Меню

Роль среднего медицинского персонала в пропаганде зож

Роль среднего медперсонала в пропаганде ЗОЖ

Часть деятельности любой медсестры (узкопрофильная или общего профиля, взрослой или детской сети ЛПУ) является работа в качестве гигиенического наставника. ЗОЖ – это формы повседневной жизнедеятельности людей, которые способствуют полноценному выполнению функций (труд, учеба, общественная работа). Необходимо сформировать у людей потребность к оптимальному двигательному режиму, т.к. если есть условия (например, стадион или спортив. площадка), то это не значит, что все люди будут заниматься спортом. В качестве субъекта ЗОЖ могут рассматриваться жители целого региона, области, города, поселка, однородные группы или отдельные личности. В каждой группе специфику рекомендаций по ЗОЖ определяют профессиональная и этническая принадлежность, пол, возраст, объединение по интересам (беременные, роженицы, молодожены, допризывники, лица, перенесшие землетрясения и аварии). На индивидуальном уровне особенности рекомендаций зависят от эмоционального настроя личности, пола, возраста, семейного положения, физиологического состояния, предрасположенности к болезни и состояния здоровья. ЗОЖ – это комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию или снижение действия факторов риска заболеваний. Пропаганду ЗОЖ нужно осуществлять по 2 направлениям: пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья (гигиена труда, питания, отдыха, физкультура и спорт, закаливание, гигиена жилищ, медицинская активность, экологическая культура) и пропаганда профилактики факторов, пагубно влияющих на здоровье (пьянство, курение, наркомания и токсикомания). ЗОЖ предполагает совершенствование стиля жизни населения с целью накопления потенциала здоровья. Рекомендации по ЗОЖ должны исходить от каждого медработника. Рекомендации должны основываться на фактически существующих условиях жизни и труда исходя из возможностей индивидуума. Население как правило волнует обстановка в данном регионе по СПИДу, уровню загрязнений о.с., радиоактивному фону, метеорологическая и геомагнитная ситуация. Это нужно учитывать при даче рекомендаций. Пропаганда ЗОЖ является компонентом первичной (направлена на изменение образа жизни групп населения, подвергающихся особому риску) и вторичной (предупреждение рецидивов и прогрессирования болезни) профилактики заболеваний. Пропаганда ЗОЖ не должна мешать работе медсестер, а повышать ее качественный уровень. Контроль этой работы осуществляют старшие и главные медсестры, планирование – заведующие отделениями, а техническое и методическое обеспечение – центр медпрофилактики и санэпиднадзор. Во время посещения поликлиники (уже в смотровом доврачебном кабинете, в холле) пациент должен получать советы, рекомендации и санитарно-просветительные материалы. Следует учитывать восприимчивость к мединформации (особенно восприимчивы беременные, больные с острыми заболеваниями и с хроническими заболеваниями в период обострения). Семейная медсестра и семейный врач 30% своего времени должны отводить на профилактические мероприятия и гигиеническое воспитание на участке (помощь в оптимизации семейного уклада, режима труда, отдыха, питания, работа по нормализации психологического микроклимата в семье, борьба с вредными привычками, заострение внимания на проблемах экологии). Вспомогательные лечебно-диагностические отделения и кабинеты (физиотерапевтическое отделение, лабораторная служба, кабинеты медстатистики) поликлиник располагают материалом для пропаганды физической культуры и спорта, профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний. Медработники должны собственным примером и поведением агитировать ЗОЖ, но исследования показывают, что только 22,9% медперсонала делают утреннюю гимнастику, 50,4% регулярно употребляет алкоголь, и лишь 25% своевременно обращаются за медпомощью. Поэтому перестройку в сознании медработники должны начинать с самих себя.

