Меню

Урок по теме язык как средство общения 1 класс

Разработка урока на тему: «Язык как средство общения. Порядок действий при списывании» (1 класс)

Урок 1
Язык как средство общения.
порядок действий при списывании

Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации устного общения; научить строить модели звукового состава слова, письму предложений с соблюдением гигиенических норм; способствовать усвоению приемов и последовательности правильного списывания текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из 4–5 звуков; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осознание понятий язык и речь, понимание роли языка в жизни людей; логические – осуществление звукового анализа слов; построение звуковых моделей слов; проведение анализа алгоритма порядка действий при списывании и использование его при решении практических задач.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге; формулировать собственное мнение и аргументировать его; соблюдать грамматические и орфографические нормы устной речи, интонационную выразительность.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают умение преодолевать трудности; выражают желание осваивать новые приёмы и действия, достигать положительных результатов труда.

I. Эмоциональный настрой на восприятие учебного материала (Л.).

− Новый год – сказочный праздник, карнавал, ожидание счастья и волшебства.

Учащиеся водят хоровод,

Хлопают в ладоши.

Новый год! Ты такой хороший!

− За что вы любите этот праздник?

Говорили мне ребятки:

«Санки мне, а мне лопатки,

Лыжи мне, а мне коньки,

Ёлку, бусы, огоньки…»

Вова ждёт в подарок мишку,

Саша – новенькую книжку.

Все ребята говорят:

«Пусть сегодня Дед Мороз

Привезёт подарков воз».

Учитель показывает учебник «Русский язык».

– На уроках обучения грамоте вы научились читать и писать. Теперь можете смело отправляться в путешествие, чтобы открыть для себя увлекательный мир русского языка. А эта книга станет вашим верным и надежным помощником.

II. Знакомство с предметом «русский язык» и учебником (К. + П. + Р.).

– Рассмотрите учебник самостоятельно. Познакомьтесь с Оглавлением учебника. Обратите внимание на фамилии авторов, а также на то, как в учебнике показаны новая тема, правило, слова, которые надо запомнить для правильного написания.

– Кто может сказать, что будем изучать на уроках русского языка?

− О чём вам говорит название книги – «Русский язык»? Как вы думаете, чему научит вас учебник? (Научит правильно говорить и писать, чтобы другие понимали наши мысли; сделает нас грамотными.)

− Ребята, давайте вспомним правила обращения с книгой.

Правила обращения с книгой

● Брать книгу можно только чистыми руками.

● Книга любит одежду – обложку и закладку.

● Переворачивать странички нужно за верхний правый угол.

● Нельзя делать в книге пометки, загибать страницы.

● Если книга порвалась, её обязательно надо «вылечить».

– Почему надо беречь книги? (Ответы учащихся.)

– Отгадайте загадку: «Она волшебница, и вы с ней знакомы. Вы встречаетесь с ней в стихах и сказках, рассказах и повестях. Она помогает вам делиться чувствами и мыслями с другими людьми. Кто эта волшебница?» (Речь.)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Г. Паустовский.)

III. «Открытие» новых знаний.

1. Работа по учебнику (П. + К.).

– Что такое язык и речь? Для чего человеку нужна речь? Рассмотрите картинку и постарайтесь сами ответить на этот вопрос. Прочитайте разговор. (Речь нужна для того, чтобы общаться, делиться своими мыслями, чувствами, впечатлениями с другими людьми.)

Белоус и краснонос,

К нам приходит… (Дед Мороз).

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слёзы льёт бедняжка.

− От Деда Мороза и его внучки Снегурочки пришла открытка. Прочитайте её. Для чего она написана? В каких случаях люди пишут друг другу открытки, письма? Вам приходилось самим писать письма, открытки?

Знакомство с условным обозначением « ! » – «Обрати внимание» (П. + К. + Л. + Р.).

− Прочитайте сведения о языке. Что следует запомнить? (Ответы учащихся.)

Русский язык – наука сложная, серьёзная. Её нельзя изучить за один день. Язык – одно из самых сложных явлений человеческого общества. В нём нет беспорядка, в нём всё подчиняется закономерностям, грамматическим правилам правописания и произношения. Русский язык – наш родной язык. Чему вы научитесь на уроках русского языка? (Ответы учащихся.)

● Кто-то рассказывает – мы … (слушаем) .

● Мы рассказываем – нас … (слушают) .

● Кто-то написал – мы … (читаем) .

● Мы напишем – кто-то … (прочитает).

– Выполните упражнение 3 (учебник, с. 6).

− Посмотрели сегодня утром ребята на календарь, а там последний листок остался. Завтра Новый год! Завтра ёлка! Игрушки будут готовы, а вот ёлки нет. Решили ребята написать Деду Морозу письмо, чтобы он прислал ёлку из дремучего леса − самую пушистую, самую красивую. Вот это письмо.

«Милый дедушка Мороз! Подари нам, пожалуйста, ёлку на Новый год! А игрушки мы сами сделаем. Письмо тебе отнесет Снеговик!»

Написали ребята вот такое письмо и скорей побежали во двор − Снеговика лепить. Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал. На голову Снеговику старое ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа воткнули морковку. Хороший получился Снеговик-почтовик! (В. Г. Сутеев. «Ёлка».)

− Что было написано в письме Дедушке Морозу? Выполните звуковой анализ слова «письмо», и Снеговик оживёт.

Храбрый снежный почтовик,

В тёмный лес пойдёшь

И письмо снесёшь.

− Пока Снеговик держит путь к Дедушке Морозу, выполните задания упражнения 4.

− Труден путь Снеговика, а вам удалось выполнить трудное задание. Снеговику помогли друзья, а вы помогли Антону составить правильную звуковую модель слова «друзья». Каких знаний не хватило Антону, чтобы правильно справиться с заданием?

Подготовка к списыванию (Р. + П.).

− На протяжении всей жизни человеку часто приходится что-то писать, заполнять какие-либо документы, писать письма и поздравительные открытки. Очень стыдно, если человек делает это с ошибками. Одно из качеств культурного человека – его грамотность. Умение списывать текст без ошибок – первый шаг к грамотности.

Прочитайте памятку. Попробуйте рассказать порядок действий при списывании (Р.).

Рекомендации . Очень важно, чтобы каждый из учащихся попробовал вспомнить и рассказать правила, так как тем самым ученик активно готовит себя к письму.

Подготовка руки к письму (Л. + Р.).

Чтоб был здоровым пальчик наш,

Мы сделаем ему массаж.

И к другому перейдём.

Учащиеся массируют пальцы от подушечки к основанию, начиная с мизинца левой руки. Закончив массаж левой руки, приступают к правой.

Списывание пословицы (действия с применением памятки ) (Р.).

2. Работа в тетради «Русский язык» (упражнения 1–6).

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу.

− Кроме учебника «Русский язык», помогать нам овладевать знаниями и умениями будет «Рабочая тетрадь», которая состоит из двух частей.

Узнаёте Снеговика, которого слепили ребята? Что с ним случилось? (Поднялась метель; завыл, закружил снежный буран. Задрожал Снеговик и… рассыпался.)

А нашего Снеговика испортил Ластик. Чтобы Снеговик вовремя доставил письмо Деду Морозу, нужно срочно восстановить его. Дорисуйте характерные детали Снеговика.

Гимнастика для глаз

– Часто поморгайте несколько раз. Закройте глаза и спокойно сосчитайте до 5. Повторите упражнение 4 раза (Л.).

− Отгадайте загадку (П.).

Он бывает тихим, громким,

А ещё – глухим и звонким.

Может быстро проскочить,

А захочет – будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот ему – как дом родной,

Из него летит волной,

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться…

Если где услышишь стук,

Значит, к нам добрался… (звук) .

− Что вы знаете о звуках? Составьте звуковые модели слов «ёлка», «лисичка», «звёзды» (П.).

Ученики работают в тетрадях и на закрытой доске. По окончании работы проводится самопроверка (Р.).

− Какие слова подходят к данной звуковой схеме? Запишите.

Учитель показывает иллюстрации: чайка, фильмы, письма.

− Почему не подходят остальные слова? (Ответы учащихся.)

Вот он деревце качает,

Фырчит, рычит, ветки ломает,

Пыль поднимает, тебя с ног сбивает,

Слышишь его, да не видишь.

− Посмотрите, что он натворил, проказник. Какие слова разметал ветер? Соберите и запишите. (Буквы, звуки, слоги, слова, книги.)

Физкультминутка (Л. + Р.)

Важно всем, друзья, вам знать:

На уроке нужно отдыхать.

Дружно выполним движения

Для снятия усталости, бодрого настроения.

Ручку на пояс ( правую ), пояс ( левую ),

Плечики ( правую на правое плечо ),

Плечики ( левую на левое плечо ),

Вверх ( правую ), вверх ( левую ),

Хлоп, хлоп, хлоп ( хлопки в ладоши над головой ).

Ручки на пояс, пояс,

Вниз ( правую на правое колено ),

Вниз ( левую на левое колено ).

Топ, топ, топ ( притоптывание ножками ).

− Прочитайте предложения, выберите и впишите нужные слова. (Гласные, буквой.) Объясните свой выбор (П. + К.).

− Вспомните порядок списывания текста. Спишите пословицы (упражнение 5, учебник). Какие пословицы вы прочитали в первый раз? Попробуйте объяснить их смысл (Р. + П.).

IV. Итог урока. Рефлексия (К. + Л. + Р.).

− Прочитайте пословицы, которые были предложены для списывания. О чём они? (Ответы учащихся.)

− Что такое речь? Почему человек не может обойтись без речи? Какой должна быть речь?

− Какие задания вы сегодня выполняли? С какими справились легко? Какие вызвали затруднения?

− Как написать слово «ласточка» тремя буквами? («Лас.»)

Задание «Волшебные точки». (Уточки, веточки, ленточки.)

− Попробуйте продолжить. (Платочки, ниточки и др.)

− Когда ставится точка? Этот вопрос – приглашение на следующий урок.

Источник

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме «Язык как средство общения. Порядок действий при списывании» (ОС «Начальная школа XXI века»)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Язык как средство общения. Порядок действий при списывании Тигай Елена Юрьевна учитель начальных классов ГБОУ города Москва «Школа №998» 2016-2017 учебный год

Знакомство с новым учебником и тетрадью.

Обсуждение условных обозначений.

На уроках русского языка ты будешь учиться говорить и писать правильно, без ошибок, а также узнавать, как устроен наш язык, на котором ты говоришь и пишешь. Ценная информация. Дети самостоятельно читают текст, обсуждают прочитанное (можно в парах) и объясняют как они поняли прочитанное. При нахождении этой же информации в учебнике, сообщить учителю и … повторно проговаривается цель обучения на уроках русского языка.

ТОЧКИ ТОЧКИ ТОЧКИ Разгадывание ребусов.

РАБОТА СО ЗВУКОВЫМИ МОДЕЛЯМИ СЛОВ Составить звуковые модели слов на доске (и перед каждым ребёнком). Как вариант, можно одно из слов разобрать коллективно, а остальное самостоятельно. А после закрасить клетки по образцу, дополнительно обозначив звонкость/глухость согласного звука и ударение.

УЧЕБНИК стр. 4 упр. 1 РАБОТА С ТЕКСТОМ ТПО стр. 4 упр. 5 Прочитать текст упражнения. Ответить на вопросы (устная работа) После знакомства с правилом, обсудить текс открытки в упражнении №2.

УЧЕБНИК стр. 6 упр. 4 РАБОТА С ТЕКСТОМ ТПО стр. 4 упр. 6

УЧЕБНИК стр. 7 Обсудить каждый пункт. Запомнить.

Применение правила ТПО стр. 4 упр. 6

ПОДВОДИМ ИТОГИ Сегодня я узнал…. Я научился… Было интересно … Я понял, что … Теперь я могу …

Номер материала: ДБ-013710

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему: «Родной язык – средство общения» 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку на тему: «Родной язык – средство общения» 1 класс

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока по русскому языку на тему: «Родной язык – средство общения» 1 класс 25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы

Готов ли ты начать урок?

Все на месте? Все в порядке:

Учебник, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

— Какое у вас настроение? Начнем урок!

— Сегодня мы продолжим разговор на тему: «В мире общения» и будем учиться достигать главную цель общения – взаимопонимание.

Р: учитывать выделенные учителем

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности;

— А сейчас проверим домашнее задание.

— О чем дети могли беседовать? (о книге)

— Умеют ли мальчики слушать друг друга? (нет)

— Что вы можете им посоветовать? (научиться слушать друг друга, не перебивать, приходить к общему мнению)

— Кто может объяснить смысл пословицы, которая написана под упр.6?

Постановка учебной задачи и ее решение

— Как люди понимают друг друга? (они разговаривают, общаются)

— Что они используют для общения? (язык, речь)

— Все ли люди на нашей планете могут понять друг друга? (нет)

— Почему? (разговаривают на разных языках)

— Как люди называют язык, на котором они разговаривают? (родной язык)

— Чем служит родной язык для людей? (средством общения)

— Как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Родной язык – средство общения)

— Какую цель мы перед собой поставим?(воспитывать ценностное отношения к русскому языку как к языку своей Родины. )

Отвечать на вопросы.

Строить логическое рассуждение.

Определять цели и пути их достижения.

К: участвуют в учебном диалоге;

строят реч. высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Решение частных задач

Практический: работа со словарем;

слово учителя, фронтальный опрос;

Практический: запись предложения;

Практический: запись предложения;

Практический: работа в парах;

Практический: выполнение упражнение устно;

— Ребята, на каком языке говорят и читают русские дети? (на русском)

— Прочитайте текст упр.2.

— Что сказано в том тексте о других народах? (то что у других народах есть свой родной язык)

— А какой ваш родной язык? (русский)

— Найдите на стр.8 условное обозначение – работа в парах.

— Что необходимо сделать? ( прочитать стихотворные строки и объяснить их смысл)

— Выполните это задание в парах.

— Кто объяснит, как он их понимает?

— Прочитай задание упр.4. что необходимо сделать? (закончить предложение и списать его)

— Откройте тетради и выполните это задание.

— А как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)

— Запишите в свой словарик слова, которые вы видите внизу стр.8.

— подчеркните орфограммы в их словах, как показано в учебнике.

— Такие слова мы будем называть словарными словами. Их написание надо запомнить.

— Многие поэты в разных странах восхищались красотой и богатством русского языка. Так писал о нашем родном языке словенский поэт Антон Анекерц:

Язык прекрасен русского народа,

Как ты пленителен, как близок мне!

Какие тайные созвучья – струны

Родишь ты вдруг в душевной глубине!

— Какая страна является для нас родной? (Россия)

— Значит, Россия – это наша родина. Для какого народа русский язык – родной? (русского)

— А каким же русский язык является для других народов, живущих в России? (государственным)

— Он является языком их родины – страны, где они живут и где русский язык помогает всем людям общаться между собой. Поэтому русский язык надо ценить, изучать.

— Все встаем из-за своих мест и немного отдохнем.

— Прочитай задание упр.6. Что необходимо сделать? (прочитать пословицы, подумать над их смыслом. Записать вторую пословицу)

— Выполните это задание самостоятельно.

— Кто может объяснить смысл этих пословиц? (если написано стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь; перед тем как что-то сказать, необходимо над этим хорошо подумать)

Работать со словарем

Выбирать необходимую информацию.

Отвечать на вопросы.

Узнавать новую информацию.

Строить речевые высказывания;

Отвечать на вопросы;

Выбирать необходимую информацию.

Обосновывать свое мнение;

Отвечать на вопросы;

Отвечать на вопросы;

Выбирать необходимую информацию.

К:оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: извлечение из рассказа учителя необходимой информации.

П: осуществляют поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге;

формулируют ответы и выводы;

К: обмениваются мнениями;

К: строят реч. высказывания.

Л: установка на ЗОЖ

Р: адекватно воспринимают оценку учителя.

Практический: выполнение упражнения;

— Прочитай задание упр.7. что нам необходимо сделать? (соотнести рисунки со словами.

— К какой картинке относится первое слово? (4) Второе? (2) Третье? (1) Четвертое? (3)

— Прочитай пословицу, которая написана на желтом поле. Кто может объяснить ее смысл? (если из пословицы убрать слово, то она потеряет свой смысл)

— Запишите домашнее задание перечитать и запомнить пословицы на с.9, запомнить словарные слова.

Отвечать на вопросы;

Определять количество слов в предложении;

Отвечать на вопросы;

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия

Итог урока. Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы.

— Что узнали нового? Каким может быть общение?

— Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?

— С каким настроение заканчиваете урок?

— Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы;

К: участвуют в учебном диалоге; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Технологическая карта урока русского языка Дата: Учитель – методист школы: Школа: Класс: 1 Методист ЧГПК № 1 Урок: Время: Студентка 45 группы Кабинет: Нестеренко Д.С.

Тема урока: « Родной язык – средство общения».

— Способствовать осознанию учащимися цели общения – достижения взаимопонимания, развитию умений общаться, слушать, читать, писать, повышению культуры речевого общения, формированию понятия о том, что каждый народ использует в общении свой родной язык;

— Содействовать воспитаю любви, ценностного отношения к русскому языку как к языку своей Родины.

Тип урока: открытие нового знания.

— научатся соблюдать правила культуры речевого общения;

— научатся оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от пословиц;

— научатся ценностному отношению к русском языку как к родному, как языку своей Родины;

— научатся различать понятия устного общения (слушаю, говорю) и письменного (читаю, пишу);

— осознать цель общения – достижения взаимопонимания;

Оборудование: учебник русского языка Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева Перспектива, тетрадь, презентация.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 1 классе «Русский алфавит, или азбука».

Конспект урока по русскому языку на тему: » Вводный урок по курсу русского языка» 1 класс.

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему «Двойные согласные» по учебнику С.В. Ивановой.

УМК «Школа России&quot.

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг.

РОДНАЯ СТРАНАЦели: формировать познавательный интерес о многонацио­нальной стране Россия; развивать умение пользоваться справочной литературой.Ход урока I. Организационный момент.

Источник



Конспект урока по родному языку 1 класс Тема урока: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_3.docx 38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по родному языку 1 класс

Предмет: Родной язык (русский язык)

УМК: Школа России

Тип урока: систематизация знаний

Тема урока: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем».

Цель: закреплять условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения.

I. Определение темы и цели урока

— Вспомните, какие значения имеет слово «язык»?

(Язык как орган речи, как наука, как часть колокола, обуви. Язык нужен для общения)

-Что же такое речь? Для чего она нужна?

(Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды: слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь), чтение и письмо).

– Для чего мы будем изучать русский язык?

— О чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?

Лучше скажи мало, но хорошо.

-Помни. Тетрадь – это лицо ученика.

-А для чего нужно уметь красиво писать?

III. Повторим, что мы знаем о речи

1.– Как вы думаете, зачем людям нужна речь?

— Когда же возникла речь?

— Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.)

— Из чего состоит наша речь?

— Подумайте, а может ли быть речь без слов

-Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают?

— Рассмотрите рисунок (Слайд 1)Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам?

— Почему? (Животные издают звуковые сигналы.)

— Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.

(Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью.

Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменно.

— У каждого человека есть Родина. Как вы понимаете это слово?

Как называется наша Родина?

Прочитайте (на доске)

Родина, русский язык, Россия, Русь.

Русский язык — мой родной язык.

Москва-столица нашей Родины.

Запись в тетрадь после разбора орфограмм

3. — Устно закончите предложения

-когда мы говорим, мы произносим ….(звуки)

-на письме звуки обозначаются….(буквами)

-сколько в алфавите букв?

-Сколько гласных букв? 10

-Сколько согласных букв? 21. ( звуков 36)

— Скажите ребята, а к какой речи относятся звуки, а к какой буквы?

(Звуки – это устная речь, а буквы – письменная речь.)

— При записи письменной речи — записываем предложения. Начало предложения начинается с заглавной буквы, а в конце ставим точку.

– Что нового узнали?

– Какие знания повторили?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Человек владеет …(речью).

Речь нужна для того, чтобы … (общаться с другими людьми).

Источник