Меню

Проект здоровый образ жизни для детей сирот

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детских домов»
рабочая программа на тему

Скачать:

Вложение Размер
po.docx 23.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование здорового образа жизни у воспитанников

«Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, которая обеспечивает приспособление человека к меняющимся условиям внутренней и внешней среды». ( С.Н.Ожегов )

На реализацию функций здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе социально-культурно-политическая система, индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физико-биологическая среда обитания.

Методики констатируют значительное ухудшение состояния здоровье у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патологии зрения, все чаще среди школьников диагностируются аллергические заболевания, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния.

У детей, важно выработать и сформировать культуру здорового образа жизни. (ЗОЖ).

ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.

Здоровый образ жизни включает в себя:

  1. настрой на здоровый образ жизни;
  2. двигательную активность;
  3. личную гигиену;
  4. умеренное и сбалансированное питание;
  5. ритмичность жизни;
  6. безопасность жизни.

Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывают, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети получают, в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зачастую, педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда.

Поэтому, работа по формированию навыков ЗОЖ актуальна для детей в условиях детского дома.

Для изучения ЗОЖ воспитанников детского дома было проведено:

  1. анкетирование «Отношение к своему здоровью». Автор Тихомиров С. В. По результатам анкетирования установлено, что материальные блага, друзей, любовь дети ставят выше, чем свое здоровье.
  2. диагностика «Потребность в новых ощущениях», М. Цукерман. По результатам исследования: 10,8% — высокий уровень потребности в ощущениях; 67,5% — средний; 21,6% — низкий.

Проведенное анкетирование и диагностическое исследование подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детских домов.

Анализ изученной литературы: «Здоровье наших учеников» Варламовой С.И., «Педагогические здоровье сберегающие технологии» Лабутина Н.Ю. и Майского А.Б., «Обратная сторона здоровья» Бойко А. показывает на недостаточность разработки данной проблемы применительно к условиям детского дома.

Учитывая тот фактор, что по своему физическому и психическому развитию дети, воспитывающиеся в детском доме, отличаются от ровесников из семьи, ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватность поведения, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятие замечаний и запретов.

Поэтому возникла необходимость в составлении программы «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детских домов».

Цель: Формирование у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельность и долголетие.

Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач.

  1. информирование всех участников образовательного процесса по проблемам сохранения здоровья и формирование культуры здорового образа жизни.
  2. выявление проблем, связанных со здоровьем воспитанников на основе результатов анкетирования, диагностики; на основе данных предоставленных медицинской службой детского дома.
  3. проведение занятий с воспитанниками, направленных на формирование культуры здорового образа жизни.
  4. проведение занятий с воспитанниками направленных на улучшение эмоционального состояния и повышения стрессоустойчивости с использованием игровых и релаксационных упражнений.

Основные направления программы:

I. Азбука гигиены.
II. Береги свое здоровье.
III. Сделай свой выбор.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Срок реализации 3 года, занятия будут проводиться два раза в месяц, по длительности составят от 30 до 45 минут. В целях поддержания устойчивого интереса к занятиям у воспитанников, закрепления опыта ЗОЖ на практике, получение ими удовольствия от познания нового, формированию интереса к самопознанию, саморазвитию и рефлексии, на протяжении каждого года реализации применяется принцип чередования и взаимопроникновения тем всех трех блоков.

К организации и проведению занятий планируется привлечение специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя.

Организационные моменты проведения занятий предусматривают использование видео и музыкальных записей, технических средств: телевизор, DVD, музыкальный центр.

Занятия содержат следующие этапы:

I. Организационный этап;
II. Проверочный;
III. Подготовительный;
IV. Основной;
V. Контрольный.
VI. Итоговый, рефлексия.

Предлагаемые формы работы – беседа, тренинг, практическое занятие, ролевая игра, рассказ, конкурс рисунков, активное слушание, диспут.

Для отслеживания результативности программы, будут использоваться диагностические методики, анкетирование по изученным направлениям.

Критерии результативности усвоения программы:

– составляющие здоровья;
– особенности развития своего организма;
– правила личной гигиены и здорового образа жизни;
– основные группы питания;
– защитные силы организма;
– здоровьесберегающие технологии;
– о вреде табака, алкоголя, ПАВ;
– правила соблюдения режима дня;
– различные формы закаливания.

