консультация на тему

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Скачать:

Вложение Размер
консультация 13.14 КБ

Предварительный просмотр:

Роль поэзии в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Заучивание детьми стихотворений связано с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова, с воспитанием художественного вкуса. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Вообще большинство первых детских книжек — стихотворные. Да и сами малыши явно отдают предпочтение стихам. И это неудивительно: ритм, рифма, яркие, лаконичные, но выразительные образы помогают ребенку концентрировать внимание, лучше представлять себе содержание произведения, понять и прочувствовать его.

Очень важно приучить детей с самого раннего детства не только к коротеньким детским стишкам, но и к настоящей большой поэзии. Стихи воспитывают в детях особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе. Ведь очень часто бывает, что человек ждет от прочитанной книги какой-то конкретной пользы: поучительного примера, познавательной истории, полезного совета, возможности расслабиться и повеселиться или пережить острые впечатления. Лирическая поэзия лишена всего этого. Но она дает возможность насладиться красотой ритма и слова, окунуться в море чувств. Дети, которым читают много стихов, как правило, обладают превосходной памятью и чувством ритма, способны без труда запоминать длинные тексты.

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь.

Многие ученые, педагоги, занимающиеся проблемами методики развития речи отмечают огромное положительное влияние поэзии на развитие речи ребенка. Н.А. Стародубова в своем труде «Теория и методика развития речи дошкольников» пишет, что «поэтические произведения оказывают на ребят огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое меткое слово».

Существенное значение имеет качество художественного чтения стихов взрослыми. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Роль культуры и искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольника». С понятием личности тесно связано понятие «социализация», в которой основными институтами являются.

Роль выставок в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

Данная презентация освящает вопрос значения игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Автором представлен материал об эффективном использовании ИКТ в художественно — эстетическом развитии дошкольников.

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть е.

В а ж н о й з а д а ч е й р о д и т е л е й я в л я е т с я р а з в и т и е у р е б ё н к а эстетической восприимчивости ко всем.

laquo;Роль воспитателя в художественно – эстетическом воспитании ребенка — дошкольника&raquo.

Источник

Развитие нравственно-эстетических чувств дошкольников посредством поэтического слова

Вера Спиридонова
Развитие нравственно-эстетических чувств дошкольников посредством поэтического слова

МБДОУ «Атемарский детский сад «Теремок»

Тема: «Развитие нравственно-эстетических чувств

посредством поэтического слова»

статья (из опыта работы)

Подготовила воспитатель Спиридонова В. И.

Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них как музыка.

Я убеждена, что именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал В. Г. Белинский, «Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передаётся голове». Включение поэзии в процесс воспитания, обучения и развития детей необходимо ещё и потому, что современный человек любого возраста, как правило, испытывает дискомфорт от своего существования.

За основу своей педагогической деятельности я взяла положение В. А. Сухомлинского о том, если мы сумеем научить ребёнка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несёт радость и грусть.

Одна из основных задач воспитателя – путём приобщения детей к поэтическому слову сформировать у них эмоциональное отношение к действительности, как основе развития нравственных чувств.

Организовать такую работу мне помогают стихи. На какую бы нравственно-эстетическую тему я не беседовала с детьми, подтверждением моих мыслей и даже ответы на многие вопросы становятся поэтические строки:

Бать легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло своё другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих.

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И всё же посмотри.

Как много у него друзей!

А злой всегда один…

Основная цель педагогической деятельности состоит в том, чтобы, используя в воспитательно-образовательном процессе поэзию, добиться положительных результатов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

В ходе практической деятельности были выделены следующие задачи:

1. Знакомить с художественным словом на всех видах НОД, а также в свободной игровой деятельности.

2. Учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений.

3. Учить выразительно читать стихи и уметь их слушать.

4. Обучать подбирать рифмы к стихотворным строчкам.

Успешной реализации данных задач помогает созданная совместно с детьми предметно-развивающая среда. Работа по использованию стихов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников выстраивается следующим образом. Прежде чем начать беседу или проводить занятие или отправиться на прогулку, я решаю какие стихи помогут на этот раз добиться нужной цели. Что может вызвать у детей особое увлечение и интерес?

Зная, что художественные образы помогают детям разглядеть прекрасное в действительности, найти в ней поэтическое начало, воспитатель, оказавшись с детьми в осеннем лесу,спрашивает: «Ас кем можно сравнить осень? И выслушав ответы,читает такие строки:

Прошла лисица – зарница

И обожгла листву хвостом.

