Меню

Развитие потребности в здоровом образе жизни у школьников

Тема: «Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни».
статья на тему

Сообщение на методическое объединение воспитателей.

Скачать:

Вложение Размер
soobshchenie_na_metodicheskoe_obedinenie_vospitateley_21_fevralya_2014_g.docx 17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на методическое объединение воспитателей.

Подготовила: воспитатель 4 группы

Дата проведения: 21.02.2014.г.

Современное общество, высочайшие темпы его изменения предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Все больше исследований в последние годы рассматривают понятие «здорового образа жизни (ЗОЖ)» как комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих оздоровлению и укреплению здоровья человека. А к компонентам относят: трудовую деятельность, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек, личную гигиену, закаливание, рациональное питание. На наш взгляд нельзя рассматривать ЗОЖ, как ряд мероприятий. Соблюдение ЗОЖ зависит еще и от внутреннего настроения, потребностей человека, его общей культуры.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Подростки воспринимают свое здоровье, как нечто естественное, данное на всю жизнь. А дети и вовсе не задумываются над тем, что здоровье нужно беречь. Изменить отношение подростка к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей. Известно, что вода и камни точит, следовательно, при создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у воспитанников ценностное отношение к своему здоровью.

Цель работы по формированию потребности в здоровом образе жизни — это обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении и навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.

Эта цель будет способствовать основной цели обучения и воспитания – достижение каждым выпускником максимально возможной самостоятельности и независимости. Педагогические задачи, соответствующие сформированной цели:

· Коррекционно-образовательные: формирование знаний об организме человека, его функционировании в разных социальных и природных условиях, о факторах здоровья и ЗОЖ.

· Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие у воспитанников познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание) на основе установления взаимосвязи организма человека и окружающей среды, развития воли при принятии и реализации компонентов ЗОЖ.

· Коррекционно-воспитательные : формирование личности, адаптированной к природным и социальным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране ближайшей окружающей среды.

Организация работы по формированию потребности в ЗОЖ в детском доме имеет свои особенности.

Успешность коррекционной работы направлена на преодоление недостатков в развитии детей, в условиях специализированного детского дома зависит от комплексного взаимодействия всех взрослых, участвующих в воспитательно-образовательном процессе.

Дети с нарушением интеллекта любой клинической градации, в силу особенностей психофизического развития имеют разнообразные дефекты, которые усугубляют вторичный дефект — стойкое нарушение познавательной сферы. Поэтому проблемы коррекции и устранения, сглаживание нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды.

Педагогические условия должны быть «провоцирующими развитие». Вокруг наших детей с самого детства необходимо создавать такую учебно-познавательную среду, которая была бы насыщена атрибутами и обычаями ЗОЖ. Реализация внедрения ЗОЖ в повседневную деятельность детей должна осуществляться на основе формирования традиций. Создание традиций это долговременный процесс. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек и привязанностей. Не достаточно знать и понимать, важно жить этим.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривают единство двух компонентов:

Первый компонент призван вооружить воспитанников знаниям о культуре здоровья, физической культуре. С этой целью проводятся занятия по ознакомлению и закреплению правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, а также формирование умений и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранение зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек. Начинаем рассказ о здоровье в узком смысле – отсутствие у человека болезней (здоровый человек активен, бодр, у него хорошее настроение, ему легче учиться, работать). От чего зависит здоровье? Питание, режим дня, личная гигиена, двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, закаливание. Постепенно материал усложняется.

Второй компонент – физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня: гимнастика, прогулка, коррекционные паузы, физкультурные праздники, дни здоровья, закаливание, массаж.

В воспитательном процессе применяю:

Здоровьесберегающие педагогические технологии через :

– Разучивание комплексов общеразвивающих упражнений, физминуток, гимнастики для глаз, для пальцев рук.

— Упражнения на повышение уровня активации.

— Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.

– Упражнения для релаксации.

– Самоконтроль за утомляемостью и снятие напряжения.