– ответственно относиться к своему здоровью;
– управлять своим эмоциональным состоянием;
– соблюдать правила личной гигиены;
– ухаживать за кожей, глазами, зубами;
– правильно распределять свой рацион питания;
– преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;
– совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
– ставить цель, достигать ее и оценивать результат.

– ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
– достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;
– отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;
– четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;
– информированность по вопросам репродуктивного здоровья.

Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм работы и внешних показателей успешности воспитанников.

Источник

Психолого-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
статья

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе рассматривается как важная социальная и медицинская проблема. На фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований данная категория детей, особенно школьного возраста, оказались одной из самых уязвимых групп населения. Участники педагогического процесса все больше начинают осознавать необходимость решения проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников в детском доме

Скачать:

Вложение Размер
Психолого-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни у дете-сирот и детей, оставшихся без попечения родител 92 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «ВОЛЖСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Психолого-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

М.А. Хрычикова, инструктор по физической культуре

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе рассматривается как важная социальная и медицинская проблема. На фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований данная категория детей, особенно школьного возраста, оказались одной из самых уязвимых групп населения. Участники педагогического процесса все больше начинают осознавать необходимость решения проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников в детском доме [1;С.360].

Значимым аспектом в анализе положения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступает объективная оценка состояния их здоровья. Данная аналитическая задача сопряжена с рядом трудностей, обусловленных проблемами в сборе достоверной информации и получении объективных оценок, требует применения совокупности количественных и качественных методов анализа [7].

Необходимость использования различных источников информации, в том числе и статистической, обусловлена отсутствием четкого статистического мониторинга, фрагментарностью данных, позволяющих достаточно полно охарактеризовать состояние детей – сирот и детей, лишенных попечения родителей. В статистической отчетности медицинских учреждений дети, лишенные попечения родителей, не выделяются в отдельную группу. Формы, посвященные детям-сиротам, воспитывающимся в общественных институтах (интернатных учреждениях) содержат отдельные сведения о численности детей-инвалидов (формы РИК 103, Д-13).

В целом, характеризуя состояние здоровья детей, с учетом мировой практики, можно использовать данные о заболеваемости, инвалидности и детской смертности [7].

Анализ данных Федерального фонда обязательного медицинского страхования о численности детей, прошедших диспансеризацию в 2015 году (табл. 1), и численности детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, позволяет судить, что данные о состояния здоровья и имеющихся ограничениях здоровья получены на основе обследования 52% детей данной категории. Пока эта цифра весьма далека от 100%, но она позволяет сделать достаточно обоснованные выводы.

Как видно, для детей, проживающих в интернатных учреждениях, характерны значительные проблемы со здоровьем. Во многом именно эти проблемы и ограничивают для них шансы жить и воспитываться в семье. Дети, проживающие в настоящее время в замещающих семьях, тем не менее, обладают худшим здоровьем на фоне других детей, проживающих с рождения в семейной обстановке, в своей кровной семье.

Распределение детей по группам здоровья

по данным профилактических осмотров, 2015 г., %

воспитанники интернатных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей

дети-сироты и дети, лишенных попечения родителей, в замещающих семьях

Анализ данных профилактических осмотров показал, что удельный вес воспитанников, отстающих в физическом развитии, увеличился, и в 2015 году составил 41,4% (в 2014 году – 40,7%) от общего числа всех воспитанников. Вместе с тем удельный вес воспитанников, отстающих в психическом развитии, практически не изменился и в 2015 году составил 67,6% (в 2014 году – 67,7%) от общего числа всех воспитанников.

В структуре заболеваемости, как и в предыдущие годы, ведущие места занимают заболевания органов дыхания (2015 год – 32,2%, 2014 год – 32,4%, 2013 год – 32,99%), болезни нервной системы (2015 год – 14,3%, 2014 год – 14,0%, 2013 год – 12,8%), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (2015 год – 10,3%, 2014 год – 10,5%, 2013 год – 10,2%).

Данные статистической отчетности позволяют судить, что удельный вес детей-инвалидов среди воспитанников домов ребенка в 2015 году составил 25,7% от общего числа детей, воспитывающихся в домах ребенка (в 2014 году – 24,6%). В учреждениях соцзащиты для инвалидов находилось 27,6% всех воспитанников — детей-сирот, проживающих в интернатных учреждениях. Это не полная картина детской инвалидности среди воспитанников: данные отчетности не позволяют определить численность детей с инвалидностью, проживающих не в специализированных учреждениях для детей-инвалидов, а в других типах учреждений. Статистические данные Минобразования РФ за 2014-2015 годы по уровню заболеваемости по Волгоградской области отражены в таблице 2 [5].

Численность детей инвалидов в возрасте от 0-17 лет по Волгоградской области (человек)

По данным Министерства образования и науки РФ за 2015 год (на 01.02.2015г) в Волгоградской области функционирует 12 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них в городских поселениях — 9, в сельской местности — 3. Что касается общего количества детских домов, то по Волгоградской области их насчитывается 9. Для детей данной категории также работает 3 специальных (коррекционных) школы-интерната. Общая численность воспитанников детских домов в Волгоградской области на 2015 год составляет 164 человека, из них в городских поселениях –113 воспитанников, в сельских поселениях — 49 воспитанников. В специальных школах-интернатах — 105 воспитанников [12].

Состояние здоровья детей-сирот характеризуется высокими показателями заболеваемости, особенно на этапе устройства в государственное учреждение (по результатам углубленного осмотра 640 заболеваний на 100 детей); уровень заболеваемости увеличивается в 2 раза, отмечается высокий уровень госпитализаций этой категории детей (в 8,4 раза выше, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях). Согласно данным Всероссийской диспансеризации 2015 г. у воспитанников детских домов, школ-интернатов старшего школьного возраста в структуре заболеваемости преобладают болезни органов пищеварения, дыхания, а у детей младшего возраста – врожденные аномалии и отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (43,7 %).

Дети-сироты имеют худшие показатели физического здоровья вследствие дефицита массы тела и низкого роста, большинство из них относятся к третьей и четвертой группам здоровья. У детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается высокий уровень распространенности психических и поведенческих расстройств. Основными причинами высокой заболеваемости среди детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, по мнению ученых, представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; взаимодействие внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Джон Боулби и Дональд Винникот подчеркивают, когда ребенок лишается хорошего окружения или когда такого окружения вообще не существовало – это означает изменение всего развития человека [2].

Одним из направления педагогической деятельности учителя является формирование основ здорового образа жизни школьников. Это связано с тем, что ребенок, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, а также на ведение здорового образа жизни, при всем старании учителей не сможет остаться здоровым в современных условиях [4,С.197].

Образовательные учреждения сегодня должны стать важным звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся, во внедрении в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий [1,C.362].

Понятие здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимаются многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Некоторые педагоги к ЗОТ относят и систему Л. Занкова, что свидетельствует об искаженном понимании термина здоровьесберегающие образовательные технологии, примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи – сохранения и укрепления здоровья учащихся. Другие считают, что ЗОТ – это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и др., или по технологии здоровьесбережения [1,C.262].

Термин «здоровьесберегающие» несет смысловую нагрузку слова «сбережение». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова определяет термин: «сберегать – это сохранить, не дать утратиться, пропасть» [9,С.686].

Здоровьесбережение (синоним – здоровьесохранение) – это сохранение здоровья на заданном уровне (в на том, с которым ребенок пришел в школу).

В.П. Ковалько, А.М. Митяева, А.М, Сивцова в своих исследованиях рассматривают здоровосберегающую деятельность, как готовность и способность детского дома обеспечить высокий уровень воспитательного компонента образовательной деятельности [6;8;10].

Здоровьесберегающие технологии Р.Н. Генералова, Е.В. Мусатова,

Л.В. Силиванова и др. рассматривают не только как технологии формирования здорового образа жизни, но и как формирование у детей потребности в получении знаний из области здоровья, ценностного отношения к нему, задействование личного «житейского» и элементарного научного опыта детей, использование активных форм обучения во внешкольной деятельности основам безопасности жизнедеятельности [3].

По мнению Н.К. Смирнова, в процессе обучения следует решать следующие задачи:

  1. формирования у школьников необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  2. научить школьников использовать полученные знания о ЗОЖ в повседневной жизни [11].

Автор, рассматривая проблему здоровьесберегающих образовательных технологий в школе, выделяет педагогические условия, способствующие формированию представлений о ЗОЖ у школьников. К ним автор относит:

  • обеспечение грамотности школьников в вопросах здоровья;
  • формирование мотивации на ведение здорового образа жизни;
  • воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких [11].

По утверждению Н.К. Смирнова, процесс обучения школьников здоровому образу жизни должен включать в себя три этапа. Эти этапы, по мнению авторы, отличаются друг от друга задачами и особенностями методики [11,С.93-94].

Первый этап — начальное ознакомление с основными понятиями и представлениями. Цель, решаемая на данном этапе, по мнению

Н.К. Смирнова, заключается в формировании у школьников основ здорового образа жизни и навыков выполнения ими элементарных правил здоровьесбережения.

Среди основных задач автор выделяет [11]:

  • формирование смыслового представления об элементарных правилах здоровьесбережения;
  • создание элементарных представлений об основных понятиях ЗОЖ;
  • научить выполнять элементарные правила здоровьесбережения (на уровне первоначального умения);
  • предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.

Н.К. Смирнов подчеркивает, что решение этих задач должно осуществляться поочередно. В качестве основных методов, автор рекомендует использовать: объяснения педагога, показ движений комплексов физкультурных минуток, упражнений утренней гимнастики, простор наглядных пособий, анализ мышечных ощущений, наблюдение за действиями.

Второй этап – углубленное изучение. Цель: формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни.

Задачами данного этапа, по мнению автора, являются:

  • уточнение представлений об элементарных правилах здоровьесбережения;
  • сознательное выполнение элементарных правил здоровьесбережения;
  • формирование необходимых практических знаний, умений и навыков, а также рациональных приемов мышления и деятельности.

Н.К. Смирнов подчеркивает, что решение данных задач должно идти одновременно с использованием оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. К таковым автор относит [11]:

  • методы активного обучения;
  • наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни;
  • метод словесного воздействия (анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа-дискуссия).

Третий этап – закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшее их совершенствование.

Основными задачами, по мнению Н.К. Смирнова, являются [11]:

  • формирование стабильности и автоматизма выполнения правил ЗОЖ и укрепления здоровья;
  • формирование выполнения правил укрепления здоровья и ЗОЖ в соответствии с требованиями их практического использования;
  • обеспечение вариативного использования правил ЗОЖ и укрепления здоровья в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Данные задачи, по мнению ученого, должны решаться одновременно и последовательно, что связано с их тесной взаимосвязью.

Комплекс использования разнообразных методов и средств здоровьесберегающей педагогики, рассматривает в своих исследованиях

В.И. Ковалько и рекомендует четко соблюдать следующее положения:

  • цели и задачи использования конкретного метода и средства на конкретном занятии;
  • структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия;
  • контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения [6,С.23].

Рассматривая проблему совершенствования ЗУНов по здоровьесбережению, Л.Г. Татарникова рекомендует использовать следующие методы и приемы: практический метод; познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный метод; активные методы обучения; воспитательные, просветительские и образовательные программы [13].

В качестве основных средств Л.Г. Татарникова рекомендует использовать: элементарные движения во время занятий, физические упражнения, физические минутки, подвижные перемены, «минутки покоя», гимнастику (оздоровительную, пальчиковую, корригирующую, дыхательную), лечебную физкультуру, подвижные игры, специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основных двигательных навыков), массаж и самомассаж, психогимнастику, тренинги, элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапии, фитобары в стенах школы, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, реабилитационные мероприятия, спортивные праздники, тематические праздники здоровья [13].

В.П. Ковалько в качестве одного из средств формирования представления о ЗОЖ у школьников предлагает использовать уроки здоровья, которые должны проводится в форме уроков-тренингов, уроков-дискуссий, видео просмотров с последующим обсуждением, практических занятий [6].

Е.А. Зайцева, Е.М. Шишова сформулировали условия, способствующие успешному формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни. К ним авторы относят:

  • обеспечение индивидуализации психолого-педагогических воздействий, особенно в отношении учеников группы риска нарушений психологического здоровья;
  • выстраивание индивидуальных психолого-педагогических траекторий взаимодействия с учениками под контролем мониторинга достигаемых результатов;
  • построение учебного процесса на фундаменте мотивирующей самоорганизации деятельности учащихся, предоставления им возможностей проявления инициативы, выбора при осознаваемой ответственности за принимаемые решения и их возможные последствия;
  • целенаправленное развитие, поддержка и позитивное эмоциональное подкрепление интереса учащихся к процессу обучения, познанию мира и самих себя;
  • обеспечение щадящего отношения к психологическим ресурсам школьников;
  • максимальное использование коммуникативных технологий для создания в классе и во взаимоотношениях с отдельными учащимися эмоционально комфортных условий, основанных на взаимном доверии, понимании общих задач, психологической поддержке, принципах сотрудничества и др. [4, с.200-201].

Итак, включение в систему учебно-воспитательного процесса разнообразных средств, методов и приемов по формированию ЗОЖ позволит оптимизировать процесс и сформировать у учащихся необходимые ЗУНы.

Здоровьесберегающие технологии в детском доме имеют конкретную цель, которая сводится к следующему: поддержание и укрепление физического и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Систему воспитательно-образовательной деятельности в условиях детского дома, Генералова Р.Н., Мусатова Е.В., Силиванова Л.В. рассматривают как упорядоченную совокупность взаимосвязанных компонентов:

  • цель, в основу которой положена организация здоровьесберегающей деятельности в ходе реализации формирования ЗОЖ у ребенка в условиях детского дома, позволяющая повысить качество воспитательного компонента образовательной деятельности;
  • педагогические условия, определяемые организацией и состоянием внутренней среды детского дома, приближенной к условиям семейного воспитания, которая включает образовательную, оздоравливающую, коррекционную и развивающие части;
  • содержание, включающее методы, технологии и приемы в рамках различных направлений работы по социокультурному развитию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в том числе и здоровьесберегающие технологии;
  • формы организации воспитательной деятельности – групповые, индивидуальные, директивные, свободные и т.п.;
  • направленность воздействия – воспитанник детского дома, которому предоставляется возможность расти здоровым, сохранять здоровье и укреплять его. Психологическое и физическое здоровье воспитанника детского дома является одним из главных критериев качества функционирования педагогической системы и валидности мер воздействия здоровьесберегающих технологий;
  • результат – положительная динамика развития ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также с ограниченными возможностями здоровья. Стабильные показатели психического и физического здоровья ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, соответствующего по всем параметрам возрастным показателям дошкольного или школьного возраста [3].

Г.А. Ковалев рекомендует реализовывать в условиях детского дома трехкомпонентную структуру здоровьесберегающей среды, включающую в себя:

  1. Предметную среду (хозяйственная инфраструктура, организация питания, материальное обеспечение жизни и образовательной деятельности детей, приближенное к семейным условиям и оздоровительная деятельность). Данная среда определяется качественной оценкой помещений, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организацией системы питания воспитанников детского дома с учетом требований санитарных правил и норм.
  2. Среду для социокультурного развития (межличностные отношения между взрослыми и детьми в детском доме, скомплектованность групп детей по семейному типу (дошкольно — школьные группы), их малая наполняемость, подготовленность специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу).
  3. Коррекционно-развивающую и оздоровительную среду (формы и принципы воспитательной и оздоровительной деятельности).

Формирование у воспитанников детского дома умений, навыков ведения здорового образа жизни будет эффективным, если соблюдать следующие условия:

  • Не только давать ребенку представления о сущности и нормах ЗОЖ, но и вооружать ребенка доступными методами и приемами, помогающими успешно преодолевать внешние и внутренние трудности, сохранять и укреплять здоровье;
  • Построение работы в соответствии с определением понятия «здоровье», то есть формирование качеств физического, нравственного, социального, эмоционального и психологического здоровья;
  • Обеспечение системности и комплексности в работе, лучше, если это будет хорошая образовательная программа в области здоровья;
  • Применение наиболее рациональных и эффективных методов, приемов и форм организации обучения на занятиях – обучение в группах, ролевые и деловые игры, КСО, мозговой штурм, упражнения — энергизаторы и т.п.

Таким образом, необходимо совместными усилиями педагогов, специалистов детского дома формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать у них соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей. В детском доме следует решать задачи, направленные на сохранение, поддержание и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса (воспитанников детского дома и взрослых, осуществляющих их воспитание, приближенное к семейному); формирование у детей знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни [3].

Источник



Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) «РАСТИ ЗДОРОВЫМ»
рабочая программа по теме

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использовать знания в повседневной жизни

Скачать:

Вложение Размер
programmaeraxtinoyol_2.doc 110.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Рузаевский детский дом-школа -1

« Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома»

по здоровому образу жизни детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей

(для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года)
в помощь воспитателям

воспитатель высшей категории

Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности. Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Образовании».

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.

Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, « спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».

Многие подростки употребляют алкогольные напитки. По данным социологического опроса, проведённого центром восстановительного лечения и реабилитации в . в 2005 году, 86% молодых людей в возрасте 17 лет уже употребляют спиртные напитки. Возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость — ребёнок 9-11 лет с сигаретой. По данным Минздрава РФ в табачном дыме содержится 4000 химических веществ, наносящих невосполнимый вред здоровью не только курящего, но и тех, кто находится рядом с ним. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребёнком и воспитывать стойкое отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду — главная задача детского дома. Но происходит это не всегда так, как бы хотелось нам.

Зачастую ребята попадают в детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.

Наше наблюдение и психолого-педагогическая диагностика, проведённая в с воспитанниками РДДШ-1 показала, что:

-имеют тягу к алкоголю20% детей;

-у большинства детей речь изобилует нецензурными выражениями.

Результаты анкетирования показали, что о последствиях употребления психоактивных веществ 90% подростков даже не задумываются. Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детского дома. В связи с этим существует несколько подходов к школьной профилактике. В методических материалах, разработанных в рамках проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма», рассказывается о нетрадиционных подходах, которыми считаются информационный, эмоциональный и организация досуга. Также освещаются такие современные подходы, как «психологическая прививка», «полезные навыки», «навыки сопротивления и давления» и т.д.

Все эти подходы реализуются в различных профилактических программах по воспитанию школьников и подростков на базе школ, реабилитационных центров, клубов, учреждений дополнительного образования.

Современные профилактические программы не могут быть полностью реализованы в условиях детского дома. Так как разработчиком в качестве основной формы проведения таких занятий предлагается урок, что не учитывает разновозрастной состав семьи детского дома, семейную форму проживания детей в группах, Их индивидуальные и психологические особенности.

Поэтому была разработана программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома».

. Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;

-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

-способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности;

-формировать потребность в самовоспитании и самоорганизации.

Знания и умения:

-воспитанники должны знать средства сохранения и укрепления здоровья человека;

-воспитанники должны реализовывать практические гигиенические навыки и умения;

-воспитанники должны стремиться к физическому и духовному совершенству;

-воспитанники должны знать свой режим, значение режима дня для здоровья;

-воспитанники должны уметь выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием;

-воспитанники должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;

-воспитанники должны знать негативные последствия различных видов зависимостей, влияющих на здоровье;

-воспитанники должны развивать в себе следующие качества: самостоятельность, мобильность, доброжелательность, честность.

Программа включает в себя три блока:

Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений.

Второй блок: «Сделай свой выбор» ориентирован на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам.

Третий блок: «Мир каждой души» предусматривает цель формирования у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, формирования опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности.

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома» рассчитана для детей от 10 до 17 лет , реализуется в течение 1 года.

Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 30-45 минут. В течение года проводится всего 16 занятий.

Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение: магнитофон, видео и аудиозаписи, ватман, фломастеры, карандаши, репродукции картин, художественная литература.

В программе необходимо участие следующих специалистов: врачей, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, библиотекаря, учителей.

Программа предусматривает следующие формы работы:

-беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес)

— дидактическая и ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству)

-дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать)

— викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу воспитанников)

-круглый стол, устный журнал ( учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе)

— элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать)

Методы работы: практический, наглядный, словесный.

Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие показатели:

-отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;

-стремление заботиться о своём здоровье;

-уровень нравственной воспитанности;

-позитивное взаимодействие с окружающим миром;

-снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников семьи.

Источник