Меню

Пропаганда зож в школе цели

Пропаганда здорового образа жизни
статья по обж на тему

Пропаганда здорового образа жизни в МКОУ «СОШ №2 п.Теплое»

Скачать:

Вложение Размер
Пропаганда здорового образа жизни 22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Теплое»

Пропаганда здорового образа жизни в школе

Здоровье – наивысшая ценность каждого человека и бесценное достояние общества. Именно поэтому очень важна пропаганда здорового образа жизни в каждом учебном учреждении!

С овременный человек склонен перекладывать ответственность за свое здоровье на врачей. Он зачастую равнодушен к своему физическому здоровью и не старается исследовать и понимать свою душу. Фактически человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. А з доровье наших школьников это общественное здоровье через 10-30 лет.

Чтобы сохранять, укреплять и поддерживать здоровье нужно учиться быть здоровым. Сформировать привычку к здоровому образу жизни может способствовать применение на уроках в школе здоровьесберегающих технологий. Необходимо гигиенически правильно организовать сам учебный процесс. Обязательны своевременные смены статического напряжения при письме и чтении, различных видов деятельности школьников, их активация, дифференцированный подход к обучаемым всегда способствуют положительным эмоциям, уменьшающим утомление, стимулирующим высшую нервную деятельность ребенка. При подготовке к уроку учитель-предметник обязан помнить, что используемая наглядность должна соответствовать нормам, величина букв быть удобочитаемой с последних парт, контур их не расплывчат, а цвет ярок. При размещении учащихся в классе должны четко выполняться рекомендации школьного фельдшера, учитывающие особенности здоровья детей. Доска должна быть хорошо освещена, кабинет чист и проветрен. Физкультминутки включаются, разумеется, в планы каждого урока, начиная со второго. Домашнее задание необходимо строго дозировать. На всех уроках также надо строго соблюдать правила охраны труда и техника безопасности.

Первые понятия по здоровому образу жизни ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, с 2—3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, должен закладываться фундамент здорового поколения.

Большое значение имеет младший школьный возраст. Именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь. Младший школьный возраст — это период интенсивного усвоения самых разных учебных правил и правил общественной жизни. Дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые, поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте . И в любом возрасте процесс пропаганды здорового образа жизни должен быть не навязанным, не вынужденным.

К сожалению, школа не может оградить своих учеников от пагубного влияния окружающей среды. Мы не в силах повлиять на экологическую обстановку в стране, не имеем возможности контролировать, чем питаются дети и какую воду пьют. Но мы просто обязаны не допустить, чтобы будущий гражданин искусственно калечил свое здоровье, переутомляясь на уроках, приобретал вредные привычки, получал травмы, связанные с несоблюдением техники безопасности, ведь речь идет о здоровье не отдельных граждан, а всего общества.

В школе разработана целевая программа «Наш путь к здоровью».

Цель программы показать значимость физического состояния человека для его будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств, профессионального становления, пропаганда здорового образа жизни.

В программу включены циклы бесед и лекций:

— о вреде наркотиков, табака и алкоголя;

— по психосоциальному воспитанию;

— по вопросам полового воспитания, проводимых с участием врача гинеколога центральной районной больницы;

— по повышению уровня гигиенической культуры и социальной адаптации, которые проводятся классными руководителями и социальным педагогом школы;

— о воздействии окружающей среды на здоровье человека.

В ходе бесед организуются просмотры видеофильмов соответствующих определенной тематике.

В школе проводятся соревнования и конкурсы одна из целей которых пропаганда здорового образа жизни.

В октябре проходит легкоатлетический кросс, в январе – лыжные соревнования. В феврале мероприятия, посвященные «Дню защитника отечества», основной составляющей которых также являются спортивные состязания. Апрель, май время проведения дней и недели здоровья. В эти дни проходят футбольные матчи, соревнования по волейболу и пионерболу. Игра с привлечением родителей «Папа, мама, я – спортивная семья» , игра по станциям «Путешествие на поезде здоровья». В течении года проводятся конкурсы на звание «Самый спортивный класс». Стало традицией подготовка к участию в соревнованиях «Безопасное колесо», «Школа безопасности», военно-спортивной игре «Зарница», к смотру строя и песни. В течении нескольких лет ученики нашей школы становятся победителями и призерами муниципальных этапов этих соревнований. Становятся победителями и призерами в конкурсах по фигурному вождению велосипеда, в преодалении полосы препятствий, подъеме по штурмовой лестнице. Неоднократно победители районных соревнований «Безопасное колесо» становились участниками областных соревнований юных инспекторов дорожного движения.

Ежегодно хороший уровень физического здоровья помогает нашим ученикам становится победителями и занимать призовые места по метанию гранаты, беге на дистанцию 100 и 1000 метров, стрельбе из пневматической винтовки во время проведения учебных сборов по основам военной службы.

Организована занятость учащихся во внеурочное время, учащиеся посещают кружки и секции организованные при школе. В школе оборудован тренажерный зал, в зимний период действует ледовая площадка, все желающие могут использовать зимний спортивный инвентарь для занятия спортом.

На стендах освящаются результаты спортивных соревнований. На линейках проходит торжественное награждение победителей, которые проявили силу, ловкость, скоростные качества, силу духа.

Каждый учитель на своем уроке, старается найти место для воспитательных моментов, связанных с пропагандой здорового образа жизни.

Большое внимание здоровью и здоровому образу жизни уделяется в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Процесс обучения построен на основе системно — деятельностного подхода через технологии: ИКТ, проектная деятельность, уровневая дифференциация, технологии ситуативного обучения.

На уроках, в соответствии с программой, используя электронные образовательные ресурсы, даются определения понятий здоровья и здорового образа жизни, изучаются элементы здорового образа жизни. Рассказывается о значении двигательной активности для здоровья человека, личной гигиене, закаливании, инфекционных заболеваниях и заболеваниях передающихся половым путем, современных методах оздоровления, физическом и психологическом развитии подростков, вредных привычках, формировании репродуктивной функции, семье в современном обществе, режиме работы и отдыха, профилактике переутомления, значении питания для детей и подростков.

В нашей школе проводится большая работа по пропаганде здорового образа жизни не только среди учащихся, но и их родителей. На классных и общешкольных родительских собраниях до родителей доводится разнообразная информация о пагубных привычках, информация о том , как распознать первые признаки употребления ребенком алкогольсодержащих напитков и ПАВ, чтобы вовремя оказать ему необходимую помощь.

Ученики нашей школы, под руководством наставников, участвуют в мероприятиях проводимых отделом по культуре, спорту и молодежной политике администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район, государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей Тульской области «Областной Центр развития творчества детей и юношества», государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей Тульской области «Областной эколого – биологический центр учащихся». Принимают активное участие в дистанционных конкурсах и соревнованиях, одна из целей которых пропаганда здорового образа жизни.

Пропагандируя здоровый образ жизни, мы формируем у детей убежденность, что благодаря здоровому образу жизни каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, и физической активности.

Источник

Пропаганда здорового образа жизни и применение здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе.
статья по зож на тему

В данной статье раскрываются понятия здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, представлена их классификация. А также в статье дается обоснование необходимости их применения в начальной школе.

Скачать:

Вложение Размер
propaganda_zdorovogo_obraza_zhizni_i_primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_sovremennoy_nachalnoy_shkole.docx 24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пропаганда здорового образа жизни и применение здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе.

Не вызывает никаких сомнений тот факт, что проблема сохранения здоровья подрастающего поколения стоит очень остро в современном обществе. Здоровый образ жизни, по сути своей, должен стать решением этой проблемы, пусть и не в полном объеме. Однако постоянно меняющиеся условия и возможности современного мира становятся на пути привития полезных привычек и формирования здорового образа жизни у всего населения нашей планеты.

Что же такое здоровый образ жизни? Существует множество определений понятия здоровье. Самое простое и доступное для понимания подразумевает под здоровьем отсутствие болезней у человека. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное состояние полного благополучия. Учёными установлено, что здоровье человека на 50 % зависит от самого человека, т.е. от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

Здоровый образ жизни — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. А самое важное, что задачи по формированию бережного отношения к своему здоровью должны выполняться не только семьей, но и школой.

Если в семье формированию здорового образа жизни способствует собственный пример родителей, правила и традиции, заложенные в семейных ценностях, то в современной школе главным инструментом формирования бережного отношения к здоровью выступают здоровьесберегающие технологии, применение которых становится необходимой частью образовательного процесса, особенно в начальной школе.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?

Сформулировал это понятие Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «Здоровьесберегающие образовательные технологии — это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога».

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

1) Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).

2) Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

3) Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).

4) Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе сформулированы Н.К. Смирновым.

— Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

— Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

— Соответствие содержания обучения возрасту.

— Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

— Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

В настоящее время можно встретить несколько классификаций здоровьесберегающих образовательных технологий. Наиболее общая классификация выглядит так:

  1. Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  4. Коррекционные технологии.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

  1. Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  2. Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  3. Гимнастика для глаз . Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  4. Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  5. Артикуляционная гимнастика . К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  6. Игры . Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  7. Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  8. Технологии эстетической направленности . Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  9. Оформление кабинета . Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  10. Позы учащихся . Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  11. Технологии, создающие положительный психологический климатна уроке . Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  12. Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  13. Беседы о здоровье . Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  14. Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  15. Работа с родителями . Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

Источник



Пропаганда зож в школе цели

МКОУ «Лиманская средняя

о бщеобразовательная школа №1″

Пропаганда здорового образа жизни

Пропаганда здорового образа жизни — одно из стратегических направлений гигиенического обучения и воспитания.

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми:

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
  • отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
  • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей;
  • формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;
  • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
  • закаливание.

Стартом здорового образа жизни является ежедневная гигиена, закаливающие процедуры, режим, физическая активность, в общем, все то, что в большинстве своем родители так или иначе стремятся реализовать в своей семье. Проблема начинается тогда, когда мама с папой не дают маленькому человеку достойного примера.

В процессе социализации малыша, ребенок сталкивается с общегосударственными нормами, которые нацелены на формирование у учащихся здорового образа жизни. В обязательном порядке каждый встречается с необходимостью физических упражнений, посещением специальных занятий, учится тому, что гигиена есть норма в обществе и прочее.

Первый и главный пример для ребенка — родители

Первым и главным примером все равно являются родители. Невероятно сложно и несправедливо заставлять ребенка делать что-то, что ему не хочется, однако практически не приходится прикладывать усилия, если все происходит естественно.

Любой родитель знает, насколько легко малыш может запомнить и использовать что-то «плохое», например некультурные слова. Этот принцип актуален и здесь. Просто каждый день сами не забывайте сделать зарядку, почистить зубы и прочее, а еще периодически предлагайте своему чаду присоединится.

Почему необходимо донести до учащихся важность ЗОЖ

Стартует формирование здорового образа жизни в семье и продолжается уже в учебных заведениях. Не все дети посещают детский сад в силу тех или иных причин, однако уже в школу подавляющее большинство просто обязано ходить. Здесь-то на формирование ценностей ребенка начинает влиять еще и коллектив вместе с учителями.

С достаточно раннего возраста стоит активно использовать принципы охраны здоровья, чтобы они стали привычками. Позже эти знания и умения будут одним из необходимых элементов общей культуры человека. Для общества формирование таких привычек крайне важно, поскольку позволяет формировать позитивное отношение к ЗОЖ у подавляющего большинства людей.

Если ребенок не научится отличать здоровое от нездорового, то в будущем это грозит серьезными проблемами с качеством жизни и даже с ее продолжительностью. Разве кто-то будет спорить, что систематическая невнимательность к потребностям организма в правильном питании, физических нагрузках, отдыхе сказывается на всех сферах жизни? Формирование здорового образа жизни у учащихся должно быть организованной, целенаправленной системой, только тогда возможно получить действительно результат, который будет приносить пользу.

Пропаганда ЗОЖ: методы и средства

Формирование здорового образа жизни включает в себя разнообразные методы и средства, например отдельные дисциплины, также это могут быть кружковые занятия, дискуссии, лекции, викторины. Кроме этого используется печатная пропаганда: брошюры, статьи, лозунги, листовки, книги и прочее.

Однако ограничиваться только этим по-своему тоже ошибочно. Здесь необходима система, которая объединит:
1) повышение работоспособности за счет улучшения условий труда;
2) наличие физических нагрузок, минимизация пассивного отдыха, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя), аутотренинги, ежедневное рациональное питание, соблюдение гигиены, создание благоприятных условий в собственной семье;
3) адекватные межличностные отношения;
4) развитие культуры общения и поведения, сохранение окружающей среды;
5) сознательное отношение к здоровью, наличие общих медицинских знаний, умений в отношении первой помощи и прочее.

Как видно не ограничивается формирование здорового образа жизни средствами физической культуры. Это комплексное понятие и необходимо в популярной форме донести до ребенка, что хорошо себя чувствовать, радоваться общению с окружающими, получать удовольствие от нахождения на природе возможно без алкоголя, сигареты. Ведь существует столько всего интересного, увлекательного, но наслаждаться всем этим можно лишь, если у тебя крепкое здоровье, адекватные взгляды на жизнь.

Начинается пропаганда здорового образа жизни в детском саду, однако родители должны понимать, что их поведение является примером для малышей. Уже позже в школе фокус постепенно будет смещаться на мнения и отношения коллектива. Крайне важно начинать формировать ЗОЖ как можно раньше, чтобы в будущем человек был здоровым, крепким и счастливым.

Источник