Считаю, что только здоровый ребёнок может быть успешным в учёбе. Для этого организую оптимальный двигательный режим детей (зарядка до уроков, подвижные игры, спортивные эстафеты, динамические паузы, физминутки, гимнастика для глаз, развития мелкой моторики, сохранения осанки), привлекаю всех учащихся к занятиям в спортивных секциях, провожу дни и часы здоровья, организую экскурсии, походы, игры на свежем воздухе, провожу просветительскую работу с воспитанниками по формированию ответственного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Ребята нашей группы принимали активное участие в конкурсе «А ну-ка, парни», приуроченном к 23 февраля, и заняли почетное 1 место. В личном зачете отличились ребята: Портов Сергей, занявший 3 место в армрестлинге, 2 место в подтягивании на перекладине, 2 место в гиревом спорте; Бочкарев Алексей, занявший 1 место в армрестлинге, 3 место в гиревом спорте. Наша группа заняла второе место в «Зарнице». Важным считаю и создание хорошего психологического климата в группе.

Воспитанники моей группы участвовали в областных соревнованиях по лыжам , которые проходили в с Ташла Тюльганского района (Бочкарев Алексей и Бочкарева Светлана), где Света заняла второе место в личном зачете, а команда заняла почетное третье место. Все дети нашей группы посещают кружок «Спортивный». Портов Сергей занимается дополнительно в секции по самбо и дзюдо, участвует в соревнованиях районного масштаба, где занимает призовые места.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автором (Бедриной М.А.) предложеныконкретные направления по здоровьесбережению из опыта работы учителя начальной школы. Данная работа дает возможность изменить атмосферу урока, пов.

В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями: к.

В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями: конспе.

В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, создаются условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализация их потребностей и мотивов, вовлече.

Современная социальная и экономическая ситуация в стране, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабил.

«ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.» Выступление на .

Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению показателей состояния здоровья подрастающего поколения. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детск.

Источник

Формирование здорового образа жизни школьника
материал на тему

Глава1. Особенности формирования здорового образа жизни:

1.1 Научные подходы к изучению здоровья и здорового образа жизни

1.2 Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей

Глава2. Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни учащихся

2.1 Основные направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся

2.2 Описание здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы

2.3 Методы диагностики состояния здоровья школьников

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_shkolnikov.docx 45.93 КБ

Предварительный просмотр:

Глава1. Особенности формирования здорового образа жизни:

1.1 Научные подходы к изучению здоровья и здорового образа жизни

1.2 Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей

Глава2. Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни учащихся

2.1 Основные направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся

2.2 Описание здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы

2.3 Методы диагностики состояния здоровья школьников

Приложение1 . Программа «Формирование здорового образа жизни»

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективность его творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Правильное отношение к своему здоровью следует формировать у человека с детства, чтобы воспитать гармонично развитую, здоровую личность. В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

В основу концепции валеологического обеспечения образовательного процесса положена идея создания условий для реализации доминирующих базовых потребностей, природно присущих человеку. Ведущей в системе этих потребностей выступает потребность в двигательной активности, физическом самосовершенствовании. Она проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью сопереживания в процессе взаимодействия и общения; потребностью в самоутверждении.

Однако сложившиеся противоречия между общественной потребностью в здоровой личности, в ведении каждым членом общества здорового образа жизни и наличием школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, требуют создания условий для формирования здоровой личности, здоровьесберегающей образовательной среды, разработки соответствующих технологий

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в многочисленных работах И.И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Л. Волошиной, М. П. Дорошкевич, Г.К. Зайцева, Т.С. Казаковцевой, Н.В. Тверской и др.

Тем не менее, проблема формирования здорового образа жизни школьников остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения.

Объект : Процесс формирования здорового образа жизни школьников.

Предмет : Особенности формирования здорового образа жизни школьников в общеобразовательном учреждении.

Цель : Раскрыть особенности работы педагога по формированию здорового образа жизни у школьников.

1. Проанализировать литературу по изучаемой проблеме.

2. Раскрыть сущность и элементы здорового образа жизни.

3. Выявить характеристики здоровьесберегающей образовательной среды и раскрыть сущность здоровьесберегающих технологий.

3. Выявить особенности формирования здорового образа жизни школьников в общеобразовательном учреждении.

Глава 1 Особенности формирования здорового образа жизни

1.1 Научные подходы к изучению здоровья и здорового образа жизни

Забота о собственном здоровье — серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Но что такое здоровье? Еще в древности выдающиеся умы указывали на роль социальных условий – образа жизни, гигиенического режима, здорового питания. Гиппократ говорил: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Античный ученый так сформулировал основные правила здорового образа жизни: умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотизирующих веществ, веселые ежедневные танцы. В своей жизни он строго следовал этим принципам.

