Меню

Тема самообразования фольклор как средство развития речи детей младшего возраста

План по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

Севастьянова Евгения Валерьевна
План по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Солнышко»

План по самообразованию

Тема «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

Севастьянова Е. В.

Фольклор — народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, поэтому я забавляю его песенками и короткими стишками-пестушками, их назначение вызвать у ребенка положительные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стишки к первым играм с ручками, пальчиками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и сказок.

Чтение русских народных сказок и разучивание потешек с детьми способствует:

1. Воспитанию любви к русскому народному фольклору.

2. Развитию памяти, активной речи ребёнка, пополнению его пассивного и активного словаря.

3. Развитию эмоциональной сферы ребёнка.

4. Всестороннему развитию личности ребёнка.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Цель: Повышение своего профессионального уровня;

Подобрать и изучить методическую литературу;

Провести диагностику по развитию речи;

Разработать перспективный план;

Создать с родителями воспитанников картотеку потешек на все случаи жизни;

Провести родительское собрание по теме самообразования;

Написать статью в журнал для педагогических работников «Дошкольник»;

Разработать консультации для родителей по теме самообразования;

Построение работы с учетом следующих принципов:

• Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи

образовательная деятельность, обыгрывание режимных моментов, развлечение, рассказывание сказок, потешек, закличек, чтение художественной литературы, настольно-печатные,

дидактические игры, проектная деятельность.

выставки совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» семейный конкурс «Отгадай загадку — нарисуй отгадку»

Словесные – беседы, рассказывание, чтение художественной литературы,

Наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, альбомов

Практические – дидактические игры, показ тематических театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках.

Перспективное планирование по теме: «Развитие речи посредством фольклора»

Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему»Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

Постановка цели и задач по данной теме Рассказывание детям русских народных сказок, потешек, закличек.

Прослушивание аудиозаписей сказок Привлечение к созданию библиотеки красочных книг с русскими народными сказками, потешками

Октябрь Создание картотеки потешек для работы с детьми Разучивание и проговаривание потешек, закличек Участие в досугах, развлечениях

Ноябрь Изучение темы «Настольно-печатные игры по русским народным сказкам Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок, творческих работ «Моя любимая сказка» Конкурс совместных творческих работ «Моя любимая сказка»

Декабрь Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей» Помогать драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок Обогащение уголка ряжения

Январь Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» Развлечение «По дороге к солнышку»

Консультация «Роль фольклора в развитии детей»

Февраль Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок Консультация «Почитай мне сказку, мама»

Март Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок Консультация «Воспитание трудолюбия»

Апрель Изучение темы «знакомство с закличками, потешками о солнышке»

/со специалистами ДОУ: логопед, педагог-психолог/ Развлечение «Маленькие солнышки-помощники большого солнца»

Май Самоанализ плана по самообразованию.

Открытое занятие по развитию речи с использованием макета

«Домашние животные и их детеныши» Развлечение «Наша дружная семья» Презентация проекта «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

• Словарь детей к концу году обогатился новыми словами, оборотами, выражениями

• Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи

• Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;

• Сформируется положительное отношение к режимным моментам

• У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей

«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

«Приобщение детей к истокам народной культуры» /под. ред. Князевой О. Л., Маханевой Д. М. https://krasnoznamenskdou9.edumsko.ru/activity/educational_program/post/133608

• «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада».

Консультация для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Слайд 2 «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Презентация «Отчет по самообразованию «Развитие речевой активности детей раннего возраста средствами фольклора» Тема: «Развитие речевой активности детей раннего возраста средствами фольклора» Третий год жизни является самым благоприятным для развития.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» Отчёт по самообразованию за 2018-2019 учебный год. Тема :«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры».

План по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» АктуальностьТема моего самообразования «Развитие связной речи детей среднего возраста» для меня важна, потому что речь ребенка является.

План по самообразованию педагога «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Индивидуальный план самообразования на 2019-2020 учебный год Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Название темы: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Цель: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук.

План работы по самообразованию: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (калмыцкого и русского) Тема самообразования: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (русского калмыцкого). Цель: повышение своего.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: — Развитие зрительных ощущений: учить.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования» Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких.

План работы по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» План работы самообразования на период с 2018–2019 гг Тема самообразования: » Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам малых.

Источник

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного фольклора» в I младшей группе «А» на 2019 -2020 уч.г.
план-конспект занятия (младшая группа)

Скачать:

Вложение Размер
portal_samoobr.docx 16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного фольклора» в I младшей группе «А» на 2019 -2020 уч.г.

Канафиной Лилии Афкатовны

Воспитателя МАДОУ Детский сад № 5 «КАМЫР БАТЫР»

общеразвивающего вида г. Нурлат

  • Введение___________________________________________________3
  • Актуальность._______________________________________________5
  • Цели и задачи развития речи у младших дошкольников по средствам устного народного фольклора._____________________________ 7
  • Методы и приёмы развития речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора.________________________________7
  • Этапы работы.______________________________________________11
  • План реализации программы._________________________________ 13
  • Планирование работы на год._________________________________ 14
  • Организация практической работы.____________________________ 15
  • Результат работы по развитию речи
    посредством малых форм фольклора.__________________________ 23
  • Практическое значение опыта.________________________________23

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).

Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Н.С.Карпинская, А.П.Усова, Е.А.Флёрина).

Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.

В большинстве исследований ознакомление с фольклором изучается на материале сказок. Теоретические и методические аспекты проблемы ознакомления с малыми фольклорными формами изучены в меньшей степени (Р.П.Боша, Н.В.Гариш, О.Н.Сомкова, Н.В.Самсонюк).

Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:

  • отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;
  • формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;
  • использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);
  • создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).

Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

Таким образом, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Родители и воспитатели должны наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, способствовать обогащению среды, в которой он растет. И несомненно, что в результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

В работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать следующие моменты:

1. ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;

2. в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;

3.Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

4. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;

5. Необходимо контролировать длительность занятия.

4. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;

5. Необходимо контролировать длительность занятия.

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства, подтвердила важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»

Цели и задачи развития речи у младших дошкольников по средствам устного народного фольклора.

Цель : Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

— Развивать речевые способности детей раннего возраста;

-Расширять словарный запас;

-Формировать связную речь;

— Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

— Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

— Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

— Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Методы и приёмы развития речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора .

Я использую следующие приемы и методы развития речи на материале фольклорных произведений.

  • Беседа после чтения. Она должна строиться так, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку.

Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность фольклорного произведения и в то же время замечать красоту художественной формы. Однако беседа не должна разрушать впечатлений, возникающих у ребёнка в процессе слушания текста.

  • Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет речь в произведении, фигурок фланелеграфа и др. Это важно, потому что у детей наглядно-образное мышление.

Например, для того чтобы дети запомнили последовательность событий в сказке используем фланелеграф.

  • Выполнение детьми разнообразных творческих заданий. Они позволяют развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности.

Например, показать на бубне, как идет медведь, как прыгает зайчик.

  • Полезными оказываются речевые упражнения: подобрать слова, характеризующие персонажа, – какой он? Выполнить задание на подбор сравнений, воспроизвести диалоги персонажей – поупражняться в интонационной выразительности и др.
  • Использование музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Они помогают создать настроение, вводят в атмосферу фольклорных произведений, способствуют возникновению творческого состояния во время рисования. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться. Можно использовать звук колокола (колокольчика) он влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. С помощью колокольчика можно настроить детей на то, чтобы они смотрели на человека, который его держит.
  • Использование малых форм фольклора:

а) Загадки — это важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.

Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.

Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

По типу структурной логической задачи существуют пять видов загадок: загадки с точно названными признаками, загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками, загадки с отрицательными сравнениями, загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

Источник



Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Скачать:

Вложение Размер
gotovaya_programma_po_samoobrazovaniyu_2018-2019.docx 34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Программа по самообразованию

«Устное народное творчество в развитии речи

детей раннего возраста»

Кириллова Любовь Леонидовна

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Устное народное творчество – это особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. С самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности позволяет устное народное творчество, которое таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Фольклор – это не только возможность прикоснуться к истории, но и способ доступной весёлой формы развития и воспитания ребёнка.

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного языка.

Речь — чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

∙ Воспитание звуковой культуры речи.

∙ Формирование грамматического строя речи.

∙ Развитие монологической и диалогической речи.

∙ Развитие мелкой моторики.

Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Раскрыть влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.

  1. Показать детям красоту русского языка через устное народное

творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др.;

  1. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие,

обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

— максимальной личностной направленности коррекционного воздействия;

— ориентации на формирование мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности;

— формирования чувства языка и опоры на него в речевой действительности.

Этапы реализация краткосрочной программы:

1 этап — составление плана работы:

— развитие речи детей средствами народного творчества;

— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап — работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:

— разработать занятия, мероприятия, развлечения, игр-имитации по теме проекта;

— разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап – работа с родителями:

— консультации по теме проекта;

— родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация).

Возраст участников: 2 – 3 года (первая младшая группа)

Источник