Проектный метод как средство развития творческой личности ребенка.
статья ( группа) на тему
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В процессе проектной деятельности происходит как самостоятельная, так и коллективная творчески законченная работа, содержащая социально значимый результат. Суть проекта состоит в проблеме, для решения которой необходима исследовательско- поисковая деятельность в различных направлениях, результаты которой анализируются и синтезируются в единое целое. Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metod_proektov.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в ДОО – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.
Проектный метод как средство развития свободной творческой личности ребенка.
В связи со стремительными изменениями окружающего мира, всестороннего проникновения научно-технического прогресса перед педагогом встает необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания, продиктованные современными методами и интегрированными технологиями. Одним из наиболее перспективным методом, способствующим решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Педагогическому коллективу дошкольной организации предлагается активно использовать метод проектов в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать свои творческие способности.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В процессе проектной деятельности происходит как самостоятельная, так и коллективная творчески законченная работа, содержащая социально значимый результат. Суть проекта состоит в проблеме, для решения которой необходима исследовательско- поисковая деятельность в различных направлениях, результаты которой анализируются и синтезируются в единое целое.
Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Для каждого возраста задачи исследовательской деятельности специфичны:
При реализации проектной деятельности создаются все условия, влияющие на эффективное развитие творческого потенциала и творческих способностей детей. Стратегия проектной деятельности ориентирована:
- формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;
- на раскрытие скрытых резервов творческого мышления; преодоление стереотипности мышления;
- обогащение творческого воображения;
- развитие способности к достижению оригинального результата решения задач;
- умение сотрудничать в коллективе, взаимодействовать с партнером, что позволяет добиваться большей содержательности и результативности творческого процесса;
- активное сотрудничество с родителями как полноправными участниками проекта.
- развитие словесного творчества (игра в рассказчика, придумывание историй, салат из сказок и пр.)
Проект предполагает следующие подготовительные этапы:
- постановка цели;
- разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
- организация развивающей, познавательной, предметной среды;
- организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
- коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
- проблема;
- проектирование или планирование;
- поиск информации;
- продукт;
- презентация.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста богаты своим многообразием. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, педагоги ДОО могут воспользоваться различными творческими и ролево-игровыми проектами: «Моя игрушка», «Журнал «Здоровье» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Волшебный мир театра», «Книжкина неделя»;
- творческие: «В гостях у сказки», «Мир природы»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
- исследовательские: «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
В ходе основного этапа любого проекта педагоги должны привлекать детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму, где происходит реализация совместных действий: например, экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, эксперимент, беседы, обсуждения, совместные и индивидуальные репетиции.
На заключительном этапе происходит кульминация проекта- презентация: представление участникам проекта или гостям продукта проектной деятельности: театрализация, концерт, спортивный праздник, выпуск стенгазеты, журнала, фотоальбома и т.д.
Отличительной чертой проектной деятельности в дошкольной системе образования является отсутствие у ребенка возможностей самостоятельно найти противоречия в окружающем, обозначить проблему, определить цель (замысел). В связи с этим, в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, где активно принимают участие не только дети и педагоги ДОО, но и привлекаются родители, другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощью и поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Таким образом, в проектной деятельности возникает своего рода триада «Педагог — Родители — Дети»
Значение проектной деятельности:
- Происходит развитие личности дошкольника.
- Повышается продуктивность и качество взаимодействия детского сада и семьи.
- Развиваются детско-родительские отношения. Происходит сближение родителей и детей, скрепление семейных уз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод в ДОУ может быть представлен как в детских, так и детско-взрослых проектах. Прежде чем подключить родителей, необходимо проветси консультацию или мастер-класс по организации проектов.
Проектная деятельность актуальна для детей с ОНР, т.к. обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес.
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинский.
Метод проектов становится все более популярным в ДОУ.Он позволяет активизировать познавательную активность и самостоятельность детей, творческое мышление и развивает личность дошкольников.
АннотацияРодители при выборе игрушки для своего ребенка не могут точно знать, насколько игрушка соответствует уровню развития ребенка. Иногда творчество, изобретение своей игрушки, может принест.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования обуславливает в воспитательно-образовательном процессе перенос акцентов на обучение во всех режимных моментах, с.
Источник
Проектная деятельность как средство развития личности
статья на тему
Мои ученики с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Так начиная с 1 класса я использую метод проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo-assorti.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство развития личности
Мои ученики с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Так начиная с 1 класса я использую метод проектов.
Проект – это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. (Е. С. Полат)
Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащиеся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.
Анализируя опыт работы, прихожу к выводу, что результат зависит от состава и организации работы.
Этапы работы над проектом:
I этап – Разработка проектного задания.
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор микрогрупп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критерии оценки результатов.
II этап – Разработка проекта.
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
III этап – Оценка результатов.
Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала.
IV этап – Защита проекта.
Задача этапа – защита проекта.
В создании проектов принимают активное участие не только учащиеся класса, но и родители. (Компьютерная обработка, фотографии).
Результатами проектной деятельности становятся выпуск газет, журналов, написание писем, создание сказок, справочников, учебников, учебных пособий, диафильмов и так далее.
После окончания работы над проектом традиционно задают вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы?» ребята чаще всего дают следующие ответы:
- доделывать всё до конца
- распределять правильно время
- рассматривать тему с разных точек зрения
- анализировать собственные действия
- достигать поставленной цели
- научились работать с энциклопедической литературой
- общаться в микрогруппе, помогать друг другу
- научились отстаивать свою точку зрения.
Таким образом, занятие исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности учащихся, формируют способность принимать решения, повышают конкурентспособность.
Метод проектов предоставляет учащимся уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослении.
Как взрослый, ребёнок планирует работу, выполняет её, доказывает её правильность и нужность, но в основе всего лежит детская тема. Я выступаю в роли скрытого или явного координатора деятельности учащихся.
Работать над проектами способны учащиеся разного уровня подготовленности или реализации индивидуального проекта, а кто – то прекрасно умеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главная моя задача – помочь ребёнку поверить в свои силы.
В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков :
а) мыследеятельностные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников);
б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников); в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся); г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 30% учеников).
Считаю, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.
Выполнение творческих проектов, защита помогают школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.
Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т.
В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований.
Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслите.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, .
Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.
Источник
Проектная деятельность как средство развития личности
методическая разработка по теме
Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napechatalavystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_na_temu.docx | 15.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете на тему:
Проектная деятельность как средство развития личности
(6 октября 2014г.)
Одной из закономерностей развития психических образований является их опосредованность деятельностью, в которую включен субъект. Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.
Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.
Выполнение творческих проектов, защита помогают школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.
Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.
Технология выполнения творческих проектов в начальной школе
Проектную деятельность школьников организую с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту.
Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых- усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенность содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности. Стараюсь так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна. Часто заинтересованность детей проектом помогает его название («Зеленый пылесос», «Деревня- деревянный мир», «Необычное в обычном», «Держи карман шире», «Виртуальный музей моей семьи» и т.д.)
Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.
Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда ставится проблема перед учащимися, кроме вербальных методов(рассказа, объяснения), используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки. Провожу мозговую атаку с целью коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.
На следующем этапе, используя метод информационной поддержки, предоставляю учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники, полезные электронные адреса и другие источники.
На технологическом этапе широко использую метод упражнений, т.к. идет формирование у учащихся умений и навыков деятельности.
На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа(сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов), организую презентацию, конкурс творческих работ.
Творческий проект в начальной школе-это самостоятельная (под руководством учителя) творческая работа, от идеи до ее воплощения.
Считаю целесообразным использование метода проектов в образовательном процессе. В процессе проектной деятельности личность ребенка развивается всесторонне, так как деятельность межпредметна, многофункциональна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т.
В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований.
Мои ученики с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Так начиная с 1 класса я использую метод проектов.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, .
Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.
Источник