Меню

Система макатон как методическое средство развития речи детей с овз

Использование знаковой системы Макатон в коррекционной педагогике

Елена Новгородская
Использование знаковой системы Макатон в коррекционной педагогике

Детям с ограниченными возможностями, необходимо воспитываться вместе со своими сверстниками, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности.

Они должны быть включены в общую систему образования. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, а также способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.

Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых требует условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.

В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т. е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать.

Умение общаться — один из самых важных навыков, которые нам нужны в жизни. Почти все, что мы делаем, включает в себя общение; повседневные проблемы, такие как обучение в школе, просить еду и напитки, решать задачи, заводить друзей и веселиться. Все это зависит от нашей способности общаться друг с другом.

В мировой практике в специальном обучении известны разнообразные альтернативные системы и средства коммуникации. Одной из таких систем является знаковая система Макатон, целью этой программы является — облегчить социальное взаимодействие и обеспечить возможность людям с множественными нарушениями и с серьезными проблемами в коммуникации сообщать о своих потребностях и выражать себя.

Макатон представляет собой две взаимосвязанные части,которые служат компенсирующими средствами для экспрессивной и импрессивной речи: словарь жестовой речи (9 уровней) и словарь пиктограмм, соответствующих жестам.

У каждого ребенка, в работе с которым используют эту систему, имеется свой словарь-каталог рисунков, соответствующий его речевому развитию. Все картинки являются отдельными и располагаются в файловой книге (блокнот, папка, тетрадь, как разрезная азбука в кассе букв. Это дает возможность не только называть слова, но и составлять из них предложения, сообщать о своих желаниях, учиться делать выбор осознанно. Для быстрого и удобного поиска нужного слова-картинки по темам файловая книга имеет цветные страницы. Детям с нарушениями мелкой моторики целесообразно картинки с тыльной стороны снабдить липучками, чтобы во время занятий они надежно фиксировались на рабочей поверхности, а не падали на пол.

Данная система берет свое начало в работе с детьми с врожденной глухотой и слепотой. Однако было установлено, что такого рода общение и обучение важно не только для слепоглухих, но и при работе с детьми, имеющими другие серьезные функциональные недостатки, и может быть использовано при всяком виде образования.

Источник

Программа Макатон как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации.
методическая разработка (1 класс) на тему

Макатон — это языковая программа, в которой сочетается звучащая

речь, жесты и символы . Это уникальная программа, которая может

применяться как системный мультимодальный подход к обучению

коммуникации и речи, как источник высокофункционального лексикона для

людей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними

взаимодействует. Цель этой программы – дать возможность общения людям

с физическими и интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

Вложение Размер
Макатон — это языковая программа, в которой сочетается звучащая речь, жесты и символы . Это уникальная программа, которая может 20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Программа Макатон как метод альтернативной и

Макатон — это языковая программа, в которой сочетается звучащая

речь, жесты и символы . Это уникальная программа, которая может

применяться как системный мультимодальный подход к обучению

коммуникации и речи, как источник высокофункционального лексикона для

людей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними

взаимодействует. Цель этой программы – дать возможность общения людям

с физическими и интеллектуальными нарушениями. Макатон может

использоваться как вспомогательная программа – когда жестовый язык

используется одновременно с речью (при появлении ясной речи жесты

убираются), либо как альтернативная, когда жесты полностью замещают

Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у

которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы

помогают общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает

графическое выражение речи. Также программа учит детей устанавливать

контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих,

сообщать о своих потребностях и желаниях Жестикуляция стимулирует

речевые зоны мозга, что способствует развитию артикуляционного аппарата

ребёнка. В результате появление одной из форм коммуникации в жизни

ребёнка приводит к социальному развитию и сокращает проявления

Макатон успешно используют педагоги для помощи детям с

различными коммуникативными проблемами – в случаях интеллектуальных

нарушений лёгкой, средней или тяжёлой степени, расстройства

аутистического спектра, выраженных физических нарушений, сенсорных

нарушений, нарушений речи.

Языковую программу Макатон применяют более чем в 40 странах мира.

В своей деятельности его могут применять воспитатели, учителя, логопеды,

психологи и другие специалисты.

Датой создания Макатона считают 1972 год, когда авторы Маргарет

Уокер, Карен Джонстон и Тони Комфорс выпустили базовый словарь языка

Макатон . На сегодняшний день в России Макатон распространён

нешироко, хотя им активно интересуются многие родители детей с

проблемами общения и нарушениями речи.

Главное отличие Макатона от других программ альтернативной

коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия

информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ.

Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь.

Не следует забывать о том, что Макатон – это не вид терапии, а вспомогательный вид коммуникации, который позволяет человеку общаться.

Одновременно с использованием Макатона, как правило, идёт интенсивная

Макатон отличается от жестового языка, используемого глухонемыми.

Из языка глухонемых в упрощённом варианте заимствуются только некоторые, часто абстрактные понятия.