4. Методы санитарного просвещения группируют по виду передачи информации: индивидуального воздействия, воздействия на группу, массового воздействия. Санпросвещение подкрепляется наглядными, печатными средствами (натуральные предметы, модели, аппараты, рисунки с текстами, слайды). Гигиеническое воспитание использует методы устной (беседы, дискуссия, научно-практическая конференция, доклады, курсовые, телепередачи, шоу), печатной (книги, брошюры, санбюллетени, памятки, плакаты, листовки, лозунги) и изобразительной пропаганды (музеи-выставки, демонстрационный материал). К техническим средствам обучения относят звуковые, записывающие, воспроизводящие и переговорные устройства; обучающие и мультимедийные программы, слайды, наглядные таблицы, муляжи и тренажеры, видеофильмы, использование сети Интернет, компьютерные аудио-видео-конференции, телемедицинские и телепросветительские технологии. Все ТСО должны использоваться центрами профилактики в республиках, областях, городах, а также центрами Госсанэпиднадзора и учебными базами сред.мед. образовательных учреждений. В области гигиенического воспитания медработник должен участвовать (и организовывать) в мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья, коррекции образа жизни, должен взаимодействовать со СМИ, участвовать в методической работе, создать банк санпросветлитературы, лекций, бесед, статей из периодической печати, владеть навыками компьютерной техники. Медспециалист должен знать: основы законодательства об охране здоровья, закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нормативные акты, определяющие деятельность органов здравоохранения, определение понятия «Здоровье» и причины, приводящие к заболеваниям (факторы и смертность применительно к региону), концепцию укрепления здоровья в обслуживаемом объекте, определение ЗОЖ (субъекты и объекты ЗОЖ, места приложения пропаганды, методы, средства, цели и задачи гигиенич.воспитания), основы экологической, психологической культуры. Медработник должен уметь: формировать у населения гигиеническое поведение, составлять и проводить лекции и беседы с населением, работать с современной технической аппаратурой (ТСО), использовать активные методы обучения, проводить консультации по актуальной тематике, выступать перед аудиторией с подготовленным докладом и рефератом.

Источник

Роль медицинских сестёр первичного звена при внедрении здорового образа жизни среди населения

Дата публикации: 10.04.2014 2014-04-10

Статья просмотрена: 15044 раза

Библиографическое описание:

Назарова, С. К. Роль медицинских сестёр первичного звена при внедрении здорового образа жизни среди населения / С. К. Назарова, М. И. Хасанова, К. О. Абдупаттаева, М. Б. Миркаримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10052/ (дата обращения: 21.04.2021).

Роль среднего медицинского персонала в пропаганде формирования здорового образа жизни среди населения является одной из самых главных составляющих в работе среднего медицинского персонала первичного звена здравоохранения. В данной статье проведен краткий экскурс о том, что входит в понятие здоровый образ жизни, по каким критериям он оценивается. Также даны практические рекомендации для медицинских сестер в пропаганде формирования здорового образа жизни среди населения.

Ключевые слова: медицинская сестра, здоровый образ жизни, пропаганда здорового образа жизни.

The role of nurses in the promotion of healthy lifestyles among the population is one of the most important components in the work of nurses in primary care. This article gives a brief digression about what constitutes a healthy lifestyle, according to what criteria he estimated. Also provides practical recommendations for nurses in the promotion of healthy lifestyles among the population.

Keywords: nurse, healthy lifestyle, promotion of lifestyle

Актуальность. Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. В настоящее время в этом направлении акцент делается на понимании людьми важности ЗОЖ. Никакие энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам здоровья. Никто не может сделать за нас зарядку, отказаться от лишней рюмки спиртного и сигареты, создать для себя правильный режим работы и отдыха, придерживаться принципов здорового и сбалансированного питания. Наше здоровье и благополучие в наших руках. Поэтому не случайно помощь в развитии личных навыков является одним из главных направлений деятельности по укреплению здоровья (Оттавская Хартия ВОЗ, 1986 г.). Медицинские работники должны предоставлять максимально полную информацию о различных аспектах здоровья, помогать людям в формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ. [1]

Во многих странах мира растет спрос на сестринский персонал, так как их практика гибко реагирует на демографические, экономические и социальные перемены. В результате этого сестринская деятельность превратилась в ключевой компонент медицинского обслуживания в любых условиях. Сфера деятельности медицинских сестер включает оказание широкого спектра услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи и участие в проведении высокотехнологичных научных исследований. [6]

Медицинская сестра общей практики — это равноправный участник, наряду с врачом общей практики, всех видов лечебно-профилактической работы на участке. В соответствии с мировыми стандартами медицинская сестра общей практики должна относиться к пациентам как к уникальным личностям; уметь выявлять их проблемы, в том числе внутрисемейные, координировать медицинскую помощь в течение всей жизни пациентов. Хорошая, дружная работа тандема: врач и медсестра общей практики — залог снижения заболеваемости и повышение показателей здоровья семьи!

