Меню

Разговор как психотерапевтическое средство

Разговор как психотерапевтическое средство

Поддерживающая психотерапия, «врачебная беседа», кризисное вмешательство:
• Отсутствие психотерапевтических мероприятий как таковых, однако при наличии психотерапевтической функции
• Нет собственной методики, создается благодаря интуиции и личности врача
• Директивный способ (психагогическое лечение): доведение до сознания пациента определенной жизненной философии, конкретные советы и т.д.
• Особенно важно дистанцирование от проблемы

Цели психотерапевтической беседы:
• Извлечение уроков из болезни
• Установление положительных сигналов и изменений поведения
• Преодоление болезни (coping): сознательные усилия, направленные на эмоциональное, когнитивное и практическое преодоление стрессов, вызванных (соматическими) заболеваниями; типичные стили преодоления: отрицание, признание вины и депрессивный уход в себя

Показания для психотерапевтической беседы: прежде всего, психовегетативные, соматопсихические и «функционально»-психосоматические расстройства.

Правила ведения беседы (Ermann):
• Создание непринужденной, способствующей ведению беседы ситуации (время, пространство, терпение)
• Равнозначное внимание соматическим, психическим и социальным аспектам заболевания, пока не подтвердится подозрение в направлении определенной этиологии (одновременная диагностика)
• Учитывание последствий и переработки болезни в личной, семейной и профессиональной сфере
• Использование открытых вопросов и указаний: «Как Вы себя чувствовали на профилактическом осмотре?» — вместо «Вы испытывали страх при прохождении профилактического осмотра?»
• Учитывание динамики отношений «врач-пациент», прежде всего, особенностей коммуникации под воздействием регрессии, переноса и договоренности

Основное психотерапевтическое и психосоматическое обеспечение:
• Общая психотерапия как первичное обеспечение (для врачей общей практики, непсихиатров); промежуточная ступень между врачебной консультацией и специальной психотерапией
• Включает в себя, как правило, врачебную беседу, поддерживающую психотерапию, а также тренировочные методы (техники расслабления)

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

Семинар-практикум для педагогов: «Беседы и разговоры с детьми как психотерапевтическое средство»

Мария Гирфанова
Семинар-практикум для педагогов: «Беседы и разговоры с детьми как психотерапевтическое средство»

Семинар-практикум для педагогов: «Беседы и разговоры с детьми как психотерапевтическое средство»

— Актуализация знаний педагогов психотерапевтических средств, применяемых в работе с детьми, методов лечебной педагогики для воспитания личности ребенка.

— анализ форм речевого развития, связанных с терапией словом.

Зачем нужна беседа с дошкольниками?

«Если воспитатель умело строит беседу, живо, интересно ставит вопросы, дает пояснения, если беседа занимательна, она пробуждает пытливость ума, сообразительность, воображение, догадку ребенка, развивает его речь.

Беседа учит ребенка более систематично мыслить, высказывать свои суждения, связывать факты, намечать несложные выводы, она обогащает его и укрепляет интерес к окружающей жизни, развивает наблюдательность. Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые»

2. Основная часть. (тезисы)

1. Круг — место гармонизации.

Терапия словом, использовалась испокон веков. «Словом можно убить, словом можно спасти», — эту истину, ставшую прописной, знают все.

Во многих культурах, цивилизациях существовал обычай круга как места сбора, обсуждения.

В славянской культуре предков круг, очевидно, заменялся хороводом. У наших дальних соседей – казаков – издревле существовал казачий круг, даже несколько – большой казачий круг (сбор) и малые.

Семьи раньше собирались за круглым столом.

В языке остался «след» – примета»: «круглый стол переговоров». Значит, решать вопросы в круге было удобнее.

В детских садах дети всегда любят превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться.

Круг – место гармонизации, где проводится психотерапия разговорами, играми.

2. Что такое психотерапия? Психотерапия, как и лечебная педагогика, является столько же методами лечения, сколько и воспитания личности.

Что «лечат» с помощью психотерапии?

Поскольку такое «лечение» подразумевает воспитание, коррекцию, то «лечат» проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты.

Какие же средства используют при таком «лечении»? Конечно же, не лекарственные. Основное лечебное средство – атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя.

3. Особые качества, которые требуются от педагогов для проведения психотерапии.

• Умение видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;

• Умение понимать, т. е. разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом» ребенка;

Психологическая зрелость и уравновешенность;

• Умение выбирать средства общения и способы проектировать путь согласия;

• Умение играть, сочинять, петь, танцевать, шутить.

4. Средства и методы, используемые педагогом при проведении психотерапевтических действий.

