Меню

Ты море всей гремящей солью брызни чтобы подтвердить печальный мой рассказ средство выразительности

Средства языковой выразительности.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Материал представлен в виде таблицы, содержащей две колонки: средства выразительности, примеры. можно использовать на уроках теории литературы, на уроках русского языка (анализ теста).

Скачать:

Вложение Размер
обобщающая таблица 21.41 КБ
sredstva_yazykovoy_vyrazitelnosti.docx 21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Средства языковой выразительности.

1. Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства.

И очи синие , бездонные

Цветут на дальнем берегу.

2. Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности.

Ещё бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет…

3. Синекдоха — перенос с части на целое и наоборот.

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

4. Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, растений, животных, при котором они говорят, думают и чувствуют как человек.

Обвеян вещею дремотой

Полураздетый лес грустит…

5. Персонификация – полное уподобление неодушевлённого предмета человеку.

«Где вам судить о нас! – вспылила Роза . – Ромашкам полевым в дела садовых роз не следует совать свой нос!»

6. Гипербола – образное выражение, преувеличивающее силу и красоту описываемого.

В сто сорок солнц закат пылал.

7. Литота – образное выражение, преуменьшающее силу и красоту описываемого.

И шествуя важно, в спокойствии чинном , лошадку ведёт под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок!

8. Перифраза – описательное выражение, употреблённое вместо того или иного слова.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

9. Эпитет – поэтическое, образное определение.

Синий туман. Снеговое раздолье.

Тонкий лимонный лунный свет.

10. Сравнение – образное выражение, основанное на сопоставлении двух предметов.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

11. Аллегория – это выражение отвлечённых понятий в конкретных образах.

Перекуём мечи на орала ( призыв к миру )

12. Ирония – насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении.

«Отколе, умная , бредёшь ты, голова?» — Лисица, встретяся с Ослом, спросила.

13.Антитеза – резкое противопоставление предметов, явлений и их свойств.

Идут – красивые и безобразные,

Идут весёлые , идут печальные;

Такие схожие – такие разные,

Такие близкие , такие дальние.

14. Оксюморон – соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого.

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг.

15. Градация – расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.

На седой дремучести его лица светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

16. Синтаксический параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений или их частей.

Он знак подаст: и все хохочут;

Он пьёт: все пьют и все кричат;

Он засмеётся: все хохочут;

Нахмурит брови: все молчат.

17. Анафора – повторение начальных частей слова, двух или более отрезков речи.

Это – выжимки бессонниц,

Это – свеч кривых нагар,

Это – сотен белых звонниц

Первый утренний удар.

18. Эпифора – повторение слов или выражений в конце текста.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник?

19. Инверсия – нарушение установленного порядка следования членов предложения.

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше , и кругом

В тени рассыпанный аул.

20. Риторический вопрос, восклицание, обращение.

Я к вам пишу – чего же боле?

Что я могу ещё сказать?

21. Эллипсис – сознательный пропуск того или иного члена предложения.

Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца; ружьё из чехла – и туда; я за ним.

22. Ряды однородных членов.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон. ( Лермонтов )

23. Аллитерация – повторение одинаковых или сходных согласных звуков.

Источник

Презентация «Синтаксические средства»

Презентация содержит материал для повторения синтаксических изобразительных средств ( фигуры речи).

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Синтаксические средства»»

Синтаксические средства выразительности

синтаксические построения, используемые для усиления выразительности высказывания.

  • Инверсия
  • Градация
  • Парцелляция
  • Умолчание
  • Антитеза
  • Параллелизм
  • Именительный темы
  • Однородные члены предложения
  • Вопросно- ответная форма изложения
  • Повтор (анафора, эпифора)
  • Риторические вопрос, обращение, восклицание

необычный порядок слов в предложении, придающий фразе выразительный оттенок.

Руку мне подал на прощанье.

На меня она имела влияние сильное .

  • В предложениях с инверсией подлежащее располагается после сказуемого, определение — после определяемого слова.

повторение одних и тех же слов или выражений с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи.

Эпифора –повторение определённого слова, словосочетания в конце строк.

Анафора – единоначатие , повторение определённого слова, звуков в начале строк.

Одинаково могут начинаться предложения, строки, абзацы.

Познал я глас иных желаний,

Познал я новую печаль.

Досталась им буханка хлеба – радость ! Сегодня фильм хороший в клубе – радость ! Двухтомник Паустовского в магазин привезли – радость !

В заданиях ЕГЭ повтор, не закреплённый за позицией начала или конца предложения, называется лексический повтор.

противопоставление образов и понятий.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой…

  • Чаще всего антитеза основана на употреблении антонимов.

расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

В заботе сладостно – туманной

Никто не даст нам избавленья,

Градация создаёт нарастание эмоциональной напряжённости речи, усиливает её выразительность.

  • Градация, построенная на ослаблении признака, называется нисходящей .
  • Градация, построенная на усилении признака, называется восходящей .

развёрнутое сопоставление 2-х явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях.

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

  • Для параллелизма характерно сходное синтаксическое построение соседних синтаксических отрезков.

стилистический приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова.

У Елены беда тут стряслась. Большая .

  • Парцелляция выделяет детали общей картины; создаёт неожиданную паузу, которая способствует увеличению эффекта неожиданности наступления действия; усиливает эффект длительности действия или контраста.

В отличие от парцелляции, имеющей свою задачу, неоправданное разделение предложения на части является грамматической ошибкой.

намеренная незаконченность высказывания.

Палач сдёрнул с него лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и… Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. (Н.Гоголь)

  • Фигура, предоставляющая читателю возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

фигура речи, которая основана на употреблении имени существительного ( в Им.п), называющего тему последующей фразы .

Слово! Язык! Об этом нужно писать не короткие статьи, а страстные воззвания к писателям, обширные монографии, тончайшие исследования.

  • Выразительные функции именительного темы связаны с его способностью выделять наиболее значимые части текста, привлекать к ним внимание читателя, а также придавать речи особу экспрессивность.

Фигура, представляющая собой вопрос – утверждение, который не требует ответа .

Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восторге от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях?

  • Риторический вопрос представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.

Приём, передающий различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость .

Приглядитесь хорошенько – как хороша, как красива осина!

  • На письме риторическое восклицание обычно представляет собой восклицательное предложение.

В задании 26 в списке терминов понятия «риторическое восклицание» и «восклицательное предложение» употребляются как синонимичные.

Обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу .

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Вопросно- ответная форма изложения

Способ построения текста, при котором информация излагается в форме вопросов и ответов на эти вопросы.

Что ещё прорастало из детства? Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться.

Однородные члены предложения

Средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений и процессов .

На гранитном парапете, на скамейках, возле зелёного плюща веранды , разложил и расставил свой товар народ торгующий. Продают всякое. Мастера, художники… Народ праздный гуляет, разглядывает, дивится, покупает на память .

  • Однородные члены могут придавать динамику и экспрессивность изображаемому.
  • На основе однородных членов часто создаётся градация.

повтор союза при однородных членах . И блеск, и шум, и говор волн.

построение предложения, при котором однородные члены связываются без помощи союзов : Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. ( А.Блок)

  • По способу соединения однородных членов предложения принято различать приёмы многосоюзия и бессоюзия.

А) Степям и дорогам Не кончен счёт; Камням и порогам Не найден счёт..

Б) А лес шумит. Тихо, проникновенно.

В) Урал! Завет веков и вместе – Предвестье будущих времён, И в наши души, точно песня, Могучим басом входит он!

Г) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

Д) Как может быть, чтоб мёрзлый пар Среди зимы рождал пожар?

5. Именительный темы

6. Риторический вопрос

А) Горячая, страстная речь, сказанная на могиле, трогает только посторонних, вдове же и детям умершего кажется она холодной и ничтожной.

Б) Он волновался, тревожился, сходил с ума.

В)И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Г) Помедли, помедли, вечерний день.

Д) Спит животное Собака. Дремлет птица Воробей.

1. Синтаксический параллелизм

5. Риторическое обращение

6. Риторический вопрос

7. Риторическое восклицание

А) Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам.

Б) Ты, море, всей гремящей солью брызни, чтобы подтвердить печальный мой рассказ.

В) Нужно, чтобы сильные не порабощали слабых, чтоб меньшинство не было для большинства паразитом.

Г) Москва, Сибирь. Два эти слова звучали именем страны.

Д) Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не вами.

Источник



Средства языковой выразительности (тренировочные упражнения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 25 — определение средств художественной выразительности) и литературе можно использовать как для проверочной работы, так и в качестве справочных материалов.

Скачать:

Вложение Размер
sredstva_yaz.vyraz_.docx 15.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ТРЕНИНГ.

СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Вариант 1. Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. В сто сорок солнц закат пылал.

2. Был столь малого роста, что не мог вмещать законов.

3. Голубой экран заменил людям общение.

4. Вся комната янтарным блеском озарена…

5. Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей.

6. Он говорил со мной жестко.

7. Спит земля в сиянье голубом.

8. Я выпил целый стакан.

9. Москва договорилась с Пекином.

10. Черный вечер. Белый снег.

11. Я царь – я раб, я Бог – я червь.

12. Когда умирают кони – дышат, / Когда умирают травы – сохнут.

13. На Земле безжалостно маленькой / Жил да был человек маленький.

14. От других мне хвала – что зола, / От тебя и хула – похвала.

15. В окошки, в двери, в щель войдя, / Ввалилась солнца масса.

16. Она считала дядюшку очень глупым и простым. Но хорошим.

17. Мой друг, Отчизне посвятим /Души прекрасные порывы!

18. Доколе власти будут злоупотреблять нашим терпением?

19. Не бесследно проходят по земле поколения.

20. Швед, русский – колет, рубит, режет.

21. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Вариант 2. Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

2. И звезда с звездою говорит.

3. Глухие тайны мне поручены…

4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…

5. Мы читали Пушкина.

6. В крови горит огонь желаний.

7. Люди в белых халатах помогли ему.

8. Он мой заклятый друг.

9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.

10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.

11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…

12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.

13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…

14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…

15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.

16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…

17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.

18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.

19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!

21. И какой же русский не любит быстрой езды?

Источник