Меню

Принципы обучения населения зож кратко

Основные принципы обучения здоровому образу жизни

Обучение формированию здорового образа жизни не должно строиться по принципу запретов, устрашения или отрицания. Основная цель обучения – формирование здорового жизненного стиля и мотивации на здоровьесберегающее поведение.

При определении целей обучения следует учитывать:

· соответствие целей потребностям пациента;

· соответствие исходному уровню знаний;

· цель формулируется таким образом, что можно объективно определить степень ее достижения.

Успех обучения зависит от формирования у пациента мотивации, то есть осознанного стремления обучаться и выполнять необходимые действия.

Прежде всего, необходимо поставить перед пациентом только простые, достижимые цели. При избытке массы тела, равном 30 кг, вряд ли рационально сразу же ориентировать пациента на снижение массы до идеальной. Похудание на 3-7 кг – более реалистичная цель на первом этапе; ее достижение позволит использовать полученный положительный опыт и мотивирует пациента на дальнейшие действия. Ощущение хорошего самочувствия также может быть причиной мотивации позитивного поведения.

Обучение пациентов может проводиться в группе и индивидуально.

Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Обучение в группе создает определённую атмосферу, пациенты имеют возможность обменяться опытом, получить поддержку, наблюдать положительную динамику на примере других людей. В группе усиливается эмоциональный компонент обучения, что улучшает восприятие. Оптимальным вариантом является группа численностью 5 – 7 человек. Однако групповое обучение не должно исключать индивидуальной работы с пациентами.

Индивидуальный подход на групповых занятиях может помочь медицинскому работнику использовать «сильные» и «слабые» стороны каждого участника:

· Пациентов, положительно и с готовностью воспринимающих содержание занятия, следует стимулировать к формулированию важных выводов и подключать к обсуждению для подтверждения правильной точки зрения.

· Нелегко подключить к работе группы робких, стеснительных людей, для укрепления в них чувства уверенности рекомендуется напрямую задавать им легкие вопросы, на которые они обязательно смогут ответить.

· Наибольшую трудность представляют пациенты, демонстративно отвергающие процесс обучения и проявляющие — иногда весьма активно — свое недоверие. В подобных ситуациях результаты можно получить, если суметь подчеркнуть индивидуальный опыт пациента.

· При работе с незаинтересованными пациентами рекомендуется поощрять их задавать вопросы или приводить примеры из собственного опыта.

Проводя обучение, необходимо помнить:

1. Когда на занятии медицинский работник что-то говорит, пациент не обязательно услышит сказанное.

2. Если пациент услышал, это не означает, что он наверняка понял.

3. Если же пациент понял, это не гарантирует того, что он автоматически принял сказанное и согласился с ним.

4. Если же пациент согласен с услышанным, он не всегда соответственно меняет своё поведение.

5. В случае если пациент один раз правильно выполнит рекомендацию, это не означает, что он будет постоянно следовать ей в повседневной жизни.

Современные исследователи предлагают рассматривать процесс изменения поведения человека в области здоровья/болезни в виде «спиральной» модели. Выделяют следующие стадии изменения поведения:

– Стадия безразличия – человек не подозревает о необходимости перемен в привычном образе жизни или не расположен к ним. Он не убеждён, что негативные аспекты проблемы перевешивают положительные.

– На стадии размышления пациент оценивает персональные возможности и последствия перемен в образе жизни. Эта стадия предполагает активный поиск информации и характеризуется большей озабоченностью неправильным поведением. Происходит также взвешивание потерь и приобретений, которые может принести переход к новому образу жизни.

– Стадия подготовки – это переход от размышления к действию. Принимается решение предпринять действия в ближайшем будущем.

– Лица, находящиеся на стадии действия, изменяют привычки и контролируют себя. На этой стадии разрабатываются стратегии предупреждения возврата к неправильному поведению и нездоровому образу жизни.

– Поддержание – финальная стадия процесса, на которой самоконтроль проблемного поведения приобретает стабильность. Эта стадия все ещё может сопровождать искушением возврата к предыдущим стадиям, особенно если этому способствует окружение.

Медицинским работникам в процессе обучения необходимо фокусировать внимание пациента на различных задачах в соответствии со стадией изменения поведения. Это значит, что необходим индивидуальный подход. При создании информационных материалов более всего следует ориентироваться на стадии размышления и безразличия, так как большинство пациентов находятся именно в этой части «спирали».

Принципы образования пациентов:

1. Релевантность (пригодность, уместность) – адаптация программы обучения к уровню знаний пациента, предшествующему опыту, включая уровень его образованности и возможность восприятия, что и отражает связь с пациентом. Предварительное тестирование или собеседование помогут собрать данные.

2. Индивидуализация – позволяет пациентам получать ответы на персональные вопросы или инструкции согласно индивидуальному прогрессу в знаниях. Обучение должно строиться на доступном изложении материала, активном участии пациента, создании открытой и доверительной атмосферы.

3. Обратная связь – помогает определить, как хорошо пациент усвоил материал и какого прогресса достиг. Обратная связь может быть основана на контроле знаний изученного материала или практических результатов.

4. Закрепление полученных знаний – предназначено для вознаграждения желаемого изменения поведения. Похвала или поздравления очень эффективны в достижении полезных изменений в образе жизни.

5. Помощь в выполнении рекомендаций – относится к мерам, помогающим пациентам выполнить рекомендуемые действия или устранять препятствия.

Общие требования к средствам печатной и наглядной пропаганды:

1. Наличие основной актуальной идеи в представленных средствах агитации.

2. Воздействие на эмоциональность и воображение целевой аудитории для наиболее эффективного восприятия.

3. Формирование у населения установок на ведение здорового образа жизни.

4. Доступность в восприятии средств агитации.

5. Соблюдение единства текста и изображения по смыслу, тональности, конкретности.

6. Оригинальность, использование в дизайне современных PR-технологий.

7. Соблюдение оптимального объема информации в целях его усвоения и восприятия.

8. Недопустимость использования материалов, способных оскорбить, вызвать негативные эмоции у целевой аудитории.

Источник

Памятка: Основные принципы здорового образа жизни

7 апреля ежегодно отмечается Всемирный день здоровья. Он является уникальной возможностью мобилизовать действия в отношении какой-либо темы в области здравоохранения, волнующей людей во всем мире. Девиз кампании по проведению Всемирного дня здоровья 2017 г.: «Депрессия: давай поговорим».

Управление Роспотребнадзора обращает внимание, что одним из важнейших условий сохранения нравственного, психического и физического здоровья является поддержание здорового образа жизни. Вести здоровый образ жизни сейчас модно и совсем не сложно, для этого нужно соблюдать несколько основных принципов.

Здоровый и правильный сон – залог хорошего дня и прекрасного настроения. Чтобы добиться крепкого, глубокого и полезного для организма сна, соблюдайте некоторые правила:

выспаться взрослому человеку необходимо 8 часов. Ложиться лучше в десять-одиннадцать вечера. В это время организм расслабляется и легко можно уснуть.

  • ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Непосредственно перед сном можно употребить кисломолочный напиток, овощ или фрукт. Не стоит наедаться, но и голодным тоже не надо ложиться спать.
  • перед сном нужно проветрить помещение. Также необходимо позаботиться и о температуре воздуха – в комнате должно быть прохладно (оптимальная температура для сна должна составлять +20-22 градуса).
  • спальное место, на котором Вы спите, не должно быть слишком мягким или слишком твердым, Вам должно быть комфортно.
  • кроме того, не рекомендуется перед сном смотреть фильмы и читать.
  • для здорового сна ложиться спать и просыпаться полезней всего в одно и то же время.
  • Соблюдайте правила личной гигиены

    Следите за чистотой тела, волос, ногтей и полостью рта. Содержите в чистоте одежду и обувь.

    Правильно организуйте и соблюдайте режим дня

    Режим дня – необходимый момент планирования собственной жизни. Рассмотрите свой режим дня по частям, с утра до ночного сна. Все 24 часа в сутки распределяются таким образом: 8 часов работы, 8 часов отдыха (но обязательно и активного) и 8 часов сна. Должно быть отведено время для физкультуры, водных процедур, прогулок на свежем воздухе. Проанализируйте свой режим дня, научитесь ценить время и использовать его для улучшения своего здоровья.

    На зарядку становись!

    Здоровый образ жизни невозможно представить без утренней зарядки, которая приведет Ваш организм в работоспособное состояние, устранит сонливость и вялость, поднимет настроение. Упражнения для утренней зарядки нужно подбирать с особой тщательностью. Отдавайте предпочтение упражнениям на гибкость, подвижность и дыхание. Утренняя зарядка должна проходить в медленном темпе без резких движений.

    Режим питания нарушать нельзя!

    Вести здоровый образ жизни – это значит соблюдать основные правила здорового питания. Приведем некоторые из них:

    Питайтесь 4-5 раз в течение дня, желательно в одно и то же время.

    Старайтесь ограничить количество употребляемой соли. Употребляйте только йодированную соль.

  • Исключите из питания жгучие и острые специи, уксус, майонез, кетчупы.
  • Ограничьте употребление сахара, кондитерских изделий, сладких, особенно газированных напитков, исключите употребление карамели.
  • В течение дня старайтесь пить больше чистой воды. Вода способствует выведению вредных токсинов из организма и необходима для нормального пищеварения.
  • Отдавайте предпочтение блюдам, приготовленным на пару, отварным и запеченым кулинарным изделиям.
  • Следите за тем, чтобы еда всегда была свежей. Лучше готовить еду небольшими порциями, при долгом хранении пищи в ней начинаются процессы гниения и брожения.
  • При покупке продуктов обязательно обращайте внимание на срок годности.
  • Откажитесь от вредных привычек!

    Отказаться от вредных привычек всегда не просто, но представить здоровый образ жизни с вредными привычками еще сложнее. Курение и алкоголь отрицательно отражаются на трудовой и творческой деятельности человека, влекут за собой заболевания и социальное неблагополучие человека.

    Спорт – залог красоты и здоровья!

    Регулярные занятия физкультурой являются залогом здоровья и долголетия. Физически активные люди меньше подвержены различным депрессивным состояниям, и не страдают бессонницей. Важно подобрать такой вид спорта, который подойдет Вам не только физически, но и будет приносить удовольствие.

    Пусть здоровый образ жизни станет Вашим стилем жизни!

    Источник

    

    Проведение обучения населения принципам здорового образа жизни

    Медико-гигиеническое воспитание – часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование ЗОЖ и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия.

    Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

    В настоящее время имеется разрыв между гигиеническими знаниями и поведением людей. Поэтому назрела необходимость превращать знания в навыки. Определяя направление этой работы, надо говорить не о санитарном просвещении, а о гигиеническом обучении и воспитании.

    Важнейшие задачи учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию населения:

    1) Формирование ЗОЖ у населения.

    2) Пропаганда гигиенических и мед. знаний

    3) Популяризация достижений мед. науки

    4) Воспитание сознательного отношения населения к охране и укрепления здоровья.

    Работа по гигиеническому обучению и воспитанию и ФЗОЖ обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности.

    В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы:

    1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.

    2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.

    3. Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.

    4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.

    5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.

    6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.

    7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.

    II. Исторические типы учреждений службы ФЗОЖ.

    Выделяют следующие исторические типы учреждений службы формирования ЗОЖ:

    1) Дома санитарного просвещения.

    2) Центры здоровья.

    3) Центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

    1 марта — международный день борьбы с наркоманией.

    24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом.

    7 апреля – Всемирный день здоровья.

    15 мая – День семьи.

    31 мая – Всемирный день без табака.

    1 июня – День защиты детей.

    1 октября – Всемирный день пожилых людей.

    10 октября – Всемирный день психического здоровья.

    14 октября – Республиканский день матери.

    14 ноября – Всемирный день борьбы с диабетом.

    1 декабря – Всемирный день профилактики СПИДа.

    V. Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни.

    Концентрированным выражением взаимосвязи и взаимного влияния образа жизни и здоровья населения является понятие «здоровый образ жизни».

    Здоровый образ жизни (по ВОЗ) – это оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды.

    Компоненты здорового образа жизни:

    1. Рациональное питание

    2. Правильная двигательная активность

    3. Сознательный отказ от вредных привычек

    4. Психологическое здоровье

    5. Здоровая сексуальность

    ЗОЖ предполагает позитивное отношение к здоровью как отдельного человека, так и общества в целом и обеспечивает активное долголетие при высоком уровне здоровья и работоспособности. Формирование ЗОЖ – это комплекс общегосударственных мероприятий, направленных, с одной стороны, на формирование позитивного и ответственного в отношении здоровья поведения, с другой стороны, на создание условий, предоставляющих равные возможности его реализации всем гражданам во всех сферах деятельности.

    Данные социологических исследований выявили крайне негативную картину: при абсолютно положительном отношении людей к ЗОЖ практически используют руководства и рекомендации по сохранению и укреплению здоровья лишь 10-15% населения, а в ранге наиболее актуальных признанных ценностей (достаток, образование, положение в обществе) здоровье стоит лишь на 8-9 месте.

    Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы, воспитания у населения личной ответственности за собственное здоровье, формирование потребностей в соблюдении правил ЗОЖ и сознательном отказе от вредных привычек.

    При планомерной, целенаправленной и систематической работе по гигиеническому воспитанию и формированию ЗОЖ населения можно добиться повышения уровня гигиенических знаний, увеличения медико-социальной активности, стабилизации и снижения показателей заболеваемости и смертности. Так, профилактические компании против табакокурения («Брось курить и выиграй!») снижают его распространенность на 20%, и как следствие, на 5% уменьшается заболеваемость, временная нетрудоспособность и смертность от основных хронических неинфекционных заболеваний.

    Антиалкогольные и антинаркотические программы позволяют снизить распространенность алкоголизма на 15%, потери от временной нетрудоспособности и инвалидности на 5%, заболеваемость соматическими болезнями на 25%, риск травматизма на 10-15%.

    Проблемы сохранения и укрепления здоровья населения могут быть решены только при системном, комплексном подходе, реализованном в Государственных программах (программно-целевой метод работы).

    Но решить проблему ЗОЖ только внешними преобразованиями – социально-экономическими, гигиеническими, техническими, законодательными – невозможно. Проблема ЗОЖ – это проблема и этическая. Внутренним фактором является нравственность человека, его отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

    В пропаганде ЗОЖ среди населения пока превалируют вопросы физической культуры, рационального питания, искоренения вредных привычек. Между тем, формирование ЗОЖ должно рассматриваться как элементы общей культуры, воспитание определенных качеств личности, к которым относятся: — нравственные ориентиры и ценности;

    — производственная и экономическая культура;

    — культура быта и отдыха;

    — рационального использования свободного времени;

    — культура межличностных отношений;

    — нормальный климат в семье;

    — этика семейной жизни.

    Поэтому гармоническое развитие личности возможно только лишь при оптимальном соотношении ведущих компонентов ЗОЖ.

    IV. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания.

    Основными предпосылками эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения являются знание и правильное использование соответствующих методов и средств.

    Методы гигиенического обучения и воспитания по воздействию на население можно разделить следующим образом:

    1. индивидуального воздействия;

    2. воздействия на группу лиц;

    3. массовой коммуникации.

    Кроме того, методы гигиенического обучения и воспитания можно разделить так:

    1. метод устной пропаганды;

    2. метод печатной пропаганды;

    3. метод изобразительной пропаганды (наглядной);

    4. комбинированный метод.

    Методы индивидуального воздействия:

    1. индивидуальная беседа (в поликлинике, стационаре, в семье);

    2. индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж;

    3. личная санитарно-гигиеническая корреспонденция (ответы по прямой линии на радио; телефон-здоровья).

    Методы воздействия на группу лиц:

    1. лекция, доклад;

    2. групповая беседа;

    3. групповая дискуссия;

    4. групповое практическое обучение;

    5. курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории и т.д.

    Методы массовой коммуникации:

    1. телевидение (телепередачи);

    3. радио (радиопередачи, прямые линии);

    4. пресса (областная, республиканская, районная, ведомственная; прессконференции для журналистов);

    5. выставки и музеи.

    Средства устной пропаганды:

    2. беседы (групповая, индивидуальная);

    4. вечер вопросов и ответов;

    Средства печатной пропаганды:

    8. стенная газета;

    9. методические руководства.

    Основные требования к печатной продукции: актуальность тематики, оперативность.

    Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья. Они адресуются широкому кругу населения, нося агитационный характер.

    Памятки имеют конкретного адресат (школьники, будущие мамы, больные с различными заболеваниями). Даются советы здоровым и больным.

    Санитарный бюллетень посвящается отдельной узкой теме, имеет название. Информационный материал должен носить профилактический характер соотношение, текст рисунок 1:2.

    Средства наглядной агитации:

    1. плоскостные (плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.);

    2. объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.);

    3. натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.)

    Возрастает значение в современных условиях ТВ, радио, печати, кино. Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.

    Комбинированные средства пропаганды:

    1. праздник здоровья (конкурс детского рисунка, сочинений);

    2. марафон здоровья;

    3. неделя здоровья (здоровье женщин);

    4. ярмарка здоровья;

    Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганда ЗОЖ являются основными инструментами профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность лечебной и профилактической деятельности медицинских учреждений.

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с) .

    Источник