Существует множество методов обучения и много возможностей для пропаганды здорового образа жизни. Важно, прежде всего, заинтересовать пациентов, а затем приступить к обучению, и дать ему как можно больше информации и на примерах показать, как влияет выполнение всех условий на здоровье каждого. [4]

Медицинские работники должны внимательно слушать пациента, его сомнения и возникшие вопросы, на которые они должны получать интересующие ответы, главное примеры. Но многие пациенты не могут прочесть информационные материалы, потому что те написаны достаточно сложно. Важно, чтобы печатные материалы отвечали на интересующие пациента вопросы. Медицинские работники, прежде всего, должны узнать, в чём нуждаются пациенты, используя фокус-группы участников — они отбираются из аудитории, на которую направлена их деятельность. Разумным является использование простого языка, коротких слов и предложений. Рисунки, «мультфильмы» или фотографии могут иногда иллюстрировать мысли лучше слов [5].

Необходимо добиваться, чтобы пациенты были активными участниками планирования и сохранения своей здоровой жизни. Роль медсестры скорее состоит в том, чтобы помочь пациентам с таким планированием, чем в том, чтобы контролировать процесс. Во всех ситуациях медсестра должна начинать процесс обучения с установления доверия и взаимоуважения, дружелюбных отношений с пациентом. [3] Одним из способов для этого является изучение интересов пациента и объёма уже имеющихся у него знаний. Таким образом, завязываются доверительные отношения и одновременно оцениваются потребности пациента в обучении. Во многих других ситуациях перед тем, как начинать занятия, медсестры должны помочь пациенту понять и принять ответственность за собственное здоровье [2].

Определение места и роли среднего медицинского персонала поликлинической службы в организации работы по внедрению программы здорового образа жизни и разработка рекомендации по ее совершенствованию явилось целью нашего исследования.

Материалы и методы исследования. Для анализа деятельности среднего медицинского персонала поликлинической службы в области организации работы по внедрению здорового образа жизни среди населения г.Чирчика, применялся метод анкетирования для среднего медицинского персонала 4 поликлиник. Так же проводился социологический опрос пациентов 4 поликлиник города с целью определения эффективности методов в пропаганде ЗОЖ.

Результаты исследования и выводы. Изучение состояния здоровья населения г. Чирчика показало, что общее количество населения на 2011 год составило 144047, за 2012 год количество населения увеличилось до 145108 человек. Среди общего количества населения больший процент составляют взрослые, количество взрослого населения по сравнению с 2011 годом в 2012 году увеличилось на 1716 человек. Во всех возрастных группах кроме подростков в 2012 году наблюдается прирост населения. Подростков в 2012 году на 425 меньше чем в 2011г. При анализе демографических показателей установлено, что рождаемость по сравнению с 2011 годом (2246) снизилась, в 2012 г. составила 2225. Общий показатель смертности среди населения так же снизался с 1143 в 2011 году до 1106 в 2012 году, но показатели детской смертности повысились во всех возрастных группах. Общая заболеваемость в амбулаторно-поликлинической службе составила 508716 в 2011 году и 463802 в 2012 году, в том числе первичная в 2011 году составила 51061, в 2012 году 50769 человек.

На основании анализа собранных данных по влиянию деятельности на здоровье населения медицинских сестер, работающих в поликлиниках направленную на профилактику заболеваемости, пропаганду внедрения ЗОЖ в семьях и активного привлечения на борьбу с заболеваниями среди населения видно, что средний медперсонал в 100 % случаях знаком с программой и принципом работы по пропаганде ЗОЖ среди населения. Однако при просьбе перечислить основные из них лишь 45 % специалистов отметили такие факторы как: гигиена 10 %, рациональное питание 17 %, антитабачная и антиалкогольная пропаганда по 19 %, остальные не ответили на этот вопрос.

Данные же о наличии вредных привычек у обслуживаемых пациентов, а так же хронических заболеваниях показали, что не все медицинские сестра осуществляют патронаж прикрепленного населения на должном уровне.

Самой основной трудностью, с которой сталкивается медперсонал в работе с населением, это отсутствие членов семьи на месте во время проведения патронажа, не желание пациентов сотрудничать с медперсоналом, нежелание выполнять основные положения ЗОЖ. Отмечали также, что проблемой является дефицит специалистов, проблема в нежелании понимать правильность ведения здорового образа жизни со стороны населения.

По мнению пациентов, о влиянии деятельности на здоровье населения со стороны медицинских сестер по пропаганде и внедрению ЗОЖ видно, что медицинский персонал был признан одним из самых непопулярных источников информации о здоровом образе жизни. Что указывает на не очень эффективную работу по пропаганде ЗОЖ среди населения.

Для совершенствования программы по внедрению ЗОЖ необходимо учитывать, что наиболее интересующей информацией для большинства респондентов (43,4 %) оказалась борьба со стрессами, о рациональном питании 31,5 % респондентов, на что необходимо делать больший упор в процессе разработки программы по пропаганде ЗОЖ.

Эффективным источником информации могут быть информационно-наглядные средства, расположенные в медицинских учреждениях (плакаты, стенгазеты, уголки здоровья, информационные стенды) которые были отмечены 98 % опрошенных пациентов.

Практические рекомендации. Анализируя полученную информацию по основным факторам риска развития заболеваний пациентов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) можно определить основные направления информационной составляющей программы. Информационные сообщения и обучающие семинары должны включать следующие тематические разделы: рациональное питание, влияние вредных привычек на здоровье и борьба с ними, польза физкультуры и спорта, способы снятия эмоционального стресса и напряжения. Совершенствовать работу школ здоровья. Считают необходимым проведение таких программ 64,9 % пациентов. Особенно, эффективна она для работы с пенсионерами. Данная категория пациентов имеет возможность не только повысить санитарную грамотность, но и бесплатно проконсультироваться с врачами разных специальностей, а также удовлетворить потребность в общении. Регулярно (1 раз в 3 месяца) проводить специальные акции «Дни здоровья» с освещением в СМИ. В эти дни пациенты могут бесплатно сдать клинические анализы крови, снять электрокардиограмму и получить консультацию кардиолога, прослушать лекцию о здоровом образе жизни. Данные акции также эффективны для пенсионеров. Важно формировать моду на здоровый образ жизни. Особенно это важно для молодого поколения. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж.

1. Иргашев Ш. Б., Турсунходжаева Л. А., Первичная профилактика наркозависимости среди учащихся образовательных школ, Учебное — методическое пособие для учителей, Министерство здравоохранения Республике Узбекистан, Ташкент 2011

2. Иргашев Ш. Б. Формирование здорового образа жизни или санитарно просветительная работа. Журнал «Организация и управление здравоохранением № 1 2.2010

3. Назмеева Г. М. Социальные работники в пропаганде здорового образа жизни / Г. М. Назмеева // Современные наукоемкие технологии. — 2005. — № 4 — С. 96–96.

4. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие / И. И. Соковня-Семенова. — М.: Издательский центр «Академия». 2000. — 208 с.

5. Гендин А. М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодёжи в современных условиях / А. М. Гендин, М. И. Сергеев, В. И. Усаков и др. — Красноярск: РИО КГПУ, 2004. — 228 с.

6. Двойников С. И. Медицинская сестра общей практике: проблемы и перспективы. / С. И. Двойников, В. И. Кузнецов. // Медицинская сестра. − 2002. − № 5. − С. 39–41.

Источник



Роль медицинских работников среднего звена в формировании у населения ценностного отношения к здоровью.
статья

Пропаганда здорового образа жизни является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. В настоящее время в этом направлении акцент делается на понимании людьми важности ЗОЖ.

Скачать:

Вложение Размер
statya_zororovyy_obraz_zh._i_dispanser.docx 23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Роль медицинских работников среднего звена в формировании у населения ценностного отношения к здоровью.

Пропаганда здорового образа жизни является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. В настоящее время в этом направлении акцент делается на понимании людьми важности ЗОЖ.

Никакие энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам здоровья, если каждый пациент не захочет взять ответственность за свое здоровье в свои руки, и самостоятельно придерживаться принципов здорового образа жизни.

Поэтому не случайно помощь в развитии личных навыков является одним из главных направлений деятельности по укреплению здоровья. Медицинские работники должны предоставлять максимально полную информацию о различных аспектах здоровья, помогать людям в формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ.

Обеспечение индивидуального подхода к каждому пациенту при проведении профилактических мероприятий, медсестра должна обладать профессиональными знаниями, педагогическими и коммуникативными навыками и, прежде всего, своим примером убедительно доказывать преимущества правильного, здорового образа жизни.

Поэтому так важно изучать потенциальные возможности медсестер в формировании у населения ценностного отношения к здоровью.

В практической деятельности медицинский работник обычно оценивает здоровье отдельного человека, однако для принятия управленческих решений необходимо анализировать здоровье определенных, часто многочисленных групп людей.

В современной литературе существует большое количество определений здоровья, однако основным, признанным во всех странах служит определение ВОЗ.

В принятом в 1948 году Уставе ВОЗ записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей государственной политики в сфере образования и воспитания.

Предметом общественности в последнее время стало резкое ухудшение состояния здоровья населения, особенно детского.

В сложившейся ситуации существует необходимость реализации системного подхода к формированию здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях.

Сегодня проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится комплексной, опираясь на различные методологические подходы: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, деятельностный, охватывая духовно-нравственный, социальный, психологический и биологические аспекты.

На сегодняшний день большая часть молодежи страдает инфантилизмом — у них не сформировано ценностного отношения к своему здоровью. В связи с этим, наблюдается постоянный рост нервно-психических нарушений, пристрастие к алкоголю и наркотикам. Такую ситуацию можно предотвратить, заблаговременно у ребенка сформировать иерархию ценностей. Повышение уровня здоровья связано, в первую очередь, не только с развитием медицины, но и с сознательной разумной работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению здорового образа жизни в составляющую образа «Я», для чего необходима переориентация личности с лечения болезней на воспитание здоровья.

Диспансеризация — метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда; больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания; лицами, имеющими факторы риска. Этот метод направлен на предупреждение заболеваний, активное их выявление в ранних стадиях и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Диспансеризация населения в настоящее время из метода работы отдельных учреждений превратилась в систему работы всех лечебно-профилактических учреждений страны. Каждое из них в соответствии с профилем своей работы осуществляет диспансеризацию различных групп населения и определенных контингентов больных.
Основная цель диспансеризации состоит в сохранении и укреплении здоровья населения, увеличении продолжительности жизни людей и повышении производительности труда работающих путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и оздоровления условий труда и быта, широкого проведения комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий.

Методы проведения диспансеризации здоровых и больных в основном едины. Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное физическое развитие, укреплять здоровье, выявлять и устранять факторы риска возникновения различных заболеваний путем широкого проведения общественных и индивидуальных социальных и медицинских мероприятий. Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить начальные формы заболеваний, изучать и устранять причины, способствующие их возникновению, предотвращать обострение процесса и его прогрессирование на основе постоянного динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Диспансеризация заняла ведущее место в работе поликлиник, амбулаторий, женских консультаций и врачей различных специальностей, в первую очередь врачей общей практики, территориальных и цеховых врачебных участков.

Среди всего населения, подлежащего диспансерному наблюдению, в первую очередь под наблюдение должны быть взяты рабочие ведущих отраслей промышленности и профессий с вредными и тяжелыми условиями труда; учащиеся (профессионально-технических училищ, техникумов и вузов), работающие подростки независимо от характера производства и отраслей промышленности; инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны; женщины детородного возраста; больные по основным группам заболеваний, определяющих уровень временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения; лица с повышенным риском заболевания: с повышенным артериальным давлением, с предопухолевыми заболеваниями, преддиабетом и другими состояниями, кроме того, злоупотребляющие алкоголем, с избыточным питанием, ведущие малоподвижный образ жизни.

В диспансеризации всего населения должна участвовать вся сеть амбулаторно-поликлинических учреждений с широким привлечением медицинских работников больниц, высококвалифицированных специалистов медицинских вузов. Особое внимание при этом должно уделяться расширению медицинских программ раннего выявления различных заболеваний. Задачи органов здравоохранения в вопросах диспансеризации заключаются в упорядочении работы врачей со здоровыми людьми. Каждый человек должен находиться под диспансерным наблюдением одного лечебно-профилактического учреждения, у одного врача при полном удовлетворении потребности в диагностической, консультативной и лечебной помощи врачей других специальностей. При множественной хронической патологии приоритет определяется в соответствии с международной классификацией болезней и группой диспансерного наблюдения. Это обеспечивает индивидуальный подход, повышает ответственность врача за качество и эффективность проводимых мероприятий, устраняет дублирование в обследовании, наблюдении, уменьшает число необоснованных и неэффективных посещений лечебно-профилактических учреждении.

Диспансеризация является ведущим направлением в деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, включающим комплекс мер по раннему выявлению заболеваний, постановке на учет и лечению больных, предупреждению возникновения и распространения заболеваний, формированию здорового образа жизни.

Для раннего выявления заболеваний и проведения необходимых лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий проводятся профилактические медицинские осмотры населения, по результатам которых все осмотренные разделяются на три группы диспансерного наблюдения.

Оценить эффективность диспансеризации можно на основе изучения полноты обследования, регулярности наблюдения, проведения комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий и его результатов.

Основными критериями эффективности диспансеризации являются сдвиги в состоянии здоровья больных (улучшение, ухудшение, без перемен), наличие или отсутствие рецидивов, показатели утраты трудоспособности, снижение заболеваемости и летальности в диспансерной группе, а также выход на инвалидность и результаты реабилитации.

Источник