Словарь Макатона – чётко структурированная система, состоящая из

Основного словаря и Ресурсного словаря. Основной словарь включает около

450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном, бытовом

общении (семья, еда, предметы, животные, основные глаголы действия и

т.д.). Всего в Основном словаре 8 уровней и ещё один уровень –

дополнительный. Ресурсный словарь (в британской версии 11000 понятий) в

России пока не создан.

Основной словарь создан на основе нескольких принципов:

— ограничение количества слов, использование ключевых понятий,

характеризующихся высокой функциональностью.

— организация уровней Словаря в соответствии с коммуникационной

значимостью, а также уровня сложности.

— персонализация Словаря, возможность приспособления его к

индивидуальным особенностям человека.

— одновременное использование речи, жестов и символов.

Пример слов 1 уровня:

Мама, папа, брат, сестра, бабушка,

Печенье, еда, вода.

Туалет, кровать, кран, стол, стул.

Дом, машина, автобус.

Я, ты, где?, что?, пожалуйста, спасибо, здравствуй, до свиданья.

Спать, пить, есть, смотреть, стоять, умываться, принимать душ и др.

Ещё, хорошо, да, нет.

Пример слов 4 уровня:

Учитель, мастер, друг.

Школа, работа, музыка.

Карандаш, ручка, бумага, ножницы, клей, иголка, нитки, ключ и др.

Учить, читать, писать, рисовать, строить, работать, готовить и др.

В, на, под, верх, низ.

Выбор жестов характеризуется их лаконичностью, ясностью и простотой исполнения. Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух или одной руки. При этом жесты используются на трёх уровнях. На ключевом уровне жесты отражают только ключевые понятия. На функциональном уровне жесты отражают только глаголы действия. На полном уровне жесты отражают большинство слов в высказывании. Жестам в Макатоне всегда соответствует выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идёт речь – обо мне или о собеседнике. Жест «смотреть», например, используется с указанием направления – на что смотреть. Поскольку жесты используются вместе с речью, темп их – абсолютно естественный и спокойный.

Использование символов имеет свои преимущества. Символы улучшают

понимание, являются дополнительным средством для выражения мыслей и

чувств, мотивируют и привлекают пользователя, удерживают интерес, могут

использоваться самостоятельно, иллюстрируют тот факт, что речь и письмо

состоят из слов и звуков. Сложность использования символов заключается в

том, что это требует большой работы по подготовке материала. Программы

составляются индивидуально для каждого ребёнка: для одного ребёнка

используются символы со словами, которые они обозначают, для другого, – с

целыми фразами, для третьего – только символы, для кого-то – только слова.

Можно использовать фотографии. Символы используются на доске в качестве расписания, или в виде коммуникативных тетрадей. Метод

использования символов интересен тем, что детям не обязательно слушать

педагога, когда он читает текст, – они могут его сами посмотреть. Использование символов интересно ещё и тем, что оно структурирует

мышление. При составлении фраз из символов они получаются законченными. Принципы использования программы Макатон следующие:

– обучение детей языку Макатон в группе (1 час в неделю). В первую

очередь дети изучают слова, касающиеся их повседневного быта – еды,

поведения за столом, игр, дома;

– систематическое использование жестов взрослыми во время приёма

детей, за столом, в конце дня и как можно чаще в другое время;

– регулярное подведение итогов работы (1 раз в квартал): количество

понятых слов и жестов, спонтанно используемых детьми;

– создание рабочей комиссии в составе учителя, воспитателя, логопеда,

психолога, психиатра, заместителя директора по учебной работе (состав

ШМПк). Консилиум собирается 1 раз в месяц для обсуждения возникающих

проблем, проведения оценки внедрения программы Макатон и изучения

1. Коммуникация необходима для установления и развития

контактов, передачи опыта между людьми в результате совместной

2. При отсутствии у людей вербальной коммуникации её заменяет

альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная,

3. Альтернативная коммуникация может использоваться как полная

альтернатива вербальной речи или как дополнение к ней.

4. Из нескольких существующих систем альтернативной

коммуникации выбор необходимо делать, учитывая особенности и

возможности каждого конкретного человека.

5. Программа Макатон выгодно отличается от многих систем

альтернативной коммуникации, поскольку обеспечивает мультимодальный

подход в обучении коммуникации и речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности альтернативной коммуникации для безречевых детей.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 1 класс ФГОС (вариант 2).

Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч.

Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа.

Источник



Консультация для педагогов «Программа Макатон как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации»

Галина Новикова
Консультация для педагогов «Программа Макатон как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации»

Макатон — это языковая программа, в которой сочетается звучащая речь, жесты и символы. Это уникальная программа, которая может применяться как системный мультимодальный подход к обучению коммуникации и речи, как источник высоко функционального лексикона для людей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними взаимодействует.