Упражнение: «Первое впечатление». Каждый педагог выбирает пособие по развитию речи детей. Необходимо презентовать выбранную книгу, но в той роли, которая была педагогу предложена заранее:

«Вы — телеведущий. Вы – продавец. Вы — покупатель, Вы-

Преподаватель. Вы – воспитатель. Вы — логопед. Вы – журналист. Вы -домохозяйка. Вы — руководитель ДОУ. Вы — психолог. Вы — многодетная мать.

Вы — автор книги. Вы — молодая мама. Вы — студентка педколледжа и т. п.»

1. Лечебно-воспитательное воздействие словом (беседы, разговоры-убеждения, разъяснения). 2. Игровая терапия и куклотерапия (сказкотерапия, ролевые и подвижные игры).

3. Лечение историями (легендами, былинами, шутками, небылицами) и смехотерапия.

4. Трудотерапия и лечение рисованием, изобразительной деятельностью.

6. Библиотеапия (книготерапия).

7. Аретопсихотерапия (оздоровление и воспитание на положительных примерах героев сказок, легенд, примерах из жизни предков, исторических личностей, национальных героев).

8. Педагогическоелечение с применением природных материалов: воды, песка, глины (материалов для поделок).

9. Ландшафтотерапия. (воздействие природной красоты, шума леса, моря, рассматривание пейзажа и. т. д.)

5. Правила, советы, принципы лечебной педагогики/терапии.

• Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений

• Не вводить ничего,внушающего страх: ни рассказов, ни намека на страх наказания. Всем доверие, снисхождение, любовь

• Оберегать ребенка от грубых слов и поощрять в ласковых и нежных словах, не впадая конечно в смешную и неискреннюю слащавость (Излишне нежный, льстивый.)

• Помнить, что «воспитание – это помощь психическому развитию ребенка»

Любить ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным

• Не унижать ребенка,не делать за ребенка: помоги, но пусть сделает сам.

• Главный принцип – НЕ НАВРЕДИ!

• Поверь в ребенка, в его силу и возможности

• Помоги ребенку стать уверенным в себе

• Развивай его волю, а не подавляй ее, дай возможность ребенку приобрести опыт достижения цели. «Воля развивается не запрещениями, а разрешениями»

• Не торопи! У каждого ребенка свои «сроки созревания»

Помни: «Воспитать счастливого человека – это, прежде всего воспитать независимого, свободного человека»

«Чистое слово само по себе — врачеватель души». Язык чувств в детском саду.

Цель разговорной терапии — сформировать в ребенке самоуважение, высокую самооценку – высокая цель каждого педагога.

6. Создание различных ситуаций общения в группе. Ритуалы и традиции группы.

Традиционные темы общения в круге (Монтессори-линии)

1. Ежедневные ритуалы.

Утром обсуждайте, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в д/сад, о чем хочет рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, с какими материалами хочет поработать.Вечером подводите итоги: чем каждому запомнился и понравился сегодняшний день, чему научился за день, что было особенным в этот день, что бы хотелось изменить, исправить, сделать не так, как поступить по-другому, кого бы хотелось поблагодарить сегодня. Можно составить с детьми календари дел и событий прошедшего дня (краткая схема-запись или рисунок- пиктограмма)

2. Традиционные еженедельные ритуалы.

По окончании недели проводите «Пятничный круг», обсуждайте, чем была интересна эта неделя, чему каждый научился, чему радовался. Пересматривайте листочки календаря.

3. Традиционные ежемесячные ритуалы.

По окончании месяца устраивайте круг «Прощание с (название месяца). Рассматривайте листочки календаря, рисунки, радуйтесь сделанному. Обсуждайте, каким будет следующий месяц, что в нем принято отмечать, что бы вы хотели сделать в следующем месяце, какие дела надо обязательно выполнить. Рассматривайте календари всех видов. Планируйте совместные дела на месяц и загадывайте желания.

7.Темы: «терапевтических разговоров в кругу группы».

В педагогической копилке любого педагога собрано достаточное количество игр, забав, историй. Потребуется только применять их не ко всем сразу, а избирательно. Не привлекут малыша одни сказки, ищите другие; не заинтересовала предложенная тема, создайте ситуацию, которая даст нужную тему. Большинство детей сами находят повод для обсуждения, дискуссий, стремятся задать вопрос взрослому.

Развитие речи осуществляется через развитие общения в разных формах: вдвоём, втроём – вчетвером, младших со старшим, старших с младшим.

Воспитатель заботится о создании различных ситуаций общения – создании условий эмоционального общения, учит умению слышать другого, говорить по очереди, поддерживать.

Задача воспитателя – не поучать детей, не властвовать над ними, а вместе учиться общаться и наслаждаться общением. Если дети почувствуют «роскошь человеческого общения» уже в дошкольном возрасте, то импульс развитию главного таланта – таланта общения – будет дан.

Темы, предлагаемые для обсуждения в группе.

Я и СЕМЬЯ; Я; ЖИВОТНЫЕ; ОБЩЕНИЕ. РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПОНИМАНИЕ; ОТНОШЕНИЕ; НАСТРОЕНИЕ; ПОВЕДЕНИЕ. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПОНИМАНИЕ; Я и ВРЕМЯ; Я и ДРУГИЕ ЛЮДИ. ДРУГИЕ СТРАНЫ; Я и БОЛЕЗНИ; Я – МАЛЬЧИК. Я – ДЕВОЧКА; ВСЕ ВОКРУГ ИМЕЕТ ИМЯ; НАЗВАНИЕ.

Семинар-практикум для педагогов детского сада Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми» Предлагаю вашему вниманию семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Взаимодействие специалистов ДОУ (учитель-логопед — инструктор по.

Семинар-практикум для педагогов «Игры и игрушки как средство здоровьесбережения у воспитанников» Цель: формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов педагогов о подвижных играх, как средстве сохранения и укрепления.

Семинар-практикум для педагогов «Общаться позитивно» Конспект семинара-практикума «Общаться позитивно – что это значит» Подготовила: старший воспитатель Крицкая Вера Сергеевна.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» И. Н. Шауэр, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №46 «Золотой ключик», г. Соликамск, Пермский край Семинар-практикум «Профессиональное выгорание».

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» Семинар – практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» Цель. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов» Задачи: •.

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» 1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Педагог-психолог: Я очень рада всех вас приветствовать и.

Семинар-практикум для родителей «Этические беседы с экологическим содержанием в нравственном воспитании дошкольников» ЦЕЛЬ: показать родителям необходимость воспитания экологической культуры у детей, повышение роли семьи в становлении осознанно-правильного.

Семинар-практикум по здоровьесбережению для педагогов ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20» Г. РОСТОВА Семинар-практикум для педагогов Тема: «Виды здоровьесберегающих.

Источник



Разговор как психотерапевтическое средство

РАЗГОВОР КАК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО

Терапия словом использовалась испокон веков. «Словом можно убить, словом можно спасти», — эту истину, ставшую прописной, знают все.
Во многих культурах, цивилизациях существовал обычай круга как места сбора, обсуждения, «толковища».
В славянской культуре предков круг, очевидно заменялся хороводом. У наших дальних соседей – казаков – издревле существовал казачий круг, даже несколько – большой казачий круг (сбор) и малые.
Семьи раньше собирались за круглым столом.
В языке остался «след» – примета»: «круглый стол переговоров». Значит, решать вопросы в круге было удобнее.
В детских садах дети всегда любят превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться.
Круг – место гармонизации, где проводится психотерапия разговорами, играми. Что «лечат» с помощью психотерапии?
Поскольку такое «лечение» подразумевает воспитание, коррекцию, то «лечат» проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты.
Какие же средства используют при таком «лечении»? Конечно же, не лекарственные. Основное лечебное средство – атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя.
Вот несколько советов, которые дала М.Монтессори.:
«Ребёнок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений».
«Не вводить ничего, внушающего страх: ни рассказов, ни намёка на страх наказания. Всем доверие, снисхождение, жалость».
«Оберегать ребёнка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных, не впадая, конечно, в смешную и неискреннюю слащавость».
Помнить, что «воспитание – это помощь психическому развитию ребёнка».
«Любить ребёнка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным».
«Не унижать ребёнка, не делать за ребёнка: помоги сделать самому».
Общепедагогический принцип «Не навреди!»
Не торопи! У каждого ребёнка свои «сроки созревания».
В педагогической копилке любого педагога собрано достаточное количество игр, забав, историй. Потребуется только применять их не ко всем сразу, а избирательно. Не привлекут малыша одни сказки, ищите другие; не заинтересовала предложенная тема, создайте ситуацию, которая даст нужную тему. Большинство детей сами находят повод для обсуждения, дискуссий, стремятся задать вопрос взрослому.
Развитие речи осуществляется через развитие общения в разных формах: вдвоём, втроём – вчетвером, младших со старшим, старших с младшим.
Воспитатель заботится о создании различных ситуаций общения – создании условий эмоционального общения, учит умению слышать другого, говорить по очереди, поддерживать.
Задача воспитателя – не поучать детей, не властвовать над ними, а вместе учиться общаться и наслаждаться общением. Если дети почувствуют «роскошь человеческого общения» уже в дошкольном возрасте, то импульс развитию главного таланта – таланта общения – будет дан.

Темы, предлагаемые для обсуждения в группе.

Я и СЕМЬЯ.
Моя семья. Мои мама и папа. Я. Что я умею. Что я люблю. Я хороший.
Мои дедушки и бабушки. Мои братья и сёстры. Мои родные в других городах.
Моя любимая игрушка, мои игрушки.
Мои друзья. Что интересного было дома (вчера, сегодня, давно).
Моя замечательная кошка (собака, попугай, хомяк и т.п.)
Наша дача. Что растёт на даче. Я помогаю на даче.
Как мне отмечали день рождения. Подарки. Я помогал(а) готовить.

Я.
Моё имя. Почему меня так назвали. В честь кого.
Кто назывался в семье таким именем.
Кто носил это имя из великих людей. Что значит моё имя.
Какие у меня ещё есть имена (как меня называют мама и папа, друзья, знакомые).
Какие имена мне нравятся. Как бы меня звали в другой стране.
Что я умею делать. Что я люблю делать. Что я хочу научиться делать.

ЖИВОТНЫЕ. ПОНИМАНИЕ,
Как понимать кошку (собаку), зверей, животных.
Умеют ли говорить животные. Язык кошачий и собачий.
Как мы общаемся с животными, как они передают нам своё отношение, свои просьбы, как показывают настроение.

ОБЩЕНИЕ. РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПОНИМАНИЕ,
Как «говорят» немые люди. Как можно разговаривать без слов.
Как понимать взрослых. За что они нас любят.
Как понимать совсем маленьких деток-младенцев.
Как замечательно уметь говорить красиво и правильно.

ОТНОШЕНИЕ, НАСТРОЕНИЕ,
За что взрослые на нас сердятся. За что младшие на нас сердятся.
Почему я сержусь. Чего я боюсь. Чего я не люблю. Что я люблю.
Мы все одинаковые и разные. Мы похожи. Чем. МЫ отличаемся одеждой, лицом, поведением. Ещё чем. Мальчики и девочки. Мамы и папы.

ПОВЕДЕНИЕ. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПОНИМАНИЕ,
Какие правила вежливости я знаю. Что мне надо ещё узнать.
Какие правила есть у людей и почему эти правила появились.
Добрые слова. Какие я знаю добрые слова.
Почему злые слова портят жизнь. Несчастные люди и «чёрные слова».
Почему люди ссорятся. Как лучше мириться. Какие я знаю «мирилки», «прощалки», «извинялки». Извинения у взрослых.
«Давайте говорить друг другу комплименты», Как похвалить. Как запретить.
Как выигрывать в споре по честному.
Дразнилки. Смешилки.
Обманы и фантазии. Небылицы. Сказки. Перевёртыши.
Почему люди обманывают. Обман или небылица.
Почему люди ссорятся, даже если они любят друг друга. Взрослые тоже немного дети.
Волшебные слова. Заговоры.
Сказки. Заветные слова в сказках. Слова делают чудо.

Я и ВРЕМЯ,
Какой я был(а) и какой стал(а). Сколько у меня было день рождений.
Наш семейный альбом. Как я был(а) маленьким(ой).
Как мама было маленькая.
Как папа был маленьким.
Когда дедушка с бабушкой были детьми. Это было давно.
Наши любимые вещи.

Я и ДРУГИЕ ЛЮДИ. ДРУГИЕ СТРАНЫ,
Люди плохие и хорошие.
Я хороший(ая).
Как уберечься от плохих людей.
Как иметь много хороших друзей.
Гости. Как встречать гостей. Как ходить в гости.
Как ходят в гости в других странах.
Праздники. Что такое праздники. Праздники в нашей семье.
Праздники в других странах.
Праздники в нашей группе.
Паспорта. Визитки. Зачем они. Наши визитки сделаем сами.

Я и БОЛЕЗНИ,
Здоровые и больные люди. Болезни. Здоровье.
Почему плохо болеть.
Как уберечься от болезней.
Когда я болею, я плохо себя чувствую.
Как я себя веду, когда болею. Почему.
Как стать красивым, сильным, здоровым, что для этого надо.

Я – МАЛЬЧИК. Я – ДЕВОЧКА,
Как я одеваюсь. Как одеваются девочки. Почему.
Мальчики сильнее девочек. Все мужчины были мальчиками.
Как устроено тело.
Как стать сильным. Красивые и сильные мальчики.
Как стать красивой. Красивые девочки и женщины.
Наши мамы – самые красивые. Наши папы – сильные.

ВСЕ ВОКРУГ ИМЕЕТ ИМЯ, НАЗВАНИЕ,
Как я называюсь. Зовут – называется – звать.
Как это называется
Почему это так называется. Сухарики и «кусарики».
Кто дал всему название. Кто дал мне имя.
Какие мы знаем слова-названия вещам в группе, на улице.
Загадки названий и имён вокруг нас. Названия игрушек.
Как разгадать тайну названия грибов, растений, рыб, зверей.
В других странах всё называется не так, как у нас. Почему.
Откуда пришли вещи и названия. Про персик из Персии.
Именины кукол. Имя и именины. День ангела.

Источник