Меню

Средства автоматической радиолокационной прокладки что это такое

Средства автоматической радиолокационной прокладки.

Средства прокладки движения целей на экране РЛС делятся на три вида: Средства электронной прокладки (СЭП), Electronic Plotting Aids (EPA). Средства автосопровождения (САС), Automatic Tracking Aids (ATA). Средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП), Automatic Radar Plotting Aids (ARPA). Средства электронной прокладки (СЭП) по стандарту IMO допустимы на экранах РЛС, устанавливаемых на судах с водоизмещением до 500 тонн. Прокладка движения цели выполняется при стабилизации курса судна с помощью гирокомпаса или магнитного компаса. Электронная запись текущего положения цели производится с помощью джойстика и маркера. С помощью джойстика маркер накладывается на цель, которая выбрана для плотирования. Через интервал времени 30 сек. — 15 мин. операция повторяется. В специальном окне высвечивается формуляр цели: номер, дальность, азимут, истинный курс, скорость, дистанция кратчайшего сближения Dкр. (Closest Point of Approach – СРА) и время кратчайшего сближения Ткр (((Time Closest of Approach -TCPA). Данные формуляра рассчитываются на основе двух последних положений цели, отмеченных маркером. Средства автосопровождения (САС) – это упрощенный вид САРП. САРП совместно с РЛС предназначены для повышения безопасности судов в районах интенсивного судоходства, вблизи берегов, в зонах разделения движения, в узкостях и по фарватерам в любых гидрометеорологических условиях. САРП – датчик информации, необходимый судоводителю для правильной оценки ситуации встречи с другими судами и принятия обоснованного решения для успешного расхождения с ними. САРП выполняет вторичную обработку радиолокационной информации и позволяет производить: Ручной и автоматический захват целей и их сопровождение Отображение на экране индикатора векторов относительного или истинного перемещение целей. Выделение опасно сближающихся целей по установленным критериям: расстоянию кратчайшего сближения Dкр. и времени кратчайшего сближения Ткр. Индикацию на буквенно-цифровом табло основных параметров движения и элементов сближения целей. Проигрывание маневра курсом и скоростью для безопасного расхождения. Автоматизированное решение навигационных задач: счисление пути судна, определение суммарного сноса. Отображение элементов содержания навигационных карт. Отображения АИС – символов. Определение обсервованных координат местоположения судна на основе радиолокационных измерений.

Структурная схема РЛС с САРП.

РЛС с САРП состоит из датчиков информации, сопрягающих устройств и устройства обработки и отображения, являющегося индикатором ситуаций. В качестве датчиков информации применяются одно или двухдиапазонные судовые РЛС, лаг и гирокомпас. Двухдиапазонная РЛС состоит из антенны 3 и 10 см. диапазонов. От РЛС поступают следующие данные: текущее значение курсового угла антенны, видеосигналы об окружающей обстановке и импульсы синхронизации. От лага и гирокомпаса поступает соответственно информация о скорости Vсс и курсе Ксс собственного судна. В режиме автоматической радиолокационной прокладки (АРП) РЛС, выполняя обычные функции, является одновременно основным датчиком информации об окружающей обстановке. Импульсы синхронизации в дальнейшем используются для синхронизации канала синхронизатора. Информация о курсовом угле антенны после преобразования и кодирования используется в ряде трактов САРП. Данные лага о скорости и гирокомпаса о курсе судна после преобразований используется для формирования вектора скорости собственного судна, для вычисления навигационных параметров наблюдаемых целей. Если информация от датчиков поступает в аналоговой форме, то для ввода ее в цифровой процессор или вычислительную машину используются сопрягающие устройства, обеспечивающие преобразование данных в дискретную форму для ее дальнейшего кодирования, преобразования и ввода в цифровой процессор и другие тракты САРП. Преобразователь курсового угла антенны предназначен для преобразования углового положения антенны в последовательность импульсов или кодовую последовательность. Квантователь предназначен для квантования видеосигналов по амплитуде и по времени (дальности). Преобразователи скорость – цифра и курс – цифра служат для преобразования аналоговых значений скорости и курса собственного судна в цифровую форму. Информационно- вычислительный канал предназначен для приема, обработки, вычисления и хранения информации и выдачи ее в устройство отображения. Канал синхронизации предназначен для синхронизации работы всех каналов системы. В канале видеосигналов формируется видеосигнал, который смешивается с дополнительными импульсами и служебными метками и подается для отображения на монитор. В канале пеленга антенны формируется последовательность импульсов или кодовая последовательность, соответствующая текущему значению пеленга антенны. Устройство отображения первичной и вторичной информации состоит из канала разверток, канала управления, контроля и индикации, монитора и цифровых табло. Канал управления, контроля и индикации (КУКИ) предназначен для формирования сигналов управления работой системы и индикации положения органов управления, сигналов контроля, формирования команд управления и др. КУКИ позволяет вести обмен информацией между оператором и САРП. С помощью органов управления и меню можно запросить нужную информацию: вторичный процессор выдаст запрашиваемую информацию на экран монитора и цифровое табло.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП).

Назначение и основные типы САРП.

САРП совместно с РЛС предназначены для повышения безопасности плавания судов в районах интенсивного судоходства, вблизи берегов, в зонах разделения движения, в узкостях и по фарватерам в любых гидрометеорологических условиях.

САРП – датчик информации, необходимый судоводителю для правильной оценки ситуации встречи с другими судами и принятия обоснованного решения для успешного расхождения с ними.
Последовательность действий судоводителя при использовании радиолокационных средств:

  • получение информации от РЛС (приемника);
  • обнаружение объектов
  • измерение координат
  • определение параметров движения объектов
  • определение параметров встречи с объектом
  • оценка ситуации встречи
  • планирование маневра
  • выполнение и контроль исполнения маневра

САРП выполняет обработку радиолокационной информации и позволяет производить:

  • ручной и автоматический захват целей и их сопровождение;
  • отображение на экране индикатора векторов относительного или истинного перемещения целей;
  • выделение опасно сближающихся целей по установленным критериям: расстоянию кратчайшего сближения Dкр и времени кратчайшего сближения tкр;
  • индикацию на буквенно-цифровом табло основных параметров движения и элементов сближения целей;
  • проигрывание маневра курсом и скоростью для безопасного расхождения;
  • автоматизированное решение нав. задач: счисление пути судна, определение суммарного сноса;
  • отображение элементов содержания навигационных карт;
  • определение обсервованных координат местоположения судна на основе радиолокационных измерений.

Видеосигнал Лаг Гирокомпас

Радар-процессорОсновной Монитор

антенны Клавиатура или

К приемопередатчику управления системой и

Захват целей на автосопровождение.

Варианты захвата ручной и автоматический,

При автоматическом захвате в процессор поступают данные в зоне поиска, устанавливаемой оператором на экране индикатора САРП, в результате чего цели в зоне поиска отбираются для автосопровождения без участия судоводителя.

В режиме ручного захвата производится ручной отбор целей для автосопровождения как в зоне поиска, так и вне ее.

Критерии захвата — количество непрерывных последовательных обнаружений РЛ цели при последовательных обзорах цели. (3/3, 8/8, 15/15)

Особенности использования захвата целей

— автоматический захват снимает часть нагрузки с судоводителя, но может привести к избытку векторной информации на экране индикатора при большом количестве автосопровождаемых целей. (затрудняет определение приоритетных параметров).

— в режиме ручного захвата, несмотря на потерю времени, необходимого для захвата целей и сброса целей с сопровождения, будут отобраны именно те цели, которые действительно представляют интерес для судоводителя.
Первичная обработка радиолокационных сигналов:

обнаружение полезных сигналов,

обнаружение и опознавание (классификация) объектов,

измерение координат объектов.



Вторичная обработка радиолокационной информации:

выработка параметров движения и кратчайшего сближения,

оценка ситуации встречи,

планирование и проигрывание маневра.

Задержки выработки информации.

Влияние датчиков информации (РЛС, гирокомпас, лаг, GPS, пользователь) на точность выработки информации в САРП.


Процедура автосопровождения радиолокационных целей, назначение.

Критерии сброса с автосопровождения.

Полуавтоматическое сопровождение, особенности реализации и использования.
Методы представления информации в САРП: графический («графика АС»), буквенно-цифровой («формуляр»), звуко-световой («сигнализация»).

Буквенно-цифровая информация высвечивается на буквенно-цифровом табло на периферии индикатора, символьно-графическая – на рабочем поле индикатора САРП в пределах его эффективного диаметра.

Символьно-графическая информация отображается на экране ЭЛТ автоматически или по вызову оператора.

Информация, отображаемая автоматически, может иметь вид

Возможные виды информации, отображаемой по вызову оператора:

Символы, присваиваемые оператором автосопровождаемым объектам, могут иметь такой вид:


В САРП предусмотрена световая и звуковая сигнализации:

  • об опасно сближающихся целях в случае, когда значения Dкр, и tкркакой-либо сопровождаемой цели становится меньше допустимых величин, выбранных оператором;
  • о сбросе цели с автосопровождения. Критерием сброса цели с автосопровождения является необнаружение эхо-сигнала от цели в течение нескольких (например, семи) последовательных оборотов антенны;
  • о появлении новой цели при автозахвате;
  • о выходе своего судна за пределы обозначенного на экране индикатора фарватера;
  • о неисправностях работы РЛС.

Требования IMO к САРП, основные и вспомогательные режимы работы.

Источник

Средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП).

Назначение и основные типы САРП.

САРП совместно с РЛС предназначены для повышения безопасности плавания судов в районах интенсивного судоходства, вблизи берегов, в зонах разделения движения, в узкостях и по фарватерам в любых гидрометеорологических условиях.

САРП – датчик информации, необходимый судоводителю для правильной оценки ситуации встречи с другими судами и принятия обоснованного решения для успешного расхождения с ними.

Последовательность действий судоводителя при использовании радиолокационных средств:

— получение информации от РЛС (приемника);

— определение параметров движения объектов

— определение параметров встречи с объектом

— оценка ситуации встречи

— выполнение и контроль исполнения маневра

САРП выполняет обработку радиолокационной информации и позволяет производить:

• ручной и автоматический захват целей и их сопровождение;

• отображение на экране индикатора векторов относительного или истинного перемещения целей;

• выделение опасно сближающихся целей по установленным критериям: расстоянию кратчайшего сближения Dкр и времени кратчайшего сближения tкр;

• индикацию на буквенно-цифровом табло основных параметров движения и элементов сближения целей;

• проигрывание маневра курсом и скоростью для безопасного расхождения;

• автоматизированное решение нав. задач: счисление пути судна, определение суммарного сноса;

• отображение элементов содержания навигационных карт;

• определение обсервованных координат местоположения судна на основе радиолокационных измерений.

Видеосигнал Лаг Гирокомпас

Радар-процессор Основной Монитор

антенны Клавиатура или

К приемопередатчику управления системой и

Захват целей на автосопровождение.

Варианты захвата ручной и автоматический,

При автоматическом захвате в процессор поступают данные в зоне поиска, устанавливаемой оператором на экране индикатора САРП, в результате чего цели в зоне поиска отбираются для автосопровождения без участия судоводителя.

В режиме ручного захвата производится ручной отбор целей для автосопровождения как в зоне поиска, так и вне ее.

Критерии захвата — количество непрерывных последовательных обнаружений РЛ цели при последовательных обзорах цели. (3/3, 8/8, 15/15)

Особенности использования захвата целей

— автоматический захват снимает часть нагрузки с судоводителя, но может привести к избытку векторной информации на экране индикатора при большом количестве автосопровождаемых целей. (затрудняет определение приоритетных параметров).

— в режиме ручного захвата, несмотря на потерю времени, необходимого для захвата целей и сброса целей с сопровождения, будут отобраны именно те цели, которые действительно представляют интерес для судоводителя.

12) САРП Первичная обработка радиолокационных сигналов:

обнаружение полезных сигналов,

обнаружение и опознавание (классификация) объектов,

измерение координат объектов.

13) САРП Вторичная обработка радиолокационной информации:

выработка параметров движения и кратчайшего сближения,

оценка ситуации встречи,

планирование и проигрывание маневра.

Задержки выработки информации.

Влияние датчиков информации (РЛС, гирокомпас, лаг, GPS, пользователь) на точность выработки информации в САРП.

Процедура автосопровождения радиолокационных целей, назначение.

Критерии сброса с автосопровождения.

Полуавтоматическое сопровождение, особенности реализации и использования.

Методы представления информации в САРП: графический («графика АС»), буквенно-цифровой («формуляр»), звуко-световой («сигнализация»).

Буквенно-цифровая информация высвечивается на буквенно-цифровом табло на периферии индикатора, символьно-графическая – на рабочем поле индикатора САРП в пределах его эффективного диаметра.

Символьно-графическая информация отображается на экране ЭЛТ автоматически или по вызову оператора.

Информация, отображаемая автоматически, может иметь вид

Возможные виды информации, отображаемой по вызову оператора:

Символы, присваиваемые оператором автосопровождаемым объектам, могут иметь такой вид:

В САРП предусмотрена световая и звуковая сигнализации:

• об опасно сближающихся целях в случае, когда значения Dкр, и tкр какой-либо сопровождаемой цели становится меньше допустимых величин, выбранных оператором;

• о сбросе цели с автосопровождения. Критерием сброса цели с автосопровождения является необнаружение эхо-сигнала от цели в течение нескольких (например, семи) последовательных оборотов антенны;

• о появлении новой цели при автозахвате;

• о выходе своего судна за пределы обозначенного на экране индикатора фарватера;

• о неисправностях работы РЛС.

Требования IMO к САРП, основные и вспомогательные режимы работы.

Источник



Средство автоматической радиолокационной прокладки

Средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП) предназначено для предупреждения столкновения судов и подготовки принятия рационального решения по выбору маневра в сложной навигационной обстановке путем непрерывной, точной и быстрой оценки ситуации.

Эксплуатационные требования к САРП определены в Резолюции Ассамблеи ИМО А.823(19), принятой в ноябре 1995 г., а также в Правилах по оборудованию морских судов морского регистра судоходства.

Ниже приводятся основные из них:

• захват целей может быть ручным или автоматическим при относительной скорости до 100 узлов; при автоматическом захвате должен быть предусмотрен запрет захвата в определенных зонах обзора;

• должно обеспечиваться автоматическое сопровождение, обработка, одновременное отображение и непрерывное обновление данных не менее чем по 20 целям; сопровождаемые цели должны быть четко обозначены на экране соответствующими символами; информация на индикаторе не должна затенять данные от РЛС;

• на экране по требованию должно отображаться по крайней мере четыре равноразнесенных цели за период, соответствующий используемой шкале дальности при одновременном указании временной шкалы прокладки предыдущих положений;

• должны быть предусмотрены, по крайней мере, шкалы дальности 3, 6 и 12 миль, при этом дополнительно могут быть использованы и другие шкалы дальности, соответствующие требованиям резолюции А.477(ХП);

• САРП должно допускать работу в режиме относительного движения при ориентации изображения «Север» и «Курс» со стабилизацией от гирокомпаса, а также в режиме истинного движения;

• информация о курсе и скорости по захваченным целям должна выдаваться в векторной или графической форме;

• должна быть предусмотрена возможность быстрого определения пеленга и расстоянии до любого объекта, появляющегося на экране;

• при автоматическом захвате цели на экране через одну минуту должна отображаться тенденция ее движения, и в течение 3 мин — предвычисленный вектор перемещения;

• наблюдатель должен иметь возможность выбрать любую сопровождаемую цель для получения информации; при этом по запросу должны немедленно выдаваться следующие данные: текущие дистанция D и пеленгП, курсК и скорость V, дистанция кратчайшего сближения D и время Т следования до точки кратчайшего сближения;

• должна быть предусмотрена возможность имитации маневра своего судна на расхождение со всеми сопровождаемыми целями с упреждением по времени или без него относительно момента имитации.

Рис.7.8. Отображение радиолокационной информации в виде зон опасностей

Кроме того, САРП, как правило, включает две НРЛС, одна из которых работает в трехсантиметровом, а другая в десятисантиметровом диапазоне длине волн, что обеспечивает их эффективное функционирование в различных гидрометеорологических условиях.

В табл.7.2 представлены эксплуатационные характеристики современных отечественных НРЛС, используемых в составе САРП. Эти НРЛС имеют следующие возможности:

• яркое цветное изображение с высоким разрешением на жидкокристаллическом мониторе;

• отображение обобщенной информации о своем судне (географические координаты, курс, скорость, глубина под килем, текущее время);

• увеличение масштаба выбранного участка изображения с отдельной его индикацией на дополнительном поле экрана;

• ориентацию изображения: КУРС, СЕВЕР, КУРС СТАВ;

• режимы относительного и истинного движения со смещением центра развертки в пределах 2/3 радиуса изображения;

• измерители координат целей (визиры направления и дальности, электронная линейка и координатный маркер);

• автообнаружение и сигнализация о нахождении целей в охранной зоне;

Таблица7.2. Эксплуатационные характеристики РЛС

• следы относительного движения целей с регулируемым времеем их длительности;

• автоматическое сопровождение до 50 целей с индикацией параметров движения и параметров сближения с предупреждением об опасности столкновения и имитацией маневров на расхождение (САПР);

• вывод данных САРП в систему отображения морских электронных карт;

• стабилизацию изображения и графической информации относительно воды и грунта;

• электронную карту и контроль плавания по маршруту;

• контроль якорной стоянки.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое радиолокация?

2. Какие задачи решаются с помощью РЛС?

3. Как недостатки РЛС влияют на безопасность судовождения?

4. Какие способы ОМС используются с помощью РЛС?

5. Что такое точечные и пространственные ориентиры?

6. Какими поправками исправляется радиокурсовой угол?

7. Что такое радиолокационные маяки-ответчики и отражатели?

8. Каким оборудованием снабжаются маяки-ответчики?

9. Что такое «качание» частоты и для чего это понятие применяется?

10. Что такое пассивные отражатели?

11. Какие типы отражателей по конструктивному исполнению используются?

12. Какие средства автоматической радиолокационной прокладки используются и как они применяются?

13. Какими возможностями обладают САРП?

Дата добавления: 2015-06-22 ; просмотров: 1149 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник