Меню

Развивающая среда как средство развития детей младшего возраста

Доклад «Предметно-развивающая среда, как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»

Валентина Матвеева
Доклад «Предметно-развивающая среда, как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

на тему: Предметно-развивающая среда, как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста

г. Олекминск 2017 год

2. Цели и задачи…. 4

5. Список использованной литературы….8

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Все то, что усвоено в этот период — знания, навыки, привычки, способы поведения определяют характер и направление дальнейшего развития личности. Но главным примером для детей являемся мы – взрослые. Словно в зеркале, в детях отражается наши поступки, дела, привычки. Чему мы научили наших детей, то мы и пожнем в старости, и я считаю, это относится и к судьбе нашей страны. Ранний возраст – особый период развития ребенка, определяющий формирование познавательных процессов, волевых качеств, самооценки, умения видеть, слышать, ощущать запах и вкус.

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка, познавательных, эстетических, творческих, для полноценного осознанного восприятия окружающей действительности. Малыш не становится умными и хорошими по мгновению волшебной палочки. Его развитие – результат большого труда. Именно в раннем возрасте закладываются основы личности, а сенсорное воспитание – это надежный кирпичик в фундаменте становления личности дошкольника.

Создать условия для обеспечения психического и физического развития детей младшего возраста, опираясь на сенсорное воспитание.

1. Обучать ребенка способности устанавливать продуктивные контакты с окружающими миром, действуя вместе со взрослыми и самостоятельно;

2. Развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки, мелкую моторику рук, внимание, мышление, память, речь (сенсорные эталоны);

3. Стимулировать психическое развитие ребенка посредством игр с разными видами игрушек;

4. Создать условия для развития детско-родительских отношений на основе их содержательного игрового воздействия;

5. Обучение и консультирование родителей, развитие ПРС в группе.

Основные направления моих педагогических поисков – развитие познавательных интересов у детей, а для этого необходимо создать условия для развития, продумать развивающую среду. Эта среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, функциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Содержательно-насыщенная среда предполагает не количество игр и игрушек, а отражение достаточного тематического содержания развивающего пособия, которые не отвлекают ребенка, не рассеивают его внимание, а наоборот, позволяют сосредоточиться на определенной теме, а частая сменяемость материалов учитывает интересы детей, и самое главное освобождается пространство для разнообразных видов деятельности детей и взрослых.

Полифункциональность среды предполагает использование материалов в разных видах деятельности.

Вариативность – это возможность выбора ребенком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, игрой на музыкальных инструментах). В течение дня дети могут выбирать пространство по собственному желанию.

Наша предметно-развивающая среда организована с помощью разделения на тематические центры. Главная особенность – данные уголки обеспечивают содержательную форму всех образовательных областей, интересны и востребованы у детей. Доступность среды позволяет ребенку самостоятельно выбирать материалы и заниматься своим делом, не прибегая к помощи взрослого. Доступность обеспечивается расположением материалов на низкой высоте, открытыми шкафчиками, также предметно-развивающая среда безопасна. Предметное окружение является развивающей только тогда, когда она соответствует уровню развития ребенка, его интересам и потребностям. Также должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка, например такие особенности, как двигательная активность, желание побегать и попрыгать. В то же время окружающая обстановка имеет свойство «гасить», тормозить повышенную активность детей, когда это необходимо.

Уголок уединения — еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, в нем дети могут отдохнуть, посидеть-помечтать и рассмотреть разнообразные книги и альбомы. Развивающую среду мы создаем вместе с родителями при их активном участии. Многие дидактические пособия для группы изготовлены руками мам, пап, дедушек, наших воспитанников. Дорогостоящие игрушки и оборудование, далеко не всегда способствуют интересам ребенка, и его развитию. В то же время игры-самоделки могут оказать положительной влияние на эффективность педагогического процесса.

Развитие самостоятельности инициативности, формирование умений и навыков, возможно только в активной, мобильно-доступной и содержательно-насыщенной среде, созданной взрослыми вместе с детьми. Наши родители принимают участие в конкурсах «Игрушки своими руками» — где занимают призовые места.

Мы хотим, чтобы наше дошкольное образовательное учреждение стало уютным домом для каждого ребенка, островком радости, где все почувствуют заботу, тепло, внимание и любовь. Надеюсь, что нам это удается.

1. Программа «От рождения до школы»

2. Логинова В. И., Бабаева Т. И., «Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»

3. Методические советы программы «Детство»

4. Ю. М. Хохрякова «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста под редакцией И. И. Поповой

6. Журналы «Ребенок в детском саду» №3,4,5 2017 года

7. Журналы «Дошкольное воспитание» 2003, 2011-2017 годы.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста. В одних случаях это игровая форма занятия проводится со всеми.

Предметно-развивающая среда как средство развития ребенка в детском саду В настоящее время дети, особенно младшего дошкольного возраста, испытывает огромные информационные и эмоциональные нагрузки при поступлении.

Мастер-класс для педагогов «Влияние освоения сенсорных эталонов на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста» Добрый день, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию выступление на тему: «Влияние освоения сенсорных эталонов на умственное развитие.

Предметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОС Центр ПДД. MG]/upload/blogs/detsad-914927-1511957021.jpg[/IMG] Развивающие игры Б. П. Никитина как средство.

Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста 5–6 лет Придя работать в детский сад, я задалась вопросом: «Как предметно-развивающая среда влияет на развитие речи ребенка в детском саду?». Чтобы.

Презентация «Экологическая предметно-развивающая среда как средство формирования практических умений и навыков» Презентация \»Экологическая предметно-развивающая среда как средство формирования практических умений и навыков\»Актуальность исследования.

Развитие сенсорных эталонов в раннем возрасте — основа для формирования логико-математических представлений дошкольников b]Приоритетной задачей детского сада является разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Дети.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе ДОУ. Приёмную комнату в нашей группе мы постарались сделать красивой и уютной.

Рекомендации для воспитателей «Сказка как средство формирования физических качеств у детей младшего дошкольного возраста» Сказка как средство формирования физических качеств у детей младшего дошкольного возраста. Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами идеей.

Семинар для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи дошкольников» Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи дошкольников Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом,.

Источник

Роль предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста

Елена Зайцева
Роль предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста

Опыт работы: воспитателя Зайцевой Е. В.

«Роль предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего возраста».

Современные образовательные стандарты предъявляют определённые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях. Развивающая среда должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, возрастных особенностей и уровня активности.

Известный педагог Елизавета Ивановна Тихеева писала: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»

Педагогам в детском саду нужно так смоделировать предметно-пространственную среду, чтобы она максимально способствовала развитию личности каждого ребёнка.

Под РППС понимается естественная обстановка, которая рационально организована, насыщена разнообразными сенсорными раздражителями, игрушками и игровым материалом. Она должна обеспечивать разнообразную игровую, двигательную, творческую, продуктивную и речевую деятельность ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Хочу поделиться своим опытом о роли предметно-пространственной среды в познавательном развитии детей младшего возраста.

Ребенок по своей натуре природный исследователь окружающего мира. Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем,надо много знать: разбираться в свойствах и качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

Я работаю на группе младшего возраста.

Для детей этого возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства, поступки. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению – что и предполагает познавательное развитие.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного отношения к миру, к людям, к себе.

В моей группе имеются следующие центры, влияющие на познавательное развитие дошкольников:

Центр «Юный художник».

Развивать интерес к изобразительной деятельности, познавательной мотивации, любознательности; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Оборудование: Изобразительные средства, трафареты, раскраски, дидактические игры, альбомы с «Дымковской» росписью.

Создать все условия для развития самостоятельной творческой активности детей в группе. Развитие артистических способностей у детей. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт. Приобщение детей к театру.

Оборудование: Ширма, театр на фланелеграфе, разные виды театра (пальчиковый, оригами, би-ба-бо, настольный, на лопатках, маски и т. д.).

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развития воображения и творческой активности.

Оборудование: разные виды конструктора, разные виды транспорта, разные схемы мостов, ворот, домов.

Центр «Воды и песка».

Обеспечение эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой. Развивать тактильную чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувствительный опыт.

Оборудование:Специальные игрушки: формочки, ведерки, воронки. Бутылочки с песком для пересыпания, тазики.

Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

многообразие бросового природного материала : косточки, семечки, различные крупы, семена, шишки, листья с разных деревьев, кора, камушки, ракушки.Различные дидактические игры : например, «Круглый год», «Где чей домик?», «Кто где живёт?», «Времена года», «Ассоциации» и многие другие.Разнообразные наглядно — дидактические пособия : «Что перепутал художник?», «Овощи», «Фрукты»,»Что растёт в саду». «Загадки о животных и растениях», «Рассказы о животных», художественная литература о жизни животных в разное время года. Так же имеются различные плакаты с изображением диких и домашних животных, диких и домашних птиц, различных растений, грибов, цветов.

Развивать интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию, творческую активность. Формировать познавательные действия, представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Развивать тактильную чувствительность, обогащать сенсорный чувственный опыт.

Оборудование: игровые наборы форма, цвет, размер. Шнуровки, мозайка, цветные плашки, чудесные мешочки.Разрезные картинки: геометрические фигуры.

Д. И. «одень куклу», «собери пирамидку», «какая фигура лишняя».

Познавательная функция РППС – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность. Развивающая предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей. Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.

Для обогащения РППС совместно с родителями, создаем сенсорную книгу, т. к. тактильное восприятие является одной из форм общения ребенка с окружающим миром.

Организация предметно-пространственной среды в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

Аппликация и ее роль в развитии творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательном развитии детей младшего возраста Доклад «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательном развитии детей младшего возраста (3–4 года)» Добрый день, уважаемые.

Роль воспитателя в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ «Детский сад №234» Устиновского района города Ижевска Трескина Елена Фёдоровна. Выдающийся педагог 19 века К. Д. Ушинский.

Консультация «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста» «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста» Современные педагогические.

Организация развивающей предметно — пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста Ребёнок переступает порог детского сада. В жизни наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.

Презентация для педагогов на тему «Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии детей» Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного.

Роль предметно-пространственной среды в дошкольном образовании Основой гуманистической педагогики является педагогическая традиция ориентированная на уважение и внимание к детям, принятие любого ребенка.

Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды. Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой.

Источник



Предметно – пространственная среда, как средство развития инициативы и самостоятельности детей младшего возраста.
статья (младшая группа) на тему

предметно — пространственная среда, как средство развития инициативы и самостоятельности детей младшего возраста.

Скачать:

Вложение Размер
predmetno_-_prostranstvennaya_sreda_v_gruppe.docx 1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

laquo; Организация предметно-развивающей среды как средства развития сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста&raquo.

Разработка педагогического совета для дошкольных учреждений. В ходе заседания раскрывается роль среды в группах в развитии детей дошкольного возраста. Представлены теоретические вопросы для обсу.

Проект«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в 1-ой младшей группе&raquo.

В статье представлен опыт организации развивающей предметно пространственной среды ДОУ, для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности.

Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции «Инновационный опыт — основа системных изменений»; «Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирован.

Развивающая предметно — пространственная среда -как средство развития детской инициативы и самостоятельности.

Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Источник