Меню

Сказка как средство эстетического воспитания

Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Роль сказки в нравственно-эстетическом дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
skazka.docx 17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Улюнский детский сад «Солнышко»»

Подготовила: Бадмаева Наталья Павловна.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. А.С. Пушкин.

Рассматривая значение различных жанров произведений устного народного творчества в отдельности, нельзя не раскрыть влияние сказок на развитие детей дошкольного возраста, особенно это относится к нравственно – эстетическому развитию.

Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.

В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку .

Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в то время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей.

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения друг к другу, высказывания, просьбы, признаки уважительного отношения к старшим ( « поклонился в пояс », « ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила » ).

Сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берет верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили – были», а кончаются приговоркой: «Стали жить – поживать и добра наживать». Да и само рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму- разуму.

Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их, побеждать не только физической силой.

Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка часто обладает преимуществом над другими воспитательными приемами.

В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами и д. р.), например: красна девица; ясный сокол; конь – волчья сыть; травяной мешок; встань передо мной как лист перед травой и т. п., которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников. Усвоение подобных формул помогают ребенку самому творить, самому переделывать, а то и полностью создавать сказки.

У него формируется чувство меры и чувство той грани, которую не должно переходить воображение в искусстве и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.

Сказка является произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Подчеркивая эту потенциальную возможность сказки, выдающийся мыслитель И.А. Ильин пишет: «Сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовное состояние».

Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.

Источник

Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников

Светлана Гурченкова
Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников

В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников, в том числе и нравственного. Оно происходит с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой и педагогической наукой.

Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственно-эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.

Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству

Воспитание у детей нравственных чувств — сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщённых и дифференцированных (Что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и. т. д.)

Особую роль в этом процессе играет художественное слово, а лучше всего сказка,именно сказка вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей и поступков. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Всем известно, что у ребёнка — память сердце. Если он не научится сопереживать в детстве, то, став старше, он может остаться равнодушным ко всем проблемам — нравственного, эстетического, экологического и социального характера. Нет ничего хуже, чем холодное равнодушие человека. Сказка комплексно воздействует на сферы личности ребёнка, помогает воспитывать в нём нравственно-волевые качества, развивает чувства и эмоции.

Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, я стремлюсь, прежде всего, сформировать у них свое отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.

Начальная диагностика нравственно –эстетических качеств личности дошкольников. Я выделила несколько критериев, по которым можно было определить уровень формирования нравственных качеств детей:

-Эмоциональный критерий (степень понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний);

-Когнитивный критерий (нравственные качества, объяснение поступков, соотношение поступка с качеством)

В ходе мониторинга выяснилось, что большинство детей испытывают трудности в задании по сюжетным картинкам на проявление отрицательного отношения к грубости, жадности, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. Так же дети затрудняются с ответами, иногда правильно оценивают поступки героев, но не дают никаких объяснений.

Многие русские и советские ученые-педагоги (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, К. И. Чуковский, Н. С. Карпинская) и современные ученые и представители педагогической общественности (Ю. А. Азаров, Ш. А. Амонашвили, В. П. Аникин, Д. М. Арновская-Дубовис, Л. П. Бочкарева, Н. Ф. Виноградова, Е. Н. Водовозова, Т. С. Комарова, Т. В. Коршикова, Л. П. Стрелкова, A.M. Счастная, А. П. Усова, Л. Б. Фесюкова, Н. В. Шелгунов и другие.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании нравственно-эстетического воспитания в личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов.

Многие исследователи предлагали различные средства нравственно-эстетического развития. Одним из них является художественная литература, в особенности русская народная сказка, на ценности которой указывал К. Д. Ушинский.

Я считаю, что приобщение к русским народным сказкам способствует развитию нравственно-эстетических чувств детей. Так как любой язык закрепляет уровень нравственно-эстетического развития общества и, усваивая язык, дошкольник приобщается к нравственной культуре своих предков.

Народные сказки были предметом исследования многих известных ученых-фольклористов (В. П. Аникин, А. Н. Афанасьев, Т. В. Зуева, Е. Мелетинский, Э. В. Померанцева, Ю. М. Соколов, В. И. Чичеров и другие.). Они высоко ценили русские народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность.

За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста, однако работ, раскрывающих особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с использованием народных сказок, явно недостаточно.

Это позволяет мне сделать вывод о том, что в практике использования сказок в нравственном и эстетическом воспитании дошкольниковесть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию народных сказок в формировании нравственно-эстетических качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования народных сказок в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

Так как результаты диагностики показали низкие результаты, нужна систематическая целенаправленная работа в этом направлении.

Основываясь на работу Фесюковой в ее издании «Воспитание книгой»

Я определила цель данной работы – изучение сказок как средство нравственно — эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Поставленная цель решается с помощью следующих задач:

1. Рассмотреть сказку как один из основных факторов нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Выявить её роль и значение для воспитания личности ребёнка.

2. Изучить уровень сформированности нравственно-эстетических качеств детей.

3. Подобрать эффективные формы работы с детьми и формы взаимодействия с родителями.

4. Обогатить развивающую среду, применить материалы в работе с детьми и их родителями.

Мною была разработана технология работы с русской народной сказкой.Она включала:

1 этап. Подбор русских народных сказок.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.

Работая в пед. мастерской я подобрала сказки для работы с детьми на год по средней- подготовительной групп, разработала цикл занятий по художественной литературе.

2 этап. Преподнесение русской народной сказки.

Педагоги предпочитают сказки читать – конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком, усиления эмоционального воздействия на него. Это выражается в интонации, мимике, жестах воспитателя при чтении сказки.

3 этап. Осмысление русской народной сказки, которое включает в себя беседу по содержанию сказки (работа над пониманием жанровых особенностей сказки, работа над характеристикой персонажей, взятие роли, вхождение в образ героев сказки, действия от лица персонажа, моделирование сказки, соединение сказок, когда герой с присущими ему нравственными качествами из одной сказки переносится в другую.

Для эстетического и нравственного воспитания дошкольников я использовала разнообразные формы работы со сказкой. К ним относятся инсценирование сказок, иллюстрирование сказок чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Драматизируя сказку, ребенок пользовался языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становилось его собственным достоянием.

Также я предлагала детям узнать новую сказку у бабушки, дедушки или у родителей, а затем рассказать ее остальным детям в группе.

Мною была проведена викторина под девизом «Сказки водят хоровод».

Успех работы, эмоциональное отношение детей к сказке позволил обогатить технологию еще одним элементом – сочинение сказок с детьми.

Были проведены занятия по изобразительной деятельности на тему «Русские народные сказки», на которых дети изображали знакомые им сказки.

Вместе с детьми мы изготовили коллективные коллажи по сказкам, пальчиковые и настольные куклы для театров.

Были изготовлены лэпбуки «Мои любимые сказки», «Русские народные сказки», которые помогают в работе с детьми.

В своей работе над сказкой я применяла моделирование сказки. Используя модель сказки, я пришли к выводу, что детям это интересно. Занятия проходили в более живой форме, где дети выполняли игровые упражнения, драматизировали отдельные кусочки сказки, принимали участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу.

Вместе с детьми и родителями мы занимались проектной деятельностью.Мною были разработаны творческие проекты: «Русские народные сказки», «Мир сказок Г. Х. Андерсена».Была проведена большая и интересная работа. Также по мотивам сказок Г. Х. Андерсена был поставлен новогодний праздник и детско-родительский праздник. Родители принимают активное участие во всех мероприятиях, выставках совместных с детьми работ.

Как было отмечено раннее, что сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Все это мы стали наблюдать у детей. Дети стали использовать в речи слова,которые характеризуют поступки детей: «Илюша, ты должен быть красивым, привлекательным, обаятельным, восхитительным, как тот принц. И тогда станешь им»

Итоговая диагностика проказала высокие результаты.

Таким образом, русская народная сказка оказывает положительное влияние на нравственно-эстетическое развитие дошкольников, приучает их ориентироваться на нравственные и эстетические идеалы, находить в современной действительности их аналоги и выражать их в собственной речи.

Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку помогают им сблизиться душой.

Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитание детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках.

Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

По словам философа и педагога И. А.Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности,усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость».

Консультация для родителей и педагогов «Роль природы в эстетическом воспитании детей» Муниципальное дошкольное-образовательное учреждение «детский сад № 10» Консультация для родителей и педагогов «Роль природы в эстетическом.

Консультация для родителей «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании личности ребенка» Консультация для родителей «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании личности ребенка» «Отец и мать — величайшие авторитеты для.

Отчет по самообразованию «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» в средней группе Моя тема по самообразованию «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников. Актуальность В настоящее время мы все чаще наблюдаем.

Презентация к мастер-классу «Роль экологической сказки в воспитании дошкольников» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Роль экологической сказки в воспитании дошкольников» МКДОУ «Детский сад «Харада» Мастер класс для педагогов.

Презентация на тему «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в детском доме» В видео показан опыт работы музыкального руководителя Государственного Дошкольного Образовательного Учреждения «Донецкий детский дом №1.

Роль детской книги в нравственно-патриотическом воспитании Консультация для воспитателей. Тема. Роль детской книги в нравственно-патриотическом воспитании детей. Часто мы говорим: «Книга — это открытие.

Роль книги в нравственно — патриотическом воспитании детей Консультация для родителей: «Роль книги в нравственно – патриотическом воспитании детей » Подготовила и провела воспитатель Аминова З. Т.

Консультация «Роль сказки в воспитании ребенка» Роль сказки в жизни ребенка имеет большое воспитательное значение. Язык сказки понятен ребенку, позволяет объяснить и понять ребенку разницу.

Сказки и их роль в воспитании детей «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» А. С. Пушкин Со сказкой человек знакомится в самом начале жизненного пути, сопутствует.

План работы по самообразованию на по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» Индивидуальный план методической работы. План по самообразованию. Зинина Т. В. МБДОУ № 4 Образование –средне -специальное План работы по.

Источник



«Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания дошкольников «Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания детей
методическая разработка на тему

Консультация для родителей «Сказки – как средство эстетического воспитания детей»

Скачать:

Вложение Размер
konsultaciya_skazka.doc 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и воспитателей

«Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания дошкольников Руководствуясь Конституцией дошкольного воспитания от 29 декабря 2001 года, которая наметила курс на гуманизацию и модернизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, и, изучив опыт работы Сорокиной Н.Ф., Миланович Л.Г. по программе “Театр – творчество – дети”, сделала для себя следующие выводы: всю работу нужно строить на создании ярких, запоминающихся образов и желании использовать их в своей повседневной жизни, что и определило мою тему “Театрализованная деятельность – средство эстетического воспитания”.

Сказка — одна из самых древних распространенных форм драматического исполнения. “Нельзя забывать, что сказка есть отнюдь не литературный жанр, а литературно-театральный. Она живет живой жизнью в звучании, в исполнении, в устах сказочника, на аудитории. Сказочник обладает целым комплексом приемов: он помогает себе мимикой, жестами, движениями, интонацией, паузами. И чем талантливей рассказчик, тем живее, эмоциональней, выразительнее его исполнение, тем разнообразнее его приемы”. (И. Карнаухов)

Занимаясь с детьми, главной целью я ставлю развитие их творческих способностей средствами театрального искусства.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Моя задача — научить ребенка пониманию прекрасного, умению слышать и слушать, сопереживать, развивать его творческие способности и воображение, открыть перед ним тайны музыки, слова, движения.

Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Например:

1) песенное творчество (сочинить песню на знакомые стихи Маршака, А. Барто, русские народные потешки;
2) танцевальное творчество (придумать танцевальные движения к разножанровой музыке: вальс, русский народный танец, полька, диско и т.д.);
3) элементарное музицирование-сочинение мелодии на одной, двух пластинах металлофона.

Важно с самого раннего детства приобщать маленького человечка к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. На занятиях дети знакомятся не только с мировой классической музыкой Чайковского, Прокофьева, Римского-Корсакова, но и с шедеврами живописи Рублева, Васнецова, Билибина и т.д.

Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль.

Я стремлюсь к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Постановка нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену и т.д.

Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творческие способности в различных видах деятельности.

Сохраняя принцип импровизации, я сознательно делаю наши спектакли менее театральными, менее зрелищными, чем постановки, целиком подготовленные взрослыми, в которых творчество детей сведено к нулю.

От занятия к занятию задания детям меняются, это позволяет сделать занятия разнообразными. Творческий подход к работе с малышами дает возможность развивать одновременно их всех, независимо от уровня подготовленности.

Я избегаю назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считаю, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому я стремлюсь помочь раскрыть свои способности.

В наших театральных играх, прежде чем выбрать роль, ребенок пробует себя во всех других и таким образом сознательно определяет ту, которая ему ближе.

Кульминацией всей проделанной работы служит спектакль, где дети стараются не только передать сюжет сказки, но и пережить сердцем эмоции и чувства всех героев.

Чтобы помочь детям наиболее ярко вжиться в образы сказочных героев, понять и открыть для себя красоту классической и современной музыки, я привлекаю на помощь родителей. Родители охотно готовят костюмы, декорации, пригласительные билеты. С большой ответственностью и желанием родители участвуют в спектаклях, где они могут сыграть небольшие роли вместе со своим ребенком. Такое единение еще больше сплачивает родителей и детей, и порой непонятно, кому же больше спектакль доставляет удовольствия.

Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель — сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умения держать себя в обществе.

Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить малыша играть, брать на себя роль — главная задача театрализованных игр. А через музыкальные сказки ребенок приобщается к шедеврам мировой культуры. Я стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы музыкального руководителя. Статья о слушании музыки, о воздействии звука на психоэмоциональное состояние.

КОНСУЛЬТАЦИЯТема: «Художественное слово — какглавное средство эстетическоговоспитания детей». Воспитатель: Попова Т. А Ноябрь 2010Эстетическое воспитание — многоаспектное философ.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста поможет софрмировать пре.

Эстетическое воспитание детей: сущность, предмет, содержание, задачи и методы. Аппликация из бумаги как наиболее эффективное средство эстетического воспитания детец среднего дошкольного возраста, виды.

Русские народные музыкальные инструменты и игра на них – увлекательный вид музыкальной деятельности.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением. Рассмотр.

Методическая статья для педагогов и родителей.

Источник