Замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними
город проснулся (т. е. люди);
сегодня мы видели Врубеля (т. е. его картины);
Олицетворение
Одушевление неодушевлённых предметов
море рассмеялось;
солнце улыбнулось;
Перифраз
Иносказание; наименование меняется на какие-то характеристики
использование «голубая планета» вместо «Земля»
Сарказм
Недобрая ирония, колкое выражение с юмором
Хороший парфюм. Как долго ты в нём мариновался?
Синекдоха
Какое-то небольшое, частное понятие заменяется более обобщённым или наоборот
уносить ноги (ноги — это частное, убегает же весь человек — это обобщённое);
Россия выиграла чемпионат (спортсмены — частное, Россия — обобщённое);
Сравнение
Сопоставление двух понятий, часто присутствуют союзы: как, будто и др.
жёлтые, как янтарь, глаза
Эпитет
Для описания чего-либо используется прилагательное, наречие, причастие или глагол
синее небо;
тёмная аллея;
пламенные взоры.
Синтаксические средства выразительности
Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.
Фигура речи
Значение
Пример
Анафора (единоначатие)
Повторение в начале строк, предложений и др.
Город пышный, город бедный. (А. С. Пушкин)
Антитеза
Противопоставление слов или понятий
ученье — свет, а неученье — тьма
Градация
Постепенное воспроизведение событий или чувств по возрастающей (или убывающей) траектории
Пришёл, увидел, победил
Именительный темы
Отделение существительного в именительном падеже
Холодные и дикие просторы.
Слово! Язык!
Многосоюзие (полисиндетон)
Однородные члены объединяются намеренным повторением союзов
Был тиф, и лёд, и голод, и блокада (Г. Шенгели)
Оксюморон
Парадокс, постановка вместе слов с противоположным значением
правдивая ложь;
оглушительная тишина;
Парцелляция
Деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности
Молодой артист заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью (И. Андроников)
Риторический вопрос, восклицание, обращение
Применяются для интенсификации выразительности
До каких пор мы будем это терпеть? (рит. вопрос);
Мечты, мечты! где ваша сладость? (воскл.; А. С. Пушкин);
Спи, моя радость, усни (обращ.).
Синтаксический параллелизм
Повторение структуры предложения или отдельных его частей (внутри предложения)
Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог (Г. Р. Державин)
Умолчание
Автор прерывает слова героя, чтобы читатель сам понял, что тот хотел сказать
Но слушай: если я должна
Тебе. кинжалом я владею,
Я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин)
Эллипсис
Исключение одного из членов предложения
Татьяна в лес; медведь за нею;
Снег рыхлый по колено ей; (А. С. Пушкин)
Эпифора
Повторение окончания предложения (слова или словосочетания)
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости. (А. С. Пушкин)
Средства выразительности в музыке
Главными средствами выразительности музыкальных композиторов являются:
лад (обычно мажор или минор);
динамика (громкость);
метр, ритм, темп (ритмическая мера);
регистры (диапазон музыкального инструмента);
тембр (окраска или характер звука);
штрихи (раздельные или связные: staccato, legato, non legato);
мелодия (главная музыкальная идея композитора);
гармония (изучение аккордов);
фактура (оформление многоголосия).
Средства выразительности графики
Художники используют уже свои приёмы:
фактура (бумага может быть гладкой или рельефной);
фон (цвет и тон поверхности);
линия (изобразительная, каллиграфическая, геометрическая);
штрих (недлинные линии);
ритм (различные размеры предметов и дистанции между ними);
пятно (квадрат, круг и др.);
светотень и тон (соотношение света, теней, текстур, форм и т.д.).
Источник
Средства выразительности в стихотворении. Что такое средства выразительности речи?
Тема нашей статьи – средства выразительности в стихотворении. Что это такое, мы расскажем ниже. В качестве примера анализа и для закрепления материала читателю предлагается обратить внимание на стихотворение Ф. Тютчева «Листья» и прекрасные поэтические строки Пушкина «Зимнее утро».
Что такое средства выразительности?
Средство выразительности речи – это комплекс звуковых (фонетических), синтаксических, лексических или фразеологических элементов, используемых для достижения лучшего эффекта от высказанного, привлечения внимания, подчеркивания некоторых аспектов в речи.
Звуковые (фонетические) средства. Сюда относится использование определенных звуков, что периодически повторяются, придавая особое звучание. Такие способы часто использовали поэты-символисты. Например, всем известное стихотворение Константина Бальмонта «Камыши» завораживает шипящими звуками, что создают эффект шума камышей.
Синтаксические. Это особенности построения предложений. Например, у В. Маяковского – краткие, хлесткие фразы, что сразу же заостряют внимание на теме.
Фразеологические. Сюда относится применение автором фразеологических оборотов или так называемых крылатых выражений — афоризмов.
Лексические и семантические: связанные со словом и его значением.
Тропы. Наиболее часто присущи они именно художественной речи. Это метафоры и метонимии, гиперболы.
Средства выразительности в стихотворении
Прежде чем перейти к стихотворению и изучению его средств выразительности, стоит обратить внимание на стиль данного жанра. Как мы уже говорили выше, средства выразительности для каждого жанра используются свои. Наиболее часто данные способы подчеркивания авторского замысла встречаются в художественном стиле. Поэзия – это однозначно художественный жанр (за некоторыми очень редкими исключениями), поэтому средства выразительности в стихотворении применяются для того, чтобы читатель мог воспринять больше информации, лучше понять автора. Писателям-прозаикам форма и стиль позволяют не быть стесненными в размерах их произведений, тогда как поэтам сложнее вместить в сравнительно недолгие строки свои чувства и мысли, видение и понимание.
Наиболее часто применяемые приемы выразительности в поэзии
Средства художественной выразительности в стихотворении достаточно разнообразны. Они не являются достоянием конкретного автора, так как создавались и совершенствовались десятилетиями. Но вот на конкретных примерах и по излюбленным средствам иногда узнать автора становится очень легко. Поэзия Сергея Есенина, к примеру, всегда наполнена красивыми эпитетами и удивительными метафорами. Если знающему его стиль человеку зачитать неизвестное стихотворение, скорее всего, автора он назовет без заминки.
Средства выразительности в стихотворении:
Аллегория. Суть ее в выражении объекта или черты характера через определенный образ. Например, волк в сказках и баснях – всегда аллегорический символ жестокости, свирепости, своеволия.
Гипербола и литота. Проще говоря, художественное преувеличение и преуменьшение.
Антитеза. Способ выразительности, который достигается при помощи сопоставления или размещения рядом двух и больше контрастных понятий. У А. С. Пушкина, например, о буре говорится: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя».
Анафора. Это одинаковое начало нескольких строк, как в гениальном стихотворении Константина Симонова «Жди меня».
Аллитерация. Употребление согласных звуков конкретного звукового ряда, как в «Камышах» Бальмонта, шипящие звуки, чередующиеся друг с другом, создают мистическое присутствие шума растений ночью.
Метафора. Переносное значение слова, обоснованное на одном или нескольких признаках. «Изба-старуха» у Есенина, например. Хлипкая избушка сравнивается со старухой в силу преклонного возраста обеих.
Метонимия. Одно слово вместо другого, или часть вместо целого.
Олицетворение. Прием, когда неживому предмету приписываются свойства живого.
Сравнение и эпитет. Первое – когда один предмет сравнивают с другим для лучшего эффекта передачи информации. Второй многим известен по урокам литературы и являет собой художественное определение.
Средства выразительности в стихотворении «Листья» Тютчева
Чтобы лучше закрепить тему, мы рассмотрим конкретные стихотворения и на их примере постараемся разобраться, что являют собой приемы выразительности.
Эта поэтическая попытка писателя понять смысл жизни, оплакать ее скоротечность – настоящий шедевр пейзажной лирики. Она – это как бы монолог листьев, что грустят о своей судьбе и так незаметно пролетевшем лете.
Здесь множество средств выразительности. Это и олицетворение (листья говорят, размышляют, автор представляет их читателю живыми существами), и антитеза (листья противопоставляют себя хвое), и сравнение («иголками ежа» они называют иголки сосен). Здесь же мы можем увидеть и приемы аллитерации (звуки «ж», «ч», «ш»).
Игра с временными формами глаголов помогает автору достигнуть эффекта динамики, движения. Благодаря этому приему читатель практически ощущает быстротечность времени и движения листьев. Ну и как любое стихотворение, «Листья» не обошлось без использования эпитетов. Их здесь очень много, они красочные и живые.
Обратите внимание на размер стихотворения. Всего в четырех небольших строках поэт использует множество средств выразительности и поднимает несколько философских вопросов. Всегда будьте внимательны при чтении поэзии, и будете приятно удивлены тем, как много всего говорит нам автор.
Стихотворение «Зимнее утро»
Средства выразительности стихотворения «Зимнее утро» радуют своим разнообразием. Это произведение – образец лучшей пейзажной лирики.
Приемы, которые А.С. Пушкин использует для достижения особого настроения – это в первую очередь антитеза. Противопоставление мрачного вчера и прекрасного сегодня выделяет обе картины природы – холодной снежной бури и прекрасного утра – в отдельные полотна. Читатель будто видит и шум вьюги, и ослепительный снег.
Особые положительные эпитеты «прелестный», «великолепный», «чудесный» подчеркивают настроение автора и передают его нам. Присутствует в поэзии также олицетворение. Вьюга здесь «злится», а мгла по хмурому небу «носилась».
В заключение
Средство выразительности речи не просто украшают и дополняют речь, они делают ее живой, художественной. Они – будто яркие краски, которыми художник оживляет свою картину. Их цель – подчеркнуть и обратить внимание, усилить впечатление, возможно, даже удивить. Поэтому, читая поэзию, не спешите, вдумайтесь, что хочет донести автор. Пропуская скрытые между строк мысли великих художников слова, вы много теряете.
Источник
25 средств художественной выразительности
Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.
Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.
Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:
Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.
Виды средств выразительности
Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.
А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:
Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.
Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.
Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.
Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.
Тропы
Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.
Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.
Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».
Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).
Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.
Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.
Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).
Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».
Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.
Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.
Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.
Фигуры речи
В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:
Повтор
В начале, конце, на стыке предложений
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы
Антитеза
Противопоставление. Часто используются антонимы.
Волос длинный – ум короткий
Градация
Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления
Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон
Соединение противоречий
Живой труп, честный вор.
Инверсия
Изменения порядка слов
Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм
Сравнение в форме сопоставления
Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис
Пропуск подразумевающегося слова
За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция
Разделение единого по смыслу предложения на отдельные
И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие
Соединение через повторяющиеся союзы
И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие
Исключение союзов
Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение.
Используются для усиления чувств
Какое лето!
Слушай, страна!
Умолчание
Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения
Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика
Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора
Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.
Тест «Средства художественной выразительности»
Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.
Прочитайте следующий отрывок:
«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»
Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?
Ответ на тест дан в конце статьи.
Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.
Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.
Ответ на тест
К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.
А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.
Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.