Цель этой программы – дать возможность общения людям с физическими и интеллектуальными нарушениями. Макатон может использоваться как вспомогательная программа – когда жестовый язык используется одновременно с речью (при появлении ясной речи жесты убираются, либо как альтернативная, когда жесты полностью замещают речь. Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы помогают общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи. Также программа учит детей устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях Жестикуляция стимулирует речевые зоны мозга, что способствует развитию артикуляционного аппарата ребёнка. В результате появление одной из форм коммуникации в жизни ребёнка приводит к социальному развитию и сокращает проявления поведенческих нарушений.

Макатон успешно используют педагоги для помощи детям с различными коммуникативными проблемами – в случаях интеллектуальных нарушений лёгкой, средней или тяжёлой степени, расстройства аутистического спектра, выраженных физических нарушений, сенсорных нарушений, нарушений речи. Языковую программу Макатон применяют более чем в 40 странах мира. В своей деятельности его могут применять воспитатели, учителя, логопеды, психологи и другие специалисты. Датой создания Макатона считают 1972 год, когда авторы Маргарет Уокер, Карен Джонстон и Тони Комфорс выпустили базовый словарь языка Макатон.

На сегодняшний день в России Макатон распространён нешироко, хотя им активно интересуются многие родители детей с проблемами общения и нарушениями речи. Главное отличие Макатона от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь. Не следует забывать о том, что Макатон – это не вид терапии, а вспомогательный вид коммуникации, который позволяет человеку общаться. Одновременно с использованием Макатона, как правило, идёт интенсивная логопедическая работа. Макатон отличается от жестового языка, используемого глухонемыми. Из языка глухонемых в упрощённом варианте заимствуются только некоторые, часто абстрактные понятия. Словарь Макатона – чётко структурированная система, состоящая из Основного словаря и Ресурсного словаря. Основной словарь включает около 450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном, бытовом общении (семья, еда, предметы, животные, основные глаголы действия и т. д.).

Всего в Основном словаре 8 уровней и ещё один уровень – дополнительный. Ресурсный словарь (в британской версии 11000 понятий) в России пока не создан.Основной словарь создан на основе нескольких принципов: — ограничение количества слов, использование ключевых понятий,характеризующихся высокой функциональностью. — организация уровней Словаря в соответствии с коммуникационной значимостью, а также уровня сложности. — персонализация Словаря, возможность приспособления его к индивидуальным особенностям человека. — одновременное использование речи, жестов и символов.

Пример слов 1 уровня:

Мама, папа, брат, сестра, бабушка,

Печенье, еда, вода.

Туалет, кровать, кран, стол, стул.

Дом, машина, автобус.

Я, ты, где, что, пожалуйста, спасибо, здравствуй, до свиданья.

Спать, пить, есть, смотреть, стоять, умываться, принимать душ и др.

Ещё, хорошо, да, нет.

Пример слов 4 уровня:

Учитель, мастер, друг.

Школа, работа, музыка.

Карандаш, ручка, бумага, ножницы, клей, иголка, нитки, ключ и др.

Учить, читать, писать, рисовать, строить, работать, готовить и др.

В, на, под, верх, низ.

Выбор жестов характеризуется их лаконичностью, ясностью и простотой исполнения. Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух или одной руки. При этом жесты используются на трёх уровнях. На ключевом уровне жесты отражают только ключевые понятия. На функциональном уровне жесты отражают только глаголы действия. На полном уровне жесты отражают большинство слов в высказывании. Жестам в Макатоне всегда соответствует выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идёт речь – обо мне или о собеседнике. Жест «смотреть», например, используется с указанием направления – на что смотреть. Поскольку жесты используются вместе с речью, темп их – абсолютно естественный и спокойный. Использование символов имеет свои преимущества. Символы улучшают понимание, являются дополнительным средством для выражения мыслей и чувств, мотивируют и привлекают пользователя, удерживают интерес, могут использоваться самостоятельно, иллюстрируют тот факт, что речь и письмо состоят из слов и звуков. Сложность использования символов заключается в том, что это требует большой работы по подготовке материала. Программы составляются индивидуально для каждого ребёнка: для одного ребёнка используются символы со словами, которые они обозначают, для другого, – с целыми фразами, для третьего – только символы, для кого-то – только слова. Можно использовать фотографии.

Символы используются на доске в качестве расписания, или в виде коммуникативных тетрадей. Метод использования символов интересен тем, что детям не обязательно слушать педагога, когда он читает текст, – они могут его сами посмотреть. Использование символов интересно ещё и тем, что оно структурирует мышление. При составлении фраз из символов они получаются законченными.

«Югорский трамплин» — программа для детей, родителей и педагогов Внедряя программу «Югорский трамплин» на протяжении трех лет, достигли фундаментальных доверительных взаимоотношений всех субъектов дошкольного.

Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Радость общения с книгой. Метод «Сторисек» Цель : Познакомить педагогов с методом » Сторисек «, как способом развития интереса к чтению художественной литературы. Задачи: — передать.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Консультация для родителей «Игнорирование как метод наказания ребёнка» Многие родители в своих методах воспитания выступают против насилия и грубых мер. И это правильно. Но за основу наказания они выбирают метод.

Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

Источник