Огонь по веточкам полез,

И запылал осенний лес!

А гуляя зимою с детьми, преподаю замечательный урок красоты.

Изо всех земных чудес

Мне милее русский лес.

И весёлый молодой,

И задумчивый, седой.

Хоть какою будь погода,

Но особенно зимой.

Воспитатель чувствует, что от этих строк на сердце у детей становится тепло, глазки широко открываются, дети замирают, любуясь красотой. Простые ласковые строки помогают мне тронуть детские души. Дети чувствуют ритм стиха, понимают, что в стихах есть рифма, поэтому я стала чаще использовать игры при помощи которых можно развивать чувство ритма, необходимое для понимания и для выразительного чтения стиха. Например, читает стоку, опуская слово – рифму,которое дети должны подобрать: «солнце по небу гуляет и за тучку…»

Дети тут же включаются в игру: забежало, убежало и т. д.

Использует творческие задания. Например, гуляя,говорю: «Найдите отгадки рядом с нами».И загадываю загадку: «Еёузнаешь по простой примете: нет деревца белей её на свете». Стремиться, чтобы дети, отгадывая загадку, мыслили, сопоставляли, сравнивали.

В подготовительной группе дети многие читают, поэтому книги выставляются на полочку на видное место, чтобы ребёнок мог заинтересоваться и сесть, чтобы рассмотреть иллюстрации и прочитать.

В начале тихого часа обязательно можно услышать просьбу детей, чтобы им прочитали. Детям хочется слушать и слушать стихи, наслаждаться музыкальностью поэзии, а воспитателю доставляет удовольствие их читать.

Использование поэзии в работе с детьми – это увлекательный, важный и нужный труд. Поэзия учит детей удивляться, радоваться, волноваться.

Презентация для знакомства с родным микрорайоном. «Наш посёлок — Резинотехника» Моя методическая тема «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края».

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Источник



ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация на тему

Большие возможности для эстетического воспитания заложены в искусстве и произведениях литературы. Знания, полученные детьми в процессе общения с искусством, способствуют их интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley_iskusstvo_i_literatura_kak_sredstvo_esteticheskogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 19.2 КБ

Предварительный просмотр:

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Большие возможности для эстетического воспитания заложены в искусстве и произведениях литературы. Знания, полученные детьми в процессе общения с искусством, способствуют их интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию. Искусство содействует утверждению гуманного, нравственного начала в человеке, воспитывает глубокие патриотические чувства.

Умение понимать, чувствовать прекрасное не приходит само собой. Его надо развивать у детей с самых ранних лет.

В эстетическом воспитании детей важная роль принадлежит музыке. Мир звуков, мелодий, так же как и мир красок, рождает понимание прекрасного, делает человека более чутким, духовно обогащает его.

На музыкальное развитие ребенка влияет общая атмосфера семьи. Каждая семья способна пробудить в нем любовь к музыке. Так, источником ярких эмоциональных переживаний может быть и пение родителей, и хорошие музыкальные игрушки, и детские музыкальные произведения и т. д. Надо слушать с детьми музыку не очень часто, но обязательно систематически, чтобы выработать у них внимательное и вдумчивое отношение к ней, расширять круг их музыкальных впечатлений.

Родителям необходимо стремиться, чтобы интерес к пению, музыке у ребенка зародился уже в самом раннем возрасте, Поэтому начинать воспитание музыкального вкуса у детей следует с произведений мелодичных, более ярких по содержанию. Следует поощрять увлечение детей пением, разучиванием новых песен, «сочинением» своих песенок, хором.

Задача родителей заключается в воспитании музыкально-эмоциональной культуры ребенка. Особенно действенным будет музыкальное воспитание детей, когда они станут не только знакомиться с музыкой, песней, но и играть на каком-либо инструменте, так как в процессе учебы будут формироваться правильные музыкальные взгляды.

Еще одним видом искусства является танец.

Танец начинается с самого раннего детства, когда малыш, услышав красивую радостную музыку, начинает двигаться ей в такт, выражает свои чувства в движениях: притопывает ножками, хлопает в ладоши, приседает. Лицо его озарено улыбкой от радости движения. Известно, что дети очень любят танцевать. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости, реакции на музыку Танец выражает огромное многообразие эмоций, он живо откликается на самую разную музыку. С его помощью можно изобразить радость, растущий цветок, поэзию родной природы, листопад, мерцание звезд…

Занятия танцами дают возможность осваивать простые, а затем сложные танцевальные комбинации, тренировать пространственно-мышечное чувство. Систематические занятия исправляют сутулость, изгиб в пояснице, ребенок становится более стройным, изящным. Танцы приобщают детей к миру прекрасного, учат разбираться в искусстве, с ранних лет прививают хороший вкус.

Одним из источников эстетических переживаний является художественная литература.

Когда ребенок еще только начинает понимать связную речь, родители стремятся рассказывать ему сказки. Сказка — это духовное богатство народной культуры. Сказка как выражение высокого нравственного идеала не терпит ни малейшего уклонения от добра и правды, она требует наказания всякой лжи и несправедливости.

Сказка, говорил В.А. Сухомлинский, это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. Чем интереснее сказка и необычнее обстановка, в которой находятся дети, тем сильнее игра детского воображения. При этом важно то, как рассказывается сказка, чтобы ребенок, слушая, мог различать интонацию, «читать» движения, жесты, рисунки.

В семье, где дети ходят в школу, необходимо практиковать художественное чтение и рассказывание. Оно развивает речевую культуру детей, обогащает их активный словарный запас и способствует развитию выразительной речи. Ребенок, непринужденно, увлеченно рассказывающий о чем-то важном и интересном для него, может использовать все средства речевой выразительности: интонацию, ритм, паузу, логическое ударение.

Культура чтения предполагает сознательный, а не случайный выбор книги, умение не пропускать «скучных» описаний и рассуждений, не только проследить за развитием событий, но и поразмышлять над ними. Для чтения нужно подбирать книги, разные по содержанию и настроению: серьезные и смешные, веселые и грустные, о хороших и плохих, смелых и трусливых людях, о благородных поступках, о природе, животных. Очень важно, чтобы книги вызывали самые разнообразные чувства ребенка, учили его радоваться и печалиться, восхищаться, любить и ненавидеть.

Необходимо поддерживать и поощрять детей стремлением поделиться своими впечатлениями о прочитанном, приучать их отвечать на вопросы, заучивать наизусть. Чтение художественной литературы должно сопровождаться беседами, цель которых — развивать наблюдательность и вкус ребенка, способность анализировать поступки героев, характер их взаимоотношений, а вместе с тем взвешивать и свои поступки.

Значение живописи в эстетическом воспитании детей очень велико. Чтобы разобраться в произведении изобразительного искусства, надо непременно поставить вопрос: каково его содержание? Изображая людей, события, явления природы, вещи, художник выражает те неповторимые чувства и мысли, которые побуждают его работать над картиной, что и является ее внутренним содержанием. Этой цели служит вся совокупность изобразительных средств: цвет, трактовка формы, характер линии и мазка, общий композиционный строй картины и т. д. Картины на самые различные темы могут быть использованы родителями для увлекательных бесед с детьми.

Научиться творчески, полно и глубоко воспринимать искусство, не разбираясь в реальной жизни, невозможно. Только знание жизни, действительности помогает проникнуть в смысл художественного произведения.

Знакомя детей с тем или иным произведением живописи, надо учитывать их возраст. Вначале следует привлечь внимание лишь к тем картинам, которые будут детям близки по содержанию. А при подготовке ребят к экскурсиям в художественный музей важно провести предварительную беседу с демонстрацией репродукций картин, ознакомить детей с жизненной и трудовой деятельностью художника. Детей более старшего возраста следует углубленно знакомить с произведениями живописи, поэтому здесь необходима беседа экскурсовода. Экскурсии по залам музея с произведениями живописи всегда оставляют неизгладимый след в душе человека, развивают в нем чувство прекрасного.

Знакомство с произведениями живописи рождает у ребенка желание рисовать. Обучение же детей рисованию будет способство вать лучшему пониманию живописи. Стремление ребят рисовать, необходимо всемерно поддерживать, обеспечивая их красками, карандашами, бумагой, уделяя внимание их рисунку. Со стороны родителей не должно быть места ни иронии над маленьким художником, ни чрезмерной похвалы в связи с его первыми успехами. Однако надо знать, что положительная оценка взрослого, помогающая пережить радость успеха, как правило, вызывает новый всплеск активности ребенка, в то время как равнодушие или отрицательная оценка может подавить интерес.

1. Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ – М.: 2005.

2. Роот З.Я. Танцы с нотами для детского сада – М.:2006.

3. Семейно-бытовая культура: Пособие для слушателей нар. ун-тов/ Д.И. Водзинский, А.И. Кочетов и др.; Под ред. Д.И. Водзинского.- Мн.: Нар. асвета, 1987.

Источник