Авиценна в своих работах также акцентировал внимание на необходимости научного изучения «режима (образа жизни) здоровых людей»; обратил внимание на то, что качество здоровья, жизнеспособность человека, напрямую зависит от его образа жизни. Авиценна жил и творил при халифате, был придворным лекарем и визиром. Он создал первую в истории медицинскую энциклопедию. Врачи времен халифов отвечали не только за здоровье нации, но и решали множество социально значимых задач. Нравственная чистота и жизнь по совести считались непременными атрибутами здорового образа жизни.

Таким образом, здоровье еще в древности понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

В целом проблема здоровья человека ставится сегодня в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. По своей практической значимости и актуальности она считается одной из сложнейших проблем современной науки, не уступающей таким направлениям, как проблема охраны окружающей среды. При всей важности понятия здоровья не так просто дать ему исчерпывающее определение. Количество попыток справиться с этой задачей увеличивается, но устроившее бы всех решение пока не найдено. Вопросом самостоятельной научной значимости стала возможная классификация и анализ уже предложенных определений. В связи с этим привлекает к себе внимание работа П.И. Калью. Автор рассматривает 79 определений здоровья человека, сформулированные представителями различных научных дисциплин в разное время в различных странах мира. Приведенный перечень далеко не полный, но даже он поражает как многообразием трактовок, так и разнородностью признаков, используемых при дефиниции этого понятия.

В настоящее время доминируют следующие научные подходы по изучению здоровья:

  1. Здоровье как нормальная функциональная способность организма (Д.Д. Венедиктов, В.П. Казначеев). При данном подходе нормальное функционирование организма в целом — один из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от известного среднего (нормального) их состояния. Соответственно уклонение от нормы, нарушающее структуру органа или ослабляющее его функционирование, можно рассматривать как развитие болезни. Однако не всякое отклонение от нормы есть обязательно болезнь. Граница между нормой и ненормой (болезнью) не носит жесткого, разделительного характера. Она расплывчата и достаточно индивидуальна. То, что для одного является нормой, для другого уже болезнь.
  2. Здоровье как динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой (А.М. Изуткин, Г.И. Царегородцев). Надо отметить, что признак равновесия в определении здоровья встречается довольно часто, начиная с давних времен. Например, Пифагор, древнегреческий философ, математик и врач, определял здоровье как гармонию, равновесия в организме, а другие делают акцент на его равновесие, а болезнь как их нарушение. Причем одни авторы обращают внимание на поддержание внутреннего равновесия в организме, а другие делают акцент на его равновесии с окружающей средой. Так, по мнению Гиппократа, здоровым можно считать того человека, у которого имеется равновесное соотношение между всеми органами тела.
  3. Здоровье как способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде (В.М. Бехтерев, В.А. Ананьев). Этот признак встречается во многих определениях здоровья. Авторы, использующие его, хотят тем самым подчеркнуть, что социально здоровым человеком следует считать того, кто содействует развитию общества.
  4. Здоровье как отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений, то есть оптимальное функционирование организма при отсутствии признаков заболевания или какого-либо нарушения (А.Ф. Серенко, В.В. Ермакова). Обращение к этому признаку в силу его очевидности наиболее традиционно. В основе его лежит простая логика: здоровыми могут считаться те люди, которые не нуждается в медицинской помощи.
  5. Здоровье как полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Этот признак созвучен с тем определением здоровья, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения в 1948 году. В нем говорится, что здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. С тех пор прошло немало времени, но эту формулировку, как правило, не обходит стороной ни один из специалистов, занимающийся проблемой здоровья человека. При этом чаще всего она подвергается критике, в том числе за ее слабую практическую направленность, однако взамен ничего более универсального и общепринятого на сей счет пока так и не появилось.

Обобщая мнения специалистов относительно феномена здоровья, можно сформулировать ряд аксиоматических по своей сущности положений:

  1. В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье – идеал.
  2. Каждый человек здоров условно. Ни один человек не бывает на протяжении жизни вполне здоровым.
  3. Каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд). Есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.

Таким образом, здоровье – это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья и здорового образа жизни носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин.

1.2 Общественное здоровье

Говоря о формировании здорового образа жизни у населения, важно рассмотреть понятие «общественное здоровье». Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых и состоит общество. Оно – характеристика одного из важных свойств, качеств, аспектов общества как социального организма. Оно – составное общественного потенциала, имеющего экономическое выражение. С таких позиций говорят об общественном здоровье как богатстве общества, то есть факторе, без которого не может создаваться вся совокупность материальных и духовных ценностей.

Чумаков Б. Н. выделяет следующие факторы, влияющие на общественное здоровье:

  1. Биологические, генетические, факторы;
  2. Природные (климат, погода, ландшафт местности, флора, фауна) факторы;
  3. Состояние окружающей среды;
  4. Социально-экономические, политические факторы;
  5. Состояние здравоохранения, уровень медицинской науки;
  6. Образ жизни – как сфера непосредственного воздействия на здоровье населения.

Можно выделить следующие основные направления в деятельности по формированию здорового образа жизни:

  1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
  2. «Обучение здоровью».
  3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков.

Формирование здорового образа жизни, таким образом, — это целая система общественных и индивидуальных видов, способов, форм деятельности, активности, направленных на преодоление факторов риска возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных, психологических и природных условий и факторов образа жизни

Глава 2. Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни учащихся

2.1 Направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей.

Работа по формированию ЗОЖ в общеобразовательном учреждении должна вестись в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики.

  1. Принцип ненанесения вреда.
  2. Принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
  3. Принцип триединого представления о здоровье.
  4. Принцип субъект – субъективного взаимодействия педагога с учащимися.
  5. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
  6. Принцип контроля за результатами.

В работе педагога должны учитываться школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся :

1. Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.

2. Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и общеобразовательных технологий, а также интенсификация учебного процесса.

3. Недостаток двигательной активности.

4. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

5. Неправильное (нерациональное) питание учащихся.

6. Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.

7. Неблагополучное состояние здоровья педагогов.

Программы по формированию ЗОЖ для образовательных учреждений ставят перед педагогами следующие задачи :

1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.

2. Сформировать у школьников активную жизненную позицию.

3. Сформировать у учащихся представления о своем теле и организме.

4. Учить детей укреплять и сохранять свое здоровье.

5. Привить школьникам осознание необходимости движений в физическом развитии человека.

6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

7. Привить детям умения оказывать элементарную помощь при травмах.

8. Формировать у учащихся представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Работа по формированию здорового образа жизни должна проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса. Для этого необходимо обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих :

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.

2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни — так называемое «обучение здоровью».

Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит.

Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании.

От степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Здесь важно учитывать не только занятия физкультурой в школе, спортивные кружки и спортивные секции, необходимо пропагандировать утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы, и другие формы, доступные для массового использования. Стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни.

Важную роль в формировании здорового образа жизни детей играет семья. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо в семье создать условия для реализации у детей потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма :

Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. При этом отцы рассматривают физическое развитие в качестве цели воспитания чаще, чем матери, и физическому воспитанию мальчиков оба родителя придают большее значение, чем воспитанию девочек.

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными — туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного цвета, чистый воздух, фитоцидные свойства растений.

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой и соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

Именно родители формируют у детей потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни. Помочь родителям в этом — задача педагога.

Создавая благоприятные условия для формирования здорового образа жизни у школьников, необходимо учитывать психолого-педагогические технологии формирования здорового образа жизни.

Выделяют психолого-педагогические технологии формирования здорового образа жизни :

1. Снятие эмоционального напряжения.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменимый интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

2. Создание благоприятного психологического климата на уроке.

С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании такого урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

4. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий , учитывающих особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что правильное использование психолого-педагогических технологий с учетом составляющих формирования ЗОЖ позволяет не только решать проблему ответственного отношения к своему здоровью, но и решает задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Эффективность решения задач по формированию у школьников ЗОЖ можно определить по динамике физического состояния ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности, по отношению к собственному здоровью.

2.2 Описание здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы

Для школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний :

Учитывая состояние здоровья детей школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни.

Обучающий аспект этой системы включает в себя:

  1. освоение учебных программ по здоровому образу жизни;
  2. освоение пособий для педагогов и учащихся;
  3. создание методической библиотечки для педагогов разных категорий по проблемам здорового образа жизни;
  4. обучение педагогов общеобразовательных школ активным методам формирования навыков здорового образа жизни и др.

При организации образования в области здоровья, необходимо помнить:

  1. если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе;
  2. если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить;
  3. если ребенку удается достигать желаемого — он учится надежде;
  4. если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

При организации здоровьесберегающей образовательной среды необходимо учитывать следующие её компоненты:

1. Воздушно-тепловой режим классного помещения

Воздушно-тепловой режим – один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников. Воздушная среда существенно влияет на функциональное состояние организма – на дыхание, реакцию сердечнососудистой системы, иммунный статус, тепловое состояние, а также умственную работоспособность школьников.

Состояние воздушной среды характеризуется показателями температуры, влажности, подвижности воздуха и т.д. Существуют нормативные показатели температуры воздуха и влажности в классном помещении. Необходимо регулярное проветривание и влажная уборка помещения, в котором обучаются дети.

2. Освещение классного помещения

Световой режим школьных помещений должен обеспечивать охрану зрения, т.е. предупреждать перегрузки, стимулировать развитие зрительного анализатора, обеспечивать общебиологическое воздействие на организм, препятствовать возникновению зрительных дисфункций (близорукости). Поэтому в учреждениях для детей должно быть создано освещение, соответствующее современным гигиеническим нормам: обязательная прямая естественная инсоляция помещений, освещение должно быть хорошего качества и достаточного уровня.

Неблагоприятное освещение вызывает ухудшение общего самочувствия, снижение умственной и физической работоспособности, угнетающе действует на психику. Освещенность один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников.

3. Школьная мебель.

Мебель и другие предметы оборудования также являются одним из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников.

Подбор мебели (в частности школьных столов и стульев) в соответствии с ростом учащихся позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку, что позволит исключить деформацию позвоночника и быструю утомляемость.

При подборе мебели важно учитывать материал, из которого она изготовлена, цвет, а также следует правильно расставлять мебель.

При рассаживании учащихся в классе необходимо учитывать их антропометрические данные (рост) и состояние здоровья.

4. Организация урока.

Урок – основная структурная единица учебной работы с учащимися. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности, необходимой для полноценного обучения.

Рациональная организация урока – важная составляющая часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать о том, что гигиенические условия влияют на состояние педагога, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся. Гигиеническую оценку урока можно провести с помощью хронометражных наблюдений.

Обязательными на уроке являются динамические паузы. Физкультминутки не просто элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но и реально возможный фактор формирования здоровья, что принципиально отмечается по характеру воздействия – гармонизации всего организма ребенка, настройки его на самоисцеляющее начало. Поэтому очень важно не просто проводить физкультминутки, но и использовать различные виды: дыхательные, зрительные, пальчиковые гимнастики, упражнения для формирования осанки, психогимнастику. А при работе детей с компьютером такие динамические паузы обязательны. Для проведения динамических пауз можно использовать мультимедийное оборудования, что усилит визуальный и звуковой ряд физкультминуток.

Грамотное использование и учет всех составляющих здоровьесберегающей образовательной среды позволит в дальнейшем не только сохранить здоровую личность младшего школьника, но и укрепить его здоровье, а также развить интерес к здоровому образу жизни.

2.3. Методы диагностики состояния здоровья школьников

В целом здоровье учащихся можно отслеживать по следующим компонентам.

1. Физическое развитие школьника.

Критериями физического здоровья выступают медицинские показатели школьника и уровень его физической подготовленности.

Первые отслеживаются с помощью анализа медицинской документации (группа здоровья после осмотра ребенка врачами), учитывается также устойчивость к заболеваниям (с этой целью проводится анализ пропусков по болезни). Показатели физической подготовленности измеряются в соответствии со стандартами образования по предмету «физическая культура».

2. Социальное развитие школьника.

Критерием социального здоровья учащегося выступает степень благополучия его социальной ситуации развития. В школе это проявляется в социальном статусе ребенка. В ученическом коллективе он измеряется с помощью социометрии. Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать поведение школьников в условиях групповой деятельности, судить об их психологической совместимости, проводить определение лидеров для перегруппировки детей в классе так, чтобы снизить напряженностью в коллективе, возникающую из – за взаимной неприязни некоторых школьников.

3. Психологическое развитие школьника.

Психологическое здоровье учащегося связано с развитием индивидуально – психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации ребенка. К психологическому здоровью можно отнести соответствие психического развития возрастным нормам, психоэмоционального состояния школьника и мотивацию к здоровому образу жизни и умению вести его.

Мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ). Насущной психолого — педагогической проблемой является формирования у учащихся потребности в хорошем здоровье, обучение умению ответственно относиться не только к собственному здоровью, но и к здоровью других людей, а также сохранению среды обитания. Здоровьеориентированные цели воспитания школьников включают: развитие природных возможностей и сохранение здоровья.

В процессе обучения наиболее значимой становится комплексная диагностика мотивации и умений ЗОЖ, используемая не для оценки имеющихся способностей ребят или решения вопроса об их пригодности либо не пригодности, а для нацеливания школьников на ведение здорового образа жизни.

В качестве диагностической процедуры школьникам можно использовать мини – сочинение на разные темы, связанные с ЗОЖ, например, «Почему необходимо вести здоровый образ жизни?». Также для выявления отношений к ЗОЖ можно использовать анкетирование. В зависимости от полученных результатов диагностики можно определить пути работы по выявленным проблемам.

Таким образом, формирование здорового образа жизни школьников включает в себя: создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения; обучение здоровью; меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании; побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления, работа с семьёй.

При организации здоровьесберегающей образовательной среды необходимо учитывать следующие её компоненты: воздушно-тепловой режим классного помещения; освещение классного помещения; школьная мебель; организация урока.

Диагностика сформированности представлений о ЗОЖ позволяет определить пути работы по профилактике и укреплению здоровья учащихся.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Элементы здорового образа жизни являются: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека питание, информированность о качестве употребляемых продуктов; физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей; соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи; закаливание.

Формирование у школьников здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды при помощи здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая образовательная среда определяется следующими характеристиками:

  • общая организация образовательного процесса (учебный план, расписание занятий, длительность уроков и перемен и т.д.);
  • технологии обучения;
  • стиль взаимодействия участников образовательного процесса;
  • двигательный режим учащихся;
  • санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;
  • медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;
  • питание.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения с помощью формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни должно проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса.

Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя: создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения; обучение здоровью; меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании; побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления, работа с семьёй.

Правильное использование психолого-педагогических технологий с учетом составляющих формирования ЗОЖ позволяет не только решать проблему ответственного отношения к своему здоровью, но и решает задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.

Диагностика сформированности представлений о ЗОЖ позволяет определить пути работы по профилактике и укреплению здоровья учащихся.

Источник



ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
методическая разработка на тему

«ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.»

Выступление на педсовете 24 ноября 2014 года

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_u_shkolnikov_potrebnosti_v_zdorovom_obraze_zhizni_i_ukreplenie_zdorovya_uchashchihsya.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.»

Выступление на педсовете 24 ноября 2014 года

Известно, что состояние физического здоровья ребёнка в раннем возрасте определяет его психическое развитие. И если физическое воспитание не осуществлялось в необходимой мере с детьми, то в школу он приходит, имея уже ряд отклонений от существующих норм, не позволяющих успешно участвовать в учебной деятельности.

Формирование потребности в ЗОЖ, начинающиеся на уроках физкультуры , ОБЖ и «Мир вокруг нас» (для учащихся начальной школы), продолжается и на таких внеклассных мероприятиях как декады «Мы за здоровый образ жизни», акции «Спорт — как альтернатива вредных привычек», проведение спортивных мероприятий «День здоровья», «Самый здоровый класс», месячник «Здоровый образ жизни» познавательно-развлекательные игры и конкурсы.

В настоящее время воспитание и обучение в образовательных учреждениях является фактором риска для здоровья. Особенно остро стоит проблема здоровья детей и педагогов при инновационной деятельности. Это связано с большим объемом информации (включая принятие решения); хронический дефицит времени на принятие решения; высокий уровень мотивации, что приводит к развитию невротических состояний. Для обеспечения нормального роста и развития каждому ребёнку требуется ежедневная двигательная активность. Существуют рекомендации, что детям необходима энергичная физическая активность до 40 часов в неделю. Ежедневные систематические упражнения оптимизируют жизнеспособность. Такие дети будут иметь меньше жировых отложений, сильную и более эластичную мышечную систему и достаточную функциональную подготовку. Однако в современном обществе дети и подростки всё больше сталкиваются с ограниченными двигательными возможностями.

В нашей школе проводятся следующие мероприятия для обеспечения нормального роста и развития учащихся

Первое направление — «Оздоровительные мероприятия»:

1. Профилактика и коррекция нарушения зрения у учащихся.

  1. Физкультминутки на каждом уроке.
  2. Профилактика зрения учащихся. (За счет посадки за разные парты)

2. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к естественному и искусственному освещению рабочих мест учащихся.

  1. Контроль над соответствием школьной мебели росту учащихся.
  2. Снижение перегрузки учащихся.

2.3.Соблюдение принципа посадки учащихся.

3. Профилактика заболеваний ОРВ, ОКИ и опорно-двигательного аппарата:

3.1.Динамические паузы на свежем воздухе между занятиями (для учащихся 1 класса).

3.2. Двигательные разрядки во время игр на переменах.
33.Индивидуальное дозирование физической нагрузки и учёт уровня работоспособности каждого ученика на каждом уроке физкультуры.

3.4 Соблюдения гигиенических требований.

4. Профилактика и коррекция психоневрологических нарушений у учащихся.

4.1 .Нормализация учебной нагрузки учащихся.

4.2.Использование в учебно-воспитательном процессе здоровье сберегающих методик

Второе направление — «Медико-педагогическое просвещение родителей и учащихся»:

  1. Индивидуальные беседы с родителями учащихся с целью устранения трудностей в обучении и поведении.
  1. Организация лекций и бесед для родителей.

Третье направление — «Диагностическое»:

  1. Изучение межличностных отношений учащихся в коллективе.
  2. Изучение уровня самооценки, тревожности у учащихся.
  3. Контроль над выставлением оценок знаний и умений учащихся и их влиянием на состояние тревожности учащихся.
  4. Изучение индивидуальных возможностей учащихся.

5. Анкетирование учащихся с целью:

  1. Выявление степени загруженности домашними заданиями.
  2. Изучение отношения старшеклассников к своему здоровью.

Четвертое направление — «Профилактическое»:

  1. Организация спортивных секций, вовлечение учащихся в кружковую работу. На данный момент в нашей школе 99% охвата учащихся различными видами досуговой деятельноси — это

Кол-во занимающихся в секциях спорт. школы (системы образования)

Кол-во занимающихся в секциях спорт. школы (системы физической культуры и спорта)

Кол-во занимающихся в секциях школьного спортивного клуба

Кол-во занимающихся в секциях в вечернее и каникулярное

Кол-во занимающихся в секциях по другим ставкам указать какие, за счет каких средств)

Кол-во не охваченных занятиями в спортивных секциях

  1. Организация горячего питания для учащихся 1 -11 классов. Охват горячим питанием ___79_% из них:

— в начальной школе __96_____

— в среднем звене ____75_____

— в старших классах ____61_____

  1. Организация постоянной разъяснительной работы классных руководителей по выполнению правил поведения для учащихся с целью снижения детского травматизма.
  2. Меры по повышению роли курса ОБЖ в школе.
  1. Внедрение в практику работы коллектива новейших педагогических технологий.
  2. Составление методической характеристики класса.

8. Соблюдение требований валеологического подхода к уроку:

  • Структура урока,
  • Технологии, сберегающие здоровье.
  • Выполнение санитарно-гигиенических условий.

Дозировка домашних заданий (индивидуальные домашние задания, творческие домашние задания, облегчённые домашние задания по профильным предметам, рефераты и доклады по желанию учащихся).

• Обеспечение комфортного эмоционально-психического состояния учителя и учащихся.

  1. Дифференциация и индивидуализация обучения.

10. Экскурсии и походы учащихся.

И в заключении я хотела бы привести слова Е.А. Ямбурга: «В конце концов, качество образования не самоцель, а способ достижения достойной человека жизни». И о значимости здоровья известный русский врач и писатель В. Вересаев сказал: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять всё, без него нет свободы, нет независимости;… оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно!»

Учитель начальных классов Подгайная И.Н.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это — осн.

В школе проходила неделя Здоровья. На паралель для 4 классов проведено занятие о здоровом образе жизни. Станция » Здоровый образ жизни».

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат.

«Здоровье — утверждал академик И.П. Павлов — это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, .

Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся улучшить качество жизни с точки зрения .

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *