Меню

Средством выразительности речи является олицетворение это как

Олицетворение. Примеры из литературы.

Олицетворение – это литературный приём, основное отличие которого заключается в присваивании неживым предметам или отвлечённым понятиям человеческих качеств (например, речь, чувства, поведение, физические способности, мысли и т.д.).

Вместе со сравнением, аллегорией, эпитетами, гиперболой, метонимией и другими «собратьями» олицетворение насыщает не только художественное произведение, но и обыденную речь, делая её красочнее и интереснее.

История появления олицетворения

Само слово «олицетворение» заимствовано в русский язык из латинского, в котором чаще используется термин «персонификация», где persona – «лицо» и facio – «делаю». Ещё два синонима, более точно передающие смысл понятия – «одушевление», «очеловечивание».

Появлению этого литературного приёма поспособствовала вера древних людей в одушевлённость всей природы и существование духов и душ, которая называется анимизм. Они объясняли окружающий мир с помощью отождествления процессов жизни человека и природных явлений, а также через наделение неживых предметов душой и живыми качествами. Первобытный человек представлял, что за гром, молнии, дожди и другие явления отвечает какое-то могущественное существо, а не природные процессы.

Роль олицетворения в тексте

В русской литературе считается, что олицетворение – это один из видов метафоры. С помощью этого художественного средства писатель может рассказать, что:

  • деревья задрожали (дети задрожали);
  • радуга улыбнулась (мама улыбнулась);
  • улица проснулась (бабушка проснулась);
  • телевизор кричит (товарищ кричит);
  • ночь подкралась (подружка подкралась);
  • лес уснул (брат уснул) и т.д.

Если понимать приведённые фразы дословно, получится бессмыслица. Ведь деревья не могут дрожать, радуга улыбаться, ночь подкрадываться, а лес спать. Глаголы, стоящие рядом с этими существительными, могут относиться только к живым существам (людям или животным), применять их по отношению к неодушевлённым предметам некорректно.

Использование этого литературного приёма позволяет автору придать речи выразительность и живость, создать яркий образ, неповторимый в своём роде. С помощью художественного тропа выражается отношение к изображаемым предметам и явлениям. Такое описание реальности более впечатляющее, глубокое и наполненное:

Любовь стояла рядом со смертью и от траура смерти ярче сверкала жадность любви.

(А.М. Фёдоров, «Любовь и смерть»)

На какие вопросы отвечает олицетворение

Авторы наделяют человеческими качествами неодушевлённые предметы и природные явления, используя подходящую определённую часть речи. Для этих целей часто употребляется глагол, который отвечает на вопросы: «что сделать?», «что сделаешь?», «что делать?», «что делают?» и др.

Обычно он стоит перед или после описываемого существительного, так как именно глагольное слово способно наделить неживое человеческими свойствами: плачет ива, скучает набережная, ветер выл, ручьи поют и др. Синтаксическая функция в предложении – подлежащее и сказуемое. Например: лучи («кто?») играют («что делают?»).

Кроме того, участвует в формировании олицетворения:

  • полные и краткие имена прилагательные («какое?», «каков?», «какая?», «какие?» и т.д.): угрюмый дуб, злой мороз, безжалостный ветер, разъярённый океан;
  • причастия (что делающий?», «что сделавший», «что делавший?», «что сделанный?», «каков?», «какой?» и др.): танцующая метла, улыбающийся вечер, наряженные горы.

Многие задаются вопросом, как подчёркивается олицетворение. Сам по себе троп не требует выделения. Однако он может выполнять функции главных и второстепенных членов предложения: подлежащего и сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства.

Как отличить метафору от олицетворения (примеры)

Если олицетворение является разновидностью метафоры, то как провести границы между этими образными понятиями? Для начала нужно вспомнить, что такое метафора.

В литературоведении под метафорой понимается процесс нахождения общих черт у двух понятий и проведение параллелей между ними. Иначе говоря, это скрытое непрямое сравнение, основанное на сходстве предметов или явлений (цвету, форме, текстуре и под.).

В свою очередь, в основе олицетворения лежит перенесение на предметы, явления или животных человеческие качества.

  • серебряные волосы (т.е. волосы как серебро) – метафора;
  • луна засмотрелась, горы укрыли (т.е. выполняются действия, которые свойственны людям) – олицетворение.

Ещё одно отличие – распознавание в тексте. Если олицетворение найти несложно, оно прозрачно, так как его смысл очевиден, то метафора завуалирована.

И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

«Я сквозь магический кристалл» – это метафора. Понять, что именно хотел сказать писатель, скорее всего, получится не сразу. В строках используется магический кристалл как символ поэтического воображения. Или:

Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

«Хандра ждала и бегала» – олицетворение. Сразу ясно, что писатель наделяет состояние человеческими свойствами.

Таким образом, метафора строится на основе сходства неодушевлённых предметов и с помощью переноса неживого на живое существо, а предложение с простым олицетворением выражает перенесение качества с одушевлённого на неодушевлённое.

Прием олицетворения в художественной литературе

Олицетворение, как и другие средства выразительности, встречаются на страницах произведений русских и зарубежных писателей. В стихотворениях и в прозаических текстах, описывая природу, отрезки времени или любое другое явление, предмет или состояние, авторы используют этот приём, чтобы оживить изображаемую картину и добавить динамичности. Например: волна набегает, пританцовывают одуванчики, глаза смеются, ветер воет, разум говорит, небо плачет.

Образ-олицетворение воздействует на читателя, легче воспринимается, вызывает эмоцию, передаёт настроение героя. Также приём свойственен не только прозе, но и поэзии, потому что это мелодичный жанр, фольклору, рекламным текстам и повседневной речи. Например:

Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли

Примеры олицетворения в стихах

Часто анализируемый оборот речи встречается в стихотворениях о природе:

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака

Теплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь

В этих строках зима может петь и аукать, баюкать, степь дышать, а облака – петь.

Что касается любовной лирики, то поэт обычно стремиться очеловечить абстрактные понятия: страсть уходила, любовь напевала, чувства говорили и др.

В стихотворении Роберта Рождественского этот языковой троп представлен очень наглядно:

Как много лет во мне любовь спала.
Мне это слово ни о чём не говорило.
Любовь таилась в глубине, она ждала –
И вот проснулась и глаза свои открыла!

Теперь пою не я – любовь поёт!
И эта песня в мире эхом отдаётся.
Любовь настала так, как утро настаёт.
Она одна во мне и плачет и смеётся!

Любовь очеловечивается: спит, поёт, таится, просыпается, открывает глаза, плачет, смеётся.

Олицетворение в русском фольклоре

Олицетворение занимает важное место в русском фольклоре. Не нужно смотреть слишком глубоко, ведь все помнят волшебные предметы из любимых сказок: ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, говорящая печка, ступа Бабы-Яги, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. Также сюда можно отнести сказочных героев: Мойдодыра, Буратино, Колобка, Щелкунчика и др.

Так, в сказке А.С. Пушкина о мёртвой царевне ходит солнышко, сводит зиму с тёплою весной, отвечает:

Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей – Свет ты мой –
Красно солнце отвечало, –
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил.

Кроме того, приём употребляется и в пословицах и поговорках:

  • Хмель шумит – ум молчит; Авоська веревку вьет.
  • Труд всегда дает, а лень только берет.
  • Горе лыком подпоясано.
  • Язык до Киева доведет.

Также можно встретить приём в загадках, народных песнях и преданиях. Так, в загадке «Жёлтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда и он глядит» подсолнух сравнивается с непоседливым мальчиком.

Олицетворение в рекламе

Применяется приём олицетворения и в рекламных роликах. Объект, который рекламируют, очеловечивают, тем самым включают в сферу нашей жизни. За счёт этого вербализированный и визуализированный необычный образ острее воспринимается и лучше запоминается.

  • Твоя кожа тоже хочет дышать свежим весенним воздухом (тональное средство L’Oreal Paris).
  • Ваши ноги будут рады такой обновке (мужские туфли Rieker).
  • Твои волосы скажут «Спасибо!» (шампунь Avon).
  • Val’Za – стильная одежда с душой и характером (бренд одежды Val’Za).

Итак, олицетворение в современном русском языке как художественный приём используется достаточно часто. С его помощью можно создавать запоминающиеся и красочные образы с разными оттенками, которые в тексте лежат на поверхности. Этот троп встречается в литературных произведениях, фольклоре и СМИ. Без него уже нельзя представить повседневную речь.

Источник

Для чего используют и что такое олицетворение в художественной литературе

Писатели с целью эстетического воздействия на читателей посредством художественных образов и выражения своих мыслей через символы, чувства и эмоции используют в своих литературных произведениях многообразные средства художественной выразительности – тропы, применяемые в переносном значении для усиления образности языка и выразительности речи.

К таким литературным приемам относится олицетворение, называемое также персонификацией или прозопопеей. Нередко этот троп помогает изображать природу в лирике, наделяя ее человеческими качествами и свойствами.

В античные времена одушевление природных сил у древних людей было способом понимания и восприятия мира, попыткой истолкования устройства мира. Большинство читателей воспринимает стихотворные произведения, не задумываясь о том, для чего используется прием олицетворения.

История появления олицетворения

Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в духов и души). Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.

Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением. Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

Аллегория

Аллегорией (гр. allēgoria — иносказание, из allos — иной, agoreúo — говорю) называется выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость — в образе Зайца, хитрость — в образе Лисы. Аллегорический смысл могут получать иносказательные выражения: пришла осень может означать «наступила старость»,.

Индивидуально-авторские аллегории часто принимают характер развернутой метафоры, получающей особое композиционное решение. Например, у А.С. Пушкина аллегория лежит в основе образной системы стихотворений «Арион», «Анчар», «Пророк», «Соловей и роза»; у М.Ю. Лермонтова — стихотворений «Кинжал», «Парус», «Утес» и др.

Какой частью речи выступает олицетворение?

Чтобы оживить неодушевленный предмет авторы используют особый прием в качестве глагола. Его можно вписывать перед и после описываемого существительного.

Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.

Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности (как эпитет). Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.

Метонимия

Метонимией (от гр. metonomadzo — переименовывать) называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Например: Фарфор и бронза на столе (П

Интерес представляет метонимия определений. Например, у Пушкина сочетание перекрахмаленный нахал характеризует одного из светских гостей. Безусловно, по смыслу определение перекрахмаленный может быть отнесено лишь к существительным, называющим какие-то детали туалета модного щеголя, но в образной речи такой перенос названия возможен. В художественной литературе встречаются примеры подобной метонимии (Потом приходил коротковатый старичок в изумленных очках. — Бун

Олицетворение — литературный троп

В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений.

В других источниках другое название литературного приема — персонализация, когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.

Примеры олицетворения в русском языке

Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения.

И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова. Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому. Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

Подведем итоги

Олицетворение считается замечательным орудием, позволяющим благодаря удачному применению усилить выразительность и эмоциональность литературного произведения либо обыденной речи.

Прием можно использовать во множестве случаев – от мифов и фольклора до научно-популярных текстов. Многие из них вошли в нашу речь настолько прочно, что даже не ощущаются как выразительные средства, стали повседневными и привычными.

Писатели и поэты регулярно создают новые запоминающиеся яркие и образные олицетворения, увлекая читателей живописными картинами и передавая им настроение.

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например: Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей. Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например: Утешится безмолвная природа И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение. Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.

Чем отличается метафора от олицетворения

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Описание

Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Для создания образности и выразительности речи писатели используют различные художественные средства, среди которых можно назвать олицетворение. В основе возникновения олицетворения лежит перенос свойств и качеств человека на неодушевленные предметы и явления окружающей действительности. В своем произведении писатель, используя этот художественный прием, который является одним из видов метафоры, может нам сообщить, что

  • лес проснулся (сравните: ребенок проснулся);
  • камыш шепчет (девушка шепчет);
  • темнота подкралась (разведчик подкрался).

Использование олицетворения в разговоре

Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.

Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.

Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.

Функция эпитетов

Определения эпитет, метафора, олицетворение, сравнение сводятся к одному — все это художественные средства, придающие выпуклость и выразительность нашей речи. Как литературной, так и разговорной. Особая функция эпитета — это еще и сильная эмоциональность.

Эти средства художественной выразительности, а особенно эпитеты, помогают читателям или слушателям воочию представить, о чем говорит или пишет автор, понять, как он относится к этому предмету.

Эпитеты служат для реалистичного воссоздания исторической эпохи, определенной социальной группы или народа. С их помощью мы можем представить, как говорили эти люди, какие слова окрашивали их речь.

Олицетворение и художественная литература

Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.

Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья.

Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри. Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.

Антономасия

Особый вид метонимии — антономасия (гр. antonomasia — переименование) — троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Геркулесом иногда образно называют сильного мужчину. В языке закрепилось использование в переносном значении слов донкихот, донжуан, ловелас и др.

Нарицательное значение получают также имена известных общественных и политических деятелей, ученых, писателей [Мы все глядим в Наполеоны… (П.)].

Неиссякаемым источником антономасии является античная мифология и литература.

Однако до сих пор сохраняет свою выразительную силу антономасия, основанная на переосмыслении имен исторических деятелей, писателей и литературных героев. Публицисты используют этот троп чаще всего в заголовках.

Олицетворение и антропоморфизмы

Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.

Олицетворение — прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств. Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.

Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм. Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.

Синекдоха

Разновидностью метонимии является синекдоха в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего и наоборот. (С берез неслышен, невесом слетает желтый лист). (Свободная мысль и научная дерзость ломали свои крылья о невежество и косность политического строя

Эпитетом (от гр. epitheton — приложение) называется образное определение предмета или действия (Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. — П.).

Бывавют точные красная калина

(золотая осень, заплаканные окна),

Эпитеты — это чаще всего красочные определения, выраженные прилагательными

Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (ср.: лимонный сок — лимонный свет луны; седой старик — седой туман; он лениво отмахивался от комаров — река лениво катит волны).

Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими (Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана, утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя… — Л.).

В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими (…Белый запах нарциссов, счастливый, белый весенний запах… — Л. Т.). Метафорические и метонимические эпитеты относятся к тропам [картонная любовь (Г.); мотыльковая красота, слезливое утро (Ч.); голубое настроение (Купр.); мокрогубый ветер (Шол.); прозрачная тишина (Пауст.)].

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами. Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.

В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:

Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

Олицетворение: деревья проснулись, словно живые

Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью. Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.

Источник



Что такое Олицетворение

Олицетворение — это один из приёмов в литературе. Он используется, когда неживым предметам, животным или природе приписываются повадки, движения или даже речь и эмоции людей.

Ведь эмоции присущи только людям. Мы можем выразить их с помощью прилагательных (у Лизы была мечтательная улыбка), глаголов (Коля аж привстал, услышав такую речь — т. е. он удивился) или существительных (Саша — гордец).

А вот если взять да и эти глаголы, прилагательные или существительные применить к животному миру или вещам, то получится олицетворение.

Чтобы проще было запомнить, разбейте слово «олицетворение» на части. Получится «лицо» и «творить». Мы придаём чему-то далёкому от эмоций эмоциональную окраску.

Вот, например, Корней Чуковский применял олицетворение в своём стихотворении «Мойдодыр». Тут и бешеная мочалка, и рычащий крокодил, и прыгающие брюки, и кривоногий и хромой умывальник:

«Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня».

Примеры олицетворения в литературных произведениях

С помощью олицетворения предметы как будто оживают. Когда им приписывают эмоции, они становятся более близкими и понятными нам, читателям.

Мы читаем с большим интересом. А олицетворение помогает нашему воображению нарисовать более яркую картину.

«И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал».
А. П. Чехов «Ванька»

«Как раз в это самое время в далёкой стране, за высокими горами, колдовала в угрюмой глубокой пещере злая волшебница Гингема».
А. Волков «Волшебник Изумрудного города».

«Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты».
А. С. Пушкин «Пиковая дама»

«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…».
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

«…Местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгромождённого на возу плетня и привлекала умилённые взгляды поклонников роскоши».
Н. В. Гоголь » Вечера на хуторе близ Диканьки»

«…Притом утреннее солнышко весело светило в окна, а Володя, передразнивая Марью Ивановну (гувернантку сестры), так весело и звучно смеялся…».
Л. В. Толстой «Детство»

«Но и теперь я не ушёл от разъярённого моря: оно снова пустилось за мной вдогонку«.
Д. Дефо » Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…»

«Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей…».
М. Горький «Данко»

Примеры олицетворения в стихотворениях

Олицетворение — частый приём и у поэтов.

С помощью олицетворения можно представить и как идёт туча шла, а церковь молчит, и как рыдает птица, и как стонет и не сдерживает слёз яблоня. Как поют ручьи, а утро радостное и сердце мудрое.

«И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято».
Н. М. Рубцов «Во время грозы»

«Над пучиной в полуденный час
Пляшут искры, и солнце лучится,
И рыдает молчанием глаз
Далеко залетевшая птица».
Н. С. Гумилёв. «Воспоминание»

«…И бьют часы на башне дальней,
считает башня, и печальней
вдали другая вторит ей».
В. В. Набоков «Университетская поэма»

«Волна набегает, узорно
Извивами чертит песок
И снова отходит покорно,
Горсть раковин бросив у ног…
…Летит красноклювая птица,
Глядя на меня без вражды…».
В. Я. Брюсов «Над Северным морем»

«Весенней яблони, в нетающем снегу,
Без содрогания я видеть не могу…
…она старается смахнуть росинки слез
И ужасается, и стонет, как арба…
Тогда доверчиво, не сдерживая слез,
Она касается слегка моих волос. «.
Игорь Северянин «Весенняя яблоня»

«Когда ручьи поют романс
О непролазной грязи,
И вечер явно не про нас
Таинственен и черномаз».
В. Л. Пастернак «Весеннюю порою льда»

«Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро«.
А. А. Ахматова «Дверь полуоткрыта…»

«Встанет Россия — все споры рассудит
Встанет Россия — народности сгрудит…».
Игорь Северянин «Колыбель культуры новой»

Узнайте также про другие Средства выразительности в литературе.

Чем отличается олицетворение от метафоры?

И метафора, и олицетворение — это тропы, то есть обороты речи, построенные на образности. Их основное значение — придать красоту и живость языку.

При этом олицетворение — это разновидность метафоры.

Отличить их можно по следующим пунктам:

1. Метафора — это всегда завуалированное непрямое сравнение. А олицетворение — придание чему-то неживому (явлениям в природе, предметам) и животному миру человеческих качеств: характера, эмоций, движения.

Метафора: смоляные волосы (т. е. чёрные как смоль), кот наплакал (т. е. так мало, как слёз у кота).

Олицетворение: деревья обняли друг друга ветвями (т. е. действие, которое свойственно людям, применено к деревьям), разъярённое море (т. е. эмоция человека — ярость — приписывается неживому морю).

2. В метафоре смысл подразумевается, зачастую его нужно искать. А в олицетворении он всегда очевиден.

«Воля моя — кремень». Кремень тут — метафора. Что этим хотел сказать автор? Нам предстоит подумать и понять, что речь идёт о крепкой, несгибаемой воле.

«Зима недаром злится, прошла её пора…». Ф. И. Тютчев использует олицетворение: он придаёт зиме качество человека — злость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *